<< Предыдущая

стр. 7
(из 12 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

— распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации;
— дефицит федерального бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам федерального бюджета на очередной финансовый год и источники покрытия дефицита федерального бюджета;
— общий объем расходов федерального бюджета на очередной финансовый год (ст. 199 БК РФ).
При рассмотрении проекта в первом чтении Государственная Дума заслушивает доклад Правительства РФ, содоклады Комитета по бюджету и второго профильного комитета, ответственного за рассмотрение предмета первого чтения, а также доклад председателя Счетной палаты РФ и принимает решение о принятии или об отклонении законопроекта. В случае его принятия в первом чтении утверждаются основные характеристики федерального бюджета. При этом Государственная Дума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение Правительства РФ.
В случае отклонения проекта федерального закона о федеральном бюджете в первом чтении Государственная Дума может передать его в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик федерального бюджета. Согласительная комиссия состоит из представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства РФ, объединенных для разработки согласованного варианта основных характеристик федерального бюджета в соответствии с предложениями и рекомендациями, изложенными в заключениях комитетов, ответственных за рассмотрение предмета первого чтения, и заключением комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение бюджета. Указанный законопроект может быть также возвращен в Правительство РФ на доработку. Факт отклонения проекта федерального закона о федеральном бюджете в первом чтении является основанием для постановки вопроса о доверии Правительству РФ.
Согласительная комиссия в течение 10 дней разрабатывает вариант основных характеристик федерального бюджета, которые согласовываются с законопроектами о внесении изменений и дополнений в законодательные акты о налогах и сборах и проектом программы государственных внешних заимствований Российской Федерации в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.
Решение согласительной комиссии принимается раздельным голосованием ее членов от Государственной Думы, от Совета Федерации и от Правительства РФ (далее — стороны). Решение считается принятым стороной, если за него проголосовало большинство присутствующих на заседании согласительной комиссии представителей данной стороны. Результаты голосования каждой стороны принимаются за один голос. Решение считается согласованным, только если его поддержали три стороны. По окончании работы согласительной комиссии Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы согласованные основные характеристики федерального бюджета на очередной финансовый год, а также законопроекты, с ними связанные. Позиции, по которым стороны не выработали согласованного решения, также вносятся на рассмотрение Государственной Думы. При утверждении основных характеристик федерального бюджета в первом чтении Государственная Дума по итогам работы согласительной комиссии не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение согласительной комиссии.
В случае возвращения проекта федерального закона о федеральном бюджете после его отклонения в первом чтении на доработку Правительство РФ в течение 20 дней дорабатывает указанный законопроект с учетом предложений и рекомендаций, изложенных в заключениях Комитета по бюджету и Комитета Государственной Думы по экономической политике. После повторного внесения Правительством РФ доработанного законопроекта Государственная Дума рассматривает его в первом чтении в течение 10 дней со дня повторного внесения.
В случае отставки Правительства Российской Федерации в связи с отклонением проекта федерального закона о федеральном бюджете вновь сформированное Правительство РФ представляет новый вариант проекта не позднее 30 дней после сформирования.
По итогам рассмотрения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете принимается постановление Государственной Думы о принятии его в первом чтении.
Если Государственная Дума не принимает решения по основным характеристикам федерального бюджета по итогам работы согласительной комиссии, проект федерального закона о федеральном бюджете считается повторно отклоненным в первом чтении. Повторное отклонение проекта федерального закона о федеральном бюджете возможно лишь в случае, если Государственная Дума ставит вопрос о доверии Правительству РФ.
Федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов, минимальном размере пенсии, размере тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий, минимальном размере оплаты труда должны быть приняты Государственной Думой до рассмотрения во втором чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете.
Рассмотрение во втором чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете осуществляется Государственной Думой в течение 15 дней со дня его принятия в первом чтении. При этом утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Федерации.
Субъекты права законодательной инициативы направляют в Комитет по бюджету поправки по расходам федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов. В соответствии с указанными поправками Комитет по бюджету разрабатывает и вносит на рассмотрение Государственной Думы проект постановления о принятии во втором чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете и о распределении расходов федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов.
Если Государственная Дума отклоняет во втором чтении проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год, она передает указанный законопроект в согласительную комиссию (ст. 205 БК РФ).
Рассмотрение в третьем чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете осуществляется Государственной Думой в течение 25 дней со дня его принятия во втором чтении. В третьем чтении утверждаются:
— расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов и главным распорядителям средств федерального бюджета по всем четырем уровням;
—распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Федерации;
—основные показатели государственного оборонного заказа;
— расходы федерального бюджета на финансирование федеральных целевых программ, федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год, государственной программы вооружения на очередной финансовый год в пределах расходов, утвержденных во втором чтении по разделам федерального бюджета;
—программы предоставления гарантий Правительства РФ на очередной финансовый год;
— программы предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе по каждому виду расходов;
— Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год;
—Программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации;
— Программа предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам на очередной финансовый год;
—перечень законодательных актов (статей, отдельных пунктов статей, подпунктов, абзацев), действие которых отменяется или приостанавливается на очередной финансовый год в связи с тем, что бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию.
Субъекты права законодательной инициативы направляют свои поправки по предмету третьего чтения в Комитет по бюджету. В течение 10 дней Комитет по бюджету проводит экспертизу представленных поправок, готовит сводные таблицы поправок по разделам функциональной классификации расходов бюджетов и главным распорядителям средств федерального бюджета и направляет указанные таблицы в соответствующие профильные комитеты. Дальнейшему рассмотрению подлежат исключительно поправки, прошедшие экспертизу в Комитете по бюджету и Правительстве РФ.
Рассмотрение поправок по предмету третьего чтения параллельно проводится в Комитете по бюджету и соответствующем профильном комитете. При этом голосование поправок проводится Комитетом по бюджету и соответствующим профильным комитетом раздельно. Решение считается принятым, если результаты голосования указанных комитетов совпадают. Поправки, по которым у Комитета по бюджету и профильного комитета имеются разногласия, в обязательном порядке выносятся на рассмотрение Государственной Думы. Общая сумма ассигнований по каждому разделу функциональной классификации расходов бюджетов с учетом принятых поправок не должна превышать сумму расходов по соответствующему разделу, утвержденному во втором чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете.
Варианты распределения расходов по разделам функциональной классификации, представляемые профильными комитетами, должны быть взаимоувязаны с перечнем законодательных актов (статей, отдельных пунктов статей, подпунктов, абзацев), действие которых отменяется или приостанавливается на очередной финансовый год в связи с тем, что бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию.
Поправки субъектов права законодательной инициативы, предусматривающие предоставление средств федерального бюджета негосударственным организациям, не рассматриваются (ст. 206 БК РФ).
Рассмотрение проекта федерального закона о федеральном бюджете в четвертом чтении Государственная Дума осуществляет в течение 15 дней со дня принятия его в третьем чтении. При рассмотрении в четвертом чтении указанный законопроект голосуется в целом, внесение в него поправок уже не допускается.
