<< Предыдущая

стр. 27
(из 37 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

и отчислений свелся к нулю, а на экзаменах эти школьники показывали
результаты почти в 3 раза выше, чем в среднем по городским школам штата
Нью-Джерси. И тогда эту программу распространили на все средние школы
штата.
Реймонд У. Смит (Raymond W. Smith), председатель правления Bell
Atlantic, так отозвался об этих событиях: "Я считаю, что готовность школьной
системы к коренным изменениям, включая сами методы обучения,
заинтересованное и активное участие родителей, а также продуманное
внедрение новой технологии... позволили создать настоящее педагогическое
сообщество, в котором дом и школа дополняют и поддерживают друг друга".
В средней школе Lester В. Pearson School (Канада), расположенной в
районе, где проживает множество этнических групп, компьютеры -
неотъемлемая часть повседневного учебного процесса. На 1200 школьников
приходится более 300 персональных компьютеров, при этом они используют
свыше 100 различных программ. Если верить администрации школы, у них
самый низкий процент отчисления учащихся - всего 4% (в среднем по Канаде
этот показатель равен 30%). Ежегодно в эту школу приезжает до 3500 человек,
чтобы воочию убедиться в том, как "новые технологии преобразуют все
стороны школьной жизни".
Когда информационная магистраль вступит в строй, каждый получит
доступ к сокровищам миллионов книг. Читатель сможет задавать вопросы,
распечатывать текст, читать его прямо с экрана или даже прослушивать,
выбирая диктора на свой вкус. Информационная магистраль станет его
наставником, домашним учителем.
Компьютеры с дружескими интерфейсами сами установят, в какой
именно форме лучше подавать информацию тому или иному пользователю. Во
многие образовательные программные средства заложат целый ряд совершенно
разных личностей, и тогда школьник и компьютер смогут приятельски болтать
друг с другом. Школьник спросит (может быть, вслух): "Отчего разгорелась
Гражданская война в Америке ?" И компьютер ответит: "Это была битва за
новую экономику, за права человека". Продолжительность и глубина ответа
будут зависеть от конкретных обстоятельств и уровня подготовки данного
ребенка. Он сможет в любой момент перебить компьютер, попросить
рассказать что-то подробнее, а что-то покороче или изложить материал по-
другому. А компьютеру будет известно, насколько силен его "подопечный", что
он читал или смотрел на эту тему, и поэтому машина сама внесет коррективы в
форму подачи материалов. Если компьютер знает, что тот любит исторические
романы, военные рассказы, фолк-музыку или спорт, попробует преподнести
запрошенную информацию именно в такой "упаковке". Но машина, как и
хороший педагог, не пойдет на поводу у ребенка с односторонними
интересами. Напротив, она воспользуется его пристрастиями, чтобы расширить
его кругозор, увлечь новыми идеями.
Интенсивность обучения определят природные способности учеников -
компьютеры будут заниматься с каждым столько, сколько нужно. И конечно,
особое внимание будет приковано к детям, отстающим в учебе. Таким образом,
все школьники будут получать образование по индивидуальному плану.
Еще одним преимуществом компьютеризованного обучения станет
совсем другое отношение школьников к экзаменам. Не секрет, что сегодня они
оказываются для детей тяжелым испытанием, нередко вызывая панический
ужас: "Я опять провалил этот предмет !", "Мне не хватило времени..." или "Я
начисто забыл этот материал". Через какое-то время у многих неудачников,
среди которых есть дети просто медлительные или неорганизованные,
опускаются руки, они уже не стараются, делают вид, что экзамены - чепуха. В
итоге развивается негативное отношение к учебе вообще.
Интерактивная сеть позволит учащимся экзаменовать самих себя
постоянно и в спокойной обстановке. Самоконтроль сродни самоанализу, он
чем-то похож на те проверки, которые Пол Аллен и я устраивали друг другу.
Только так можно изменить отношение к экзаменам. Ошибка не повлечет за
собой наказания; напротив, она заставит систему помочь учащемуся
восполнить пробел в какой-то теме. Если же кто-то зайдет в окончательный
тупик, система предложит обсудить проблему с преподавателем.
Систематически контролируя себя, учащийся будет чувствовать степень своей
подготовки, и тогда официальные экзамены перестанут навевать столько
опасений и приносить столько сюрпризов.
