ОГЛАВЛЕНИЕ

Home > Бизнес > Мировая Экономика > Бюджетная и денежно-кредитная политика в США

Бюджетная и денежно-кредитная политика в США
"Консервативная революция" республиканцев была нацелена преимущественно на налогово-бюджетную область и бюджетные приоритеты. В ее ходе форсированными темпами росли военные расходы и тормозились социальные программы.
За годы холодной войны военные расходы Вашингтона составили гигантскую сумму - 13 трлн. долл. в ценах 1996 г., что почти равнялось двухгодовому объему ВВП США. Именно эти расходы стали одной из причин роста государственного долга США, который к концу века достиг астрономической цифры в 5,5 трлн. долл. Военные расходы на душу населения в 80-е годы примерно в шесть раз превышали общемировой показатель, в три раза - соответствующие расходы западноевропейцев и в шесть раз - японцев.
После окончания холодной войны США в целом успешно решили проблемы сокращения вооруженных сил и конверсии промышленности, избежав спада производства и роста безработицы, как было после первой и второй мировых войн. Ассигнования на военные цели в 1996 г. составили всего 16,9% федерального бюджета и 3,6% ВВП. Нынешний бюджет Пентагона почти в двое меньше военных расходов, запланированных рейгановским министром обороны К. Уайнбергером. К середине 90-х годов, по планам последнего, военный бюджет должен был вырасти еще почти в два раза и составить примерно 450 млрд. долл. В реальности оборонные расходы США держатся на уровне 260 млрд. долл.
Нынешний уровень военных расходов (примерно 3,4% ВВП) вряд ли можно назвать обременительным для американской экономики. Вместе с тем он позволяет содержать мощные, хорошо оснащенные вооруженные силы численностью примерно 1,5 млн. человек (в 1,5 раза меньше, чем десять лет назад).
"Военное кейнсианство" Р. Рейгана помогло успешно провести экономику через 80-е годы и выиграть "холодную войну". Однако к концу десятилетия как специалисты, так и многие американцы стали понимать, что рост военного потенциала происходит в итоге за счет внутреннего развития, истощения экономики. Поэтому Б. Клинтон в центр своей стратегии и поставил сокращение федерального бюджетного дефицита.
В ходе осуществления стратегии Б. Клинтона были сделаны следующие конкретные шаги.
Во-первых, значительно повышены основные федеральные налоги - индивидуальный подоходный, на доходы корпораций, а также взносы по социальному страхованию. Например, максимальная базисная ставка подоходного налога была увеличена до 36% и дополнительно введен 10%-ный налог (прибавляемый к основному) для лиц, зарабатывающих свыше 250 тыс. долл. в год. Такое повышение дало ожидаемые результаты. Налоговые сборы увеличились и к 1996 г. доходы от федерального индивидуального подоходного налога достигли 8,6% ВВП, тем самым достигнув уровня 1980 г., когда началось их снижение, которое проводилось в рамках проводимой Р. Рейганом политики, базировавшейся на концепции "экономики предложения".
Система корпоративных налогов также была скорректирована по образцу индивидуального подоходного налога. Была, в частности, повышена верхняя налоговая ставка на прибыль корпораций (третьего по значению источника доходов федерального бюджета), а также усилена многоступенчатая дифференциация налоговой шкалы. Реформа Клинтона способствовала увеличению сборов федеральных корпоративных налогов (к 1995 г. их удельный вес в общей доле федеральных поступлений достиг 11,8%, также достигнув уровня 1980 г.).
Наконец, эволюцию, отличную по форме, но "созвучную" главной черте развития федеральных подоходных налогов, в 90-е годы проделали и взносы по социальному страхованию. После трех десятилетий интенсивного роста (в 60-80-е годы) эти налоги приблизились к удельному весу индивидуального подоходного налога.
Важно отметить, что постепенно, но неуклонно повышая и ставки налогообложения, и пределы налогооблагаемого дохода, американская бюджетная система превратила налоги по социальному страхованию (особенно, главный из них - так называемый "налог ОА SD" - комплексный налог по пенсионному страхованию, страхованию на случай потери кормильца и трудоспособности, а также по медицинскому страхованию) в весьма значительный регрессивный налог с очень широкой сферой охвата. В результате на этом довольно высоком уровне ставок налогообложения и налогооблагаемого дохода общие сборы налогов по социальному страхованию настолько возросли, что с 90-х годов стало возможным говорить о качественном изменении их "функционального строения" и финансово-экономической роли. Фактически они стали выступать как блок регрессивных "квази-подоходных налогов, которые благодаря своему весу в федеральном бюджете еще сильнее снизили степень прогрессивности его налоговой структуры. В то же время вследствие "связанного характера" своей законодательной организации они стимулировали развитие "социальной ориентации" американской налоговой системы.
Во-вторых, коренным образом пересмотрена расходная часть федерального бюджета, которая переориентировалась на сохранение разумной социальной инфраструктуры рыночной экономики. Последнее подразумевало стимулирование государственных инвестиций в науку и технологию, образование и переподготовку рабочей силы, здравоохранение.
