стр. 1
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Богдашина О.
Аутизм: определение и диагностика

· Введение. Почему появилась эта книга?
· ГЛАВА 1. Аутизм: история проблемы
· ГЛАВА 2. Аутизм: определения прошлые и настоящие

Нарушения в сфере социального взаимодействия (Wing, 1992)
Нарушения в сфере социальной коммуникации
Нарушения в сфере воображения
Аутизм:рабочее определение (общество содействия семьям с детьми, страдающими аутизмом "От отчаяния к надежде")

· Глава 3. Каковы причины аутизма?

Генетические факторы
Аутизм и умственная отсталость (олигофрения)
Аутизм и эпилепсия
Пре-, пере-, и постнатальные повреждения ЦНС
Вирусные и инфекционные факторы
Структурные и функциональные нарушения мозга
Биохимические патологии мозга

· ГЛАВА 4. Как диагностируется аутизм?

Важность ранней диагностики аутизма

· ГЛАВА 5. Дифференциальная диагностика

Умственная отсталость
Шизофрения
Специфические нарушения развития речи (элективный мутизм, нарушения рецептивной речи и т.д.)
Синдром Туретта
Синдром Ландау-Клеффнера
Синдром Ретта
Другие состояния, которые могут быть ошибочно приняты за аутизм

· ГЛАВА 6. Синдром Аспергера

Синдром Аспергера и высокофункциональный аутизм (ВФА)
Дифференциальная диагностика

· Словарь терминов

Введение
Почему появилась эта книга?
Есть несколько причин, которые заставили меня написать эту книгу.
Прежде всего, в Украине есть дети с аутизмом, хотя многие украинские специалисты не признают этого факта. В глубине души я надеюсь, что это потому, что отсутствует информация по этой проблеме, а не из-за недальновидности, зашоренности, а то и про-сто "воинствующего невежества", которое превращает тысячи де-тей в "безнадежных".
Мне бы хотелось поделиться своими знаниями по проблеме, опытом работы с аутичными детьми, один из которых мой сын. Я надеюсь, что, получив эту информацию, многие специалисты по-смотрят на этих детей другими глазами и изменят свое отношение к ним. Я надеюсь, что это поможет признать аутизм и понять про-блемы и нужды аутичных детей. Я очень хочу, чтобы некоторые специалисты поняли, что, если они не диагностируют аутизм, это не значит, что в Украине нет аутичных детей.
Мне бы очень хотелось, чтобы г-жа Мошенская (бывший глав-ный психиатр г. Горловки), г-н Самохвалов и г-н Трещев (ответ-ственные работники управлений образования Донецка и Горлов-ки) и некоторые другие "специалисты" прочли эту книгу и поня-ли, что аутизм - не изобретение родителей детей, и что в Горлов-ке, увы, больше 4-х (признанных ими) аутистов.
Вторая причина, по которой я решила написать о проблеме аутизма - это мое огромное желание помочь родителям аутичных детей, которые, возможно, потеряли надежду помочь своим детям, после того, как их малыши получили ярлыки "безнадежных" и "необучаемых". Я знаю, что вы чувствуете, и хочу вооружить вас информацией, которая, я надеюсь, поможет вам понять ваших детей и помочь им.
Это первая из 4-х частей по проблеме аутизма. Она посвящена истории, определению и проблемам диагностики аутизма. Во II части рассматриваются психологические аспекты аутизма и мето-ды психологического обследования и коррекции. III часть посвящена проблемам обучения аутичных детей. IV часть - для родите-лей, братьев и сестер аутичного ребенка.
Чтобы облегчить родителям и людям, не имеющим специаль-ного образования, чтение этой книги, в конце приводится Сло-варь терминов, встречающихся в тексте.
Учитесь и учите других. Удачи!
О. Богдашина.

