<< Предыдущая

стр. 10
(из 12 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Бюджетная ответственность наступает за неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного бюджетным законодательством порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, их исполнения и контроля за исполнением. Следовательно, основанием для привлечения к бюджетной ответственности является нарушение бюджетного законодательства (бюджетное правонарушение).
Названная ответственность установлена нормами бюджетного законодательства. В частности, нормы об ответственности за нарушения бюджетного законодательства содержатся в БК РФ и законах о бюджетах. Ответственность за нарушения бюджетного законодательства, содержащие признаки административных правонарушений и преступлений, предусматривается соответственно законодательством об административных правонарушениях и уголовным законом.
Противоправное поведение в бюджетной сфере влечет определенные лишения имущественного или личного характера в результате применения к нарушителю соответствующих мер. В бюджетном законодательстве они именуются мерами принуждения за нарушение бюджетного законодательства. В соответствии со ст. 282 БК РФ к таковым относятся:
—предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
— блокировка расходов;
— изъятие бюджетных средств;
— приостановление операций по счетам в кредитных организациях;
— начисление пени;
— наложение штрафа.
Законодательством предусматриваются и другие меры принуждения за такие нарушения бюджетного законодательства. Так, согласно ст. 10 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» за нарушение эмитентом требований бюджетного законодательства может последовать отказ в государственной регистрации условий эмиссии ценных бумаг субъектов Федерации и муниципальных ценных бумаг. В ст. 74 Федерального закона от 31 декабря 1999 г. № 227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» предусматривается такая мера, как обращение взыскания на взаимные расчеты бюджетов.
Меры, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства, есть не что иное, как санкции, одни из которых носят правовосстановительный, а другие—штрафной (карательный) характер. Например, к первым относятся блокировка расходов, приостановление операций по счетам, изъятие бюджетных средств и пени, а ко вторым—штраф.
Привлечение к ответственности за бюджетные правонарушения осуществляется в особой процессуальной форме. Соответствующие процедуры предусмотрены бюджетным законодательством. Непосредственное применение мер принуждения осуществляется органами Федерального казначейства и органами, исполняющими бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты.
С учетом изложенного ответственность за нарушения бюджетного законодательства (бюджетная ответственность) может быть определена, как обязанность лица, нарушившего бюджетное законодательство, претерпеть лишения имущественного или личного характера в результате применения к нему государством в лице органов, исполняющих бюджеты, соответствующих мер принуждения.