Расходы федерального бюджета США в рассматриваемый период также претерпели значительные изменения. Прежде всего они были несколько урезаны. Увеличение доходов связывалось с сокращением расходов. Причем эта политика ориентировалась не столько на общее сокращение государственных расходов (как предлагали в свое время республиканцы), сколько на их реструктурирование с сохранением явной приоритетности ассигнований на науку и образование, признанных особо важными для национальной конкурентоспособности и долгосрочного роста.
Произошло постепенное снижение военных расходов. Во всей "военной группе" расходов федерального бюджета несколько увеличилась доля расходов по статье "Наука, космос и технология". Что касается блока федеральных социальных расходов, то в 1980-1997 гг. в целом был зарегистрирован их рост в 3,6 раза (с 292 млрд. долл. в 1980 г. до 952 млрд. долл. в 1997 г.).
По ряду направлений социальная ориентация бюджета усилилась особенно заметно. Здесь речь идет главным образом о социальной инфраструктуре, финансируемой по статьям "Социальное страхование", "Здравоохранение" и "Медикэр" (медицинское обслуживание пожилых граждан старше 65 лет). Рост статей "социальной инфраструктуры" был примерно двукратным. Наконец, стабилизировалась доля расходов на выплату процентов по государственному федеральному долгу.
Главная долгосрочная проблема государственных финансов США обусловлена четкой демографической тенденцией к росту в общей численности населения доли нетрудоспособных лиц старших возрастов при сокращении доли активной части.
Бюджет и налоги - главная сфера взаимодействия законодательной (конгресс) и исполнительной (правительство во главе с президентом) ветвей власти. Бюджетные проблемы все больше становятся объектом борьбы между ними и контролирующими их политическими силами - соответственно демократами и республиканцами.
В "противостоянии" Конгрессу президент опирается на свое Административно-бюджетное управление (АБУ), которое является центральным органом в системе исполнительной власти США, приводящим в действие рычаги бюджетно-налогового регулирования. Его контрольные функции - подготовка ежегодных проектов федерального бюджета, разработка мероприятий по повышению эффективности и совершенствованию деятельности правительственного аппарата, оценка эффективности федеральных программ, анализ организационной структуры и управленческих процессов в федеральном правительственном аппарате, а при необходимости - рекомендации по его реорганизации.
Кроме АБУ огромное влияние на экономическую и бюджетную политику США оказывает Федеральная резервная система, которая относится к так называемым независимым агентствам. Она представляет собой пирамиду, в основании которой находятся американские коммерческие банки - члены ФРС, выше - 12 федеральных (формально также частных) банков и 25 их филиалов, где работает 25 тыс. человек. Координирует и направляет деятельность ФРС совет управляющих, состоящий из семи членов, которым помогают около 1500 сотрудников аппарата.
ФРС подотчетна только Конгрессу и формально не подчинена исполнительной власти. Поэтому в пределах предоставленных полномочий она имеет право проводить самостоятельную политику, основанную на собственных представлениях о целесообразности тех или иных мероприятий.
ФРС оказывает опосредованное влияние на бюджетную политику через механизм регулирования учетных ставок и операций на открытом рынке. Однако ее главная сфера - контроль и управление сферой денежно-кредитного регулирования, сглаживание циклических колебаний экономической конъюнктуры, обеспечение устойчивого роста производства и стабильного функционирования рынка ссудных капиталов.
Деятельность ФРС осуществляется через кредитную систему США, которая высокоразвита, вполне адекватна уровню экономического развития страны и в послевоенный период для многих стран выступала образцом эффективности. Она имеет ряд отличий от аналогичных систем других развитых стран.
В состав кредитной системы входит множество формально самостоятельных мелких и средних банков, на долю которых приходится около 20% активов. Это обусловило стабильный уровень концентрации банковских депозитов в последние десятилетия.
Несмотря на высокую концентрацию банковского дела, США отличаются от других стран необычайно большим числом самостоятельных банков регионального и местного типов. На конец 1995 г. насчитывалось 9,9 тыс. коммерческих банков с застрахованными депозитами против 14,4 тыс. в 1980 г. (кроме того, несколько сот банков не участвуют в федеральной системе страхования). Число самостоятельных сберегательных учреждений, не считая кредитных союзов, превышало 2 тыс.
Все финансовые учреждения являются частными - либо акционерными, либо кооперативными. Государству принадлежит лишь небольшое число специализированных кредитных учреждений, которые не конкурируют с частными, а выполняют особые функции в интересах общества. Их главная задача - поддерживать стабильность главных звеньев кредитной системы и дополнять частный бизнес в таких областях, как кредитование сельского хозяйства и жилищного строительства.
