<< Предыдущая

стр. 3
(из 20 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>


* Все мы неизмеримо малы в глазах бесконечностьи. То же относится и к
здоровенному слону, который только что сел вам на голову и не думает вставать.

* Если уж на то пошло, то ни "мы", ни "я" ни "мы с вами" как таковые не существуем, а
существует лишь корпоративная вселенная. Вы — её часть, а она — часть вас. У неё, так
же как и у вас, нет ни конца, ни начала. Вы — все сущее, а все сущее — в вас.


* Есть только один размер — большой. Маленького размера не существует. Есть лишь
единый корпоративный размер.

* Даже самая увесистая сущность в составе корпорации не весит ничего, а самая неве-
сомая обладает тем же весом, что и самая значимая. Все остальное — лишь иллюзия в
дорогом костюме.

* Нет ни прошлого, ни будущего. Есть только настоящее. В настоящем же нет ничего
кроме Служебной обязанности, того дела, что должно быть сделано, и больше ничего.

* Жизнь корпорации не стоит на месте. Если мы являемся частью корпорации, её жизнь
не стоит на месте. Если мы не являемся частью корпорации, её жизнь не стоит на мес-те.
Если мы счастливы, её жизнь не стоит на месте. Если мы несчастны, её жизнь не стоит на
месте. Ничто не имеет значения, потому что жизнь корпорации не остановит-ся вне
зависимости от того, имеет что-то значение или нет. Ведь природа вещей тако-ва, что они
никогда не стоят на месте. В этом нет никакого смысла. Есть лишь движе-ние вперёд.
* Нет хода ни вперед ни назад, так что отбросьте всякие попытки вырваться в лидеры.

* Желание обладать чем бы то ни было ведет к страданию. В отсутствии желаний при-
сутствует радость. Там, где кончаются надежды и желания, обретается Просветление.

* Итак: нет ни начальника, ни системы отчета перед руководством. Всё это иллюзия.
Есть лишь работа и прекрасная безмятежность вечного единства. Проникнитесь ей! Это и
есть ваша сущность!Как забросить слона в небесаИндивидуальная подготов-каЧЕТЫРЕ
ИЛИ ПЯТЬ ИСТИНДЕВЯТИРИЧНЫЙ ПУТЬ
ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ ПО ПУТИ ПРОСВЕТЛЕНИЯЧетыре или Пять ИстинЛьвиный
рык догмы, который не спутать ни с чем,
сотрясает мозги сотен разных зверей.
Даже царь слоновьего племени, заслышав его, спасается бегством, забыв о гордости.
И только небесный дракон внемлет ему спокойно,
в полнейшем восторге.
ДЗЭН


Каждому дается ровно столько, сколько он способен вместить.
ДЖИММИ ХОФФА МЛАДШИЙ



Способов, позволяющих найти путь к Просветлению, множество. Среди них мо-литва
и голодание, и кто-то пользуется ими очень успешно. Но путь этот суров, особенно для
тех, чей рабочий день расписан по часам в электронной записной книжке и в чьи слу-
жебные обязанности входит немало бизнес-ланчей, не говоря уже о деловых встречах по-
сле работы с обязательным распитием спиртного. Так что довольно скоро не молитве, так
голоданию приходится сделать ручкой.
Будда по этому поводу придерживался совершенно четкой позиции: если бы Про-
светление было доступно только материально обеспеченным людям, это было бы доволь-
но несправедливо, с какой стороны ни взгляни.
Так говорил Будда, и священные тексты неоднократно подтверждают это высказы-
вание. Работа несет с собой точно такое же Просветление, как и то что снисходит во время
странствий с места на место в купальном халате, с чашей риса в одной руке и посохом в
другой. Чтобы выйти за рамки этого мира, совсем не обязательно его покидать. Нужно
лишь правильно воспользоваться теми орудиями, что разложены на пути у каждого из
нас. Пожалуй, одна небольшая история поможет прояснить эту мысль.
Однажды утром по дороге на работу Будда заглянул в парикмахерскую чтобы слегка
подправить свой внешний вид. Парикмахер, как и многие представители этой про-фессии,
оказался любителем поболтать и пофилософствовать. Он выплеснул на Будду ушат
бессмысленных анекдотов и многословных наблюдений, которые были Будде абсо-лютно
до лампочки.
В конце одного особенно обильного и пространного словоизвержения Будда за-крыл
глаза и сделал один из тех глубоких очистительных вдохов, которые впоследствии стали
такой важной частью его учения. Парикмахер, наконец, заметил это и в задумчиво-сти
опустил ножницы.
- О Будда, — обратился он к гигантской, глубоко вздыхающей пустоте, разместив-
шейся в стоящем перед ним кресле. — Я заметил, что вот уже более двадцати минут я го-
ворю не умолкая, а ты до сих пор не проронил ни слова. Не ждешь ли ты, что я сделаю из
этого какой-либо вывод?
Будда улыбнулся, и его улыбка, озарившая собой всё вокруг, была истинной усла-дой
для глаз.
- Да, мой друг, — молвил он. — Твоя работа заключается в том, чтобы стричь во-лосы.
Моя — в том, чтобы сидеть и стричься. Видишь, как близки были бы мы к совер-шенству,
если бы каждый из нас, не отвлекаясь, занимался своим делом.
В тот же миг парикмахеру открылась заключенная в словах Будды истина, и свер-
шилось чудо — до самого конца сеанса он не проронил ни слова, так что Будде удалось
прочесть свежий выпуск журнала "Автомобиль и водитель", а уходя, он оставил парик-
махеру хорошие чаевые.
Вот видите? Именно так всё и устроено. Каждый занимается тем, чем он должен
заниматься, без шума, суеты и треволнений. Тогда все станет легче и светлее. И чем свет-
лее будет становиться мир, тем просветленнее будете вы. Довольно скоро у вас появится
ощущение, что на самом деле ничего не имеет значения. Ничего, кроме работы.


