<< Предыдущая

стр. 32
(из 37 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Соединенных Штатов. Трудный вопрос. Преимущества Соединенных Штатов в
размерах рынка, в насыщенности домов американцев персональными
компьютерами и в том, как конкурируют между собой телефонные и кабельные
компании за нынешние и будущие прибыли. Американские компании
лидируют практически во всех технологиях, на основе которых будет строиться
магистраль - в микропроцессорах, программном обеспечении, развлекательных
системах, персональных компьютерах, телевизионных приставках и сетевом
оборудовании. Единственные серьезные исключения - производство мониторов
и микросхем памяти.
У других стран свои преимущества. Сингапур, с его плотностью
населения и тем политическим вниманием, которое уделяется информационной
инфраструктуре, определенно выйдет на лидирующие позиции. Решения
правительства кое-что значат в этой уникальной стране, где уже создается
инфраструктура информационной магистрали. В скором времени каждой
строительной компании придется в обязательном порядке подводить в новые
дома и квартиры широкополосные кабели - так же, как сегодня они проводят
воду, газ, электричество и телефон. Когда я встретился с Ли Куаном Ю (Lee
Kuan Yew), семидесятидвухлетним главой кабинета, который был
политическим лидером Сингапура с 1959 по 1990 год, на меня произвело
сильное впечатление его понимание перспективы и вера в то, что основным
приоритетом государства должен стать быстрый прогресс. Он считает крайне
необходимым, чтобы его маленькая страна оставалась в Азии главным
сосредоточием высокооплачиваемых рабочих мест. Я осмелился спросить
господина Ли, понимает ли он, что правительству Сингапура надо будет
отказаться от жесткого контроля над информацией. По его словам, Сингапур
осознает, что в будущем придется опираться на иные, нежели цензура, методы,
чтобы сохранить свою самобытную культуру и чувство общности народа,
принося в жертву ради этого некоторые западные ценности.
А у правительства Китая иной подход - оно, по-видимому, надеется
преуспеть и в том, и в другом. Как-то раз на брифинге министр почты и
телекоммуникаций У Жичуань (Wu Jichuan) сказал репортерам: "Подключаясь
к Internet, мы не подразумеваем полной свободы информации. Я думаю, что
общество осознает это. Проходя через таможню, Вы обязаны показать паспорт.
То же относится и к информации". У Жичуань заявил, что Пекин предпримет
некие "руководящие меры" для того, чтобы контролировать приток данных по
всем телекоммуникационным службам - по мере их развития в Китае.
"Формирование инфраструктуры средств телекоммуникаций совершенно не
противоречит идее государственного суверенитета. Ведь и International
Telecommunications Union (Международный союз по телекоммуникациям)
утверждает, что управление средствами связи - суверенное дело каждого
государства". Видимо, господин министр не понимает, что реализация
цензорского надзора при полном доступе к Internet потребует присмотра за
каждым пользователем.
Во Франции первая оперативная служба Minitel привела к созданию
сообщества издателей информации и познакомила широкую общественность с
оперативными системами. Несмотря на ограниченные возможности, Minitel
добилась крупных успехов, которые позволили внедрить множество новшеств
и извлечь весьма поучительные уроки. Сейчас France Telecom вкладывает
деньги в сеть с коммутацией пакетов (packet switch data network).
В Германии компания Deutsche Telekom в 1995 году значительно
снизила расценки на услуги своих ISDN-сетей, что существенно повлияло на
рост числа пользователей компьютерных сетей. Снижение расценок на ISDN
оказалось мудрым шагом, поскольку стимулировало разработку приложений,
которые ускорят внедрение систем с высокой пропускной способностью.
Уровень насыщенности бизнеса персональными компьютерами в
странах Северной Европы даже выше, чем в Соединенных Штатах. В этих
государствах хорошо понимают, какую выгоду получат квалифицированные
специалисты от высокоскоростной связи с внешним миром.
Предсказать судьбу информационной магистрали в Японии очень
трудно, хотя заинтересованность в высокотехнологичных системах связи там
проявляется, пожалуй, как нигде в мире. Персональные компьютеры в бизнесе,
школах и домах в Японии распространены намного меньше, если сравнить с
другими развитыми странами. Отчасти это связано с трудностью ввода
иероглифов с клавиатуры, но сказывается и тот фактор, что в Японии по-
прежнему существует мощный рынок специализированных электронных
машин - текстовых процессоров.
