<< Предыдущая

стр. 6
(из 17 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

произведений, исполняемых на концертах, в варьете, вокальных номерах и
танцах, а также, что особенно важно, на телевидении и радиовещании,
организаторы вынуждены запрашивать разрешения у каждого автора, что сделать
практически невозможно. Не спрашивать разрешения - значит нарушать закон.
Благодаря существованию авторских обществ, договоров о взаимном
представительстве, заключенных между ними, пользователю достаточно лишь
обратиться в свое национальное авторское общество, чтобы получить все
необходимые разрешения. Таким образом, посредством одной-единственной
операции, обеспечивающей всеохватывающее разрешение, пользователь получает
возможность свободного выбора произведений, из которых он может составить
программу по своему выбору.
Рассмотрим более конкретно задачи, цели, функции обществ, их виды и
т.д. В число функций авторской организации или общества входит работа по
выдаче разрешений на использование произведений их членов, по контролю за
использованием их произведений, подготовке контрактов между авторами и
пользователями произведений, сбору роялти от различных пользователей и
распределению их среди владельцев прав, предоставлению юридических
консультаций и оказанию помощи авторам и их наследникам, и, наконец, по
сбору и распространению информации, отвечающей запросам и интересам их
членов. Таким организациям приходится также вести большую работу с
документацией, включая списки авторов и их произведений, не только в
отношении их членов, но также и в отношении иностранных репертуаров,
которыми они занимаются на основе контрактов о представительстве,
заключенных с авторскими организациями других стран.
Какие же организации по охране и распоряжению авторскими правами
создаются сегодня в мире? В некоторых развивающихся странах имеются как
частные, так и государственные организации, распоряжающиеся авторскими
правами. Например, в Бразилии, где помимо нескольких обществ, имеющих
разрешение Национального совета авторских прав (CNDA), было создано
центральное ведомство по сбору и распределению авторских отчислений. В
некоторых других развивающихся странах, где системы охраны авторских прав
были учреждены лишь недавно, авторскими правами распоряжаются только
государственные ведомства. Такие государственные ведомства по авторским
правам созданы в Алжире (ONDA), Марокко (BMDA) и Ceнегале (BCDA), на
Украине. В Индии есть Индийское общество по правам исполнителей (IPRS).
Таким образом, мы видим, что эти структуры могут быть частными или
независимыми общественными организациями или государственными ведомствами,
принявшими на себя такие функции, в зависимости от обстоятельств, требований
или условий в конкретных странах. Один из подходов заключается в том, что
государство должно осуществлять соответствующий контроль и надзор, а также
предоставлять финансовую поддержку в той мере, в которой это требуется для
эффективного функционирования таких организаций.
Одной из важных функций авторской организации является также принятие
мер по сохранению и поощрению творческой деятельности в области литературы,
искусства, музыки и т.п. Помимо охраны, которую могут обеспечить законы об
авторских правах, становится все более ясно, что для поощрения и придания
импульса творчеству необходимы также дополнительные позитивные шаги. Помощь
или поощрение авторов произведений, художников служит более широким целям
общества помимо того факта, что они также способствуют сохранению и охране
национальной культуры. Всем известно, что период активной жизни художника,
музыканта или танцора ограничен. Многие из них сталкиваются с существенными
экономическими затруднениями, когда они не способны петь или выступать. Это
же относится, в ином плане, также к авторам. И все же это случается,
особенно в развивающихся странах, где организация такой помощи еще не
налажена. Создание надлежащим образом функционирующего фонда могло бы
способствовать облегчению затруднений в таких случаях. Такой фонд мог бы
оказывать различные виды финансовой помощи авторам и исполнителям.
Некоторые страны уже учредили обязательные и добровольные специальные
фонды для непосредственной помощи художникам, музыкантам и т.п. или для
проведения мероприятий, способствующих охране и поощрению творческой
деятельности. Так, помимо охраны и руководства правами в интересах авторов и
тех, кто помогает в распространении авторских произведений, организациями
могло бы быть оказано необходимое социальное обеспечение и финансовая
поддержка во время болезни, при несчастных случаях, временной или постоянной
инвалидности и т.п. Финансовые ресурсы для такой программы поддержки могли
бы быть получены в виде взносов, поступающих от пользователей авторскими
произведениями и от владельцев авторских прав в сумме пропорциональной
размеру лицензионных отчислений, или доходов от использования произведений,
а также от государственных и других пожертвований.