На дереве поет соловей,
А что ему ещё делать?
Не нужно трех человек,
Чтобы наполнить пищей горшок для варки.
БО ХО, 342 г.


Металлург варит сталь: в процессе этого действия рождается его Просветление.
Бухгалтер с головой погружается в колонки цифр и таким способом может найти свой
путь к единению со Вселенной. Другие приходят к мудрости с помощью двух распростра-
ненных состояний бытия: сидения и молчания. По большей части на деловых встречах.
Сидение и молчание. Действия эти лежат в основе учения Дзэн. Они же лежат в основе
выполняемой нами работы.
Поразмышляйте об этом. Мы находимся на деловой встрече. Мы сидим. Мы мол-чим.
Разумеется, время от времени нам, по долгу службы, приходится озвучивать свои мысли,
и тогда мы говорим. Потом говорят остальные. А что мы делаем, пока они гово-рят? Мы
молчим.
По дороге на работу мы сидим в вагоне поезда или в машине, или стоим, глядя в
никуда, как корова на лугу. Мы перемещаемся из одной точки в другую. И что мы делаем
в этот момент? Ничего. В этом «ничего» присутствует всё.
В течение дня мы получаем послания по обычной почте и по электронной. Пока мы
обдумываем их и составляем ответ, мы сидим. Мы молчим. Разумеется, время от времени
в наше пространство проникают другие люди, вынуждая нас говорить или как-то реагиро-
вать на происходящее, но когда они удаляются, мы возвращаемся к своему делу, и что
происходит, пока мы им заняты? Мы сидим. Мы молчим.
Мы проводим четыре-пять часов в кресле межконтинентального авиалайнера, на-
правляясь на деловую встречу, которая, если отбросить лишние словопрения, займет от
силы десять-пятнадцать минут. Мы поглядываем в окно и пытаемся решить, стоит ли
смотреть фильм, который будут показывать во время полета. Мы сидим и молчим.
В ожидании транзитного рейса мы пялимся на экран свешивающегося с потолка
телевизора, по которому вездесущее Си-Эн-Эн "крутит" свою долгоиграющую пластинку.
Часть нашего мозга занята увлекательным сюжетом о танцующем медведе, усыновленном
семьей боснийских карликов. Но, пока мы сидим, фокусируя на происходящем не более
десяти процентов внимания, внутри нас, где-то в глубине, царит тишина.
В этой тишине таится освобождение. В ней таится покой. В ней — конец желаний,
страстей и страданий.
Мы читаем газеты, от мнения которых зависит наша судьба. "Уолл-Стрит Джор-нал"
уверяет, что отрасль промышленности, в которой мы трудимся, того и гляди накро-ется
медным тазом.
Сталкиваясь с подобной информацией в газете, служебной записке или в мессидже
электронной почты, мы даем волю эмоциям. Внутри нас бушует ураган негативных
чувств. Но остановитесь на мгновенье. Загляните внутрь себя. Нет ли там, в глубине, чего-
то такого, чему всё это до лампочки? Конечно, есть. Именно там обретается тишина. Там
обретается Будда.
Там же расположен пульт управления, позволяющий руководить и верховодить
слонами как большими, так и маленькими.
И в самом деле, взгляните! Как раз сейчас один из них собирается вторгнуться в наш
тихий и укромный закоулок. "У-у-у-у-у!" Он задирает хобот к небу и издает трубный звук.
Возможно, чуть пританцовывая, он ломится куда попало, круша домишки местных
жителей, их самих и многое другое своими широкими жесткими ступнями. Разумеется,
кто-то с воплями носится вокруг слона и пытается усмирить или прогнать его — отсюда
туда или наоборот. Заметьте, этот кто-то — не мы. Мы сидим. Мы молчим. Может быть,
слону что-то нужно от нас по работе? В этом случае мы, конечно, делаем эту работу. По-
сле чего снова садимся и сидим в тишине. Слон удалился восвояси! А что потом?
Мы сидим. Мы молчим. И, как вода, если ей не мешать, наполняет колодец, нас
наполняет ощущение свободы и силы.
Где можно обрести это спокойствие и радость?
Они заключаются — и с этого начинал сам Будда — в совершенном понимании
Четырех (или Пяти) Истин. Именно на них зиждутся все те приемы, что позволят вам в
будущем не только умело управлять слонами и большими, и маленькими, но с помощью
которых вы сможете, пользуясь ими как рычагом, оторвать, в конце концов, слона от зем-
ли и поднять над собой.


