<< Предыдущая

стр. 4
(из 20 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>


* НЕ ДУМАЙ: Размышлять без мыслей — вот наша цель. Освободитесь от мыслей. Ос-
тавайтесь в этом состоянии. Пару лет назад Будда знавал одного программиста из Лос-
Анджелеса, который пользовался только чужими мыслями, а своих не имел вовсе. Его
дела шли в гору. Но вот, однажды, он возомнил о себе невесть что и начал думать сво-ей
головой. Не прошло и двух месяцев, как ему указали на дверь. Поразмышляйте об этом
случае, стараясь, если сможете, особо в него не вдумываться.

* НЕ ПОДДАВАЙСЯ ЧУВСТВАМ: Чувства, которые будит в нас слон, это самое серь-
ёзное препятствие, мешающее нам найти к нему правильный подход. Самая разруши-
тельная из этих эмоций — страх. Невозможно поднять какой-нибудь предмет и забро-сить
его куда подальше, если вы его боитесь. Вы должны избавиться от страха. Для этого
нужно, первым делом, перестать испытывать какие бы то ни было чувства по от-ношению
к слону. За исключением, разве что, всепобеждающего чувства любви, кото-рую мы, как
последователи учения Дзэн, должны питать ко всем бессловесным тварям, обитающим в
нашей вселенной, даже к тем, что представляют для нас угрозу.

* НЕ СТРОЙ ПЛАНЫ: Устремляйте свой внутренний взор на то, что происходит сей-
час. Будущее, особенно в объединенных компаниях, — не более чем иллюзия. Вместо
того чтобы строить планы, сядьте и помедитируйте на пресс-папье. Позвольте мыслям
блуждать без цели. Довольно скоро вы разучитесь строить планы и присоединитесь в этом
смысле к лучшим из лучших!

* НЕ СДАВАЙСЯ: К чему всё это? Извечный вопрос. Но, если серьёзно, множество
людей, которые безвольно, без борьбы покидают компанию, впоследствии обнаружи-
вают, что могли бы выпрыгнуть за борт с отличным парашютом, а не с пустыми рука-ми.
В конечном счёте, отказ от борьбы есть не что иное, как разновидность эгоизма. Ваша
работа заключается в том, чтобы справляться со своей работой. Вот и справляй-тесь!


Если вы освоите эти девять ступеней сидя, в тиши и размышлениях, вам откроется
правильный взгляд на вещи и понимание происходящего — если только вы достаточно
легки сердцем, чтобы впустить их в себя. Так что, бога ради, будьте полегче!



Движение вверх по пути Просветления


Как только чего-то сильно захочешь, внешний мир предметов начинает рвать тебя на
части. Когда даешь волю желаниям и пристрастиям, пробуждается алчный ум. С
удовольствием от подношений рождаются мысли об обладании и соперничестве. Если
тебе по душе послушная свита, будешь жить в окружении мелких льстецов. Если любишь
побеждать, значит между тобой и окружающими зияет огромная пропасть. Если тебе
нравится использовать людей в своих целях, в воздухе будут носиться голоса
недовольства… Если ум пребывает в покое, мириады спонтанных вещей и событий
исчезают сами собой.

