<< Предыдущая

стр. 5
(из 17 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

чем традиционные авторские правомочия.
Основной задачей обществ, осуществляющих коллективное управление
имущественными правами, являются сбор, распределение и выплата
вознаграждения правообладателям. Дополнительными задачами являются:
предоставление лицензий пользователям и контроль за соблюдением их условий,
борьба с нарушениями, а также осуществление функций социального и
культурного характера. Таким образом, общества, управляющие авторскими и
смежными правами на коллективной основе, призваны осуществлять не только
сбор и распределение вознаграждения за различные виды использования
произведений, но и защищать интересы правообладателей, выполнять
"лоббистскую деятельность" и любые иные действия, для плодотворности которых
необходимо, чтобы они были коллективными.
В соответствии со ст. 44 Закона Российской Федерации "Об авторском
праве и смежных правах" правообладатели могут сами создавать неограниченное
число организаций, управляющих имущественными правами на коллективной
основе. Допускается создание либо организаций по различным правам и
различным категориям обладателей прав, либо организации, одновременно
управляющей авторскими и смежными правами. Такие организации могут выдавать
лицензии на использование произведений и объектов смежных прав. Сбор,
распределение и выплата вознаграждения правообладателям производятся в
соответствии с соглашениями между организациями, осуществляющими
коллективное управление имущественными правами.
Проблема коллективного управления авторскими правами заключается в том,
что практически каждое общество считает возможным представлять всех
правообладателей и требовать с пользователей соответствующих выплат.
Законодательных препятствий для этого нет, поэтому отказ государства от
своей координирующей роли приводит, с одной стороны, к росту мошенничества в
этой сфере, а с другой стороны, к невозможности нормальной работы обществ,
осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами.
Государство в отношении таких организаций, несомненно, должно выполнять
определенную координирующую функцию.
Законодательство об авторском праве имеет комплексный характер, то есть
включает положения конституционного, гражданского, административного,
финансового, трудового, процессуального и даже уголовного права. Сложность и
разноплановость общественных отношений, возникающих в данной области,
требуют при их правовом регулировании применения разнородных методов,
присущих различным отраслям российского права.
Защита авторских и смежных прав строится преимущественно по системе
частного права, то есть инициируется правообладателем по его усмотрению. В
рассматриваемой области в полной мере действует основной принцип частного
права - принцип полного возмещения убытков. Однако было бы ошибочным
безоговорочно относить авторское право к сфере только частного права и
делать соответствующие выводы: применение частного права - это дело судов и
судей, государство не должно вмешиваться в эти вопросы.
В некоторых случаях оказывается необходимым применение именно
публично-правовых методов, не подменяющих частно-правовые, но дополняющих
их. Российский юрист В.Д. Спасович в прошлом веке писал: "Есть
правонарушения, в которых главный элемент заключается не в материальном
вреде, а в проглядывающей в действии злой воле ... Они не могут быть покрыты
одним возмещением вреда". Нормы уголовного и административного права имеют
большое значение в системе охраны авторских и смежных прав. Искусственное
противопоставление публичного и частного права не является плодотворным для
любой области правовой действительности.
Появление новых средств распространения творческих достижений и иных
результатов интеллектуальной деятельности, очевидный рост значения
государства в обеспечении нормального функционирования системы авторских и
смежных прав делает актуальным вопрос о необходимости восстановления
государственного органа в области интеллектуальной собственности.
Вопросы соотношения материального вознаграждения за творческий труд и
культуры как основного условия самого существования человечества, и главного
"человекообразующего" фактора долгое время считались проблемой, не достойной
философского размышления.