Четыре (или Пять) Истин


ИСТИНА № 1: Работа — это страдание. Умение понукать людей — особый дар,
уничтожающий значительную долю благопристойности в отношениях между людьми.
Согласно имеющимся данным даже Ганди, образ которого во всех иных отношениях
безупречен, как начальник был полный самодур. И с этим ничего не поделаешь. Началь-
ники — отвратные типы. Переварите эту мысль и больше к ней не возвращайтесь.

ИСТИНА № 2: Желание — корень страдания. Именно желание жить, чего-то до-
биваться и делать всё более сносным и даже более того, наполняет жизнь мужчин и жен-
щин невыразимой болью. Ничего не желайте, и вы ни в чем не разочаруетесь.

ИСТИНА № 3: Страдание можно побороть. В корне желания гнездится ваше "я".
Чтобы достичь глубин покоя, непостижимых разуму, нужно уничтожить своё "я". Только
с опорой на Дзэн это "не-я" поможет превозмочь силу других людей, раскрепостить душу
и выиграть массу ценных призов.

ИСТИНА № 4: Существует реальный путь, который позволит искоренить ваши
страдания, и мы сейчас же, без лишних проволочек, вступим на него. Это девятиричный
путь, состоящий, как и большинство девятиричных путей, из девяти ступеней. Исключе-
ние составляют лишь канонические дзэнские тексты, в которых ступеней этих может ока-
заться и десять.

ИСТИНА № 5: Истины № 5 не существует.
ДЕВЯТИРИЧНЫЙ ПУТЬ


Путь мастера-воина — это путь выносливости, выживания и
одоления всего, что могло бы его
погубить. Мастерство ниндзя — это искусство
побеждать.
ТАКАМАЦУ ТОСИЦУГУ


Истинный пацифист может убить или покалечить
в мгновение ока, однако, в тот момент, когда гибель
врага уже неизбежна, он становится на путь ненасилия.
ЮКИЁСИ ТАКАМУРА


