<< Предыдущая

стр. 9
(из 12 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

— негосударственный бюджетный контроль, который осуществляется организациями и физическими лицами, заинтересованными в своевременном и полном бюджетном финансировании.
По времени проведения бюджетный контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.
Предварительный контроль в соответствии со ст. 265 БК РФ осуществляется в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам.
Текущий контроль осуществляется в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления, в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами.
Последующий контроль осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

2. Формы и методы бюджетного контроля

В данном случае под формой бюджетного контроля понимаются способы его конкретного выражения и организации контрольных действий. Бюджетный контроль традиционно осуществляется в форме ревизии или проверки.
Основной формой осуществления бюджетного контроля является ревизия, в рамках которой осуществляется контроль за законностью, достоверностью, целесообразностью, финансово-экономической эффективностью совершаемых хозяйственных операций, за целевым и рациональным использованием бюджетных ассигнований, материальных и трудовых ресурсов, выполнением намеченных показателей по доходам и расходам бюджета. Ревизия позволяет получить достоверную информацию о мобилизации и использовании материальных, трудовых и финансовых резервов, о позитивных и негативных сторонах деятельности ревизуемой организации, что способствует оперативному и правильному принятию управленческих решений. Значение ревизии заключается также в обобщении и распространении позитивного опыта хозяйствования, профилактике нарушений и злоупотреблений, упорядочении бюджетно-налоговой дисциплины, воспитании финансового правосознания [48 См.: Журавлев В. В., Савруков Н. Т. Государственный бюджет: Конспект лекций.—СПб., 2000. С. 168.]
.
Ревизия представляет собой систему контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности, совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц.
Цель ревизии — осуществление контроля за соблюдением законодательства при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательствами, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.
Основной задачей ревизии является проверка финансово-хозяйственной деятельности организации по следующим направлениям:
— соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документам;
—обоснованность расчетов сметных назначений;
—исполнение смет расходов;
—использование бюджетных средств по целевому назначению;
—обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;
—обоснованность образования и расходования государственных внебюджетных средств;
— соблюдение финансовой дисциплины, правильность ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;
— обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;
— полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
— операции с основными средствами и нематериальными активами;
— операции, связанные с инвестициями;
—расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;
— обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;
— формирование финансовых результатов и их распределение.
Ревизия поступления и расходования средств федерального бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества (в том числе от ценных бумаг), находящегося в федеральной собственности, в федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти субъектов Федерации, органах местного самоуправления и организациях любых форм собственности, осуществляется как в плановом, так и внеплановом порядке.
Проверка как форма бюджетного контроля также применяется довольно широко. В отличие от ревизии проверка представляет собой единичное контрольное действие по определенному кругу вопросов, участку или эпизоду финансово-хозяйственной деятельности ревизуемой организации.
Под методами бюджетного контроля понимаются приемы, способы или средства его осуществления. Оптимальное их сочетание определяется исходя из содержания тех вопросов, которые были поставлены перед началом ревизии или проверки.
К методам бюджетного контроля в первую очередь относят формальные и арифметические проверки, при которых соответственно выясняют точность заполнения бланков и регистров учета, наличие на них всех необходимых реквизитов, а также подсчитываются суммы и итоги, т. е. определяется правильность самих документов и отражаемых ими финансово-хозяйственных операций.
Нормативная проверка — один из основных приемов бюджетного контроля. Суть ее заключается в сопоставлении фактических расходов с нормативными (плановыми). Этот прием используют для проверки правильности применения материальных и денежных норм и нормативов при составлении сметы расходов бюджетных учреждений и при сметно-бюджетном финансировании, обоснованности составления расчетов к смете и расходной части бюджета на основе сводных отраслевых смет, правильности списания расходов по статьям затрат.
Обратный счет как метод бюджетного контроля основан на экспертной оценке материальных и финансовых затрат с целью последующего определения величины необоснованных списаний в расход средств, которые ко времени ревизии имеются в наличии [49 См.: Журавлев В. В., Савруков Н. Т. Указ. соч. С. 172-173. ]
.
Кроме того, выделяются инициативная и обязательная, внутренняя и внешняя, а также встречная проверки.
Инициативные проверки осуществляются органами бюджетного контроля в тех случаях, когда возникает такая необходимость. Например, в соответствии со ст. 138 БК РФ уполномоченный орган государственной власти Российской Федерации вправе провести проверку бюджета субъекта Федерации — получателя финансовой помощи из федерального бюджета. Однако при получении таким субъектом финансовой помощи в объеме, превышающем 50% расходов его консолидированного бюджета, проверка его бюджета субъекта РФ проводится в обязательном порядке.
Внутренние проверки осуществляются органами исполнительной власти, в первую очередь финансовыми. В соответствии со ст. 271 БК РФ при рассмотрении отчета об исполнении бюджета в органе исполнительной власти субъекта Федерации или органе местного самоуправления может быть назначена внутренняя проверка указанного отчета. Эта проверка осуществляется органами Минфина России в соответствии с заключенным им соглашением с органом исполнительной власти субъекта Федерации или органом местного самоуправления.
Внешние проверки осуществляются контрольными органами представительной власти. Согласно ст. 272 БК РФ до начала рассмотрения отчета об исполнении бюджета представительным органом его контрольным органом проводится его внешняя проверка.
Встречные проверки предполагают сличение имеющихся в ревизуемой организации записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными, находящимися в тех организациях, от которых получены или которыми выданы денежные средства, материальные ценности и документы.
К методам бюджетного контроля также относятся: инвентаризация, обследование, контрольный обмер выполненных объемов работ, экспертиза и др.
Все вышеизложенное позволяет сформулировать определение бюджетного контроля. Бюджетный контроль — это направление финансового контроля, представляющее собой деятельность наделенных соответствующей компетенцией субъектов с использованием специальных форм и методов, нацеленную на обеспечение сохранности бюджетных средств, их целевого и эффективного использования, создание эффективной системы бюджетного финансирования и достижение высокого уровня бюджетной дисциплины.
3. Органы бюджетного контроля, их компетенция

Органами бюджетного контроля следует именовать те органы государственной власти, которые наделены контрольными полномочиями в бюджетной сфере. В свою очередь все они входят в систему органов государственного финансового контроля.