В ряде стран, в которых предусмотрен институт платного общественного
достояния, действует система свободного использования включаемых в него
произведений: пользователь обязан только уплатить соответствующие
отчисления, налоги или сборы. Такой порядок установлен, например,
законодательством Аргентины и Италии. Другой ограничительный подход
предполагает, что для коммерческой эксплуатации произведений, находящихся в
сфере платного общественного достояния, пользователь должен получить
разрешение определенного государственного органа. Такая система применялась
в свое время Алжиром, Болгарией, Тунисом, Заиром. Продолжительность действия
системы платного общественного достояния может быть ограничена определенным
сроком (как во Франции) или не ограничена в самом широком смысле (как в
Аргентине). Выплата отчислений может быть предусмотрена за использование
произведений всех видов: литературных, музыкальных, драматических,
аудиовизуальных, изобразительного искусства и программного обеспечения и
т.д. Такой подход практикуется в Мексике и в Аргентине с ее "всеобъемлющей"
моделью, охватывающей "все культурное наследие человечества". Вторым
возможным вариантом является выплата отчислений за использование только
отдельных категорий произведений.
Можно сделать вполне оправданный вывод о том, что охрана произведений
посредством авторского права и смежных прав является международнопризнанным
динамично развивающимся правовым институтом.

ВОПРОСЫ КОЛЛЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ АВТОРСКИМИ ПРАВАМИ
Родиной первых авторских обществ, ставших на стезю борьбы за признание
прав авторов на произведения, является Франция. Самое первое общество
возникло в 1777 г. Это было бюро по драматическому законодательству,
реорганизованное несколько позже в Общество драматических авторов и
композиторов (SACD). Значительную роль в создании первого общества сыграл
известный французский драматург Пьер Бомарше, автор таких пьес, как
"Женитьба Фигаро", "Севильский цирюльник" и др.
Позднее, в 1838 г., стараниями Оноре де Бальзака и Виктора Гюго было
учреждено Общество французских литераторов. Общество собирало авторские
гонорары только за публикации в прессе, но в те времена, когда жанр "романа
с продолжением" процветал, этого было достаточно, чтобы обогатить многих
авторов.
Те исторические корни дают сегодня хорошие плоды. В настоящее время
французское Общество авторов, композиторов и музыкальных издателей
распределяет в год 2 млрд. 450 млн. франков между шестьюдесятью тысячами
авторов текстов песен, композиторов и издателей (французов и иностранцев,
авторов и их наследников) за использование 550 тыс. произведений. Общество
распоряжается более чем пятью миллионами зарегистрированных музыкальных
произведений (150 тыс. новых произведений ежегодно), сотрудничает с 540 тыс.
дистрибьюторов, 200 тыс. из которых - постоянные пользователи (радио- и
телевизионные станции, организаторы шоу-программ, концертных выступлений и
дискотек).
В ХIХ веке и в течение первой декады ХХ века подобные авторские
организации ( общества по управлению правами на публичное исполнение) были
созданы во многих европейских и ряде других странах. Знаменательным следует
считать 1926 г, поскольку именно тогда делегаты из 18 обществ образовали
Международную конфедерацию обществ авторов и композиторов (GISAC). В
настоящий момент в GISAC входят авторские общества и общества, управляющие
правами на изобразительное искусство, аудиовизуальные произведения.
Авторские общества могут быть образованы с различными целями, однако,
одной из основных и наиболее реальных причин создания такой организации
является коллективное управление правами авторов.
В некоторых сферах культуры и информации (радио, телевидение,
концертная деятельность и т.п.) количество используемых произведений
различных авторов велико, а заключение индивидуальных договоров с каждым
автором практически неосуществимо. Массовое использование объектов,
охраняемых авторским правом, уже не может эффективно контролироваться силами
индивидуальных правообладателей. Для отдельного автора практически
невозможно проследить, когда, какая теле- или радиовещательная организация
передала произведение в эфир. В свою очередь, теле- или радиовещательные
организации не имеют возможности заключать договоры с каждым автором на
передачу их произведений в эфир. В таких областях применение закона возможно
посредством коллективного управления авторскими правами и выплаты гонораров
через авторские общества.
Смысл коллективного управления состоит в том, чтобы обеспечить
имущественные права авторов в тех случаях, когда их осуществление в
индивидуальном порядке оказывается затруднительным. Содержание коллективного
управления составляют следующие функции: сбор и распределение авторских
отчислений к равной выгоде всех членов соответствующих обществ, заключение
договоров (выдача лицензий) и контроль за соблюдением их условий, борьба с
нарушениями авторских прав. Кроме того, организации, управляющие
имущественными правами на коллективной основе, выполняют функции социального
и культурного характера, которые существенно отличаются в различных странах
(проявление "солидарности", организация социальной помощи нуждающимся
авторам-профессионалам и начинающим авторам, помощь в обучении, выпуске и
распространении произведений и т.д.).
