<< Предыдущая

стр. 5
(из 12 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>


Важнейшими источниками финансирования (покрытия) дефицита бюджета являются заимствования. Государственный или муниципальный заем (заимствование) определяется в ст. 6 БК РФ как передача в собственность Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования денежных средств, которые они обязуются возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа.
Государственные заимствования Российской Федерации— займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками (ст. 89 БК РФ).
Государственные заимствования субъектов Федерации и муниципальные заимствования — займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства соответственно субъекта Федерации или муниципального образования как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте обязательств (ст. 90 БК РФ).
В зависимости от валюты, национальной или иностранной, в которой выражаются обязательства заемщика (должника), соответственно выделяются внутренние и внешние заимствования. Такое разделение практически распространяется лишь на государственные заимствования Российской Федерации, так как Субъекты Федерации и муниципальные образования права осуществления внешних заимствований не имеют (субъекты Федерации могут осуществлять внешние заимствования лишь с целью реструктуризации долговых обязательств прошлых лет).
Государственными внутренними заимствованиями Российской Федерации признаются займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте Российской Федерации (рублях).
Государственными внешними заимствованиями Российской Федерации признаются займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.
В Российской Федерации действует единая система учета и регистрации государственных заимствований Федерации. Субъекты Федерации и муниципальные образования регистрируют свои заимствования в Минфине России (ст. 120 БК РФ).

2. Право государственных и муниципальных
внутренних заимствований

В соответствии со ст. 104 БК РФ право осуществления государственных внутренних заимствований и выдачи государственных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов (займов) принадлежит Правительству РФ либо уполномоченному им ответственному федеральному органу исполнительной власти. От имени субъекта Федерации право осуществления государственных внутренних заимствований и выдачи государственных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов (займов) принадлежит его уполномоченному органу исполнительной власти. На уровне муниципальных образований право осуществления муниципальных внутренних заимствований и выдачи муниципальных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов (займов) принадлежит уполномоченному органу местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.
Как уже отмечалось, внутренние заимствования могут осуществляться в форме:
— кредитов кредитных организаций;
— государственных (муниципальных) займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг;
— бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы.
Внутренние заимствования должны предусматриваться соответствующими программами, которые представляют собой перечень внутренних заимствований на очередной финансовый год по видам заимствований, общему объему заимствований, направляемых на покрытие дефицита бюджета и погашение государственных, муниципальных долговых обязательств.. В случае выпуска долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований с обеспечением исполнения их обязательств в виде обособленного имущества соответствующая программа должна содержать количественные данные об эмиссии указанных обязательств, выраженные в валюте Российской Федерации, а также перечень имущества, которое может служить обеспечением в течение срока заимствования.
В программу государственных внутренних заимствований Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований в обязательном порядке включаются соглашения о займах, заключенные в предыдущие годы, если такие соглашения не утратили силу в установленном порядке.
Программы государственных внутренних заимствований Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований представляются соответствующему законодательному (представительному) органу в виде приложения к проекту закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год.
Бюджетные учреждения по общему правилу не имеют права получать кредиты у кредитных организаций и других физических и юридических лиц, за исключением ссуд из бюджетов и государственных внебюджетных фондов.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия в обязательном порядке регистрируют свои заимствования у третьих лиц в соответствующем финансовом органе. Орган, исполняющий бюджет, ведет реестр задолженности государственных и муниципальных унитарных предприятий (ст. 118 БК РФ).

