<< Предыдущая

стр. 2
(из 5 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>


Однако, несмотря на присваиваемый благотворительной организации статус «освобож-
денной от налога», так называемый «несвязанный коммерческий доход» (то есть не
относящийся к выполнению организацией своих основных целей) все же облагается
налогом на общих основаниях (Sec. 501(b)).


Все благотворительные организации обязаны сдавать государственную отчетность о своей дея-
тельности, а, кроме того, предоставлять копию отчета любому желающему по запросу.


Благотворительные организации могут либо вести свою собственную деятельность, соответствую-
щую вышеприведенному определению из кодекса (например, церкви или школы), либо только
аккумулировать средства и передавать их конечным получателям. Такими конечными получате-
лями могут быть как другие благотворительные организации, так и обычные организации, кото-
рым выделяются гранты на программы, цели которых соответствуют тому же определению. До-
пускаются и гранты физическим лицам, но при выполнении определенных условий (в том числе
отсутствие дискриминации при предоставлении грантов).


Публичные благотворительные организации и частные фонды


Далее, благотворительные организации подразделяются на частные и публичные. И те, и другие
освобождены от налога на доход, однако за частными государство присматривает в некотором
смысле внимательнее, чем за публичными, с целью предотвращения злоупотреблений льготами.

Page 5
© ROCHE & DUFFAY 2003
Перепечатка и иное копирование материалов допускается
только с письменного разрешения Roche & Duffay
www.roche-duffay.ru Charity



Под публичными понимаются благотворительные организации, имеющие существенную общест-
венную (либо государственную) поддержку, то есть финансируемые не одним или несколькими
учредителями, а широкой публикой (более чем на треть). Кроме того, некоторые организации
приравниваются к публичным благотворительным организациям по определению, в том числе
церкви и церковные ассоциации, и, при выполнении некоторых условий, публичные образова-
тельные и медицинские учреждения.


Все остальные благотворительные организации классифицируются как «частные фонды» (Sec.
509(a)). Слово «фонд» в данном случае не указывает на конкретную юридическую форму органи-
зации: это может быть собственно фонд, клуб, ассоциация, бесприбыльная корпорация. «Частный
фонд» здесь – термин, обозначающий налоговый статус организации. Подавляющее большинство
освобожденных от налога организаций США принадлежит именно к этой категории. (Хотя подав-
ляющее большинство пожертвований, напротив, направляется в публичные благотворительные
организации.)


Частные фонды, в свою очередь, делятся на несколько категорий. Так называемые оперативные
фонды ведут собственную содержательную деятельность: проведение научных исследований,
образовательных программ, содержание музеев и т.п. Более типичная для корпоративного или
семейного фонда форма – неоперативный фонд. Неоперативный фонд не ведет подобной дея-
тельности, а лишь аккумулирует средства и участвует в финансировании других благотворитель-
ных организаций (в том числе оперативных фондов, церквей, школ и др.) путем предоставления
им грантов (целевых субсидий). Разновидностью неоперативного фонда является фонд транзит-
ного типа, предназначенный исключительно для передачи другим (публичным) благотворитель-
ным организациям всех пожертвований и доходов, полученных в течение финансового года, без
аккумулирования средств. К разным видам фондов применяются несколько отличающиеся нало-
говые правила, прежде всего для определения того, какой процент своего дохода им может по-
жертвовать благотворитель с получением налогового вычета (по общему правилу, частному фонду
– 30%, оперативному или транзитному – 50%).


Все частные фонды, несмотря на освобождение от налога на доход, подлежат обложению акциз-
ным налогом в размере 2% от их инвестиционного дохода (то есть дохода, полученного от вложе-
ния имеющихся в распоряжении фонда средств). При выполнении некоторых условий, связанных
с размером ежегодных благотворительных расходов фонда, этот налог снижается до 1%.


Кроме того, для частных фондов, в отличие от публичных, существуют обязательные распредели-
тельные нормативы: фонд должен ежегодно распределять не менее 5% своих активов на благо-
творительные нужды, в противном случае его ждут штрафные налоговые санкции (15% недорас-
пределенного дохода, в случае повторного нарушения – 100%).


