<< Предыдущая

стр. 5
(из 5 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

мо, в силу более позднего утверждения. (Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2002 г.
N 923)


Гранты предоставляются на осуществление конкретных программ в области образования, искус-
ства, культуры, охраны окружающей среды, а также на проведение конкретных научных исследо-
ваний. Гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным пре-
доставлением ему отчета о целевом использовании средств.


Как видим, список допустимых целей гранта уже, чем целей благотворительной деятельности, так
что не любое благотворительное пожертвование можно оформить как грант. Тем не менее обычно
именно грант является наиболее естественной формой отношений между благотворительной орга-
низацией и юридическим лицом - получателем средств.


Заметим, что из текста статьи не вполне очевидно, любая ли российская некоммерческая органи-
зация может предоставить (безналоговый) грант юридическому лицу, или же эти организации
тоже должны утверждаться списком, как и иностранные. Судя по отсутствию запятой перед пред-
логом «по» (см. вышеприведенную цитату), все-таки первое. Во всяком случае, такого списка
российских организаций правительство не утверждало. А вот гранты от физических лиц, как рос-
сийских, так и иностранных, не подлежат налогообложению независимо ни от каких списков.


Зато сама статья НК особо оговаривает, что освобождено от налога на прибыль целевое финанси-
рование (не обязательно в форме гранта), полученное от пяти поименованных прямо в ней рос-
сийских фондов: Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда техно-
логического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию
малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных
инноваций.


Местные льготы


Все перечисленные льготы предоставляются для благотворительной деятельности федеральным
законодательством. Кроме того, возможны местные льготы для благотворительных организаций:
полное или частичное освобождение от местных налогов или местной части федеральных нало-
гов, а также льготы по лицензированию, аренде, оплате коммунальных услуг и т.п.


Так, согласно московскому закону, в Москве полностью освобождены от налога на имущество
«благотворительные фонды (организации)». Видимо, под этой формулировкой все-таки следует
понимать благотворительные организации в любой юридической форме (напомним, что по феде-
ральному закону льгота по налогу на имущество действует только для общественных объедине-
ний, причем не ведущих предпринимательской деятельности). (Закон г. Москвы от 2 марта 1994 г.
N 2-17 «О ставках и льготах по налогу на имущество предприятий»)


Однако местные льготы предполагают и местное регулирование. В Москве для получения права
на льготы благотворительная организация должна получить «паспорт» в Благотворительном сове-
те Москвы, который затем контролирует ее деятельность наряду с государственными органами.


Пример




Page 19
© ROCHE & DUFFAY 2003
Перепечатка и иное копирование материалов допускается
только с письменного разрешения Roche & Duffay
www.roche-duffay.ru Charity



Предприниматель решил оказать помощь российскому университету, где он когда-то учился. По-
мощь оказывается от лица зарубежной компании, контролируемой предпринимателем. Возможны
несколько вариантов.


1. Компания финансирует университет напрямую


Субсидии облагаются налогом на прибыль (так как зарубежная компания не входит в утвер-
жденный правительством список). Если университет затем выплачивает деньги сотрудникам,
эти выплаты дополнительно облагаются налогом на доходы и ЕСН.


2. Компания предоставляет гранты сотрудникам университета на научные исследования


Гранты облагаются налогом на доход (уплачивается сотрудниками самостоятельно), но не
ЕСН. Однако в случае регулярных выплат налоговые органы могут поставить вопрос о при-
знании их зарплатой (с обложением ЕСН).


3. Предоставление грантов через признанный фонд


Для снижения потерь можно попробовать договориться о предоставлении субсидий не напря-
мую, а через признанные организации, гранты от которых не облагаются налогом на прибыль
и (или) доход. Сюда относятся упоминавшиеся выше 88 зарубежных организаций и 5 россий-
ских фондов (по НДФЛ – только 72 иностранных). Однако следует иметь в виду, что простое
транслирование средств донора может противоречить политике фонда и (или) законам соот-
ветствующей страны.


4. Создание российского благотворительного фонда


В этом случае выплаты от имени зарубежной компании делаются в созданный российский
фонд (при этом они не облагаются налогом на прибыль), а фонд далее выдает гранты уни-
верситету или его сотрудникам.


Как обсуждалось выше, из текста НК не вполне ясно, освобождены ли гранты, получаемые
университетом от такого фонда, от налога на прибыль, или нет. Во всяком случае, есть шанс
доказать в суде, что освобождены. (В этом и состоит основное, хотя и шаткое, налоговое пре-
имущество данной схемы.)


Гранты физическим лицам облагаются налогом на доход (он удерживается и уплачивается в
бюджет фондом), но не ЕСН (с теми же оговорками, что и в п.2). Если фонд имеет статус
«фонда поддержки образования и науки», это дает дополнительные гарантии освобождения
от ЕСН при выплатах преподавателям и учащимся университета.


ВЫВОДЫ


Как видим, система налоговых льгот для благотворительной деятельности в России гораздо менее
проработана, чем, скажем, в США. Пожертвования благотворительным организациям, как ни
странно, вообще не попадают под льготы (во всяком случае, при буквальной трактовке положе-
ний НК); налоговые вычеты благотворителям – юридическим лицам отсутствуют; школы, больни-
цы и т.д. облагаются, вообще говоря, налогом на прибыль; гранты, как правило, облагаются нало-
гами на уровне получателя. Многие формулировки НК страдают неопределенностью, а убедитель-


Page 20
© ROCHE & DUFFAY 2003
Перепечатка и иное копирование материалов допускается
только с письменного разрешения Roche & Duffay
www.roche-duffay.ru Charity



ная арбитражная практика отсутствует. В таких условиях говорить о налоговом планировании
благотворительной деятельности вообще несколько затруднительно. Что, впрочем, не мешает за-
ниматься благотворительностью тем, кто этого действительно желает: просто часть их пожертво-
ваний достается государству, а не тем, кому они предназначались.


В США, напротив, система льгот довольно стройная, но при этом деятельность частных благотво-
рительных фондов весьма плотно контролируется государством (возможно, даже чрезмерно). Ра-
зумеется, при построении американцами схем своей благотворительной деятельности налоговые
соображения играют не последнюю роль.


Настоящая статья носит обзорный характер и не претендует на всеобщность. В ней рассматрива-
ются лишь две страны (и всего по одному простому примеру на каждую из них). Однако в между-
народной благотворительной деятельности применяемые схемы довольно разнообразны, а выбор
юрисдикции для создания благотворительных фондов не ограничен лишь страной местонахожде-
ния донора или благополучателя. В частности, довольно широко распространено создание благо-
творительных трастов и фондов в таких офшорных юрисдикциях как Остров Мэн или Джерси. А,
например, фонд содействия Института «Открытое общество» Джорджа Сороса зарегистрирован в
Лихтенштейне. В каждом конкретном случае для выбора оптимальной схемы деятельности необ-
ходимо получить профессиональную консультацию.




Материал подготовлен компанией Roche & Duffay
тел. (095) 790-2660; 924-1300




Page 21
© ROCHE & DUFFAY 2003
Перепечатка и иное копирование материалов допускается
только с письменного разрешения Roche & Duffay

<< Предыдущая

стр. 5
(из 5 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