<< Предыдущая

стр. 26
(из 37 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

самостоятельно или группой. Накопившиеся мысли и вопросы они выскажут
своему учителю, а тот решит, какие из них заслуживают внимания всего класса.
Пока школьники сидят за компьютерами, учитель может спокойно поработать с
отдельными учениками или с небольшими группами и вместо общей лекции
сосредоточиться на решении конкретных проблем и задач.
Педагоги, как и многие специалисты, кроме всего прочего, в
современной экономике выступают посредниками - посредниками между
знаниями и учащимися. А значит, им тоже придется не раз приспосабливаться к
изменяющимся условиям. Однако, в отличие от людей некоторых других
профессий, они могут смотреть в будущее с безусловным оптимизмом. Когда
очередное новшество повышает уровень жизни общества, обязательно
возрастает спрос на учителей. И педагоги, способные принести в школьные
классы творческий дух и энергию, всегда будут преуспевать. То же самое
можно смело сказать и о преподавателях, умеющих находить общий язык с
детьми и разговаривать с ними на равных, как со взрослыми, - дети ценят это.
Всех нас учили и хорошие, и плохие педагоги. В средней школе у меня
был изумительный учитель химии, преподававший свой предмет невероятно
интересно. Химия увлекала меня куда больше биологии. На уроках биологии
мы препарировали лягушек - по сути, просто кромсали их на куски, - и учитель
не объяснял нам, зачем мы это делаем. В то же время преподаватель химии
очень прочувственно рассказывал о своем предмете и обещал, что знание
химии поможет нам понять этот мир. Когда мне перевалило за двадцать, я
прочел монографию Джеймса Д. Уотсона (James D. Watson) Molecular Biology
of the Gene (Молекулярная биология гена) и только тогда осознал, насколько
меня подвел школьный опыт изучения биологии. Изучение жизни - великая
наука. Открытия в области биологии являются важнейшими для людей, и через
несколько десятилетий они революционизируют медицину. Ведь человеческая
ДНК подобна компьютерной программе, только бесконечно совершеннее. И
теперь мне кажется просто удивительным, что благодаря одному, хорошему
учителю я восхищался химией, а из-за другого, плохого - изнывал от тоски на
уроках биологии.
Когда преподаватели великолепно знают свое дело, готовят прекрасные
материалы, от их усилий ежегодно выигрывают лишь несколько десятков их
собственных студентов. Учителям, работающим в разных местах, сейчас очень
трудно опираться на труды своих коллег. Сеть позволит совместно
использовать учебные материалы и таким образом распространять достижения
лучших педагогов. Чаще всего смотреть лекции в видеозаписях не так
интересно, как слушать их из уст самого преподавателя. Но иногда
возможность просмотра видеозаписи лекций конкретного преподавателя, иным
образом не доступного, перевешивает потерю живого диалога. Например,
несколько лет назад, будучи в отпуске, я и один мой знакомый обнаружили в
Вашингтонском университете каталог видеозаписей с циклом лекций
выдающегося физика Ричарда Фейнмана (Richard Feynman). Мы смогли
посмотреть те лекции, которые Фейнман читал в Корнелле (Cornell) 10 лет
назад. Конечно, мы получили бы от них гораздо больше, если бы
присутствовали в той аудитории или могли задавать Фейнману вопросы, как на
видеоконференции. Но четкость его мышления помогла нам разобраться во
многих концепциях физики куда лучше, чем любая книга или любой другой
преподаватель, с которыми я когда-либо имел дело. Он просто оживил свой
предмет. И мне кажется, что эти лекции должен прослушать каждый, кто
изучает физику. С появлением информационной магистрали эти и другие
уникальные материалы станут доступными всем преподавателям и студентам.
Скажем, если какой-нибудь учитель из городка Провиденс (штат Род-
Айленд) умеет особенно удачно объяснять суть и принципы фотосинтеза, текст
его лекций и мультимедийные материалы могли бы получить преподаватели
всего мира. Кто-то использовал бы эти материалы без изменений, а кто-то
адаптировал бы их под свои условия, прибегнув к простым в обращении
авторским программным средствам. Обратная связь с другими
заинтересованными преподавателями позволила бы легко обновлять учебную
информацию и совершенствовать ее подачу. Спустя непродолжительное время
обновленными материалами пользовались бы уже тысячи учителей по всему
миру. Наиболее популярные материалы выявить очень легко, потому что сеть
позволит подсчитывать число обращений к ним или проводить опросы
учителей в электронной форме. Корпорации, желающие помочь системе
образования, смогут устанавливать денежные призы тем преподавателям, чьи
материалы признаны лучшими.
