стр. 1
(из 35 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

616-092 (075.8)
52.52
Б39

Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинско­
му и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учеб­
ного пособия для студентов медицинских вузов (решение УМО-404
от 28.12.01.).

Рецензенты: А.Ф.Белов, заслуженный деятель науки РФ, профессор
кафедры нормальной физиологии;
В.А.Кирюшин, зав. кафедрой профильных гигиенических
дисциплин, профессор.

Бя.ювскнй, Ю.Ю.
Курс лекций по патофизиологии: Учебное пособие для студентов меди­
цинских вузов: В 3-х частях. Ч. 1. Общая патофизиология / Авт.-сосл.
Ю.Ю. Бяловский: Ряз. гос. мед. ун-т. - Рязань, 2003. -400 с, ил.

Настоящее учебное пособие предназначено для студентов 2 - 3 курсов ле­
чебного, медико-профилактического, стоматологического, фармацевтического,
экологического факультетов медицинскою университета. Составление пособия
проводилось с учетом программ по патофизиологии для разных специальностей,
обучающихся в медицинских вузах, утвержденных МЗ РФ в 1997 г. и Государст­
венных образовательных стандартов высшего профессионального образования, ут­
­­­­­енных в 2000 году. В пособие вошли, гематичесхие разделы, недостаточно
изложенные ь имеющихся учебниках но патофизиологии, но требующиеся в под-
готовке специалистов медицинского профиля.
50-летию со дня образования кафедры патофизио­
логии государственного медицинского университета
им. акад. И.П.Павлова на рязанской земле посвящается.