Право государственных внешних
заимствований

Согласно ст. 103 БК РФ право осуществления государи ственных внешних заимствований и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий, договоров поручительства другим заемщикам для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит Российской Федерации. От имени Российской Федерации осуществлять внешние заимствования может Правительство РФ либо уполномоченный им ответственный федеральный орган исполнительной власти.
По действующему законодательству государственные внешние заимствования осуществляется в соответствии с Программой государственных внешних заимствований Российской Федерации, которая представляет собой перечень всех государственных внешних заимствований на очередной финансовый год по их формам.
Государственные внешние заимствования могут осуществляться в форме:
— кредитов правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленных в иностранной валюте;
— государственных займов, осуществляемых в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской федерации.
Кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставляемые в иностранной валюте, подразделяются на несвязанные (финансовые), целевые иностранные и связанные кредиты.
Несвязанные (финансовые иностранные кредиты — это форма финансирования, которая предусматривает предоставление правительствами иностранных государств, банками и фирмами средств в иностранной валюте на возвратной и возмездной основах без определения целей их расходования.
Целевой иностранный кредит (заимствование) — форма финансирования проектов, включенных в Программу государственных внешних заимствований, которая предусматривает предоставление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездной основах путем оплаты товаров, работ и услуг в соответствии с целями этих проектов. Такие кредиты включают связанные кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, а также нефинансовые кредиты международных финансовых организаций.
Связанные кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм—форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок товаров, работ и услуг за счет средств правительств иностранных государств, банков и фирм, в основном в стране кредитора.
Нефинансовые кредиты международных финансовых организаций — форма привлечения средств международных финансовых организаций на возвратной и возмездной основах для закупок товаров, работ и услуг, преимущественно на конкурсной основе, в целях осуществления инвестиционных проектов или структурных реформ.
Порядок осуществления займов в иностранной валюте посредством выпуска государственных ценных бумаг будет рассмотрен ниже.
В Программе государственных внешних заимствований по несвязанным (финансовым) заимствованиям обязательно должны быть указаны:
— источники привлечения;
— суммы заимствования;
— сроки погашения.
По целевым иностранным заимствованиям в Программе государственных внешних заимствований указываются:
— конечные получатели;
— цели заимствований и направления использования;
— источник заимствования;
— суммы заимствования;
— сроки погашения;
— гарантии третьих лиц по возврату средств в федеральный бюджет конечным заемщиком, если для него предусмотрен такой возврат, с указанием организации (органа), предоставившей гарантию, срока действия и объема обязательств по гарантии;
— оценки объема использованных средств до начала очередного финансового года;
— прогнозы объема использования средств в очередном финансовом году.
Отдельно в Программе должны быть предусмотрены все займы и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн долл. США, на весь срок займа. Данные займы и государственные гарантии подлежат реализации только при условии их утверждения Федеральным Собранием в составе Программы государственных внешних заимствований.
Правительство РФ имеет право на осуществление внешних заимствований, не включенных в Программу государственных внешних заимствований, лишь в том случае, если указанные внешние заимствования осуществляются в процессе реструктуризации государственного внешнего долга России, которая приводит к снижению расходов на его обслуживание в рамках установленного предельного объема государственного внешнего долга. Однако данное право распространяется исключительно на несвязанные (финансовые) государственные внешние заимствования Российской Федерации.
Общий объем детализированных в Программе государственных внешних заимствований займов должен составлять не менее 85 % от их общего объема.
Пределы внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств. Предельный объем государственных внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга Российской Федерации. Так, в соответствии со ст. 122 Федерального закона от 31 декабря 1999 г. № 227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 г.» предельный размер государственных внешних заимствований Российской Федерации (несвязанных финансовых кредитов) на 2000 г. был утвержден в сумме до 6 млрд долл. США.
Договоры о государственных внешних заимствованиях Российской Федерации, исполнение которых требует увеличения предельных объемов государственных внешних заимствований, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, могут быть заключены только после внесения в него соответствующих изменений по представлению Правительства РФ.
Договоры о государственных внешних заимствованиях Российской Федерации, предоставлении гарантий по внешним займам подлежат ратификации:
— если предусмотренные этими договорами займы (гарантии) не включены в Программу государственных внешних заимствований и (или) привлекаемые по ним финансовые средства превышают сумму, эквивалентную 10 млн долл. США (на весь срок займа);
—если исполнение таких договоров требует увеличения предельных объемов государственных внешних заимствований, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
—по другим основаниям, предусмотренным законодательством.
В Программу государственных внешних заимствований Российской Федерации в обязательном порядке включаются соглашения о займах, заключенных в предыдущие годы, если такие соглашения не утратили силу (ст. 108 БК РФ).