НАДПИСЬ, ВЫСЕЧЕННАЯ НА КАМЕННОЙ ПЛИТЕ. КИТАЙ


Жизнь — сплошная неприятность, а после — и того хуже.
НЕИЗВЕСТНЫЙ АВТОР


Пару лет назад руководство компании "Вестингхаус" заседало в зале переговоров
гостиницы "Фор Сизенс" в Лос-Анджелесе, на встрече, суть которой уже растаяла в тума-
не времени. Действительно, чем могла быть важна эта встреча, если даже самой компании
"Вестингхаус" больше не существует?
Заседание было прервано появлением одного из служащих гостиницы. Он сооб-щил,
что в этот самый момент границу района, где располагалась гостиница, пересекает
большая толпа разнузданных местных жителей, движимая не самыми добрыми намере-
ниями.
В городе бушевали массовые беспорядки. Самолеты, пытавшиеся вылететь из ме-
стного аэропорта, обстреливались. На улицах жгли автомобили. Самое время было спеш-
но ретироваться.
Присутствовавший на заседании Будда размышлял в тот момент о неизбежности
страдания, в частности, своего собственного, и эта новость заставила его вздрогнуть.
"Нам нужно немедленно разойтись и попытаться отыскать какое-нибудь более
безопасное место", — сказал он своим коллегам, многие из которых всё ещё продолжали
накладывать себе в тарелки солидные порции мясных закусок.
Заседание было прервано, после чего к Будде, который собирался, не мешкая, за-
браться куда-нибудь повыше, приблизились двое монахов-бизнесменов. "Послушай, Буд-
да, — сказал тот, что постарше. — Мы подумали, не сыграть ли нам партию из девяти
лунок в "Бэл Эар", пока всё это не зашло слишком далеко. Присоединишься к нам?"
Одарив их удивленной улыбкой, Будда отклонил это предложение: "Нет, друзья мои.
Мне нужно быть в другом месте".
Итак, вместо того чтобы наслаждаться в самый разгар смуты таким легкомыслен-ным
времяпрепровождением, Будда, как утверждает предание, отправился на крышу гос-
тиницы, где располагался бассейн, и где ему подали аппетитную порцию свежих фруктов.
С этой удобной точки он стал наблюдать за развитием событий вместе с большой
группой зрителей, среди которых были Харви Кейтел, один из давнишних любимцев Буд-
ды, а также несколько сотрудников агентства "Уильям Моррис", беспрерывно говоривших
по телефону.
Как можно достичь подобного состояния непрекращающейся благодати? Только
путем расслабления. Расслабления такой глубины, что в ней само собой гаснет любое
пламя. Расслабления, наступающего в результате медитации, от которой наш ум съёжива-
ется до размеров крошечной точки, где нет места ни нашему "я", ни страстям, ни желани-
ям.
Джек Велч, например, играет, в гольф. Или во что-то ещё. Когда Марта Стюарт не
занята обдумыванием композиции идеальной гирлянды, она может с удовольствием вы-
пить собственноручно смешанный коктейль, причем оба действия удаются ей одинаково
здорово. Дональд Трамп коллекционирует немецких супермоделей и прикарманивает всё,
что плохо лежит, а частенько даже и то, что прибито к полке гвоздями.
Каждый из этих гигантских слонов открыл для себя элементарную истину, на ко-торой
строятся счастье и просветление — всё отнюдь не так серьёзно, чтобы не относить-ся ко
всему легко.
Однако мы, такие крошечные по сравнению со слонами — как мы серьёзны! Мы
носимся взад-вперед как ополоумевшие суслики, пока мимо в огромных, оснащенных ми-
ни-барами авто неспешно проплывают те, кто стоят у пульта управления вселенной!
Самое верное средство раз и навсегда покончить с серьёзностью — медитация. Ко-
торая, по крайней мере для новичков, состоит в том, чтобы просто сидеть и думать, до тех
пор, пока "я" не растворится в потоке мыслей. Это под силу любому, однако те, кто зара-
батывает на жизнь в положении сидя, имеют явное преимущество.



КРАТКИЕ НАСТАВЛЕНИЯ БУДДЫ


Шаг первый — медитация

* Сядьте. Если вы уже сидите, оставайтесь в этом положении.

* Дышите. Еще. Дыхание идет вам на пользу. Поразмышляйте об альтернативном вари-
анте!
* Ваша цель — дойти до такого состояния, когда, вне зависимости от того, что с вами
происходит, вам на всё глубоко начхать.

¬ Джимми спошлил… а мне наплевать.
С. ФОСТЕР

* Это не так просто, как кажется. Природа человеческих существ такова, что их заботит
всё, что с ними происходит. Однако волнение это - лишь заблуждение и пережиток вашей
прежней жизни, не залитой светом учения Дзэн.

