<< Предыдущая

стр. 4
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Аномалии походки и движений тела проявляются в возрасте от 2 до 4 лет.
Б. Хагберг предлагает 4-х ступенчатую схему развития синдрома Ретта:
период застоя: обычно начинается до 2-х летнего возраста; в этот период появляются первые симптомы физических и умственных аномалий;
период быстрого регресса: в возрасте от 1 до 4 лет;
период "псевдостабильности", который может длиться годы и даже десятилетия; в этот период симптомы стабилизируются, и некоторые аутистические характеристики поведения исчезают;
период позднего ухудшения моторики, в который даже ходячие пациенты обычно теряют способность ходить.
Недавно исследователи добавили еще одну характерную черту синдрома Ретта - это периоды почти полного отсутствия реакции на сенсорные и социальные стимулы (Smith et al.,1995).
Синдром Ретта, как и аутизм, является спектральным нарушением: девочки с легкой формой синдрома Ретта испытывают меньше проблем моторики, а некоторые частично сохраняют способность говорить. На другом конце спектра девочки, которые проявляют патологию с самого рождения или проявляют быстротекущее ухудшение вскоре после рождения. Около 5-10% девочек с синдромом Ретта имеют инфантильные судороги (Hagberg, 1995)
Синдром Ретта встречается в более, чем 1 случае на 10.000 девочек; 1 из 15.000 девочек проявляет все симптомы классического синдрома Ретта (Talvic et al., 1995).
 

Глава 5
Другие состояния, которые могут быть ошибочно приняты за аутизм
Существует ряд других нарушений, проявления которых схожи с аутизмом. К ним относятся:
Нарушение привязанности: развивается в возрасте около 9 месяцев; у ребенка отсутствует эмоциональная привязанность к родителям; возможные причины этого состояния - плохое обращение с ребенком, пренебрежение или семейные неурядицы.
Дезинтеграционное нарушение: нормальное развитие, по крайней мере, первые 2 года после рождения, после которого следует регресс и потеря ранее приобретенных навыков - экспрессивной и рецептивной речи, социальных навыков, адаптивного поведения, контроля кишечника и мочевого пузыря, моторные навыки - все до 10-летнего возраста. Предполагается, что причиной нарушения может быть какое-либо неврологическое заболевание.
Гиперкинетическое нарушение со стереотипиями: гиперактивность, плохая концентрация внимания, неуклюжесть, стереотипное и повторяющееся поведение.
Атипичный аутизм: дети проявляют характерные аутистические черты в двух из трех ключевых областях, но не проявляют черт в третьей; начало проявления может быть в более позднем возрасте - после 3-х лет.
Глухота часто подозревается у аутичных детей, поскольку они часто не реагируют на звуковые стимулы.
Некоторые другие нарушения.
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА
Умственная отсталость
Шизофрения
Специфические нарушения речи
Синдром Туретта
Синдром Ландау-Клеффнера
Синдром Ретта
Нарушение привязанности
Дезинтеграционное нарушение
Гиперкинетическое нарушение со стереотипиями
Атипичный аутизм
Глухота
Некоторые другие нарушения

Глава 6
Синдром Аспергера
В 1944 году, через несколько месяцев после публикации статьи Каннера "Аутистические нарушения аффективного контакта", в которой он идентифицировал аутизм, австрийский психиатр, Ганс Аспергер описал похожий синдром, который он назвал "аутистическая психопатия" (Asperger, 1944; перевод на английский язык в Frith, 1991). И Каннер, и Аспергер описывали очень похожие первичные черты нарушения ("ранний детский аутизм" Каннера и "аутистические нарушения личности" Аспергера): дефицит в социальном взаимодействии и прагматической (социальной) коммуникации, ограниченные интересы и действия. Однако, Аспергер не отмечал грубых аномалий языка и речи детей, которых он наблюдал, и описал относительно хорошо сохраненные речевые и когнитивные способности. Другие отличия описания состояния Аспергером от описаний Каннера включают в себя: проявление состояния в более позднем возрасте, плохая координация движений (неуклюжесть) и некоторые другие. Первоначально, все случаи состояния, описанного Аспергером, отмечались только среди мальчиков. Аспергер также предположил, что подобные проблемы развития наблюдаются и у других членов семьи, особенно у отцов.