Авторские организации, которые самостоятельно распоряжаются авторскими
правами, часто учреждают один или несколько специальных фондов для
благотворительных и тому подобных целей. Деятельность таких фондов
регламентируется соответствующими уставами и они финансируются частично за
счет доли собранных авторских отчислений и/или из других источников,
например таких, как пожертвования. Например, в ФРГ ст. 8 Закона 1965 г. "О
распоряжении авторскими и смежными правами" прямо предписывает организациям,
осуществляющим сбор авторских отчислений, создавать благотворительные
учреждения для оказания помощи владельцам прав или предоставления им
определенных привилегий. Во Франции Общество авторов, композиторов и
музыкальных издателей (SACEM) осуществляет ежеквартальные выплаты своим
членам, чей возраст превышает 55 лет; оказывает финансовую поддержку из
специальных фондов авторам, чей доход уменьшился из-за несчастного случая,
болезни и т.п.; общество взаимопомощи возмещает все медицинские расходы
членам.
Уставные документы Шведского общества исполнительских прав (STIM)
предусматривают "добровольный фонд" для осуществления выплат заболевшим
членам и оказания временной помощи также их иждивенцам. Швейцарским
обществом по правам авторов музыкальных произведений (SUISA) приняты
следующие формы поддержки: сберегательный счет; помощь престарелым членам;
пенсии по возрасту; помощь и пенсии вдовам и сиротам; выплаты нуждающимся
членам.
Авторские общества в некоторых развивающихся странах также
предусматривают различные системы поддержки. Например, общество SODACT в
Тунисе предусматривает в своих правилах условия, регламентирующие помощь
своим членам пенсионного возраста и различные другие выплаты. В Аргентине
уставные документы общества ARGENTORES предусматривают взаимную помощь в
виде медицинского обслуживания, выдачи субсидий, займов и пенсий. В Мексике
собираются отчисления за использование произведений, не охраняемых
авторскими правами, и соответствующие общества используют эти отчисления для
благотворительных целей.
Наряду с авторскими обществами сегодня существует лишь очень
ограниченный круг организаций, созданных в целях управления исполнительскими
или другими смежными правами. Такие организации есть, например, в Аргентине
(AADI), Чехии (OSVU), Мексике (ANDI), Швеции (SAMI), Швейцарии (SIG). В
Японии правами исполнителей занимается Совет исполнительских организаций; в
Норвегии существует Королевский Фонд Артистов-исполнителей.
В Аргентине отчисления, причитающиеся в отношении прав исполнителей и
постановщиков при радиотрансляции, собираются совместно организациями
исполнителей и постановщиков, при этом последние получают долю равную 33%.
Помимо исполнительских обществ, которые собирают и/или распределяют
исполнительские отчисления в отношении их прав, существует ряд организаций
иного вида, занимающихся вопросами охраны прав наемных исполнителей,
содействием интересам исполнителей в широком смысле или отдельным группам
исполнителей, поощрением исполнительской деятельности и распространением
исполненных ими произведений или помощью нуждающимся исполнителям. Это,
например, такие профсоюзы исполнителей, как Союз Шведских Художников и Союз
Шведских Музыкантов. Подобные организации действуют также в некоторых
развивающихся странах, например, в Аргентине, Боливии, Чили, Коста-Рике,
Гватемале, Мексике, Перу, Уругвае.
Имеется несколько примеров законодательной охраны прав исполнителей, но
даже те законы, которые содержат такие положения, не устанавливают в
большинстве случаев долю исполнителей в отчислениях, выплачиваемых в
нескольких странах за трансляцию и публичное воспроизведение фонограмм.
Вместо этого особый упор сделан на коллективные соглашения, заключаемые
между организациями исполнителей и организациями производителей фонограмм.
Заключенные на международном уровне соглашения между Международной
Ассоциацией независимых кинопостановщиков (IFPIA), Международной Федерацией
Актеров (FIA) и Международной Федерацией Музыкантов (FIM), а также
аналогичные соглашения, подписанные соответствующими национальными
организациями на национальном уровне, добились определенного признания
интересов исполнителей также в некоторых странах, законодательство которых
не регламентирует эти вопросы.
