<< Предыдущая

стр. 2
(из 3 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>


1.3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ В ФОРМЕ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ
В рыночном (товарном) хозяйстве объем намечаемых в экономику инвестиций зависит от уровня доходности капитальных и финансовых активов. Норма дохода, а через нее цена (курс) этих активов определяются спросом и предложением на инвестиционные товары.
Государство посредством финансовой и денежно-кредитной политики может влиять на изменение соотношений между инвестиционным спросом и предложением, а следовательно, на величину нормы дохода, получаемого от различных капитальных и финансовых активов.
Государство определяет стратегию поведения инвесторов на рынке инвестиционных товаров, а также структуру инвестиций. Исходя из состояния экономики (уровня инфляции, дефицита бюджетной системы, структуры производства, платежеспособного спроса населения на товары и услуги и иных факторов) применяются те или иные концепции регулирования рынка инвестиционных товаров.
При этом любая концепция базируется на целевых установках двух уровней: конечных целях (рост национального дохода, увеличение занятости населения, снижение темпов инфляции до 3-5 % в год); промежуточных целях (соотношение между спросом и предложением на капитал, процентные ставки на кредитные ресурсы, динамика денежной массы и др.).
Конечные (стратегические) цели определяют степень воздействия данной формы финансовой и денежно-кредитной политики на производство.
Промежуточные цели служат в качестве ориентиров регулирования пропорций между спросом и предложением на ресурсы в финансовой и денежно-кредитной сферах.
Принципы регулирования инвестиционной сферы в России определяются федеральными законами «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ и «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9,07.1999 г. № 160-ФЗ.
Если рассмотреть данные законодательные акты с позиции их соответствия рыночным отношениям, то можно отметить следующие аспекты.
Расширительная трактовка инвестиций и инвестиционной деятельности как вложение инвестиций и осуществление практических действий для получения прибыли или иного полезного эффекта.
Четкая и конкретная формулировка основных понятий, характеризующих инвестиционную сферу, что создает единую терминологию для изучения инвестиционного процесса (напри
мер, капиталовложения, инвестиционный проект, субъекты инвестиционной деятельности и др.).
Легализация сферы негосударственного инвестирования, функционирующей на основе договоров между субъектами инвестиционной деятельности (застройщиками и подрядчиками).
Широкий перечень мер государственного регулирования инвестиционной деятельности, включая экономические и административные методы управления инвестициями.
5. Комплексный характер защитных мер и гарантий государства в области инвестирования, в том числе для иностранных инвесторов.
Законодательные основы политики инвестирования регулируют инвестиционную деятельность в различных формах (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Формы государственного регулирования инвестиционной деятельности предприятий
№ п/п
Наименование форм регулирования
1
Создание благоприятных экономических условий для развития инвестиционной деятельности
1.1
Налоговая политика (налоговые льготы)
1.2
Амортизационная политика (применение методов ускоренной амортизации)
1.3
Расширение использования средств населения и других внебюджетных источников
1.4
Развитие возможностей использования залога при кредитовании инвесторов
1.5
Развитие финансового лизинга движимого и недвижимого имущества
1.6
Создание возможностей субъектам инвестиционной деятельности для формирования собственных денежных фондов развития
2
Прямое участие государств в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений
2.1
Разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, осуществляемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, а также реализуемых РФ совместно с иностранными инвесторами
2.2
Предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по проектам, реализуемых за счет средств федерального бюджета и бюджета субъектов РФ
2.3
Размещение на конкурсной основе средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ для финансирования проектов
2.4
Выпуск облигационных займов для финансирования конкретных инвестиционных проектов
2.5
Предоставление концессий отечественным и иностранным инвесторам по итогам торгов (конкурсов и аукционов) и др.
3
Иные формы регулирования инвестиционной деятельности
3.1
Экспертиза инвестиционных проектов
3.2
Защита законных прав и интересов субъектов инвестиционной деятельности и т.д.