Синдром Аспергера оставался относительно мало известным до 1980-х годов. В это время появились работы, рассматривающие клинические черты, ход развития и методы коррекции синдрома Аспергера (Wing, 1981; Bishop, 1989; Frith, 1991 и другие).
Однако, основной проблемой было отсутствие согласия по определению нарушения, что приводило к свободному, вольному использованию термина и противоречиям в интерпретации результатов исследований в этой области.
Ситуация немного улучшилась после выхода 10-го издания МКБ (ВОЗ, 1992) и 4-го издания ДСС (ААП, 1994), в которых синдром Аспергера признавался подтипом ПНР, таким образом, получив "официальный" статус.
Ниже приведены диагностические критерии синдрома Аспергера, представленные в ДСС-IV:
ДСС-IV
299.80 НАРУШЕНИЕ АСПЕРГЕРА
Качественные нарушения в области социального взаимодействия, представленные, по крайней мере, двумя из следующих:
явные нарушения в невербальном общении: отсутствие взгляда глаза в глаза, странное выражение лица, положение тела, жесты, неадекватные ситуации общения;
неспособность устанавливать соответствующие уровню развития дружеские отношения со сверстниками;
отсутствие проявления желания поделиться с другими своей радостью, интересами, достижениями (например, не приносят и не показывают другим предметы, которые их интересуют);
отсутствие социального или эмоционального взаимодействия.
Ограниченные, повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов и действий, представленные, по крайней мере, одним из следующих:
всепоглощенность одной или более стереотипными моделями интереса, ненормальными по своей интенсивности или сосредоточенности;
явная жесткая приверженность к специфическим, нефункциональным ритуалам и установившемуся заведенному порядку;
стереотипные и повторяющиеся двигательные манеризмы (например, взмахи, хлопки или кручение рукой или пальцами, или сложные движения всего тела);
настойчивое внимание к частям предметов.
Нарушение вызывает клинически значимые отклонения в социальной, профессиональной или других важных областях функционирования.
Не наблюдается клинически значимого общего отставания в речевом развитии (например, использование слов до 2-х летнего возраста, фразовая речь к 3-м годам).
Не наблюдается клинически значимого отставания в когнитивном развитии или в развитии навыков самообслуживания, адаптивного поведения, развития любопытства об окружающем.
Критерии лучше не соответствуют другому специфическому первазивному нарушению развития или шизофрении.
Как мы видим, критерии синдрома Аспергера следуют той же схеме, и в некоторой степени частично совпадают с критериями аутизма. Далее приводятся описания схожих черт и различий между аутизмом и синдромом Аспергера, чтобы помочь клиницистам разграничить эти два состояния.
Как аутизм, так и синдром Аспергера рассматриваются в М КБ-10 и ДСС-ГУ среди первазивных (общих) нарушений развития. Это означает, что оба эти состояния имеют общие характеристики, а именно, нарушения в области социального взаимодействия, коммуникации и сфере интересов и действий.
Различия существуют, прежде всего, в степени выраженности нарушения и ряде симптомов. Например, синдром Аспергера включает в себя меньшее количество симптомов. Люди с синдромом Аспергера, как и люди с аутизмом, не обращают внимания на окружающих, но они могут проявлять большой интерес к встрече с людьми и установлению дружеских отношений. Однако, их неловкие попытки начать общение и невосприимчивость к чувствам и намерениям других людей приводит к невозможности завязать какие-либо продолжительные дружеские отношения. Эти неудачи вызывают расстройство и депрессию, а иногда и агрессию. Дефицит в социальном взаимодействии у людей с синдромом Аспергера менее выражен, по сравнению с классическим аутизмом. Люди с синдромом Аспергера могут развивать чувство привязанности, обычно по отношению к членам своей семьи или близкому кругу друзей семьи.