Глава 1
Аутизм: история проблемы
Чтобы лучше разобраться в проблеме аутизма, необходимо рассмотреть историю развития понимания этого нарушения.
Аутизм имеет долгое прошлое, но короткую историю. История аутизма начинается с легенд и сказок о детях, оставляемых эльфами, взамен похищенных. В реальной истории уже в 18 веке появляются медицинские тексты, содержащие описания людей, которые, вероятно, страдали аутизмом (хотя сам термин еще не употреблялся), - они не разговаривали, были чрезмерно замкнуты и обладали необычайно хорошей памятью.
Ближе всех ученых прошлых веков к проблеме людей с аутизмом подошел французский исследователь Дж. М. Итар, который на примере 12-летнего мальчика Виктора, жившего в лесах Аверона ("дикий мальчик из Аверона"), описал это состояние, назвав его "интеллектуальным мутизмом", тем самым выделив один из основных признаков - отсутствие или задержка речевого развития при ненарушенном интеллекте.
В своей работе "Мутизм, вызванный поражением интеллектуальных функций" (1828) Итар обобщил результаты своих 28-летних исследований в институте Сур-Муэ (Париж). Здесь же ученый описал свои попытки реабилитации Виктора - Дикого мальчика из Аверона. Итар провел тщательное изучение уровня внимания, памяти и имитационных способностей подобных детей, и пришел к выводу, что дети с интеллектуальным мутизмом асоциальны, испытывают огромные сложности в установлении дружеских отношений со сверстниками, используют взрослых лишь как орудия для удовлетворения своих потребностей, проявляют значительные нарушения в развитии речи и языка (особенно в употреблении личных местоимений). Далее французский ученый описал разработанные им методы диагностики и коррекции таких детей с целью определения возможностей ребенка к восстановлению речи и обучению. Итар предложил отделить описанных им детей от детей с умственной отсталостью и идиотией. Он описал основные клинические характеристики интеллектуального мутизма, способы его диагностики и коррекции. К сожалению, в то время работа французского исследователя не привлекла большого внимания его коллег. (Перевод работы Итара "Дикий мальчик из Аверона" с французского на английский осуществлен X. Лейн, 1977).
В 1911 году швейцарский психиатр Е. Блейлер публикует работу "Раннее слабоумие или группа шизофрении", в которой он описал особенное качество симптомов раннего слабоумия: диссоциацию, разобщенность, расщепленность, и обозначил их созданным им новым термином, сохранившимся по настоящее время, - "Шизофрения" (греч. "шизо" - "раскалываю", "френ" - "ум"). В этой же работе Е. Блейлер ввел термин "аутизм" (лат. из греч. "ауто" - "сам", "изм" - лат. из греч - суффикс для образования абстрактных существительных, обозначающих действие, его результат или состояние) для описания клинической картины шизофрении, а именно - ухода больного шизофренией в мир фантазий.
Описания людей со странным поведением и своеобразным восприятием действительности мы находим и в художественной литературе. Так, американский писатель Джон Стейнбек блестяще изобразил вербального аутиста в одном из главных героев романа "О мышах и людях" (1937), не называя его таковым.
Первое описание аутизма как синдрома было дано американским детским психиатром Лео Каннером в его статье "Аутистические нарушения аффективного контакта", опубликованной в 1943 году.
Л. Каннер описал общие характеристики 11 детей, которых он наблюдал с 1938 по 1943 годы. Все эти дети проявляли общие черты, основными из которых были' чрезмерная изоляция, замкнутость, уход от каких-либо контактов с людьми, нарушения речевого развития и потребность в многократном повторении одних И тех же действий и однообразии, причем начало проявления этих особенностей отмечалось уже на первом году жизни ребенка Каннер пришел к заключению, что эти дети, "состояние которых разительно отличалось от состояний, описанных ранее" (Kanner, 1943), страдали синдромом, который он назвал, "ранний детский аутизм" (РДА) (Даже сейчас некоторые профессионалы используют термин РДА, что представляется неверным, так как дети-аутисты вырастают во взрослых аутистов, и диагноз ранний детский аутизм по отношению, скажем, к 40-летнему мужчине звучит, по крайней мере, нелепо. Термин РДА был оправдан в 1940-е-1950-е годы, когда ни сам Каннер, ни другие исследователи не могли предсказать будущее этих детей, не обладали данными о причинах, симптомах, типах аутизма. Сейчас же общепринят диагноз "аутизм", который применим к человеку любого возраста).
Итак, Каннер был первым, кто настаивал на том, что дети, о которых он писал, представляют собой уникальную подгруппу большой труппы детей, которым в прошлом ставили диагноз детская шизофрения. Он настаивал, что дети, которым он диагностировал РДА, были так сильно похожи друг на друга своим поведением и речью (если у них была речь), что они должны рассматриваться как дети с уникальной аномалией развития конституционного генеза.
Стоит перечислить основные симптомы, выделенные Каннером, которые характеризуют синдром аутизма, так как они до сих пор общепризнанны и описывают состояние аутизма в его "классической" форме:
Неспособность вступать в контакт с другими людьми. Это означает, что аутичный ребенок испытывает трудности в общении с другими людьми и проявляет больший интерес к неодушевленным предметам, чем к людям.
Задержка речевого развития.
Некоторые аутичные дети так и не начинают говорить, у других же наблюдается задержка речевого развития.
Некоммуникативная речь.
Несмотря на то, что аутичный ребенок может обладать речью, он испытывает трудности при использовании ее для значимой коммуникации.
Отставленная эхолалия.
Повторение слов или фраз через какой-то период времени.
Перестановка личных местоимений. Ребенок вместо "я" употребляет "ты". Например, мать: "Ты хочешь конфету?" Ребенок: "Ты хочешь конфету".
Повторяющаяся и стереотипная игра.
Обычно игры аутичных детей характеризуются ограниченностью. Они повторяют одни и те же действия. Отсутствует воображение в игре.
Стремление к однообразию.
Настойчивое стремление к сохранению привычного постоянства в окружающей обстановке и повседневной жизни.
Хорошая механическая память.
Многие аутичные дети проявляют прекрасную память (хотя часто она одень избирательна). Именно эта черта убедила Каннера в том, что все аутичные дети обладают нормальным интеллектом (что сравнительно недавно было подвергнуто сомнению).
Начало проявления с рождения или до 30 месяцев.
Через 13 лет после выхода этой работы, в 1956 году, Л. Каннер совместно с Л. Эйзенбергом пересмотрел предложенный им критерий диагностики аутизма и опубликовал статью "Ранний детский аутизм: 1943-1955", в которой выделялись 5 диагностических характеристик аутизма:
1) полное отсутствие аффективного контакта с другими людьми;
2) настойчивое стремление к сохранению однообразия в окружающей обстановке и повседневных действиях;
3) привязанность к предметам, постоянное верчение их в руках;
4) мутизм или речь, не предназначенная для коммуникации;
5) хороший познавательный потенциал, который проявляется в прекрасной памяти или выполнении проверочных тестов
Каннер также подчеркивал начало проявления синдрома - от рождения или до 30 месяцев.
В той же самой работе Л. Каннер и Л Эйзенберг сократили количество основных характерных симптомов, необходимых для диагностики аутизма, до двух:
1) отсутствие аффективного контакта,
2) повторяющееся, ритуалистическое поведение. Авторы считали, что, если присутствуют эти две черти, то обязательно проявится остальная типичная клиническая картина синдрома.
Независимо от Каннера, почти в то же самое время, в 1944 году, австрийский психиатр Ганс Аспергер описал состояние аномального поведения группы подростков, проявляющееся в нарушении социального общения и коммуникации, которое он назвал "аутистическая психопатия" (Asperger, 1944; перевод на английский в: Fnth, 1991). Поскольку Аспергер писал на немецком языке во время второй мировой войны, его работа прошла почти незамеченной. По сути дела, и Каннер, и Аспергер описывали одно и то же состояние. Оба психиатра выделяли аутизм из группы умственно отсталых и людей с серьезными нарушениями нервной системы, и применяли его по отношению к детям с ненарушенным интеллектом. (Однако, термин аутизм быстро распространился за эти рамки.)
Описания и "аутистического нарушения развития личности" Аспергера, и "раннего детского аутизма" Каннера содержат ссылки на аномалии в развитии социальности. Однако, Аспергер не отмечал явных аномалий в развитии речи и понимании языка, описанных Каннером. Аутизм определялся Каннером как "нарушение аффективного контакта", тогда как Аспергер описал детей, которые, хотя и характеризовались отсутствием аффективного контакта, но могли нормально пользоваться неэмоциональной речью. Дигби Тантам в своей публикации "Мышление само в себе" (Tantam, 1988) выделяет подгруппу "аутичных людей, которые социальны, обладают речью, проявляют особый интерес к отдельным аспектам, неуклюжи", и использует для этого термин "синдром Аспергера". В настоящее время "синдром Каннера" в основном применяется по отношению к тяжелым случаям аутизма, а "синдром Аспергера" - к высокофункциональным аутистам. Однако, некоторые авторы применяют термин "Аутизм Каннера" к небольшой группе людей с аутизмом (25-30% аутичных людей), которые не являются умственно отсталыми. Люди с аутизмом Каннера имеют нормальные, или даже выше нормы, показатели интеллектуального развития и способны обучаться в колледже и даже в аспирантуре, и могут жить независимой жизнью в обществе (Everard, 1976, Cohenet al., 1986, Gillbeigetal., 1987, Negn-Shoultz, 1987; Gerdtz, Bregman, 1990).
В своей статье Каннер хотя и высказал предположение, что аутизм является врожденным органическим нарушением, но, под влиянием фрейдизма и модных в то время психоаналитических теорий, он допускал, что одной из причин аутизма может быть подавление психической активности ребенка его авторитарной матерью: "Среди родителей обследованных детей всего лишь несколько человек явно добросердечны и заботливы. Большинство же всецело заняты научными, литературными и художественными абстракциями и ограничены в проявлении искреннего интереса к окружающим их людям. Даже некоторые очень удачные и счастливые браки довольно холодны и формальны... Возникает вопрос: является ли этот факт и в какой степени, одной из возможных причин появления этого состояния у детей" (Kanner, 1943). (Позже Каннер полностью отказался от этой вредной теории и даже написал книгу "В защиту матерей").
К 1950-м годам интерес профессионалов к синдрому аутизма в США и некоторых странах Европы значительно возрос (Donnellan, 1985). Многие врачи, особенно те, кто увлекался модной в то время психоаналитической теорией, стали объяснять возможную причину возникновения аутизма у ребенка с ненарушенным интеллектом травмирующим его окружением, и, особенно, отсутствием теплых отношений к ребенку со стороны его родителей. В публикациях того времени даже появились термины "замороженная мать", "холодные интеллектуальные родители" и т.п. (Spitz, Walf 1946; Robertson, Bowlby, 1952: Roudinesco et al., 1952; и многие другие.)
В 1959 году известный американский психолог Бруно Беттелхейм опубликовал статью "Джо - механический мальчик", в которой он описал ребенка-аутиста, под странным, замкнутым поведением которого скрывался очень одаренный умный мальчик. В этой работе красной нитью проходила мысль о том, что именно отношение родителей к ребенку явилось причиной появления у него аутизма.
Широкую известность получила книга Б. Беттелхейма "Пустая башня: Детский аутизм и рождение собственной личности" (1967), в которой автор заявлял, что матери обращались со своими детьми-аутистами так же плохо, как нацисты обращались с заключенными в концентрационных лагерях, вызывая, таким образом, у детей (или заключенных) чувство безнадежности, отчаяния и апатии, и заставляя их уклоняться от контакта с реальной действительностью. В соответствии со своей теорией Беттелхейм в качестве "лечения" аутизма предлагал изолировать аутичных детей от их семей в специнтернатах и проводить с ними интенсивную психотерапию для вывода их из отрешенного состояния. (В своей книге "В защиту матерей" Л. Каннер назвал "Пустую башню" Б. Беттелхейма "пустой книгой").
