<< Предыдущая

стр. 9
(из 37 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Например, одна из версий OS/2 "грузилась" больше трех минут, а IBM казалось,
что это неплохо, поскольку в мире мэйнфреймов загрузка занимает до
пятнадцати минут.
IBM, с численностью персонала свыше 300000 человек, загоняла себя в
тупик еще и тем, что постоянно стремилась к консенсусу в рамках всей
компании. Каждому подразделению предлагалось внести свои замечания, что
на практике сводилось к одному: подгонке операционной системы
персональных компьютеров к продуктам, рассчитанным на мэйнфреймы.
Получив больше 10000 таких замечаний, можно было годами обсуждать их.
До сих пор помню замечание № 221: "Убрать шрифты. Причина:
улучшение конечного продукта". Кому-то в IBM не понравилось, что в
операционной системе персональных компьютеров несколько шрифтов только
из-за того, что какой-то там принтер от мэйнфрейма не мог ими печатать.
В конце концов стало ясно, что такое сотрудничество совершенно
бесплодно. Тогда мы предложили IBM другой выход: мы самостоятельно
разрабатываем новую операционную систему, а потом она за небольшую сумму
приобретает на нее лицензию. Свою прибыль мы бы получили от продажи
этого продукта другим компьютерным фирмам. Но IBM заявила, что ее
программисты должны участвовать в разработке любых программных
продуктов, имеющих стратегическое значение. А новая операционная система,
несомненно, относится к таким продуктам.
IBM была признанной великой компанией. Зачем ей понадобилась эта
возня с разработкой программного обеспечения для персональных
компьютеров ? Одна из причин - в явной тенденции IBM продвигать своих
лучших программистов в администрацию, а менее талантливых - оставлять на
месте. И что еще важнее, ей не давали покоя прошлые успехи. Однако столь
привычная IBM технология разработки продукции не годилась для
динамичного рынка программ, ориентированных на персональные
компьютеры.
В апреле 1987 года IBM выпустила в свет интегрированный комплекс
оборудования и программного обеспечения, который должен был сразить
жалких имитаторов. Этого "убийцу клонов" назвали PS/2, и работал он под
управлением новой операционной системы OS/2.
В PS/2 было несколько новаторских решений. Самое известное из них -
новая "микроканальная шина" для подключения к системе вспомогательных
плат, позволявшая дополнять персональный компьютер такими
специфическими возможностями, как обработка звука или коммуникационная
связь с мэйнфреймами. Microchannel на PS/2 была весьма элегантной заменой
соединительной шине PC AT, но решала те проблемы, с которыми большинство
клиентов просто не сталкивалось. Ее скорость потенциально превосходила
скорость шины PC AT, но на практике шина в то время не вносила
существенного вклада в быстродействие компьютеров, и поэтому клиенты не
получали особых выгод от ее применения. Гораздо важнее то, что Microchannel
оказалась абсолютно несовместима ни с одной из тысяч вспомогательных плат,
прекрасно работавших с компьютерами типа PC AT.
В итоге IBM согласилась за определенные отчисления передавать
лицензии на Microchannel производителям плат расширения и персональных
компьютеров. Но к тому моменту коалиция производителей уже объявила о
новой шине, обладавшей многими возможностями Microchannel и в то же время
совместимой с шиной PC AT. Клиенты отказывались от Microchannel,
предпочитая старые шины PC AT. Выбор плат расширения для PS/2 нельзя
было и сравнивать с тем, что предлагалось для систем, совместимых с PC AT.
Это вынудило IBM продолжить выпуск компьютеров, поддерживающих
старую шину. Однако настоящая катастрофа для IBM была в другом - она
утратила контроль над архитектурой персональных компьютеров. Теперь ей
уже никогда не удастся в одиночку повернуть индустрию в новом направлении.
Несмотря на титанические усилия IBM и Microsoft, клиенты все же
считали OS/2 слишком громоздкой и сложной системой. Чем хуже выглядела
OS/2, тем привлекательнее казалась Windows. Поскольку мы потеряли надежду
на совместимость Windows и OS/2 и уже не верили в то, что OS/2 сможет
работать на машинах со скромными ресурсами, мы решили продолжить
разработку Windows. Она была гораздо компактнее: занимала меньше
пространства на жестком диске и требовала меньше памяти - ей нашлось бы
место и на машинах, которые никогда не смогли бы работать с OS/2. Мы
называли это "семейной" стратегией. Иными словами, OS/2 могла бы стать
системой "high-end", а Windows - младшим членом семейства для машин
попроще.
