<< Предыдущая

стр. 8
(из 12 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

—разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к его компетенции.
Пенсионный фонд может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.
Средства Пенсионного фонда России формируются за счет:
— страховых взносов;
— ассигнований из федерального бюджета на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий;
— средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регресснных требований;
—добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств Пенсионного фонда России;
—других поступлений.
Средства Пенсионного фонда России направляются на:
— выплату в соответствии с действующим законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;
— выплату пособий по уходу за ребенком;
— оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
— финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности фонда и его органов;
—другие мероприятия, связанные с деятельностью фонда.
Руководство фондом осуществляется правлением Пенсионного фонда России и его постоянно действующим исполнительным органом—исполнительной дирекцией.
В состав правления Пенсионного фонда России входят по должности председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор, а также управляющие двенадцатью отделениями и могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей. В работе правления могут принимать участие с правом совещательного голоса управляющие отделениями по республикам в составе Российской Федерации, руководители федеральных министерств и ведомств, Банка России.
Правление Пенсионного фонда России:
— несет ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции фонда;
— определяет перспективные и текущие задачи фонда;
—утверждает бюджет, сметы расходов (включая фонд оплаты труда) фонда и его органов, отчеты об их исполнении, а также его структуру и штаты;
— назначает и освобождает от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии Пенсионного фонда России и руководителей его отделений;
— утверждает положения об исполнительной дирекции, ревизионной комиссии и региональных органах фонда;
— издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности фонда;
— решает другие вопросы, отнесенные к компетенции фонда.
Для контроля за деятельностью исполнительной дирекции фонда и его региональных органов образуется ревизионная комиссия.
Аудит Пенсионного фонда России осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 4 июня 1997 г. № 667 «О проведении аудита Пенсионного фонда Российской Федерации».
Приказом Минфина России от 5 февраля 1998 г. № 7н утверждено Положение об организации конкурса аудиторских фирм на проведение аудиторской проверки Пенсионного фонда Российской Федерации. В соответствии с ним контроль за организацией конкурса аудиторских фирм на проведение аудиторской проверки фонда осуществляет Минфин России.