Принятый Государственной Думой федеральный закон в течение 5 дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации. Этот закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой. При рассмотрении федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год голосуется на предмет его одобрения в целом. Одобренный Советом Федерации федеральный закон о федеральном бюджете в течение 5 дней со дня одобрения направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.
В случае отклонения Советом Федерации указанный федеральный закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию, которая в течение 10 дней выносит согласованный федеральный закон о федеральном бюджете на повторное рассмотрение Государственной Думы.
Государственная Дума повторно рассматривает названный федеральный закон в одном чтении. Принятый Государственной Думой в результате повторного рассмотрения федеральный закон о федеральном бюджете передается в Совет Федерации. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 общего числа депутатов Государственной Думы.
Секретные статьи федерального бюджета рассматриваются на закрытом заседании палат Федерального Собрания. Материалы к секретным статьям федерального бюджета рассматриваются исключительно председателями палат Федерального Собрания Российской Федерации и специальными комиссиями палат. Принятие специальных секретных программ и включение их в состав тех или иных расходов федерального бюджета осуществляется по представлению Президента РФ.
Федеральный закон о федеральном бюджете считается утвержденным после его подписания Президентом РФ и обнародования. В случае отклонения Президентом РФ федерального закона о федеральном бюджете он передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию, в состав которой включается представитель Президента РФ. Дальнейшее рассмотрение указанного закона осуществляется с соблюдением изложенных выше согласительных процедур.
Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год считается не вступившим в силу до начала очередного финансового года в случае непринятия Государственной Думой его проекта до 15 декабря текущего года, а также в случае невступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год по другим причинам до 1 января очередного года. В этом случае Государственная Дума может принять федеральный закон о финансировании расходов из федерального бюджета в I квартале очередного финансового года (ст. 211 БК РФ).
В уже вступивший в силу федеральный закон о федеральном бюджете в случае возникшей необходимости могут быть внесены изменения и дополнения. Проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете разрабатывает и представляет в Государственную Думу Правительство РФ. Такие проекты могут затрагивать любые вопросы, являющиеся предметом правового регулирования федерального закона о федеральном бюджете. В частности, это могут быть проекты, предусматривающие изменение основных характеристик федерального бюджета и распределение регулирующих доходов между уровнями бюджетной системы, а также распределение расходов федерального бюджета по разделам функциональной и ведомственной классификаций расходов бюджетов.
Субъекты права законодательной инициативы в соответствии с Конституцией Российской Федерации также могут вносить проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете. Основанием для этого является превышение доходов над учтенными федеральным законом о федеральном бюджете более чем на 10 % (что подтверждено итогами исполнения федерального бюджета за первое полугодие текущего финансового года) при условии, что Правительство РФ не внесло в Государственную Думу соответствующий законопроект. Такой законопроект должен быть внесен в течение 10 дней со дня рассмотрения Государственной Думой отчета об исполнении федерального закона о федеральном бюджете за первое полугодие. Другим основанием является выявление нецелевого и неэффективного использования средств федерального бюджета, подтвержденного проверками Счетной палаты РФ, контрольных органов Правительства РФ и Минфина России, и внесение предложений о сокращении либо о блокировке расходов по выявленным направлениям неэффективного или нецелевого использования средств федерального бюджета (ст. 212 БК РФ).
В случае снижения ожидаемых поступлений в федеральный бюджет, которое может привести к изменению финансирования по сравнению с утвержденным федеральным бюджетом более чем на 10 % годовых назначений, Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете. Вместе с проектом вносятся следующие документы и материалы:
— отчет об исполнении федерального бюджета за период текущего финансового года, включая последний месяц, предшествующий месяцу, в течение которого вносится указанный законопроект;
— отчеты федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих сбор доходов федерального бюджета, за период текущего финансового года, включая последний месяц, предшествующий месяцу, в течение которого вносится указанный законопроект;
— отчет об использовании средств резервного фонда Правительства РФ и резервного фонда Президента РФ;
—отчеты Минфина России и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
—анализ причин и факторов, обусловивших необходимость внесения изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете.
Указанный законопроект Государственная Дума должна рассмотреть во внеочередном порядке в течение 15 дней в трех чтениях.
Первое чтение проекта федерального закона о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете должно состояться не позднее чем через 2 дня со дня его внесения. Заслушиваются доклады Правительства РФ и Счетной палаты РФ о состоянии поступлений доходов и средств от заимствований в федеральный бюджет. При рассмотрении законопроекта в первом чтении Государственная Дума принимает его за основу и утверждает новые основные характеристики федерального бюджета.
Второе чтение законопроекта должно состояться не позднее чем через 5 дней со дня его принятия в первом чтении. Во втором чтении утверждаются объемы ассигнований по разделам и подразделам функциональной и ведомственной классификаций расходов бюджетов.
Третье чтение должно состояться не позднее чем через 3 дня со дня принятия законопроекта во втором чтении. В третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом.
Если проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете не принимается в указанный срок, Правительство РФ имеет право на пропорциональное сокращение расходов (секвестр) федерального бюджета впредь до принятия законодательного решения по данному вопросу (при условии, что федеральным законом о федеральном бюджете не предусмотрено иное).
Законопроект, предусматривающий изменение основных характеристик федерального бюджета на текущий финансовый год, не может быть внесен на рассмотрение Государственной Думы до вступления в силу или до отклонения Советом Федерации либо Президентом РФ федерального закона, предусматривающего изменение основных характеристик федерального бюджета, проект которого был внесен ранее и принят в первом чтении. В случае внесения в Государственную Думу двух и более законопроектов о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете указанные законопроекты рассматриваются в первом чтении одновременно в качестве альтернативных. При этом может быть принят в первом чтении только один законопроект, а остальные законопроекты могут быть рассмотрены в качестве поправок к нему.
Рассмотрение и утверждение бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов, как уже отмечалось, имеет свои процедурные особенности. Например, в соответствии со ст. 10, 11 Закона города Москвы от б сентября 1995 г. JV° 17 «О бюджетном процессе в Москве» не позднее чем через неделю после официального внесения проекта бюджета в Московскую городскую Думу бюджетно-финансовая комиссия организует его постатейное рассмотрение в комиссиях. В частности, проверяются целесообразность, необходимость, актуальность, финансовая и материальная возможности выполнения отдельных статей и бюджета в целом. В течение последующих четырех недель комиссии Московской городской Думы рассматривают и дают заключения о возможности санкционирования доходных и расходных частей бюджета города Москвы. Принимаемые комиссиями решения, а также предложения депутатов, предусматривающие выделение дополнительных ресурсов, должны содержать обоснованные предложения об источниках покрытия этих расходов, за счет как изыскания новых доходных источников, так и перераспределения бюджетных расходов. Бюджетные расходы на выплату процентов по полученным кредитам, заемным обязательствам и облигациям городского займа предусматриваются в бюджете текущих расходов соответствующего финансового года в полном объеме в соответствии с принятыми ранее обязательствами по займам и кредитам и могут быть сокращены или перенесены на иное время только с согласия держателя соответствующих обязательств.