4. Эмиссия и обращение государственных
и муниципальных ценных бумаг

В соответствии с ч. 4 ст. 75 Конституции Российской Федерации государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе. Такие займы осуществляется посредством выпуска и размещения государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации или ее субъектов. Муниципальные займы осуществляются посредством выпуска и размещения муниципальных ценных бумаг от имени муниципальных образований.
Последовательность действий эмитента в связи с выпуском и размещением ценных бумаг именуется эмиссией ценных бумаг. В ст. 114 БК РФ определено, что решение об эмиссии государственных ценных бумаг Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных ценных бумаг принимается соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с предельными объемами дефицита бюджета и государственного или муниципального долга. В данном случае речь идет о выпуске так называемых эмиссионных ценных бумаг, которыми согласно ст. 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» признаются любые ценные бумаги:
—закрепляющие совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных форм и порядка;
— размещаемые выпусками;
—имеющие равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.
Эмитентами применительно к государственным и муниципальным ценным бумагам выступают соответственно органы государственной исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими. Эмиссию облигаций может осуществлять также Банк России.
Общая процедура эмиссии указанных ценных бумаг включает следующие этапы:
— принятие эмитентом решения о выпуске эмиссионных ценных бумаг;
— регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг;
—изготовление сертификатов ценных бумаг (для документарной формы выпуска);
— размещение эмиссионных ценных бумаг;
—регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг.
Решение о выпуске ценных бумаг оформляется зарегистрированным в органе государственной регистрации ценных бумаг документом, который содержит данные, достаточные для установления объема прав, закрепленных ценной бумагой.
Регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг сопровождается присвоением государственного регистрационного номера (цифровой, буквенный, знаковый код), который идентифицирует конкретный выпуск эмиссионных ценных бумаг. В данном случае выпуск ценных бумаг — совокупность ценных бумаг одного эмитента, обеспечивающих одинаковый объем прав владельцам и имеющих одинаковые условия эмиссии (первичного размещения). Все бумаги одного выпуска должны иметь один государственный регистрационный номер.
Изготовление сертификатов эмиссионных ценных бумаг предполагает выпуск эмитентом документов, удостоверяющих совокупность прав на указанное в них количество ценных бумаг.
Размещение эмиссионных ценных бумаг—это отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок.
Исполнение обязательств по государственным и муниципальным ценным бумагам осуществляется в соответствии с условиями выпуска этих ценных бумаг за счет средств соответственно государственной казны Российской Федерации, казны субъектов Федерации и муниципальной казны в соответствии с законом или решением о бюджете соответствующего уровня на соответствующий финансовый год.
Особенности процедуры эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, их размещения и обращения определяются Федеральным законом от 29 июля 1998 г. JV° 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг». В соответствии с ним государственные и муниципальные ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций или иных ценных бумаг, относящихся к эмиссионным ценным бумагам.
Обязательства Российской Федерации, ее субъекта и муниципального образования, возникшие в результате эмиссии соответствующих ценных бумаг и составляющие внутренний долг, должны быть выражены в рублях. Если эти бумаги удостоверяют право на получение доходов или погашение в денежной форме, то они подлежат оплате в рублях. Государственные и муниципальные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение в качестве дохода каких-либо имущественных прав, а также предусматривающие право на получение при погашении вместо номинальной стоимости ценной бумаги иного имущественного эквивалента, также должны быть выражены в рублях. Обязательства, возникшие в результате эмиссии соответствующих государственных ценных бумаг и составляющие внешний долг, должны быть выражены и оплачены в иностранной валюте. Условные денежные единицы и драгоценные металлы могут быть указаны в Генеральных условиях эмиссии и обращения государственных ценных бумаг, а также в реквизитах сертификатов в качестве соответствующей оговорки, на основании которой определяется величина платежа по данным ценным бумагам.
Эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг может осуществляться отдельными выпусками. В рамках одного выпуска устанавливаются серии, разряды, номера ценных бумаг. Решением о выпуске государственных или муниципальных ценных бумаг может быть установлено деление выпуска на транши. В данном случае транш — часть ценных бумаг данного выпуска, размещаемая в рамках его объема в любую дату в течение периода обращения соответствующих ценных бумаг, не совпадающую с датой первого размещения. Размещение траншей одного выпуска осуществляется на основании документов, регламентирующих размещение данного выпуска.
Выпуски осуществляются в соответствии с Генеральными условиями эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг и условиями эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг данного вида. Генеральные условия утверждаются Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта Федерации, органом местного самоуправления в форме нормативных правовых актов, которые должны включать указание на:
— вид ценных бумаг;
— форму выпуска ценных, бумаг;
— срочность данного вида ценных бумаг (краткосрочные, долгосрочные, среднесрочные);
— валюту обязательств;
— особенности исполнения обязательств, предусматривающих право на получение иного, чем денежные средства, имущественного эквивалента;
— ограничения (при наличии таковых) оборотоспособно-сти ценных бумаг, а также на ограничение круга лиц, которым данные ценные бумаги могут принадлежать на праве собственности или иного вещного права.
Так, на федеральном уровне с этой целью приняты постановления Правительства РФ: от 5 августа 1992 г. № 549 «Вопросы выпуска Российского внутреннего выигрышного займа 1992 года»; от 15 мая 1995 г. № 458 «О Генеральных условиях выпуска и обращения облигаций федеральных займов»; от 21 марта 1996 г. № 316 «О генеральных условиях эмиссии и обращения облигаций государственных нерыночных займов»;
от 24 января 1997 г. № 73 «О выпуске и обращении облигаций государственных сберегательных займов Российской Федерации»; от 12 мая 1998 г. № 439 «О Генеральных условиях эмиссии и обращения государственных федеральных облигаций»;