В отличие от аутизма, в определении синдрома Аспергера не представлены симптомы, описывающие нарушения коммуникации. Хотя значительные аномалии в развитии речи нетипичны для синдрома Аспергера, исследователи (Bregman, 1995; Klinetal., 1994) различают несколько аспектов трудностей в области вербальной и невербальной коммуникации, испытываемых людьми с синдромом Аспергера:
Невербальная коммуникация неуклюжая, не соответствует вербальному высказыванию.
Просодия речи (интонация, ритм и т.д.) может быть атипичной, хотя и не такой жесткой и монотонной как при аутизме Например, люди с синдромом Аспергера могут проявлять очень ограниченный интонационный рисунок, не выражая интонацией коммуникативной функции высказывания (юмористические замечания, ирония и т.д.).
Речь часто может быть слишком формальной, педантичной, замысловатой, ограниченной. Разговоры обычно фактические, конкретные, буквальные, часто ограничены идиосинкразическими темами, представляющими личный интерес, например, длинные монологи о названиях, кодах, расписаниях поездов и т.д.
Кроме того, наиболее необычные и атипичные аномалии речи, часто присутствующие при аутизме, такие как эхолалия, перестановки местоимений, обычно отсутствуют при синдроме Аспергера. В то время, как люди с аутизмом могут проявлять задержку или полное отсутствие речи, люди с синдромом Аспергера не могут обладать, "клинически значимым общим отставанием в речевом развитии". Люди с синдромом Аспергера могут, однако, испытывать трудности в рецептивной речи - особенно, в отношении иронии, юмора или других абстракций.
Несмотря на то, что критерии ограниченных, повторяющихся и стереотипных моделей поведения, интересов и действий, представленные в ДСС-IV и МКБ-10 в определениях синдрома Аспергера и аутизма идентичны, оказывается, что эти симптомы (за исключением всепоглощенности необычной и ограниченной темой) выражены при синдроме Аспергера не очень ярко.
Еще одно различие между аутизмом и синдромом Аспергера, отмеченное в МКБ-10 и ДСС-IV касается когнитивных возможностей. В то время, как люди с аутизмом могут проявлять умственную отсталость, люди с синдромом Аспергера, по определению, не могут обладать "клинически значимым отставанием в когнитивном развитии". Не все люди с аутизмом умственно отсталые, но люди с синдромом Аспергера, как правило, проявляют средний, или выше среднего, уровень интеллекта.
В дополнение к требуемым критериям, описанным в МКБ-10 и ДСС-IV, многие исследователи добавляют еще один симптом, как сопутствующую характеристику, не являющуюся, однако, диагностически обязательной при синдроме Аспергера, - отставание развития моторики, "неуклюжесть движений" (Wing, 1981; Gillberg, 1988; Attwood, 1993; Klinetal., 1996). У людей с синдромом Аспергера может быть отставание в овладении моторными навыками. Часто они кажутся неуклюжими, неловкими, проявляют необычную походку, плохое манипулирование предметами и значительный дефицит в визуально-моторной координации. Некоторые исследователи не согласны с включением "неуклюжести" в характерные симптомы синдрома Аспергера, поскольку по их данным люди с синдромом Аспергера не проявляют большей неуклюжести, чем высокофункциональные аутисты. (Ghaziuddin et al., 1994; Manjiviona, Prior, 1995).
Одной из характеристик раннего развития при синдроме Аспергера является то, что дети очень рано начинают говорить ("Он заговорил раньше, чем начал ходить"); отмечается их зачарованность буквами, числами; они часто проявляют гиперлексию, спонтанное чтение с малым пониманием (или полным непониманием) прочитанного (Klin et al., 1994; Eaves, 1996). Однако, подобные же характеристики иногда используются и для описания высоко-функциональных аутистов.