Сделки частного фонда с его руководителями и основными вкладчиками, такие как купля-
продажа имущества, займы, а также выплата завышенной зарплаты, запрещены - также под угро-
зой штрафных налоговых санкций. Запрещаются частному фонду и «чрезмерные коммерческие
вклады» (более 20% акций того или иного коммерческого предприятия). Есть и ряд других огра-
ничений, на которых мы не будем останавливаться. А вот для публичных фондов все упомянутые
акцизные налоги и ограничения не действуют.


Наконец, частные фонды по закону обязаны внимательно следить за использованием своих вы-
плат: если средства распределяются другой организации в виде гранта, то следует потребовать у
получателя отчета об использовании денег, для подтверждения их целевого использования (Sec.

Page 6
© ROCHE & DUFFAY 2003
Перепечатка и иное копирование материалов допускается
только с письменного разрешения Roche & Duffay
www.roche-duffay.ru Charity



4945). Впрочем, при выделении средств публичной благотворительной организации этого делать
не требуется.


Таким образом, ситуация с регулированием благотворительных фондов в некотором смысле об-
ратная той, что имеет место, скажем, для инвестиционных фондов. Если публичные инвестицион-
ные фонды, привлекающие средства широкой публики для последующих инвестиций, регулиру-
ются более жестко, чем частные, привлекающие средства ограниченного числа лиц, то для благо-
творительных фондов сам факт их публичности, то есть широкой народной поддержки, считается
своего рода гарантией благонадежности и основанием для освобождения от излишнего государст-
венного контроля.


Это не значит, что руководство публичных фондов действует безо всякого надзора, просто кон-
троль осуществляется прежде всего самими вкладчиками, а не государством. Кроме того, если все
же обнаружится (скажем, при аудите), что деньги использовались не на благотворительные нуж-
ды, организация рискует, как минимум, лишиться налоговых льгот. В более тяжелых случаях (на-
пример, финансирование организаций, признанных террористическими) возможно также граж-
данское и уголовное преследование - как самой организации, так и ее руководителей.


Большинство упомянутых выше жестких мер в отношении частных фондов было принято в ходе
налоговой реформы 1969 года. Раньше такие фонды зачастую использовались в целях, далеких от
благотворительных (синекура беспутному сыну, финансирование собственных поездок на курорт
и т.п.), но теперь американское государство подобную «благотворительность» не субсидирует.


Благотворительные выплаты за рубеж


Для нас, быть может, наиболее интересен вопрос налогообложения благотворительных выплат
резидентов США зарубежным получателям. Американцы освобождены от налога на дарение при
выплатах зарубежным благотворительным организациям (определяемым как таковые по амери-
канскому, а не местному законодательству).


Однако, увы, при прямых выплатах за рубеж никаких налоговых вычетов резиденты США не по-
лучают: для вычета средства должны передаваться благотворительной организации, «созданной
или организованной» в США (Sec. 170(c)(2)).


Но благотворительным организациям США это обстоятельство не мешает делать выплаты за гра-
ницу: в налоговом вычете они не нуждаются, так как вообще освобождены от налога. Это не зна-
чит, что деньги переводятся бесконтрольно. Частный фонд должен собрать немало бумаг, чтобы
подтвердить государству благотворительный характер своих зарубежных расходов. Публичная
благотворительная организация формально не обязана предоставлять государству такого отчета,
но обычно документы все равно необходимы, хотя бы для внутреннего аудита.


Что касается частных фондов, то у них есть две альтернативные возможности подтвердить закон-
ность своих зарубежных выплат.