Раскроем содержание каждого блока.
Первый блок — создание благоприятных экономических условий для развития инвестиционной деятельности заключается во взвешенной налоговой политике. Данная политика в сфере инвестиционной деятельности включает совершенствование системы налогов, установление субъектам этой деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуальный характер.
Например при исчислении налога на прибыль облагается прибыль при фактически произведенных затратах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, исключая суммы, направленные:
а) предприятиями отраслей сферы материального производства, а финансирование производственных капитальных вложений в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам;
б) предприятиями всех отраслей народного хозяйства на финансирование жилищного строительства (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по ссудам.
Данная льгота предоставляется указанным предприятиям, осуществляющим развитие собственной производственной базы и жилищное строительство, при условии полного использования ими сумм начисленной амортизации на последнюю отчетную дату.
Амортизационная политика является составной частью инвестиционной стратегии предприятия, так как амортизационные отчисления служат важнейшим источником финансирования капитальных вложений в основные фонды.
В процессе эксплуатации основные средства постепенно изнашиваются, т. е. утрачивают свои первоначальные физические свойства. В результате погашается их первоначальная (реальная) стоимость. Изменение первоначальной стоимости происходит в случаях реконструкции, достройки, до оборудования и частичной ликвидации отдельных объектов. Увеличение (понижение) первоначальной стоимости основных средств относится на добавочный капитал. Стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации, которая относится на издержки производства и обращения. Объектами для начисления амортизации являются основные средства, находящиеся на предприятии на праве собственности, хозяйственного ведения и управления. Начисление амортизации производится до полного погашения стоимости объектов либо списания их с бухгалтерского учета в связи с прекращением права собственности. Срок полезного использования объекта определяется предприятием при принятии его к бухгалтерскому учету. Величина амортизационных отчислений зависит от балансовой стоимости основных средств и установленных форм их возмещения. Обычно нормы амортизации устанавливаются в процентах к балансовой стоимости основных средств и дифференцируются исходя из вида инвентарных объектов и условий их эксплуатации.
В течение 1991 -1999 гг. в России действовали нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных средств, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990г. № 1072 «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР». Они предназначены для возмещения балансовой (первоначальной) стоимости основных фондов предприятий путем включения начисленной амортизации по данным нормам в себестоимость продукции (работ, услуг). В соответствии с Указом Президента РФ от 8.05.1996 г. № 685 «Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и о мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины» внесен ряд изменений в порядок оценки стоимости имущества, относящегося к основным средствам. В частности, в состав имущества, подлежащего амортизации для целей налогообложения, включается имущество, стоимость которого превышает 100-кратный размер установленного законодательством месячного минимального размера оплаты труда, полезный срок использования которого более одного года. В отношении нематериальных активов амортизационные отчисления производятся равными долями в течение срока их существования. Если срок использования данных активов определить невозможно, то период их амортизации устанавливается в 10 лет. Исходя из решения Правительства РФ о переходе отечественных предприятий на принципы ведения бухгалтерского учета и отчетности, заложенные в международных стандартах, в январе 1998 г. Минюстом РФ зарегистрировано Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» от 3.09.1997 г. (ПБУ 6/97).
В 1998 г. были введены в действие методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные Приказом Минфина РФ от 20.07.1998 г. № 33 н. Этими нормативными документами установлены следующие новации.
1. Предприятиям предоставлено право не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать объекты основных средств по восстановительной стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесением возникающих разниц на добавочный капитал.
2.Амортизационные отчисления отражаются в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете по учету амортизации. Они начисляются в отчетном периоде независимо от результатов деятельности предприятия.