Бюджетный контроль осуществляется Президентом РФ, а также законодательными (представительными) и исполнительными органами власти.
Президент Российской Федерации осуществляет бюджетный контроль прежде всего в момент подписания закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год, других федеральных законов, регулирующих бюджетную сферу. Кроме того, согласно ст. 209 БК РФ контроль за расходованием средств при реализации специальных секретных программ осуществляют только органы, на которые это возложено Президентом РФ. Итоги таких проверок представляются Президенту РФ.
Органом, в компетенцию которого помимо прочего входит осуществление бюджетного контроля, является самостоятельное подразделение Администрации Президента Российской Федерации — Главное контрольное управление Президента Российской Федерации (ГКУ). В соответствии с Положением о Главном контрольном управлении Президента Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 16 марта 1996 г. № 383 [50 СЗ РФ. 1996. № 12. Ст. 1066]
, основной функцией этого органа является контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, их должностными лицами, а также организациями федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, Например, Указом Президента РФ от 26 марта 1997 г. № 268 «Об усилении контроля за использованием средств федерального бюджета, предназначенных для выплаты заработной платы» ГКУ предписывалось проанализировать информацию о нецелевом использовании средств, выделенных из федерального бюджета на заработную плату и иные выплаты населению, и представить соответствующие материалы для принятия необходимых мер.
Для осуществления своих функций ГКУ имеет право:
— создавать комиссии с привлечением представителей правоохранительных и контролирующих органов, а также специалистов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации для проведения проверок и принятия в ходе проверок необходимых мер по оперативному устранению выявленных нарушений и их предупреждению;
—направлять должностных лиц ГКУ на заседания Правительства РФ, коллегий и на совещания, проводимые федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации;
—требовать самостоятельно или через привлеченных к проверке представителей соответствующих органов государственной власти от контролирующих органов, а также организаций документы, объяснения и другую информацию, необходимые для проведения проверок в соответствии с задачами, возложенными на ГКУ;
—вносить предложения Президенту РФ, руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации о привлечении к ответственности и приостановлении деятельности соответствующих должностных лиц до принятия решения по результатам проверки;
—вызывать должностных лиц для дачи устных и письменных объяснений по поводу нарушений и неисполнения федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента РФ;
— ставить перед соответствующими руководителями соответствующих органов исполнительной власти вопрос о наложении дисциплинарных взысканий на государственных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими возложенных на них обязанностей, а также о временном отстранении государственных служащих, допустивших должностной проступок, от исполнения должностных обязанностей;
— пользоваться в установленном порядке банками данных Администрации Президента РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации;
— направлять предписания об устранении выявленных нарушений руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации.
Работники ГКУ при осуществлении контроля и проверки исполнения имеют право прохода во все здания, занимаемые органами государственной власти и иными организациями, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности.
Вынесенные по результатам проверок предписания ГКУ подлежат безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок или в срок, установленный в предписании, руководителями соответствующих органов исполнительной власти должны быть приняты меры по устранению нарушений, а о результатах должно быть сообщено в ГКУ.
Законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления согласно ст. 265 БК РФ в процессе осуществления бюджетного контроля вправе:
— получать от органов исполнительной власти и местного самоуправления необходимые сопроводительные материалов при утверждении бюджета;
— получать от органов, исполняющих бюджеты, оперативную информацию об их исполнении;
— утверждать или не утверждать отчеты об исполнении бюджетов;
— выносить оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты.
Законодательные (представительные) органы власти вправе создавать собственные контрольные органы для проведения внешнего аудита бюджетов. К их числу относятся Счетная палата РФ и другие контрольно-счетные органы. Например, в г. Москве создана Контрольно-счетная палата.
Правовое положение Счетной палаты РФ определено Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» [51 СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 167.]
. Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием и подотчетным ему.
Счетная палата РФ состоит из Председателя, его заместителя, аудиторов и аппарата.
Основными задачами Счетной палаты в части осуществления бюджетного контроля являются:
—организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
— определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности;
— контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Банке России, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях.
В процессе реализации указанных задач Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, что предусматривает:
—организацию и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году;
—проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
—экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров Российской Федерации, федеральных программ и иных документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов Российской Федерации;
— анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном процессе, подготовку и внесение в Государственную Думу и Совет Федерации предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного законодательства в целом;
—подготовку и представление заключений в Государственную Думу и Совет Федерации по исполнению федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов в отчетном году;
—подготовку и представление заключений и ответов на запросы органов государственной власти Российской Федерации.
Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения (в том числе их аппараты), на федеральные внебюджетные фонды. Счетная палата вправе проверить также органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки и страховые компании, если они получали, перечисляли и использовали средства федерального бюджета или федеральную собственность, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.
На деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и иных негосударственных некоммерческих организаций контрольные полномочия Счетной палаты распространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ.
Деятельность Банка России, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета и государственного долга Российской Федерации также подконтрольна Счетной палате РФ.
Счетная палата проводит экспертизу и дает заключения по:
— проекту федерального бюджета, обоснованности его доходных и расходных статей, размерам государственного внутреннего и внешнего долга и дефицита федерального бюджета;
—проблемам бюджетно-финансовой политики и совершенствования бюджетного процесса;
— проектам законодательных и иных нормативных правовых актов по бюджетно-финансовым вопросам, вносимым на рассмотрение Государственной Думы;
— проектам международных договоров Российской Федерации, влекущих правовые последствия для федерального бюджета;
—проектам программ, на финансирование которых используются средства федерального бюджета.
В процессе исполнения федерального бюджета Счетная палата контролирует полноту и своевременность денежных поступлений, фактическое расходование бюджетных ассигнований, выявляет отклонения и нарушения, проводит их анализ, вносит предложения по их устранению.
Счетная палата осуществляет также контроль за:
—управлением и обслуживанием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;
— законностью, рациональностью и эффективностью использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ от иностранных государств и финансовых организаций;
— эффективностью размещения централизованных финансовых ресурсов, выдаваемых на возвратной основе;
—предоставлением государственных кредитов, а также предоставлением средств на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям.
Счетная палата контролирует формирование и эффективность использования средств федеральных внебюджетных фондов и валютных средств, находящихся в ведении Правительства РФ, поступления в федеральный бюджет средств, полученных от распоряжения государственным имуществом (в том числе его приватизации, продажи) и от управления объектами федеральной собственности.
