<< Предыдущая

стр. 7
(из 7 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ





Заключение
Для безопасности личности, общества и государства проблемы медико-биологической безопасности приобрели на современном историческом этапе особое значение. Эти проблемы оказались дополненные рядом новых факторов, которые ранее рассматривались как ситуационные, но теперь оказались исторически обусловленными.
Помимо социально-экономических, исторических изменений происходят гораздо более масштабные глобальные и даже космические эволюционные процессы, в которых геологическая и биологическая история Земли не может не учитываться при определении угроз безопасности человечества. В этих условиях особое значение приобретают науки медико-биологического комплекса, вступившие в фазу особо интенсивного развития.

Оглядываясь на 10 лет назад, можно констатировать, что значение геномики было недооценено, а её влияние оказалось гораздо шире и глубже, чем ожидалось. Ясно также, что создание геномного проекта было огромным достижением для биологов всего мира, так как впервые поставило биологию в ряд тех наук, которые способны реализовать глобальные проекты с огромным не только с общенаучным, но и практическим выходом. Сравнивая геномный проект с проектом освоения космического пространства (программа полетов к Луне и Марсу, программа околоземных станций), видно, что биологическая программа будучи во много раз дешевле, по своему влиянию не только не уступает, но и в конечном итоге, безусловно превзойдет достижения космических программ, поскольку окажет влияние в 21 веке почти на каждого жителя Земли.
Общим фундаментальным результатом всех усилий по развитию геномных исследований можно считать рождение совершенно новых областей экспериментальной биологии, таких как «геномика», «протеомика» и биоинформатика.

Исследования в области медико-биологических наук относятся к той сфере науки, от развития всех направлений которой государство таких масштабов, как Россия, отказаться не может. Именно в этой сфере нельзя опираться лишь на усилия международного сообщества именно в целях безопасности (хотя сотрудничество в этих областях является необходимым условием развития). Есть одна особенность развития знаний в медико-биологической сфере, имеющая прямое отношение к поддержке этих исследований в нашей стране с целью долгосрочного обеспечения её безопасности. Именно в нашей стране с огромной территорией, с протяженными и далеко не безопасными с медико-биологической точки зрения (эпидемиологической, эпизоотической, экологической, демографической и т.п.) границами, со слаборазвитой и уязвимой транспортной системой и системами связи, со сложным по этническому и культурному составу населением, с ослабленной системой здравоохранения, следует с особым вниманием относиться к выбору приоритетов, тем более к отказу от проведения тех или иных фундаментальных и прикладных медико-биологических исследований и к их организации. Проблемы безопасности нашего государства теснейшим образом переплетаются с проблемами безопасности огромной части территории мира, единого с медико-биологической точки зрения.
Нация должна быть готова к обнаружению и ликвидации последствий вспышки любого биологического агента, включая традиционные и экзотические виды микроорганизмов. Существующие национальные системы государственного эпидемиологического надзора и борьбы с инфекционными болезнями должны быть способны выявить, локализовать и ликвидировать вспышку инфекционного заболевания независимо от того, является ли она следствием естественного проявления природного патогена или результатом его преднамеренного использования. Все эти особенности обуславливают необходимость международного сотрудничества в отношении создания системы быстрого оповещения и принятия ответных мер.
В глобальном масштабе уже имеются огромные ресурсы для борьбы с инфекционными болезнями, которые, безусловно, будут использованы для противодействия биотерроризму.
Биологическая безопасность должна стать одной из приоритетеных задач человечества в целом и каждой цивилизованной страны в отдельности.
В современных условиях повсеместного ухудшения экономической обстановки вплоть до разрушения среды обитания в результате повседневных техногенных нагрузок, становится все ощутимее влияние среды на состояние физического здоровья человека, усложняются отношения с патогенной для человека микрофлорой. Измененные штаммы микроорганизмов появляются не только в результате направленного эксперимента, но и спонтанно под влиянием факторов среды. Сегодня неотвратимо стоит решение многоплановой задачи биологического мониторинга среды.
Бурное развитие биотехнологии в конце ХХ века сделало ее одной из главных движущих сил научно-технического прогресса и социально-экономического развития многих стран мира. Современная биотехнология стала основой для создания в ХХI веке принципиально новой медицины, промышленности и сельского хозяйства.
В связи с этим первостепенное значение приобретает информационно-аналитическая служба, позволяющая достоверно оценивать последние достижения в области биотехнологии и информировать общественность о тех перспективах, которые открывает использование новых технологий, а также создание соответствующей законодательной базы.
Приложение 1.