Постепенно и везде по-разному, в зависимости от особенностей страны и
ее культурной атмосферы, сеть авторских обществ распространилась по всему
миру. В настоящее время Международная конфедерация обществ авторов и
композиторов (СИЗАК), штаб-квартира которой находится в Париже, объединяет
110 членов. Во многих странах создаются общества авторов в области
изобразительного искусства. В отдельных случаях авторские общества широкого
профиля имеют секцию живописи и графики (в Бельгии, Италии, Португалии).
Положение авторов литературных, аудиовизуальных и театральных произведений в
разных странах различно. Создаются организации по различным правам и
различным категориям правообладателей. В качестве примера можно привести
зарубежные авторско-правовые общества: польское ЗАИКС, французское САСЕМ,
японское ДЖАСРАК, английское ПИ-ЭР-ЭС, американские СЕСАК, АСКАП и Би-Эм-Эй
и др.
В каждой стране существуют свои принципы распределения сборов.
Например, Закон США о частном копировании 1994 г. предусматривает, что
"сумма собранных средств распределяется между двумя фондами - звукозаписи и
музыкальным. Фонд звукозаписи, бенефициариями которого являются изготовители
звукозаписей и исполнители, применяет лишь один критерий при распределении
вознаграждения - продажа звукозаписей (как аналоговых, так и цифровых) на
территории США. Музыкальный фонд, бенефициариями которого являются
композиторы, поэты и музыкальные издатели, имеет два критерия: продажа
музыкальных сочинений на территории США и трансляция музыкальных записей
публике".
Весьма проблематичны дела с коллективным управлением в России?
Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах"
предусматривает в качестве одной из систем реализации авторских и смежных
прав систему коллективного управления имущественными правами.
Реальная возможность создания обществ по коллективному управлению
появилась с ликвидацией по сути государственной монополии в сфере авторских
и смежных прав. Указом Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 г.
об упразднении РАИС была прекращена монополия государства в лице ВААП, ГАИСП
и РАИС ( государственных организаций, существовавших в СССР с 1973 г., ВААП
было "де-юре" общественной организацией, а "де-факто" государственной) на
коллективное управление имущественными правами авторов. Правопреемником РАИС
в отношении имущества и с согласия сторон по ранее заключенным договорам
было признано Российское авторское общество (РАО), являющееся общественным
объединением авторов и их правопреемников.
РАО управляет имущественными правами авторов и их правопреемников на
коллективной основе в случаях, когда их практическое осуществление в
индивидуальном порядке затруднительно (публичное исполнение, в том числе на
радио и телевидении, воспроизведение путем механической, магнитной и иной
записи, репродуцирование, тиражирование произведений декоративно-прикладного
искусства в промышленности, воспроизведение аудиовизуальных произведений или
звукозаписей произведений в личных целях и др.).
РАО "совершает любые юридические действия, необходимые для защиты прав,
управлением которыми занимается Общество: предъявляет от своего имени в
качестве представителя членов Общества судебные иски против любых физических
и юридических лиц, ответственных за неправомерное использование
произведения; участвует в гражданских процессах во всех судебных
учреждениях" (п. "д" части 5 Устава РАО). Основная деятельность РАО - это
выдача пользователям лицензий на публичное исполнение произведений и
распределение между авторами собранного авторского вознаграждения. Лицензии
РАО предоставляются в форме лицензионных соглашений и содержат права и
обязанности сторон. Постановлением Правительства Российской Федерации No218
от 21 марта 1994 года утверждены минимальные ставки авторского
вознаграждения за некоторые виды использования произведений, однако его
конкретный размер определяется в лицензионном соглашении, заключаемом РАО с
пользователями.