Счетная палата ежеквартально по установленной форме представляет Федеральному Собранию оперативный отчет о ходе исполнения федерального бюджета, в котором приводятся фактические данные о формировании доходов и произведенных расходах (в сравнении с утвержденными федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год показателями) за истекший период.
Для обеспечения своевременного сбора и обработки информации, необходимой для составления Счетной палатой отчета об исполнении федерального бюджета, в Российской Федерации введена обязательная для всех федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций финансовая отчетность. Данные оперативного контроля используются при планировании ревизий и проверок.
Комплексные ревизии и тематические проверки проводятся по месту расположения проверяемых объектов; сроки, объемы и способы их проведения устанавливаются Счетной палатой. В ходе проведения ревизий и проверок на основе документального подтверждения законности производственно-хозяйственной деятельности, достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности определяются своевременность и полнота взаимных платежей проверяемого объекта и федерального бюджета. По итогам проведения ревизии или проверки составляется отчет, за достоверность которого соответствующие должностные лица Счетной палаты РФ несут персональную ответственность.
В случае выявления нарушений финансовой дисциплины Счетная палата направляет органам государственной власти и руководителям проверяемых организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства и бесхозяйственности. Представление должно быть рассмотрено в срок до 20 дней со дня его получения, а о принятых мерах по его реализации уведомляется Счетная палата. При выявлении нарушений, наносящих государству прямой непосредственный ущерб и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также в случаях умышленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений, создания препятствий для проведения контрольных мероприятий, Счетная палата имеет право вносить администрациям проверяемых организаций обязательные для исполнения предписания.
О результатах проведенных ревизий и проверок Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу, доводит эти результаты до сведения руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций. Об ущербе, причиненном государству, и о выявленных нарушениях закона Счетная палата информирует Совет Федерации и Государственную Думу, а при выявлении нарушения законов, влекущего за собой уголовную ответственность, передает соответствующие материалы в правоохранительные органы. При проведении ревизий и проверок должностные лица Счетной палаты не должны вмешиваться в оперативную деятельность проверяемых объектов, а также предавать гласности свои выводы до завершения ревизии (проверки) и оформления ее результатов в виде акта (заключения).
Счетная палата систематически анализирует итоги проводимых контрольных мероприятий, обобщает и исследует причины и последствия выявленных отклонений и нарушений в процессе формирования доходов и расходования средств федерального бюджета. На основе полученных данных Счетная палата РФ разрабатывает предложения по совершенствованию бюджетного законодательства и развитию бюджетно-финансовой системы Российской Федерации и представляет их на рассмотрение Государственной Думы.
Контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, возлагается на Минфин России, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований, главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств.
Министерство финансов Российской Федерации занимает особое место в системе бюджетного контроля. Согласно ст. 268 БК РФ Минфин России осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств, а в установленных случаях — за исполнением бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. Кроме того, на Минфин России возложена организация контроля и проверки юридических лиц—получателей гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций.
В Положении о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 273 [52 СЗ РФ. 1998. № 11. Ст. 1288. ]
, данное министерство определяется как федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий проведение единой бюджетной политики в Российской Федерации и координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Осуществление бюджетного контроля в пределах своей компетенции является одной из основных задач Минфина. Такой контроль направлен прежде всего на проверку целевого использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств.
Для реализации контрольных полномочий в структуре Минфина России созданы специальные подразделения. В частности, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 276 «О Департаменте государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов Российской Федерации» в структуре Минфина создано специализированное контрольное подразделение — Департамент государственного финансового контроля и аудита.
В Положении о Департаменте государственного финансового контроля и аудита, утвержденном приказом Минфина России от 31 марта 1998 г. № 53, определено, что Департамент в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:
— осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета;
— осуществляет в установленном порядке контроль за рациональным и целевым использованием средств государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;
—участвует в разработке порядка и осуществлении контроля за поступлением доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности;
—проводит в пределах своей компетенции комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета;
— организует и проводит самостоятельно и с привлечением аппаратов главных контролеров-ревизоров по субъектам Федерации документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов;
— организует и проводит самостоятельно и с привлечением аппаратов главных контролеров-ревизоров по субъектам
Федерации ревизии и финансовые проверки в организациях по обращениям органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления;
—осуществляет руководство деятельностью аппаратов главных контролеров-ревизоров по субъектам Федерации и контроль за организацией этой деятельности;
— разрабатывает и участвует в разработке другими департаментами и управлениями проектов правовых нормативных актов по вопросам, относящимся к компетенции Департамента;
—обобщает практику применения законодательства по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, разрабатывает и представляет в установленном порядке предложения по совершенствованию этого законодательства;
Департамент государственного финансового контроля и аудита имеет право:
—запрашивать в установленном порядке у федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и организаций данные, необходимые для осуществления контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета;
—запрашивать в установленном порядке материалы по бюджетам целевых бюджетных и государственных фондов и по их исполнению;
— проверять в ревизуемых организациях денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты, планы, сметы и другие документы, наличие денежных сумм и ценных бумаг, наличие и правильность расходования материальных ценностей, а также получать объяснения должностных лиц и необходимые справки по вопросам, возникающим при производстве ревизий и проверок;
—получать от организаций справки и копии документов по операциям и расчетам с ревизуемыми организациями;
—принимать в процессе ревизий и проверок совместно с руководителями ревизуемых организаций необходимые меры к устранению выявленных нарушений, а также давать руководителям ревизуемых организаций обязательные для них указания об устранении вскрытых нарушений;
— в случаях, когда производимыми ревизиями выявляются нарушения законов и других правовых нормативных документов, факты хищений денежных средств и материальных ценностей, злоупотреблений, ставить перед соответствующими руководителями вышестоящих организаций вопрос об отстранении от работы должностных лиц, виновных в этих нарушениях, с передачей необходимых материалов следственным органам;
— вносить министру финансов предложения об ограничении, приостановлении, а в необходимых случаях и прекращении в соответствии с законодательством финансирования из федерального бюджета организаций при выявлении фактов нецелевого использования ими средств федерального бюджета, а также в случае непредставления ими в установленные сроки отчетности о расходовании ранее полученных средств;
—привлекать в порядке, установленном законодательством, специалистов для подготовки материалов в соответствии с возложенными на Департамент задачами.