2. Понятие и составы нарушений бюджетного
законодательства

Нарушение бюджетного законодательства (бюджетное правонарушение) как разновидность финансового правонарушения обладает всеми основополагающими признаками правонарушения. В частности, нарушение бюджетного законодательства является противоправным, антиобщественным, виновным и наказуемым.
В соответствии со ст. 281 БК РФ нарушение бюджетного законодательства—это неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного БК РФ порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, влекущее применение к нарушителю мер принуждения.
Бюджетное правонарушение налицо в том случае, когда имеются все признаки его состава, включая объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону.
Объект нарушения бюджетного законодательства составляют общественные отношения, складывающиеся по поводу составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, их исполнения и контроля за исполнением бюджетов.
Объективная сторона нарушения бюджетного законодательства заключается в совершении противоправных действий (бездействия). В соответствии со ст. 283 БК РФ таковыми действиями (бездействием) признаются:
— неисполнение закона (решения) о бюджете;
— нецелевое использование бюджетных средств;
—неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;
—неполное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;
—несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;
— несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета получателей бюджетных средств;
— несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;
— несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях;
— несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о лимитах бюджетных обязательств;
— несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете;
— несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях, уведомлений о лимитах бюджетных обязательств утвержденным расходам и бюджетной росписи;
— несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных поступлений в бюджетную систему;
— несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджета и государственных внебюджетных фондов;
—несвоевременное представление проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов;
— отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства;
—несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств, несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам;
— финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись;
— финансирование расходов в размерах, превышающих размеры, включенные в бюджетную роспись, и утвержденные лимиты бюджетных обязательств;
— несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание государственных или муниципальных услуг;
— несоблюдение предельных размеров дефицитов бюджетов, государственного или муниципального долга и расходов на обслуживание государственного или муниципального долга;
—открытие счетов бюджета в кредитных организациях при наличии на соответствующей территории отделений Банка России.
Указанный перечень не является исчерпывающим. В качестве нарушений бюджетного законодательства могут рассматриваться и другие действия (бездействие). Так, в совместном письме Минфина и МНС России от 25 августа, 8 сентября 2000 г. № 83н, БГ-6-09/723 «О неденежных формах исполнения обязанности по уплате налогов и сборов» разъясняется, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов в неденежной форме не допускается. Органы исполнительной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления не вправе принимать нормативные правовые акты, их допускающие. В случае нарушения субъектами Федерации установленного бюджетным и налоговым законодательством порядка формирования доходов бюджетов, в том числе и зачисления федеральных регулирующих налогов и сборов в региональные бюджеты минуя счета органов Федерального казначейства, к ним должны применяться меры принуждения Минфином России.
Круг субъектов нарушений бюджетного законодательства достаточно специфичен. Наряду с получателями бюджетных средств, кредитными организациями, их руководителями, к ним также относятся органы государственной власти и местного самоуправления, ответственные за исполнение соответствующих бюджетов, и лица, их возглавляющие.
Субъективная сторона нарушений бюджетного законодательства характеризует психическое отношение субъекта к противоправным действиям или бездействию и их последствиям. Бюджетное законодательство не содержит указаний на виновность правонарушителя, однако его вина предполагается. Так, нецелевое использование бюджетных средств, равно как и несвоевременный их возврат и т.д., могут иметь место только в форме умысла или неосторожности [56 См.: Карасева М. В. Финансово-правовая ответственность // Финансовое право. Общая часть: Учебник.—М., 1999. С. 189.]
.
Бюджетное законодательство содержит перечень соответствующих составов правонарушений, которые следует рассмотреть отдельно.
Нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. В соответствии с письмом Минфина России от 16 апреля 1996 г. № 3-А2-02 «О нецелевом использовании средств, выделенных из федерального бюджета» использование не по целевому назначению (нецелевое использование) средств, выделенных из федерального бюджета, — это такое их использование, которое не приводит к результатам, предусмотренным при их предоставлении, или приводит к этим результатам, но сопровождается неправомерными действиями или событиями, неправомерность которых закрепляется в правовых актах, в заключаемых договорах или в решениях полномочных органов, определяющих целевой характер выделяемых из федерального бюджета средств. Если при выделении средств из федерального бюджета формулируются две (промежуточная и конечная) или несколько целей, для признания использования средств целевым необходимо достижение каждой из них. Если одна или несколько из поставленных целей не достигнуты, то использование средств, выделенных из федерального бюджета, следует признать нецелевым.
Примерами нецелевого использования бюджетных средств при финансировании, кредитовании, передаче средств в управление являются:
— направление этих средств на банковские депозиты, приобретение различных активов (валюты, ценных бумаг, иного имущества) с целью их последующей продажи;
—осуществление взносов в уставный капитал другого юридического лица, оказание финансовой поддержки;