Многие фирмы, выпускающие образовательные программные средства и
пособия, уже поставляют интерактивные программные продукты для изучения
основ языкознания, математики, экономики, биологии. Например, компания
Academic Systems из Пало-Альто (штат Калифорния) работает над
интерактивной мультимедийной системой для колледжей, которая помогает в
изучении базовых курсов английского языка и математики. Принятую
концепцию назвали "опосредованное обучение" (mediated learning); она
сочетает методы традиционной педагогики с компьютеризованным обучением.
Каждый студент начинает с пробного экзамена, чтобы выяснить, какие темы он
знает, а какие - нет. После этого система составляет подробный план занятий
для данного студента. Его успехи постоянно проверяются, и, по мере освоения
им учебных материалов, в персональный план занятий вносятся
соответствующие коррективы. В случае затруднений программа сообщает о
них преподавателю, и тогда тот индивидуально занимается со студентом.
Сейчас эта программа только "обкатывается", но одно уже очевидно: студенты
довольны новыми учебными материалами, хотя максимальных успехов
добиваются те группы, которым преподаватель уделял больше времени. Эти
результаты подчеркивают тот факт, что новая технология сама по себе не
улучшит образование.
Некоторые родители воспринимают компьютеры в штыки, считая, что
машина не может уследить, чем занимается их ребенок. Они радуются, когда
дети, не отрываясь, читают захватывающую книгу, но испытывают куда
меньший энтузиазм, когда они часами просиживают за компьютером. Видимо,
все дело здесь в видеоиграх. Ребенок, проводящий много времени за
видеоигрой, мало чему учится. До сих пор основные средства идут на
разработку развлекательных, а не образовательных компьютерных программ.
Ведь создать увлекательную игру куда проще, чем познакомить ребенка с
миром информации, сделав это просто и интересно.
Как только в городских и семейных бюджетах изменится приоритет трат
- в сторону выпуска и покупки интерактивных учебных пособий, непременно
появятся тысячи новых программистских фирм, которые создадут в
сотрудничестве с педагогами занимательные интерактивные пособия.
Например, Lightspan Partnership совместно с Голливудом уже сейчас работает
над серией познавательных программ, где мультипликация будет чередоваться
с игрой настоящих актеров. Lightspan надеется, что их программы, построенные
на основе прогрессивных технологий, захватят внимание юных зрителей (от
пяти до одиннадцати лет) и пробудят в них интерес к знаниям. Живые
персонажи сопровождают ребенка на всех занятиях (для объяснения базовых
понятий) и во всех играх (для закрепления пройденного материала). Уроки
сгруппированы в циклы, которые дополняют элементарные школьные курсы по
математике, чтению и языку. Программы, выпускаемые этой фирмой, будут
доступны в домах (благодаря интерактивному телевидению), общественных
центрах и школах. Но пока интерактивное телевидение еще не получило
широкого распространения, этот вид программного обеспечения будет
предлагаться владельцам персональных компьютеров на CD-RОМ-дисках или
через Internet.
Однако только информация, только новая технология не смогут решить
всего комплекса серьезных проблем, стоящих сегодня перед многими
общественными школами: нехватка бюджетных средств, насилие, наркотики,
высокий процент исключений, криминогенная обстановка и незавидное
положение учителей, больше озабоченных собственным выживанием, чем
учебным процессом. Все общество должно обратить внимание на эти
фундаментальные проблемы.
И все же именно общественные школы, несмотря на трудности, - наша
величайшая надежда. Представьте ситуацию, когда большинство детей в
городских общественных школах живут на пособие, едва-едва умеют говорить
на государственном языке, мало что знают, и их ждет весьма неопределенное
будущее. Такова была Америка в 1900-е годы, когда страну наводнили
иммигранты и десятки миллионов их детей переполнили школы, парализовав
систему социальной помощи в наших городах.
И все же то поколение (и следующее за ним) сумело добиться высокого
уровня жизни, равного которому в мире нет. Проблемы американских школ не
являются чем-то непреодолимым, они просто сложны. Даже сегодня на каждую
общественную школу, пребывающую в бедственном состоянии, приходятся
десятки хороших школ, о которых в газетах, к сожалению, ничего не пишут. Я
уже приводил несколько примеров. В этой книге я не собираюсь слишком
углубляться в данный предмет, скажу одно: общество может отвоевать и уже
отвоевывает свои улицы и школы. Но такая борьба всегда требует напряжения
сил и идет постепенно - улица за улицей, школа за школой. Да и сами родители
должны прикладывать усилия к тому, чтобы дети приходили в школы с
желанием учиться. Если относиться ко всему по принципу "Пусть этим
занимается школа (или правительство)", ничего хорошего не выйдет - это
точно.