По Указу Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556 «О федеральном казначействе» [53 Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 50. Ст. 2978.]
, в целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств, в структуре Минфина России создана единая централизованная система органов федерального казначейства. Эта система включает Главное управление федерального казначейства и его территориальные органы.
Федеральное казначейство согласно ст. 267 БК РФ осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов, взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления указанного контроля и координирует их работу.
Положением о федеральном казначействе Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 27 сентября 1993 г. № 864 [54 СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 681.]
, на органы федерального казначейства непосредственно возложена организация и осуществление контроля за исполнением федерального бюджета и за внебюджетными (федеральными) средствами. При этом им предоставлено право:
— производить в министерствах, ведомствах, учреждениях, организациях и в банках проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов, планов, смет и иных документов, связанных с зачислением, перечислением и использованием средств федерального бюджета;
— получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках;
— получать от банков справки о состоянии счетов предприятий, учреждений и организаций, использующих средства федерального бюджета и внебюджетных фондов;
—изымать документы, свидетельствующие о нарушениях.
Требования органов казначейства об устранении выявленных нарушений обязательны для руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 августа 1998 г. № 888 «О территориальных контрольно-ревизионных органах Министерства финансов Российской Федерации» [55 СЗ РФ. 1998. № 33. Ст. 4007.]
на местах созданы территориальные контрольноревизионные органы Минфина России. В качестве основной их задачи определено осуществление в пределах своей компетенции последующего государственного финансового контроля на территории соответствующего субъекта Федерации или региона.
Территориальным контрольно-ревизионным органом является контрольно-ревизионное управление (КРУ) Министерства финансов Российской Федерации в субъекте Федерации. Управление возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Минфином России.
КРУ в соответствии с возложенной на него задачей выполняет следующие основные функции:
—осуществляет последующий контроль за своевременным, целевым и рациональным использованием и сохранностью средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;
— проводит в пределах своей компетенции ревизии и тематические проверки поступления и расходования средств федерального бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества (в том числе от ценных бумаг), находящегося в федеральной собственности;
— проводит документальные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций любых форм собственности по мотивированным постановлениям правоохранительных органов;
—проводит в установленном порядке по обращениям органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления на договорной основе ревизии и финансовые проверки поступления и расходования средств соответствующих бюджетов, внебюджетных средств и доходов от имущества, находящегося в их собственности;
—осуществляет в необходимых случаях контроль за своевременностью и полнотой устранения нарушений в финансово-хозяйственной деятельности проверенных организаций, а также возмещения ими причиненного ущерба.
Для выполнения возложенных на него задач КРУ вправе:
— проверять в ревизуемых организациях денежные, бухгалтерские и другие документы, относящиеся к проверке, фактическое наличие и правильность использования денежных средств, ценных бумаг и материальных ценностей;
—запрашивать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления и организаций данные, необходимые для осуществления своих функций;
— получать от должностных, материально ответственных и других лиц ревизуемых организаций объяснения, в том числе письменные, по вопросам, возникающим в ходе ревизий;
—требовать от руководителей ревизуемых организаций обязательного проведения инвентаризации имущества и обязательств при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества, а при обнаружении подлогов, подделок и других злоупотреблений ставить вопрос перед правоохранительными органами об изъятии документов, подтверждающих эти факты;
— привлекать в установленном порядке для участия в проведении ревизий и проверок специалистов других организаций;
—принимать в процессе ревизий и проверок совместно с руководителями ревизуемых организаций меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины и неэффективного расходования средств, а также давать обязательные указания об устранении этих нарушений, возмещении причиненного ущерба и привлечении к ответственности виновных лиц в соответствии с законодательством;
—направлять в установленном порядке предложения об ограничении, приостановлении, а в необходимых случаях и прекращении финансирования ревизуемых организаций при выявлении нецелевого использования бюджетных средств, а также в случае непредставления ими бухгалтерских и финансовых документов, связанных с использованием этих средств;
— вносить по результатам ревизий и проверок предложения о взыскании в соответствии с законодательством Российской Федерации с организаций бюджетных средств, израсходованных не по целевому назначению, и доходов от их использования;
—в случаях выявления нарушения законодательства, фактов хищений денежных средств и материальных ценностей, а также злоупотреблений ставить вопрос об отстранении от работы должностных лиц, виновных в этих нарушениях, передавать материалы ревизий и проверок в правоохранительные органы;
— информировать вышестоящие органы ревизуемых организаций о выявленных в ходе ревизий и проверок нарушениях и ставить вопрос о принятии мер по устранению этих нарушений и их последствий, а также наказанию виновных лиц в соответствии с компетенцией этих органов.
При осуществлении своих должностных обязанностей работники КРУ имеют право прохода во все здания и помещения, занимаемые ревизуемыми учреждениями и организациями независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности. Руководители ревизуемых организаций обязаны создавать надлежащие условия для проведения работниками КРУ ревизий и проверок, предоставлять им необходимые помещения, а также обеспечивать выполнение работ по делопроизводству.
Требования работников КРУ, связанные с исполнением ими служебных обязанностей, являются обязательными для должностных лиц ревизуемых организаций.
Ревизии и проверки осуществляются в соответствии с Инструкцией о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина России от 14 апреля 2000 г. № 42н.
На проведение каждой ревизии участвующим в ней работникам выдается специальное удостоверение, которое подписывается руководителем контрольно-ревизионного органа, назначившего ревизию, или лицом, им уполномоченным, и заверяется печатью. Работники контрольно-ревизионного органа должны также иметь постоянные служебные удостоверения установленного образца.
Сроки проведения ревизии, состав ревизионной группы и ее руководитель (контролер-ревизор) определяются руководителем контрольно-ревизионного органа с учетом объема предстоящих работ, вытекающих из конкретных задач ревизии и особенностей ревизуемой организации, и, как правило, не могут превышать 45 календарных дней. Продление первоначально установленного срока ревизии осуществляется руководителем контрольно-ревизионного органа по мотивированному представлению руководителя ревизионной группы (контролера-ревизора) .