от 27 июля 1998 г. № 861 «О Генеральных условиях эмиссии и обращения государственных облигаций, погашаемых золотом»; от 29 ноября 1999 г. Х° 1306 «О новации облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии»; от 23 июня 2000 г. № 478 «Об урегулировании задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов»; 16 октября 2000 г. .№ 790 «Об утверждении Генеральных условий эмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций».
В них, соответственно, предусмотрены выпуски государственных ценных бумаг следующих видов:
— облигаций российского внутреннего выигрышного займа 1992 г.;
— облигаций федеральных займов;
— облигаций государственного сберегательного займа;
— облигаций государственных нерыночных займов;
— государственных федеральных облигаций;
— государственных облигаций, погашаемых золотом;
— облигаций государственного валютного облигационного займа;
— облигаций внешних облигационных займов;
— государственных краткосрочных бескупонных облигаций.
Облигации российского внутреннего выигрышного займа 1992 г. выпускаются на срок с 1 октября 1992 г. по 1 октября 2002 г. Они выпускаются по мере их продажи населению, свободно продаются и покупаются на территории Российской Федерации учреждениями Сбербанка РФ и другими банками, имеющими лицензии на право совершения этих операций.
Облигации федеральных займов (ОФЗ) выпускаются в документарной форме с обязательным централизованным хранением. По срокам обращения они могут быть среднесрочными или долгосрочными. Владелец имеет право на получение при их погашении суммы основного долга (номинальной стоимости), а также дохода в соответствии с условиями выпуска в виде процента, начисляемого на номинальную стоимость облигаций. Генеральным агентом по обслуживанию выпусков облигаций федеральных займов является Банк России. Владельцами облигаций федеральных займов могут быть российские и иностранные юридические и физические лица.
Облигации государственного сберегательного займа Российской Федерации (ОГСЗ) выпускаются в документарной форме, являются государственными ценными бумагами на предъявителя, предоставляют их владельцам право на получение в соответствии с условиями выпуска каждой серии процентного дохода, начисляемого к номинальной стоимости облигации. Владельцами ОГСЗ могут быть юридические и физические лица, которые по законодательству Российской Федерации являются резидентами и нерезидентами, если иное не предусмотрено условиями выпуска отдельных серий займа.
Облигации государственных нерыночных займов (ОГНЗ) выпускаются в документарной форме и предоставляют их владельцам право на получение при их погашении суммы основного долга (номинальной стоимости), а также дохода в соответствии с условиями выпуска в виде процента, начисляемого на номинальную стоимость облигаций. Доход по ОГНЗ устанавливается Минфином России при выпуске и выплачивается не реже одного раза в год. По срокам обращения ОГНЗ делятся на краткосрочные, среднесрочные или долгосрочные. Их владельцами могут быть юридические лица, являющиеся как резидентами, так и нерезидентами. Эти облигации не обращаются на вторичном рынке.
Государственные федеральные облигации ^ГФО^—государственные ценные бумаги, предоставляющие их владельцам право на получение основной суммы долга (номинальной стоимости), выплачиваемой при погашении выпуска, а также дохода в виде процента, начисляемого к номинальной стоимости облигации. В случае если право на получение процентного дохода по облигации в условиях отдельных выпусков не определено, доходом по облигации будет являться разница между ценой ее реализации (ценой погашения) и ценой покупки. Номинальная стоимость облигации составляет 1000 руб. Эмитентом облигаций от имени Российской Федерации выступает Минфин России. Они выпускаются в документарной форме на предъявителя без обязательного централизованного хранения в виде суммарных и единичных сертификатов, каждый из которых удостоверяет совокупность прав по количеству облигаций, указанных в сертификате. Владельцами облигаций могут быть юридические и физические лица, если иное не предусмотрено условиями отдельных выпусков.
Государственные облигации, погашаемые золотом (золотые сертификаты), — долговые обязательства Российской Федерации в форме именных беспроцентных облигаций, погашаемых золотом, предоставляющие их владельцу право на получение в срок погашения, определенный условиями выпуска, золота в слитках (ГОСТ 28058-89, ОСТ 117-30-96) в количестве, эквивалентном 1 килограмму химически чистого золота за каждый погашаемый золотой сертификат. Такие сертификаты выпускаются в документарной форме с обязательным централизованным хранением. Их владельцами могут быть юридические и физические лица. Золотые сертификаты передаются субъектам добычи драгоценных металлов на основании заключенных в установленном порядке договоров в обмен на эквивалентное количество драгоценных металлов, направляемых на пополнение государственных запасов и резервов.
Облигации государственного валютного облигационного займа являются государственными ценными бумагами, предоставляющими их владельцу право на получение основной суммы долга (номинальной стоимости), выплачиваемой при погашении выпуска, а также дохода в виде процентов, начисляемых к номинальной стоимости облигации. Облигации выпущены в целях исполнения обязательств Российской Федерации, связанных с погашением облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа III серии на условиях новации. Номинальная стоимость каждой облигации составляет 1000 долл. США. Они являются именными ценными бумагами и выпускаются в документарной форме с обязательным централизованным хранением. Генеральным агентом по обслуживанию облигаций является Внешэкономбанк. Выплата производится в долл. США. Владельцами облигаций могут быть юридические и физические лица.
Облигации внешних облигационных займов — государственные ценные бумаги Российской Федерации, имеющие целью привлечение финансовых ресурсов на международных рынках капитала, а также урегулирование государственного внешнего долга. Примером могут служить облигации внешних облигационных займов, осуществленных в 1997 г. Погашение основного долга и уплата процентов по ним должны осуществляться в иностранных валютах. Основной их особенностью является то, что выпускаются они без регистрации в Российской Федерации проспекта эмиссии. К тому же виду государственных ценных бумаг относятся облигации, выпущенные в процессе урегулирования задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов. Эти облигации являются именными ценными бумагами, выпускаемыми в документарной форме и подлежащими централизованному хранению. Погашение этих ценных бумаг предусматривается в 2010 и 2030 гг., при этом их владельцы имеют право на получение основной суммы долга (номинальной стоимости), погашаемой по графикам согласно приложению, а также дохода в виде процентов, начисляемых на остающуюся непогашенной часть основной суммы долга. Владельцами облигаций могут быть юридические и физические лица. Минимальная номинальная стоимость каждой облигации составляет 1 доллар США; в этой валюте производится выплата основного долга и процентов по облигациям.
Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) выпускаются в документарной форме с обязательным централизованным хранением в депозитариях. По срокам обращения—это краткосрочные долговые обязательства Российской Федерации. Владельцами государственных краткосрочных бескупонных облигаций могут быть российские и иностранные юридические и физические лица.
Формы и виды государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени субъекта Федерации или муниципального образования, условия их выпуска и обращения определяются соответствующими органами государственной власти. Например, Генеральные условия эмиссии и обращения облигаций Городского облигационного (внутреннего) займа Москвы, Генеральные условия эмиссии и обращения облигаций Городского облигационного сберегательного займа Москвы и Генеральные условия эмиссии и обращения облигаций Облигационного займа города Москвы в иностранной валюте утверждены постановлением Правительства Москвы от 13 января 1998 г. № 32. В соответствии с ним выпускались облигации городского облигационного (внутреннего) займа, облигации городского облигационного сберегательного займа и облигации облигационного займа в иностранной валюте.
Облигации городского облигационного (внутреннего) займа выпускались со сроком обращения от шести месяцев до пяти лет, номинальной стоимостью, кратной 1 тыс. руб. Облигации со сроком обращения до одного года — бескупонные, без выплаты процентного дохода, а со сроком обращения от одного года до пяти лет — купонные, с выплатой процентного дохода, или бескупонные, без выплаты процентного дохода. Заем ориентирован преимущественно на юридических лиц; облигации имеют статус государственных ценных бумаг.
Облигации городского облигационного сберегательного займа — выпускаются в документарной форме на предъявителя со сроком обращения от одного года до пяти лет, номинальной стоимостью, кратной 100 руб., с выплатой процентного дохода. Заем ориентируется преимущественно на физических лиц, облигации имеют статус государственных ценных бумаг.
Облигации облигационного займа в иностранной валюте выпускались в виде «еврооблигаций», сроком до пяти лет—купонные, с выплатой процентного дохода, ориентировались на зарубежных инвесторов и имели статус государственных ценных бумаг.
В соответствии с Генеральными условиями эмитент принимает документ в форме нормативного правового акта, содержащего условия эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг, включающие указание на:
— вид ценных бумаг;
— минимальный и максимальный сроки обращения данного вида государственных или муниципальных ценных бумаг;
— номинальную стоимость одной ценной бумаги в рамках одного выпуска ценных бумаг;
— порядок размещения ценных бумаг;
— порядок осуществления прав, удостоверенных ценными бумагами;
— размер дохода или порядок его расчета;
— иные существенные условия эмиссии, имеющие значение для возникновения, исполнения или прекращения обязательств по государственным или муниципальным ценным бумагам.
Например, на основе Генеральных условий выпуска и обращения облигаций федеральных займов Минфином России утверждены Условия выпуска облигаций федерального займа с переменным купонным доходом (приказ от 13 июня 1995 г. № 52) и Условия выпуска облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом (приказ от 28 июня 1996 г. JV° 60). В соответствии с этими условиями в первом случае для ОФЗ предусматривается постоянная величина купонного дохода, а во втором — его величина рассчитывается отдельно для каждого периода выплаты.
Условия эмиссии ценных бумаг субъектов Федерации или муниципальных образований, кроме того, должны содержать информацию:
—о бюджете заемщика на год выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг с разбивкой на бюджет развития и текущий бюджет;
—о суммарной величине долга заемщика на момент выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг;
— об исполнении бюджета заемщика за три последних завершенных финансовых года.
Условия эмиссии ценных бумаг Российской Федерации подлежат государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, а соответствующие нормативные правовые акты субъекта Федерации или муниципальных ценных бумаг, подлежат государственной регистрации в Минфине России. Правила государственной регистрации таких нормативных правовых актов определены постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2000 г. № 754.
Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается (ст. 98 БК РФ).
В соответствии с Генеральными условиями и условиями эмиссии эмитент принимает решение об эмиссии отдельного выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг. Такое решение должно включать следующие обязательные условия:
1) наименование эмитента;
2) дату начала размещения ценных бумаг;
3) дату или период размещения;
4) форму выпуска ценных бумаг;
5) указание на вид ценных бумаг;
6) номинальную стоимость одной ценной бумаги;
7) количество ценных бумаг данного выпуска;
8) дату погашения ценных бумаг;
9) наименование регистратора, осуществляющего ведение реестра владельцев ценных бумаг субъектов Федерации или муниципальных ценных бумаг, или указание на депозитарии, которые осуществляют учет прав владельцев ценных бумаг;
10) иные условия, имеющие значение для размещения и обращения названных ценных бумаг.
Решение о выпуске должно быть заверено печатью эмитента и подписано руководителем эмитента.
Условия, содержащиеся в решении о выпуске, должны быть опубликованы в средствах массовой информации или раскрыты эмитентом иным способом не позднее чем за два рабочих дня до даты начала размещения.
Особенность исполнения обязательств, возникших в результате эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг, заключается в том, что способы, порядок и источники финансирования расходов по их обслуживанию определяются бюджетным законодательством.
По результатам эмиссии эмитенты ценных бумаг Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных ценных бумаг принимают нормативный правовой акт, содержащий отчет об итогах эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг. Правила представления отчетов об итогах эмиссии указанных ценных бумаг определяются также постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2000 г. № 754.
В соответствии со ст. 85 Федерального закона от 27 декабря 2000 г. № 150-ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год» Правительство РФ вправе определять объем выпуска, формы и методы эмиссии государственных ценных бумаг, являющихся долговыми обязательствами Российской Федерации, и осуществлять их эмиссию в объеме, не приводящем к превышению установленного верхнего предела государственного внутреннего долга.

