<< Предыдущая

стр. 37
(из 37 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

важнейший канал обмена политическими мнениями.
По некоторым государственным вопросам в США уже проходит прямое
голосование. Но такой способ (а он весьма дорогостоящий) применяют только
тогда, когда основные варианты выбора уже определены. Информационная
магистраль позволит проводить такие голосования чаще, поскольку они резко
подешевеют.
Кое-кто, несомненно, предложит "прямую демократию", при которой на
голосование будут ставиться все вопросы. Лично я не думаю, что прямое
голосование - хороший способ управления государством. В управлении
должны участвовать представители народа - своеобразные посредники,
создающие добавленную стоимость. Их работа именно в том и состоит, чтобы
изучать сложные вопросы во всех нюансах. Политика немыслима без
компромиссов, которых нельзя достичь, если принимать решения всем
обществом, а не через его представителей. Искусство управления - компанией
или государством - заключается в выработке квалифицированных решений о
выделении ресурсов. Аналогичные решения принимают и профессиональные
политики. Лучшие из них предлагают неочевидные решения, которые бы
никогда не одержали верх при прямой демократии, поскольку избиратели могут
просто не владеть ситуацией, не понимать всех условий, необходимых для
достижения успеха.
Как и всем посредникам в новом электронном мире, политикам придется
перестроиться. Информационная магистраль поставит их в центр всеобщего
внимания. Вместо того чтобы любоваться их фотографиями и выслушивать от
них афоризмы, избиратели оперативно узнают, чем заняты в данный момент их
избранники или как они проголосовали. Не далек тот день, когда сенатор будет
получать по электронной почте миллион писем по какому-нибудь вопросу или
выяснять результаты опроса своих избирателей в режиме реального времени.
Несмотря на проблемы, возникающие со строительством
информационной магистрали, мой энтузиазм все равно безграничен.
Информационная технология уже глубоко проникает в нашу жизнь, о чем
свидетельствует хотя бы электронное сообщение, присланное мне в июне 1995
года читателем моей газетной колонки. "Мистер Гейтс, я - поэт, страдающий от
дислексии, т.е. чертовски путаюсь в правописании, и у меня не было бы ни
малейшей надежды опубликовать свои произведения, если бы не возможность
проверки орфографии на компьютере. Может быть, я буду плохим
литератором, но благодаря Вам мой успех или провал теперь зависит только от
моего таланта (или его отсутствия), а не от болезни".
Мы становимся свидетелями чего-то поистине исторического, что
сотрясет весь мир, как научное открытие, изобретение печатного станка или
промышленная революция. Если информационная магистраль поможет
гражданам одной страны лучше понять соседние страны, снизив тем самым
международную напряженность, уже одно это оправдает затраты на ее
строительство. Если ею воспользуются только ученые, чтобы активнее
сотрудничать в поиске лекарств от неизлечимых пока болезней, этот факт
трудно будет переоценить. Если система превратится в умного и заботливого
наставника детей, помогая им расширять круг своих интересов в школе и за ее
пределами, это само по себе изменит человечество к лучшему.
Информационная магистраль не решит всех проблем, но даст позитивный
толчок к их решению во многих сферах.
Магистраль не расстелют перед нами, как ковровую дорожку, по заранее
намеченному сценарию. Будут и задержки, и внезапные аварии. Некоторые
ухватятся за эти неудачи и станут говорить, что магистраль всегда была чистой
фантазией. Но первые неудачи пойдут лишь на пользу, если из них извлекут
уроки. Магистраль - явление неизбежное.
Крупные изменения длятся не одно столетие. А это произойдет гораздо
быстрее, хотя и не за одну ночь. Первые признаки информационной магистрали
в Соединенных Штатах будут различимы уже к концу тысячелетия. Пройдет
еще лет десять, и ее влияние проявится повсеместно. В этой книге я только
пытаюсь угадать, какие области применения магистрали войдут в нашу жизнь
очень скоро, а какие - в отдаленной перспективе, и наверняка я в чем-то
ошибся. В ближайшие 20 лет почти все, о чем я говорил, в развитых
государствах будет доступно всем, а в развивающихся - лишь деловым кругам и
школам. Сначала установят и настроят нужное оборудование, а потом все будет
зависеть от того, что люди будут делать с магистралью, - иначе говоря, какими
программами они будут пользоваться.
Информационная магистраль станет частью Вашей жизни в тот момент,
когда однажды Вы вдруг удивитесь, почему это в сети нет такой-то
