<< Предыдущая

стр. 23
(из 37 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

диапазонах. Может быть, прежде чем заплатить деньги, Вы предпочтете
"побывать" на демонстрации мод или сделать что-то еще. Так или иначе, но
интерактивность позволит совмещать полезное с приятным.
Сегодня фирменные товары часто становятся "персонажами"
художественных фильмов и телевизионных программ. Герой, который когда-то
заказал бы просто пиво, теперь заказывает Budweiser. В кинофильме Demolition
Man (Разрушитель, 1993 год) создается впечатление, что на планете из всей
сети быстрого питания уцелели исключительно рестораны Тасо Bell. За эту
привилегию заплатила корпорация PepsiCo, в которую входят рестораны Тасо
Bell. Ну а Microsoft заплатила за то, чтобы в кинофильме True Lies (Правдивая
ложь) Арнольд Шварценеггер (Arnold Schwarzenegger) обнаружил на экране
компьютера арабскую версию Windows. В будущем компании, вероятно, станут
платить не только за то, чтобы их продукция появлялась в фильмах, но и за то,
чтобы она была доступна для покупки любому зрителю. У Вас будет
возможность выяснять подробности о каждом увиденном изображении. Вот так
магистраль позволит реализовать еще один - ненавязчивый - вид сервиса. Если
во время фильма Top Gun (Топ Ган) Вы решили, что солнцезащитные очки
пилота, роль которого играет Том Круз (Tom Cruise), действительно здорово
смотрятся, Вы сможете приостановить фильм, выспросить все про эти очки и
тут же их купить. Правда, если ленту снабдили коммерческой информацией. А
может быть, Вы просто пометите нужную сцену, чтобы вернуться к ней позже.
Если в фильме есть сцена, снятая в каком-то отеле на экзотическом курорте, Вы
легко разузнаете, где он находится, какие в нем расценки, и забронируете себе
номер. Если Вам приглянулась удобная кожаная сумочка, с которой не
расстается снявшаяся в фильме звезда, то магистраль позволит Вам
просмотреть всю гамму кожаных изделий данной фирмы и либо заказать одну
из них, либо выяснить адрес магазина, где они есть в продаже.
Поскольку информационная магистраль сможет нести видео, в
большинстве случаев Вы заранее в деталях разглядите то, что собираетесь
заказать. Тогда не попадете впросак, как однажды это произошло с моей
бабушкой. Я отдыхал в летнем лагере, и она решила прислать мне сладости.
Заказав сотню лимонных леденцов, она полагала, что я быстро справлюсь с
сотней конфет. Каково же было мое изумление, когда я получил 100 пакетиков
с леденцами ! Я раздавал их направо и налево и пользовался большим успехом
у своих сверстников, пока однажды у нас не разболелись десны. Так вот, на
магистрали, прежде чем бронировать места в каком-нибудь отеле, Вы
совершите по нему видеоэкскурсию. Вам не придется переживать,
действительно ли цветы, заказанные для матери по телефону, так хороши, как
обещает каталог. Вы увидите, как цветочница составляет букет, а если
пожелаете, она на Ваших глазах заменит увядшие розы свежими анемонами.
Покупая одежду, Вы рассмотрите ее на экране в полный рост, даже сможете
оценить, как она сочетается с другими вещами из Вашего гардероба или с теми,
которые Вы только собираетесь купить.
Точно зная, что Вам нужно, Вы сможете без проблем заполучить это.
Компьютеры позволят подгонять серийные товары под запросы конкретного
потребителя. Такая подгонка станет для производителя важным способом
внесения добавленной стоимости. Все чаще товары - от ботинок до кресел, от
газет и журналов до музыкальных альбомов - будут создавать прямо на месте,
чтобы они точно соответствовали пожеланиям того или иного заказчика. И
главное, такая вещь не всегда обойдется дороже серийной. Вот тогда поточное
производство (mass production) многих категорий товаров сменится серийным
производством с подгонкой (mass customization) - так же, как несколько
поколений назад поточное производство вытеснило изготовление на заказ
(made-to-order).
До массового выпуска товаров каждую вещь создавали по отдельности,
используя трудоемкие методы, которые не позволяли добиться высокой
производительности и приличного уровня жизни. Пока не изобрели швейную
машину, все рубашки шили вручную, управляясь одними лишь нитками и
иголкой. У человека среднего достатка в то время рубашек было немного -
стоили они дорого. В 1860-х годах, когда в изготовлении одежды начали
применять методы поточного производства, фабрики стали выпускать большие
партии одинаковых рубашек. Цены на них упали, и даже рабочие могли
позволить себе несколько штук.