* Помните — ничто не имеет значения. Даже если бы вы были самой могучей силой во
вселенной, в конечном счете и это было бы неважно. Потому что разницы как таковой
нет. Как нет и конца. Так что дышите и гоните прочь любые мысли. М-м-м-м. Как
приятно.


* Отбросьте все желания, которые приходят к вам во время медитации, а также празд-
ные надежды и тревоги, проистекающие из стремления сделаться лучше. Откажитесь от
них. Откажитесь от всего. Вы — не слон, и в этом ваша безграничная свобода. Пусть
волнуются слоны. Вы же будьте счастливы.

* И имейте в виду, дорогие друзья, что всё во вселенной подвластно смерти. Хорошая
же новость заключается в том, что многие встретятся с ней раньше вас. И таким обра-зом,
большинство причин беспокойства и несчастий исчезнут быстрее вас, ибо они старее и
дряхлее. Нельзя сказать, что вам этого очень хочется, потому что вам вообще теперь все
безразлично. И всё же, они уйдут, а вы останетесь, чтобы с аппетитом пола-комиться
мясным салатом с двойной порцией бекона.

* Так что дышите. Проникнитесь красотой бесконечного пространства, в котором поко-
ится ваше безграничное ничто. Ваше "я"… ваши честолюбивые планы… ваши надеж-ды и
большинство желаний… Отпустите их!

* И нечего кукситься! Взгляните на всё с оптимизмом! Дождь-то ведь, слава богу, ещё
не начался!

Дзэн и искусство
карабкаться вверх

Начальный уровень

НАВЫКИ ОБРАЩЕНИЯ СО СЛОНОМ

Средний уровень

НАВЫКИ УПРАВЛЕНИЯ СЛОНОМ

Продвинутый уровень

ЗАБРАСЫВАНИЕ СЛОНА В НЕБЕСА

Начальный уровень:
Навыки обращения со слоном


Руки знают, что делать с мечом, разум знает, что делать с руками. Совершенствуй свой
разум и не позволяй ловким приемам, обманным
движениям и притворным маневрам вводить тебя в заблуждение.
Они хороши для фокусника, но не для самурая.

САЙТО ЯКУРО

Не усложняй, тупица!
ДЕВИЗ КОМПАНИИ "АЙ-БИ-ЭМ"

Пока не явился слон — несколько слов о вас

Рогатое чудовище и не думало теряться — зачем же его искать?
А пастух с ним не в ладу от того,
что пошел вопреки своей сокровенной природе.
ДЕСЯТЬ КАРТИНОК ОБ УКРОЩЕНИИ БЫКА
ЯПОНИЯ, 15 в.


Кто… ты?
ВОПРОС ГУСЕНИЦЫ К АЛИСЕ


Что же это за инструмент, с помощью которого можно превратить рогатое чудище в
то, чего на самом деле нет?
Этот инструмент — вы сами.
Но… что же вы собой представляете? Нельзя избавиться от самого себя, от своего "я"
— с которым вы, за редкими исключениями, были неразлучны от рождения, — не ос-
мыслив до конца ту роль, которую оно играло в вашей жизни до сегодняшнего момента.
Исследования подтверждают, что любое "я" можно разбить на несколько частей:

¬ Эго
Сексуальные потребности
® Тяга к пище
? Жадность/Амбиции
° Увлечения

Какая вам была от всего этого польза, хотя бы в последнее время?
По достижении определенного возраста с каждой из этих составляющих, за исклю-
чением, разве что, увлечений, можно расстаться без особых проблем, не лишившись, по
большому счету, ни счастья, ни, уж тем более, внутреннего покоя.
Но… готовы ли вы к этому?
Нужно ли вам ваше эго? Как знать… может, и нужно. Но что же это все-таки та-кое?