IBM от нашей стратегии не была в восторге, вынашивая свои планы.
Весной 1988 года совместно с другими изготовителями компьютеров она
выступила с инициативой Open Software Foundation с целью способствовать
развитию UNIX, операционной системы, изначально созданной в Bell Labs
фирмы AT&T в 1969 году, но впоследствии разветвившейся на
многочисленные клоны. Некоторые из ее версий разрабатывались в
университетах, которые использовали UNIX как лабораторную среду для
исследований в теории операционных систем. Другие версии создавали
компьютерные фирмы. Каждая фирма совершенствовала UNIX под свои
компьютеры, что приводило к ее несовместимости с другими версиями. В
результате UNIX стала не единой открытой системой, а набором операционных
систем, конкурирующих друг с другом. Эти различия все больше ухудшали
совместимость программного обеспечения и задерживали появление мощного
рынка независимых разработок для UNIX. Лишь немногие программистские
фирмы могли позволить себе создание и тестирование приложений под дюжину
разных версий UNIX. Ну а магазины, торгующие программными продуктами,
не могли держать на складе всевозможные версии одних и тех же программ.
Open Software Foundation была одной из самых обещающих попыток
"унификации" UNIX и создания единой архитектуры для прикладных
программ, способной работать на оборудовании, поставляемом разными
производителями. Теоретически унифицированная UNIX могла бы войти в
цикл положительной обратной связи. Но, несмотря на значительные
ассигнования, в рамках Open Software Foundation не удалось добиться
сотрудничества с ведущими производителями вычислительной техники,
которые отчаянно конкурировали друг с другом и боролись за каждого
покупателя. Авторы этой инициативы, включая IBM и DEC, продолжали
пропагандировать преимущества именно своих версий UNIX. Но если Вы
покупали UNIX-систему у одной фирмы, то созданное Вами программное
обеспечение не обязательно работало на UNIX-системе другой фирмы. Таким
образом, Вы привязывались к одному поставщику, тогда как в мире
персональных компьютеров Ваш выбор не ограничен одним или несколькими
поставщиками.
Уязвимость Open Software Foundation и подобных ей инициатив в том,
что невозможно навязать какие-то жесткие стандарты быстро развивающейся и
постоянно меняющейся отрасли, а все компании, входящие в комитет
стандартов, являются конкурентами. Рынок (компьютеров или бытовой
электроники - не важно) принимает только те стандарты, на которых
настаивают покупатели. Стандарты должны гарантировать взаимозаменяемость
аппаратных средств, сводить к минимуму необходимость в переобучении
пользователей и, естественно, максимально способствовать развитию мощной
индустрии программных продуктов. Новый стандарт не должен обходиться
слишком дорого, иначе его не примут. Рынок эффективно отбирает разумные
стандарты и сам заменяет их, когда прежние устаревают или начинают "бить по
карману".
Операционные системы Microsoft сегодня предлагаются более чем 900
различными фирмами, что дает клиентам широкий выбор. Microsoft сумела
обеспечить совместимость и добиться от изготовителей компьютеров согласия
не вносить в наше программное обеспечение таких модификаций, которые бы
приводили к несовместимости. Значит, сотням тысяч разработчиков
приложений нет нужды беспокоиться о том, на каких персональных
компьютерах будут работать их программы, а на каких - не будут. И хотя
термин "открытый" употребляется в самых разных значениях, для меня он
имеет один смысл: возможность выбора аппаратных и программных средств.
Бытовая электроника тоже выигрывает от стандартов, складывающихся
на рыночной основе. Сначала фирмы, выпускавшие бытовую электронику,
скрывали от конкурентов свою технологию, но теперь почти все они открыты и
с готовностью идут на лицензирование своих патентов и торговых секретов.
Отчисления подобного рода обычно не превышают 5% стоимости товарной
единицы. Аудиокассеты, видеоленты формата VHS, компакт-диски, телевизоры
и сотовые телефоны - все это примеры технологий, созданных частными
компаниями, которые получают дивиденды от любого, кто производит товары
по их лицензиям. А скажем, алгоритмы, разработанные Dolby Laboratories для
подавления шумов, стали в этой области стандартом de facto.
В мае 1990 года, в последние недели перед выпуском Windows 3.0 мы
предложили IBM лицензировать у нас Windows и устанавливать ее на свои
персональные компьютеры. Мы говорили IBM, что, по нашему мнению, у OS/2
большое будущее, но сейчас успех на стороне Windows, тогда как OS/2 еще
долго будет отыскивать свою нишу.