Учителю непросто подготовить урок, который был бы интересен 25
ученикам 6 часов в день и 180 дней в году - тем более, что они постоянно
смотрят телевидение и уже пресыщены всяческими зрелищами. Могу
представить, как лет через десять учитель средней школы будет работать над
лекцией о Солнце, пытаясь донести не только теорию, но и рассказать об
истории открытий, которые сделали возможным создание самой этой теории.
Когда он захочет выбрать какую-нибудь иллюстрацию - будь то слайд или
видеозапись, снимок или портрет великого ученого, - информационная
магистраль предоставит ему внушительный каталог разнообразных
изображений. В его распоряжении окажутся фрагменты видеозаписей и
озвученные анимации из бесчисленных источников. Понадобится всего лишь
несколько минут, чтобы отобрать и составить из них иллюстративный ролик, -
работа, на которую раньше уходили целые дни. Читая лекцию о Солнце,
учитель продемонстрирует подходящие картины и схемы. Если какой-то
ученик заинтересуется источником солнечной энергии, преподаватель
проиллюстрирует свой ответ мультфильмом с изображением атомов водорода и
гелия, покажет солнечные вспышки, пятна на Солнце; может быть, даже
вызовет на видеопанель короткий видеоролик, поясняющий, как в результате
слияния ядер выделяется энергия. Одним словом, наглядное обучение
действительно оправдает свое название. Но для этого учителю придется
сначала организовать нужные связи с серверами информационной магистрали.
Список таких связей он раздаст своим ученикам, чтобы они, занимаясь дома
или в библиотеке, изучили эти материалы внимательнее и под теми ракурсами,
которые им более интересны.
А представим учителя живописи в старших классах, который
воспользовался видеопанелью для демонстрации высококачественной
цифровой репродукции картины Сера (Seurat) Bathers at Asnieres (Купание в
Асньере). На этой картине изображены юноши, отдыхающие на берегу Сены в
1880-е годы, - на фоне парусных шлюпок и дымовых труб. Видеопанель
проговорила бы название картины на чистом французском - Une Baignade а
l'Asnieres - и развернула бы карту пригородов Парижа, выделив городок
Асньер. Учитель мог бы проиллюстрировать этой картиной (написанной в
стиле пуантилизма) закат импрессионизма. Или выйти через нее на более
общие темы, например, рассказать о жизни французов в конце девятнадцатого
столетия или о промышленной революции во Франции, а то и пояснить, как
глаз воспринимает дополнительные цвета (complementary colors).
Показав на оранжевато-красную шляпу (фигура в правой части
композиции), он скажет: "Взгляните, кажется, что шляпа дрожит на ветру.
Здесь Сера воспользовался оптической иллюзией. Шляпа красная, но на ней
есть крошечные точки оранжевого и синего цвета. Синий цвет Вы заметите,
если только присмотритесь очень внимательно". Произнося эти слова,
преподаватель так увеличит изображение шляпы, чтобы ученики смогли
разглядеть фактуру холста. При таком масштабе станут заметны синие
пятнышки, и учитель объяснит, что синий цвет дополняет оранжевый. Затем на
видеопанели появится изображение круга с разноцветными сегментами (color
wheel), и либо учитель, либо сам мультимедийный документ пояснит: "Каждый
цвет на этой окружности расположен напротив того цвета, который его
дополняет: красный - напротив зеленого, желтый - напротив фиолетового, а
синий - напротив оранжевого. Такова особенность наших глаз: смешение
дополнительных цветов усиливает их интенсивность. Сера знал об этом и,
чтобы красные и оранжевые тона шляпы казались ярче, добавил вкрапления
синего цвета, обманув этим наше зрение".
Компьютеры, подключенные к информационной магистрали, помогут
преподавателям отслеживать и оценивать успехи учащихся, а при
необходимости и корректировать их обучение. В домашние задания, которые,
конечно, никуда не денутся, очень скоро войдут гипертекстовые ссылки на
электронные источники. Студенты и школьники станут создавать собственные
гиперсвязи и использовать мультимедийные элементы в своих домашних
работах, передавая их руководителю в электронной форме на дискете или через
информационную магистраль. Преподаватели будут накапливать своеобразное
досье студенческих работ, просматривать их в любой момент или делиться ими
с другими преподавателями.
Специальные программы помогут обобщать информацию об успехах,
уровне знаний, интересах и ожиданиях учащихся. Свободные от бумажной
рутины учителя, опираясь на собранные сведения, смогут уделять каждому
ребенку больше внимания. Эта информация позволит также безошибочно
подгонять учебные пособия, классные и домашние задания под конкретного
школьника. И она же поддержит преподавателя в разговоре с родителями
ученика о его успеваемости. В результате такого заинтересованного общения
(включая постоянные видеоконференции) удастся наладить самый тесный
контакт между учителями и родителями. Последние будут успешнее помогать
своим детям, может быть, привлекая репетиторов или объединяя усилия с
другими родителями.