—расходование средств при отсутствии оправдательных документов, неоформление или неправильное оформление первичных документов (на приобретение товарно-материальных ценностей, на расходование средств, а также отсутствие авансовых отчетов и т.п.);
—недостача материальных ценностей, приобретенных за счет средств, выделенных из федерального бюджета;
—расходование средств, выделенных из федерального бюджета, сверх норм, установленных Минфином России (нормы возмещения командировочных расходов, нормы на расходование бензина и т.д.). Суммой нецелевого использования является в этом случае сумма перерасхода.
Нецелевым использованием средств, выделенных из федерального бюджета, при котором происходят события, обязанность предотвращения которых вменена пользователю этих средств, является убыль сверх норм материальных ценностей, приобретенных за счет средств, выделенных из федерального бюджета.
В организациях, основная деятельность которых финансируется за счет средств федерального бюджета, нецелевым использованием признается:
—использование средств на цели, не предусмотренные сметой расходов;
— расходование средств не по коду экономической классификации, по которому было произведено финансирование (перераспределение средств с одного кода экономической классификации на другой).
Подобные нарушения бюджетного законодательства согласно ст. 289 БК РФ влекут изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.
Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе, влечет в соответствии со ст. 290 БК РФ изъятие в бесспорном порядке соответствующих бюджетных средств, процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, взыскание пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки. Кроме того, подобные действия влекут сокращение или прекращение всех других форм финансовой помощи из соответствующего бюджета, в том числе предоставление отсрочек и рассрочек по уплате платежей.
Неперечисление либо несвоевременное перечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе, влечет согласно ст. 291 БК РФ изъятие в бесспорном порядке сумм процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, полученными на возвратной основе, взыскание пени за просрочку уплаты процентов (платы) за пользование указанными бюджетными средствами в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.
Непредставление либо несвоевременное представление отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением, имеет последствием вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса (ст. 292 БК РФ).
В ст. 293 БК РФ предусматривается ответственность за неперечисление либо несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств. В частности, неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств, перечисление бюджетных средств в меньшем объеме, чем предусмотрено уведомлением о бюджетных ассигнованиях, либо несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств влечет выплату компенсации получателям бюджетных средств в размере недофинансирования.
Несвоевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств до получателей бюджетных средств влечет в соответствии со ст. 294 БК РФ предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.
За несоответствие сводной бюджетной росписи и бюджетной росписи главных распорядителей бюджетных средств расходам, утвержденным бюджетом, согласно ст. 295 БК РФ предусматривается вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.
Наказуемым является также несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств бюджетной росписи. Согласно ст. 296 БК РФ финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись, влечет изъятие в бесспорном порядке сумм предоставленных бюджетных средств и вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.
Финансирование расходов сверх утвержденных лимитов в соответствии со ст. 297 БК РФ предусматривает санкцию в виде изъятия в бесспорном порядке сумм выделенных бюджетных средств и предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.
Предоставление бюджетных кредитов, бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций с нарушением установленного порядка влечет согласно ст. 298, 299 БК РФ изъятие в бесспорном порядке сумм предоставленных бюджетных средств, вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.
Предоставление государственных или муниципальных гарантий с нарушением установленного порядка наказывается в соответствии со ст. 300 БК РФ аннулированием указанных гарантий и вынесением предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.
Осуществление государственных или муниципальных закупок с нарушением установленного порядка согласно ст. 301 БК РФ влечет блокировку соответствующих расходов, а также вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.
Нарушение запрета на размещение бюджетных средств на банковских депозитах либо передачу их в доверительное управление, предусмотрено ст. 302 БК РФ, которая определяет изъятие в бесспорном порядке размещенных (переданных) бюджетных средств и вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.
Несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, заключающееся в незачислении либо несвоевременном зачислении средств в доходы соответствующих бюджетов, влечет изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, подлежащих обязательному зачислению (ст. 303 БК РФ).
Несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов, определено ст. 304 БК РФ, которая устанавливает взыскание пени с кредитной организации в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.
Несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление бюджетных средств на лицевые счета получателям бюджетных средств, подлежащих зачислению на лицевые счета получателей бюджетных средств, влечет взыскание пени с кредитной организации в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки (ст. 305 БК РФ).
Несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам, отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства, кроме оснований, предусмотренных бюджетным законодательством, либо несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств влекут согласно ст. 306 БК РФ вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.
Кроме того, за указанные нарушения соответствующие руководители должны наказываться штрафами в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. При наличии в их действиях составов преступлений они привлекаются к уголовной ответственности.