Фонд социального страхования
Российской Федерации

Фонд социального страхования Российской Федерации управляет средствами государственного социального страхования. Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом.
Как установлено Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации», Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ.
Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными ему санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
В Фонд социального страхования Российской Федерации входят следующие исполнительные органы:
—региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Федерации;
— центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;
—филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями фонда.
Руководство деятельностью фонда осуществляется его председателем. При фонде образуется правление, а при региональных и центральных отраслевых отделениях — координационные советы, являющиеся коллегиальными совещательными органами.
Фонд, его региональные и центральные отраслевые отделения являются юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим наименованием, текущие валютные и иные счета в банках.
Основными задачами фонда являются:
— обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
—участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
— осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость фонда;
— разработка совместно с Минтруда и Минфином России предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
— организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;
—сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.
Средства фонда образуются за счет:
— страховых взносов работодателей;
—доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады (в пределах средств, предусмотренных в бюджете фонда на соответствующий период);
— добровольных взносов граждан и юридических лиц;
— поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
— ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
— прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания);
— недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств фонда;
—средств, возмещаемых фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других.
Средства Фонда направляются на:
— выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
—оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории России, и в санаторно-курортные учреждения в государствах — участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;
— частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);
— частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории России, для детей работающих граждан;
—частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);
— оплату проезда к месту лечения и обратно;
— создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда на всех уровнях;
— обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления фонда;
— финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;
— проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;
— осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;
— участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.
Распорядителями средств фонда являются его председатель и главный бухгалтер, а в региональных и центральных отраслевых отделениях — управляющий и главный бухгалтер отделения фонда.
Председатель фонда и его заместители назначаются Правительством РФ.
Председатель фонда:
— руководит деятельностью фонда и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на него задач;
— распределяет обязанности между заместителями председателя и руководителями структурных подразделений центрального аппарата фонда;
—вносит проект бюджета фонда на утверждение в Правительство РФ, а также (после рассмотрения) правлением утверждает бюджеты региональных и отраслевых органов Фонда;
—утверждает сводный финансовый отчет об использовании средств государственного социального страхования, рассматривает сводный отчет по финансово-хозяйственной деятельности подведомственных санаторно-курортных учреждений фонда и вносит предложения по улучшению этой работы;
—информирует правление фонда о состоянии расчетов с органами фонда;
—разрабатывает совместно с Минтруда России, другими заинтересованными министерствами и ведомствами, профессиональными союзами предложения по совершенствованию системы социального страхования и обеспечению государственных гарантий по социальному страхованию;
— совместно с Минздравом России утверждает инструкцию о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, и устанавливает порядок осуществления контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности, соблюдением правил выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, в лечебно-профилактических учреждениях;
—с учетом мнения правления принимает решения о целесообразности создания или ликвидации центральных отраслевых отделений фонда;
— открывает (закрывает) счета фонда и его исполнительных органов в банках, принимает решения о списании с этих счетов в централизованный резерв платежей, подлежащих обязательному отчислению, и сверхнормативных остатков;