информации. Или в один прекрасный день Вы будете искать руководство по
ремонту велосипедов и ворчать: "Кто это догадался напечатать его на бумаге,
ведь его так легко потерять ?" Вы пожалеете, что оно не интерактивный
электронный документ с мультроликами и видеоучебником, всегда доступный
в сети.
Сеть сблизит нас, если мы того захотим, или поможет нам рассеяться на
миллионы сообществ. Но важнее то, что информационная магистраль позволит
все делать новому - по-новому проводить свободное время, по-новому искать
информацию, по-новому общаться друг с другом.
Мне кажется, Антуан де Сент-Экзюпери, который сумел опоэтизировать
отношение людей к паровозам и другой прогрессивной технике, приветствовал
бы информационную магистраль и не согласился бы с доводами тех, кто
сопротивляется ее прокладке. Полвека назад он писал: "Передача почты,
передача человеческого голоса, передача мерцающих изображений -
величайшие достижения этого века, как и прежде, ведущие к единственной
цели: сплочению людей. Неужели наши мечтатели полагают, что человеческий
дух деградировал после изобретения письменности, печатного дела или
парусного корабля ?"
У информационной магистрали не один пункт назначения. Мне было
интересно поразмышлять о некоторых из них. Не сомневаюсь: какие-то
предсказания глупы, я лишь надеюсь на то, что их не слишком много. Так это
или не так, но я с удовольствием отправляюсь в путешествие вместе с Вами.
Послесловие
Информационная магистраль многое
изменит в нас и нашей жизни. Как я
предположил в девятой главе, наибольший
выигрыш от применения этой технологии мы
получим в образовании - формальном и
неформальном. Желая внести свой скромный
вклад, я передаю гонорар за книгу на
поддержку учителей, внедряющих компьютеры
в школьные классы. Эти средства (через
организацию National Foundation for the
Improvement of Education в Соединенных
Штатах и аналогичные организации во всем
мире) помогут учителям открыть школьникам
новые возможности, как открыл их передо
мной лейксайдский Клуб матерей.
Долгие часы я провел за этой книгой. Я
работаю очень много, потому что люблю свою работу. Я - не "трудоголик", мне
нравится заниматься и многими другими вещами, но работа мне очень
интересна. Главная моя цель - постоянно обновляя Microsoft, удержать ее на
передовых позициях. Чуть-чуть пугает, что в истории развития компьютерной
технологии еще не было прецедента, когда бы лидер одной эпохи сумел
остаться таковым и в другой. Microsoft была лидером в эпоху персональных
компьютеров. Поэтому я понимаю, что история лишает Microsoft права на
лидерство в век информации - на информационной магистрали. Но я не хочу
склонять голову перед традицией. Где-то впереди нас ждет невидимый порог,
переступив который, мы попадем из эпохи персональных компьютеров в эпоху
информационной магистрали. Я стремлюсь быть среди первых, кто его
переступит, - когда придет время. Тенденцию, по которой преуспевающие
компании теряют способность к обновлению, я считаю всего лишь тенденцией,
не более того. Слишком сосредоточившись на своем бизнесе, трудно
переломить себя и заняться чем-то абсолютно новым.
Лично я всегда любил нанимать и работать с умными людьми. Мне
нравится учиться у них. Некоторые из тех, кого мы сейчас берем на работу,
гораздо моложе меня. Я завидую им: они выросли в окружении более
совершенных компьютеров. Они очень талантливы и генерируют множество
новых идей. Если Microsoft сумеет соединить эти идеи с пожеланиями
клиентов, у нас появится шанс сохранить лидерство. Тогда мы сможем по-
прежнему предлагать все более и более совершенные программы, которые
превратят персональный компьютер в универсальный инструмент. Я часто
говорил, что у меня лучшая в мире работа, и я говорил это вполне серьезно.
Мне кажется, наступают интересные времена. Никогда еще не было
столько возможностей делать то, что раньше казалось просто невероятным.
Сейчас лучшая пора, чтобы открывать новое дело, двигать вперед науки
(например, медицину, которая улучшает качество жизни), не терять контакта с
друзьями и родными. И хорошие, и плохие стороны технического прогресса
очень важно обсуждать как можно шире, чтобы его направление определяло
все общество, а не только специалисты.
Ну вот и все. В предисловии я говорил, что хочу этой книгой начать
диалог, привлечь внимание к тем возможностям и проблемам, которые
возникнут перед отдельными людьми, большими компаниями и целыми
странами. Надеюсь, что, прочитав эту книгу, Вы разделите часть моего
оптимизма и присоединитесь к дискуссии о том, как нам строить
будущее.

<< Предыдущая

стр. 37
(из 37 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