<< Предыдущая

стр. 4
(из 5 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

производстве:
? (F + ? (t ), L + ? (t )) = p * x x * . (37)

+a
L + a ( t ) в уравнении (37)
(t ) и
Структура производственных факторов F
задается соотношением
L+ a ( t ) = ? F + a ( t ) , (38)
Электронный журнал «ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ» http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2000/040.pdf
532




где коэффициент ? либо полагается известным для реанимируемого
производства, либо подбирается вариантными расчетами по общему сценарию
работы с комплексной моделью.
Конверсия выбывающих фондов административного производственного
сектора заключается в конверсионном приросте фондов F + ? ( t ) рыночного
f -(t)
производственного сектора пропорционально выбывающим фондам
административно-производственного сектора, то есть вычисляется по формуле

(t ) .
+?
( t ) = ?f ?
F (39)

Фигурирующий в (39) коэффициент ? определяется проектом конверсии или
методом экспертных оценок.

6.2. Производственная занятость населения увеличивается за счет
вовлечения рабочей силы в административный производственный сектор и в
ассоциированную с ним часть рыночного производственного сектора.
Увеличение занятости за счет административного производственного
сектора оценивается, как компонента l * оптимального решения l * ,? * задачи
бинарного взаимодействия (28).
L + a ( t ) за
Увеличение занятости счет ассоциированной с
административным сектором части рыночного производственного сектора
оценивается, как компонента оптимального решения задачи бинарного
взаимодействия населения и ассоциированного производства. Эта задача
конструируется аналогично (28) с учетом замечаний к формулам (37)-(38).

6.3. Конечное потребление увеличивается за счет прямого
административного заказа на конечный продукт для содержания администрации и
административного управления, а также за счет увеличения спроса на конечный
продукт, порожденного увеличением производственной занятости населения.
Увеличение прямого оборонного заказа для содержания администрации и
расходов на административное управление определяется проектом и (или)
оценивается экспертными методами.
Изменение спроса на конечный продукт оценивается из оптимального
* *
решения L , Z задачи бинарного взаимодействия (30). Эта задача является
задачей выпуклого программирования и допускает формальное решение. Однако
в ней фигурируют внемодельные показатели инфляции (уровни цен и зарплаты),
поэтому для оценки спроса необходимы прогнозы (формальные или экспертные)
этих инфляционных показателей и экспертные оценки формальных оптимальных
решений.
6.4. Капитальные вложения увеличиваются за счет увеличения доли
накопления в структуре растущего личного располагаемого дохода населения.
Структуру расходования личного располагаемого дохода
Электронный журнал «ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ» http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2000/040.pdf
533



=K+P
h
Y

принято описывать на языке склонности населения к потреблению b и
склонности к накоплению a :

P = bY K = aY a + b = 1.
h h
(40)
; ;

Известно, что в условиях полной занятости и высокого уровня жизни
(подобно евро-американскому) склонность к потреблению приближается к
уровню b ? 0,75 . В условиях массовой бедности этот уровень приближается к
b = 1 . Следовательно, при изменении уровня жизни от бедности к достатку
склонность к накоплению a изменяется в пределах от 0 до 0,25.
Склонность населения к накоплению b может быть описана
логистической функцией

? ( Y h ? ? )2 ?
D
0 , 25
?? exp ? ?
b= h
? dY , (41)
2? 2
? 2? ? ?
?



где фигурируют подбираемые параметры ?, ? и модельная переменная Y h .
Здесь делается умозрительное предположение о монотонной зависимости
уровня жизни от личного располагаемого дохода, который в свою очередь
монотонно возрастает с уровнем занятости и среднедушевого дохода.
После оценки склонности к накоплению a по формуле (41) капитальные
вложения и конечное потребление вычисляются по формулам (40).


7. Сводка формул и сценарий модельных расчетов

Подстановка выражений переменных величин (4), (5), (6), (7), (8), (1),
(17), (40), (10), (12), (11), (13), (14) , (2) в уравнения динамики производственных
фондов и занятости (3) и (9) приводит к следующей системе нелинейных
разностных уравнений с ограничениями на потребление и занятость.

f(t+1)+F(t+1) = (1-v)(f(t)+F(t))+w((1-b)y(f(t),l(t),x(t))-a(t))+

+W((1-b) A(t )F ? (t )L1 ?? (t ) -m(t))+F+a(t) +F+k(t),

l(t+1)+L(t+1) = (1-q)( l(t) )+L(t)) + s p(t)+ S P(t) + L+a(t), (42)

p(t) + P(t) ? Pmin(t),

l(t) + L(t) ? Lmax(t).
Электронный журнал «ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ» http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2000/040.pdf
534


Параметры v, w, a(t), W, m(t), q, s, S, Pmin(t), Lmax(t) подлежат априорной
идентификации, параметры b, x(t), F+a(t), F+k(t), L+a(t) оцениваются в процессе
решения задач бинарного взаимодействия (24), (28), (30), совмещенном с
процедурой решения задачи Коши в разностной форме.
Для корректной постановки задачи Коши в числе априорно
идентифицируемых параметров, помимо помеченных в (42), должны быть также
начальные условия вычисляемых функций времени – макроэкономических
показателей (занятости, основных производственных фондов, капитальных
вложений и потребления): L(0)=L0, F(0)=F0, K(0)=K0, l(0)=l0, f(0)=f0, k(0)=k0 , P(0),
p(0).