Родители должны познакомить своих детей с теми программами,
которые они применяют на работе. Некоторые преподаватели уже сейчас
используют популярные деловые программы для организации своей работы и
для того, чтобы привить студентам навыки обращения с современными
рабочими инструментами. Многие студенты колледжей и старшеклассники
теперь готовят доклады не на пишущих машинках (тем более не от руки), а на
персональных компьютерах в текстовых процессорах. Уже стало обычным
делом, излагая математические и экономические теории, применять
электронные таблицы и приложения для построения разных типов диаграмм, а
на большинстве финансово-бухгалтерских курсов - и вообще стандартом.
Кстати, студенты и профессорско-преподавательский состав сегодня
пополнили ряды пользователей наиболее распространенных деловых
приложений. Например, среди студентов, изучающих иностранные языки,
очень популярны текстовые процессоры, способные работать с несколькими
языками. Такие программы включают дополнительные средства для проверки
орфографии и подбора синонимов в многоязычных документах.
В некоторых семьях, напротив, именно дети знакомят своих родителей с
вычислительной техникой. Ребятишки отлично ладят с компьютерами отчасти
потому, что у них еще не выработались стереотипы выполнения тех или иных
задач. Кроме того, дети очень любят проверять ответные реакции на свои
действия, и компьютеры в этом смысле просто идеальны. Родители иногда
изумляются, насколько их юные чада увлечены компьютерами, но в этом нет
ничего удивительного, просто детям нравится интерактивность, - играют они с
Вами в прятки, возятся с пультом дистанционного управления, переключая
телевизионные каналы, или нажимают на клавиши компьютера.
Я всегда с удовольствием наблюдаю, как моя трехлетняя племянница
играет в Just Grandma and Me, - CD-ROM-версию одной детской книги,
выпущенную фирмой Broderbund. Она запоминает диалоги в этом мультфильме
и разговаривает с персонажами примерно так же, как это делает, когда сказку
ей читает мама. Если моя племянница берет мышку компьютера и щелкает
почтовый ящик, тот открывается и из него выпрыгивает лягушка, а иногда
высовывается рука, которая снова захлопывает дверцу ящика. Возможность
влиять на поступки экранных героев, выяснять: "Что получится, если я щелкну
здесь ?" - сильно разжигает ее любопытство. Интерактивность в сочетании с
хорошим, интересным сюжетом удерживает внимание маленького ребенка.
Я всегда считал, что большинство людей гораздо умнее и любопытнее,
чем это может показаться при их работе с современными информационными
инструментами, которые не раскрывают этих человеческих достоинств.
Многим знакомо чувство удовлетворения, когда, заинтересовавшись какой-то
темой, удается обнаружить превосходные материалы и досконально ее изучить.
Но согласитесь, если поиск информации заводит в тупик, руки опускаются, тут
же начинаешь думать, что уже никогда не разберешься в данном предмете. И
когда подобная ситуация повторяется все чаще, в особенности с ребенком,
желание попробовать еще раз постепенно тает.
Мне посчастливилось вырасти в семье, где детей поощряли задавать
вопросы. Повезло мне и в том, что в детстве я дружил с Полом Алленом. Как-то
раз, сразу после нашего знакомства, я спросил его, откуда берется бензин. Я
очень хотел узнать, что это значит - "очищать" бензин и как на нем работают
машины. Я раздобыл книгу о горючих жидкостях, но ничего в ней не понял. А
Пол (он здорово разбирался не только в бензине, но и во многих других вещах)
сумел доходчиво и занятно все мне объяснить. Считайте, что пламя нашей
дружбы разгорелось из моего интереса к бензину.
У Пола всегда были ответы на мучившие меня вопросы (и огромная
коллекция научной фантастики). А я был сильнее Пола в математике и
программировании (среди знакомых Пола в этом мне вообще не было равных).
Так что мы стали друг для друга интерактивными источниками знаний:
спрашивали, отвечали, рисовали схемы или рассказывали, где найти нужные
сведения. Нам нравилось бросать вызов друг другу и проверять свои знания.