—с учетом мнения правления утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата фонда, региональных, центральных отраслевых отделений, сметы расходов (включая фонды оплаты труда и другие) и отчеты об их исполнении;
— руководит деятельностью региональных и центральных отраслевых отделений фонда по исполнению доходной и расходной частей бюджета Фонда и обеспечивает контроль за использованием средств государственного социального страхования;
— определяет порядок работы подведомственных санаторно-курортных учреждений;
— рассматривает итоги исполнения бюджета фонда и принимает меры по улучшению этой работы, утверждает годовые отчеты о деятельности региональных и центральных отраслевых отделений Фонда;
—принимает необходимые меры по результатам ревизий и проверок по расходованию средств фонда его органами и подведомственными санаторно-курортными учреждениями;
— издает в пределах своей компетенции приказы, положения, инструкции и другие документы, обязательные для исполнения всеми работниками фонда;
— рассматривает разногласия по вопросам формирования бюджета фонда, штатов и смет между органами фонда;
— представляет интересы фонда во всех организациях, без доверенности действует от его имени, в установленном порядке распоряжается средствами и имуществом фонда, заключает договоры;
— осуществляет в соответствии с законодательством прием на работу и увольнение работников центрального аппарата фонда, а также назначение на должность и освобождение от должности управляющих, заместителей управляющих региональных и центральных отраслевых отделений Фонда с учетом мнения соответственно глав исполнительной власти субъектов Федерации и общероссийских отраслевых профессиональных союзов;
— делегирует отдельные свои права и полномочия подчиненным ему должностным лицам;
—определяет направления международного сотрудничества в пределах компетенции фонда;
— ежегодно утверждает норматив расходов на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей.
Правление фонда является коллегиальным органом. Заседания правления проводятся по мере необходимости. Правление состоит из 30 человек и формируется из лиц, входящих в него по должности (председатель Фонда и его заместители, один из руководителей ведущего структурного подразделения центрального аппарата Фонда), представительствующих на постоянной основе, и лиц, представительствующих на основе ротации. Ротация членов правления осуществляется не чаще одного раза в год. Члены правления фонда, представленные его председателем на основании предложений соответствующих министерств, ведомств, органов профессиональных союзов и организаций, утверждаются Правительством РФ. Председатель Фонда является и председателем правления. Решения правления фонда оформляются постановлениями или приказами председателя фонда.
Правление фонда рассматривает вопросы, входящие в его компетенцию, в том числе:
— о задачах фонда и совершенствовании государственного социального страхования;
—о формировании и использовании резервных средств;
— проекты размера тарифа страховых взносов;
— проект бюджета фонда и его исполнение;
—об участии в реализации проектов государственных программ по социальному страхованию;
— отчеты о результатах деятельности региональных и центральных отраслевых отделений фонда;
— о контрольно-ревизионной деятельности фонда;
—проекты законодательных и других нормативных актов, правил, инструкций и положений по вопросам государственного социального страхования.
Региональными и отраслевыми отделениями фонда руководят управляющие соответствующими отделениями.
Региональные и центральные отраслевые отделения фонда и их филиалы:
—осуществляют регистрацию страхователей и выдают удостоверения о регистрации, организуют банки данных по всем категориям страхователей;
— осуществляют финансовую деятельность по обеспечению социального страхования в регионе или отрасли;
—устанавливают для страхователей в соответствии с инструкцией нормативы расходов, необходимые для обеспечения государственных гарантий по социальному страхованию работников;
— обеспечивают полноту и своевременность уплаты страхователями взносов на социальное страхование, исполнение доходных и расходных частей бюджетов органов фонда;
—осуществляют аккумуляцию страховых взносов и других платежей для создания резервов, принимают решения об использовании свободных денежных средств;
—разрабатывают проекты бюджетов органов фонда и смет расходов на содержание и представляют их на утверждение в установленном порядке;
—производят расчеты со страхователями, другими органами фонда и прочими организациями;
— осуществляют контроль за расходованием средств страхователями.
Контроль финансово-хозяйственной деятельности региональных и центральных отраслевых отделений фонда осуществляется путем проведения периодических ревизий и проверок контрольно-ревизионной службой фонда. Проверка финансово-хозяйственной деятельности центрального аппарата фонда осуществляется не реже одного раза в год специализированной аудиторской организацией, имеющей соответствующую лицензию.