Однако по объему инвестиций в создание компонентов
информационной магистрали Япония уступает только Соединенным Штатам.
Многие крупные японские компании располагают прекрасной технологией и
традициями долговременного подхода к своим инвестициям. Корпорация Sony
владеет компаниями Sony Music и Sony Pictures, в которые входят Columbia
Records и Columbia Studios. Toshiba вложила крупные деньги в Time Warner.
Политику корпорации NEC прекрасно отражает ее лозунг "Компьютеры и
связь", выдвинутый еще в 1984 году и как бы предвосхитивший идею создания
информационной магистрали.
До недавнего времени индустрию кабельной связи в Японии связывали
излишние ограничения, но темп перемен впечатляет. Масштабы японской
телефонной компании NTT выделяют ее среди аналогичных компаний в мире,
и она, безусловно, сыграет ведущую роль на всех направлениях строительства
информационной магистрали.
В Южной Корее - хотя число компьютеров на душу населения меньше,
чем в Соединенных Штатах, - четверть машин установлена в жилых домах. Эта
статистика наглядно демонстрирует, что страны с крепкими семейными узами,
где заботятся об образовании детей, станут плодородной почвой для расцвета
образовательных продуктов. Мощная поддержка правительства позволит
создать стимулы для недорогих подключений школ к сетям и провести
магистраль в сельские районы и районы с низкими доходами населения.
Австралия и Новая Зеландия тоже заинтересованы в магистрали, отчасти
из-за огромной географической удаленности друг от друга и от остальных
развитых стран. Телефонные компании в Австралии сейчас приватизируются,
что открывает рынок для конкурентной борьбы и реализации перспективных
планов. Рынок телекоммуникаций в Новой Зеландии - самый открытый в мире,
а местная телефонная компания, недавно приватизированная, - пример того,
насколько эффективна может быть приватизация.
Сомневаюсь, что какая-нибудь из развитых стран, включая Западную
Европу, Северную Америку, Австралию, Новую Зеландию и Японию, сильно
вырвется вперед или отстанет в течение года, если, конечно, этому не
поспособствуют неудачные политические решения. В рамках каждого
государства по экономическим и демографическим причинам одни группы
населения получат доступ к магистрали раньше других. Вначале компьютерные
сети проникнут в богатые кварталы, так как именно их обитателей
дополнительные расходы не слишком обременят. Не исключено, что местные
законодатели будут даже соревноваться друг с другом в создании таких
условий, чтобы развертывание информационной магистрали начиналось
именно с их территории. В индустриальных странах, где законы
благоприятствуют конкуренции, строительство магистрали не потребует денег
налогоплательщиков. Темп подключения отдельных домов к магистрали в
значительной мере зависит от валового национального продукта (ВНП) на
душу населения. Несмотря на это, даже в развивающихся странах связь
предприятий и школ с информационной магистралью даст огромный эффект и
уменьшит ту пропасть в доходах, которая существует между ними и развитыми
государствами. Такие регионы, как Бангалор в Индии или Шанхай и Гуанчжоу
в Китае, прежде всего будут подключать предприятия, способные предложить
мировому рынку услуги своих высокообразованных работников.
Сегодня во многих странах политические руководители самого
высокого ранга всячески содействуют инвестициям в информационную
магистраль. Соревнование между государствами, которые пытаются либо
вырваться в лидеры, либо просто не отстать от остальных, рождает
удивительно плодотворную атмосферу. Поскольку у разных государств разные
подходы, мы сможем узнать, какой из них лучше. Некоторые правительства
могут прийти к следующему умозаключению: если стране необходимо
обзавестись сетью, а частные компании не жаждут создавать ее на свой страх и
риск, придется участвовать в строительстве информационной магистрали или
финансировать отдельные ее участки. Правительственная поддержка, конечно,
поможет ускорить строительство, но следует учесть весьма вероятные
негативные последствия. Ведь такая страна может в конце концов получить не
информационную магистраль, а что-то вроде "белого слона" - сущую обузу,
плод инженеров, оторванных от реальных темпов технического прогресса.
Нечто подобное случилось в Японии с проектом телевидения высокой
четкости Hi-Vision. Могущественное министерство международной торговли и
промышленности и государственная телекомпания NHK объединили усилия
японских производителей бытовой электроники для создания новой аналоговой
системы телевидения высокой четкости. NHK обязалась несколько часов в день
вести передачи в новом формате. К сожалению, система устарела (стали
очевидны преимущества цифровой технологии), даже не успев толком
поработать. Многие японские компании оказались в трудном положении.