В 1992 году IBM и Microsoft прекратили сотрудничество в разработке
OS/2, и IBM в одиночку продолжила работы над этой операционной системой.
А от амбициозных планов в отношении OfficeVision она в конечном счете
отказалась.
Затраты IBM на OS/2, OfficeVision и связанные с ними проекты
аналитики оценивают в сумму свыше 2 миллиардов долларов. Если бы IBM и
Microsoft удалось договориться, тысячи человеко-лет - лучших лет лучших
сотрудников в обеих компаниях - не пропали бы даром. А если OS/2 и Windows
были бы совместимы, графический интерфейс стал бы стандартом гораздо
раньше.
Принятие графических интерфейсов задержалось еще и потому, что
большинство крупных программистских компаний не вкладывало в них деньги.
В основном они игнорировали Macintosh и отмахивались от Windows (если не
высмеивали ее). Lotus и WordPerfect, лидеры рынка электронных таблиц и
текстовых процессоров, лишь к OS/2 проявляли весьма скромный интерес.
Теперь в ретроспективе они понимают, что допустили ошибку, и весьма
дорогую. Когда Windows в конце концов поднялась на гребне "волны"
положительной обратной связи, которую обеспечили небольшие, но
многочисленные программистские фирмы, крупные компании оказались сзади,
потому что не успели вовремя перейти на Windows.
Windows, как и персональные компьютеры, продолжает развиваться.
Microsoft дополняет ее все новыми и новыми возможностями. Любой, не
спрашивая Microsoft, может разработать приложение, выполняемое на
платформе Windows. Поэтому сегодня для этой платформы предлагаются
десятки тысяч коммерческих программных продуктов, в том числе и
конкурирующих с большинством приложений, созданных самой Microsoft.
Иногда клиенты выражают мне свою обеспокоенность тем, что Microsoft
- едва ли не монополист в операционных системах персональных компьютеров
- может поднять цены, снизить темп инноваций или вовсе прекратить их
внедрение. Так вот, если мы поступим как-нибудь в этом роде, мы не сможем
продавать новые версии своих продуктов. Прежние пользователи не станут их
покупать, а уж новых пользователей мы точно не приобретем. В результате
наши доходы упадут, а конкуренты займут наше место. Механизм
положительной обратной связи помогает всем, а значит, нельзя почивать на
лаврах - конкуренты не дремлют.
Если продукт постоянно не совершенствуется, успех его быстротечен.
Даже VHS-стандарт будет заменен, когда появятся более эффективные
форматы видеокассет по приемлемым ценам. По сути, эпоха VHS уже на
закате. В ближайшие несколько лет мы увидим новые цифровые форматы,
цифровые видеодиски, которые обеспечат то же качество при просмотре
художественных фильмов, какое мы имеем сейчас, слушая музыку на компакт-
дисках, а информационная магистраль предоставит затем такие виды услуг, как
"видео-по-заказу", и VHS станет вообще не нужным.
Но вернемся к MS-DOS. Сейчас это основная операционная система для
персональных компьютеров, но постепенно она заменяется системой с
графическим пользовательским интерфейсом. Заменой ей могла бы быть и
Macintosh, и OS/2, и UNIX. Но получилось так, что лидером стала Windows.
Однако в области высоких технологий перемены не редкость, и даже на
ближайшее будущее нет никакой гарантии, что Windows сохранит лидерство.
Мы вынуждены неустанно совершенствовать свои программные
продукты, чтобы не отставать от прогресса аппаратных средств. Каждая
последующая версия только в том случае получает признание у новых
пользователей, если ее принимают постоянные клиенты. Microsoft обязана
делать новые версии настолько привлекательными по цене и своим
возможностям, чтобы ими захотели заменить старые версии. А это совсем
непросто, ведь любые перемены требуют больших затрат как от разработчиков,
так и от покупателей. Лишь крупные достижения способны убедить
достаточное число людей, что усовершенствованные версии стоят этих затрат.
Видимо, новые поколения Windows будут появляться каждые 2-3 года.
По всему миру - в старых гаражах, и в научных институтах - вызревают
новые семена конкуренции. Скажем, Internet приобретает такое значение, что
Windows только выиграет, если сумеет недвусмысленно доказать, что она -
лучший способ доступа к Internet. Все компании, занимающиеся
операционными системами, стремятся предложить конкурентноспособную
поддержку доступа к Internet. А когда, к примеру, распознавание речи станет
подлинно надежным, немедленно последуют очередные крупные изменения в
операционных системах.