Конкретные вопросы ревизии определяются программой или перечнем основных вопросов ревизии. Программа включает ее тему, период, который должна охватить ревизия, перечень основных объектов и вопросов, подлежащих ревизии, и утверждается руководителем контрольно-ревизионного органа. Руководитель ревизионной группы (контролер-ревизор) до начала ревизии знакомит ее участников с содержанием программы ревизии и распределяет вопросы и участки работы между его исполнителями.
Руководитель ревизионной группы (контролер-ревизор) должен предъявить руководителю ревизуемой организации удостоверение на право проведения ревизии, ознакомить его с основными задачами, представить участвующих в ревизии работников, решить организационно-технические вопросы проведения ревизии и составить рабочий план.
По требованию руководителя ревизионной группы (при выявлении фактов злоупотребления или порчи имущества) руководитель ревизуемой организации в соответствии с действующим законодательством обязан организовать проведение инвентаризации денежных средств и материальных ценностей. Дата проведения и участки (объем) инвентаризации устанавливаются руководителем ревизионной группы по согласованию с руководителем ревизуемой организации.
Ревизия финансово-хозяйственной деятельности организации проводится путем:
— проверки учредительных, регистрационных, плановых, отчетных, бухгалтерских и других документов по форме и содержанию в целях установления законности и правильности произведенных операций;
— проверки фактического соответствия совершенных операций данным первичных документов, в том числе по фактам получения и выдачи указанных в них денежных средств и материальных ценностей, фактически выполненных работ (оказанных услуг) и т.п.;
— проверки достоверности отражения произведенных операций в бухгалтерском учете и отчетности, в том числе соблюдения установленного порядка ведения учета, сопоставления записей в регистрах бухгалтерского учета с данными первичных документов, сопоставления показателей отчетности с данными бухгалтерского учета, арифметической проверки первичных документов;
— проверки использования и сохранности бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов и других государственных средств, доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;
—проверки в необходимых случаях организации и состояния внутреннего (ведомственного) контроля;
—встречной проверки поступления и расходования средств федерального бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности;
— процедур фактического контроля за наличием и движением материальных ценностей и денежных средств, правильностью формирования затрат, полнотой оприходования продукции, достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг, обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей;
— сличения имеющихся в ревизуемой организации записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными, находящимися в тех организациях, от которых получены или которыми выданы денежные средства, материальные ценности и документы.
При необходимости проведения встречных проверок в организациях, расположенных на территории других субъектов Федерации, контрольно-ревизионный орган обращается по этому вопросу в КРУ Минфина России в соответствующих субъектах, которые обязаны обеспечить в кратчайшие сроки проведение встречных проверок и направление материалов проверок контрольно-ревизионному органу, по просьбе которого произведены проверки. В обращениях должны быть указаны полные наименования организаций и идентификационные номера налогоплательщиков (ИНН), в которых необходимо провести встречные проверки, их юридические адреса, телефоны, счета в учреждениях банка организаций, а также перечень вопросов, подлежащих проверке.
Участники ревизионной группы исходя из программы ревизии определяют необходимость и возможность применения тех или иных ревизионных действий, приемов и способов получения информации, аналитических процедур, объема выборки данных из проверяемой совокупности, обеспечивающего надежную возможность сбора требуемых сведений и доказательств.
При отсутствии или запущенности бухгалтерского учета в ревизуемой организации контролером-ревизором составляется об этом соответствующий акт и докладывается руководителю контрольно-ревизионного органа. Руководитель контрольно-ревизионного органа направляет руководителю ревизуемой организации и (или) в вышестоящую организацию либо органу, осуществляющему общее руководство деятельностью ревизуемой организации, письменное предписание о восстановлении бухгалтерского учета в ревизуемой организации. Ревизия проводится после восстановления бухгалтерского учета.
Результаты ревизии оформляются актом, который подписывается руководителем ревизионной группы (контролером-ревизором), а при необходимости и членами ревизионной группы, руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) ревизуемой организации.
Акт ревизии состоит из вводной и описательной частей. Вводная часть должна содержать следующую информацию:
— наименование темы ревизии;
—дату и место составления акта ревизии;
—кем и на каком основании проведена ревизия (номер и дата удостоверения, а также указание на плановый характер ревизии или ссылку на задание);
— проверяемый период и сроки проведения ревизии;
— полное наименование и реквизиты организации, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
— ведомственная принадлежность и наименование вышестоящей организации;
— сведения об учредителях;
— основные цели и виды деятельности организации;
— имеющиеся у организации лицензии на осуществление отдельных видов деятельности;
— перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях, включая депозитные, а также лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства;
— кто в проверяемый период имел право первой подписи в организации и кто являлся главным бухгалтером (бухгалтером);
— кем и когда проводилась предыдущая ревизия, что сделано за прошедший период по устранению выявленных недостатков и нарушений.
Описательная часть акта ревизии должна состоять из разделов в соответствии с вопросами, указанными в программе ревизии. Ревизующие обязаны соблюдать объективность и обоснованность, четкость, лаконичность, доступность и системность изложения. Результаты ревизии излагаются в акте на основе проверенных данных и фактов, подтвержденных имеющимися в ревизуемых и других организациях документами, результатами произведенных встречных проверок и процедур фактического контроля, других ревизионных действий, заключений специалистов и экспертов, объяснений должностных и материально ответственных лиц.
Описание фактов нарушений, выявленных в ходе ревизии, должно содержать следующую обязательную информацию: какие законодательные, другие нормативные правовые акты или их отдельные положения нарушены, кем, за какой период; в чем выразились нарушения; размер документально подтвержденного ущерба и другие последствия этих нарушений.
Не допускается включение в акт различного рода выводов, предположений и фактов, не подтвержденных документами или результатами проверок, сведений из материалов правоохранительных органов и ссылок на показания, данные следственным органам. В акте ревизии не должны даваться правовая и морально-этическая оценка действий должностных и материально ответственных лиц ревизуемой организации, квалификация их поступков, намерений и целей.
Объем акта ревизии не ограничивается, но ревизующие должны стремиться к разумной краткости изложения при обязательном отражении в нем ясных и полных ответов на все вопросы программы ревизии.