Теория Беттелхейма, обвиняющая родителей в возникновении аутизма у детей, была достаточно популярной до середины 1970-х годов, когда новые исследования в этой области убедительно показали всю абсурдность и вред этого подхода, и правоту самого первого предположения Каннера о биофизических причинах аутизма.
Взгляды Беттелхейма все еще разделяются некоторыми профессионалами в США и многими - в странах Восточной Европы (Evcrard" 1987; Longmeier, Matejcek, 1984 и др.). Иногда предпринимаются попытки модифицировать теорию Беттелхейма, сохраняя, однако, основу. Например, Нико и Элизабет Тинберген заявляют, что аутизм вызывается разрывом связующего процесса между матерью и ребенком, восстановление которого и является основным лечением (N. Tinbergen, E. Tinbeigen, 1972). Американский психиатр Марта Велч представила одно из возможных "лечений" аутизма, основывающееся на теории Тинбергеров- терапия "холдинг" (welch ,1989).
Ни сам Беттелхейм, ни его последователи не представили каких-либо убедительных доказательств правильности этой психогенной теории аутизма, а также нет никаких убедительных подтверждений того, что тот вид лечения, который они рекомендуют, является полезным для всех людей с аутизмом.
Справедливости ради, надо сказать, что не все профессионалы в области аутизма в 1950-х годах подходили к проблеме так же, как Беттелхейм. Мариан ДеМайер в своем прекрасном обзоре исследований аутизма в 1950-60-х годах "Исследования в области детского аутизма: Стратегия и ее результаты" (DeMyer в: Donnellan, 1985) идентифицирует три существующие в то время основные теории, рассматривающие причины возникновения аутизма:
1) сами родители вызывают у своих детей аутизм своим холодным, отталкивающим поведением;
2) аутизм вызван каким-то биологическим фактором;
3) ребенок с биологической предрасположенностью к аутизму попадает в неблагоприятную атмосферу в семье, созданную его родителями.
В 1960-е годы отмечается большое изменение в понимании аутизма: его этиологии, диагностики и лечения. Сначала некоторые психоаналитики подвергли сомнению целесообразность психотерапии как основного "лечения" аутизма (Riddle в: Cohen, Donnellan, 1987). Затем С. Б. Ферстер в получившей большую известность работе "Позитивное поощрение и неадекватность поведения аутичных детей", опубликованной в 1961 году, высказал предположение, что многие аномалии в поведении и речи аутичных детей могут быть уменьшены и сглажены путем систематических занятий по программе модификации поведения. С. Ферстер также отметил интересное наблюдение, что даже наиболее странные проявления поведения аутичных детей могут быть формой коммуникации, и таких людей можно научить общаться и сообщать, что они хотят, иначе, более адекватно. Работа Ферстера послужила толчком к исследованию подхода модификации поведения аутичных детей и применению его на практике.
В 1960-е годы появились первые три книги, написанные родителями аутичных детей: Жак Мэй, отец мальчиков-близнецов с аутизмом, "Врач смотрит на психиатрию", 1958; Карин Джанкер (Швеция) "Ребенок в стеклянном шаре" (перевод на английский в 1964); Клара Клайборн Парк описала свой попытки проникнуть в мир аутичной дочери в "Осада; Первые восемь лет жизни аутичного ребенка", 1967.
И наконец, американский психолог, который к несчастью для себя и к счастью для тысяч других семей оказался отцом аутичного ребенка, в 1964 году опубликовал книгу, "которая потрясла мир".
Этим отцом был Бернард Римланд, а его относительно небольшая по объему книжка "Детский аутизм: Синдром и его значение для теории нервного поведения" (1964) явилась поворотным пунктом в изменении подхода к проблеме аутизма. В ней содержался краткий обзор мировой литературы по аутизму и близким ему нарушениям, и некоторые очень нужные и новые идеи о природе и причинах аутизма.
А началось все с того, что молодой ученый не мог смириться с выводами врачей ("безнадежен") относительно его сына. Он сам диагностировал аутизм у своего сына Марка и решил стать специалистом в этой области, чтобы помочь своему сыну и многим другим детям с подобной патологией. Римланд "поклялся не успокаиваться до тех пор, пока враг (аутизм) не будет побежден, даже если это займет всю его оставшуюся жизнь" (Rimland, 1989). Он читал и конспектировал все, что мог достать по темам, имеющим хоть какую-либо связь с аутизмом. След привел молодого ученого к биохимии, генетике и нейрофизиологии. Он заказывал в библиотеках копии работ по аутизму и близкородственным темам из других стран, даже, если, получив работы, ему приходилось искать тех, кто бы переводил их для него с немецкого, голландского, чешского, польского и т.д. на английский. К 1962 году он изучил все, что когда-либо было опубликовано по аутизму на всех языках, кроме, разве что, некоторых статей на японском, китайском и русском языках, которые не были внесены в справочник Национальной Медицинской Библиотеки (Rimland, 1989).
Книга Римланда "Ранний детский аутизм" была отмечена наградой "За выдающийся вклад в психологию". Многие критики восторженно отзывались об этой работе, которая заставила посмотреть на аутизм "в новом свете".
В своей книге Римланд обрушился на профессионалов, которые видели причину аутизма в "холодных родителях", ©н четко обосновал свою точку зрения на аутизм как органическое нарушение мозга. Некоторые прогрессивные специалисты, работающие в области аутизма, и, конечно же, родители аутичных детей во всем мире восторженно приняли эту работу молодого ученого, тогда как
многие именитые профессионалы встретили ее в штыки и гневно защищали честь своего мундира, отстаивая разрушенные Римландом традиционные подходы к проблеме аутизма и аутичных детей.
В конце книги Римланд поместил диагностическую форму Е-1, составленную им на основе вопросника, разработанного психиатром Чарлзом Поленом и психологом Бетти Спенсер (1950), Хантингтон. Западная Вирджиния. Через год форма Е-1 была заменена уточненной и исправленной версией - формой Е-2. Римланд предложил родителям заполнить эту форму и выслать ему.
Уже за одну только эту книгу Римланд вошел бы в историю аутизма. Но он продолжал делать все, чтобы помочь своему сыну и многим другим детям с аутизмом. Так, в ноябре 1965 года он основал Национальное Общество для Аутичных Детей - НОАД (сейчас - Американское Общество по Аутизму - АОА), в которое вошли родители аутичных детей и здравомыслящие профессионалы. (И сейчас это Общество продолжает оказывать помощь и поддержку аутичным детям и их семьям. Основатель же его, д-р Римланд, ныне ученый с мировым именем, возглавляет крупнейший научно-исследовательский институт по проблемам аутизма (ИПА), основанный им в 1967 году как исследовательский институт поведения ребенка, и является редактором "Аутизм рисеч ревью интернэшнл". ИПА поддерживает связи с десятками тысяч родителей и профессионалов, и располагает крупнейшим в мире банком данных о людях с аутизмом. Сын Римланда, Марк, 40 лет, несмотря на аутизм, стал прекрасным художником, известным далеко за пределами США.)
В декабре 1965 года был образован первый филиал НОАД в Купертауне, штат Нью Йорк (основатели: мать аутичного ребенка Сол Блок и доктор Гудвин). Еще через два месяца другая мать сына с аутизмом Рут Салливан организовала второй филиал НОАД в Албани, Нью Йорк. Вскоре появились филиалы в Вашингтоне, округ Колумбия, и несколько групп в штате Калифорния. Сейчас АОА насчитывает более 215 филиалов (Sullivan, 1990).
Вооруженные информацией, опытные родители стали учителями других родителей и даже профессионалов. Некоторые из наиболее успешных программ обучения аутичных детей были созданы родителями. Поскольку государство в то время отказывалось принимать в общеобразовательные школы детей с аутизмом, родители этих детей основывали свои собственные школы. (Первая дневная школа для аутичных детей в США была создана матерью аутичного сына Гарриет Маняелбаум в Бруклине в 1952 году; первый директор этой школы - д-р Карл Феничел). Когда Эми Ладин Леттик предложили сдать ее аутичного сына в специнтернат как безнадежного, она создала свою школу для Бена и назвала ее Бенхавен (Нью Хавен, Коннектикут). Джей Нолан Центр для аутичных детей в Ньюхолле, Калифорния, был организован родителями аутичных детей и назван по имени аутичного сына актера Ллойда Нолана. Таких примеров можно привести много (Sullivan, 1984).
В 1970 году два отца аутичных сыновей - Виктор Винстон, издатель, и Герман Прейзер, инженер, - основали "Журнал по аутизму и детской шизофрении" (сейчас - "Журнал по аутизму и нарушениям развития"), который стал неоценимым источником информации по проблеме аутизма и исследованиям в этой области.
Вначале 1960-х годов группа родителей в Северной Каролине, возглавляемая учеными-исследователями Университета Северной Каролины Эриком Шоплером и Робертом Рейхлером, основала первое государственное отделение - Коррекция и Обучение Детей с Аутизмом и близкими ему нарушениями Коммуникации (ТЕАССН) - по разработке обучающих программ и обеспечению помощи людям с аутизмом и их семьям (Schopler, 1986).
Основываясь на своих наблюдениях и опыте работы с такими детьми, Э. Шоплер и Р. Рейхлер поддержали радикальное для того времени предположение, что причиной аутизма является неизвестная пока органическая аномалия мозга, а не плохое обращение родителей с детьми. Это предположение перенесло основное внимание с психотерапии для родителей и детей на признание патологии мозга и, следовательно, на создание специфических благоприятных условий, способствующих развитию познавательных способностей у людей с аутизмом. Такой подход к проблеме кардинально изменил роль родителей: вместо того, чтобы быть основными виновниками аутизма своих детей, родители признаваясь его жертвой и, вместе с тем, основными "врачами" своего ребенка (Mesibov, 1992). В настоящее время отделение ТЕАССН проводит обучение и консультации для родителей и профессионалов не только в Северной Каролине, но и в других штатах и за пределами США.
В начале 1970-х годов в США была организована Информационно-Справочная служба по проблемам аутизма, что послужило началом национальной информационной кампании, непрекращающейся и по сей день.
В 1970-е годы интенсивно разрабатывались специализированные программы для обучения детей и взрослых с аутизмом. Исследователи предлагали различные методы работы и коррекции аутичных детей, требующие активного сотрудничества специалистов с родителями (Schopier, Reichler, 1971; Lovaas et al., 1973). Широко применяемые в настоящее время в западных странах методы модификации поведения аутичных детей были впервые разработаны д-ром Иваром Ловаасом. Применение разработанных им методов коррекции аутичных детей убедительно подтвердил пра-воту предположения, что интенсивная коррекция, проводимая по соответствующей программе, и начатая в раннем возрасте, может уменьшить проявление нежелательного поведения и способствовать развитию необходимых, адекватных навыков (Lovaas et al., 1973)
В 1960-е годы подобное же движение за признание и понимание аутизма и проблем аутичных людей наблюдается и в странах Западной Европы. И здесь инициаторами выступают родители и заинтересованные специалисты. Так, в Англии в 1962 году группа родителей аутичных детей основала первое в мире общество по аутизму - Национальное Общество по Аутизму (НОА), одной из целей которого было создание школ для детей с аутизмом, так как государственные общеобразовательные, и даже специализированные, школы таких детей не принимали Основатели НОА решили, что ни один ребенок, независимо от тяжести его нарушения, не будет исключен из школ НОА. С того времени роль НОА значительно возросла (Aarons, Gittens, 1992/1993).