Фонды обязательного медицинского
страхования

Фонды обязательного медицинского страхования создаются на федеральном и региональном уровнях для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования действует на основании Устава, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 857. В соответствии с ним Федеральный фонд — самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение. Фонд является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, счета в учреждениях Банка России и других кредитных организациях.
Основными задачами Федерального фонда являются:
— финансовое обеспечение установленных законодательством прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования в целях, предусмотренных Законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;
—обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории России в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;
— аккумулирование финансовых средств для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.
Для выполнения основных задач Федеральный фонд:
— осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;
— разрабатывает и в установленном порядке вносит предложения о размере взносов на обязательное медицинское страхование;
— осуществляет в соответствии с установленным порядком аккумулирование финансовых средств Федерального фонда;
— выделяет в установленном порядке средства территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе на безвозвратной и возвратной основе, для выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования;
— осуществляет совместно с территориальными фондами контроль за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок;
— осуществляет в пределах своей компетенции организационно-методическую деятельность по обеспечению функционирования системы обязательного медицинского страхования;
— вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;
— участвует в разработке базовой программы обязательного медицинского страхования граждан;
— осуществляет сбор и анализ информации, в том числе о финансовых средствах системы обязательного медицинского страхования, и представляет соответствующие материалы в Правительство РФ;
— организует в порядке, установленном Правительством РФ, подготовку специалистов для системы обязательного медицинского страхования;
— изучает и обобщает практику применения нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;
— обеспечивает в порядке, установленном Правительством РФ, организацию научно-исследовательских работ в области обязательного медицинского страхования;
— участвует в порядке, установленном Правительством РФ, в международном сотрудничестве по вопросам обязательного медицинского страхования;
— ежегодно в установленном порядке представляет в Правительство РФ проекты федеральных законов об утверждении бюджета Федерального фонда на соответствующий год и о его исполнении.
Финансовые средства фонда являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:
— части страховых взносов, уплачиваемых хозяйствующими субъектами и иными организациями на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых федеральным законом;
— ассигнований из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;
— добровольных взносов юридических и физических лиц;
— доходов от использования временно свободных финансовых средств;
— нормированного страхового запаса фонда;
— поступлений из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Временно свободные финансовые средства Федерального фонда в целях защиты их от инфляции размещаются в банковских депозитах и могут использоваться для приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг.
Доходы от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса могут быть направлены на финансирование только тех мероприятий, которые осуществляются в соответствии с задачами фонда. Затраты на содержание Федерального фонда, создание и поддержание его материально-технической базы осуществляются в пределах средств, предусмотренных на эти цели его бюджетом.
Финансовые средства, не израсходованные в истекшем году, изъятию не подлежат и при утверждении ассигнований из федерального бюджета на следующий год не учитываются.
Имущество Федерального фонда является федеральной собственностью и закрепляется за ним на праве оперативного управления. Федеральный фонд вправе осуществлять приносящую доходы деятельность. Полученные от такой деятельности доходы, а также доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, и приобретенное за счет этих доходов имущество в установленном порядке поступают в распоряжение Федерального фонда, учитываются на балансе и направляются для реализации уставных задач.
Федеральный фонд ежегодно разрабатывает бюджет и отчет о его исполнении, которые по представлению Правительства РФ утверждаются федеральным законом.
Управление Федеральным фондом осуществляется коллегиальным органом - правлением и постоянно действующим исполнительным органом - директором.
К компетенции правления Федерального фонда относится решение следующих вопросов:
— утверждение перспективных планов работы фонда;
— рассмотрение проектов бюджета и отчетов о его исполнении, утверждение годовых отчетов о результатах деятельности Федерального фонда;
— определение направлений и порядка использования доходов фонда, в том числе полученных от использования временно свободных средств и нормированного страхового запаса, а также порядка покрытия убытков;
— утверждение порядка направления финансовых средств на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, на выполнение целевых программ по оказанию медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию;
— рассмотрение проектов базовой программы обязательного медицинского страхования и предложений о тарифе взносов на обязательное медицинское страхование;
—рассмотрение разрабатываемых Федеральным фондом проектов нормативных актов по совершенствованию системы обязательного медицинского страхования;
— принятие решений о внесении в установленном порядке предложений по определению норматива средств на содержание Федерального фонда, о рекомендациях по определению норматива средств на содержание территориальных фондов обязательного медицинского страхования и страховых медицинских организаций;
—формирование ревизионной комиссии.
Состав правления Федерального фонда в количестве 11 человек утверждается Правительством РФ. Срок полномочий правления 3 года. Правление возглавляет председатель. Председатель правления и его заместитель избираются правлением Федерального фонда. В состав правления входит по должности директор Федерального фонда и могут входить также представители федеральных органов законодательной и исполнительной власти и общественных объединений.
Директор Федерального фонда назначается на должность и освобождается от должности Правительством РФ. Он осуществляет руководство текущей деятельностью, несет персональную ответственность за ее результаты и подотчетен правлению Федерального фонда.
Директор Федерального фонда:
— действует от имени Федерального фонда без доверенности;
—распоряжается имуществом фонда;
— заключает договоры, в том числе трудовые;
— открывает расчетный и другие счета;
—утверждает по согласованию с правлением структуру, штатное расписание и смету расходов фонда;
— издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками фонда;
— по согласованию с правлением представляет в установленном порядке в Правительство РФ проекты федеральных законов о бюджете Федерального фонда и о его исполнении;