Как только в стране сложится хотя бы умеренно позитивное отношение
к образованию, информационная магистраль непременно поднимет уровень
знаний молодых поколений. Магистраль позволит ввести новые методики
преподавания и предоставит гораздо больший выбор. За счет государственных
субсидий можно разработать качественные учебные программы и сделать их
бесплатными. Появятся и частные поставщики, которые будут конкурировать с
государственными в своем стремлении улучшить бесплатные пособия. В их
роли выступят и сторонние общественные школы, и преподаватели,
работающие в школе или ушедшие в бизнес, и даже некие педагогические
службы, предлагающие свои услуги через магистраль. В итоге информационная
магистраль станет для школ способом привлечения и отбора новых
преподавателей или использования их услуг на расстоянии.
Магистраль упростит и домашние занятия. Она позволит родителям
выбирать подходящие классы из множества разнообразных вариантов и легко
контролировать успеваемость своих детей.
Обучение с помощью компьютера явится плацдармом, с которого дети
шагнут в огромный мир знаний, чтобы продолжить учебу в других формах.
Любой ребенок должен все потрогать своими руками - будь то игрушка или
инструмент. Наблюдение за химической реакцией на экране компьютера -
хорошее дополнение к лабораторным занятиям по химии, но оно не заменит
практического опыта. Дети нуждаются в общении друг с другом и со
взрослыми, иначе они не научатся работать в коллективе, не овладеют
социальными нормами поведения.
Хороший учитель будет делать гораздо больше, чем просто
подсказывать детям, где найти ту или иную информацию на магистрали. Ведь
им по-прежнему нужно учиться письму, искусству общения и многим-многим
другим вещам, в том числе использованию техники как инструмента в своей
деятельности. Добьются успеха те учителя, которые возьмут на себя роль
наставников и партнеров, подтолкнут детей к творчеству, перекинут для них
мостик в большую взрослую жизнь.
Компьютеры на информационной магистрали смогут моделировать мир,
равно как и объяснять его. Несколько лет назад один учитель из Sunnyside High
School в Тусоне (штат Аризона) организовал школьный клуб, где занимаются
компьютерным моделированием реальной жизни и ее событий. Школьники
даже создали математическую модель банды и убедились, какими
последствиями чревато участие в ней. Успех этого клуба заставил полностью
пересмотреть учебные программы по математике. Основная идея
реорганизации сводилась к тому, что образование - это не раздача
"правильных" ответов на все случаи жизни, а обучение детей методам,
позволяющим самостоятельно найти "правильный" ответ.
Особенно полезно моделирование при изучении наук. Теперь дети
учатся тригонометрии, не выполняя какие-то абстрактные упражнения, а
измеряя высоту реальных гор, проводя тригонометрическую съемку из двух
точек. Уже появился ряд компьютерных моделей, обучающих биологии.
Например, популярная программа SimLife моделирует процесс эволюции,
чтобы дети своими глазами увидели его. И вовсе не обязательно быть
ребенком, чтобы получить удовольствие от этой программы, которая позволяет
"создавать" растения и животных, а затем наблюдать, как они взаимодействуют
друг с другом и участвуют в экосистеме, тоже сконструированной Вами. Фирма
Maxis Software, издатель программы SimLife, выпускает и другую программу,
SimCity, которая дает возможность построить город со всеми его
взаимосвязанными системами, такими, как дороги и общественный транспорт.
Вы становитесь мэром или архитектором виртуального общества, стремясь
реализовать Вами же поставленные цели. Вы строите фермы, заводы, дома,
школы, университеты, библиотеки, музеи, зоопарки, больницы, тюрьмы, порты,
скоростные шоссе, мосты и даже подземки. Вы сталкиваетесь с проблемами
роста города или природными катаклизмами, в том числе с пожарами. Вы
преобразуете и сам ландшафт. Вы вносите какие-то коррективы в модель
города (например, строите аэропорт или увеличиваете налоги), а они тут же -
вполне предсказуемо или неожиданно для Вас - сказываются на
жизнедеятельности всего смоделированного общества. Это потрясающе
увлекательная игра и в то же время очень быстрый метод познания того, как
устроен мир.
Моделирование помогает исследовать и то, что лежит за пределами
Земли. Дети, играя с космическими имитаторами, путешествуют по солнечной
системе или галактике на космическом корабле. Многие из тех, кому кажется,
что их не интересует ни биология, ни устройство городов, ни космос,
поэкспериментировав с компьютерными моделями, уже больше так не думают.