В 1963 году небольшая группа родителей аутичных детей в Ирландии основала Ирландское Общество для Аутичных Детей (сейчас - Ирландское Общество по Аутизму). В последующие годы подобные общества появляются во многих других странах: Бельгии, Финляндии, Дании, Германии, Франции, Италии, Люксембурге, Нидерландах, Испании, Швеции, Швейцарии, Канаде, Японии, Индии и др.
В 1970-е годы отмечается значительный прогресс в диагностике, изучении этиологии аутизма и работе с аутичными детьми. Во всем мире проводятся исследования в этой области. В 1966 голу В. Лоттер (Лондонский институт психиатрии) публикует первую работу, содержащую результаты эпидемиологического исследования аутичных детей. Приблизительно в то же время Бирт Х. Браск (Дания) идентифицирует детей с "детским психозом" (Brask, 1972). Следует отметить и исследования распространенности аутизма, проведенные в 1970-е -начале 1980-х годов в разных странах: в Англии - Л. Винг и Дж. Гоулд (1979); в Японии - И. Хошино, И. Яшима и др. (1982), в Швеции - М. Бохман, И. Бохман, Р Вйорк, Е.Сйохолм(1983).
В 1970-е годы активно изучается недостаточность познавательных, мыслительных процессов, наблюдаемая при аутизме (Frith, 1970а, Hermelm, O'Conner, 1970).
Первое систематическое исследование с целью выявления возможных генетических факторов, вызывающих аутизм, было проведено С. Фолштейном и М. Раттером (1977).
Различные специфические инфекции как возможная причина аутизма исследовались С Чесс, С. Корн и Ф. Фернандез(1971; S 1977).
Е Дейкин и Б МакМахон (1979) предприняли систематическое изучение возможных возбудителей инфекционных заболеваний в организме матери в период беременности, которые могли бы рассматриваться как причина возникновения аутизма у ребенка (с отрицательными результатами)
Д-р Мэри Коулман исследовала состав крови и мочи у большой группы аутичных детей (1970)
Обзор результатов текущих нейробиологических генетических и фармакологических исследований в области аутизма был опубликован в 1987 году (под ред. Э Шоплера и Г Месибова)
По мере того, как научные исследования предоставляли все, новые и новые данные в области аутизма, все больше фактов опровергало предположение о том, что аутизм ребенка развивается в шизофрению взрослого (Bender, 1947), и подтверждало то, что аутизм является отдельным нарушением развития в онтогенезе, отличным от шизофрении, и что аутизм часто встречается в сочетании с другими нарушениями и умственной отсталостью. Кроме того, исследования выявили роль органического фактора в патогенезе (Valkmaretal., 1988).
Все это привело к необходимости выработать надежные, достоверные критерии диагностики аутизма, поскольку при отсутствии таких критериев невозможно достичь каких-либо положительных результатов в исследовании этиологии аутизма и проведении коррекции данного нарушения. Необходимо отметить, что, хотя уже в 1970-е годы в области диагностики аутизма отмечался значительный прогресс, до сих пор не устранены все противоречия в этом вопросе. ' ;
Большой вклад в понимание и выработку критериев диагностики внес профессор М. Раттер, который выделил следующие диагностические критерии аутизма (Rutter, 1978), широко используем ые и по настоящее, время:
1) начало проявления синдрома до 30 месяцев;
2) нарушение социального развития, которое проявляется в определенные чертах поведения, независимо от уровня развития интеллекта;
3) задержка и отклонения в речевом развитии, имеющие определенные диагностические черты, независимо от уровня интеллекта; ^ ,
4) стремление к однообразию, проявляющееся в стереотипной игре, интересах, поведении или сопротивление каким-либо изменениям
М Раттер подчеркивает, что уровень интеллекта не может служить одним из критериев диагностики аутизма, тем самым опровергая первоначальное предположение Каннера о том, что у всех аутичных детей интеллект соответствует норме.
Профессор Ноттингемского университета Е. Ньюсон расширила и уточнила критерии, предложенные Раттером для диагностики аутизма Так, вместо "задержки и отклонений в речевом развитии" она предлагает формулировку "нарушения во всех видах коммуникации", включая отсутствие понимания аутичным ребенком выражений эмоций другими людьми, общепринятых жестов и тд.
В 1977 году многопрофильная комиссия АОА разработала и опубликовала определение синдрома аутизма (Ritvo, Freeman, 1977), которое нашло свое развитие в публикации: Американской Ассоциации Психиатров (ААП) 3-го издания Диагностического Статистического Справочника (ДСС-111, 1980), переработанного и исправленного затем в 1987 году (ДСС-111 испр.), и в 1994 году - ДСС-IV Определения аутизма, представленные в ДСС, составлены в соответствии со стандартной медицинской моделью. Согласно ДСС-IV, аутизм рассматривается как синдром, который диагностируется по наличию определенных характерных симптомов и задержке развития, проявляющихся обычно в возрасте до 30 месяцев. Эти симптомы являются показателем некой невропатологии, которая, в свою очередь, может иметь разнообразную этиологию (Freeman, 1992)
Целесообразно проследить изменения в определении и диагностике синдрома аутизма, наблюдаемые в официальных диагностических документах, в частности в ДСС, что позволит проследить развитие понимания синдрома и его диагностики.
В ДСС-И (1968) аутизм растворился в разделе "детская шизофрения". Как отдельное нарушение ранний детский аутизм выделяется вДСС-Ш (1980) в новой группе нарушений - "перва-зивные <общие) нарушения развития" (ПНР/ОНР), что само по себе является шагом вперед в официальном признании аутизма как отдельной нозологической формы. ВДСС-Ш выделялись следующие отдельные нарушения с диагностическими критериями для каждого из них: ранний детский аутизм, раннее детские ПНР, резидуальный детский аутизм, резидуальное ПНР, атипическое ПНР. Диагностические критерии РДА основывались на описании аутизма Каннера, видоизмененном Раттером.Для постановки диагноза РДА у ребенка должно было наблюдаться раннее проявление симптомов (до 30 месяцев), нарушения в установлении социальных контактов, нарушения речи и/или коммуникации, и отсутствие галлюцинаций, характерных для шизофрении.
Однако, в этом подходе были свои достоинства и недостатки. К несомненным достоинствам можно отнести официальное признание концепции диагностики аутизма и эксплицитных диагностических критериев (Spitzeret al., 1978). Недостатки же заключались в том, что ставился неправомерный акцент на "ранний детский" аспект аутизма, т.е. приведенные критерии предназначались для детей раннего возраста и более тяжелых форм проявления синдрома (Cohen et ai., 1986). Критерий возраста начала проявления синдрома аутизма представляется проблематичным, так как, по наблюдениям ряда авторов, у очень немногих детей аутичные характеристики проявляются после 30 месяцев (Vblkmaret al., 1985). Далее, введение термина "первазивное/общее" как обязательного атрибута к "нарушению развития" по отношению к аутизму представляется серьезной ошибкой, поскольку состояние аутизма необязательно "общее", оно, скорее, представляет собой нарушение, характеризующееся недостаточностью социального/когнитивного функционирования, особенно, если аутизм не сопровождается умственной отсталостью, и, следовательно, более правомерно отнести аутизм к категории специфических нарушений развития (Bairdetal.,1991).
ДСС-III был переработан и исправлен в 1987 году. ВДСС-Ш испр. основные изменения касаются определения аутизма. В этом издании термин "ПНР" сохранился для обозначения общей группы нарушений развития, включая аутизм. В термине "ранний детский аутизм" "ранний детский" был опушен, тем самым признавался факт, что люди с аутизмом продолжают проявлять характерные симптомы нарушения после того, как выйдут из детского возраста. ВДСС-Ш испр. были опущены представленные в предыдущем издании такие нарушения, как детское ПНР, атипическое ПНР, резидуал ьное РДА и резидуальное ПНР. Для характеристики аутизма была предпринята попытка включить ряд критериев, подчеркивающих нарушение развития, чтобы весь спектр дисфункции (соответствующий как хронологическому возрасту, так и уровню развития) был охвачен. Согласно ДСС-III испр., для постановки диагноза аутизм необходимо, чтобы человек проявлял, по крайней мере, 8 из 16 предложенных критериев. Там же указывалось минимальное число пунктов в каждой из трех категорий: социальная дисфункция, дисфункция коммуникации и/или по-" нимания символов, и ограниченность деятельности или интересов (Vblkmaret al., 1988).
Четвертое издание ДСС (ДСС-1У) вышло в 1994 году. В этом сборнике имеются значительные изменения в разделе диагностики аутизма и близких ему нарушений. Прежде всего, категория нарушений, в которую входит аутизм, ПНР, в этом издании занимает иное место. Так, вДСС-Ш испр. ПНР располагались на шкале II - шкале длительных, стабильных нарушении с относительно слабым прогнозом на улучшение. В ДСС-IV ПНР перенесены на шкалу 1, шкалу эпизодических и подверженных клиническим изменениям нарушений. Этот перенос подтверждает признание того, что симптомы этих нарушений могут варьироваться, и, возможно, улучшаться при соответствующей коррекции, тогда как нарушения, оставшиеся на шкале II, такие как, например, умственная отсталость, стабильны, и часто не поддаются коррекции. Кроме того, произошли небольшие изменения в диагностических критериях аутизма. Как и в ДСС-III испр., для постановки диагноза аутизм необходимо, чтобы человек проявлял аутичные симптомы в трех основных сферах: социальное взаимодействие, коммуникация и стереотипность поведения. Однако, количество симптомов, необходимых для постановки диагноза, сократилось с 16 до 12, что делает эту диагностическую категорию более однородной. Как и в ДСС-III испр., здесь указывается минимальное количество симптомов в каждой из трех сфер нарушений, необходимое для постановки диагноза. В ДСС-IV также были добавлены диагностические критерии для трех близких аутизму нарушений: синдром Ретта, детское дезинтеграционное нарушение и синдром Аспергера (Edelson, Goldbeig, 1994).
ДСС-IV является одной из двух международных, широко используемых классификационных систем заболеваний и нарушений. Вторая классификация - Международная Классификация Болезней (МКБ) - разработана Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ). Последнее издание (МКБ-10) вышло в свет в 1992 году. (МКБ-9 - была опубликована в 1978 году. В ней аутизм классифицировался в разделе "Психозы, характерные для детского возраста", в который также входила шизофрения.) Поскольку и МКБ и ДСС перерабатывались в начале 1990-х годов, была предпринята попытка привести обе эти классификации в большее соответствие друг с другом и сблизить диагностические критерии. С этой целью было создано несколько международных комитетов, которые совместно и завершили работу над этими изданиями.
В МКБ-10 ПНР подразделяются на отдельные категории: атипический аутизм, синдром Ретта, детское дезинтеграционное нарушение и синдром Аспергера. Согласно МКБ-10, диагноз аутизм ставится при наличии нарушений в трех основных сферах: социальное взаимодействие, коммуникация и ограниченное, повторяющееся, стереотипное поведение, интересы и деятельность. Возраст начала проявления симптомов - до трех лет.
В 1979 году д-р Лорна Винг совместно с д-ром Джудит Гоулд провели эпидемиологическое обследование аутичных детей и детей с умственной отсталостью. В результате тщательного изучения " и сравнения двух групп обследуемых детей ученые пришли к выводу, что основная недостаточность при аутизме и мест социальную природу, поскольку аутичные дети, независимо от уровня развития интеллекта, неспособны вступать в значимый социальный контакт, тогда как умственно отсталые дети могут быть социальными в соответствии с их уровнем интеллектуального развития.
Лорна Винг описала сложности социальной сферы, присущие детям с аутизмом, проявляющиеся в трех различных областях функционирования, как "Триаду нарушений социального взаимо-д-чствия" (Wing, 1992). Три аспекта Триады (по Л. Винг):
Нарушение социального взаимодействия.
Нарушение социальной коммуникации.
Нарушение воображения.