— по вопросам, относящимся к компетенции фонда, утверждает нормативно-методические документы, обязательные для исполнения территориальными фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями, входящими в систему обязательного медицинского страхования;
— использует для выполнения задач, стоящих перед фондом, финансовые средства в пределах утвержденных бюджета и сметы расходов;
— организует учет и отчетность Федерального фонда. Контроль за деятельностью Федерального фонда осуществляет ревизионная комиссия. Правление Федерального фонда по мере необходимости, но не реже одного раза в год, назначает аудиторскую проверку деятельности Федерального фонда, осуществляемую специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию. Отчет о результатах этой проверки представляется в Правительство РФ.
Организация работы территориальных фондов обязательного медицинского страхования осуществляется в соответствии с Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 февраля 1993 г. № 4543-1. В соответствии с ним территориальный фонд является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, подотчетным соответствующим органам представительной и исполнительной власти.
Территориальный фонд:
—аккумулирует финансовые средства территориального фонда на обязательное медицинское страхование граждан;
— осуществляет финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии, заключившими договоры обязательного медицинского страхования по дифференцированным подушевым нормативам, устанавливаемым правлением территориального фонда;
—осуществляет финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;
—выравнивает финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательного медицинского страхования;
— предоставляет кредиты, в том числе на льготных условиях, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств;
—накапливает финансовые резервы для обеспечения устойчивости системы обязательного медицинского страхования;
—разрабатывает правила обязательного медицинского страхования граждан на соответствующей территории;
— осуществляет контроль за рациональным использованием финансовых средств, направляемых на обязательное медицинское страхование граждан;
—организует банк данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в территориальный фонд;
—согласовывает совместно с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими ассоциациями тарификацию стоимости медицинской помощи, территориальную программу обязательного медицинского страхования населения и вносит предложения о финансовых ресурсах, необходимых для ее осуществления;
—вносит предложения о страховом тарифе взносов на обязательное медицинское страхование;
—согласовывает с органами государственного управления, местной администрацией, профессиональными медицинскими ассоциациями, страховщиками тарифы на медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому страхованию;
— осуществляет взаимодействие с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и другими территориальными фондами обязательного медицинского страхования;
—предоставляет Федеральному фонду информацию о финансовых ресурсах системы обязательного медицинского страхования и другую информацию в пределах своей компетенции;
—проводит разъяснительную работу по вопросам, относящимся к компетенции территориального фонда;
— осуществляет другие мероприятия по организации обязательного медицинского страхования граждан.
В соответствии с Положением о порядке образования и использования финансовых средств территориального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденным приказом Федерального фонда ОМС от 4 марта 1997 г. № 25, финансовые средства территориального фонда находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Финансовые средства территориального фонда образуются за счет:
— части страховых взносов (единого социального налога) уплачиваемых предприятиями, организациями, учреждениями и иными хозяйствующими субъектами независимо от форм собственности, на обязательное медицинское страхование;
— доходов, получаемых от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса финансовых средств территориального фонда;
—финансовых средств, взыскиваемых со страхователей, медицинских учреждений и других юридических и физических лиц в результате предъявления им регрессных требований;
— добровольных взносов физических и юридических лиц;
— иных поступлений, не запрещенных законодательством. Временно свободные финансовые средства территориального фонда в целях их защиты от инфляции используются для размещения банковских депозитов и приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг. Доходы от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса могут быть использованы на следующие цели:
— пополнение фондов территориального фонда;
— выравнивание условий деятельности медицинских учреждений, осуществляющих программу обязательного медицинского страхования;
—экономическое стимулирование эффективно и качественно работающих медицинских учреждений;
— организацию мероприятий по снижению риска заболеваний среди граждан.
Руководство деятельностью территориального фонда осуществляется правлением и его постоянно действующим исполнительным органом — исполнительной дирекцией, возглавляемой исполнительным директором.
Правление территориального фонда:
— определяет перспективные задачи фонда;
—утверждает положения о фондах территориального фонда;
—участвует в согласовании с соответствующим органом исполнительной власти кандидатуры на должность исполнительного директора;
— согласовывает с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими ассоциациями территориальную программу обязательного медицинского страхования граждан;
—участвует в утверждении норматива страховых взносов, направляемых страховыми медицинскими организациями соответствующей территории на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию;
— устанавливает порядок отчислений финансовых средств в территориальный фонд его филиалами;
— утверждает годовые отчеты о результатах деятельности фонда, определяет направления использования прибыли, нормированного страхового запаса финансовых средств фонда и порядок покрытия убытков;
—представляет на утверждение в органы государственной власти нормативные акты по совершенствованию системы обязательного медицинского страхования;
— формирует ревизионную комиссию.
Кандидатура исполнительного директора территориального фонда, а также положение об исполнительной дирекции, правила обязательного медицинского страхования граждан соответствующей территории и порядок определения дифференцированных подушевых нормативов на обязательное медицинское страхование отдельных групп населения утверждаются соответствующим органом исполнительной власти.
Исполнительный директор формирует исполнительную дирекцию территориального фонда, структура и состав которой утверждаются соответствующим органом исполнительной власти. В период между заседаниями правления исполнительная дирекция решает все вопросы деятельности фонда, кроме тех, которые входят в исключительную компетенцию правления.
Для выполнения своих задач территориальный фонд может создавать в городах и районах филиалы.
Контроль за деятельностью территориального фонда осуществляет ревизионная комиссия.
Правление территориального фонда по мере необходимости, но не реже одного раза в год, назначает аудиторскую проверку деятельности фонда, осуществляемую организацией, имеющей соответствующую лицензию. Отчет о результатах этой проверки представляется органам представительной и исполнительной власти.






