<< Предыдущая

стр. 40
(из 50 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Различие между двумя видами послешкольного обучения
and Seater J.J., 1978, p. 518-525 и Kim J., 1991).
вскоре привело к плодотворной дискуссии о степени, в кото-
рой подготовка воплощается или не воплощается в индивиду-
альных рабочих, но оно не вдохновило новых эмпирических
Границы программы
исследований трудового обучения (Blaug M., 1972, р. 191—199).
Отчасти это связано с тем, что всегда нелегко отделить беззат-
Если рассмотреть все эти темы вместе, то программа дает
ратное обучение в процессе работы от неформального обуче-
практически полное объяснение детерминант заработной пла-
ния без отрыва от производства и формального обучения с от-
ты; она предсказывает уменьшение инвестиций в человеческий
рывом от производства, но на фирме (формальное обучение
капитал с возрастом и, следовательно, выпуклую вверх кривую
работников вне фирмы в рамках программ переподготовки кад-
пожизненных заработков. Неудивительно, что основная масса
ров является еще одной разновидностью "подготовки"). В ос-
эмпирических работ, вдохновленных концепцией человеческо-
тальном акцент Беккера на обучении как результате выбора
го капитала, приняла форму регрессий заработной платы инди-
работниками профессиональной области игнорировал слож-
видов от объясняющих переменных типа природных способнос-
ные вопросы о предложении услуг обучения фирмами с хоро-
тей, социального происхождения, места проживания, продол-
шо развитыми "внутренними рынками труда". В конечном сче-
жительности обучения, опыта работы, профессии и т.д. —
те едва ли можно сказать, что подход к трудовому обучению с
построения так называемой функции заработной платы.
позиции теории человеческого капитала когда-либо подвергался
Порой во всех этих исследованиях трудно увидеть, какая,
решительной эмпирической проверке.
собственно, гипотеза проверяется помимо той, что образова-
Проблема миграции вызывает похожие затруднения в оцен-
ние и опыт работы являются более важными факторами, чем
ке успеха или неудачи теории. Существует богатая экономи-
природные способности и социальное происхождение. Опыт
ческая и социологическая литература по межрегиональной миг-
работы в свою очередь был сведен к формированию человечес-
рации, уходящая корнями в XIX и даже в XVIII в., к которой
кого капитала утверждением, что индивиды склонны инвести-
подход с позиций теории человеческого капитала мало что
ч
ровать в себя по окончании школы, выбирая профессии, пред-
добавляет, за исключением, пожалуй, акцента на роли меж-
полагающие общую подготовку; поступая так, они сокра-
региональных различий в уровнях реального дохода. Не при-
щают свои начальные заработки ниже альтернативно возможных
ходится сомневаться в том, что недавние эмпирические рабо-
в обмен на более высокие заработки в будущем, когда обуче-
ты о миграции испытали глубокое влияние аргументов тео-
ние начнет окупаться. Короче говоря, темп роста заработка по
рии человеческого капитала, но оценка эмпирического статуса
исследовательской программы человеческого капитала в об- мере роста опыта работы сам по себе является предметом ин-
ласти миграции является отнюдь не простой задачей (впро- дивидуального выбора. К сожалению, на практике невозможно
чем, см. Greenwood M.J., 1975). отделить влияние таких послешкольных инвестиций от инвес-
тиций в формальное образование, если не предполагать, что
Итак, нам остаются проблемы здравоохранения, трудоуст-
все предельные частные нормы отдачи на послешкольные и
ройства и информационных сетей на рынке труда. Взрывной
школьные инвестиции равны. Однако мы располагаем убеди-
рост экономической теории здравоохранения в последние годы
тельными свидетельствами в пользу того, что нормы отдачи на
и недавние разработки в области теории поиска работы на рынке

