<< Предыдущая

стр. 2
(из 17 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Великобритании и Соединенных Штатах. Иными словами, крупнейшие страны,
обеспечивающие наибольшие "объемы использования" литературных, музыкальных
произведений, произведений живописи, ваяния и зодчества, понимают
необходимость активной позиции государства в данной области,
государственного регулирования.
Российское Агентство по патентам и товарным знакам готово и к
конструктивному сотрудничеству с научными учреждениями, учебными
заведениями. В последние годы во многих из них организованы спецкурсы по
тематике интеллектуальной собственности..
Хочется верить, сто со временем, уверен, и в России будет создана
достойная и хорошая отечественная "научная школа". Но и сегодня одна из
важных задач - подготовка специалистов. При Роспатенте планируется создание
специального методического учебно-информационного центра для подготовки
научных, практических, кадров для судебной системы, для административных
структур. Ведь Закон только тогда начнет действовать во благо, когда
реализовывать его будут люди компетентные.
С воссозданием Российского Агентства по патентам и товарным знакам в
новом качестве, уверен, откроется новое направление правовой деятельности.
Естественно не минет оно и защитников всего того, что мы с правовых позиций
называем интеллектуальным потенциалом государства.
Кинга, которую я предлагаю внимаю читателя композиционно состоит из
трех частей. Первая - статьи, являющие собой опыт монографического
исследования; вторая - правовой очерк о соотношении антимонопольного
законодательства и проблем авторского права в аудио-визуальной сфере; и
третья - сфера международной охраны, а также на авторский проект Концепции
государственной политики в области авторского права и смежных прав.


















I. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ. ОПЫТ
МОНОГРАФИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ




ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Понятие интеллектуальной собственности, в частности авторского права,
появилось давно. Социальное, политическое и потом экономическое значение
произведений литературы и искусства признавалось уже во времена Древней
Греции. Творения писателей и поэтов должны были доводиться до публики в
неискаженном виде.
Понятие гонорара как формы оплаты творческого труда, особенности права
собственности на произведения искусства были известны еще римскому праву.
Однако в целом юридическому оформлению экономической стороны творчества
долгое время не придавалось особого значения, так как потребность торговать
результатами интеллектуальной деятельности возникла сравнительно поздно. До
этого такие результаты распространялись вне рынка, не являясь объектами
экономического оборота, рыночных отношений.
Находили себе пропитание и оратор Цицерон, и летописец Нестор, и
философ Спиноза, но, как правило, заработки не были непосредственно связаны
с их творческой деятельностью. Исторические формы воспроизводства
интеллектуального потенциала общества базировались в основном на системе
меценатства - творческих людей субсидировали правители, их благополучие
целиком зависело от благосклонности последних. Леонардо да Винчи вынужден
был признавать: "Служу тому, кто мне платит". Моцарт и Сальери были
придворными музыкантами. До конца XVIII века частная финансовая поддержка и
"внерыночное обеспечение" способствовали появлению большинства шедевров.
"Художники, поэты, писатели, ученые не имели особого статуса. К ним
относились хорошо или плохо - в зависимости от времени. Им платили и как
слугам, и как придворным, и как принцам крови - в зависимости от общества, в
котором они жили. Иногда им не платили вообще". Однако не может быть
культуры без творчества, а творчества без творцов, способных прокормить себя
своим трудом.
Первоначально охрана интересов авторов и их правопреемников
обеспечивалась с помощью системы привилегий, выдаваемых "милостью монарха".
Верховная власть покровительствовала отдельным издателям и владельцам
мануфактур. Первый в мире патент на изобретение был выдан в 1421 г.
городской управой Флоренции на имя Филиппо Брунеллески, который изобрел
корабельный поворотный кран. Древнейший из всех патентов Англии был
пожалован Генрихом VI в 1449 г. выходцу из Фламандии Джону из Ютимана на
изготовление цветного стекла для окон Итонского колледжа.
По мере роста влияния буржуазии система привилегий сменяется законами,
признающими за авторами и их правопреемниками право на монопольное
использование принадлежащих им произведений и технических новинок в течение
установленного срока. "Право" изобретателей было впервые упомянуто в Венеции
в хартии от 19 марта 1474 г., в которой уже признавались их "моральное
право" и исключительное право на использование своего изобретения в течение
ограниченного периода времени.
В 1710 г. в Англии появился и первый авторский закон, известный под
названием "Статут королевы Анны" и содержавший один из важнейших принципов
авторского права - принцип "копирайт" - право на охрану опубликованного
произведения, запрет тиражирования произведения без согласия автора. Именно
автору предоставлялось исключительное право на публикацию произведения в
течение 14 лет с момента его создания, а также была дана возможность
продления этого срока еще на 14 лет при жизни автора. Вслед за Англией
патентные и авторские законы были приняты в США, во Франции и других
европейских странах. Стали широко продавать и покупать права на издания
произведений литературы, постановку различных драматических произведений.
Торговля книгами и связанная с ней торговля авторскими правами приобрели
массовый характер.
"Изобретение" авторского и патентного законодательства явилось одним из
значительнейших достижений человечества в области права. Абсолютное право
закреплялось и на способы индивидуализации участников экономического оборота
- фирменные наименования и товарные знаки. Все эти правовые институты были
обособлены друг от друга, не образовывали единой системы, не имели общих
положений.
Происхождение термина интеллектуальная собственность. обычно
связывается с французским законодательством конца XVIII в. Первоначально
считалось, что патент или исключительное право на использование произведения
представляются собой договор между обществом и изобретателем (автором):
общество защищает правообладателя, гарантируя ему вознаграждение за
обнародование изобретения (произведения искусства) и соглашаясь обеспечивать
его беспрепятственное и монопольное использование в промышленных или
коммерческих целях.
В соответствии с данной теорией право создателя любого творческого
результата, литературного произведения или изобретения является его
неотъемлемым, "природным" правом, возникает из самой природы творческой
деятельности и "существует независимо от признания этого права
государственной властью".[1] Возникающее у творца право на
достигнутый им результат рассматривалось как аналогичное праву
собственности, возникающему у лица, трудом которого создана материальная
вещь.
Во Франции при "старом порядке" за автором было окончательно признано
право на литературные произведения. Революция 1789 г. смела все
"привилегии", в результате чего было провозглашено: "Все, что автор
открывает для публики, становится общественной собственностью" (Декрет
Учредительного собрания 1789 г.),[2] но вскоре даже новый режим
пересмотрел свое решение. Два закона (1791 и 1793 гг.) впервые в истории
гарантировали защиту всех форм творчества (литературного, драматического,
музыкального, изобразительного) при воспроизведении всеми известными тогда
методами.
Во вводной части французского патентного закона 1791 года говорилось,
что "всякая новая идея, провозглашение и осуществление которой может быть
полезным для общества, принадлежит тому, кто ее создал, и было бы
ограничением прав человека не рассматривать новое промышленное изобретение
как собственность его творца".[3] Следствием такого подхода стало
закрепление во французском законодательстве понятий литературной и
промышленной собственности. Еще раньше идея об авторском праве как "самом
священном виде собственности" была воплощена в законах нескольких штатов
США. Так, в законе штата Массачусетс от 17 марта 1789 г. указывалось, что
"нет собственности, принадлежащей человеку более, чем та, которая является
результатом его умственного труда".[4] Аналогичные конструкции
были закреплены в законодательстве многих стран.
Законодательное обеспечение интеллектуальной собственности развивалось
постепенно. Наиболее "бурную" историю имеет авторское право, патентное право
более консервативно (в ФРГ до настоящего времени действует Закон о патентах
1877 г. с изменениями и дополнениями).[5]
В XIX в. авторское право французского образца послужило моделью для
остальных стран континентальной Европы, а также, после второй мировой войны,
и для Всеобщей декларации прав человека 1948 года: "Каждый имеет право на
защиту его моральных прав и материальных интересов, являющихся результатом
научных, литературных или художественных трудов, автором которых он
является".
В ХХ в. большое значение приобрел вопрос о международной охране
авторских прав. Ряду стран пришлось пересмотреть свое законодательство об
авторском праве в целях защиты неимущественных прав создателей; постепенно
начали признаваться, хотя и на основании многочисленных норм общего права,
личные неимущественные права авторов в качестве предмета правовой охраны.
Осознание важной роли авторов и правообладателей в социальном
прогрессе, а также понимание того, что общество заинтересованно в их
всесторонней поддержки. В 1886 г. была принята Бернская конвенция об охране
литературных и художественных произведений. Позже - другие международные
договоры (конвенции) регулирующие сферу интеллектуальной собственности.


ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ АВТОРСКОГО ПРАВА И
СМЕЖНЫХ ПРАВ
С 1993 г. в России действует Закон РФ "Об авторском праве и смежных
правах". Принятие Закона позволило по-новому взглянуть на проблемы
авторского права и смежных прав в Российской Федерации. Творческие люди,
лучшие представители российской интеллигенции, наконец, получили возможность
не только достойно создавать себе моральный имидж, но и улучшать
материальное положение. Прошли времена ВААП, которое ассоциировалось у
творцов как орган, защищающий интересы государства, а не автора, который
приносил прибыль государству, а не автору, и служил государству, а не
автору.
У творческой интеллигенции появилась возможность создать свою
организацию, которая защищала бы интересы автора, работала для него. Так
было создано Российское авторское общество, получившее признание у авторов,
и официальную поддержку государства. Был подписан Указ Президента Российской
Федерации, в котором Президент брал покровительство над созданным авторским
обществом и рекомендовал всем государственным и местным органам власти
оказывать всяческое содействие в реализации его задач. Был подготовлен ряд
постановлений Правительства РФ, связанных с практическим применением Закона
РФ "Об авторском праве и смежных правах". Вслед за этим возникли судебные
споры, стала нарабатываться правоприменительная практика. Вскоре началась
активная работа программы ТАСИС в области интеллектуальной собственности -
российские специалисты стали проходить стажировку в европейских странах,
проводились семинары и в России.
Казалось бы, в вопросе интеллектуальной собственности Россия начала
преуспевать, но, откуда-то появилось бесконечное множество различных
коммерческих и некоммерческих структур, называющих себя организациями по
коллективному управлению авторскими правами.
Бороться с этим явлением можно только с помощью совершенствования
законодательства, и прежде всего, приведения его к имеющимся международным
аналогам. Назрела острая необходимость приведения Закона РФ "Об авторском
праве и смежных правах" в соответствие с требованиями Бернской конвенции.
Положения Закона необходимо увязать с практикой, устранить внутренние
противоречия, которые выявились в ходе его применения.
Первым идею реформирования законодательства выдвинуло Российское
агентство по патентам и товарным знакам и вышло с предложением в
Правительство Российской Федерации о необходимости внесения соответствующих
изменений. Предложение было включено в план законодательных инициатив
Правительства РФ.
Предложения Роспатента, разработанные специально созданной
Межведомственной рабочей группой, предусматривали внесение изменений в ряд
статей Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" В первую очередь
изменения касаются статьи 17, п. 1 ст. 28 Закона. Они направлены на
достижение полного соответствия Закона целям, принципам и нормам Конституции
РФ.
Внесение изменений в п. 1 и 3, ст. 5, п. 2, ст. 16, и п. 1, ст. 19, 27,
28 обусловлено необходимостью приведения Закона в соответствие с
международными актами и договорами, и в первую очередь, Бернской конвенцией,
к которой Россия присоединилась в марте 1995 г., то есть уже после принятия
Конституции РФ.
Следует обратить внимание на то, что Россия ведет работу по
присоединению к Всемирной торговой организации (ВТО). Это обусловливает
принятие обязательств по выполнению требований ТРИПС. (Соглашения о торговых
аспектах интеллектуальной собственности) и именно предлагаемые изменения
российского законодательства в сфере авторских и смежных прав позволят
России активно сотрудничать с зарубежными интеллектуально-правовыми
аналогами.
Безусловному совершенствованию подлежат и иные нормы Закона Российской
Федерации "Об авторском праве и смежных правах". К примеру ст. 26 не может
работать (или создавать правовые последствия) в той редакции, в которой она
теперь существует. Напомним, что нормами данной статьи предусматривается
выплата вознаграждения авторам произведений, исполнителям и производителям
фонограмм за воспроизведение аудиовизуальных произведений и фонограмм в
личных целях.
Терминология данного утверждения требует пояснений. Что же такое личные
цели? И каков круг участников домашнего просмотра? И можно ли скопировать
аудио-видеопродукцию для самого себя, для близких... И кто за это заплатит
автору?
Домашнее копирование получило широкое распространение в России в связи
с большим поступлением в гражданский оборот звуко-видеозаписывающей
аппаратуры и ростом спроса на нее со стороны граждан. Однако "обещанное" ст.
26 Закона вознаграждение ни авторы, ни исполнители, ни производители
фонограмм по настоящее время ни разу не получали. В чем причина? Дело все в
том, что закрепленный в статье порядок реализации указанного выше положения
сложен и не практичен. Так, согласно п. 2 ст. 26 Закона вознаграждение за
воспроизведение аудиовизуального произведения или звукозаписи выплачивается
изготовителями или импортерами оборудования и материальных носителей. Сбор и
распределение этого вознаграждения осуществляется одной из организаций,
управляющих имущественными правами авторов, производителей фонограмм и
исполнителей на коллективной основе, в соответствии с соглашением между
этими организациями. Размер вознаграждения и условия его выплаты
определяются соглашением между указанными изготовителями и импортерами, с
одной стороны, и организациями, управляющими имущественными правами авторов
и иных правообладателей, с другой стороны, а в случае, если стороны не
достигнут такого соглашения, - специально уполномоченным органом Российской
Федерации.
Таким образом, для того, чтобы правообладатель мог получить
вознаграждение, необходимо, как минимум, заключение двух соглашений:
соглашения между организациями, управляющими имущественными правами авторов
и других правообладателей, соглашения между изготовителями, импортерами и
организациями, управляющими имущественными правами. Все это тяжеловесно и
затруднительно, а, порой, - невыполнимо. Затруднительность заключения данных
соглашений вызвана их условиями.
Поэтому необходимо было ввести новый порядок реализации положения, для
чего следует изменить его, внеся соответствующие поправки в Закон. Именно
такой логики и придерживалось Правительство Российской Федерации, приняв
решение о необходимости совершенствования ст. 26 Закона Российской Федерации
"Об авторском праве и смежных правах". Совершенствованием Закона стало
заниматься Российское агентство по патентам и товарным знакам в рамках

<< Предыдущая

стр. 2
(из 17 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>