ПРЕДИСЛОВИЕ
Материал учебного пособия составлен в соответствии
с программой по патофизиологии для студентов медицин­
ских вузов России и с учетом многолетнего опыта ее пре­
подавания в Рязанском государственном медицинском уни­
верситете. За прошедшие полвека со дня создания кафедры
патофизиологии на рязанской земле, лекционный курс для
студентов читался замечательной плеядой педагогов-
ученых, таких как профессора Л.Н. Карлик (основатель ка­
федры), В.А. Алексеев, А.Д. Павлов; доценты О.А. Налето-
ва, В.И. Колобаев, В.И. Глобин. Их творческое наследие
составило основу, костяк того лекционного курса, что ныне
читается студентам, и органически вошло в настоящее
учебное пособие.
Предлагаемый читателю курс лекций - первая попытка
нашей кафедры дать студентам систематизированное изло­
жение основных разделов патофизиологии. До сего дня на
кафедре издавались лишь отдельные тематические учебные
пособия, которые, увы, не могли охватить большинство
проблемных вопросов, связанных с самостоятельной подго­
товкой студентов к итоговым занятиям и экзаменам. Со­
ставление настоящего пособия проводилось с учетом про­
грамм по патофизиологии для разных специальностей, обу­
чающихся в медицинских вузах, утвержденных МЗ РФ
в 1997 г. и Государственных образовательных стандартов
высшего профессионального образования, утвержденных ОБЩАЯ ПАТОФИЗИОЛОГИЯ
в 2000 году. В пособие вошли тематические разделы, не­ Общее учение о болезни
достаточно изложенные в имеющихся учебниках по пато­
физиологии, но требующиеся в подготовке специалистов Лекция № 1
медицинского профиля. Введение в патофизиологию:
В разделе «Общее учение о болезни» (Ч. 1) дается ана­ здоровье и болезнь - как понятия общей нозологии.
лиз таких основополагающих понятий как здоровье, бо­ Учение об этиологии и патогенезе
лезнь, предболезнь и др., рассматриваются вопросы пато­
физиологии клетки, роль реактивности, наследственности Итак, Вы приступаете к изучению новой дисциплины -
в патологии и пр. патофизиологии. Название «патофизиология» включает
В разделе «Патофизиология типовых патологических термины «патология» и «физиология». В свою очередь
процессов» (Ч. 1) отражены известные на сегодняшний слово «патология» происходит от греч. pahtos - страдание,
день механизмы развития воспаления, лихорадки, иммуно­ болезнь + logos - учение, наука, а «физиология» от греч.
патологических процессов, опухолевого роста, нарушения physis- базис + logos - учение. Существовавшее ранее на­
обменных процессов, что должно способствовать понима­ звание нашей дисциплины «патологическая физиология»
нию сущности наблюдаемых в клинике болезней. Эти све­ лишено смысла, т.к. физиология - это наука о жизнедея­
дения могут послужить той базой, которая даст возмож­ тельности нормального организма. Кроме того, поскольку
ность врачу прогнозировать течение различных заболева­ в обоих словах имеется один корень - «логос», то для уст­
ний и тем самым оптимизировать проводимое лечение. ранения терминологической тавтологии, прежнее назва­
Наконец, в разделе «Патофизиология органов и систем» ние - «патологическая физиология» - сейчас не употреб­
(Ч. 2 к Ч. 3) приводятся основные механизмы возможною ляется, а применяют термин «патофизиология», что пере­
развития соответствующей патологии, намечаются принци­ водится как основы учения о страданиях.
пы диагностики и патогенетической терапии. Название изучаемой дисциплины, во-первых, указы­
Мы будем благодарны всем педагогам за критические вает на тесную связь нашей науки с нормальной физиоло­
замечания и пожелания. гией, а во-вторых подчеркивает значение эксперимента
в изучении механизмов развития болезней. Действитель­
Заведующий кафедрой патофизиологии
но, академик И.П. Павлов полагал, что в общей физиоло­
Рязанского государственного медицинского
университета имени академика ИЛ. Павлова, гии можно различать три, близко стоящие друг к другу,
профессор Ю.Ю. Еяловский взаимно связанные отрасли: физиология нормальная, фи-
зиология патологическая и физиология терапевтическая. лением, суть которого заключается в усвоении набора
Под последней он подразумевал фармакологию. признаков болезней, эпонимических наименований точек
Патофизиология тесным образом связана с рядом ме­ и зон, призванных достоверно засвидетельствовать у па­
дико-биологических и клинических дисциплин. Связь па­ циента наличие того или иного заболевания. Здесь в ос­
новном работает память (за период обучения будущий
тофизиологии с биохимией заключается, прежде всего, в
врач должен усвоить 50 тыс. терминов и понятий; попутно
том, что используются аналогичные методические подхо­
напомним, что язык А.С. Пушкина в его произведениях
ды для оценки метаболических процессов - это методы