ЭГО
Что это за зверь?

* Ваше эго — это то самое ощущение самости, которое приветствует вас каждое утро,
стоит вам подняться с постели. Вы смотрите в зеркало и узнаете свое отражение, если,
конечно вы не транссексуал, в коем случае мы бессильны вам чем-либо помочь.

* Ваше эго — это то, чем вы гордитесь: ваше чувство стиля, манера одеваться,
любимые блюда, которые вы заказываете в ресторане, техника, которой вы обзаводитесь
дабы обозначить свой статус, и те виды товаров, которые вы покупаете в супермаркете, —
от сыра моцарелла до говорящих брелков для ключей.

* Ваше эго — это ощущение вашей невероятной значимости по сравнению с другими
людьми, и одновременно, полнейшей ничтожности.

* Это ваше самолюбие, заставляющее вас гордиться тем, чего вы добились в жизни, а
также тем, чего не добились, потому что более удачливые заплатили за это слишком
дорого.

* Ваше эго — это всё, что вы любите в себе и в окружающем вас мире, когда он идет
вам навстречу и с удовольствием вкалывает на ниве вашего счастья.

* Ваше эго — это то, чего вы хотите достичь, совокупность ваших стремлений и амби-
ций.

Но, если быть откровенным, разве подобное эго не тяжкая ноша? Не лучше ли рас-
статься с этим сонмищем надежд, желаний, стремлений, хотений, бурлений любви и
ненависти и отправиться в путь налегке, без поклажи? Всё видеть, всему изум-ляться,
помнить о судьбе и долге, но быть свободным от всего остального?
Зачем нам нужно наше "я"?
Представьте себе водителя — мужчину или, если хотите, женщину — который мчится
по скоростному шоссе. Дорога впереди свободна, машина под ним отличная и в хорошем
состоянии — немецкая, а потому цена её, пожалуй, чуть завышена, процентов на
двадцать. Вдруг срабатывает аварийная подушка!
Сразу же возникает несколько соображений. Дело в том, что расстилающаяся впе-реди
дорога по-прежнему пустынна, и ехать по ней одно удовольствие. Она в прекрасном
состоянии и совершенно безопасна для тех водителей, которым видны её изгибы и пово-
роты. Машина, которая едет по ней, всё та же — отличного качества. Хотя, пожалуй, на
поворотах ее, как и все европейские автомобили, рассчитанные на большие пробежки,
слегка заносит. Но это дело вкуса.
Однако же, водителю ничего не видно! Он в смертельной опасности, потому что обзор
ему застит эта огромная, вспученная подушка. Он не может вытянуть шею ни влево, ни
вправо, чтобы взглянуть на дорогу! Он не может ни подлезть под неё, ни посмотреть
поверх! Он видит только подушку, предназначенную для того, чтобы обеспечивать его
безопасность в случае аварии. Однако в настоящий момент она только заслоняет дорогу.
Эта подушка и есть ваше эго. Она была нужна вам, когда вы были молоды, и с ва-ми
все время что-то случалось. Однако теперь она лишь застит вам обзор и не позволяет
двигаться по пути, который предназначен вам самой судьбой.
Избавьтесь от этой подушки! Вы можете это сделать! Причем не осторожно, шаг за
шагом, а прямо сейчас. Просто отбросьте всё это эго и иже с ним.
И вы тут же увидите, что нет ничего невозможного. Путь свободен. С вами может
случиться несчастье. Вас могут оскорбить, обидеть какие-нибудь идиоты. Они могут за-
ставить вас перебраться в офис поплоше. Они могут урезать ваш бюджет. Они могут не
замечать вас в упор. Они могут отобрать у вас часть работы. Они могут так загрузить вас
работой, что вы и света белого не взвидите. Но всё это будет вам до лампочки. Потому что
все, по сути своей, равноценно, или вовсе не имеет цены, равнозначно, или не имеет ника-

<< Предыдущая

стр. 4
(из 20 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>