Как человек, разбиравшийся в жизни и её хитросплетениях, Будда понимал, что
расплывчатый и обобщенный подход к делу не принесет пользы большинству бизнесме-
нов, занятых в ходе решения текущих деловых проблем одновременно и поисками про-
светления, и поисками правил обращения со слонами.
Он осознал, что между этими целями нет никакой разницы: умение управлять сло-
нами есть разновидность просветления, а последнее в свою очередь ведет к способности
отрывать от земли самых тяжелых слонов, дабы поиграться с ними и забросить куда по-
дальше.
Однако Будда был силен не только по части метафизики. Он имел в запасе прилич-ный
багаж знаний о жизни, связанной с многочисленными командировками. Он знал, что
бизнесмены добиваются успеха не только благодаря силе воли, но что для того, чтобы все
успеть, ам необходимо составлять списки предстоящих дел.
Как раз тогда, когда Будда наслаждался первым приливом снизошедшего на него
просветления, ему случилось проходить мимо газетного киоска. Он оказался возле него
совершенно случайно, когда бродил по городу, нежась в сиянии своего нового мироощу-
щения, не обремененного личиной эго, и наслаждаясь тем, что ему удалось родить отлич-
ную идею. Это состояние близости с космосом при отсутствии какой бы то ни было боли
было восхитительным. Вот так, беспричинно, — поскольку вообще всё теперь происходи-
ло само собой, без всяких причин, — Будда зашел в этот недешевый, судя по внешнему
виду, магазинчик, расположенный в небольшом торговом центре в пригородах Палм
Спрингса, чтобы купить пачку жевательной резинки. "Можно полностью забыться в про-
цессе жевания и таким способом достигнуть определенного совершенства", — отметил
про себя Будда, хотя, по правде говоря, ему просто хотелось жвачки, и этой причины было
вполне достаточно, чтобы пойти и купить её. Но даже если бы он ее не купил, все равно
ничего бы не изменилось, потому что к тому моменту он уже очистил свой организм от
всяких желаний. С другой стороны, раз всё и так было без разницы, жвачка ему бы вовсе
не помешала, тем более что прямо перед ним был газетный киоск, куда он и вошел.
Полностью погрузившись в жевание, Будда неспешно скользил взглядом по об-
ложкам журналов, выставленных в великом множестве вдоль одной из стен магазина. Вне
зависимости от содержания , все они пестрели цифрами.
Цифры, цифры, сплошные цифры.
"154 способа избавиться от живота!"
"500 самых преуспевающих корпораций!"
"265 способов доставить ЕМУ удовольствие!"
"100 лучших капиталовложений!"
И так до бесконечности. И тут на Будду снизошло озарение — обычным людям легче
двигаться к просветлению по пронумерованному пути. Вот почему он придумал именно
такой путь.


Девятиричный Путь


* НЕ БЕРИ В ГОЛОВУ: Чтобы попасть туда, куда мы движемся, нужно исходить из
правильной отправной точки. Для этого, первым делом, нужно проснуться и почувст-
вовать запах кофе. После чего сойти с привычной колеи и отправиться на прогулку в лес,
не разбирая дороги. Это не простое и отнюдь не поверхностное времяпрепровож-дение,
но до тех пор пока мы не разовьем в себе способность ни о чем не беспокоить-ся, мы
будем пребывать во власти внешних сил.

* НЕ НАДЕЙСЯ: Впереди не светит никаких улучшений, а даже если что-то бы и изме-
нилось к лучшему, скажем, во вторник, к среде все наверняка бы снова пошло из рук вон
плохо. Ну, в крайнем случае, к четвергу.

* НЕ БОЛТАЙ ПОПУСТУ: Мы так мощно сотрясаем воздух, но так мало говорим!
Пусть слон трубит, что есть мочи. Вы же стремитесь к тишине. Она предохраняет нас от
лжи, злословия, оскорблений и излишней саморекламы. Но если вы всё-таки реши-лись
открыть рот, не тратьте слов попусту. Лучше один раз увидеть, чем сто раз ска-зать.
Молчание — золото. Слово, сказанное к месту, лучше чем десять слов невпопад. Привет!

* НЕ РЕАГИРУЙ: Избегать пустых разговоров — лишь половина успеха. Вторая поло-
вина заключается в том, чтобы не делать то, чего делать не след. Как бы слон ни буше-
вал, не выказывайте своих эмоций, а те, что все-таки выказываете, не выставляйте на-
показ.

* НЕ СУДИ: Любой человек может сделать что-то не так. В этом нет ничего
страшного, если при этом он не наносит никому вреда. На самом деле люди часто
причиняют друг другу вред. И всё же, кто вы такой, чтобы кого-то обвинять? Бросьте это
занятие!

* НЕ СЛУШАЙ: Не слушать и не слышать — две совершенно разные вещи. Не слы-
шать — это беда. Нужно стараться слышать всё. Но, при этом, не слушайте ничего кроме
указаний, касающихся непосредственно вас, и телевизора, если таковой имеется в вашем
офисе.

<< Предыдущая

стр. 3
(из 20 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>