В нашем бизнесе ситуация меняется слишком быстро, чтобы тратить
время на воспоминания. Однако, фокусируя внимание на перспективах, я
стараюсь тщательно анализировать наши просчеты. Ведь это очень важно -
разобраться в ошибках и извлечь из них уроки. Но не менее важно и другое:
чтобы никто из сотрудников не боялся экспериментировать - отдельные
ошибки несмертельны.
Та же IBM впоследствии, под руководством Лью Герстнера (Lou
Gerstner), стала работать гораздо эффективнее, восстановив и свою прибыль, и
свое видение перспективы. И хотя продолжающийся спад в сбыте мэйнфреймов
для IBM по-прежнему проблема, она, несомненно, остается одной из
крупнейших компаний, которые выпускают продукцию для различных сфер
бизнеса и которые будут работать для информационной магистрали.
В последние годы Microsoft пригласила на работу нескольких опытных
менеджеров из фирм, испытывавших затруднения. Когда фирма "тонет",
невольно приходится проявлять смекалку, копать глубже и думать, думать,
думать. Я хочу, чтобы рядом со мной были люди, которые прошли через это.
Microsoft не застрахована от провалов, и мне нужны те, кто доказал, что не
теряется в самых неординарных обстоятельствах.
Конец для лидера рынка может наступить очень быстро. Когда тебя
вдруг выбросит из цикла положительной обратной связи, тогда зачастую уже
слишком поздно что-то менять: в игру вступают все прелести отрицательной
спирали. Самое трудное поэтому - уловить первые признаки кризиса и начать
действовать, когда, казалось бы, дела идут превосходно. По-видимому, этот
парадокс придется преодолевать и компаниям, участвующим в строительстве
информационной магистрали. Лично я стараюсь всегда быть начеку. Хотя,
должен признаться, я и представить не мог, что Microsoft так разрастется, а я,
на пороге новой эры, вдруг осознаю себя частью истэблишмента. Сейчас моя
цель - доказать, что и процветающая компания способна эффективно
обновляться и не уступать лидерства.
Глава № 4
Приложения и устройства
Помню, в детстве каждое воскресенье в восемь вечера по телевизору
показывали The Ed Sullivan Show (шоу Эда Салливана). Большинство
американцев (у кого был телевизор) старалось не пропустить эту передачу,
потому что только в ней и можно было увидеть "Битлз", Элвиса Пресли,
"Темптейшнз" или, например, парня, у которого десять собак крутили на носах
тарелки. Не дай Бог, если в тот момент Вас не было дома: в понедельник Вы
уже не участвовали в горячем обсуждении вчерашнего шоу.
Обычное телевидение позволяет выбирать, что смотреть, но не когда
смотреть. Для такого телевидения подходит технический термин
"синхронный". Зритель подстраивается (синхронизируется) под сетку вещания.
Именно так 30 лет назад я смотрел шоу Эда Салливана, и именно так
большинство из нас сегодня вечером будет смотреть новости.
В начале восьмидесятых видеомагнитофоны предоставили нам больше
свободы. Если программа Вас настолько интересовала, что Вы были готовы
возиться с настройкой таймеров, то, пожалуйста: вставляйте пустую кассету,
записывайте передачу и смотрите ее когда угодно. Разговор по телефону -
"вещь" тоже синхронная, потому что в нем одновременно участвуют два
собеседника. Записывая телепередачу на видеомагнитофон или телефонный
звонок на автоответчик, Вы подменяете синхронную связь более удобной ее
формой - "асинхронной".
Человечество всегда искало способы заменить синхронную связь
асинхронной. 5000 лет назад до изобретения письменности единственной
формой общения было устное слово: люди пропускали новость, если
отсутствовали при ее оглашении. После появления письменности стало
возможным хранить сведения; любой мог читать их тогда, когда ему (или ей)
это было удобно. В частности, эти слова я пишу дома в начале 1995 года, но
представления не имею, где и когда их прочтете Вы.
Одно из преимуществ, которые сулит информационная магистраль, -
свобода выбора. Как только связь становится асинхронной, Вы сами отбираете
нужную информацию. Даже те, кто редко записывает телепередачи, берут
фильмы напрокат. Всего за несколько долларов видеопрокат предлагает тысячи
и тысячи записей на любой вкус. Зритель получает возможность по своему
выбору один вечер провести с Элвисом, другой - с "Битлз", а третий - с Гретой
Гарбо.
Телевидение существует менее шестидесяти лет, но за этот период
практически во всех развитых странах оно превратилось в главный фактор,
определяющий общественное мнение. Однако телевидение в каком-то смысле

<< Предыдущая

стр. 9
(из 37 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>