Рекомендации CABACI по разработке системы противодействия терроризму.
Наблюдение и надзор
CDC должен разработать программу для национальной системы здравоохранения в целях предупреждения случаев биотерроризма. Национальная система должна включать федеральный и местные отделы, а также аптеки, местные службы скорой помощи и ветеринарные службы.
Первым шагом к созданию такой системы стала бы разработка национальной стратегии для её построения, включающая анализ возможности выполнения, определение требований и составление долгосрочной программы.
Система должна использовать автоматические системы для сообщения о случаях заболевания и синдромах и автоматические системы для получения данных от нетрадиционных партнеров.
Разработка такой системы в целях выявления случаев биотерроризма требует создания сетей для обмена данными между местными отделами здравоохранения и местными медицинскими службами.
CDC должен разработать программу грантов по охране здоровья и сотрудничать с Конгрессом для обеспечения финансирования, чтобы создать необходимую информационную инфраструктуру.
Местные информаторы, включая работников медицинского обслуживания, не обязаны использовать свои собственные ресурсы для разработки необходимой коммуникационной инфраструктуры.
Механизмы обеспечения информацией не должны нарушать конфиденциальность информации о пациенте. Информация должна носить статистический характер, без указания имен пациентов или клиентов и т.д.
Необходимо ввести национальную программу исследований и разработок, направленную на усовершенствование методик (технологий) наблюдения.

Эпидемиология
Усовершенствование системы наблюдения, заставляющей эпидемиологов в отделах здравоохранения штатов лучше выполнять свои охранные функции.
Увеличение финансирование для найма дополнительного штата эпидемиологов, так как эта работа требует больших трудозатрат.
CDC должен расширить спектр биологических агентов, применяемых при биотерроризме. Эпидемиологи должны быть лучше информированы об агентах.
Должны быть четкие критерии для определения порога для характера реакции: либо это будет фаза первичной реакции - предупреждение больниц и врачей, требование, чтобы врачи взяли образцы культур и попытались провести лабораторную диагностику, а также уведомление соответствующих федеральных и местных органов. Широкомасштабная мобилизация требует преодоление второго порога, например, лабораторная идентификация этиологического агента представляющего угрозу для здоровья или сбор данных наблюдений, подтверждающих необходимость таких мер.
Местные отделы здравоохранения нуждаются в средствах для использования информационных технологий для сбора, хранения, анализа и обмена эпидемиологическими данными.

Требования к лабораториям
Врачи должны поощряться в стремлении более регулярно брать культуры и и сдавать их в лабораторию на анализ, чтобы убедиться в отсутствии необычных явлений, особенно если количество пациентов велико или они имеют симптомы, подобные гриппу в нехарактерное для гриппа время года.
LRN должны расширить свою сеть лабораторий с уровнем А и лучше контролировать лаборатории для анализа пищи и воды и ветеринарные лаборатории, чтобы обеспечить наличие диагностических возможностей для всего спектра биотеррористических агентов.
CDC должен продолжать финансирование лабораторий через федеральные гранты.
Лаборатории уровней В и С нуждаются в усовершенствовании., включая расширение спектра биотеррористических агентов, которые они могут идентифицировать.
Лаборатории штатов также должны расширять свои возможности по определению чувствительности микробов в целях назначения эффективного лечения.
Лаборатория быстрого реагирования и новых технологий при CDC (RRAT) должна продолжать расширять свои технические возможности для быстрой диагностики особо опасных агентов и расширения спектра агентов.
Требуется постоянное обучение новым технологиям.
Требуется обучение технических работников лабораторий для расширения их знаний о спектре потенциальных биотеррористических агентов.
Эти работники должны постоянно проходить подготовку по вопросам биотерроризма.
Необходимо развивать связь между лабораториями и информационную инфраструктуру.
Необходимо финансирование на реконструкцию и перепланировку лабораторий в целях более эффективного использования площадей.

Медицинское руководство
На местах должны быть разработаны поэтапные планы профилактики и лечения.
Необходимо разработать план доклинической работы, обеспечивающий точную информацию о том, какое требуется лечение и где оно может быть проведено.
На местах должны быть обеспечены ресурсы для оказания первой помощи на основе договоров с местными медицинскими службами в течение 48 часов до прибытия федеральной помощи.
Необходимо организовать консультации для пациентов для ликвидации паники на пунктах сортировки и установления порядка.
Заранее следует договориться, кто принимает решения в отношении установления очередности в случае биотеррористического акта.
Необходимо обдумать профилактические меры среди некоторых групп населения до свершения биотеррористического акта.
Для эффективного использования местных ресурсов необходимо создать систему контроля медицинских средств.
В целях предотвращения распространения оспы в результате биотеррористического акта должны быть готовы необходимые материалы для быстрой и массовой профилактики.
Правительства штатов и федеральное правительство должны предусмотреть обеспечение дополнительных ресурсов рабочей силы. Эту деятельность должно возглавить Министерство Обороны.
Необходимо использовать усовершенствованные методы для оценки эффективности мер профилактики и лечения, в том числе компьютерное моделирование.
Местные планы профилактики должны включать учет дополнительных ресурсов.