Применение мер принуждения за
нарушения бюджетного законодательства

Согласно ст. 165 БК РФ полномочиями по применению мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства наделен Минфин России. В частности, ему предоставлено
право:
—направлять представления главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета, Банку России и его учреждениям, кредитным организациям с требованием устранить выявленные нарушения бюджетного законодательства и осуществлять контроль за их устранением;
— приостанавливать операции по лицевым счетам главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
—взыскивать в бесспорном порядке с лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей бюджетных средств и получателей средств федерального бюджета средства в размере бюджетных средств, использованных не по целевому назначению;
— взыскивать в соответствии с договорами со всех счетов получателей бюджетных средств бюджетные средства, выданные в форме бюджетных ссуд, кредитов, по которым истек срок возврата, а также проценты, подлежащие уплате за пользование бюджетными ссудами, кредитами;
—налагать на главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, кредитные организации штрафы в соответствии с договорами и законодательством.
К исключительным полномочиям министра финансов России относится блокировка расходов при выявлении фактов нецелевого использования бюджетных средств.
Правом применения мер принуждения согласно ст. 284 БК РФ обладают также руководители (их заместители) органов Федерального казначейства. Им предоставлено право:
— выносить предупреждение руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
—списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, и в других случаях, предусмотренных бюджетным законодательством;
— списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек;
— списывать в бесспорном порядке суммы процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил;
— взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере 1/300-й действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;
— взыскивать в бесспорном порядке пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление или перечисление бюджетных средств в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;
— составлять протоколы, являющиеся основанием для наложения штрафов.
Если бюджеты субъектов Федерации или местные бюджеты исполняются не органами Федерального казначейства, руководители органов, исполняющих соответствующие бюджеты, и их заместители (в соответствии с их полномочиями) имеют право применять меры принуждения, предусмотренные БК РФ.
Установленные бюджетным законодательством меры принуждения применяются в соответствии с определенными процедурами. Особой спецификой отличаются такие меры, как блокировка расходов, изъятие (списание) бюджетных средств и обращение взыскания на взаимные расчеты бюджетов.
Блокировка расходов бюджета согласно ст. 231 БК РФ представляет собой сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств, если бюджетные ассигнования в соответствии с законом (решением) о бюджете выделялись главному распорядителю бюджетных средств на определенных условиях, однако к моменту составления лимитов бюджетных обязательств либо подтверждения принятых бюджетных обязательств эти условия оказались невыполненными. Блокировка расходов бюджета осуществляется также при выявлении органом, исполняющим бюджет, и органами государственного финансового контроля фактов нецелевого использования бюджетных средств. Данная мера применяется по решению руководителя финансового органа на любом этапе исполнения бюджета.
Блокировке могут быть подвергнуты расходы бюджета исключительно в размерах, в которых их финансирование было связано условиями, определенными БК РФ либо законом (решением) о бюджете, а также расходы бюджета, по которым выявлены факты нецелевого использования. Блокировка иных расходов не допускается.
Руководитель финансового органа отменяет решение о блокировке расходов по ходатайству соответствующего главного распорядителя бюджетных средств или другого получателя бюджетных средств только после выполнения последним условий, невыполнение которых повлекло блокировку расходов.
Бесспорное списание бюджетных средств как мера принуждения предоставляет собой списание с лицевых счетов получателей бюджетных средств, счета Федерального казначейства, счетов его территориальных органов без их распоряжений, со счетов бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов без распоряжений их финансовых органов, а также с лицевых счетов бюджетных учреждений без их распоряжений.
Бесспорное списание бюджетных средств с лицевых счетов получателей бюджетных средств согласно ст. 285 БК РФ осуществляется на основе постановления, подписанного руководителем (заместителем руководителя) соответствующего органа Федерального казначейства. Такое постановление принимается на основе акта проверки получателя бюджетных средств. Акт составляется по результатам проверки проведенной уполномоченным должностным лицом органа Федерального казначейства. Постановление может быть принято также на основании заключения должностного лица органа Федерального казначейства об истечении срока возврата бюджетных средств или процентов (платы) за пользование бюджетными средствами. Оно принимается в течение 10 дней после составления акта проверки (представления заключения), удостоверяющего наличие нарушения бюджетного законодательства.
Списание бюджетных средств осуществляется кредитной организацией либо Федеральным казначейством с лицевого счета получателя бюджетных средств, указанного в постановлении о бесспорном списании, в первоочередном порядке.
При недостаточности средств на лицевом счете получателя бюджетных средств (лицевом счете бюджетного учреждения) постановление о бесспорном списании бюджетных средств исполняется в соответствии с положениями гражданского законодательства, в частности предусмотренными ч. 2 ст. 855 ГК РФ; при этом исполнение относится к очереди, предусматривающей расчеты с бюджетом.
Списание средств с единого счета бюджета без распоряжения Федерального казначейства и его территориальных органов может осуществляться по решению арбитражного суда в случаях, предусмотренных БК РФ в соответствии с положениями его ст. 255. При этом размер средств, списываемых со счета территориального органа Федерального казначейства, не может превышать разницу между суммой средств, находящихся на счете указанного территориального органа, и суммой средств, которые в момент списания отражены на лицевых счетах бюджетных учреждений либо считаются зачисленными на их счет.
При недостаточности на счете территориального органа Федерального казначейства средств для осуществления указанного списания в полном объеме денежные средства в размере несписанного остатка списываются со счета в размере, не превышающем разницу между суммой средств, находящихся на нем, и совокупной суммой средств, указанных в своде лимитов бюджетных обязательств по всем получателям бюджетных средств. Если на счете Федерального казначейства не достанет денежных средств для такого списания, оно производится по мере поступления средств на счет бюджета. В том случае, когда в пределах срока действия лимитов бюджетных обязательств, доведенных на период, в котором состоялось решение арбитражного суда, списание осуществить не удалось, остаток средств, не списанных со счета бюджета, включается в лимиты бюджетных обязательств следующего периода.
При невозможности списания средств со счета бюджета по каким-либо причинам исполнительный лист возвращается предъявившему его лицу для предъявления его в Федеральное казначейство в следующем финансовом году либо для обращения взыскания на иное имущество.
Аналогично осуществляется списание средств со счетов бюджетов субъектов Федерации и со счетов местных бюджетов без распоряжения их финансовых органов.
Списание средств с лицевых счетов бюджетных учреждений без их распоряжения согласно ст. 288 БК РФ осуществляется в случаях, предусмотренных БК РФ и другими федеральными законами. Размер средств, списываемых с лицевого счета бюджетного учреждения в порядке принудительного исполнения обязательств бюджетного учреждения, возникших в результате исполнения им заданий органа исполнительной власти, которому подведомственно данное учреждение, не может превышать размер находящихся на данном счете средств. При недостаточности таких средств для списания в полном объеме недостающие средства списываются со счетов территориального органа Федерального казначейства, ведущего указанный лицевой счет, в порядке, установленном для списания бюджетных средств со счетов Федерального казначейства.
Обращение взыскание на взаимные расчеты федерального бюджета с бюджетами субъектов Федерации применяется в целях погашения их задолженности и удержания сумм, использованных не по целевому назначению. Это взыскание производится в части средств, выделяемых бюджетам других уровней в рамках финансовой помощи.
Взыскание штрафов за нарушения бюджетного законодательства осуществляется в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.
Привлечение к уголовной ответственности за нарушения бюджетного законодательства, содержащие признаки преступлений, осуществляется в порядке уголовного судопроизводства.






