Не позднее 15 сентября проект закона о бюджете города Москвы рассматривается на заседании Московской городской Думы. По результатам рассмотрения проекта бюджетно-финансовая комиссия готовит заключение Московской городской Думы на проект бюджета и не позднее 30 сентября направляет его мэру Москвы. На основании заключения Московской городской Думы он организует доработку и уточнение проекта бюджета.
Уточненный проект закона о бюджете города вносится в Московскую городскую Думу мэром Москвы не позднее чем через две недели после вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете, но не ранее 1 ноября года, предшествующего планируемому. Московская городская Дума, рассмотрев не позднее чем через неделю после его внесения уточненный проект закона о бюджете города Москвы, принимает по представлению мэра Москвы решения по следующим основным характеристикам:
— предельной величине расходной части бюджета;
— предельной величине заемных средств;
— составу защищенных статей расходной части бюджета;
— предельной величине дефицита бюджета. После утверждения основных характеристик проекта бюджета утверждаются бюджетные ассигнования по разделам и подразделам в соответствии с действующей функциональной классификацией.
В случае неутверждения основных характеристик бюджета или его отдельных статей Московская городская Дума и Правительство Москвы создают согласительную комиссию из равного количества своих представителей.
Проект бюджета с изменениями, внесенными согласительной комиссией, утверждается Правительством Москвы и вносится мэром Москвы в Московскую городскую Думу не позднее чем через три недели после внесения уточненного проекта закона о бюджете города Москвы. Московская городская Дума рассматривает утвержденный Правительством Москвы проект закона о бюджете города Москвы на следующий финансовый год не позднее чем через 30 дней после внесения уточненного проекта.
Далее мэр Москвы подписывает закон о бюджете на последующий финансовый год в течение двух недель после принятия его Московской городской Думой. Он вправе отклонить и вернуть на рассмотрение и утверждение Московской городской Думы отдельные статьи проекта бюджета. В этом случае вопрос об ассигнованиях по данным статьям рассматривается Думой в течение недели. Решение о принятии отдельных статей бюджета, отклоненных мэром Москвы, принимается 2/3 голосов от установленного законом состава Думы.
В случае если закон о бюджете города Москвы на последующий финансовый год не вступит в силу до 31 декабря предшествующего ему года, Правительство Москвы имеет право расходовать средства по неутвержденным статьям бюджета. При этом размер расходов должен соответствовать 1/12 объема предыдущего года (скорректированного в соответствии с фактическими показателями инфляции) в течение каждого месяца вплоть до утверждения ассигнований по данным статьям Московской городской Думой.

4. Исполнение бюджетов

В Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений (ст. 215 БК РФ).
Исполнение бюджета осуществляется по двум направлениям—доходам и расходам.
Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:
— перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
— распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;
— возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
— учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.
Исполнение бюджетов по расходам осуществляется в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования.
Процедура санкционирования при исполнении расходов бюджетов последовательно включает:
— составление и утверждение бюджетной росписи;
— утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;
— утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;
—принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;
— подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.
процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств.
Исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы осуществляется уполномоченными исполнительными органами на основе бюджетной росписи, которая составляется главным распорядителем бюджетных средств по распорядителям и получателям бюджетных средств на основе утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов с поквартальной разбивкой. Бюджетная роспись представляется в орган исполнительной власти, ответственный за составление бюджета, в течение 10 дней со дня утверждения бюджета.
На основании бюджетных росписей главных распорядителей орган, ответственный за составление проекта соответствующего бюджета, составляет сводную бюджетную роспись в течение 15 дней после утверждения бюджета. Сводная бюджетная роспись утверждается руководителем указанного органа и не позднее 17 дней после утверждения бюджета направляется в орган, исполняющий бюджет. Одновременно сводная бюджетная роспись направляется для сведения в соответствующие законодательный (представительный) и контрольный органы.
В течение 10 дней со дня утверждения сводной бюджетной росписи орган, исполняющий бюджет, доводит показатели указанной росписи до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств. Доведение показателей сводной бюджетной росписи осуществляется в форме уведомлений о бюджетных ассигнованиях на период действия утвержденного бюджета. Изменение объемов бюджетных ассигнований, доведенных в уведомлениях о бюджетных ассигнованиях, возможно лишь в определенных случаях и пределах. Уполномоченный исполнительный орган и распорядители бюджетных средств обязаны довести до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств уведомления об изменении бюджетных ассигнований в течение 15 дней со дня принятия решения об их изменении.
В течение 10 дней со дня получения уведомления о бюджетных ассигнованиях бюджетное учреждение обязано составить и представить на утверждение вышестоящего распорядителя бюджетных средств смету доходов и расходов по установленной форме. В течение 5 дней со дня представления распорядитель утверждает эту смету. Смета доходов и расходов бюджетного учреждения, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, утверждается его руководителем. Смета в течение одного рабочего дня со дня ее утверждения передается бюджетным учреждением в орган, исполняющий бюджет.
В результате осуществления указанных процедур возникает бюджетное обязательство, которое есть не что иное, как признанная органом, исполняющим бюджет, обязанность совершить расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока. Основаниями возникновения такого обязательства являются закон о бюджете и сводная бюджетная роспись.
Бюджетные обязательства строго лимитируются. Лимит бюджетных обязательств — объем бюджетных обязательств, определяемый и утверждаемый для распорядителя и получателя бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, на период, не превышающий три месяца. Лимиты утверждаются на основе проектов распределения, утвержденных главными распорядителями бюджетных средств, и доводятся до всех распорядителей и получателей бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, не позднее чем за 5 дней до начала периода их действия.
Сводный реестр лимитов бюджетных обязательств по всем распорядителям и получателям бюджетных средств представляется уполномоченным исполнительным органом в контрольный орган, созданный законодательным (представительным) органом.
Изменение лимитов бюджетных обязательств возможно в случае изменения бюджетных ассигнований, блокировки расходов, а также в случае, когда орган, исполняющий бюджет, отсрочил исполнение предоставленных лимитов бюджетных обязательств. Такая отсрочка допускается на период до 3 месяцев. При этом отсроченные бюджетные обязательства не могут превышать 10 % бюджетных ассигнований, установленных на квартал, в котором производится отсрочка. Уполномоченный исполнительный орган, распорядители бюджетных средств обязаны довести до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств изменения лимитов бюджетных обязательств не позднее чем за 5 дней до начала периода действия измененных лимитов. Изменение таких лимитов не может быть произведено после истечения половины срока их действия.
Получатели бюджетных средств имеют право принятия денежных обязательств по осуществлению расходов и платежей путем составления платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов и платежей, в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов.
Орган, исполняющий бюджет, проверяет соответствие составленных платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов, установленным требованиям, утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений и доведенным лимитам бюджетных обязательств, после чего осуществляет процедуру подтверждения исполнения денежных обязательств и не позднее трех дней с момента представления платежных документов совершает разрешительную надпись.
Общие объемы принятых и исполненных денежных обязательств не могут превышать лимиты бюджетных обязательств. В свою очередь объем подтвержденных денежных обязательств не может превышать объем принятых денежных обязательств. Подтвержденные денежные обязательства могут отличаться от принятых денежных обязательств только в случае отказа органа, исполняющего бюджет, подтвердить принятые денежные обязательства.