Что касается теле- и радиовещательных организаций, то вторичное
использование записей их исполнения обеспечивает исполнителям важный
источник возможного дополнительного дохода, компенсируя в определенной мере
ограниченные возможности для "живого" исполнения. Коллективные соглашения с
теле- и радиовещательными организациями имеют поэтому особое значение для
исполнителей независимо от того, заключены ли они непосредственно их
собственными организациями или организациями производителей фонограмм.
Коллективные соглашения с теле- и радиовещательными организациями были
заключены, например, в Австрии, Бразилии, Мексике, Норвегии и др. Важной
областью коллективных соглашений, обеспечивающих интересы исполнителей,
является урегулирование ограничений в части "времени иглы". "Время иглы" в
некоторых странах понимается как означающее объем использования, который
может быть разрешен для широковещательной передачи в эфир коммерческих
записей, обычно определяемой в часах на определенные периоды времени.
Ограничения "времени иглы" в пользу прямой передачи исполнения мотивируется
желанием отстоять интересы организаций исполнителей-музыкантов. На
сегодняшний день "время иглы" включается в соответствующие контракты в
таких, странах, как например, Барбадос, Индия, Ямайка, Новая Зеландия,
Швейцария, Тринидад и Тобаго, Великобритания.
А теперь рассмотрим, как на практике осуществляется коллективное
управление авторскими правами. Прежде всего во всем мире права авторов
считаются личными правами. Они являются частью индивидуальных прав,
предусмотренных в ст. 27 Всемирной декларации прав человека от 10 декабря
1948 года. Они называются исключительными правами в Бернской конвенции по
охране литературных и художественных произведений.
Законодатели и составители конвенций исходили из концепции того, что
автор может либо сам осуществлять свои права, либо поручить их осуществление
в соответствии с положениями Гражданского кодекса о представительстве.
Однако развитие технических средств распространения музыки было таким, что
самостоятельное осуществление права на исполнение и права на передачу в эфир
самим композитором стало иллюзией. Если, например, в стране имеется 500
радиопередатчиков, ежедневно транслирующих несколько часов музыки, то
композиторы будут не в состоянии выдавать разрешения на транслирование их
произведений в индивидуальном порядке. Более того, было бы совершенно
недопустимо требовать, чтобы радиостанции, которые ежегодно транслируют
произведения 60-80 тысяч композиторов всего мира, запрашивали каждого
композитора о предварительном разрешении.
Сегодня перед лицом массового потребления музыкальных произведений как
с текстом, так и без него, единственным способом реализации права на
публичное исполнение и права на передачу в эфир для композиторов,
поэтов-песенников, аранжировщиков и переводчиков является установление
связей между производителями и потребителями музыки. Сосредоточение права на
исполнение и передачу в эфир музыкальных произведений в ведении одного
органа в каждой стране то, что мы в дальнейшем будем называть "организацией
коллективного управления"- (примечание автора), и всеобъемлющее разрешение
на публичное исполнение или трансляцию охраняемой авторским правом музыки,
выданное этой организацией коллективного управления, образует коллективное
руководство.
Рассмотрим, как это управление осуществляется. Возьмем, например,
исполнительские права и права на трансляцию, являющиеся предметом
управления. Организация коллективного управления правами должна приобрести
весь спектр прав на исполнение и трансляцию музыкальных произведений, если
она намерена удовлетворять интересы пользователей музыки путем выдачи
единого разрешения. Эта задача по концентрации всех прав может быть
облегчена путем создания государственной монополии. Однако, сама по себе,
однако, монополия не предоставляет авторских прав организации коллективного
управления: без монополии или при ее наличии, эта организация должна убедить
авторов передать ей права на исполнение и трансляцию.
По российскому законодательству автор передает организации не само
право на публичное исполнение или на передачу в эфир, а право на
осуществление указанных выше прав. Передача или уступка прав на исполнение и
трансляцию обычно осуществляется по контракту ассоциации или управления,
подписанному автором и собирающим его отчисления обществом или организацией
коллективного управления. Правовая форма определяется Гражданским кодексом и
национальным законом об авторских правах в данной стране. Наилучшей формой
является передача прав, которая позволяет организации коллективного
управления представлять авторов без проблем как в судебных, так и во
внесудебных вопросах.