Приложение

Приложение 1




Приложение 2

Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации
Академия налоговой полиции
Кафедра финансового права, валютного и таможенного
регулирования
БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО
ПРОГРАММА
(51 час)
МОСКВА 2000
Программа курса «Бюджетное право» |
Содержание программы

Тема 1. Становление бюджетной системы России (4 часа)
Возникновение бюджетов. Сметы, ведомости доходов и расходов. Бюджетные отчеты. Источники бюджетного права Российской Империи. Процедуры составления, рассмотрения и утверждения государственной росписи доходов и расходов. Земские и волостные бюджеты. Счетный приказ. Ревизион-коллегия. Законодательные комиссии для изучения бюджета. Государственный контроль.
Бюджетная система СССР. Государственный бюджет. Республиканские и местные бюджеты. Источники доходов бюджетов. Бюджет государственного социального страхования. Фонд обороны.
Бюджетно-финансовая политика РСФСР. Бюджетная реформа 1991 года. Структура бюджетной системы. Доходы и расходы бюджетов. Чрезвычайный бюджет и режим чрезвычайного расходования средств бюджета. Секвестр. Резервные фонды. Деятельность контрольных групп.

Тема 2. Бюджетная система Российской Федерации (2 часа)
Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации. Структура бюджетной системы. Федеральный бюджет. Бюджет субъекта Российской Федерации. Бюджет муниципального образования (местный бюджет). Консолидированный бюджет. Государственная и муниципальная казна. Государственные внебюджетные фонды. Целевые бюджетные фонды.
Организационные и функциональные принципы бюджетной системы. Единство бюджетной системы. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы. Самостоятельность бюджетов. Полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов. Сбалансированность бюджета. Эффективность и экономность использования бюджетных средств. Общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов. Единство кассы. Гласность и достоверность бюджета. Адресность и целевой характер бюджетных средств. Принципы межбюджетных отношений.
Понятие межбюджетных отношений, их содержание. Финансовая помощь. Казначейское исполнение бюджетов.