Орган, исполняющий бюджет, может отказаться подтвердить принятые бюджетные обязательства исключительно в следующих случаях:
— при несоответствии принятых денежных обязательств установленным требованиям;
— при несоответствии принятых денежных обязательств закону (решению) о бюджете, доведенным бюджетным ассигнованиям и лимитам бюджетных обязательств;
— при несоответствии принятых бюджетных обязательств утвержденной смете доходов и расходов бюджетного учреждения;
— при блокировке расходов.
Расходование бюджетных средств осуществляется путем их списания с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц. Объем расходуемых бюджетных средств должен соответствовать объему подтвержденных денежных обязательств.
Изменение бюджетных ассигнований для каждого получателя бюджетных средств (по сравнению с доведенными в уведомлении) может быть произведено либо вследствие введения режима сокращения расходов бюджета или исполнения бюджета по доходам сверх утвержденных законом (решением) о бюджете, либо вследствие перемещения бюджетных ассигнований главным распорядителем бюджетных средств.
Режим сокращения расходов бюджета вводится по решению Правительства РФ, органа исполнительной власти субъекта Федерации или органа местного самоуправления в случае, если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, приводящее к неполному (по сравнению с утвержденным бюджетом) финансированию расходов (в пределах до 10% годовых назначений). В решении о введении режима сокращения расходов бюджета должны быть указаны дата, с которой вводится указанный режим, и размеры сокращения расходов бюджета. При этом сокращение бюджетных ассигнований не должно составлять более 10 % годовых назначений по каждому главному распорядителю бюджетных средств, а также по каждому объекту, включенному в адресную инвестиционную программу либо в целевые программы. Уведомление распорядителей и получателей бюджетных средств о введении режима сокращения расходов бюджета производится не позднее чем за 15 дней до даты его введения. На основании решения о введении такого режима производится сокращение неиспользованных лимитов бюджетных обязательств. Отмена режима сокращения, изменение размеров сокращения расходов бюджета производятся органом, принявшим решение о введении указанного режима.
Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, что приводит к неполному (более чем на 10 % годовых назначений) по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов, орган исполнительной власти представляет законодательному (представительному) органу проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете, который рассматривается в установленном порядке. В случае непринятия проекта закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете в течение 15 дней со дня его внесения в законодательный (представительный) орган, орган исполнительной власти имеет право на пропорциональное сокращение расходов бюджета впредь до принятия законодательного решения по данному вопросу при условии, что законом (решением) о бюджете не предусмотрено иное.
Использование доходов, фактически полученных при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете, осуществляется посредством их направления органом, исполняющим бюджет, на уменьшение размера дефицита бюджета и выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, без внесения изменений и дополнений в закон (решение) о бюджете. При этом уполномоченный исполнительный орган подготавливает и утверждает дополнительную бюджетную роспись.
Доходы, фактически полученные бюджетными учреждениями от платных услуг и иной предпринимательской деятельности сверх утвержденных законом (решением) о бюджете и сверх сметы доходов и расходов, направляются на финансирование расходов данных бюджетных учреждений. В случае направления дополнительных доходов на цели, отличные от указанных выше либо превышения ожидаемых фактических доходов над утвержденными годовыми назначениями более чем на 10%, финансирование расходов бюджета сверх ассигнований, утвержденных законом (решением) о бюджете, осуществляется после внесения в закон изменений и дополнений. Внесение изменений и дополнений принимается по итогам исполнения бюджета за квартал (полугодие), в котором указанное превышение было получено. Проект закона должен быть рассмотрен законодательным (представительным) органом во внеочередном порядке в течение 15 дней со дня его внесения. Если законопроект не принимается в срок, орган исполнительной власти имеет право осуществить равномерную индексацию расходов бюджета по всем направлениям после сокращения дефицита бюджета и погашения долговых обязательств.
Перемещение бюджетных ассигнований главным распорядителем, распорядителем бюджетных средств осуществляется главным распорядителем в пределах его компетенции. В частности, он вправе перемещать бюджетные ассигнования между получателями бюджетных средств в объеме не более 5 % бюджетных ассигнований, доведенных до получателя бюджетных средств.
В ст. 234 БК РФ установлены предельные изменения бюджетных ассигнований для главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. Так, объемы бюджетных ассигнований для главного распорядителя, распорядителя бюджетных средств в расчете на финансовый год во всех случаях могут отличаться от объемов бюджетных ассигнований, утвержденных бюджетной росписью, и законом (решением) о бюджете, не более чем на 10%; для получателя бюджетных средств—не более чем на 15%. Орган, исполняющий бюджет, вправе перемещать бюджетные ассигнования, выделенные главному распорядителю бюджетных средств, между разделами, подразделами, целевыми статьями и видами расходов функциональной классификации расходов бюджетов в пределах 10 % бюджетных ассигнований. Уведомление о перемещении бюджетных ассигнований производится органом, исполняющим бюджет, при доведении уведомлений о лимитах бюджетных обязательств.
В случае установления встречных обязательств между бюджетом и получателем бюджетных средств возможно проведение зачета денежных средств (исключительно при условии наличия задолженности получателя бюджетных средств по платежам в бюджет). Порядок проведения зачета денежных средств определяется Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта Федерации, органом местного самоуправления. Такой зачет не распространяется на налоги и сборы, подлежащие уплате в бюджет.
Размещение бюджетных средств на банковских депозитах, получение дополнительных доходов в процессе исполнения бюджета за счет размещения бюджетных средств на банковских депозитах и передача полученных доходов в доверительное управление, по общему правилу, не допускаются.
Бюджетное учреждение, финансируемое на основе сметы доходов и расходов, в случае задержки финансирования из бюджета более чем на два месяца или при финансировании не более 75 % объема бюджетных ассигнований, установленного уведомлением о бюджетных ассигнованиях за квартал, вправе самостоятельно определять направление кассового расхода со своих счетов в органах федерального казначейства в пределах доведенных вышестоящим распорядителем бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования.
Если в течение нормативного срока лимит бюджетных обязательств не финансируется в полном объеме (за исключением установленных случаев), получатель бюджетных средств имеет право на компенсацию в размере недофинансирования (разницы между лимитом бюджетных обязательств, доведенных до получателя бюджетных средств, и объемом средств, зачисленных на его лицевой счет либо списанных с единого счета бюджета в его пользу, в период действия лимита бюджетных обязательств). Компенсация в размере недофинансирования осуществляется в соответствии с судебным актом.
Обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта, предусматривающего возмещение в размере недофинансирования либо возмещение убытков, причиненных физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти или органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту. Подобный правовой режим обращения взыскания на бюджетные средства обеспечивает иммунитет бюджетов.
Особые требования в процессе исполнения бюджета предъявляются к бюджетному учету. Все доходы бюджета, источники финансирования дефицита бюджета, расходы бюджета, а также операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета, подлежат бюджетному учету, основывающемуся на едином плане счетов. Бюджетный учет организуется органом, исполняющим бюджет. Единый план счетов бюджетного учета устанавливается Правительством РФ.