Полномочия организаций, управляющих имущественными правами авторов,
определяются уставом, а также договорами, которые заключаются как с
авторами, так и с иностранными организациями, управляющими аналогичными
правами. Такие организации могут выдавать лицензии на использование
произведений и объектов смежных прав от имени всех авторов и
правообладателей, в том числе и тех, кто не передал таких полномочий. Это
привело к созданию в российских регионах неконтролируемых организаций,
управляющих имущественными правами на коллективной основе. Бесконтрольная
выдача лицензий от имени всех правообладателей привела в настоящее время к
легализации части видео- и аудиопиратства.
Ситуация усугубляется тем, что РАО и прочие структуры подобного рода не
"обслуживают" многие категории авторов. Журналистам, фотографам,
кинодокументалистам в принципе некуда обратиться, чтобы хоть как-то защитить
свои права.
Органами ВОИС и ЮНЕСКО подчеркивалась необходимость и важность
коллективного управления как третьего пути между осуществлением
исключительных прав на индивидуальной основе и принудительными лицензиями.
Испрашивание и предоставление лицензий, особенно в тех случаях, когда
количество правообладателей велико, требует принятия законодательных мер,
которые облегчат согласование условий лицензий, а также мер по их выполнению
предпочтительно в форме коллективного управления правами. Вот что по этому
поводу говорил один из виднейших специалистов в области интеллектуальной
собственности Арпад Богш: "Коллективное управление авторским правом и
смежными правами становится все более и более важным способом осуществления
этих прав в условиях чрезвычайно быстрого развития техники. Принимая во
внимание его возрастающее значение, вопросам коллективного управления должно
быть уделено больше внимания как на международном, так и на национальном
уровне. Необходимо выработать гарантии, которые применялись бы в целях
правильного функционирования систем коллективного управления и дали бы
уверенность в том, что эти системы не приведут к замаскированным
принудительным лицензиям или к необоснованной коллективизации прав".
Техническое развитие привело к такому размеру копирования в личных
целях (особенно в результате развития репрографии (ксерокопирования), аудио-
и видеотехники, цифровых сетей (Интернета) и т.п.), который стал наносить
ущерб законным интересам правообладателей. С экономической точки зрения
копирование в личных целях все в большей степени конкурирует с нормальным
использованием произведений. Ущерб может быть смягчен посредством введения
законодательных положений, обязывающих выплачивать справедливое
вознаграждение за такое использование. Право сбора вознаграждения такого
рода может эффективно осуществляться через организации по коллективному
управлению.
Запись произведения в память ЭВМ является его воспроизведением.
Согласно Бернской конвенции право на воспроизведение является исключительным
правом, которое не может быть ограничено (ни возможностью свободного
использования, ни принудительной лицензией) за исключением случаев, которые
определяются самой конвенцией. Проблема состоит в том, каким образом могут
быть применены эти положения.
Наиболее прогрессивная с точки зрения минимизации затрат структура -
создание обществ не по отдельным категориям прав или правообладателей, а их
"привязка" к отдельным категориям пользователей: при такой структуре каждый
пользователь контактирует только с одним обществом.
Авторское общество играет существенную роль в сборе авторских гонораров
и распределении собранных сумм среди владельцев авторских прав после
отчисления средств, необходимых для покрытия расходов, то есть без
возможности получения прибыли.
Без помощи авторского общества автор не может отслеживать все случаи
использования его произведений даже в своей стране, не говоря уже об
использовании в других странах. Поэтому для авторов очень важно создать
национальное общество, обеспечивающее защиту вверенных ему интересов.
Это особенно справедливо в связи с тем, что национальное общество
обеспечит не только распоряжение своим собственным национальным репертуаром
и его охрану, но сделает это и для иностранных репертуаров, поскольку
контракты о взаимном представительстве будут заключены с обществами других
стран. На основе взаимности его собственный репертуар будет в распоряжении и
под охраной в каждой из зарубежных стран, благодаря национальному обществу,
с которым вышеупомянутый контракт о взаимном представительстве был заключен.
Следует далее подчеркнуть, что авторские общества оказывают услуги и
пользователям. Без авторских обществ пользователи столкнулись бы с
трудностями в установлении владельцев авторских прав и, даже если им удастся
найти их, то им придется обращаться к каждому автору отдельно за необходимым
разрешением воспользоваться этими правами. Так, например, при использовании

<< Предыдущая

стр. 5
(из 17 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>