План семинара по темам 1—2
1. Бюджетная система Российской Империи.
2. Государственный бюджет СССР.
3. Соотношение бюджетов различных уровней.
4. Принципы бюджетного устройства.
5. Развитие межбюджетных отношений.
Тема 3. Бюджетная классификация (4 часа)
Понятие и состав бюджетной классификации. Группировочные коды.
Классификация доходов бюджетов. Налоговые и неналоговые доходы. Безвозмездные перечисления. Доходы целевых бюджетных фондов.
Функциональная классификация расходов бюджетов. Уровни функциональной классификации расходов.
Экономическая классификация расходов бюджетов. Текущие расходы. Закупки товаров и оплата услуг. Выплаты процентов. Субсидии и текущие трансферты. Оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом. Капитальные расходы. Приобретение оборудования и предметов длительного пользования. Капитальное строительство. Капитальный ремонт. Создание государственных запасов и резервов. Предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения.
Классификация источников внутреннего и внешнего финансирования дефицитов бюджетов. Финансирование дефицита бюджета за счет кредита Центрального банка Российской Федерации и изменения остатков средств бюджета. Государственные ценные бумаги. Бюджетные ссуды, полученные от государственных внебюджетных фондов. Бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней. Поступления от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней. Кредиты международных финансовых организаций. Кредиты правительств иностранных государств. Кредиты иностранных коммерческих банков и фирм. Изменение остатков средств бюджета на счетах в банках в иностранной валюте. Классификация видов долгов и активов.
Ведомственная классификация расходов бюджетов. Ведомственная классификация расходов федерального, региональных и местных бюджетов.

План семинара по теме 3
1. Понятие бюджетной классификации.
2. Основания бюджетной классификации.
3. Соотношение налоговых и неналоговых доходов.
4. Ведомственные классификации расходов.

Тема 4. Предмет, метод и источники бюджетного права (2 часа)
Понятие бюджетного права. Предмет и метод бюджетного права. Соотношение бюджетного права с другими подотраслями финансового права.
Система бюджетного права. Бюджетный процесс. Институты и субинституты бюджетного права. Норма бюджетного права.
Источники бюджетного права. Акты бюджетного законодательства. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Указы Президента и постановления Правительства как источники бюджетного права. Ведомственные акты, регулирующие бюджетные отношения. Соглашения о разграничении бюджетных полномочий. Международные договоры. Соотношение норм национального и международного бюджетного права.
Тема 5. Бюджетные правоотношения (2 часа)
Понятие и признаки бюджетных правоотношений. Структура и элементы бюджетных правоотношений. Объект бюджетных правоотношений. Субъекты бюджетного права и бюджетных правоотношений. Юридическое содержание бюджетных правоотношений.
Субъекты бюджетных правоотношений. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования как участники бюджетных правоотношений. Органы, наделенные бюджетными полномочиями. Участники бюджетного процесса. Президент Российской Федерации. Законодательные (представительные) органы власти. Органы исполнительной власти. Министерство финансов Российской Федерации. Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Органы государственного и муниципального финансового контроля. Главные распорядители и распорядители средств бюджетов. Получатели бюджетных средств. Бюджетные учреждения. Кредитные организации.

План семинара по темам 4—5
1. Бюджетное право как подотрасль финансового права.
2. Источники бюджетного права.
3. Понятие и признаки бюджетных правоотношений.
4. Общая характеристики бюджетных правоотношений.
Тема 6. Доходы бюджетов (2 часа)
Понятие доходов бюджетов, их зачисление. Особенности зачисления налоговых и неналоговых доходов.
Виды доходов бюджетов. Налоговые доходы. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы, пени и штрафы. Неналоговые доходы. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. Средства, полученные в результате применения мер ответственности. Штрафы, конфискации, компенсации и средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Федерации, муниципальным образованиям. Финансовая помощь. Собственные и регулирующие доходы бюджетов.
Формирование доходов бюджетов. Полномочия законодательных (представительных) органов власти по формированию доходов бюджетов.

Тема 7. Целевые бюджетные фонды (2 часа)
Понятие и состав целевых бюджетных фондов. Федеральные и региональные целевые бюджетные фонды. Доходы и расходы целевых бюджетных фондов.
Целевые бюджетные фонды, образуемые в составе федерального и региональных бюджетов. Дорожные фонды. Экологические фонды. Фонды воспроизводства минерально-сырьевой базы.
Федеральные целевые бюджетные фонды. Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов. Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов. Фонд Министерства РФ по атомной энергии. Федеральный фонд Министерства РФ по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции РФ. Государственный фонд борьбы с преступностью. Фонд контрольно-ревизионных органов Министерства финансов РФ.