Финансовый год завершается 31 декабря; к этой же дате прекращают свое действие лимиты бюджетных обязательств. Принятие денежных обязательств допускается до 25 декабря включительно, а подтверждение денежных обязательств должно быть завершено органом, исполняющим бюджет, не позднее 28 декабря. К окончанию финансового года орган, исполняющий бюджет, обязан оплатить принятые и подтвержденные денежные обязательства; счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря. Средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской деятельности и не использованные по состоянию на 31 декабря, зачисляются в тех же суммах на вновь открываемые соответствующим бюджетным учреждением лицевые счета.
После завершения операций по принятым денежным обязательствам завершившегося года остаток средств на едином счете бюджета подлежит учету в качестве остатка средств на начало очередного финансового года.
Требует отдельного рассмотрения исполнение федерального бюджета. Регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление платежей от имени получателей средств федерального бюджета возлагаются на Федеральное казначейство. Исполнение федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства.
Право открытия и закрытия счетов федерального бюджета, определения их режима принадлежит Федеральному казначейству. Единый счет федерального бюджета (единый счет Федерального казначейства) находится в Банке России. В целях управления средствами федерального бюджета, государственным долгом и совершения платежей Федеральному казначейству предоставлено право открывать и закрывать иные счета федерального бюджета. Счета Федерального казначейства в Банке России и кредитных организациях ведутся на основании договоров, заключаемых и исполняемых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных бюджетным законодательством. Открытие и закрытие счетов федерального бюджета, изменение их режима без соответствующего решения Федерального казначейства не допускаются.
Исполнение федерального бюджета по доходам предусматривает:
— перечисление и зачисление доходов федерального бюджета на единый счет федерального бюджета;
— распределение в соответствии с утвержденным федеральным бюджетом федеральных регулирующих налогов;
— возврат излишне уплаченных сумм доходов;
— учет доходов федерального бюджета и отчетность о доходах федерального бюджета в соответствии с бюджетной классификацией.
Исполнение федерального бюджета по расходам предусматривает санкционирование и финансирование.
Санкционирование расходов федерального бюджета установлено в целях исключения принятия к финансированию расходов и совершения платежей, не предусмотренных утвержденным федеральным законом о федеральном бюджете или не обеспеченных поступлениями доходов и средствами заимствований федерального бюджета. Санкционирование расходов федерального бюджета включает:
— утверждение и доведение бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей средств федерального бюджета и уточнение смет доходов и расходов распорядителям средств федерального бюджета и бюджетным учреждениям;
—утверждение и доведение до распорядителей и получателей средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств;
—принятие денежных обязательств получателями средств федерального бюджета;
— подтверждение денежных обязательств федерального бюджета.
Порядок и правила санкционирования расходов федерального бюджета определяются Федеральным казначейством в соответствии с бюджетным законодательством.
Исполнение федерального бюджета осуществляется на основе сводной бюджетной росписи федерального бюджета, которая составляется Минфином России и утверждается министром финансов в течение 15 дней со дня принятия федерального закона о федеральном бюджете. Утвержденная сводная бюджетная роспись федерального бюджета передается на исполнение Федеральному казначейству и направляется для сведения в Федеральное Собрание и Счетную палату (ст. 246 БК РФ).
В свою очередь, на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета и ассигнований, сообщенных Федеральным казначейством, орган, исполняющий бюджет, в течение 20 дней со дня утверждения сводной бюджетной росписи федерального бюджета доводит в установленной форме объемы бюджетных ассигнований до нижестоящих распорядителей и получателей средств федерального бюджета.
Изменение бюджетных ассигнований из федерального бюджета осуществляется министром финансов России, главными распорядителями средств федерального бюджета в пределах предоставленных им полномочий.
Объем распорядительных прав получателей средств федерального бюджета на принятие денежных обязательств федерального бюджета устанавливается в порядке утверждения и доведения лимитов бюджетных обязательств. Лимиты бюджетных обязательств федерального бюджета формируются на период, не превышающий три месяца, на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета, доведенных бюджетных ассигнований и прогноза поступления доходов и поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета. Лимиты бюджетных обязательств для главных распорядителей средств федерального бюджета утверждаются Федеральным казначейством. Распределение бюджетных обязательств между распорядителями и получателями средств федерального бюджета утверждается главными распорядителями. Утвержденные лимиты бюджетных обязательств доводятся до нижестоящих распорядителей и получателей средств федерального бюджета через Федеральное казначейство в форме уведомления о лимите бюджетных обязательств федерального бюджета. Лимиты должны быть доведены до получателей средств федерального бюджета не позднее чем за 5 дней до начала срока их действия. Федеральное казначейство вправе отсрочить предоставление прав на принятие бюджетных обязательств распорядителям и получателям средств федерального бюджета на период до трех месяцев.
Свод лимитов бюджетных обязательств по всем получателям средств федерального бюджета в едином реестре лимитов бюджетных обязательств на определенный срок направляется Федеральным казначейством для сведения в Счетную палату РФ.
Получатели бюджетных средств в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств имеют право принимать денежные обязательства, подлежащие исполнению за счет средств федерального бюджета. Принятие денежных обязательств осуществляется путем заключения получателем бюджетных средств и поставщиком продукции (работ, услуг) договоров (контрактов) в соответствии с законодательством.
Объем принятых денежных обязательств, подлежащих оплате за счет средств федерального бюджета в текущем финансовом году, не должен превышать лимиты бюджетных обязательств в структуре показателей бюджетной классификации.
Федеральное казначейство совершает расходование средств федерального бюджета после проверки соответствия составленных платежных и иных документов, необходимых для совершения расхода, требованиям БК РФ, утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений и доведенным лимитам бюджетных обязательств.
Федеральное казначейство также осуществляет процедуры выверки и подтверждения исполнения денежных обязательств и не позднее трех дней с момента представления документов совершает разрешительную надпись. Подтвержденное денежное обязательство федерального бюджета является основанием для совершения расходования средств федерального бюджета.
Финансирование расходов федерального бюджета представляет собой последовательно совершаемые действия и включает разрешение (распоряжение) на осуществление платежа и осуществление платежа. Оно осуществляется Федеральным казначейством. Совершение разрешительной надписи (разрешение на осуществление платежа) и распоряжение об осуществлении платежа не могут быть даны одним и тем же должностным лицом органа, исполняющего бюджет.
На основании представленных получателем средств федерального бюджета платежных документов, оформленных надлежащим образом, Федеральное казначейство в день совершения разрешительной надписи осуществляет платеж, списав средства с единого счета федерального бюджета и отразив выполненную операцию на лицевом счете. В процессе осуществления платежа соответствующая сумма денежных средств списывается на основании распоряжения Федерального казначейства с единого счета федерального бюджета в пользу физических и юридических лиц. Сумма платежа из федерального бюджета не может превышать сумму, указанную в подтвержденных денежных обязательствах.
Исполнение федерального бюджета по расходам осуществляется с использованием лицевых счетов бюджетных средств (лицевые счета), открываемых в едином учетном регистре Федерального казначейства для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета. На лицевом счете отражается объем средств федерального бюджета, которыми располагает распорядитель либо получатель этих средств в процессе реализации процедур санкционирования и финансирования расходов федерального бюджета. Лицевой счет распорядителя либо получателя средств федерального бюджета открывается в соответствующем территориальном органе Федерального казначейства.