В своей работе Л. Винг подчеркивает тот факт, что аутизм проявляется в континууме, т.е. не существует строгих четких границ нарушения; континуум может включать всех "странных" ати-пичных детей, которые не отвечают полностью классическим критериям аутизма, описанного Каннером (Wing, 1992).
Д-р Винг и д-р Гоулд (1979) ввели термин "нарушения аутистического спектра", который показывает, что есть целый спектр проблем и подтипов аутизма.
Количественное измерение нарушения было разработано д-ром Римландом: родителям предлагается заполнить специальную форму (Е-2), затем эти данные заносятся в компьютер, который показывает числовое выражение состояния в зависимости от степени тяжести аутизма у ребенка на континууме - от "классического аутизма" (синдрома Каннера) на одном конце шкалы до отсутствия аутизма на другом. ^
В последующие годы для количественной оценки аутизма были разработаны такие шкалы, как Шкала Рейтинга Детского Аутизма (CARS - Schopler et al., 1980), Шкала Аутистического Поведения (АВС - Krug et at., 1980) и многие другие.
Винг также поддержала идею выделения синдрома Аспергера, описав подгруппу людей, которые: 1) наивны, не понимают общепринятых норм поведения; 2) имеют узкие ограниченные интересы, 3) проявляет плохую координацию движений, неуклюжи;4) характеризуются повторяющейся речью, не соблюдают правил ведения диалога; 5) не имеют здравого смысла (Wing, 1981).
Следует отметить, что некоторое время работы Аспергера были мало известны. В 1970-х годах синдром Аспергера привлек внимание ученых во многих странах; появились публикации, посвященные этой проблеме (V"n Krevelen ,1971; Исаев, Каган, 1974; Мну-хин, Исаев, 1975; Wing, 1976; Chick et al., 1979; Wolf, Barlow, 1979; Wolf, Chick, 1980). Г. Бош (1962) провел сравнение аутизма и синдрома Аспергера. Огромный интерес к синдрому Аспергера был вызван работой Л. Винг "Синдром Аспергера: клинический обзор" (1981). В этой работе Винг подробно описала клинические характеристики, протекание, этиологию, эпидемиологию, дифференциальную диагностику, пути коррекции синдрома, и провела сопоставление между аутизмом и синдромом Аспергера.
Психолог-исследователь Юта Фрит в своей книге "Аутизм: Объяснение загадки" (1989) дает прекрасный обзор психологических исследований аутизма и предлагает теоретическую модель, разработанную ею в процессе исследований. Ее экспериментальная работа оснбвывается на "теории умственной деятельности" Премака. Дети с аутизмом часто неспособны понять обман в литературных произведениях и реальной жизни потому, что они неспособны "просчитать", что другие думают, и во что другие хотят заставить поверить (Baron-Cohen, Bolton, 1993). Обзор исследований "теории умственной деятельности" как базовой теории аутизма дан в работе Саймона Барон-Кохена, Хелен Тагер-Флусберг и Дональда Кохена "Понимание мышления других с точки зрения аутизма" (1993).
В последние десятилетия исследованию подвергались различ ные аспекты аутизма. Обзор результатов нейропсихологических нейробиологических и генетических исследований приведен вста^ тье "Аутизм. К интеграции клинических, генетических, нейропсихологических и нейробиологических направлений исследования" (Bailey etal, 1996) Авторы отмечают, что проведенные исследования революционизировали концепции аутизма за последние 30 лет Сейчас аутизм уже не рассматривается как тип психоза шизофренического или какого-то иного генеза или результат неблагоприятного психологического окружения. Стало общепризнанным понятие аутизма как нарушения развития, в котором ключевую роль играет специфическая недостаточность мыслительных процессов, а в области этиологии ведущими признаются генетические факторы Авторы работы намечают основную цель дальнейших исследований - понимание причинных механизмов и тех аномальных процессов, проявлением которых являются клинические чеоты аутизма (Bailey et al., 1996)
В последнее время появилось достаточно большое количество книг и очень много статей, написанных родителями детей с аутизмом, которые являются неоценимым вкладом в развитие понимания проблемы аутизма и людей, страдающих этим нарушением
1973 Джош Гринфилд ".Ребенок по имени Ной" (на основе семейного дневника наблюдений за аутичным сыном),Джеймс Коупланд "Ради любви Анны. Дневник отца Джека Ходжеса";
1975 Филлис Гоулд "Пожалуйста, не говори "привет";
1976 Барри Нейл Кауфман "Восход сына";
1977 Элизабет Пейпер "Палки и камни";
1979 Каролина Беттс "Зовите меня Джефф";
1980 Маргарет П. Эверард "Незнакомцы поневоле. Аутизм: проблемы, стоящие перед родителями";
1982 Клара Клайборн Парк "Осада: Первые восемь лет жизни аутичного ребенка. С эпилогом, 15 лет спустя" (Первое издание в 1967 г.);
1983 Анна Ловелл "Простой Саймон";, 1990: Бронвин Хоккинг "Потерялся маленький мальчик";
1991 Аннабел Штели "Звук чуда" (рассказ матери об удивительном излечении ее аутичной дочери после аудио-интеграционной терапии);
1992 Маргарет Истам "Безмолвные слова" (рассказ матери о ее попытках вывести своего аутичного невербального сына на коммуникацию; в книге приведены стихи Давида Истама, невербального поэта-аутиста);
1993 Джейн Тэйлор МакДоннелл и Пол МакДоннелл "Новости с границы" (мать описывает переход ее трудного аутичного сына в высокофункционального аутиста. 50 страниц послесловия написаны самим Полом), Катрин Морис "Позволь мне услышать твой голос" (мать двух аутичных детей - сейчас ничем не отличающихся от нормальных сверстников - рассказывает о своих попытках помочь им. Предисловие написано Б Римлан-дом, послесловие - И. Ловаасом); Крейг Шульцес "Когда снег превращается вдождь" (отец аутичного сына рассказывает о том, как вся семья, объединившись в борьбе с аутизмом, искала способы помочь ребенку войти в их мир);
1994 Карол Джонсон и Джулия Краудер "Аутизм- От трагедии к триумфу" (рассказ матери о коррекционной работе с сыном-аутистом, которому врачи вынесли вердикт безнадежен Сейчас юноша закончил колледж, живет независимой жизнью);
1995 Марк Франкланд "Фредди-ткач: мальчик, который боролся за выход в мир" (Трогательная история, рассказанная матерью, о ее борьбе за усыновленного ею мальчика, который оказался аутистом, и о борьбе самого ребенка с этим нарушением) и многие другие Некоторые высокофункциональные аутисты сами взялись за перо, чтобы осветить аутизм "изнутри" и поведать миру о том, что такое быть аутист9М
Давид Мисдзианик (аутист), поэт, написал свою автобиографию, в которую включил несколько своих стихов ("Моя автобиография", 1993).
Темпл Грандин, доктор наук, женщина с аутизмом, в своей книге "Неожиданно заклейменная аутизмом" (1986) предлагает уникальный взгляд на природу аутизма. Т. Грандин описываетсвою жизнь с этим нарушением. Она откровенно рассказывает о своих усилиях обрести речь, своих провалах и победах. В своей книге "Мышление картинками" (1996) она описывает, как люди с аутизмом мыслят и действуют.
Джуди Баррон со своим сыном-аутистом Шоком описывает их совместную борьбу с аутизмом ("31десь мальчик", 1992/1993).
Томас МакКин, аутист, писатель, предлагает свои идеи об этом загадочном нарушении, причем излагает их с юмором и тонким пониманием состояния ("Скоро будет свет", 1994).
Донна Вильяме, аутист, женщина-легенда, написала 5 книг, 3 из которых автобиографичны: они документально отражают ее жизнь с аутизмом и ее попытки покинуть свой "мир под стеклом" и жить "нормально" ("Никто нигде", 1992; "Кто-то где-то", 1994; "Как цвет для слепого", 1996). Ее книга "Аутизм. Подход к проблеме изнутри" (1996) может служить своего рода учебником для профессионалов, работающих с аутичными людьми, равно как и для самих аутичных людей, которые ищут объяснения своего состояния и пытаются справиться с ним. Исследуя аутизм изнутри, она показывает, что многие аутичные проявления могут иметь ряд различных причин, и во многих случаях отражают попытку людей с аутизмом контролировать свой внутренний мир.Д. Вильяме описывает проблемы сенсорной и мыслительной дисфункций при аутизме и предлагает стратегию преодоления их. В 1998 году вышла еще одна ее книга "Аутизм и сенсорика"
В 1989 году на экраны вышел фильм "Человек дождя" с Дастином Хофманом в главной роли, который послужил толчком в изменении отношения общества к проблемам людей с аутизмом. Аутизм вышел из лабораторий и исследовательских институтов
В последние годы появились различные концепции аутизма, выдвигающие в качестве основной черты нарушения сенсорно-перцептуальные аномалии; все симптомы аутизма рассматриваются как последствия повреждения мозга, которые приводят к тому, что мозг аутичных детей воспринимает входящую информацию не так, как остальные люди. Иногда аутизм определяют как сенсорную дисфункцию (Delacato, 1974; Waterhouse, 1995), сенсорное интеграционное нарушение, при котором мозг не способен значимо осознать информацию, поступающую через органы чувств, и обобщить ее в перцептуальные оОразы, а затем - в понятия (Ayres), клиническая модель, вызванная нарушением мозга, которое приводит к искажению работы одно*" или нескольких сенсорных каналов, и они работают по типу "гипер" или "гипо" (Pansi etal., 1996;Whelan, 1996). Эта теория подтверждается результатами недавних исследований в области неврологии, началом которых послужили исследования Делакато. Карл Делакато считает, что дети с аутизмом не в состоянии осознать информацию, поступающую через органы чувств, поскольку один или несколько сенсорных каналов (зрение, слух, осязание и т.д.)дефицитарны втой или иной степени (Delacato, 1974).
Эдвард Орнитц предполагает, что при аутизме существует нарушение сенсорной модуляции, т.е. пониженная или повышенная реактивность на сенсорные стимулы (Omitz, 1989). Коулман и Гилберт (1985) отмечают аномальные реакции на сенсорные стимулы, особенно, реакции на звук. Аномальные восприятия через слух, зрение, прикосновение людей с аутизмом и синдромом Ас-пергера отмечаются многими авторами. Эта патология отражается в искажении одной или нескольких сенсорных модальностей и приводит к тому, что самые обычные сенсорные стимулы воспринимаются как чрезмерно сильные или-чрезмерно слабые (Lowdon, 1991). Эти авторы утверждают, что необычное сенсорное восприятие, рассматривающееся как одна из сопутствующих (а не основных диагностических) характеристик во многих диагностических классификациях аутизма (МКБ-10, ДСС-IV, Триаде нарушений и некоторых других) на самом деле является первичной характеристикой. Эта гипотеза подтверждается недавними публикациями высокофункциональных аутистов, которые предоставляют интереснейшую информацию о своем сенсорном опыте. Их книги и статьи дают нам возможность увидеть внутренний сенсорный^ир людей с аутизмом и предлагают объяснения их неадекватных реакций на сенсорные стимулы, а также показывают, что их социальные и эмоциональные трудности вызваны аномальным восприятием ими окружающего их мира.
Дж С.Т. Ван Дален, высокофункциональный аутист, считает, что истинная невидимая причина всех социальных и эмоциональных проблем имеет, по всей вероятности, перцептуальную природу, и для того, чтобы действительно понять аутизм, нужно прежде всего рассматривать перцептуальную недостаточность (\&п Dalen, 1996) Темпл Грандин, высокофункциональный аутист, описывая свои внутренние ощущения, утверждает, что некоторые случаи неадекватного поведения вызваны непосредственно сенсорными сложностями (Grandin, 1986; 1988). Донна Вильяме, высокофункциональный аутист, считает, что все ее трудности самовыражения - вторичны, они вызваны непоследовательностью восприятия ею окружающего мира (Williams, 1992; 1994; 1996; 1998) и т.д.
Хотя прогресс в понимании аутизма, в исследовании его этиологии и разработке программ коррекции аутизма огромен, аутизм все еще остается загадкой, ответ на которую до сих пор не найден. Необходима совместная работа ученых, врачей, психологов, педагогов и родителей.