Именно так и будут взаимодействовать пользователи с информационной
магистралью. Допустим, еще один подросток заинтересуется бензином - не в
1970, а где-нибудь в 2000 году. Ему не повезло, и у него нет такого друга, как
Пол Аллен, но если в его школе или библиотеке есть компьютер, связанный с
богатыми "залежами" мультимедийной информации, он сможет зарыться в
свою тему так глубоко, как только пожелает. Он увидит фотографии,
видеозаписи и мультролики, поясняющие, как выкачивают, перевозят и
очищают нефть. Он узнает, в чем разница между автомобильным и
авиационным топливом. А чтобы выяснить, чем отличается двигатель
внутреннего сгорания от газотурбинного, ему надо лишь спросить об этом.
Он сможет исследовать сложную молекулярную структуру бензина,
который представляет собой смесь сотен различных углеводородов, и попутно
разобраться в самих углеводородах. При стольких-то связях с источниками
знаний - кто знает, на какие просторы выведет его это исследование ?..
Поначалу новая информационная технология сделает небольшой шажок
вперед по сравнению с нынешними инструментами. Вмонтированные в стену
видеопанели заменят неровные строчки и кривые схемы на школьных досках
четкими шрифтами и красочной графикой - миллионами учебных иллюстраций,
фотографий, мультфильмов и видеозаписей. Мультимедийные документы
частично возьмут на себя функции учебников и учебных пособий. Кроме того,
связанные с серверами на информационной магистрали, мультимедийные
документы будут постоянно и автоматически обновляться.
Существующие сегодня CD-ROM-диски позволяют представить, что
такое интерактивность. Программное обеспечение реагирует на команды,
выводя информацию в виде текста, звука и видеоизображений. CD-ROM-диски
уже используются детьми в школах и дома, но эти диски имеют ряд
ограничений, которых не будет у магистрали. Сейчас на них предлагается либо
понемногу обо всем (как в энциклопедиях), либо все по одной теме (скажем, о
динозаврах), но общий объем единовременно доступной информации строго
определяется емкостью диска. Ну и, разумеется, Вы можете работать только с
теми дисками, которые у Вас есть. Тем не менее это крупное достижение, если
сравнить с текстами, отпечатанными на бумаге.
Мультимедийные энциклопедии дают не только знания, но и
возможность вставлять из них материалы в домашние документы, кроме того,
энциклопедии содержат инструкции для учителей: как лучше ими пользоваться
в школе на уроках, а как - при выполнении домашних заданий. Я был глубоко
взволнован, услышав от преподавателей, студентов и школьников о том, как
они работают с нашими программными продуктами, - многое мы просто и не
предвидели.
CD-ROM-диск - один из предшественников информационной
магистрали. "Всемирная паутина" в Internet - другой. Она обеспечивает доступ
к интересной образовательной информации, правда, основная ее часть -
простой текст. Преподаватели с творческой жилкой уже обращаются к этим
материалам, придумывая новые, более захватывающие формы лекций.
Ученики четвертого класса в Калифорнии занимались поиском в сетях
газет, сообщавших что-либо о проблемах, с которыми сталкиваются выходцы
из Азии. В Бостонском университете создали интерактивную программу для
старшеклассников, которая детально и наглядно моделирует такие химические
явления, как растворение в воде молекул солей.
А например, средняя школа имени Христофора Колумба (Christopher
Columbus Middle School) в Юнион-сити (штат Нью-Джерси), благодаря
применению новой информационной технологии, смогла выйти из
жесточайшего кризиса. В конце восьмидесятых средние экзаменационные
баллы в этой школе были такими низкими, а процент прогулов и отчислений
среди детей - таким высоким, что ее администрацию решили сменить. Но
управление по делам образования, учителя и родители (свыше 90% которых -
выходцы из испаноязычных стран, плохо владеющие английским) предложили
план по спасению этой и аналогичных школ, рассчитанный на 5 лет.
Bell Atlantic (местная телефонная компания) согласилась им помочь.
Была создана специальная сетевая мультимедийная система на базе
персональных компьютеров, соединившая дома учащихся со школьными
классами, преподавателями и администрацией. Изначально корпорация
предоставила 140 мультимедийных ПК, что позволило оборудовать дома
семиклассников, дома их учителей и установить минимум по четыре
компьютера в школьных классах. Компьютеры были оснащены сетевыми
платами и подключены к высокоскоростным линиям, связанным с Internet.
Корпорация взяла на себя и еще одну обязанность: обучить преподавателей
работе на персональных компьютерах. Затем преподаватели по выходным дням
устраивали курсы для родителей (явка последних была свыше 50%) и поощряли
учащихся активно пользоваться электронной почтой и Internet.
Спустя 2 года родители уже помогали своим детям работать с
домашними ПК и поддерживали тесные контакты с преподавателями и
администрацией школы. Результаты не замедлили сказаться: процент прогулов

<< Предыдущая

стр. 26
(из 37 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>