Когда научные понятия и теории подаются в наглядной и занимательной
форме, они способны увлечь даже самых равнодушных и ленивых.
В будущем учащиеся всех возрастов и способностей смогут визуально
представлять любую информацию и взаимодействовать с ней в интерактивном
режиме. Студенты, например, изучая погоду, будут просматривать
спутниковые снимки, полученные на основе модели гипотетических
метеорологических условий. Такая модель позволит задавать вопросы типа "а
что если ?", скажем: "Как изменится завтрашняя погода, если скорость ветра
возрастет на 25 км/ч ?" Компьютер просчитает все параметры по этой модели и
покажет на экране погодные условия такими, какими они выглядели бы из
космоса. Игровые имитаторы, несомненно, станут гораздо совершеннее, но
даже сейчас лучшие из них просто зачаровывают и несут в себе огромный
учебный потенциал.
Когда смоделированные ситуации приблизятся к жизненным, наступит
царство виртуальной реальности. Уверен, что на каком-то этапе в школах
появится оборудование для создания виртуальной реальности, может быть,
даже целые классы - есть же музыкальные залы и театры в некоторых наших
школах ! Это поможет учащимся исследовать любую область и любой объект в
занимательной интерактивной форме.
Однако технология не приведет к изоляции школьников друг от друга.
Ведь одна из важнейших целей образования - научить детей работать и жить в
коллективе. В некоторых самых передовых школах мира компьютеры и
коммуникационные сети уже влияют на традиционные отношения учащихся
между собой и с учителями, способствуя развитию навыков коллективной
работы.
Преподаватели школы Ralph Bunche (P.S. 125) в Гарлеме организовали
компьютеризованный обучающий узел, где нью-йоркские школьники узнают,
как пользоваться Internet для научных исследований, как познакомиться с
ровесниками из всех стран мира и как обращаться к добровольным наставникам
из расположенного неподалеку Колумбийского университета. Ralph Bunche
была одной из первых начальных школ в стране, которая завела во "всемирной
паутине" свою домашнюю страницу. На этой странице есть связи с такими
школьными реалиями, как стенная газета, художественные работы детей и даже
- урок по испанскому алфавиту с иллюстрациями.
Internet, упрощая сотрудничество с отдаленными институтами,
оказывает значительную помощь в проведении учебных экспериментов -
особенно на уровне колледжа. Университеты всегда были на острие
всевозможных компьютерных новшеств. Несколько университетов являются
настоящими исследовательскими центрами, которые изучают новые
компьютерные технологии, а ряд других имеет крупные компьютерные
лаборатории, где работают студенты. Кроме того, сегодня самые интересные
страницы во "всемирной паутине" создаются именно университетами.
Некоторые университеты используют сети не столь глобально.
Например, в Вашингтонском университете во "всемирную паутину" помещают
планы занятий и задания по некоторым курсам. Там же часто публикуют
конспекты лекций, и любой желающий может бесплатно ими воспользоваться -
мне бы такое в мои студенческие годы ! А где-нибудь в другом учебном
заведении учитель английского настаивает на участии всех студентов во
внеаудиторных дискуссиях - через систему электронной почты. Таким образом,
оценка выставляется не только по результатам аудиторных занятий и домашних
заданий, но и по вкладу в дискуссии, проводимые в электронной форме.
Студенты колледжей уже почувствовали вкус к электронной почте,
которую они применяют не только в учебных целях, но и - за весьма
умеренную плату - для общения с семьей и друзьями, в том числе с теми, кто
учится в других университетах. Да и родители студентов все активнее
вливаются в ряды постоянных пользователей электронной почты, потому что
сегодня это лучший способ контакта со своими детьми. Даже в некоторых
начальных школах учащимся постарше разрешают открывать собственную
учетную запись в Internet. В Лейксайде, школе моего детства, внутренняя сеть
теперь подключена к Internet, что позволяет детям просматривать оперативную
информацию и общаться по электронной почте со сверстниками из США и из
других стран. Почти все учащиеся открыли учетные записи в системе
электронной почты и за 12 недель получили целых 259587 сообщений - в
среднем по 30 сообщений в неделю на каждого. Из них 49000 сообщений
пришло через Internet, а сами они отправили порядка 7200 сообщений.

<< Предыдущая

стр. 27
(из 37 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>