В 1983 году была организована Европейская Ассоциация Аутизм-Европа, объединяющая в настоящее время более 70 ассоциаций родителей детей с аутизмом из более, чем 30 европейских стран. 21 ноября 1998 года европейская ассоциация Аутизм-Европа провозглашается международной ассоциацией по аутизму, принимая в свои ряды ассоциации родителей детей с аутизмом и специалистов, работающих в этой области, в Америке, Канаде, Азии, Африке, Австралии. Основными целями этой организации продолжают оставаться: объединение усилий всех исследований в области аутизма, зашита интересов людей с аутизмом; предоставление им законных прав на компетентную диагностику, образование, социальную защиту и т.д.
Рассмотрев историю развития проблемы аутизма за рубежом, целесообразно коснуться развития понимания аутизма в России и Украине.
В России первая работа, посвященная специально аутизму, была написана С.С Мнухиным (1947), однако, он применял термин аутизм только по отношению к детям с тяжелой формой умственной отсталости.
В настоящее время российские исследователи используют термин "ранний детский аутизм", вероятно, потому, что интерес к этому нарушению возник сравнительно недавно, и ученые в основном изучают это нарушение у детей, отсюда и "ранний детский". В основном РДА описывается при шизофреническом процессе (Сухарева, 1974; Башина, 1975; 1980; 1986; Лебединская, Лу-кашова, Немировская, 1981), иногда при органической патологии мозга (Мнухин, Исаев, 1969; Каган, 1981).
До сих пор в российской медицинской литературе существуют противоречивые определения РДА. Так, К.С. Лебединская и О.С. Никольская (ведущие российские специалисты в области аутизма) выделяют два вида нарушений в клинико-психологичес-кой структуре РДА: 1) аутизм, и 2) стереотипность поведения (Лебединская, Никольская, 1991,6,88), т.е. они рассматривают аутизм как один из симптомов РДА. О.С. Никольская и К.С. Лебединская исследовали ранние клинико-психологическис проявления РДА у детей в возрасте до 2-х лет и обобщили результаты своих исследований в книге "Диагностика раннего детского адтизма" (1991).
В этой же работе авторы приводят основные характеристики, которые, по их мнению, определяют РДА у детей (в возрасте до 2-х лет):
1) аутизм (отсутствие фиксированного взгляда на глазах взрослого, индифферентность к окружающим, отсутствие улыбки в ответ на обращение к ним взрослого, симбиотическая привязанность к матери, слабые эмоциональные реакции, отсутствие адекватного контакта с детьми, отсутствие любознательности и активности в освоении окружающего мира, специфическое отношение к одушевленному и неодушевленному);
2) страхи;
3) "феномен тождества" (непереносимость перемен, изменений в жизни и окружающей обстановке и т.д.);
4) нарушение чувства самосохранения;
5) стереотипии (сенсорные и двигательные);
6) специфические речевые расстройства;
7) специфическое интеллектуальное развитие;
8) специфические нарушения, отражающиеся в формировании игры,
9) особенности формирования витальных функций и аффективной сферы;
10) патология развития сенсорной сферы (снижение или повышение и извращение разных видов чувствительности, использование восприятия в аутостимуляторных целях, наличие ранних этологических форм перцепции);
11) особенности в сфере влечений;
12) специфические нарушения в развитии двигательной сферы, и некоторые другие.
Несмотря на отсутствие согласия на природу аутизма среди российских ученых, в России отмечается постепенное улучшение диагностики аутизма, разрабатываются программы по психологической коррекции детей и подростков с аутизмом, проводится активная научно-исследовательская и практическая работа в области аутизма.
Ситуация с решением проблемы аутизма в Украине намного хуже. Хотя профессионалы, занимающие высокие посты в системах здравоохранения и образования, заявляют о своих глубоких познаниях в области аутизма/РДА, непрофессионалы (т.е. родители детей с аутизмом) не разделяют их уверенности. Например, один из ведущих психиатров Украины, профессор, считает, что, если ребенок гиперактивен, он не может быть аутистом (личное общение, 1996г.), другой профессор уверен, что вербальный ребенок не является аутистом, поскольку все аутисты невербальны. Некоторые психиатры (Л .А. Булахова, С.Н. Зинченко и некоторые другие) диагностируют аутизм, но они в Киеве. В других областях страны ситуация с диагностикой этого нарушения намного хуже, чаще всего аутизм просто не диагностируется. Например, в 1995 году в Донецкой области (с населением почти 5 млн. человек) синдром аутизма был диагностирован только у одного ребенка (да и то под давлением его матери). Главные городские специалисты г. Горловки в сфере здравоохранения и образования, которые по своим функциональным обязанностям призваны определять судьбу детей с особыми потребностями, не имеют представления, что такое аутизм; их "дежурные" диагнозы - "умственно отсталый (имбе-цил, дебил)", "необучаем" (В.М. Кахно, Л.П. Донцова, Р.И. Бабич, В.И. Трещев, В.Ф. Мошенская и многие другие). Они настаивают на необходимости изоляции этих детей в специнтернатах, включая интернаты без обучения. В сентябре 1998 года в г. Горловка было официально объявлено количество детей с аутизмом - их оказалось 4 (в городе с населением более 300 000), о чем с гордостью заявил начальник городского управления образования В.И. Трещев.
В Украине детям с аутизмом не разрешают посещать детские сады и школы (даже специализированные) - "опасны для других детей" (12 апреля 1995г., заседание Донецкой областной психолого-медико-педагогической консультации, председатель В.М. Кахно).
Родители аутичных детей в городе Горловка решили сами помочь своим детям и основали первое в Украине общество по аутизму - Общество содействия семьям с детьми, страдающими аутизмом "От отчаяния к надежде". 6 июля 1994 года эта общественная организации была официально зарегистрирована и получила статус юридического лица. Основными целями Общества являются:
выявлять семьи с детьми, страдающими аутизмом;
объединять семьи с целью обмена информацией и создания групп поддержки нуждающимся;
устанавливать межрегиональные и межгосударственные связи с обществами подобного типа я яаучно-исследоватсяьскими институтами с целью сбора и обмена информацией по проблеме аутизма и методах его коррекции;
переводить научную и методическую литературу ко проблеме аутизма с иностранных языков на русский и на украинский,распространять эти материалы среди нуждающихся в этой информации семей и среди профессионалов, работающих над этой проблемой;
систематически организовывать круглые столы, научно-методические семинары, конференции, консультации, собрания;
приглашать специалистов для обследования и диагностики детей и консультаций для родителей;
обобщать опыт коррекционной работы, проводимой специалистами Общества;
организовывать детские дошкольные и школьные учреждения для детей с аутизмом;
разрабатывать образовательные программы для этих учреждений, разрабатывать воспитательные индивидуальные программы, работать с детьми, не имеющими возможности посещать детские образовательные учреждения, на дому.
10 марта 1995 года сами родители организовали маленькую нелегальную школу для детей с аутизмом, в ноябре и декабре открылись еще две группы. (Сейчас в школе 16 детей с аутизмом).
В 1996 году Общество содействия семьям с детьми, страдающими аутизмом, издает буклет "Что такое аутизм?" (Богдашина, 1996), имеющий "просветительскую" цель; в 1998 году - еще один буклет "Узнаете ли вы аутизм?" (Богдашина, 1998).
Общество содействия семьям с детьми, страдающими аутизмом, наладило связи с обществами подобного типа и научно-исследовательскими институтами в других странах.
По приглашению Общества "От отчаяния к надежде" в октябре 1995 года в Горловку приехал эксперт по аутизму, директор Шторм-школы для детей с аутизмом в городе-побратиме Барнс-ли, Англия, г-н Кит Хау с целью оказания помощи в организации дневного центра для детей с аутизмом. Г-н Кит Хау принял почетное звание вице-президента Общества содействия семьям с детьми, страдающими аутизмом "От отчаяния к надежде".
6-7 декабря 1996 года Общество "От отчаяния к надежде" организовало 1 школу-семинар для родителей, педиатров, невропатологов, логопедов, воспитателей и учителей, посвященный Всеевропейской неделе аутизма. На семинаре обсужаались различные аспекты проблемы: определение аутизма, история проблемы, диагностика, методы коррекции аутизма и т.д. Большинство присутствующих на семинаре были родители аутичных детей, которые с радостно использовали возможность узнать больше о нарушении своих детей. К сожалению, официальные представители здравоохранения и образования города и области проигнорировали это мероприятие, хотя и были приглашены. Они все еще считали, что аутизм - это выдумка родителей, а они сами знают все, что им необходимо. И тем не менее, этот семинар явился началом кампании в Донецкой области за признание аутизма и необходимости работы с аутичными детьми. Материалы семинара были опуб-' ликованы (Богдашина, ред., 1997 а) и распространены среди родителей и профессионалов.
Чтобы не оставаться в стороне от европейского движения за права людей с аутизмом, в апреле 1996 года Общество "От отчаяния к надежде" обратилось в Ассоциацию Аутизм-Европа с просьбой о принятии в члены этой Ассоциации. Обращение Общества было поддержано Британским Национальным Обществом по Аутизму и Ирландским Обществом по Аутизму. 23 ноября 1998 года на Генеральной Ассамблее Ассоциации Аутизм-Европа было ратифицирована членство первого в Украине общества по аутизму - Общества содействия семьям с детьми, страдающими аутизмом, в Ассоциации Аутизм-Европа.
С этого времени украинское общество "От отчаяния к надежде" организовало переводы с английского наиболее важных документов, касающихся прав людей с аутизмом (такие, как "Хартия людей с аутизмом", "Декларация Европейского парламента по правам людей с аутизмом" и многие другие), а также материалов по диагностике и коррекции аутизма.
5-7 мая 1997 года Общество "От отчаяния к надежде" провело первую в Украине международную конференцию по аутизму "Аутизм не знает границ". Г-н Кит Хау, директор Шторм-школы для детей с аутизмом, и г-жа Джиллиан Роберте, директор школы Прайори для детей с аутизмом, Англия, приняли участие в этой конференции. Они рассказали участникам об основных характеристиках аутизма, методах коррекции, организации служб помощи людям с аутизмом в Англии. Они высоко оценили работу с аутичными детьми в горловских Шторм-классах, основанных Обществом "От отчаяния к надежде". Кроме того, такие ученые, как профессор Дуглас Биклен, Хелен Ирлен, Шила Вагнер (США), профессор Грег Робинсон (Австралия) и некоторые другие прислали свои статьи специально для этой конференции. Профессор С. Евтушенко, О. Дубовцева, О. Евтушенко, И. Сажнева изДонец-кого областного центра нейрореабилитации внесли свой вклад в работу конференции. Участники заслушали доклады, посвященные различным аспектам аутизма и синдрома Ирлен. Материалы конференции были опубликованы в 1997 году (Богдашина, ред., 1997 б)
В настоящее время основным препятствием в работе Общества за права людей с аутизмом на образование и своевременную коррекцию является так называемый "советский менталитет" некоторых украинских чиновников, которые привыкли измерять успехи в любой области многозначными цифрами в отчетах (например, директор одного из центров социальных служб для молодежи Татьяна Федорова любит заявлять, что ее штат, состоящий из 4-х человек, проводит работу с 1200 детей с особыми потребностями Это, конечно, впечатляет, но эта работа существует только на бумаге Наши 16 детей с аутизмом для чиновников ничто, по сравнению с сотнями и тысячами "бумажных" детей Т. Федоровой и других работников социальных служб, работающих "по-федоровски"
Сейчас мы только в самом начале пути, который прошли многие страны 30-40 лет назад. Мы следуем той же дорогой, используя достижения и опыт других, что помогает нам двигаться быстрее. Мы уже прошли долгий путь. В Украине аутизм диагностируется (хотя в Горловке "компетентные" специалисты все еще признают аутизм только у 4-х детей). Все больше людей узнают об аутизме и необходимости работы с аутичными детьми. И хотя иногда нас отбрасывали назад - от надежды к отчаянию, мы настроены оптимистично: мы найдем силы помочь нашим детям и будем продолжать двигаться вперед - от отчаяния к надежде!