Средства от предпринимательской деятельности и использования государственной собственности бюджетного учреждения зачисляются на единый счет федерального бюджета в соответствующем территориальном органе Федерального казначейства. Территориальный орган Федерального казначейства обязан отразить указанные средства на лицевом счете бюджетного учреждения не позднее дня, следующего за днем зачисления их на единый счет федерального бюджета. С этого момента бюджетное учреждение вправе распоряжаться названными средствами в том размере, который отражен на его лицевом счете.
При недостатке средств бюджета для выполнения заданий органа исполнительной власти бюджетное учреждение, подведомственное данному органу, может использовать средства от предпринимательской деятельности и использования государственного имущества. Сумма превышения фактически полученных бюджетным учреждением средств от предпринимательской деятельности и использования государственной собственности над средствами, учтенными в смете доходов и расходов, остается в распоряжении бюджетного учреждения.
В Инструкции о порядке открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 1999 г. № 106н, для целей учета операций по исполнению расходов федерального бюджета в органах федерального казначейства предусматривается открытие и ведение следующих лицевых счетов:
— лицевой счет распорядителя средств, предназначенный для учета операций главного распорядителя средств и распорядителя средств по распределению и доведению объемов лимитов бюджетных обязательств и финансирования распорядителям и получателям средств, находящимся в их ведении;
— распорядительный лицевой счет органа федерального казначейства, предназначенный для учета операций по отражению распределения и доведения до нижестоящих органов Федерального казначейства объемов лимитов бюджетных обязательств и финансирования по федеральным мероприятиям, по которым главным распорядителем средств является Минфин России;
— лицевой счет получателя средств, предназначенный для учета сумм доведенных объемов лимитов бюджетных обязательств, принятых денежных обязательств, объемов финансирования, кассовых расходов, осуществляемых при исполнении смет доходов и расходов получателей средств федерального бюджета;
— лицевой счет органа федерального казначейства, предназначенный для учета операций по отражению объемов лимитов бюджетных обязательств и финансирования, кассовых расходов по федеральным мероприятиям, по которым главным распорядителем средств является Минфин России;
— лицевой счет обособленного подразделения, предназначенный для учета операций при расходовании наличных денег обособленным подразделением.
При наличии на счете бюджета (лицевом счете получателя бюджетных средств) денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств осуществляется в порядке поступления подтвержденных платежных обязательств и других документов на списание, в том числе судебных актов (календарная очередность).
При недостаточности на счете бюджета (лицевом счете получателя бюджетных средств) денежных средств для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание денежных средств согласно ст. 255 БК РФ осуществляется в следующей очередности:
— в первую очередь — списание по судебным актам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью граждан в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов;
—во вторую очередь—списание по судебным актам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для возмещения реального ущерба в размере недофинансирования, а также возмещения убытков, причиненных физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти или органов местного самоуправления, не соответствующих законодательству;
— в третью очередь — списание, предусматривающее возврат излишне уплаченных и ошибочно зачисленных доходов в бюджет;
— в четвертую очередь — списание по платежным документам, предусматривающим финансирование расходов на обслуживание и погашение государственного или муниципального долга;
— в пятую очередь — списание по платежным документам, предусматривающим финансирование иных расходов бюджета.
Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.
Все операции, связанные с поступлением в федеральный бюджет доходов и поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также с санкционированием и финансированием расходов федерального бюджета, Федеральное казначейство регистрирует в Главной книге Федерального казначейства (Главная книга казначейства). Федеральное казначейство также ведет сводный реестр получателей средств федерального бюджета. Главная книга казначейства ведется на основе плана счетов, утверждаемого Федеральным казначейством. Записи в ней осуществляются по факту совершения соответствующих операций в процессе исполнения федерального бюджета. Данные Главной книги казначейства являются основой для формирования отчетов об исполнении федерального бюджета.
Изменение бюджетных ассигнований из федерального бюджета по сравнению с доведенными в уведомлении о бюджетных ассигнованиях для каждого получателя средств федерального бюджета может быть осуществлено вследствие введения режимов сокращения или увеличения расходов федерального бюджета либо произведено главным распорядителем средств федерального бюджета в пределах его полномочий.
Если в процессе исполнения федерального бюджета происходит снижение объема поступлений доходов или поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов (не более чем на 10% годовых назначений), Правительство РФ вправе принять решение о введении режима сокращения расходов федерального бюджета. В решении о введении режима сокращения расходов федерального бюджета должны быть указаны дата, с которой вводится указанный режим, и размеры сокращения расходов федерального бюджета. При этом сокращение бюджетных ассигнований не должно составлять более 10 % годовых назначений по каждому главному распорядителю бюджетных средств, а также по каждому объекту, включенному в федеральную адресную инвестиционную программу, федеральные целевые программы. Уведомление распорядителей и получателей о введении режима сокращения производится не позднее чем за 15 дней до даты его введения. На основании решения о введении режима сокращения расходов федерального бюджета производится сокращение лимитов бюджетных обязательств. Отмена режима сокращения расходов федерального бюджета производится Правительством РФ.
Как уже излагалось, при снижении поступлений в федеральный бюджет, которое может привести к неполному финансированию по сравнению с утвержденным федеральным бюджетом более чем на 10 % годовых назначений, Правительство РФ представляет в Государственную Думу проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете. Если такой проект не принимается, Правительство РФ имеет право на пропорциональное сокращение расходов федерального бюджета впредь до принятия федерального закона по данному вопросу.
Если в процессе исполнения федерального бюджета получены доходы сверх утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете, то они направляются Минфином России на уменьшение размера дефицита федерального бюджета и выплаты, сокращающие долговые обязательства федерального бюджета, без внесения изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете. При этом Минфин России подготавливает и утверждает дополнительную бюджетную роспись. В случае необходимости направить дополнительные доходы на иные цели, либо в случае превышения ожидаемых фактических доходов над утвержденными годовыми назначениями более чем на 10 %, финансирование расходов федерального бюджета сверх утвержденных ассигнований осуществляется после внесения изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете. Если соответствующий законопроект не принимается в установленный срок, Правительство РФ имеет право осуществить равномерную индексацию расходов федерального бюджета по всем направлениям после сокращения дефицита федерального бюджета и погашения долговых обязательств.
Правами по перемещению ассигнований и блокировке расходов наделен министр финансов России. Все его распоряжения о перераспределении средств федерального бюджета между главными распорядителями бюджетных средств и блокировке расходов должны быть доведены до главных распорядителей бюджетных средств и представлены в качестве приложений к отчету об исполнении федерального бюджета.
Все операции по доходам и расходам федерального бюджета, а также по привлечению и погашению источников финансирования дефицита федерального бюджета и иные операции со средствами федерального бюджета отражаются Федеральным казначейством в соответствующих регистрах учета. Единую методологию учета исполнения федерального бюджета на основе плана счетов устанавливает, организует и осуществляет Федеральное казначейство.