включает только 20 тыс. терминов и понятий). К концу
молекулярной биологии и патохимии. Патофизиология
обучения симптомы и синдромы постепенно становятся
тесно связана и с философией, поскольку обеспечивает
своеобразной верой, культом, фетишем, аксиомой. В на­
философско-методологическое обобщение многочислен­
стоящее время семиология остается ведущим инструмен­
ных фактов, накопленных в области медицины. Недаром
том, мерой истинности при формулировке диагноза и на­
патофизиологию называют философией медицины. Пато­
значении лечения. Постепенно в сознании будущего врача
физиология тесно связана с биологией, так как в качестве
формируется синдромный принцип подхода к оценке за­
предмета исследования имеет такой раздел как медицин­
болевания, который становится основой его клинического
ская генетика. Наша наука тесно связана с гигиеной - т.к.
мышления, альфой и омегой современного медицинского
изучает процессы в биологических системах в связи
образования».
с действием неблагоприятных факторов среды. Патофи­
зиология тесно связана с патанатомией, т.к. оценке под­ Итак, что же такое патофизиология? Патофизиоло­
вергается и структурные изменения. Вообще же, патофи­ гия - наука, изучающая функциональные изменения
зиология -- это мост между фундаментальными медико- в больном организме и устанавливающая общие законо­
биологическими знаниями (такими как биология, химия, мерности происхождения, возникновения, течения и ис­
физика, гистология, анатомия, биохимия, нормальная фи­ хода патологических процессов.
зиология) и клиникой, куда вы в настоящий момент пере­ Методы патофизиологии. В своих исследованиях
ходите. патофизиология использует 5 групп методов.
Как образно выразился один из видных отечествен­ 1. Метод эксперимента на живых объектах. Он
ных философов медицины, академик Ю.П. Лисицин включает моделирование патологических процессов и бо­
(1991), основная проблема при изучении клинических лезней на различных животных (на отдельных органах,
дисциплин заключается в том, что «целостная картина об тканях, клетках, субклеточных структурах) и эксперимен­
организме постепенно сменяется тем клиническим мыш- тальную терапию возникающих нарушений. Опыты на
7
живых объектах широко используются для решения раз­ Экспериментальный метод: основной метод патофи­
нообразных вопросов патологии проблемного и частного зиологии, основанный на воспроизведении болезни у жи­
характера. В современном патофизиологическом экспе­ вотного, изучение ее, и перенесение полученных данных в
клинику.
рименте применяются методики, относящиеся к самым
различным областям знаний и включающие весьма со­ Эксперимент: острый - сопровождается вивисекцией
вершенные технические средства. (например: воспроизведение острой кровопотери); хрони­
ческий - подразумевает длительное наблюдение за экспе­
В процессе познания научный эксперимент выполня­
риментальным животным (введение электродов,
ет следующие основные функции:
трансплантация и др.).
1) посредством вычленения отдельных свойств и сто­
Экспериментальные методики:
рон предмета дает возможность проникать в его сущность
раскрывать его закономерности; 1. Выключения - т.е. удаления какого-либо органа
хирургическим или каким-либо другим воздействием (те­
2) материализуя ту или иную идею, выраженную
пло, холод, радиация), введение антител, фармакологиче­
в теории, гипотезе или предвидении, выступает критерием
ских препаратов.
их истинности, формой проявления общего;
2. Раздражения - производится стимуляция первич­
3) выступает в качестве средства получения и накоп­
ных структур для того, чтобы вызвать нарушение функ­
ления новых научных данных, является первоисточником
ции какого-либо органа.
новых гипотез и теорий;
При помощи патофизиологического эксперимента
4) дает возможность зафиксировать «отклонения» ре­
разработаны иммунопрофилактика, вакцинация, стало
альных предметов от абстрактно-идеального образа, соз­
много известно в механизме развития злокачественных
данного на основе известных законов науки.
опухолей. Экспериментально доказаны такие эндокрин­
Для постановки эксперимента необходимо:
ные заболевания как сахарный диабет, микседема, базедо­
I. Формирование рабочей гипотезы.
ва болезнь, причины авитаминозов и др.
II. Определение цели и постановка задач исследования.
Вместе с тем экспериментальный метод имеет ряд
III. Выбор частных методик, адекватных поставлен­
ограничений, связанных с анизоморфизмом (видовыми
ным задачам.
различиями строения и свойств) организмов животных и
IV. Проведение эксперимента (серии опытов с кон­
человека, отдельных органов и тканей. Практически пол­
тролем).
ностью отсутствует возможность воспроизведения влия­