8. Варианты макроэкономической динамики

Программное обеспечение комплексной одноуровневой модели,
разработанное в среде Borland Delphi3.0 для ОС Microsoft Windows 95/98, NT,
позволяет производить расчеты макроэкономических показателей на интервале
времени в 60 месяцев.
Для оценок начальных условий и значений других априорно задаваемых
параметров использовалась официальная экономическая статистика за 1995 и
1998 года. Решения задач бинарного взаимодействия подбирались вариантным
методом в условиях, близких к реальным. Часть из них приведена в табл. 1.

Табл. 1
Вариант исходных данных (1995 год)

Наименование показателей и параметров Единица Значение
Измерения
Макроэкономические показатели:
Основные производственные фонды млрд. руб. 1927.00
Коэффициент загрузки мощностей % 60
Совокупное потребление % от ВВП 95
Трудоспособное население млн. чел. 73.8
Занятость % 65
Параметры проекта
Инвестиции в проект млрд. руб. 14.00
Основные производственные фонды проекта млрд. руб. 46.00
Оборотные фонды проекта млрд. руб./год 13.60
Занятость в проекте млн. чел. 3.00
Потребление занятых в проекте млрд. руб./год 24.00
Прочие параметры
Затраты на рыночное управление % от ВВП 15
Затраты на административное управление % от y 10
Эффективность инвестиций % 97
Норма выбытия основных фондов % 3
Эластичность ВВП по фондам 0.56
ВВП, произведенный единицами факторов 1.80
Электронный журнал «ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ» http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2000/040.pdf
535


На рис. 7 пунктиром с точкой обозначен совокупный продукт y+Y
национальной экономики без административного заказа, то есть y+Y – y = Y
(наблюдается спад этого показателя на 30% за два года), сплошной линией – тот
же совокупный продукт при условии реализации административного
производственного заказа. Точечная линия соответствует продукту y
административного производственного сектора (ВП), пунктирная – рыночной
части Y совокупного продукта (ВВП).




Рис. 7. Позитивное влияние проекта на экономику

Обращают на себя внимание следующие свойства картинки:
! Реализация административного заказа устраняет падение рыночной части
совокупного продукта.
! Административная часть продукта начинает расти через 10 месяцев после
начала реализации административного заказа, рыночная часть – чуть позже –
спустя еще месяц.
! Темпы роста ВВП с течением времени увеличиваются
! За два года по сравнению с ВВП без административного заказа рыночная часть
ВВП с административным заказом прирастает в 3 раза больше, чем
административная часть ВП.
! Падение ВВП прекращается в связи с увеличение платежеспособности
населения и увеличения его склонности к накоплению. Последующий рост
ВВП связан с вводом в действие административного производственного
сектора и реанимацией спящей части рыночного производственного сектора,
что еще более увеличивает занятость, и, следовательно, платежеспособный
спрос и склонность к накоплению.
Вариантные расчеты показали, что наибольшее влияние на позитивный
эффект роста ВВП под воздействием административного заказа оказывает
реанимируемая часть рыночного производственного сектора, обеспечивающая
Электронный журнал «ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ» http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2000/040.pdf
536


административное производство ресурсами (эти ресурсы на картинках условно
названы «оборотными фондами»).
В вариантах с малыми «оборотными фондами», как видно на рис. 8,
стимулирующий эффект административного заказа существенно ниже.




Рис. 8. Динамика продукта в варианте с малым объемом ресурсов, поставляемых
рыночным производственным сектором административному.

При нулевых значениях объемов ресурсов, получаемых
административным производственным сектором у рыночного возможен
небольшой позитивный эффект влияния административного заказа на
национальную экономику за счет удачного подбора других параметров.
В вариантах с полной загрузкой производственных мощностей рыночной
части экономики, введение административного заказа может неблагоприятно
повлиять на рыночную часть экономики. Пример динамики макроэкономических
показателей таких вариантов приведен на рис. 9.
Интересные результаты дает исследование динамики занятости (рис. 10).
Введение административного проекта в экономику коренным образом меняет
положение на рынке труда. Наблюдается рост занятости в рыночном секторе
экономики, из-за того, что проект "пробуждает" к производству, ранее
простаивавшие мощности.
Электронный журнал «ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ» http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2000/040.pdf
537




Рис. 9. Пример негативного влияния административного заказа на
национальную экономику




Рис. 10. Динамика занятости

Вариант исходных данных модели, основанный на статистике 1998 года
приведен в табл. 2.
Электронный журнал «ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ» http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2000/040.pdf
538


Табл. 2
Вариант исходных данных (1998 год)

Наименование показателей и параметров Единица Значение
Измерения
Макроэкономические показатели:
Основные производственные фонды млрд. руб. 14285.00
Коэффициент загрузки мощностей % 90
Совокупное потребление % от ВВП 86
Трудоспособное население млн. чел. 71.0
Занятость % 89
Параметры проекта

<< Предыдущая

стр. 4
(из 5 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>