325
324
Теория человеческого капитала
Глава 13

ким уровнем образования при условии, что связанные с об-
разные виды человеческого капитала не выравниваются, или,
разованием дополнительные заработки могут снижаться. По-
иными словами, что равновесие на рынках человеческого ка-
скольку образовательные стандарты найма для различных
питала никогда не достигается. В итоге верно будет сказать, что
профессий являются не техническими константами, но ско-
по сей день нам приходилось довольствоваться нормами до-
рее искомыми переменными задачи, не имеет большого значе-
ходности на человеческий капитал, составляющими среднюю
ния, поглощаются ли более образованные работники менее
между нормой доходности формального образования и норма-
высокооплачиваемыми профессиями при неизменных сред-
ми доходности разных форм трудового обучения.
них заработках для каждой профессии, или той же професси-
Резюмируя, можно сказать, что исследовательская програм-
ей, что и раньше, при более низких средних заработках; ме-
ма человеческого капитала продемонстрировала поистине уди-
ханизм одинаково хорошо работает и в случае, когда зара-
вительную плодовитость, породив новые исследовательские
ботная плата определяется характером работы, и в случае,
проекты практически в каждом направлении экономической
когда она определяется характеристиками работников. В лю-
теории. Тем не менее обзор ее достижений на сегодняшний
бом случае внутри профессий существует достаточный раз-
день показывает, что программа не слишком хорошо "корробо-
брос заработков, чтобы предположить, что одновременно
рирована" в попперовском смысле (Blaug M., 1976; Rosen S.,
имеют место оба этих эффекта; к тому же профессии могут
1977). Конечно, это не причина отказываться отданной иссле-
измениться так, что исчезнут всякие основы для сравнений
довательской программы. Верить, что научно-исследователь-
между старыми и новыми профессиями. Короче говоря, нич-
ские программы отбрасываются при первом опровержении, оз-
то так не чуждо исследовательской программе человеческого
начает становиться жертвой "наивного фальсификационизма".
капитала, как понятие технически заданных образовательных
Для того, чтобы отказаться от научно-исследовательской про-
требований для различных профессий, из которого исходят
граммы требуются, во-первых, неоднократные опровержения,
люди, прогнозирующие занятость в разных отраслях.
во-вторых, сбивающее с толку "размножение" корректировок
Эти саморегулирующиеся рынки труда могут работать без
ad hoc, призванных избежать этих опровержений, и, в-третьих,
сбоев, поддерживая спрос на образованных работников на од-
конкурирующая программа, которая претендует на объяснение
ном уровне с предложением, или со сбоями, но они вообще
тех же фактов с помощью другой, но не менее мощной теоре-
не будут работать, если работодатели, при прочих равных ус-
тической схемы. Подобная альтернатива исследовательской про-
ловиях, не будут предпочитать более образованных работников
грамме человеческого капитала сейчас, возможно, уже появи-
менее образованным. Исследовательская программа человече-
лась. Речь идет о так называемой гипотезе скрининга, или кре-
ского капитала ничего не говорит о том, почему в предпочте-
денциализме, которые в некоторых своих версиях связаны с новой
ниях работодателей должно существовать такое постоянное
теорией двойных рынков труда, или сегментации рынка труда.
х
смещение, — возможно, образованные работники обладают
Корнями это новое направление уходит в теорию принятия
редкими когнитивными навыками, возможно, они обладают
решений в условиях неопределенности, и своим распростране-
необходимыми личностными чертами, например, увереннос-
нием оно обязано открытию, что процесс найма работников
тью в себе и целеустремленностью, а возможно, своим уров-
является только видом более обширного рода проблем, свя-
нем образования они сигнализируют о готовности соблюдать
занных с выбором покупателей или продавцов в условиях не-
организационные правила. Но какой бы ни была причина по-
адекватной информации об их характеристиках.
добного предпочтения, остается фактом, что никакие из этих
желательных атрибутов не могут быть точно известны в момент
найма. Перед работодателем, следовательно, встает проблема
Гипотеза скрининга
отбора: поскольку он не может точно предсказать будущую
производительность соискателей, он склоняется к использо-
Согласно теории человеческого капитала, рынок труда спо-
ванию уровня образования как скринингового, фильтрующе-
собен постоянно поглощать работников со все более высо-