Конечно, сейчас они понимают, что новая система не лучшее вложение денег,
но вынуждены держать свои обещания. Когда я пишу эти строки, "грандиозный
план" в Японии по-прежнему движется к этой аналоговой системе, хотя никто
уже не верит в его завершение. И все-таки по большому счету Япония выиграет
от разработки телекамер и телевизоров высокой четкости, появившихся
благодаря проекту Hi-Vision.
Построить информационную магистраль не значит просто сказать:
"Проведите везде провода". Любому правительству или компании, занятым в
этом строительстве, придется внимательно следить за новейшими
достижениями и быть готовыми к смене курса. Подобная гибкость требует
технологического опыта, и поэтому ее может обеспечить только
промышленность, а не правительство.
Конкуренция в частном секторе рынка обещает быть жестокой.
Кабельные, телефонные и другие компании будут соперничать за право
создания и поддержки инфраструктуры волоконно-оптических, беспроводных и
спутниковых линий связи. Производители оборудования будут сражаться за
поставки серверов, AТМ-коммутаторов и телевизионных приставок сетевым
компаниям, а также за продажи персональных компьютеров, цифровых
телевизоров, телефонов и других информационных устройств потребителям. В
то же время компании, которые выпускают программные продукты, в том
числе Apple, AT&T, IBM, Microsoft, Oracle и Sun Microsystems, будут
предлагать сетевым провайдерам свои программные компоненты. В результате
вокруг формирующейся сети сложится мощная индустрия из миллионов
компаний и частных лиц, чей товар - приложения и информация, в том числе
развлекательная.
Я уже довольно подробно говорил о том, насколько важно создать
физическую инфраструктуру, которая обеспечит подключение домашних
систем к сетям с высокой пропускной способностью. Я рассказал о
конкуренции в США и о стратегии основных игроков на рынке - телефонных и
кабельных компаний. Кабельные компании моложе и компактнее телефонных,
а потому, как правило, и предприимчивее. Системы кабельного телевидения,
опутывая потребителей паутиной коаксиальных и - реже - волоконно-
оптических кабелей, позволяют передавать высококачественное видео лишь в
одну сторону. Хотя степень их распространения по всему миру довольно мала
(189 миллионов подписчиков), кабельные системы, проложенные рядом с 70%
американских домов, несут сигнал почти в 63 миллиона домов. Сейчас
кабельные системы постепенно переходят на передачу цифровых сигналов, а
некоторые кабельные компании работают над возможностью подключения
пользователей ПК к Internet и оперативным службам. Они делают ставку на то,
что многие из этих пользователей, которые привыкли к обмену информацией
по телефонным линиям со скоростью 28800 бит в секунду, согласятся платить
больше - за передачу данных по телевизионным кабелям со скоростью 3
миллиона бит в секунду.
Что касается телефонных компаний, их сильная сторона в другом: они
гораздо прочнее в финансовом отношении. Американская телефонная система
является крупнейшей в мире коммутируемой распределенной сетью,
обеспечивающей парное (point-to-point) соединение абонентов. Объединенный
рынок услуг местной телефонной связи, приносящий в год 100 миллиардов
долларов прибыли, значительно выгоднее, чем кабельный бизнес с его 20
миллиардами. Семь региональных отделений компании Bell соперничают со
своей бывшей колыбелью - компанией AT&T за право обеспечивать
междугородную и сотовую связь, а также предоставлять ряд новых услуг. Но,
как и другие телефонные компании мира, отделения Bell - новички в мире
конкуренции, едва сбросившие ярмо жестких ограничений на свою
деятельность.
Возросшая конкуренция будет подстегивать местные телефонные
компании. Сейчас они занимают оборонительную позицию. На их территорию
покушаются другие телефонные компании, а также кабельные; последние
намерены предлагать весь спектр коммуникационных услуг. Новое
законодательство снимет ограничения на их конкуренцию, а это, как я уже
отмечал, приведет к значительному падению цен на междугородную
телефонную связь. Если это случится, телефонным компаниям придется забыть
о своих нынешних прибылях.
Местные компании слишком медлили с внедрением в свои сети
новейших средств цифровой связи: нужды торопиться не было, так как от
конкуренции их защищали мощные финансовые барьеры. Они знали, что
потенциальному конкуренту придется сделать двойные вложения в
оборудование (скажем, 100 миллионов долларов), чтобы соперничать с ними на
данной территории. Но цены на коммутирующее оборудование и волоконно-
оптические линии связи падают с каждым годом.