Скоро появятся компьютеризованные швейные машины, способные при
пошиве каждой рубашки следовать разным наборам команд. Заказывая одежду,
Вы сообщите свои размеры, выберете ткань, фасон, покрой воротничка и
прочие переменные параметры. Все эти сведения через информационную
магистраль попадут на завод, который тут же выполнит заказ и передаст его
службе быстрой доставки. Доставка товаров, заказанных через магистраль,
превратится в крупный бизнес. Здесь неизбежна жестокая конкуренция, и,
когда люди начнут покупать товары в основном на магистрали, подобная
услуга станет очень быстрой и дешевой.
Корпорация Levi Strauss & Co. уже экспериментирует с изготовлением
на заказ женских джинсов. В растущей сети их торговых точек покупательницы
доплачивают всего 10 долларов за точную подгонку джинсов по своей фигуре
(рост и объем бедер и талии) и выбирают любую из 8448 комбинаций фасонов.
Эти сведения магазинный компьютер передает на завод корпорации в штате
Теннесси, где машины под управлением заводских компьютеров раскраивают
джинсовую ткань, наклеивают на нее ярлык со штрих-кодами, а потом стирают
и сшивают. Готовые джинсы пересылаются в магазин, откуда поступил заказ,
или прямо клиенту.
Вполне вероятно, что в ближайшие несколько лет размеры одежды всех
клиентов будут регистрироваться в электронном виде, благодаря чему Вы легко
проверите, подойдет ли Вам готовая одежда или ее лучше сделать на заказ.
Если Вы откроете эти сведения своим друзьям и родственникам, им будет куда
проще купить для Вас не только красивую, но и подходящую вещь.
Подобного рода информация значительно расширит возможности
магистрали по оказанию консультационных услуг. Люди, добившиеся успеха в
тех или иных областях, смогут публиковать свои соображения, рекомендации и
обзоры примерно так же, как преуспевающие инвесторы издают
информационные бюллетени. Арнольд Палмер (Arnold Palmer) и Нэнси Лопез
(Nancy Lopez) могли бы назвать любителям гольфа полезные, на их взгляд,
материалы. Редактор, сегодня работающий в The Economist, мог бы открыть
свою службу и распространять дайджесты новостей, связанные с текстом и
видео во множестве источников. Пользователи его службы, вместо того чтобы
тратить по 60 центов за газету, платили бы по несколько центов в день за
услуги эксперта-посредника, подбирающего новости, и еще какую-то (совсем
небольшую) сумму - источникам каждого сообщения. При этом клиент
определял бы, сколько статей он хочет прочитать и сколько денег он готов
заплатить за это. Чтобы получать свою ежедневную дозу новостей, Вы могли
бы подписаться на услуги сразу нескольких таких служб, а уж окончательную
компоновку собственной "газеты" Вы доверили бы программному агенту или
специальному человеку.
Эти службы, людские или электронные, будут собирать информацию,
отвечающую определенной философии или определенному кругу интересов, и
в конкурентной борьбе им поможет только талант и репутация. Аналогичную
роль сегодня выполняют журналы. Многие из них посвящены очень узкой
тематике и направлены к ограниченной аудитории. Например, читатель,
интересующийся политикой, отлично знает: то, что он (или она) читает в
National Review, вовсе не "новости". Это бюллетень из мира консервативной
политики, который старается не бросать вызов убеждениям читателей. А на
другом конце политической шкалы The Nation - журнал, ориентированный на
публику с либеральными взглядами.
Поставщики информации - примерно так же, как киностудии, стремясь
продать свои новые фильмы, устраивают в кинотеатрах предварительные
просмотры, печатают афиши и предпринимают массу других усилий - будут
пользоваться всеми мыслимыми и немыслимыми способами, лишь бы убедить
Вас принять их продукцию. В потоке информации Вы найдете немало сведений
местного характера, поступающих из ближайших больниц, школ, торговых
предприятий и даже от разносчиков пиццы, потому что подключение фирмы к
магистрали не вызовет значительных затрат. А как только подобная
инфраструктура будет создана и ее примет некая критическая масса
пользователей, буквально все бизнесмены захотят "приходить" к своим
клиентам по магистрали.
Впрочем, некоторые беспокоятся, что покупка товаров или новостей
через информационную магистраль начисто лишит их возможности
неожиданных открытий - самому выкопать в газетах сенсацию или наткнуться
на необычное блюдо в закусочной где-нибудь на парковой аллее. Конечно,
такие "сюрпризы" - штука очень редкая. В частности, газеты издают редакторы,
которые по опыту знают запросы своих читателей. Хотя время от времени та же
The New York Times публикует на первой полосе не совсем обычные для нее
статьи, например о достижениях в математике. Сугубо специализированные
материалы подаются под таким углом, который делает их интересными
широкому кругу читателей, включая тех, кому математика просто до лампочки.