Во-первых, пожертвования могут направляться в адрес зарубежной публичной благотворительной
организации. Это – само по себе достаточное основание для признания выплаты благотворитель-
ной, но при этом фонд должен документально подтвердить и благотворительный, и публичный
статус зарубежной организации, причем в смысле американского законодательства (см. выше). А
именно, надо доказать, что цели организации – религиозные, благотворительные, научные, лите-

Page 7
© ROCHE & DUFFAY 2003
Перепечатка и иное копирование материалов допускается
только с письменного разрешения Roche & Duffay
www.roche-duffay.ru Charity



ратурные или образовательные, или развитие любительского спорта, или предотвращение
жестокости к детям или животным; что никакая часть дохода организации не достается ее
акционерам или другим физическим лицам; что она не занимается политической деятельностью.
Публичный статус может подтверждаться долей доходов организации, получаемой от широкой
публики (не менее трети). Некоторые организации (церкви, школы, больницы), как упоминалось,
считаются публичными по определению, но при выполнении определенных условий (например,
школа не должна практиковать дискриминации). Сбор, перевод и юридическая интерпретация
необходимых для доказательства документов может оказаться тяжелой задачей для частного
фонда. Впрочем, эти хлопоты может взять на себя сама зарубежная организация, выпустив
аффидевит (письменное подтверждение) по установленной в США форме.


Во-вторых, если зарубежная организация не удовлетворяет этим условиям (или не подтверждаю-
щих это документов), частный фонд сам несет ответственность за целевое использование выде-
ленных ей средств. Это, в частности, означает, что он должен потребовать от получателя средств
и представить американским налоговым властям письменный отчет об использовании гранта, под-
тверждающий его благотворительное назначение. (Впрочем, как упоминалось, то же касается и
грантов, предоставляемых в самих США.)


Если частный фонд не представил требуемые документы (по одному из двух вариантов), выплата
за рубеж облагается так называемым акцизным налогом, а по существу, штрафом, налагаемым
как на сам фонд, так и на его руководство. Если нарушение не исправлено, штраф затем много-
кратно увеличивается.


Таким образом, благотворительные выплаты за рубеж попадают под льготы, только если они де-
лаются не напрямую, а через благотворительные организации (фонды). Цель этого – сосредото-
чить государственный контроль выплат на уровне фондов, а не отдельных физических лиц. Осо-
бенно тщательно и в этом случае контролируются частные фонды.




Page 8
© ROCHE & DUFFAY 2003
Перепечатка и иное копирование материалов допускается
только с письменного разрешения Roche & Duffay
www.roche-duffay.ru Charity




Пример


Рассмотрим простой пример (основанный на реальных фактах). Российская балерина, эмигриро-
вавшая в США, решила оказать финансовую помощь родному Театру, причем поставив ее на ре-
гулярную основу. Речь шла о довольно солидных суммах (в противном случае не имеет смысла и
построение налоговых схем). Обнаружив, что прямые выплаты Театру не дают ей права на нало-
говый вычет в США, она стала рассматривать схемы с использованием американских благотвори-
тельных фондов. Очевидно, существуют четыре основных варианта.


1. Выплаты через существующий публичный фонд


После переговоров с одним из публичных фондов выяснилось, что он готов предоставить свои
услуги по передаче пожертвования Театру в единовременном порядке, но организация регу-
лярных платежей не соответствует его политике, а также уставным документам, предпола-
гающим региональный характер фонда.


2. Выплаты через существующий частный фонд


В этом случае обычно тоже возможны в лучшем случае разовые выплаты. Как выяснилось,
если организация осуществляет чисто транзитные функции, просто переводя пожертвования
благотворителя за рубеж, налоговая служба США не признает такие пожертвования налого-
вым вычетом.


Page 9
© ROCHE & DUFFAY 2003
Перепечатка и иное копирование материалов допускается
только с письменного разрешения Roche & Duffay
www.roche-duffay.ru Charity



3. Создание публичного фонда


Можно создать публичный «фонд поддержки Театра». Такой фонд может субсидировать Театр
без особых формальностей. Однако его создание сопряжено с организационными сложностя-
ми, а, кроме того, необходимо проводить регулярные компании по сбору средств. Если пуб-
личные сборы окажутся недостаточными, публичный статус фонда будет потерян.


4. Создание частного фонда


Наиболее прямой вариант – создание в США частного «фонда друзей Театра». Как упомина-
лось, такой фонд не может просто транслировать деньги Театру. Чтобы пожертвования ему
признавались налоговым вычетом, должен быть выполнен ряд условий, в том числе следую-
щие:


- наличие независимых уставных целей (не просто передача денег Театру);


- независимость руководства фонда от руководства Театра;


<< Предыдущая

стр. 2
(из 5 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>