Исполнение федерального бюджета, а также действие лимитов бюджетных обязательств завершаются 31 декабря. К этой же дате (включительно) Федеральное казначейство обязано оплатить принятые и подтвержденные бюджетные обязательства. Счета, используемые для исполнения федерального бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря. Средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской деятельности и не использованные по состоянию на 31 декабря, зачисляются в тех же суммах на вновь открываемые соответствующим бюджетным учреждением лицевые счета.
После завершения операций по принятым бюджетным обязательствам завершившегося года остаток средств на едином счете федерального бюджета подлежит учету в качестве остатка средств на начало очередного финансового года.

5. Подготовка, рассмотрение и утверждение
отчетов об исполнении бюджетов

С окончанием финансового года бюджетный процесс не завершается, так как далее следует стадия подготовки, рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета.
Отчетность об исполнении бюджета может быть оперативной, ежеквартальной, полугодовой и годовой. Сбор, свод, составление и представление отчетности об исполнении бюджета осуществляются уполномоченным органом исполнительной власти или исполнительным органом местного самоуправления. Единая методология отчетности об исполнении бюджета определяется Правительством РФ. В установленном порядке уполномоченный исполнительный орган представляет ежеквартальные, полугодовой и годовой отчеты об исполнении бюджета в представительный орган и соответствующий контрольный орган, а также в Федеральное казначейство. Годовой отчет об исполнении бюджета подлежит утверждению представительным органом.
Отчет об исполнении бюджета готовит орган, исполняющий бюджет, на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. При рассмотрении отчета об исполнении бюджета в органе исполнительной власти субъекта Федерации или органе местного самоуправления может быть назначена внутренняя проверка указанного отчета. Внутренняя проверка отчета об исполнении бюджета осуществляется органами Минфина России в соответствии с заключенными им соглашениями с органом исполнительной власти субъекта Федерации или органом местного самоуправления (ст. 271 БК РФ).
Отчет об исполнении бюджета представляется в соответствующий представительный орган в форме проекта закона (решения) вместе с соответствующими документами и материалами. Он должен быть составлен в соответствии с той же структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при утверждении бюджета. До начала рассмотрения отчета представительным органом проводится внешняя проверка указанного отчета. Такая проверка осуществляется соответствующими контрольными органами представительных органов.
Представительный орган принимает решение по отчету об исполнении бюджета после получения результатов проверки. Представительный орган имеет право обратиться в органы прокуратуры для проверки обстоятельств несоответствия исполнения бюджета принятому закону (решению) о бюджете в случае превышения прав, предоставленных органу, исполняющему бюджет, по сокращению расходов, перемещению ассигнований и блокировке расходов, и привлечения к ответственности виновных должностных лиц.
Если в ходе проверки бюджета выявлено несоответствие исполнения бюджета принятому закону (решению) о бюджете в случае, если не вводился режим сокращения и блокировки расходов, соответствующий представительный орган имеет право принять решение об отклонении отчета об исполнении бюджета. При отклонении отчета представительный орган вправе обратиться в органы прокуратуры для проверки обстоятельств нарушения бюджетного законодательства и привлечения к ответственности виновных должностных лиц.
В соответствии с законодательством субъекта Федерации и уставом муниципального образования законодательный (представительный) орган, орган местного самоуправления вправе возбудить процедуру выражения недоверия соответствующему органу исполнительной власти и его должностным лицам, отзыва выборных должностных лиц, привлечения к иным формам ответственности исполнительного органа либо его должностных лиц.
Единая методология отчетности об исполнении федерального бюджета устанавливается Правительством РФ, которое также представляет ежеквартальные и годовой отчеты об исполнении федерального бюджета в Федеральное Собрание. Один экземпляр ежеквартальных и годового отчетов об исполнении федерального бюджета представляется в Счетную палату РФ.
Подготовка отчета об исполнении федерального бюджета начинается в конце каждого финансового года. Министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого государственного внебюджетного фонда в отдельности. На основании распоряжения все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам.
В отчетах бюджетных учреждений в обязательном порядке отражаются степень выполнения задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг, данные о доходах, полученных в результате оказания платных услуг, об использовании государственного или муниципального имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления.
Главные распорядители бюджетных средств сводят и обобщают отчеты подведомственных им бюджетных учреждений.
Получатели бюджетных средств, предоставленных в форме субвенций, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд, готовят отчеты по расходам указанных бюджетных средств. Минфин России как главный распорядитель бюджетных средств по указанным расходам готовит сводный отчет о расходах федерального бюджета, осуществленных путем предоставления субвенций, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд.
Сводный отчет о расходовании средств федерального бюджета, вложенных в уставные (складочные) капиталы юридических лиц, и о доходах, полученных от таких вложений, Минфин России либо иной уполномоченный орган исполнительной власти готовит совместно с Минимущества России.
Государственные заказчики готовят сводный отчет об использовании средств федерального бюджета, выделенных им по государственным заказам.
Федеральные казенные предприятия готовят годовые и бухгалтерские отчеты и направляют их главным распорядителям бюджетных средств.
Отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме проекта федерального закона ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную палату РФ. Отчет должен быть составлен в соответствии со структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на отчетный год. Вместе с отчетом об исполнении федерального бюджета в Государственную Думу вносятся отчеты об исполнении бюджетов федеральных целевых бюджетных фондов.
Помимо отчета об исполнении федерального бюджета в Государственную Думу представляется следующие документы и материалы:
— отчет о расходовании средств резервного фонда Правительства РФ и резервного фонда Президента РФ;
—отчет Минфина России и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд, бюджетных кредитов;
— отчет Минфина России и иных уполномоченных органов о предоставленных государственных гарантиях;
— отчет о внутренних и внешних заимствованиях Российской Федерации по видам заимствований;
— отчет о доходах, полученных от использования государственного имущества;
— сводные отчеты о выполнении плановых заданий по предоставлению государственных и муниципальных услуг;
— сводные отчетные сметы доходов и расходов бюджетных учреждений по главным распорядителям бюджетных средств;
— реестр федеральной государственной собственности на первый и последний дни отчетного финансового года;
— отчет о состоянии внешнего и внутреннего долгов Российской Федерации на первый и последний дни отчетного финансового года;
— отчет Федерального казначейства о рассмотренных делах и наложенных взысканиях за нарушение бюджетного законодательства.