А это означает, что перед компаниями встают те же проблемы, что и
перед человеком, который никак не может решиться на покупку компьютера.
То ли ждать падения цен и роста производительности, то ли купить
оборудование прямо сейчас и быстрее начать работу. С этой дилеммой
столкнутся и некоторые сетевые компании. Они должны постоянно
совершенствоваться. Компания выиграет, если не станет торопиться с
затратами на приобретение кабелей и коммутаторов, но может навсегда
потерять место на рынке, которое займут менее осторожные конкуренты.
Телефонные компании, несмотря на свои завидные прибыли, не всегда
располагают необходимыми средствами для коренной модернизации сетей, а
ограничения на прибыль не позволяют им повышать плату за телефонные
услуги и даже использовать на финансирование нового вида деятельности
прибыль от текущих услуг. И кто поручится, что держатели акций, привыкшие
получать от Bell солидные дивиденды, согласятся пустить часть прибыли на
создание информационной магистрали.
Почти сотню лет телефонные компании, как регулируемые монополии,
потихоньку зарабатывали деньги. И вдруг отделениям Bell пришлось
превратиться в рыночные компании - перемена столь же радикальная, как
переделка трактора в гоночный автомобиль. Конечно, это возможно (спросите у
ребят из компании Lamborghini, которая выпускает и то и другое), но задача не
из легких.
А если телефонные компании обеспечат пользователям ПК доступ к
ISDN-сетям, возникнет новый источник прибыли, и это может побудить их к
снижению цен, чтобы завоевать массовый рынок. По моим ожиданиям,
внедрение ISDN произойдет быстрее, чем кабельных сетей. Телефонные
компании сейчас вовсю соображают, как использовать витые пары хотя бы на
последних сотнях метров перед домами, сохранив при этом высокую
пропускную способность передачи данных. Рост спроса на подобные услуги
позволит преуспеть и телефонным, и кабельным компаниям, расширив
возможность получения прибыли.
Амбиции кабельных и телефонных компаний идут дальше простого
создания канала перекачки битов. Вообразите, что Вы - управляющий
компании по доставке битов. Как зарабатывать больше денег, если Вы уже
охватили свою территорию и провели провода в каждый дом ? Можно
передавать больше битов, но клиенты не в состоянии сидеть перед
телевизорами и компьютерами больше 24 часов в сутки. Остается альтернатива
- извлекать выгоду из передаваемой информации. Многие видят в
информационной магистрали своеобразную "пищевую цепочку", на нижнем
конце которой - доставка и распределение битов, а на верхнем - разнообразные
материалы, приложения и услуги. Компании, доставляющие биты,
заинтересованы в продвижении по цепочке вверх, чтобы получать прибыль от
владения битами, а не от их передачи. Вот почему кабельные компании,
региональные телефонные компании и изготовители бытовой электроники так
стремятся сотрудничать с голливудскими студиями, телекомпаниями и другими
производителями интеллектуальной собственности.
Некоторые фирмы вкладывают деньги, потому что опасаются этого не
делать. Долгое время дистрибуция информации была для них делом очень
выгодным, в основном из-за монопольного положения, поддерживаемого
правительством. Когда эти монополии ликвидировали и началась конкуренция,
передача битов перестала приносить прежнюю прибыль. Компании, которые
надеются через инвестиции и/или свое влияние участвовать в создании
приложений и услуг, а также в подготовке материалов для информационной
магистрали, должны поторопиться, пока возможности еще открыты. Отдельные
из этих компаний могут выпускать сами или финансировать производство
приставок для подключения телевизоров. Они могли бы предлагать (на
условиях аренды с ежемесячной оплатой) подключение к информационной
магистрали в комплексе с телевизионными приставками, сопутствующими
пакетами программ и услугами. Так работают системы кабельного телевидения,
так работали - до снятия ограничений и телефонные компании.
Сетевые операторы, которые включат телевизионную приставку в
ежемесячную оплату стандартного набора услуг, сумеют привлечь клиентов,
которые пока сомневаются, стоит ли им тратить несколько сотен долларов на
эту приставку. Как я уже объяснял, в первые годы есть реальная опасность, что
приставки будут быстро устаревать, - так зачем их покупать ? Хотя поставка

<< Предыдущая

стр. 32
(из 37 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>