Один экземпляр акта ревизии, подписанного руководителем ревизионной группы (контролером-ревизором), вручается руководителю ревизуемой организации или лицу, им уполномоченному, под роспись в получение с указанием даты получения. По просьбе руководителя и (или) главного бухгалтера (бухгалтера) ревизуемой организации, по согласованию с руководителем ревизионной группы может быть установлен срок до 5 рабочих дней, отведенный для ознакомления с актом ревизии и его подписания.
При наличии возражений или замечаний подписывающие акт должностные лица ревизуемой организации делают об этом оговорку перед своей подписью и одновременно представляют руководителю ревизионной группы письменные возражения или замечания, которые приобщаются к материалам ревизии и являются их неотъемлемой частью.
Руководитель ревизионной группы (контролер-ревизор) в срок до 5 рабочих дней обязан проверить обоснованность изложенных возражений или замечаний и дать по ним письменные заключения, которые после рассмотрения и утверждения руководителем контрольно-ревизионного органа или лицом, им уполномоченным, направляются в ревизуемую организацию и приобщаются к материалам ревизии.
В случае отказа должностных лиц ревизуемой организации подписать или получить акт ревизии руководитель ревизионной группы (контролер-ревизор) в конце акта производит запись об их ознакомлении с актом и отказе от подписи или получения акта. В этом случае акт ревизии может быть направлен ревизуемой организации по почте или иным способом, свидетельствующим о дате его получения. При этом к экземпляру акта, остающемуся на хранении в контрольно-ревизионном органе, прилагаются документы, подтверждающие факт отправления или иного способа передачи акта.
В тех случаях, когда выявленные нарушения могут быть скрыты или по ним следует принять срочные меры к их устранению или привлечению должностных и (или) материально ответственных лиц к ответственности, в ходе ревизии составляется отдельный (промежуточный) акт, и от этих лиц запрашиваются необходимые письменные объяснения. Промежуточный акт подписывается участником ревизионной группы, ответственным за проверку конкретного вопроса программы ревизии, и соответствующими должностными и материально ответственными лицами ревизуемой организации. Факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в акт ревизии.
В конечном счете материалы ревизии должны включать акт ревизии и должным образом оформленные приложения к нему, на которые имеются ссылки в акте ревизии (документы, копии документов, сводные справки, объяснения должностных и материально ответственных лиц и пр.).
Материалы ревизии представляются руководителю ревизионного органа в срок не позднее 3 рабочих дней после подписания его в ревизуемой организации, о чем на последней странице акта ревизии делается соответствующая запись.
Материалы каждой ревизии в делопроизводстве контрольно-ревизионного органа должны составлять отдельное дело с соответствующим индексом, номером, наименованием и количеством томов этого дела. Руководитель контрольно-ревизионного органа в срок не более 10 календарных дней определяет порядок реализации материалов ревизии.
По результатам проведенной ревизии руководитель контрольно-ревизионного органа направляет руководителю проверенной организации представление для принятия мер по пресечению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц. Материалы ревизии по вопросам целевого использования средств федерального бюджета передаются в установленном порядке в органы федерального казначейства для организации работы по их реализации.
При самостоятельном исполнении бюджетов финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований осуществляют контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса. В случае передачи исполнения бюджета органам Федерального казначейства названные финансовые органы осуществляют контроль за соблюдением главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств условий выделения, распределения, получения, целевого использования и возврата бюджетных кредитов, бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий (ст. 270 БК РФ).
Ревизия поступления и расходования бюджетных и внебюджетных средств органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления и доходов от имущества, находящегося в их собственности, может осуществляться контрольно-ревизионными органами Минфина России по обращениям этих органов в установленном порядке с возмещением расходов по проведению ревизии.
Органы бюджетного контроля вышестоящего уровня в отдельных случаях могут осуществлять ревизии бюджетов нижестоящих уровней. Так, в соответствии со ст. 138, 140 БК РФ уполномоченный орган государственной власти Российской Федерации вправе провести ревизию бюджета субъекта Федерации — получателя финансовой помощи из федерального бюджета. В частности, ревизию бюджета субъекта Федерации могут проводить контрольный орган Минфина России, Счетная палата РФ. В свою очередь, уполномоченный орган государственной власти субъекта Федерации вправе провести ревизию местного бюджета-получателя финансовой помощи из бюджета субъекта Федерации. Ревизию бюджета муниципального образования может проводить орган финансового контроля исполнительной власти или контрольный орган субъекта Федерации.
Главные распорядители и распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за использованием бюджетных средств их получателями в части обеспечения целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств, а также представления отчетности и внесения платы за их пользование. Главные распорядители бюджетных средств проводят проверки подведомственных государственных и муниципальных предприятий, бюджетных учреждений (ст. 269 БК РФ).

4. Взаимодействие органов бюджетного контроля
с другими контролирующими
и правоохранительными органами

Взаимодействие органов бюджетного контроля с другими контролирующими и правоохранительными органами осуществляется по различным направлениям.
Так, ГКУ взаимодействует с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации при осуществлении контроля и проверки исполнения федеральных законов, а также с органами в составе Администрации Президента РФ, предоставляя им в необходимых случаях аналитические, информационные и справочные материалы, подготавливаемые в рамках его компетенции. Кроме того, ГКУ взаимодействует с Аппаратом Правительства РФ, Аппаратом Совета Федерации и Аппаратом Государственной Думы Федерального Собрания, Счетной палатой РФ, аппаратами Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Генеральной прокуратурой, Службой внешней разведки РФ, ФСБ, МВД, ФСНП России и иными органами государственной власти.
Деятельности Счетной палаты РФ обязаны оказывать содействие (в том числе предоставлять по ее запросам информацию о результатах проводимых ревизий и проверок) контрольные органы Президента РФ и Правительства РФ, ФСБ, СВР, ФАПСИ, контрольные органы субъектов Федерации, Банк России, Минфин, МНС, ФСНП России и иные государственные контрольные органы, органы внутриведомственного контроля.