Примерно так же поступают и владельцы магазинов, выискивая что-то новое,
что может заинтриговать покупателей. В витрины они всегда выставляют те
товары, которые, как они надеются, остановят взгляд прохожего и заманят его в
магазин.
Так что и на магистрали хватит места заранее просчитанным сюрпризам.
Нет-нет да и соблазнит Вас программный агент каким-нибудь вопросником,
который поможет уточнить Ваши вкусы, выявить подсознательные реакции на
те или иные вещи. Агент превратит анкетирование в своеобразную игру, даст
Вам сравнить Вашу реакцию с нормой. Построив на основе полученной таким
образом информации профиль Ваших наклонностей, агент сможет в
дальнейшем руководствоваться им. Он будет изучать, как Вы пользуетесь
системой для чтения новостей или "шоппинга", и в этот момент также займется
пополнением профиля Ваших вкусов. Он запомнит, к чему Вы проявляете
интерес, на какие статьи реагируете так, словно они для Вас сюрприз, и
постарается в будущем устраивать Вам побольше подобных "сюрпризов". Как
только Вам захочется чего-нибудь эдакого, пожалуйста - получите ! Наверное,
нет смысла говорить, сколько еще предстоит споров и пересудов насчет того,
кому будет разрешен доступ к содержащейся в этих профилях информации. Но
главное - чтобы Вы имели доступ к своему профилю.
Спрашивается: зачем каждому человеку создавать такой профиль ?
Лично мне вовсе не хочется открывать о себе всю подноготную, но, с другой
стороны, знай агент, что мне, например, любопытно посмотреть на систему
безопасности в новой модели Lexus'а, он бы мне ее показал. Или, скажем,
обратил мое внимание на выход новой книги Филипа Рота (Philip Roth), Джона
Ирвинга (John Irving), Эрнста Дж. Гейнза (Ernest J. Gaines), Дональда Кнута
(Donald Knuth), Дэвида Халберстэма (David Halberstam) или другого давно
любимого моего писателя. Я был бы не прочь, если бы агент сигнализировал о
появлении новых книг по интересующей меня тематике: экономике и технике,
теории обучения, биотехнологии, Франклине Делано Рузвельте наконец. Меня
очень увлекла книга The Language Instinct, написанная Стивеном Пинкером
(Steven Pinker), профессором из MIT (Массачусетсского технологического
института), и я бы хотел быть в курсе новых книг или статей, развивающих его
идеи.
С сюрпризами Вы встретитесь и тогда, когда будете "путешествовать"
по гиперсвязям, установленным другими людьми. Сегодня пользователям
нравится бродить по всемирной паутине в Internet, "пролистывая" страницы
компаний, связанные с другими страницами - этой же или других компаний.
Подобные связи обозначаются "горячими точками" (картинками, кнопками или
выделенными словами), щелчком которых на экран вызываются связанные с
ними страницы.
Некоторые частные лица создают свои домашние страницы. Частные
домашние страницы - штука, о которой можно рассуждать очень долго. Какими
сведениями или мыслями Вы хотели бы поделиться со всем миром ? Будут ли
на Вашей странице гиперсвязи, и если будут, то с чем ? Кому взбредет в голову
заглянуть на Вашу страницу ?
Электронный мир позволит фирмам-производителям продавать свои
товары непосредственно потребителям. Чтобы облегчить доступ к информации
о выпускаемой ими продукции, все они, несомненно, обзаведутся в сети своими
страницами. В то же время любой фирме, выработавшей успешную стратегию
дистрибуции (в нашем случае - создавшей сеть розничных торговцев
программными продуктами), придется решать, как именно пользоваться этими
страницами. Ведь публиковать свежую информацию, включая списки
дистрибуторов, - дело совсем нетрудное, но важно поддерживать и розничных
торговцев. Поэтому даже такая компания, как Rolls-Royce, с ее исключительно
закрытой системой дистрибуции, по-видимому, тоже создаст домашнюю
страницу, на которой будет сообщать о своих последних моделях и о том, где
их приобрести.
Розничные торговцы хорошо поработали на Microsoft, и нам приятно,
что покупатели, заходя в магазины, видят там большинство наших продуктов, а
продавцы способны дать им толковый совет. Microsoft и в дальнейшем
намерена продавать свою продукцию через розничную торговлю, но часть
торговых точек станет электронной.
А возьмите страховую компанию, которая эффективно работает через
агентов. Захочет ли такая компания обслуживать клиентов прямо из
центрального офиса ? Доверит ли она агентам, которые сейчас ведут дела
исключительно в своем районе, действовать через сеть в масштабах
государства ? Решить это вот так сразу очень и очень непросто. Здесь придется
учитывать все факторы и на их основе принимать те или иные решения. Ну а
конкуренция покажет, чей подход лучше.