Передача или уступка прав ограничена во времени; по окончании периода
членства или истечении срока полномочий автор восстанавливается в своих
правах.
Передача или уступка прав относится обычно ко всем музыкальным
произведениям, созданным данным композитором. Однако композитор может
передавать свои права третьим сторонам до вступления в организацию
коллективного управления. В таких случаях приходится делать исключения, при
этом композитор обязан, например, указать те произведения, в отношении
которых он не передает исполнительские права данной организации
коллективного управления. Эта организация должна гарантировать, что она
признает эти исключения, кроме тех случаев, когда издатель приобрел эти
права и затем в свою очередь передал их.
Обычно авторы передают свои права также и на будущие произведения,
другими словами, на произведения, которые они будут создавать в период их
членства или в течение срока действия полномочий. Таким путем авторы имеют
возможность обезопасить себя от возможного давления третьих сторон, особенно
издателей, которые могли бы обусловить свою готовность опубликовать данное
произведение передачей прав на издание и трансляцию. Такая передача прав на
будущие произведения признается не во всех странах, однако и в этом случае
заявление относительно каждого нового произведения должна сопровождаться
передачей прав на издание и трансляцию этого произведения.
Передача и уступка прав обычно касается исполнения и трансляции по
всему миру. Этот территориальный масштаб передачи и уступки прав позволяет
организации коллективного управления подписывать контракты с зарубежными
партнерами и, таким образом, сохранять национальное музыкальное наследие на
международном уровне. Это не исключает возможности для некоторых авторов -
чаще всего наиболее известных - стать зарегистрированными членами или
клиентами иностранных авторско-правовых обществ до того, как они вступят в
члены организации коллективного управления в своих странах. Рекомендуется
соблюдать эти приоритеты при определении территориальных границ каждой
передачи или уступки прав. Например, ряд российских авторов, является
членами зарубежных обществ.
Важное значение для становления и развития коллективного управления
играют зарубежные контакты обществ, партнерство. Как упомянуто выше, в связи
с возможностью территориального ограничения передачи или уступки прав,
каждая организация коллективного управления передает или уступает права,
приобретенные у своих членов и клиентов, своим зарубежным партнерам для
публичного исполнения и трансляции в этих странах. Таким путем каждая
организация коллективного управления контролирует права на исполнение и
трансляцию всего мирового репертуара в своей собственной стране. Эта
концентрация прав обеспечивает ей очень сильную позицию.
Контракты, подписываемые между организацией коллективного управления
или авторскими обществами различных стран, называемые "контракты взаимного
представительства", чаще всего соответствуют типовому контракту,
подготовленному CISAC, т.е. Международной Конференцией авторских и
композиторских обществ. Общества-члены CISAC обязаны подписывать такие
контракты и не имеют права ни конкурировать друг с другом, ни осуществлять
ограничительную практику в отношении одного из их членов.
Важное место в деятельности авторских обществ занимают вопросы
представления прав неизвестных авторов. В музыкальной жизни каждой страны
всегда присутствуют произведения неизвестных авторов, то есть авторов, не
являющихся членами общества. Поскольку эти произведения являются объектами
правовой охраны, встает вопрос о том, может ли или обязана ли организация
коллективного управления беспокоиться о правах авторов таких произведений,
если они не были переданы или уступлены ей. Законодательство большинства
стран, и российское в том числе, положительно отвечает на этот вопрос.
Таким образом, согласно этим положениям, организация коллективного
управления правомочно представляет всех неизвестных авторов и поэтому
включает их произведения в разрешения, выдаваемые пользователям, собирает
причитающиеся роялти и хранит их для передачи автору, если он объявится до
истечения установленного срока.
Можно заметить корреляцию между монополией организации коллективного
управления и возможностью правомочного представительства неизвестных
авторов. Если организация коллективного управления является единственным
органом, имеющим право разрешать публичное исполнение или трансляцию
охраняемой музыки при условии, что автор не использует эти права
самостоятельно, то, безусловно, она также имеет полное право действовать от
имени неизвестных авторов.
Перейдем теперь к вопросу разрешения публичного исполнения или
трансляции охраняемой музыки. Все те, кто хотят публично исполнять или

<< Предыдущая

стр. 6
(из 17 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>