Технически американская кредитная система быстро совершенствуется. В ее институтах постоянно происходит смена оборудования с целью повышения производительности. Важным направлением развития системы является вытеснение наличных денег (банкнот), а в последнее время - и чеков. По данным на 1994 г., число держателей кредитных карточек всех видов составляло 124 млн. или не менее 75% всего взрослого населения. Число действующих карточек превышало 1,1 млрд. Средний американец имеет обычно несколько карточек для разных целей и форм оплаты.
Растет роль небанковских кредитных институтов (ссудно-сберегательных ассоциаций, кредитных союзов, пенсионных и взаимных фондов, страховых компаний и проч.), которые составляют конкуренцию коммерческим банкам и заметно теснят их, особенно в сфере долгосрочного кредита. Эти особенности являются следствием законодательного регулирования банковской деятельности в США.
Изменение юридических основ функционирования кредитной системы и проведения денежной политики - важная составная часть макроэкономической стратегии американского правительства последних десятилетий. Изменения финансового законодательства США в этот период теоретически опирались на смену идеи регулирования и дерегулирования, взаимно дополняющих друг друга.
На рубеже 70-80-х годов были постепенно устранены многие законодательные различия между типами кредитно-финансовых институтов. Последние получили возможность заниматься операциями, которые ранее считались прерогативой только коммерческих банков. В то же время за счет включения этих институтов в сферу регулирования ФРС значительно расширила границы своей компетенции. Все эти меры усилили конкуренцию на кредитном рынке, особенно потребительском, а также стимулировали создание новых финансовых инструментов. В последние десятилетия США стали центром финансовых инноваций. Например, общий объем кредитных лимитов под залог жилья лишь за десять лет (1980-1990 гг.) вырос с нуля до 80 млрд. долл.
Однако не все инновации имели положительный эффект. Зачастую они приводили к появлению банков с большим количеством займов сомнительного качества, росту числа банков, "испытывающих серьезные трудности" и даже к банкротству ряда банков. В последние годы в стране отмечается самый высокий в мире показатель отношения потребительской задолженности к величине доходов.
Все эти процессы потребовали усиления регулирующих функций ФРС, проведения ею более активной денежной политики. Основными параметрами, на которые было направлено внимание ФРС, стали динамика агрегатов денежной массы и уровень процентных ставок на кредитном рынке. Последний был главным показателем до середины 70-х годов. С 1975 г. по требованию Конгресса ФРС начала устанавливать ежегодные ориентиры роста денежной массы. Причем до 1985 г. в основном использовалась динамика денежного агрегата Ml, который позже сменили агрегаты М2 и МЗ.
В 1982-1985 гг., стремясь способствовать оживлению экономики, ФРС ослабила ограничения на рост денежной массы. Однако такие меры не дали ожидаемого результата (их стимулирующий эффект был нейтрализован уменьшением скорости кругооборота денежных средств в тот период), а лишь вызвали всплеск инфляции. Последовавший далее поворот в сторону жесткого контроля за объемом денежной массы в обращении привел к росту процентных ставок, снижению объемов национального производства и сокращению занятости.
Одновременно повышение ссудного процента стимулировало приток в США иностранных прямых и портфельных инвестиций, так как без них нельзя было удовлетворить потребность экономики в кредитных ресурсах. Причем основная масса поступавшего иностранного капитала вкладывалась в ценные бумаги, прежде всего в государственные. Задача привлечения иностранного капитала в американскую экономику облегчается в силу того, что сами торговые партнеры США заинтересованы в инвестировании долларов, полученных в уплату за экспортируемые туда товары. В противном случае им пришлось бы столкнуться с опасностью импортируемой инфляции.
Благодаря роли доллара в международных расчетах у США, несмотря на высокий уровень внешней задолженности и дефицита торгового баланса, гораздо меньше хлопот с регулированием курса своей валюты, чем у других стран. Традиционно заботы о поддержании доллара во многом перекладываются на основных торговых партнеров (в частности, на Японию).
Наиболее важным достижением такой политики ФРС стали невысокие среднегодовые темпы роста потребительских цен. После спада 1990-1992 гг. они стабилизировались на уровне 2,3-2,7%. Сохранению умеренной инфляции кроме эффективной денежной политики способствовали: стабилизация на низком уровне цен на нефть и на другие сырьевые товары; изменения в политике регулирования заработной платы (как результат высокого уровня безработицы, открытости рынка труда, расширения возможностей переноса производств в страны, где затраты на рабочую силу ниже).
В настоящее время кредитно-денежная политика ФРС близка к нейтральной, т.е. не стимулирует и не ограничивает развитие американской экономики. Основным инструментом регулирования в последние годы являются процентные ставки. Их значение как для первоочередных заемщиков, так и по долгосрочным обязательствам колеблется в пределах 5-6,5%. Неизбежное ужесточение фискальной политики как основного инструмента снижения бюджетного дефицита грозит вызвать замедление экономического роста. Учитывая это, ФРС приходится время от времени понижать процентные ставки для первоочередных заемщиков с целью стабилизации производства. В целом снижение процента помогает росту инвестиций и производства.
Подняться наверх : Предыдущая : Далее






ОГЛАВЛЕНИЕ