Домашние страницы - электронная форма рекламы. Программная
платформа информационной магистрали предоставит фирмам полный контроль
над способами подачи информации. На магистрали реклама должна быть
оригинальнее, изобретательнее, чтобы она притягивала внимание избалованных
пользователей, которые к тому времени привыкнут смотреть только то, что им
хочется, и тогда, когда это им удобно.
Сегодня реклама субсидирует почти все телевизионные программы и
периодические издания. Рекламодатели размещают свои ролики в самых
популярных программах и публикациях, которые привлекают наибольшую
аудиторию. Они тратят колоссальные средства, пытаясь убедиться в
эффективности своей рекламной стратегии. И на магистрали рекламодатели
тоже потребуют каких-то гарантий: действительно ли их реклама достигла тех,
кому она адресована. Но реклама не окупит себя, если каждый начнет ее
пропускать. Магистраль предложит здесь определенные альтернативы. Одна из
них - такое программное обеспечение, которое позволит быстро прокручивать
все, кроме рекламы, воспроизводимой с нормальной скоростью. Не исключено,
что на магистрали организуют просмотр рекламных объявлений блоками.
Например, когда во Франции начали группировать рекламные объявления, их
пятиминутные блоки стали самыми популярными отрезками эфирного времени.
Сейчас реклама адресуется телезрителям по кустовому принципу.
Рекламодателям известно, что телевыпуск новостей привлекает один тип
зрителей, а соревнования по борьбе - другой. При этом учитывается размер
аудитории и ее демографический состав. Реклама, обращенная к детям,
субсидирует детские передачи; та, что адресуется домохозяйкам, финансирует
мыльные оперы, транслируемые в дневное время; производители автомобилей
и пива являются спонсорами спортивных соревнований. Однако в
распоряжении рекламодателей, размещающих рекламу на телевидении, по-
прежнему находится лишь самая общая информация о зрительской аудитории
той или иной передачи, полученная по статистической выборке. Поэтому
телевизионная реклама часто обращается не к тем, кого упомянутая в ней
продукция может заинтересовать.
Журналы, напротив, благодаря своей ориентации на людей с
определенными интересами позволяют адресовать рекламу более прицельно -
автолюбителям, музыкантам, модницам и даже таким узким группам, как
любителям плюшевых медвежат. Тот, кто покупает журнал, посвященный
плюшевым мишкам, естественно, хочет видеть рекламу о предмете своей
страсти и обо всем, что с ним связано. Кстати, многие покупают
специализированные журналы зачастую не только из-за репортажей и статей,
но и из-за соответствующей рекламы. Журналы мод, например, если они
процветают, минимум наполовину заполнены рекламой. Они предлагают
читателям как бы рассматривать витрины, не выходя из дома. Рекламодатель в
этом случае не знает запросов конкретных читателей журнала, но ему кое-что
известно об этой читательской аудитории в целом.
Информационная магистраль позволит расслоить потребителей по их
интересам и каждой группе адресовать свой поток рекламы. От этого выиграют
все: зрители (реклама станет целенаправленной, а потому более интересной),
продюсеры и оперативные издания (они смогут отдавать на откуп
рекламодателям четко выраженные группы зрителей и читателей).
Рекламодатели получат большую отдачу от каждого потраченного на рекламу
доллара. Кроме того, информацию о предпочтениях той или иной аудитории
легко собирать и распространять без вмешательства в чью бы то ни было
личную жизнь - в интерактивной сети маршрутизацию рекламы легко
осуществлять на основе сведений о потребителях, не открывая, кто именно
является ее получателем. Например, владельцы сети ресторанов должны твердо
знать только одно: их рекламу получит определенный круг семей со средним
достатком и маленькими детьми - вот и все.
В начале телепередачи Home Improvement служащая средних лет и ее
муж увидели бы, скажем, рекламу домика, в котором они могли бы уединиться,
выйдя на пенсию, а юная парочка по соседству в начале той же передачи - где
провести отпуск всей семьей. И все это происходило бы независимо от того,
смотрели они передачу в одно время или в разное. Прицельная реклама гораздо
выгоднее рекламодателю, да и зритель проводил бы вечера у телевизора, не
раздражаясь чрезмерным обилием рекламных сюжетов.
Некоторые рекламодатели, например Coca-Cola, стремятся, как говорят,
достучаться до каждого. Но даже Coca-Cola могла бы адресовать рекламу
своего диетического напитка только тем, кто в ней заинтересован. Ford Motor
Company показывала бы рекламу "Линкольн-континенталь" состоятельным

<< Предыдущая

стр. 23
(из 37 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>