5. Государственные и муниципальные гарантии

Как уже отмечалось, заимствования могут осуществляться также посредством предоставления государственных (муниципальных) гарантий. Последние, однако, в отличие от других заимствований не являются источниками финансирования дефицита бюджета.
Государственной (муниципальной) гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого, соответственно, Российская Федерация, субъект Федерации или муниципальное образование — гарант — дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично. Для государственных и муниципальных гарантий обязательна письменная форма, несоблюдение которой влечет недействительность (ничтожность) гарантий.
Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе. В государственной или муниципальной гарантии должны быть указаны:
— сведения о гаранте, включающие его наименование (Российская Федерация, субъект Федерации, муниципальное образование), и наименование органа, выдавшего гарантию от имени указанного гаранта;
— объем обязательств по гарантии;
— срок гарантии (определяется сроком исполнения обязательств, по которым предоставлена гарантия).
Гарант по государственной или муниципальной гарантии несет субсидиарную ответственность (дополнительно к ответственности должника) по гарантированному им обязательству. Предусмотренное гарантией обязательство гаранта перед третьим лицом ограничивается уплатой суммы, соответствующей объему обязательств по гарантии. Гарант, исполнивший обязательство получателя гарантии, имеет право потребовать от последнего возмещения сумм, уплаченных третьему лицу по государственной или муниципальной гарантии, в полном объеме в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Гарантии по обязательствам, составляющим государственный внешний долг Российской Федерации, могут предусматривать солидарную ответственность гаранта.
Исполнение государственных и муниципальных гарантий подлежит отражению в составе расходов бюджетов как предоставление кредитов. Если платежи в качестве гаранта не ведут к возникновению эквивалентных требований со стороны гаранта к должнику, не исполнившему обязательство, исполнение государственных и муниципальных гарантий учитывается в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета.
Государственные гарантии Российской Федерации предоставляются Правительством РФ. Минфин России либо иной уполномоченный орган представляет Правительство РФ на всех переговорах о предоставлении государственных гарантий и заключает соответствующие соглашения от его имени. В случае предоставления государственной гарантии Российской Федераций Минфин России либо иной уполномоченный Правительством РФ орган исполнительной власти обязаны провести проверку финансового состояния получателя государственной гарантии.
Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждаются государственные гарантии Российской Федерации, выдаваемые отдельному субъекту Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу на сумму, превышающую 1 млн МРОТ. Отдельно утверждаются государственные гарантии Российской Федерации на сумму, превышающую сумму, эквивалентную 10 млн долл. США.
Минфин России либо другой орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, ведет учет выданных гарантий, исполнения их получателями обязательств, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации, а также случаев осуществления государством платежей по выданным гарантиям. На основании данных этого учета Государственной Думе представляется подробный отчет о выданных гарантиях по всем получателям, об исполнении ими обязательств, обеспеченных указанными гарантиями, и осуществлении государством платежей по выданным гарантиям.
В Указе Президента РФ от 23 июля 1997 г. JY» 773 «О предоставлении гарантий или поручительств по займам и кредитам» определено, что гарантии или поручительства Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти по займам и кредитам не предоставляются организациям, имеющим задолженность по платежам в федеральный бюджет либо государственные внебюджетные фонды. Предоставление гарантий или поручительств осуществляется на конкурсной основе.
Государственные гарантии субъектов Федерации и муниципальные гарантии предоставляются субъектам Федерации, муниципальным образованиям и юридическим лицам для обеспечения исполнения их обязательств перед третьими лицами. В договоре о предоставлении государственной или муниципальной гарантии должно быть указано обязательство, которое ею обеспечивается. Государственные гарантии предоставляются соответствующим органом исполнительной власти субъекта Федерации, а муниципальные гарантии — уполномоченным органом местного самоуправления. В случае предоставления государственной или муниципальной гарантии соответствующий финансовый орган обязан провести проверку финансового состояния получателя гарантии.
Законом (решением) о бюджете на очередной финансовый год должен быть установлен перечень предоставляемых отдельным субъектам Федерации, муниципальным образованиям и юридическим лицам гарантий на сумму, превышающую 0,01 % расходов соответствующего бюджета.
Соответствующий финансовый орган ведет учет выданных гарантий, исполнения их получателями обязательств, обеспеченных гарантиями, а также учет осуществления платежей по выданным гарантиям. Соответствующему представительному органу власти представляется подробный отчет о выданных гарантиях по всем получателям, об исполнении получателями обязательств, обеспеченных гарантиями, и осуществлении платежей по выданным гарантиям.



