Подготовка и обучение
Соответствующая подготовка медицинского персонала и работников органов здравоохранения и скорой помощи необходимы для правильного выявления, оценки агента и реагирования.
Программа внутренней подготовленности (Domestic Preparedness Programm) должна быть сосредоточена на вопросах реагирования органов здравоохранения и медицинского персонала, а подготовка должна строиться на критериях HAZMAT, что обеспечило бы ее тесную связь с действиями именно в случае применения биологического оружия, включая распознавание агента и определение терапевтических мер.
Необходимо привлекать медперсонал к учебным сессиям, используя гибкий график обучения и электронные средства.
Медицинский персонал должен привлекаться к планированию мероприятий по реагированию на местном и федеральном уровне.

Информация и связь
CDC и другие федеральные агентства должны подчеркивать необходимость совершенствования информационной инфраструктуры и активно проводить работу по привлечению партнеров на уровне штата и на местном уровне, чтобы создать действительно национальную информационную сеть для здравоохранения.
Создание такой системы зависит от соответствия отдельных ее элементов общим требованиям. Необходимо восполнить все пробелы и затем объединить разнообразные технические коммуникационные системы в эффективную сеть.
Чтобы обеспечить взаимодействие коммуникационных систем отделов здравоохранения, больниц и служб общественной безопасности необходимо для них организовать контакт и консультации на протяжении процесса разработки таких стандартов.
Федеральные отделы и агентства должны координировать свои инициативы по созданию информационной инфраструктуры, чтобы обеспечить интеграцию и взаимодействие коммуникационных систем.
Особое внимание должно уделяться программе HAN в целях увеличения финансирования создания информационной инфраструктуры.
Управление по готовности к биотерроризму и разработке программы реагирования должно ввести обмен информацией.

Готовность и реагирование на федеральном уровне, уровне штата и местном уровне
Должно быть четкое разграничение между химическим, биологическим, радиологическим и ядерным терроризмом с пониманием требований в случае биотерроризма.
Благодаря знакомству с местной географией, ресурсами и персоналом местные власти должны играть значительную роль в организации реагирования. Командование и контроль должны осуществляться совместно федеральными и местными органами.
Планы деятельности в случаях биотерроризма должны учитывать не только город, но и пригороды. Требуется федеральное финансирование для обеспечения связи и взаимодействия между местными здравоохранительными органами, медицинскими службами и органами общественной безопасности.
При планировании больницы должны быть включены в систему реагирования на случаи биотерроризма.
Органы здравоохранения должны более широко включаться в командные и контрольные инфраструктуры на местном уровне.
Необходимо четко разграничить роли федерального правительства, правительств штатов и местных органов власти, чтобы избежать путаницы.

Сотрудничество с общественностью и частным сектором
Правительство должно сотрудничать с частным сектором, сделать его партнером своей деятельности по готовности к биотерроризму. Сюда входят медицинская промышленность, печать и электронные средства информации (связи), фармацевтическая промышленность и сектор информационной технологии.
Медицинская промышленность – наиболее важный партнер частного сектора при обеспечении готовности к биотерроризму.
Так как средства информации (связи) будут обеспечивать взаимодействие между правительством и общественностью до биотеррористических актов, во время и после них, особая стратегия в отношении этих средств должна быть включена в список мер против биотерроризма.
HHS и CDC должны развивать более крепкие связи со средствами информации (связи), чтобы лучше информировать их о технических аспектах практического здравоохранения и биотерроризма.