В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ малые предприятия вправе начислять амортизацию по основным производственным фондам по нормам, в 2 раза превышающим нормы, установленные для соответствующих видов основных средств. Они могут так же списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости основных средств со сроком полезного использования более трех лет.
Предприятиям предоставлено право самостоятельно устанавливать порядок начисления амортизации одним из следующих способов:
- традиционным линейным способом;
- способом уменьшаемого остатка;
- способом списания стоимости основных средств по сумме лет полезного использования;
- способом списания стоимости основных средств пропорционально объему продукции (работ).
Применение одного из способов по группе однородных объектов производится в течение всего срока их полезного использования и предусматривается в учетной политике предприятия.
При линейном методе амортизация начисляется равными долями в течение всего срока службы основных средств до полного перенесения их стоимости на издержки производства и обращения.
При использовании метода уменьшаемого остатка годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из остаточной стоимости инвентарного объекта на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного функционирования этого объекта и коэффициента ускорения, установленного законодательством РФ. Коэффициент ускорения применяется по перечню высокотехнологичных отраслей и эффективных видов оборудования и составляет, как правило, 2,0, а по оборудованию, составляющему предмет финансового лизинга, не более 3,0.
При методе списания стоимости основных средств по сумме лет полезного использования амортизация начисляется линейным способом, по понижающимся нормам. В результате ускоренной амортизации значительно понижается налогооблагаемая прибыль предприятия.
При способе списания стоимости основных средств пропорционально объему продукции (работ) начисление амортизации производится исходя из натурального показателя объема продукции в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта.
Несмотря на возможность применения различных методов начисления амортизации, определяющим фактором амортизационной политики является выбор оптимального амортизационного срока службы различных категорий основных средств. Выбор такого срока находится в компетенции дирекции предприятия.
Наряду с налоговой амортизационной политикой предусмотрено расширение возможностей использования залога при осуществлении кредитования. Согласно Федеральному закону «Об ипотеке (залоге) недвижимости» от 16.07.1998 г. № Ю2-ФЗ, ипотека может быть установлена в обеспечение обязательства по кредитному договору, по договору займа, а также иного обязательства.
Ипотека обеспечивает уплату залогодателем (должником обязательства) залогодержателю (кредитору) основной суммы долга по кредитному договору или иному обеспеченному ипотекой обязательству полностью либо в части, предусмотренной договором об ипотеке. Ипотека, установленная в обеспечение кредитного договора (договора займа), обеспечивает уплату кредитору (заимодавцу) причитающихся ему процентов за пользование кредитом. Ипотека призвана способствовать развитию жилищного строительства в России.
Субъектам инвестиционной деятельности предоставлена возможность создавать собственные денежные фонды для развития производственного потенциала и решения социальных задач (фондов накопления и потребления). Основным источником их образования является чистая прибыль предприятий.
Второй блок — прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, находит утверждение в разработке, утверждении и финансировании проектов, реализуемых за счет средств федерального и региональных бюджетов.
Формирование перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирование их за счет бюджетных ассигнований осуществляет Правительство РФ. Размещение заказов на подрядные строительные работы для государственных нужд за счет средств федерального и региональных бюджетов для реализации инвестиционных проектов осуществляется государственными заказчиками путем проведения конкурсов. Правительство РФ может предоставлять на конкурсной основе государственные гарантии по инвестиционным проектам, реализуемым за счет средств федерального бюджета. Для реализации таких проектов на конкурсной основе могут размещаться средства федерального бюджета.
Размещение средств федерального бюджета осуществляется, как правило, на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых Законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Бюджет развития исходя из требований Федерального закона «О бюджете развития Российской Федерации» от 26.11.1998 г. № 181-ФЗ предназначен для осуществления государственной поддержки инвесторов путем предоставления им государственных гарантий либо путем непосредственного выделения им средств (в форме ссуды) на условиях возвратности, срочности и платности. Объем денежных средств, направляемых в Бюджет развития, устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Средства Бюджета развития образуются за счет следующих источников:
- внутренних и внешних заимствований на цели инвестирования;
- части доходов федерального бюджета от использования и приватизации объектов федеральной собственности, созданных в результате финансирования инвестиционных проектов за счет средств Бюджета развития;
- части доходов федерального бюджета от использования и продажи имущества, находящегося в федеральной собственности;
- доходов федерального бюджета от ранее произведенных бюджетных ассигнований на условиях возвратности, срочности и платности и др.
Денежные средства бюджета развития аккумулируются на специальных счетах органов Главного управления федерального казначейства Минфина РФ и в учреждениях Центрального банка России.
Денежные средства Бюджета развития направляются на:
- финансирование инвестиционных проектов, отобранных на конкурсной основе;
- исполнение обязательств Правительства РФ по предоставленным инвесторам государственным гарантиям за счет средств Бюджета развития.
Отвлечение временно свободных средств Бюджета развития на финансовые операции, не связанные с реализацией инвестиционных проектов, не допускается. Предоставление средств за счет Бюджета развития осуществляется:
- путем кредитования отобранных на конкурсах инвестиционных проектов, обеспеченных собственными средствами инвестора и иными источниками финансовых ресурсов в дополнение к собственным средствам;
- посредством прямых вложений в имущество коммерческих организаций, осуществляющих проекты при соответствующем увеличении доли государства в их уставном капитале.
Для финансирования инвестиционных программ государство вправе выпускать облигационные займы, вовлекать в инвестиционный процесс временно приостановленные и законсервированные стройки и объекты, находящиеся в федеральной собственности. Государство предоставляет также концессии отечественным и зарубежным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством РФ.
Третий блок — иные формы государственного регулирования инвестиционной деятельности включает экспертизу проектов и защиту прав субъектов инвестиционной деятельности. Все инвестиционные проекты независимо от форм собственности и источников финансирования до их утверждения подлежат экспертизе. Она проводится для предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права юридических и физических лиц или не отвечает требованиям утвержденных стандартов (норм и правил), а также для оценки эффективности капитальных вложений. Порядок проведения государственной экспертизы инвестиционных проектов устанавливается Правительством РФ.
Защита прав субъектов инвестиционной деятельности выражается в следующем:
- обеспечении равных прав при осуществлении данной деятельности;
- гласности при обсуждении инвестиционных проектов;
- праве обжалования в судебном порядке любых решений органов государственной власти и должностных лиц, противоречащих законным интересам юридических лиц и граждан.
Капитальные вложения могут быть:
национализированы только при условии предварительного и равноценного возмещения государством убытков, понесенных субъектами инвестиционной деятельности;
реквизированы по решению органов государственной власти в случаях и порядке, определенных Гражданским Кодексом РФ.
Страхование капиталовложений осуществляется в соответствии с законодательством РФ.
ВЫВОДЫ
1.Для регулирования денежных потоков в инвестиционной сфере целесообразно сочетать методы денежно-кредитной и финансовой политики. Денежно-кредитная политика может быть разработана на долгосрочную перспективу и является поэтому приоритетной. Финансовая политика определяется финансовыми возможностями государства формировать в достаточном объеме Бюджет развития.
2.Активизация инвестиционной деятельности может осуществляться как за счет государственных инвестиций, кредитов банков и других привлеченных средств, так и путем косвенного регулирования фондов накопления предприятий посредством понижательного давления налогов. Снижение налогового бремени позволит предприятиям повысить уровень самофинансирования вложений в капитальные активы. Инвестиционная деятельность предприятий в различных формах осуществляется при активном посредничестве банков. Поэтому целесообразно строить взаимоотношения банков с заемщиками с учетом накопленного мирового опыта в инвестиционной сфере. Например, выдача заемщикам консорциальных кредитов, проектное (спонсорское) финансирование крупных проектов, активизация участия банков в формировании финансово-промышленных групп, развитие долгосрочного кредитования капитальных вложений и финансового лизинга.