327
326
Теория человеческого капитала
Глава 13

держек текучести кадров на фирме в целом. Вследствие этого
го "устройства", с помощью которого можно судить о спо-
отделы функционируют с достаточной степенью "расслаблен-
собностях новых работников, их целеустремленности и, воз-
ности" (slack) в отношении рабочей силы, чтобы обеспечить
можно, социальном происхождении, то есть скорее о чертах
каждому вновь нанятому работнику четко определенную по-
личности, чем о когнитивных навыках; последние в основ-
следовательность продвижений по службе за его рабочую карь-
ном приобретаются во время работы, и, следовательно, ра-
еру. Таким образом, разновидность статистической дискрими-
ботодатели в первую очередь озабочены отбором соискателей
с наибольшей обучаемостью. Может быть, это и не вся суть нации, основанной на документально зафиксированных рега-
проблемы, но во всяком случае существенная ее часть. А раз лиях, которая в слабой версии креденциализма определяет
так, то за наблюдаемой корреляцией между заработками и стартовый уровень заработной платы, распространяется на по-
продолжительностью обучения, которая занимает такое замет- жизненные заработки. Аргументация усиливается введением раз-
ное место в работах теоретиков человеческого капитала, мо- нообразных "институциональных" факторов, таких, как склон-
жет скрываться более фундаментальная корреляция между об- ность нанимателей-монопсонистов делить издержки специаль-
разованием и свойствами, характеризующими обучаемость. ной подготовки с работниками, реакция фирм на циклические
Вклад образования в экономический рост, таким образом, спады с лагами, эффекты коллективного торга, проявляющиеся
состоит просто в том, что оно служит своего рода "устрой- в стимулировании замещения менее образованных работников
ством", с помощью которого работодатели осуществляют от- более образованными, и феномен креденциализма продавцов,
бор, и мы можем задать вопрос, является ли формальное об- когда профессиональные союзы настаивают на росте образова-
разование наиболее эффективным механизмом, который мы тельных требований в соответствии с законодательством о го-
могли бы создать для данной цели. В этом заключается так сударственных лицензиях.
называемая гипотеза скрининга, или теория креденциализма, Из теории креденциализма, особенно в ее усиленной вер-
которая, в том или ином виде, уже излагалась многими авто- сии, похоже, следуют радикальные выводы для образователь-
рами (см. Blaug M., 1976, р. 846). ной политики. Например, предполагается, что экспансия выс-
шего образования вряд ли окажет большое воздействие на раз-
В качестве возражения можно заметить, что этот тезис лег-
личия в заработной плате, поскольку возросший приток
ко объясняет начальную заработную плату, но с трудом объяс-
выпускников колледжей просто вызовет рост стандартов найма:
няет заработки работников со стажем. Ведь заработки тесно
в абсолютном выражении выпускникам колледжей станет хуже,
коррелируют не только с продолжительностью обучения, но и
но хуже станет и выпускникам средних школ, и, следователь-
с опытом работы. В отношении работников со стажем у работода-
но, разрывы в оплате труда останутся примерно теми же. Од-
теля были все возможности собрать независимую информацию
нако в этом аргументе нет ничего, что было бы несовместимо
об их производительности, не полагаясь на данные об образова-
с теорией человеческого капитала. Вопрос состоит в том, мо-
нии. Между прочим, факты свидетельствуют о том, что корре-
жет ли любой индивид достичь любого уровня образования,
ляция между заработками и продолжительностью образования
реально увеличивается на протяжении первых 10—15-ти лет что подразумевает, что выпускники колледжей являются совер-
работы, что затруднительно объяснить этой слабой версией шенными заменителями выпускников средних школ, а те —
гипотезы скрининга (см. Blaug M., 1976, р. 846). выпускников начальных школ, и, следовательно, образова-
тельная система является просто произвольно выбранным скри-
Более мощная версия креденциализма, однако, позволяет
нинговым механизмом. Даже в такой экстремальной версии
преодолеть эти затруднения, вводя соображение, что о дости-
креденциализма мы видим все то же объяснение спроса на
жениях работников в фирмах обычно судят на уровне отделов.
образование, заимствованное из теории человеческого капи-
Каждый иерархически организованный отдел имеет свой соб-
тала: осуществление нанимателями отбора по образователь-
ственный "внутренний рынок труда", основная задача которо-
ным признакам создает стимул для работников подавать "сиг-
го состоит в поддержании выпуска перед лицом непредсказуе-
нал", максимизирующий вероятность того, что они будут выб-
мых изменений спроса при одновременной минимизации из-

329
328
Теория человеческого капитала
Глава 13

Было бы трудно найти лучший пример разницы между про-
раны, а именно, обладать всевозможными свидетельствами об
сто предсказанием результата и объяснением его с помощью
образовании, и этот стимул фактически отражается в частной
убедительного причинного механизма. Для некоторых целей эта
норме отдачи от инвестиций в образование.
разница не имеет значения, но иногда она жизненно важна.
Если выпускники колледжей не являются совершенными
Более того, распространенное убеждение, что экономисты не
заменителями выпускников средних школ и так далее, то су-
обязаны изучать внутреннее функционирование экономичес-
ществует подлинно общественная отдача от инвестиций в образо-
ких институтов, таких как фирмы и школьная система, в соче-
вание, а не только частная. В этом случае теория креденциализма
тании с щепетильностью в том, чтобы не преступать должных
сводится к обвинению теоретиков человеческого капитала в из-
границ экономической теории, может фактически помешать
мерении не того, что нужно: общественная норма отдачи от
истинному объяснению наблюдаемой корреляции, подобной
инвестиций в образование — это норма отдачи от конкретного
той, которая присутствует между образованием и заработками.
механизма выбора профессии, а не отдача от ресурсов, инвес-
Между тем у нас остается неприятное ощущение от того,
тированных в повышение качества рабочей силы. Однако ни один
что приверженцы креденциализма ограничивают верификацию
защитник креденциализма пока не преуспел в квантификации
своей теории указанием на "образовательную инфляцию", не
общественной нормы отдачи, понимаемой таким образом.
утруждая себя выработкой четких предсказаний, проверка ко-
Гипотеза скрининга явно гораздо менее амбициозна, чем
торых могла бы ее опровергнуть. Смысл проверяемой теории
исследовательская программа человеческого капитала: она ни-
заключается в том, чтобы выявить такие события, которые не
чего не говорит о вопросах здравоохранения и межрегиональ-
могут произойти, если теория верна. Подчас трудно понять,
ной миграции. Также очевидно, что гипотеза скрининга сосре-
какие события исключает креденциализм, в особенности по-
доточивает усилия на стороне спроса на рынке труда, в то время
тому, что его сторонники пока осторожно избегали любых ис-
как исследовательская программа человеческого капитала силь-
следований "образовательных производственных функций". Но
на на стороне предложения. Следовательно, вполне может быть,
это не означает, что весь спор — не более, чем буря в стакане
что две исследовательские программы дополняют, а не заменя-
воды. Вопрос в том, подает ли рынок труда индивидам част-

<< Предыдущая

стр. 40
(из 50 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>