Лекция 15
Бюджетный контроль

Понятие бюджетного контроля, его
классификация

Действующее законодательство не содержит понятия «бюджетный контроль». В соответствующем разделе Бюджетного кодекса РФ речь идет о государственном и муниципальном финансовом контроле. Тем не менее употребление словосочетания «бюджетный контроль» вполне позволительно.
Бюджетный контроль следует рассматривать в качестве одного из важных направлений государственного финансового контроля, существующего наряду с другими его направлениями, например налоговым и валютным контролем. Данное направление соотносится с государственным финансовым контролем как частное с общим. От других направлений государственного финансового контроля бюджетный контроль отличается по своему объекту (предмету), составу контролирующих органов и контролируемых лиц, целям, задачам и содержанию. Соответствующая контрольная деятельность осуществляется с использованием специфических форм и методов.
Бюджетный контроль рядом авторов выделяется в финансовом контроле по содержанию [43 См.: Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп.—М., 2000. С. 34. ]
. Принимая во внимание положения Указа Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» [44 СЗ РФ. 1996. № 31. Ст. 3696.]
в содержание бюджетного контроля можно включить контроль за: исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов; предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.
В отдельных работах бюджетный контроль выделяется по сфере финансовой деятельности (бюджетной сфере), в которой он осуществляется [45 См.: .Мандрица В.М., Рукавишникова И. В., Дружинин Д.Н. Финансовое право.—Ростов-на-Дону, 1999. С. 97.]
.
Бюджетный контроль следует относить к типу финансово-бюджетного контроля. Этот тип финансового контроля охватывает государственные финансы как единое целое, т. е. без «привязки» к конкретным экономическим единицам. В основу такой типологии положен такой существенный признак, как подход (или охват) к государственной финансовой системе, т. е. к системе императивных экономических отношений с государственными денежными средствами (образование, распределение и расходование). Существенность этого признака в том, что он исходит из самой основы государственного финансового контроля как контрольной функции финансов и центрального звена государственной финансовой системы-бюджета [46 См.: Бурцев В. В. Государственный финансовый контроль: методология и организация. —М., 2000. С. 86.]
.
Объект бюджетного контроля составляют денежные отношения, возникающие на всех стадиях бюджетного процесса в связи с формированием доходов и осуществлением расходов бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществлением государственных и муниципальных заимствований, регулированием государственного и муниципального долга.
Предметом бюджетного контроля является надлежащее исполнение участниками бюджетного процесса своих обязанностей. В данном случае речь идет об эффективном, экономном и целевом использовании бюджетных средств, своевременном их возврате и внесении платы за пользование ими, а также предоставлении соответствующей отчетности.
Состав субъектов бюджетного контроля (контролирующих субъектов) в соответствии со ст. 266 БК РФ включает законодательные (представительные) органы, создаваемые ими контрольные органы, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, в том числе финансовые органы, органы казначейства, а также главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств. В качестве субъектов бюджетного контроля могут выступать и некоторые другие лица.
Контролируемыми субъектами являются главные распорядители, распорядители и бюджетные учреждения, кредитные организации, другие организации, например, получавшие, перечислявшие или использовавшие бюджетные средства. В данном случае следует учитывать особенность правового положения главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств, которая заключается в том, что они являются одновременно и контролируемыми субъектами, и субъектами бюджетного контроля.
Проведение контроля в бюджетной сфере имеет своей целью соблюдение законности на всех стадиях бюджетного процесса для эффективного выполнения государством и муниципальными образованиями своих функций и задач [47 См.: Грачева Е. Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля.—М., 2000. С. 114.]
. К целям бюджетного контроля следует также отнести создание эффективной системы бюджетного финансирования и достижение высокого уровня бюджетной дисциплины.
К числу задач бюджетного контроля относятся:
— обеспечение исполнения бюджета;
— соблюдение бюджетного процесса;
— защита средств бюджетов от противоправных посягательств.
Обеспечение исполнения бюджета предполагает проведение мероприятий бюджетного контроля, стимулирующих правильное перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета, распределение регулирующих доходов, возврат излишне уплаченных доходов, учет доходов, санкционирование и финансирование.
Соблюдение бюджетного процесса достигается посредством осуществления контроля за соблюдением всеми участниками бюджетных правоотношений соответствующих процедур.
Защита средств бюджетов от противоправных посягательств означает недопущение или пресечение хищений бюджетных средств, их неэффективного, неэкономного и нецелевого использования.
Содержание бюджетного контроля включает:
— проверку исполнения закона о бюджете;
— проверку соблюдения процедур, предусмотренных бюджетным законодательством;
— проверку своевременности доведения до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях и уведомлений о лимитах бюджетных обязательств;
—проверку своевременного и полного перечисления бюджетных средств;
—проверку своевременного зачисления бюджетных средств на счета получателей;
—проверку целевого использования бюджетных средств;
—проверку соблюдения нормативов финансовых затрат на оказание государственных или муниципальных услуг;
— проверку соблюдения предельных размеров дефицитов бюджетов, государственного или муниципального долга и расходов на их обслуживание;
—проверку правильности представления отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;
—предупреждение и пресечение нарушений бюджетного законодательства;
— выявление нарушителей бюджетного законодательства и привлечение их к ответственности;
— возмещение материального ущерба, причиненного государству в результате неисполнения участниками бюджетного процесса своих обязанностей.
Классификация бюджетного контроля может быть осуществлена по различным основаниям.
По субъектам бюджетного контроля выделяется:
— государственный бюджетный контроль, который осуществляется специальными органами государственной власти, обеспечивает интересы общества и государства и призван обеспечивать исполнение бюджета, соблюдение бюджетных процедур, сохранность бюджетных средств;

<< Предыдущая

стр. 8
(из 12 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>