Глава 2
ФИНАНСОВАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

2.1 ПРАВИЛА ИНВЕСТИРОВАНИЯ
Наиболее общими условиями успеха во всех формах инвестирования являются:
- сбор необходимой информации;
- прогнозирование перспектив рыночной конъюнктуры по интересующим инвестора объектам;
- гибкая корректировка инвестиционной тактики, а часто и стратегии.
Выбор наиболее эффективного способа инвестирования начинается с четкого определения возможных вариантов. Альтернативные проекты поочередно сравниваются друг с другом и выбирается наилучший из них с точки зрения доходности, надежности и безопасности.
При решении вопроса об инвестировании целесообразно определить, куда выгоднее вкладывать капитал: в производство, ценные бумаги, приобретение товаров для перепродажи, недвижимость или в валюту. Поэтому при инвестировании рекомендуется соблюдать следующие правила, выработанные практикой.
1.Принцип финансового соотношения сроков («Золотое банковское правило») гласит — получение и использование средств должны происходить в установленные сроки, а капитальные вложения с длительными сроками окупаемости целесообразно финансировать за счет долгосрочных заемных средств (облигационных займов с длительными сроками по гашения и долгосрочных банковских кредитов).
2.Принцип сбалансированности рисков — особенно рисковые инвестиции рекомендуется финансировать за счет собственных средств (чистой прибыли и амортизационных отчислений).
3.Правило предельной рентабельности — целесообразно выбирать такие капитальные вложения которые обеспечивают инвестору достижение максимальной (предельной) доходности.
4.Чистая прибыль от данного вложения капитала должна превышать ее величину от помещения средств на банковский депозит.
5.Рентабельность инвестиций всегда должна быть выше индекса инфляции.
6.Рентабельность конкретного инвестиционного проекта с учетом фактора времени (временной стоимости денег) всегда больше доходности альтернативных проектов.
7.Рентабельность активов предприятия после реализации проекта увеличивается и в любом случае превышает среднюю ставку банковского процента по заемным средствам.
8.Рассмотренный проект соответствует главной стратегии поведения предприятия на рынке товаров и услуг с точки зрения формирования рациональной ассортиментной структуры производства, сроков окупаемости затрат, наличия финансовых источников покрытия издержек производства и обеспечения стабильности поступления доходов от реализации проекта.
Инвестиции в реальные проекты — длительный по времени процесс. Поэтому при их оценке необходимо учитывать:
а) рискованность проектов — чем длительнее срок окупаемости затрат, тем выше инвестиционный риск;
б) временную стоимость денег, так как с течением времени деньги теряют свою ценность вследствие инфляции;
в) привлекательность проекта по сравнению с альтернативными вариантами вложения капитала с точки зрения максимизации дохода и роста курсовой стоимости акций компании при минимальном уровне риска, так как эта цель для инвестора определяющая.
Используя указанные правила на практике, инвестор может принять обоснованное решение, отвечающее его стратегическим целям.
2.2. ПЕНА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДНЕВЗВЕШЕННОЙ СТОИМОСТИ КАПИТАЛА
Каждому предприятию необходимы денежные ресурсы, чтобы финансировать свою производственно-торговую деятельность.
Исходя из продолжительности функционирования в данной конкретной форме активы и пассивы классифицируются на краткосрочные и долгосрочные. Мобилизация того или иного источника средств связана для предприятия с определенными расходами:
акционерам следует выплачивать дивиденды;
владельцам корпоративных облигаций — проценты;
банкам — проценты за предоставленные ими ссуды и др.
Общая величина средств, которую следует уплатить за использование определенного объема финансовых ресурсов, выраженная в процентах к этому объему, называется «ценой» капитала.
В идеальном случае предполагается, что оборотные активы финансируются за счет чтобы не снизить свою рыночную стоимость.
На практике следует различать два понятия:
краткосрочных обязательств, а необоротные активы— за счет долгосрочных обязательств. Поэтому оптимизируется общая сумма затрат на привлечение различных источников
Концепция «цены» является ключевой в теории капитала. Она характеризует ту норму доходности инвестиционного капитала, которую должно обеспечить предприятие, цена капитала данного предприятия;
цена действующего предприятия в целом как хозяйствующего субъекта на рынке капитала;
Первое понятие количественно выражается в сложившихся на предприятии относительных годовых расходах по обслуживанию долга перед собственниками (аукционерами) и кредиторами. Второе выражается различными параметрами, в частности стоимостью активов, объемом собственного капитала и прибыли и т. д.
Оба понятия количественно взаимосвязаны. Так, если компания участвует в реализации инвестиционного проекта, рентабельность которого ниже «цены» капитала, то цена фирмы после завершения данного проекта понизится. Поэтому «цена» капитала учитывается менеджерами компании в процессе принятия инвестиционных решений.
В пассиве баланса отражаются как собственные, так и заемные источники средств. Структура данных источников существенно различается по видам предприятий и сферам предпринимательской деятельности. Неодинакова также цена каждого источника средств, поэтому «цену» капитала предприятия исчисляют обычно по средней арифметической взвешенной.
Основная сложность заключается в вычислении стоимости единицы капитала, полученного за счет конкретного источника средств. Для некоторых источников «цену» капитала можно определить достаточно точно. Например, цена акционерного капитала, банковского кредита и т. д.
По другим источникам выполнить такие расчеты довольно сложно. Например, по нераспределенной прибыли, кредиторской задолженности. Зная даже ориентировочную величину «цены» капитала можно осуществить сравнительный анализ эффективности авансированных средств, включая оценку инвестиционных проектов.
Средневзвешенная стоимость капитала (ССК) представляет собой минимальную норму прибыли, которую ожидают инвесторы от своих вложений. Выбранные для реализации проекты должны обеспечивать хотя бы не меньшую рентабельность, чем ССК. Рассчитывается ССК как средневзвешенная величина из индивидуальных стоимостей (цен), в которые обходится предприятию привлечение различных видов источников средств:
1)акционерного капитала, состоящего из стоимости обыкновенных и привилегированных акций (префакций);
2)облигационных займов;
3)банковских кредитов;
4)кредиторской задолженности и др.
Стандартная формула для вычисления ССК следующая:

(4)


где Yi — цена 1-го источника средств, %;
Ki — удельный вес i-гo источника средств в их общем объеме, доли единицы.
Первый этап в определение ССК — вычисление индивидуальных стоимостей, перечисленных видов ресурсов.
Второй этап — перемножение каждой из полученных цен на удельный вес ресурса в общей сумме источников средств.
Третий этап — суммирование полученных результатов.
С точки зрения риска ССК определяется как безрисковая часть нормы прибыли на вложенный капитал, которая обычно равна средней норме доходности по государственным долговым обязательствам (облигациям Банка России, муниципальным облигациям и др).
Концепция ССК многогранна и связана с многочисленными вычислениями. В повседневной практике возможен экспресс-анализ, в котором за ССК принимается средняя ставка банковского процента (СП).
Такой подход вполне логичен, так как при выборе варианта инвестирования ожидаемая норма прибыли (рентабельность инвестиций) должна быть выше, т. е. Ри. > СП. ССК используется в инвестиционном анализе при отборе проектов к реализации:
для дисконтирования денежных потоков в целях исчисления чистой текущей стоимости (ЧТС) проектов. Если ЧТС > 0, то проект допускается к дальнейшему рассмотрению;
при сопоставлении с внутренней нормой прибыли (ВНП) проектов. Если ВНП > ССК, то проект может быть осуществлен как обеспечивающий удовлетворение интересов инвесторов и кредиторов.
При условии ВНП = ССК предприятие безразлично к данному проекту. При условии ВНП < ССК проект отвергается. Расчет ССК приведен в табл. 2,1.
Таблица 2.1
Расчет ССК по акционерной компании

Источники средств
Средняя стоимость источника для компании (среднегодовой процент)
Удельный вес источника в пассиве баланса (доли единицы)
1 ) Обыкновенные акции
40
0,5
2) Привилегированные акции (префакций)
20
0,1
3) Корпоративные облигации
25
0,05
4) Кредиторская задолженность
10
0.20
5) Краткосрочные кредиты банков
60
0.15
Итого:

1,0


Учетная ставка ЦБР в IV квартале 1999 г. в расчете на год установлена в размере 55 %. Следовательно, привлечение капитала в указанных выше пропорциях для компании выгодно, так как СКК < СП (34,25 % < 55%).
Определив ССК, можно переходить к оценке инвестиционных проектов, имея ввиду, что рентабельность инвестиций должна быть выше средневзвешенной стоимости капитала (Ри > ССК).