Взаимодействие территориальных органов Федерального казначейства, налоговых и финансовых органов при исполнении доходной части бюджетной системы на региональном уровне осуществляется на основе Временного порядка, утвержденного Минфином и Госналогслужбой России от 21 июля 1997 г. № 59н, АП-6-09/534. В соответствии с ним взаимодействие органов Федерального казначейства, налоговых и финансовых органов направлено на:
— обеспечение достоверности данных по учету и отчетности доходов, поступающих в бюджетную систему, в том числе в федеральный бюджет;
— устранение диспропорций зачисления доходов в различные уровни бюджетов, связанных с применением всех форм расчетов, с учетом льгот и отсрочек, предоставленных отдельным налогоплательщикам;
— правильное распределение федеральных регулирующих налогов по различным уровням бюджетов;
— устранение расхождений отчетных данных и приведение к сопоставимости учета и отчетности налогов и обязательных платежей, зачисляемых в бюджетную систему;
— усиление контрольных функций в целях увеличения собираемости налогов и других обязательных платежей;
— совершенствование систем информационных форм и средств связи для обмена информацией, сверки баз данных на бумажных или на магнитных носителях (или по каналам связи);
— использование оперативной и текущей информации для глубокой проработки и прогнозной оценки исполнения доходной части федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации в целях более полного финансирования расходов бюджетов;
— совместное решение организационных и методических вопросов при исполнении доходной части бюджетной системы Российской Федерации.
В рамках такого взаимодействия финансовые органы, органы федерального казначейства и налоговые органы представляют друг другу различную информацию, имеющую отношение к исполнению бюджета, проводят их сверку. Помимо обмена информацией указанные органы проводят совместно или индивидуально по согласованному плану проверки соблюдения платежной дисциплины банковскими учреждениями и другие проверки по мобилизации доходов в бюджетную систему, правильности возмещения из соответствующих бюджетов уплаченных налогов.
По материалам проверки органы Федерального казначейства направляют предписания в налоговые органы на взыскание с предприятий, организаций и учреждений в бесспорном порядке средств, выделенных из федерального бюджета, средств этого бюджета, направленных в целевые федеральные бюджетные фонды, используемых не по целевому назначению, и штрафов за такие нарушения. В том же порядке взыскиваются штрафы, налагаемые на кредитные организации за несвоевременное исполнение ими платежных документов на перечисление и зачисление средств в доход федерального бюджета, в целевые федеральные бюджетные фонды либо средств из федерального бюджета и указанных фондов на счета получателей.
Совместным приказом Минфина, МВД и ФОБ России от 7 декабря 1999 г. № 89н/1033/717 утверждено Положение о порядке взаимодействия контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации при назначении и проведении ревизий (проверок). В соответствии с ним контрольно-ревизионные органы перечисленных ведомств в целях повышения эффективности организации работы по борьбе с правонарушениями в сфере экономики взаимодействуют на постоянной основе по вопросам организации, проведения и реализации материалов ревизий (проверок), а также обмена информацией по укреплению законности в области финансовой и бюджетной политики, разработки совместных методических рекомендаций, указаний при осуществлении контрольных функций, принятии совместных мер по единообразному применению финансового и бюджетного законодательства.
Приоритетным направлением в деятельности контрольно-ревизионных органов во взаимодействии с правоохранительными органами является контроль за целевым и рациональным использованием и сохранностью средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств.
Реализация этого взаимодействия осуществляется путем взаимного информирования по фактам выявленных нарушений в сфере экономики, осуществления рабочих контактов и оказания взаимопомощи по проводимым ревизиям (проверкам), а также путем создания в субъектах Федерации межведомственных рабочих групп на постоянной основе, основной задачей которых является оперативное рассмотрение всех вопросов совместных действий.
При проведении контрольно-ревизионной работы осуществляются следующие виды контрольных мероприятий: ревизия, проверка, предварительное изучение документов — в зависимости от основания их проведения (по инициативе контрольно-ревизионного органа либо по требованию правоохранительных органов).
По требованию должностного лица правоохранительного органа контрольно-ревизионный орган проводит ревизию (проверку) в отношении использования средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, доходов от имущества (в том числе от ценных бумаг), находящегося в федеральной собственности.
При наличии мотивированного постановления правоохранительного органа, вынесенного в соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства, а также по требованию прокурора контрольно-ревизионный орган проводит ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности организаций любых форм собственности.
Требования (обращения) о проведении ревизии и проверок подписываются руководителями правоохранительных органов. Ревизии и проверки предприятий и организаций любых форм собственности до возбуждения уголовных дел проводятся по обращениям органов МВД России и ФСБ России, подписанным руководителями главных управлений центрального аппарата или лицами, их замещающими, и руководителями территориальных органов в субъектах Федерации.
В постановлении (требовании) о назначении ревизии (проверки) излагаются признаки финансовых нарушений, определяются ревизуемый период и место проведения ревизии (проверки), указывается задание—перечень конкретных и входящих в компетенцию контрольно-ревизионных органов вопросов ревизии (проверки). Контрольно-ревизионные органы по требованиям правоохранительных органов принимают участие в предварительном изучении изъятых документов проверяемой организации при подготовке решений о проведении ревизии (проверки).
Руководитель контрольно-ревизионного органа, получив требование правоохранительного органа о проведении ревизии (проверки), должен в 10-дневный срок направить ответ о возможности и сроках начала проведения ревизии (проверки). В случае неполноты представленных материалов контрольно-ревизионный орган запрашивает у правоохранительных органов дополнительные материалы.
Контрольно-ревизионные органы рассматривают требования правоохранительных органов и проводят ревизии (проверки) по этим обращениям в порядке очередности их поступления.
При возникновении у правоохранительного органа необходимости проведения внеочередной ревизии (проверки) контрольно-ревизионный орган совместно с правоохранительным органом, по заданию которого уже проводится ревизия (проверка), решают вопрос о приоритетности ее проведения, что оформляется совместным решением.
При проведении ревизии (проверки) в помещении правоохранительного органа по изъятым им документам проверяющим должно быть предоставлено отдельное рабочее помещение с необходимым техническим обеспечением. Проверяющим даются необходимые пояснения по вопросам, относящимся к проведению ревизии (проверки), принимаются меры по получению дополнительных материалов.
В случае отказа должностных лиц предоставить необходимые документы либо в случае возникновения иных препятствий при проведении ревизии (проверки) контрольно-ревизионный орган сообщает об этих фактах в правоохранительный орган, по поручению которого проводится ревизия (проверка). Правоохранительный орган способствует беспрепятственному и своевременному предоставлению проверяющим необходимых документов, в соответствии с законодательством принимает меры по обеспечению личной безопасности проверяющих и близких к ним лиц, предупреждает возможное противодействие со стороны ревизуемой организации. Проверяющие своевременно информируют правоохранительный орган об угрозе личной безопасности, о ставших известными действиях ревизуемой организации по противодействию проведению ревизии (проверки), выполняют рекомендации правоохранительного органа по указанным вопросам.