Проверка отчета Правительства РФ об исполнении федерального бюджета осуществляется Счетной палатой РФ в течение 4,5 месяцев после его представления в Государственную Думу. При этом Счетная палата РФ использует материалы и результаты проведенных ею проверок. По результатам проверки готовится заключение Счетной палаты РФ по отчету Правительства РФ об исполнении федерального бюджета. Этот документ включает:
—заключение по каждому разделу и подразделу функциональной классификации расходов бюджетов и по каждому главному распорядителю средств федерального бюджета с указанием выявленных сумм нецелевого использования бюджетных средств, руководителей органов государственной власти или получателей бюджетных средств, принявших решение о нецелевом использовании бюджетных средств, и должностных лиц Федерального казначейства, допустивших осуществление таких платежей;
—заключение по каждому разделу и подразделу функциональной классификации расходов бюджетов и по каждому главному распорядителю бюджетных средств, по которым выявлено расходование средств федерального бюджета сверх утвержденных бюджетных ассигнований либо сверх бюджетной росписи, с указанием руководителей органов государственной власти или получателей бюджетных средств, принявших указанные решения, и должностных лиц Федерального казначейства, допустивших осуществление таких платежей;
— заключение по каждому выявленному случаю финансирования расходов, не предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете либо бюджетной росписью, с указанием руководителей органов государственной власти или получателей бюджетных средств, принявших указанные решения, и должностных лиц Федерального казначейства, допустивших осуществление таких платежей;
— анализ предоставления и погашения бюджетных кредитов и бюджетных ссуд, заключения по выявленным фактам предоставления бюджетных кредитов и бюджетных ссуд с нарушением требований бюджетного законодательства;
— анализ предоставления обязательств по государственным гарантиям и их исполнения, заключения по выявленным фактам предоставления государственных гарантий с нарушением требований БК РФ, расследование каждого случая исполнения обязательств, обеспеченных государственной гарантией, за счет бюджетных средств;
— анализ предоставления бюджетных инвестиций, заключенных договоров с точки зрения обеспечения государственных интересов, заключения по выявленным фактам предоставления бюджетных инвестиций с нарушением требований бюджетного законодательства;
—анализ выполнения плановых заданий по предоставлению государственных услуг и соблюдения нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг;
— иные материалы, определенные постановлениями Государственной Думы или Совета Федерации.
Рассмотрение отчета об исполнении федерального бюджета осуществляется Государственной Думой в течение 1,5 месяца после получения заключения Счетной палаты РФ. При рассмотрении отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума заслушивает:
— доклад руководителя Федерального казначейства об исполнении федерального бюджета;
— доклад министра финансов об исполнении федерального бюджета;
—доклад Генерального прокурора РФ о соблюдении законности в области бюджетного законодательства;
—заключение Председателя Счетной палаты РФ.
По предложению Председателя Государственной Думы либо по собственной инициативе, Председатель Конституционного суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного суда РФ, Председатель Верховного суда РФ могут выступить или представить доклады с анализом рассмотренных в течение отчетного финансового года дел, связанных с бюджетными спорами и нарушениями бюджетного законодательства.
По итогам рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета и заключения Счетной палаты РФ Государственная Дума принимает решение об утверждении либо отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.
В случае установления фактов недостоверности и неполноты сведений, содержащихся в заключениях, руководители и аудиторы Счетной палаты РФ могут быть освобождены решением Государственной Думы или Совета Федерации от занимаемых должностей. Иные должностные лица несут ответственность за недостоверность и неполноту сведений, содержащихся в заключениях и документах, представляемых в Государственную Думу для принятия решения по отчету об исполнении федерального бюджета, в соответствии с законодательством.
Подготовка, рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов имеют свою специфику. Так, в соответствии со ст. 13 Закона г. Москвы от б сентября 1995 г. № 17 «О бюджетном процессе в Москве» для контроля за исполнением бюджета города Москвы Правительство Москвы ежеквартально представляет в Московскую городскую Думу отчетность об исполнении бюджетных показателей в объеме и в сроки, установленные нормативными актами Российской Федерации.
Не позднее чем через две недели после утверждения Правительством Москвы материалов об исполнении бюджета мэр Москвы представляет в Московскую городскую Думу и Контрольно-счетную палату Москвы проект Закона г. Москвы об исполнении бюджета за прошедший финансовый год и отчет об исполнении бюджета по статьям доходов и расходов, установленным Законом города Москвы «О бюджете города Москвы».
Московская городская Дума рассматривает проект закона города Москвы об исполнении бюджета за прошедший финансовый год не позднее чем через две недели после его внесения в Думу.
В случае непринятия закона города Москвы об исполнении бюджета Московская городская Дума принимает постановление, устанавливающее последствия такого решения.



Лекция 14
Государственные внебюджетные
фонды

1. Понятие и состав государственных
внебюджетных фондов

В ст. 13 БК РФ государственный внебюджетный фонд определяется как фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законодательством.
Государственные внебюджетные фонды управляются органами государственной власти Российской Федерации. Эти фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на:
— социальное обеспечение по возрасту;
—социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством о социальном обеспечении;
—охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи;
— социальное обеспечение в случае безработицы. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности, не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы и изъятию не подлежат.
В состав государственных внебюджетных фондов входят:
1. Пенсионный фонд Российской Федерации;
2. Фонд социального страхования Российской Федерации;
3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
4. Государственный фонд занятости населения Российской Федерации [42 С 1 января 2001 г. Государственный фонд занятости населения Российской Федерации упраздняется.]
.
На региональном уровне существуют территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет:
—обязательных платежей, установленных законодательством;
— добровольных взносов физических и юридических лиц;
— других доходов, предусмотренных законодательством. Сбор и контроль за поступлением обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды осуществляются тем же органом исполнительной власти, на который возложены функции сбора налогов и сборов в федеральный бюджет.
Расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на определенные цели в соответствии с бюджетами, утвержденными федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Составление, рассмотрение, утверждение и
исполнение бюджетов государственных
внебюджетных фондов, контроль за
их исполнением

Порядок составления, представления и утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов несколько отличается от аналогичных процедур, предусмотренных для федерального бюджета.
Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления указанных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных (представительных) органов в составе документов и материалов, направляемых одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год.
Рассмотрение проектов законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов и их утверждение осуществляются одновременно с рассмотрением и утверждением проекта закона о бюджете на очередной финансовый год (ст. 188 БК РФ).
Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов Федерации на рассмотрение законодательных (представительных) органов одновременно с представлением проектов законов о бюджете на очередной финансовый год и утверждаются одновременно с ними (ст. 145 БК РФ).
Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством.
Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию в форме федерального закона. В субъекте Федерации такой отчет составляется органом управления фонда и представляется соответствующим органом исполнительной власти на рассмотрение и утверждение законодательному (представительному) органу в форме закона субъекта Федерации.
Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации, в порядке, установленном для соответствующих бюджетов.

3. Пенсионный фонд России

Пенсионный фонд России образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения.
Денежные средства Пенсионного фонда России находятся в государственной собственности Российской Федерации, в состав бюджетов и других фондов не входят и изъятию не подлежат. В соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2000 г. № 114-ФЗ «О бюджете Пенсионного фона Российской Федерации на 2000 год» бюджет Пенсионного фонда России был утвержден по доходам в сумме 352,8 млрд руб., а по расходам—в сумме 346,7 млрд руб., с превышением доходов над расходами в сумме 6,1 млрд руб.
Пенсионный фонд России является юридическим лицом и самостоятельным финансово-кредитным учреждением, статус которого определяется Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденным постановлением Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. № 2122-1. Пенсионный фонд России призван обеспечивать:
— целевой сбор и аккумуляцию обязательных платежей, а также финансирование расходов;
—организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
— капитализацию средств, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
—организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования»;
— организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд России;
—межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к его компетенции;
— участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;
— проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;

<< Предыдущая

стр. 7
(из 12 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>