V. Фиксация и анализ данных эксперимента.
ния на животных социальных факторов болезней.
VI. Обсуждение и выводы.
8 9
Существенные ограничения обусловлены также де-
ских и методологических аспектов патологии, ее фунда­
онтологическими аспектами экспериментов на животных,
ментальных понятий и категорий, системного принципа в
в связи с причинением им во время опытов физических
патологии и других вопросов, связанных с формулирова­
страданий.
нием положений общей теории медицины. Результаты
Однако большинство достижений медицины, так или
теоретических разработок имеют непосредственное зна­
иначе, связано с экспериментами на живых объектах, и
чение и для медицинской практики.
экспериментальный метод имеет в современной патофи­
Структура патофизиологии как науки
зиологии важнейшее значение.
Наука и учебная дисциплина «патофизиология»
2. Метод клинического исследования. Широкое ис­
включают 3 основных раздела с несколькими подраздела­
пользование совершенных биохимических, биофизиче­
ми и имеют следующую структуру (рис. 1):
ских, электрофизиологических и ряда других методов да­
ет возможность проводить безвредные целенаправленные
функционально- диагностические исследования у паци­
ентов и получать ценные данные для углубленного пони­
мания типовых форм патологии и отдельных болезней.
3. Метод физического моделирования предполагает
использование физических аналогов биологических
структур, например, резисторов и емкостей для анализа
электрических свойств мембраны клетки.
4. Метод математического моделирования с исполь­
зованием современной вычислительной техники. Позво­
ляют моделировать различные патологические процессы,
устанавливать их механизмы, прогнозировать развитие и
исход при определенных заданных условиях.
Рис. 1. Структура патофизиологии
5. Метод теоретического анализа результатов ис­
I. Нозология (от греч. nosos - болезнь + logos) вклю­
следования, формулирования научных положений и
чает следующие разделы:
концепций. Для анализа и обобщения большого и быстро
1.Общее у ч е н и е о б о л е з н и :
возрастающего объема фактических данных первостепен­
а) основные понятия и категории патологии;
ное значение имеет теоретическая разработка философ-
10
11
б) классификация и номенклатура болезней; патологией заключается в том, что патология изучает из­
в) некоторые социальные аспекты патологии. менения в человеческом организме в результате патоло­
2. О б щ а я э т и о л о г и я (от греч. aetos - причина): гического процесса, как биологическом объекте, т.е. из­
а) общие свойства болезнетворных факторов; менения в строении и жизнедеятельности организма. Но
б) основные категории болезнетворных факторов; человек, в отличие от животных выполняет и социальные
в) значение условий в возникновении болезней; функции, на которые патология оказывает влияние, но не
г) принципы этиотропной профилактики и лечения, саму возможность их выполнения. Нозология изучает бо­
3. О б щ и й п а т о г е н е з (от греч. pathos + genesis - лезнь как состояние человека, при котором патологиче­
происхождение); ский процесс нарушает выполнение им его социальных
а) механизмы устойчивости организма к действию функций.
патогенных факторов; Итак, перейдем к определению понятий общей нозо­
б) общие механизмы развития болезней; логии. Такими понятиями являются здоровье, болезнь и
в) механизмы выздоровления; донозологические состояния.
г) механизмы умирания; В современной литературе встречается свыше ста оп­
д) принципы патогенетической профилактики и ле­ ределений здоровья, которые по подходам можно
подразделить:
чения.
- здоровье - это отсутствие болезней.
4. Учение о типовых патологических процессах: по­
вреждении клетки, воспалении, лихорадке, инфекционном - здоровье и норма понятие тождественное.
процессе, гипоксии, опухолевом росте, аллергии и др. - здоровье как единство морфологических, психо­
эмоциональных и социально-экономических констант.
Разделы I и II объединяют под названием «общая па­
Общее во всех определениях ˜ т.н. нозоцентрический
тофизиология».
подход, т.е. противопоставление здоровья болезни (нездо­
II. Учение о типовых формах патологии органов и
ровью), иными словами отправной позицией является па­
систем: крови, кровообращения, дыхания, пищеварения,
тология, под доминирующим влиянием, которой по-
выделительной, эндокринной и нервной системы, печени.
прежнему остается и теоретическая и практическая меди­
Этот раздел называют также «частная патофизиология».
цина. Ведь при проведении консилиумов и консультаций
III. Клиническая патофизиология - учение о меха­
главная задача специалистов - «исключить» какую-либо

стр. 1
(из 35 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>