2.3. ФИНАНСОВЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛЬНЫХ
ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
Наиболее важный этап в процессе принятия инвестиционных решений — оценка эффективности реальных инвестиций (капиталовложений).
От правильности и объективности такой оценки зависят сроки возврата вложенного капитала и перспективы развития предприятия.
Рассмотрим важнейшие принципы и методические подходы, используемые в международной практике для оценки эффективности реальных инвестиционных проектов.
Первым из таких принципов является оценка возврата вложенного капитала на основе показателя денежного потока, формируемого за счет прибыли и амортизационных отчислений в процессе эксплуатации проекта.
Показатель денежного потока может применяться для оценки проектов с дифференциацией по отдельным годам эксплуатации объекта или как среднегодовой.
Вторым принципом оценки является обязательное приведение к настоящей стоимости как вложенного капитала, так и величины денежных потоков. Это связано с тем, что процесс инвестирования осуществляется не одномоментно, а проходит ряд этапов, что находит отражение в бизнес-плане инвестиционного проекта.
Аналогично должна приводиться к настоящей стоимости и сумма денежного потока (по отдельным этапам его формирования).
Третьим принципом оценки является выбор дифференцированного проекта (дисконта) в процессе дисконтирования денежного потока (приведения его к настоящей стоимости) для различных инвестиционных проектов.
Размер дохода от инвестиций (в форме денежного потока) образуется с учетом следующих факторов:
а) средней реальной дисконтной ставки;
б) темпа инфляции (инфляционной премии);
в) премии за низкую ликвидность инвестиций;
г) премии за инвестиционный риск.
С учетом этих факторов при сравнении проектов с различными уровнями риска должны применяться при дисконтировании неодинаковые ставки процента. Более высокая ставка процента применяется обычно по проектам с большим уровнем риска. Аналогично при сравнении двух или более проектов с различными общими периодами инвестирования (ликвидностью инвестиций) более высокая ставка процента должна применяться по проекту с более длительным сроком реализации.
Четвертый принцип оценки заключается в том, что выбираются различные варианты форм используемой ставки процента для дисконтирования исходя из целей оценки. Для определения различных показателей эффективности проектов в качестве дисконтной ставки могут выбираться:
- средняя депозитная или кредитная ставка по рублевым или валютным кредитам;
- индивидуальная норма прибыльности (доходности) инвестиций с учетом темпа инфляции, уровня риска и ликвидности инвестиций;
- норма доходности по государственным ценным бумагам (облигациям Центрального банка России или муниципальным краткосрочным облигациям);
- альтернативная норма доходности по другим аналогичным проектам;
- норма доходности по текущей (эксплуатационной) доходности предприятия.
Для финансовой оценки эффективности реальных инвестиций проектов используются следующие основные методы:
метод простой (бухгалтерской) нормы прибыли;
метод расчета чистой текущей стоимости (ЧТС) проекта;
3) индекс доходности;
период (срок)окупаемости;
внутренняя норма прибыли (ВНП) проекта;
модифицированный метод внутренней нормы прибыли.
Рассмотрим содержание указанных методов более подробно.
Метод простой (бухгалтерской) нормы прибыли заключается в том, что рассчитывается простая норма прибыли как отношение суммы прибыли по отчетам предприятия к исходным инвестициям (капиталовложениям). Для расчета используется чистая прибыль (после налогообложения), к которой добавляется сумма амортизационных отчислений.
(5)
где Пнп - простая (бухгалтерская) норма прибыли, %;
ЧП - чистая прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после налогообложения;
АО - сумма амортизационных отчислений по основным средствам;
И - исходные инвестиции в проект (капиталовложения).
Выбирается проект с наибольшей простой нормой прибыли (табл. 2.2).
Таблица 2.2

Расчет рентабельности инвестиционного проекта с помощью простой
(бухгалтерской) нормы прибыли


п/п
Показатели
Величина
показателя
Расчет простой (бухгалтерской) прибыли
1
Доходы от проекта
9000
2
Инвестиционные затраты на проект
6750

В том числе:

2.1
Денежные расходы
4500
2.2
Неденежные расходы (амортизационные отчисления)
2250
3
Прибыль от проекта
2250
4
Налог на прибыль по ставке 30% (2250 х 30 : 100)
675

<< Предыдущая

стр. 2
(из 3 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>