Центры по борьбе с заболеваниями и их предотвращению
Предположения, которые использует CDC при планировании, должны смещаться от узкого множества низкой вероятности, случаев со значительными последствиями к множеству более вероятной «середины» и случаев с незначительными последствиями.
Для каждого компонента выявления и оценки случаев биотерроризма и реагирования на них CDC должен четко определить требования к действиям, которым должен отвечать компонент.
В своих программах BPRP должен сосредоточиться на разработке программ наблюдения, эпидемиологии и лабораторного реагирования, чтобы обеспечить возможность четкого выявления и оценки предполагаемых случаев биотерроризма.
CDC должен разработать программу поддержки партнеров на местах среди отделов здравоохранения, организаций общественной безопасности и больниц и нетрадиционных партнеров – городских и муниципальных систем для выявления и оценки предполагаемых случаев биотерроризма.
Управление по готовности к биотерроризму и разработке программы реагирования должно быть поднято до уровня управления и директора CDC и должно иметь возможность распоряжаться бюджетом.

Приложение №2.

План CDC по готовности к действиям в случаях биологического и химического терроризма

Готовность и профилактика;
Подготовка согласованных планов и протоколов по биотерроризму, обеспечивающих координацию действий здравоохранительных органов на всех уровнях – федеральном, штатном и местном.
Создание системы заочного обучения при министерстве здравоохранения, обеспечивающую подготовку на случай биологического и химического терроризма для работников местных служб здравоохранения и служб здравоохранения штатов.
Распространение руководств для здравоохранения и требований к разработке планов подготовки на случай биологического и химического терроризма для использования органами здравоохранения штатов и местными здравоохранительными органами.

Выявление и контроль
Усиление системы контроля за случаями заболеваний и повреждений в результате воздействия патогенов и химических веществ, включенных в список опасных агентов, составленный CDC.
Разработка новых алгоритмов и статических методов для поиска подозрительных случаев в медицинских базах данных.
Выбор критериев для исследования и оценки подозрительных групп заболеваний человека и животных или повреждений и сигналов для уведомления исполнительной власти о предположительном акте биологического или химического терроризма.

Диагноз и характеризация биологических и химических агентов
Создание многоуровневой сети реагирования лабораторий на акты биотерроризма, которая связывала бы здравоохранительные органы с лабораториями, располагающими наибольшими совершенными средствами для идентификации особоопасных биологических агентов и сообщения о них.
Создание лабораторий быстрого реагирования на основе самых современных технологий в рамках CDC, чтобы обеспечить возможность круглосуточной диагностики и молекулярно-биологической оценки особоопасных биологических агентов.

Принятие мер по ликвидации инцидента
Помощь здравоохранительным органам штатов и местным органам в организации развертывания быстрых действий в случае скрытой атаки или подозрения на вспышку заболевания, которая могла бы быть результатом скрытой атаки.
Обеспечение выполнения действий по быстрой мобилизации команд реагирования на случаи терроризма при CDC, которые будут оказывать помощь работникам здравоохранения на местах, агентам охранных служб и представителям исполнительной власти.
Создать государственные запасы фармацевтических средств на случай терроризма с использованием биологических или химических агентов.

Системы связи
Создание государственной электронной инфраструктуры для улучшения обмена важной информацией между местными, федеральными органами здравоохранения и органами здравоохранения штатов.
Применение плана экстренной связи, обеспечивающего быстрое распространение информации среди общественности во время террористических актов, при их угрозе или подозрении.
Создание сайта для популяризации информации о подготовке и обучении на случай биотерроризма, а также другой важной информации, связанной с биотерроризмом


РЕКОМЕНДАЦИИ
Осуществление стратегического плана CDC по подготовке и реагированию на случаи терроризма к 2004 году должен принести следующие результаты:
Органы здравоохранения здравоохранительные службы США будут готовы к смягчению результатов биологического и химического терроризма (заболеваний и повреждений).
Контроль органов здравоохранения за инфекционными заболеваниями и повреждений, включая события, которые могли бы указывать на террористическую деятельность, будет своевременным и полным, сообщения о предполагаемых террористических актах будут передаваться через широкую сеть государственной системы здравоохранительного контроля.
Национальня сеть лабораторий для реагирования на случаи биотерроризма будет расширена и будет включать лаборатории во всех 50 штатах. Она будет включать экологическую лабораторию CDC по химическому терроризму и 4 региональные лаборатории.
Отделы здравоохранения штатов и федеральные отделы будут оснащены современными инструментами для быстрого эпидемиологического исследования и контроля при предположительных и подтвержденных актах био- и химического терроризма, и необходимые медицинские средства будут выделяться из национального фармацевтического запаса в случае терроризма.
Хорошо подготовленные сотрудники медицинского обслуживания и здравоохранения будут в каждом штате. Их деятельность по борьбе с терроризмом будет координироваться с помощью быстрой и эффективной системы связи, соединяющей здравоохранительные органы США с их партнерами.




<< Предыдущая

стр. 7
(из 7 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