В процессе предварительного изучения документов и подготовки программы проведения ревизии (проверки) проверяющие определяют наличие и комплектность представленных материалов ревизуемой организации (документов бухгалтерского учета и отчетности, учредительных, регистрационных, плановых и других документов). При этом принимаются только подлинные документы, соответствующие нормам и стандартам, установленным законодательством.
В случае неудовлетворительного состояния бухгалтерского учета в ревизуемой организации или отсутствия необходимых документов руководство контрольно-ревизионного органа вправе направить в правоохранительный орган соответствующие материалы для принятия мер к должностным лицам, ответственным за ведение бухгалтерского учета, а также мотивированное решение о приостановлении проведения ревизии (проверки) до полного восстановления бухгалтерского учета.
По итогам предварительного изучения документов и в рамках постановления (требования) о проведении ревизии (проверки) контрольно-ревизионным органом составляется программа проведения ревизии (проверки), которая согласовывается с лицом, вынесшим постановление (требование) о ее назначении, и утверждается руководством контрольно-ревизионного органа.
В процессе согласования уточняются вопросы, относящиеся к компетенции контрольно-ревизионного органа, круг должностных и материально ответственных лиц ревизуемой организации, присутствие которых необходимо при производстве ревизии (проверки), а также специалистов (экспертов) других ведомств и организаций, привлечение которых необходимо для проведения проверок и экспертиз, дачи заключений по вопросам, не входящим в компетенцию контрольно-ревизионных органов. Привлечение этих специалистов и получение материалов их проверок осуществляются правоохранительным органом, назначившим ревизию (проверку).
При проведении ревизии (проверки) правоохранительный орган обеспечивает поиск адресов местонахождения ревизуемой организации по запросам проверяющих, присутствие должностных, материально ответственных лиц либо лиц, выполняющих управленческие функции ревизуемой организации, работающих как во время проведения ревизии (проверки), так и в другие периоды, и получение объяснений от них.
Контрольно-ревизионный орган при необходимости и по согласованию с правоохранительным органом в рамках своей компетенции проводит встречные проверки в предприятиях и организациях, осуществляющих взаимные расчеты с ревизуемой организацией.
В случае, когда такие проверки выходят за рамки постановлений (требований) правоохранительного органа, им может быть вынесено новое постановление (направлено требование). Правоохранительный орган оказывает содействие в организации таких проверок, предоставляет необходимую информацию о местонахождении предприятий и организаций, организует взаимодействие с проверяющим в месте их проведения, при необходимости и наличии возможностей обеспечивает транспортом.
Правоохранительный орган оказывает также содействие в получении объяснений от должностных и материально ответственных лиц.
Проверяющие в ходе ревизии (проверки) могут ставить перед правоохранительным органом вопрос о корректировке программы ревизии (проверки) по содержанию и срокам.
Такие корректировки допускаются только по согласию руководства контрольно-ревизионного органа и лица, вынесшего постановление (требование) о назначении ревизии (проверки).
При проведении ревизии (проверки) или предварительном изучении документов проверяющие сохраняют оперативное подчинение руководству контрольно-ревизионного органа и исполняют контрольные действия в рамках программы проведения ревизии (проверки) на самостоятельной плановой и методологической основе.
При наличии оснований правоохранительный орган вправе обратиться в контрольно-ревизионный орган с просьбой о замене ревизоров, участвующих в проверке. Руководитель контрольно-ревизионного органа сообщает о принятом решении не позднее 10 дней с момента поступления такой просьбы. Руководитель контрольно-ревизионного органа не вправе без согласования с правоохранительным органом отстранять проверяющего или использовать его на других проверках, а также давать проверяющему указания (в период проверки), которые выходят за рамки ревизии (проверки) или сужают их.
Результаты ревизии (проверки) оформляются актом с приложением к нему документов, копий документов, объяснений должностных и материально ответственных лиц, на которые делаются соответствующие ссылки в тексте акта. Акты ревизий (проверок), проводимых по инициативе контрольно-ревизионного органа, в которых выявлены факты правонарушений в сфере экономики, передаются в правоохранительный орган в 10-дневный срок после завершения их оформления.
Передаваемые материалы должны содержать:
— письменное сообщение за подписью руководителя (заместителя) контрольно-ревизионного органа, в котором кратко излагается суть выявленных нарушений законодательства;
—подлинник акта ревизии (проверки), оформленный и подписанный надлежащим образом, другие ревизионные материалы (приложения к акту), подтверждающие выявленные нарушения;
— объяснения и возражения должностных лиц по акту ревизии (проверки);
—письменные заключения проверяющих (при наличии возражений по акту).
Правоохранительный орган при получении материалов по результатам проведенных ревизий (проверок) в установленные сроки рассматривает их и при наличии оснований осуществляет действия, предусмотренные ст. 109 УПК РСФСР, а также информирует контрольно-ревизионный орган о принятых мерах.
Переданные в правоохранительные органы материалы ревизий (проверок), проводимых по инициативе контрольно-ревизионного органа, не содержащие основания для принятия этими органами соответствующих мер, должны быть возвращены (переданы) в контрольно-ревизионный орган в 10-дневный срок после соответствующего решения по результатам их рассмотрения.
Предоставление контрольно-ревизионным органом копий материалов проведенных ранее ревизий (проверок) осуществляется по запросам правоохранительного органа, подписанным соответствующими должностными лицами.
При возникновении необходимости получения новых сведений, которые не были исследованы в процессе ревизии, правоохранительный орган может в установленном выше порядке обратиться в контрольно-ревизионный орган по вопросу проведения дополнительной ревизии (проверки).

Лекция 16
Ответственность за нарушение
бюджетного законодательства

Понятие ответственности за нарушение
бюджетного законодательства
Ответственность за нарушение бюджетного законодательства (бюджетная ответственность) является одной из разновидностей финансовой ответственности, поэтому обладает всеми важнейшими признаками последней. В первую очередь это проявляется в общности оснований ответственности, санкций, последствий их применения и процессуальных форм.

<< Предыдущая

стр. 9
(из 12 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>