План семинара по темам 6—7
1. Зачисление доходов в бюджет.
2. Собственные и регулирующие доходы бюджетов.
3. Формирование доходов бюджетов.
4. Понятие целевых бюджетных фондов.
5. Общая характеристика целевых бюджетных фондов.

Тема 8. Расходы бюджетов (4 часа)
Понятие бюджетных расходов. Формирование расходов бюджетов. Формы расходования средств бюджетов. Ассигнования на содержание бюджетных учреждений. Оплата товаров, работ и услуг, выполняемых по государственным или муниципальным контрактам. Трансферты населению. Бюджетные кредиты юридическим лицам, в том числе налоговые кредиты, отсрочки (рассрочки) по уплате налогов и сборов. Бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы. Субвенции и субсидии. Инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц. Кредиты и займы, предоставляемые внутри страны. Кредиты иностранным государствам. Выплаты по обслуживанию и погашению долговых обязательств.
Виды бюджетных расходов. Расходы, объединенные по функциям государства. Разделение расходов по экономическому содержанию. Текущие и капитальные расходы. Расходы по прямым получателям бюджетных средств. Расходы, финансируемые исключительно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. Расходы, финансируемые совместно бюджетами различных уровней.
Фонды, образуемые в составе расходов бюджетов. Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Федерации. Фонд регионального развития. Фонд развития региональных финансов. Резервные фонды.
Бюджет развития. Источники формирования Бюджета развития и направления расходования его средств.

План семинара по теме 8
1. Понятие расходов, их формирование.
2. Виды расходов.
3. Фонды, образуемые в составе расходов бюджетов.
4. Бюджет развития.


Тема 9. Соотношение доходов и расходов бюджетов (2 часа)
Сбалансированность бюджета. Превышение расходов над доходами. Понятие дефицита бюджета. Предельные объемы дефицита бюджета.
Источники финансирования (покрытия) дефицита бюджета. Внутренние источники финансирования дефицита бюджета. Кредиты кредитных организаций в рублях. Государственные и муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг. Бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней. Внешние источники финансирования дефицита федерального бюджета. Государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации. Кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций в иностранной валюте.
Профицит бюджета. Первичный профицит. Расходование дополнительных доходов.

Тема 10. Государственные и муниципальные заимствования (6 часов)
Понятие государственных и муниципальных заимствований. Единая система учета и регистрации государственных заимствований. Право заимствования. Виды заимствований. Внутренние и внешние заимствования.
Право государственных и муниципальных внутренних заимствований. Право государственных внешних заимствований. Программа заимствований.
Формы внутренних заимствований. Кредиты кредитных организаций. Государственные (муниципальные) займы, осуществляемые посредством выпуска ценных бумаг. Бюджетные ссуды от бюджетов других уровней бюджетной системы.
Формы внешних заимствований. Кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленных в иностранной валюте. Несвязанные (финансовые) иностранные кредиты. Целевые иностранные кредиты. Связанные кредиты. Государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг. Пределы внешних заимствований.
Государственные и муниципальные ценные бумаги, их виды. Процедура эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг. Принятие эмитентом решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг. Регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг. Изготовление сертификатов ценных бумаг. Размещение эмиссионных ценных бумаг. Регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг.
Государственные и муниципальные гарантии. Порядок предоставления государственных и муниципальных ценных бумаг.

План семинара по темам 9—10
1. Понятие дефицита и профицита бюджета.
2. Источники покрытия дефицита бюджета.
3. Право внутренних и внешних заимствований.
4. Формы внешних заимствований.
5. Выпуск государственных и муниципальных ценных бумаг.

Тема 11. Государственный и муниципальный долг (2 часа)
Долговые обязательства. Понятие государственного и муниципального долга. Виды долгов. Внутренние и внешние долги. Источники обеспечения.
Оформление государственных и муниципальных долговых обязательств. Кредитные соглашения и договоры. Государственные и муниципальные ценные бумаги. Договоры о получении бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы. Договоры о предоставлении государственных и муниципальных гарантий. Договоры о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет. Перевод долга. Новация долга.
Управление государственным и муниципальным долгом. Государственная долговая книга. Методы управления государственным (муниципальным) долгом. Реструктуризация и рефинансирование долга. Пролонгация, конверсия и консолидация долга. Дефолт.
Предельный объем государственного долга. Предельные объемы расходов на обслуживание и погашение государственного или муниципального долга.

<< Предыдущая

стр. 10
(из 12 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>