Глава 1
История проблемы аутизма
1828 Итар: "интеллектуальный мутизм" (Виктор, дикий мальчик из Аверона).
1911 Блейлер: "шизофрения"; "аутизм" как клиническая характеристика шизофрении.
1943 Каннер: "ранний детский аутизм"; первое описание аутизма как синдрома.
1944 Аспергер: "аутистическая психопатия".
1947 Мнухин: аутизм как органическая патология мозга у детей с тяжелой формой умственной отсталости.
1952 организована первая дневная школа для детей с аутизмом, США.
1956 Каннер и Эйзенберг 2 основные диагностические характеристики аутизма: отсутствие аффективного контакта и повторяющееся, ритуалистическое поведение.
1959 Бсттелхейм: статья "Джой, механический мальчик", основная идея которой та, что аутизм вызывается холодным, отталкивающим поведением родителей, а основное "лечение" аутизма - изоляция детей от их родителей в специнтернатах.
1962 организовано первое в мире общество по аутизму - Национальное Британское Общество по Аутизму, Англия.
1964 Римланд: "Детский аутизм: Синдром и его значение для теории нервного поведения"
1965 основано Национальное Общество для Аутичных Детей в США (Сейчас - Американское Общество по Аутизму).
начало 1960-х организовано отделение ТЕАССН для детей с аутизмом и их родителей в Университете Северной Каролины (Шоплер и Рейхлер).
1960-е опубликованы первые 3 книги, написанные родителями детей с аутизмом: Ж. Мэй "Врач смотрит на психиатрию", 1958; К. Джанкер "Ребенок в стеклянном шаре", 1964; К.К. Парк "Осада: Первые 8 лет жизни аутичного ребенка", 1967.
1966 опубликована первая работа, содержащая результаты эпидемиологического исследования (Лоттер), за которой последовали другие исследования распространенности аутизма: Браск (1972), Дания; Винг, Гоулд (1979)< Англия; Хошино и др.(1982), Япония; Бохман идр. (1983), Швеция.
1967 основан научно-исследовательский институт поведения ребенка, директор: д-р Римланд (Сейчас - научно-исследовательский институт по проблемам аутизма).
1968 ДСС-11- аутизм в разделе "Детская шизофрения" 1970 основан "Журнал по аутизму и детской шизофрении" Винстоном и Прейзером (Сейчас - "Журнал по аутизму и нарушениям развития") 1970-е разработка специальных программ для детей и взрослых с аутизмом, различные подходы к обучению и коррекции аутичных детей, требующие активного сотрудничества специалистов с родителями (Шоплер, Рейхлер, 1971), Ловаас( 1973). метод модификации поведения, Фрит (1970), Хермелин, 0'Коннер (1970) когнитивная дефицитарность при аутизме, Делакато (1974) сенсорно-перцептуальные аномалии как основная характеристика аутизма
1977 первое систематическое исследование возможных генетических факторов (Фолштейн, Раттер), определение синдрома аутизма, разработанное АОА.
1978 критерии диагностики аутизма, разработанные Рат-тером, МКБ-9 аутизм в разделе "Психозы, характерные для детского возраста"
1980 ДСС-111 аутизм включен в новый класс нарушений -ПНР
1983 основана Европейская Ассоциация Аутизм-Европа.
1987 ДСС-III испр.. более специфические, ориентированные на характеристики развития, диагностические критерии; определение "ранний детский" опущено.
1989 фильм "Человек дождя" вызвал огромный интерес общественности к проблеме аутизма
1990-е Теория умственной деятельности Фрит (1989), Ба-рон-Коэн (1993); Тагер-Флусберг, Коэн (1993); опубликованы первые книги, написанные высокофунк-циональными аутистами. Миедзианик (1986/1993); Грандин (1986/ 1996); Баррон и Баррон (1992/1993), МакКин( 1994); Вильяме (1992,1994; 1996 а, б; 1998).
1992 Винг: Триада нарушений; аутизм на континууме. М КБ-10: в группе П HP выделены отдельные аутис-тические нарушения-аутизм, атипический аутизм, синдром Регга, детское дезинтеграционное нарушение, синдром Аспергера.
1993 Винг и Гоулд: нарушения аутистического спектра
1994 ДСС-IV в группе ПНР определены подтипы аутис-тических нарушений - синдром аутизма, синдром Ретга, детское дезинтеграционное нарушение, синдром Аспергера, другое неспецифическое ПНР, основано первое в Украине общество по аутизму - Общество содействия семьям с детьми, страдающими аутизмом <0т отчаяния к надежде", Горловка, Украина.