Лекция 11
Государственный и
муниципальный долг

1. Понятие государственного и муниципального
долга, источники их обеспечения

В результате осуществления государственных и муниципальных заимствований образуются долги. В основании возникновения таких долгов лежат соответствующие долговые обязательства. Согласно ст. 308 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершать в пользу другого лица (кредитора) определенное действие. По государственным и муниципальным долговым обязательствам такие действия, как правило, заключаются в обязанности уплатить деньги или передать имущество, например золото в слитках.
В зависимости от субъекта заимствований, по которым возникают соответствующие обязательства, выделяются государственный долг Российской Федерации, государственный долг субъекта Федерации и муниципальный долг.
Государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией. Этот долг полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну (ст. 97 БК РФ).
Государственный долг Российской Федерации, как и заимствования, подразделяется на внутренний и внешний.
Государственный внутренний долг Российской Федерации включает:
—основную номинальную сумму долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации;
—объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией;
— объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней;
—объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.
Государственный внешний долг Российской Федерации складывается из:
—объема обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;
— объема основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций (ст. 98 БК РФ).
Государственный долг субъекта Федерации — совокупность его долговых обязательств. Этот долг полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта Федерации имуществом, составляющим его казну. Долговые обязательства погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 30 лет.
В объем государственного долга субъектов Федерации включаются:
— основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам субъектов Федерации;
— объем основного долга по кредитам, полученным субъектом Федерации;
— объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным от бюджетов других уровней;
—объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным субъектом Федерации (ст. 99 БК РФ).
Например, в соответствии с Законом города Москвы от 24 декабря 1997 г. № 55 «О долговых обязательствах города Москвы» таковыми являются долговые обязательства Правительства Москвы перед российскими юридическими и физическими лицами (внутренние долговые обязательства), а также иностранными и международными организациями, учреждениями и физическими лицами (внешние долговые обязательства). Долговые обязательства Москвы обеспечиваются всеми активами и имуществом, находящимися в ее распоряжении.
Муниципальный долг — совокупность долговых обязательств муниципального образования. Он полностью и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну. Долговые обязательства муниципального образования погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 10 лет.
В объем муниципального долга включаются:
— основная номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам;
— объем основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием;
— объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным муниципальным образованием от бюджетов других уровней;
—объем обязательств по муниципальным гарантиям, предоставленным муниципальным образованием (ст. 100 БК РФ).