Глава 2
Аутизм: определения прошлые и настоящие
Первое описание состояния, наблюдаемое Лео Каннером (1943) у 11 детей, которое разительно отличалось от описанных когда-либо ранее" (Kanner, 1943), включало в себя социальную отрешенность в качестве основной характеристики, и поэтому автор обозначил это состояние "аутизм". Ганс Аспергер (1944) также отмечал специфические проблемы развития социальности у группы мальчиков, страдающих тем же нарушением. Со времени этих первых официальных описаний аутизма наше знание об этом состоянии значительно расширилось. Такие ученые - пионеры в области аутизма, как Крик (1961), Римланд (1964), Ритво, Фриман (1977), Раттер (1978), Винг, Гоулд (1979), Фрит (1989), Салливан (1994) и другие, внесли огромный вклад в разработку проблемы и понимания аутизма. Работы этих авторов послужили основой при выработке диагностических критериев аутизма в основных классификационных системах заболеваний и нарушений - МКБ (ВОЗ) и ДСС (ААП). В настоящее время большинство специалистов предпочитают термин "нарушения аутистического спектра", предложенный Лорной Винг (1993).
Хотя сейчас, после нескольких десятилетий интенсивных исследований в этой области, мы знаем гораздо больше об аутизме, чем было известно в 1940-х годах, до сих пор нет единого общепринятого определения этого состояния. Некоторые исследователи полагают, что аутизм - это целый класс нарушений, а не просто одно специфическое состояние (NSAC, 1984). Другие считают, что аутизм - это нарушение общего развития, вызванное дисфункцией мозга, которое приводит к тому, что человек с аутизмом не в состоянии осознать информацию, полученную им через органы чувств(ВОЗ, 1992; ААП, 1994; Powers, 1989). Третья группа ученых определяет аутизм как поведенческий синдром, рассматривая его как набор нескольких типов аномального поведения (Baron-Cohen, Bolton, 1993). Некоторые авторы рассматривают аутизм как поведенческий синдром и нарушение развития (Gerdtz, Bregman, 1990) или же как гетерогенное (разнородное) нарушение, характеризующееся широким спектром аномалий адаптивного поведения и нарушений функционирования ( Dzingalasevic, Ferrante, 1996).
В настоящее время наиболее общепринятыми критериями определения и диагностики аутизма считаются те, которые основываются на определенных: характеристиках поведения, которые проявляются в трех основных сферах:
нарушения социального взаимодействия,
нарушения социального общения (коммуникации),
ограниченные интересы и действия, которые называют Триадой нарушений (Wing, 1992). Поскольку Триада нарушений, впервые сформулированная Лорной Винг, наиболее широко принята в настоящее время, полезно рассмотреть подробно каждую из сфер нарушений.
Триада нарушений включает в себя нарушения в сферах социального взаимодействия, общения/коммуникации и воображения.
По мнению Л. Винг, следствием этих нарушений у людей с нарушениями аутистического спектра является жесткая модель поведения, включающая в себя стремление к сохранению постоянства, стереотипные движения, ограниченные интересы и т.д. Эти характерные черты проявляются различно у каждого ребенка. Кроме того, различные аспекты модели поведения могут варьироваться у одного и того же ребенка в зависимости от его возраста. Обычно один ребенок не проявляет всех характерных черт в одно и то же время или же в одной и той же степени (ААП, 1991).

Глава 2

стр. 1
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>