Оформление государственных и
муниципальных долговых обязательств

Долговые обязательства Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований оформляются различным образом. Так, долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:
—кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации (как заемщика) с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
— государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
—договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы;
— договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
— соглашений и договоров (в том числе международных), заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.
Долговые обязательства субъекта Федерации существуют в форме:
— кредитных соглашений и договоров;
—государственных займов субъекта Федерации, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг;
—договоров и соглашений о получении бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы;
—договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта Федерации;
— соглашений и договоров (в том числе международных), заключенных от имени субъекта Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет.
Например, в соответствии с упомянутым выше Законом «О долговых обязательствах города Москвы» долговые обязательства города Москвы могут быть представлены в форме обязательств по:
— кредитным договорам (в том числе товарным), заключенным от имени и по поручению правительства Москвы;
— городским займам, осуществляемым путем выпуска облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг от имени города Москвы;
—поручительствам правительства Москвы, выданным для обеспечения обязательств третьих лиц от имени города Москвы, оформленным в письменной форме;
—возвратным бюджетным ссудам, полученным Москвой от федерального бюджета и (или) бюджетов других уровней.
Долговые обязательства муниципального образования действуют в форме:
—кредитных соглашений и договоров;
—займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг;
—договоров и соглашений о получении муниципальным образованием бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы;
—договоров о предоставлении муниципальных гарантий.
В других формах долговые обязательства Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований существовать не могут.
Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Федерации и муниципальных образований, если указанные обязательства не были ею гарантированы. Субъекты Федерации и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам Российской Федерации (ст. 102 БК РФ).
В государственный долг Российской Федерации, субъекта Федерации и муниципальный долг могут быть переоформлены долговые обязательства третьих лиц. В этом случае имеет место так называемый перевод долга, который осуществляется на основе специально принимаемых нормативных правовых актов.
Примером могут служить переводы долговых обязательств Российской Империи, СССР и других лиц в государственный долг Российской Федерации.
Так, в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской
Республики об окончательном урегулировании взаимных финансовых и имущественных требований, возникших до 9 мая 1945 г. (Париж, 27 мая 1997 г.), предусмотрено фактическое частичное принятие на себя Российской Федерацией обязательств по выполнению требований, касающихся всех займов и облигаций, выпущенных или гарантированных до 7 ноября 1917 г. Правительством Российской Империи или государственными органами, управлявшими любой частью Российской Империи, и которые принадлежат Правительству Французской Республики или французским физическим и юридическим лицам. В качестве полного и окончательного урегулирования всех взаимных финансовых и имущественных требований, возникших до 9 мая 1945 г., Российская Федерация должна выплатить Франции сумму в размере 400 млн долл. США.
Перевод внешнего долга СССР во внешний долг Российской федерации осуществлен в соответствии с Меморандумом о взаимопонимании в отношении задолженности СССР и его правопреемников иностранным кредиторам (Москва, 28 октября 1991 г.), Договором о правопреемстве в отношении внешнего долга и активов Союза ССР, Заявлением по внешнему долгу СССР (Москва, 5 декабря 1991 г.) и двухсторонними соглашениями с участием Российской Федерации о «нулевом» варианте. В соответствии с ними республики бывшего Союза ССР передали, а Российская Федерация, имевшая долю во внешнем государственном долге СССР по состоянию на 1 декабря 1991 г. 61,3 %, приняла на себя обязательства по выплате и их долей. При этом для выплаты части внешнего долга, закрепленного за республиками бывшего Союза ССР, ими переданы, а Российской Федерацией приняты их доли в активах бывшего союза СССР по состоянию на тот же период.
Соглашение о принципах и механизме обслуживания внутреннего долга бывшего СССР (Москва, 13 марта 1992 г.) предусматривает принятие его сторонами, в том числе и Российской Федерацией, обязательств по погашению государственного долга бывшего Союза ССР перед населением в суммах пропорционально остатку задолженности, числящейся на 1 января 1991 г. на балансах учреждений Сбербанка СССР, расположенных на соответствующих территориях. Распределение задолженности Госбанку СССР, Госстраху СССР и по другим составляющим внутреннего долга в соответствии с Соглашением осуществлялось по интегрированному показателю, исходя из соответствующих долей каждой стороны в произведенном национальном доходе и использованном объеме централизованных капитальных вложений из союзного бюджета на соответствующей территории в среднем за 1986-1991 гг. Все расходы по обслуживанию государственного внутреннего долга бывшего Союза ССР за период с 1 января 1992 г. производятся сторонами за счет их государственных бюджетов.
Федеральный закон от 10 мая 1995 г. № 73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» устанавливает обязательства Российской Федерации по восстановлению и обеспечению сохранности ценности денежных сбережений граждан. В частности, государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности ценности денежных сбережений, созданных гражданами Российской Федерации путем помещения денежных средств:
—на вклады в Сбербанк РФ (ранее—Государственные трудовые сберегательные кассы СССР, действовавшие на территории РСФСР; Российский республиканский банк Сбербанка СССР; Сбербанк РСФСР) в период до 20 июня 1991 г.;
— на вклады в организации государственного страхования Российской Федерации (ранее — организации государственного страхования СССР, действовавшие на территории РСФСР;
организации государственного страхования РСФСР) по договорным (накопительным) видам личного страхования в период до 1 января 1992 г.;
— в государственные ценные бумаги (СССР и РСФСР), размещение которых производилось на территории РСФСР в период до 1 января 1992 г.
Гарантированные сбережения граждан признаются государственным внутренним долгом Российской Федерации. Восстановление и обеспечение сохранности их ценности производится путем перевода в целевые долговые обязательства Российской Федерации, являющиеся государственными ценными бумагами. В соответствии с Федеральным законом от б июля 1996 г. № 87-ФЗ «О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации» единица номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации получила наименование «долговой рубль» (или «дор»), который является условной денежной единицей и выражается в валюте Российской Федерации. Долговая стоимость одного долгового рубля определяется исходя из изменения соотношения контрольной и базовой стоимости необходимого социального набора. За базовую стоимость необходимого социального набора принимается его стоимостная оценка (в валюте СССР), определенная исходя из цен и тарифов 1990 г. в целом по РСФСР.
В соответствии с Федеральным законом от 12 июля 1999 г. № 162-ФЗ «О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Федерации» предусмотрено восстановление ценных бумаг, в частности, имеющихся в наличии у граждан Российской Федерации:
— облигаций Государственного внутреннего выигрышного займа 1982 г.;
— государственных казначейских обязательств СССР, приобретенных в период до 1 января 1992 г.;
— сертификатов Сбербанка СССР, приобретенных в период до 1 января 1992 г.

<< Предыдущая

стр. 5
(из 12 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>