Еще одна черта, часто упоминающаяся при описании синдрома Аспергера, это то, что сам Аспергер назвал "удовольствие в злобе" (Asperger, 1944), т.е. проявление насилия, агрессии. Некоторые исследователи не находят никакой связи между синдромом Аспергера и агрессивным поведением (Ghaziuddin et al., 1994), тогда как другие считают, что депрессия более присуща людям с синдромом Аспергера, чем общей популяции, и что агрессивные действия, совершенные людьми с синдромом Аспергера, вызваны дефицитом сопереживания или же навязчивыми интересами, которые являются одним из показателей синдрома (Scragg, Shah,1994).
Исследования синдрома Аспергера только начались. Распространенность его еще точно не определена. Некоторые исследователи предполагают, что синдром Аспергера встречается, по крайней мере, в 1 случае на 10.000 (Bregman, 1996), согласно другим данным, встречаемость синдрома Аспергера значительно выше - между 36 и 71 на 10.000 (Ehlers, Gillberg, 1993).
Первоначально предполагалось, что синдром Аспергера встречается только у мальчиков, в настоящее же время имеются описания девочек с синдромом Аспергера. Однако, мальчики все же чаще страдают этим нарушением. По данным Вольфа и Барлоу Q979) соотношение мальчиков и девочек с синдромом Аспергера составляет 9:1. Л. Винг (1981) отмечает, что девочки с синдромом Аспергера более социальны, однако, они испытывают те же проблемы нарушения социального взаимодействия.
Хотя большинство детей с синдромом Аспергера имеют нормальный уровень развития интеллекта, есть сообщения, что встречаются люди с синдромом Аспергера с легкой формой умственной отсталости. Начало проявления синдрома немного позже, чем в случаях с аутизмом. Прогноз коррекции значительно выше, чем при аутизме (Klin et al., 1996).

Глава 6
Синдром Аспергера и высокофункциональный аутизм (ВФА)
Необходимо отметить, что термин "высокофункциональный", или иногда "легкий", аутизм - очень субъективен. Не существует таких клинических определений, как "высокофункциональный", "низкофункциональный", "легкий" или "тяжелый" аутизм. Однако, поскольку аутизм является спектральным нарушением, профессионалы могут использовать подобные термины для описания того, какое положение, по их мнению, занимает данный аутичный ребенок на континууме.
В настоящее время среди специалистов не существует согласия относительно определения границ ВФА. В качестве основных критериев разграничения аутизма и ВФА были предложены уровни когнитивного и вербального функционирования. Бартак и Раттер (1976) отмечают, что аутичные дети с уровнем интеллекта выше 70 проявляют другие модели поведения и навыки при выполнении когнитивных тестов, чем те, чей интеллект ниже 70. Те же критерии для ВФА (IQ выше 70) использовались во многих других исследованиях (Freeman et al., 1985; Asarnow et al., 1987; Van Bourgondien, Mesibov, 1987). Некоторые исследователи предлагают в качестве основного критерия для ВФА показатель интеллекта выше 80 (Rumsey et al., 1985); выше 65 (Gillberg et al., 1987) и выше 60 (Gaffney, Tsai, 1987). Коэн с коллегами (1986) предлагают когнитивный критерий для ВФА - "невербальный интеллект 70 или выше, и общий интеллект выше 55".
Распространенность ВФА пока еще не определена, поскольку четко не очерчены границы этого нарушения. Однако, если принять за основу показатель интеллекта в 70 или выше в качестве когнитивного критерия, то можно предположить, что ВФА встречается приблизительно в 1 случае на 10.000 (Tsai, Scott-Miller, 1988). ВФА встречается чаще у мужчин, чем у женщин: данные колеблются от5,7:1 (Gillberg etal., 1987) до 10,5:1 (AsamowetaL, 1987).
Несмотря на отдельное положение в диагностических классификациях, все еще существуют противоречивые мнения по поводу того, является ли синдром Аспергера отдельным нарушением, или же это форма аутизма, а именно ВФА.
Некоторые исследователи полагают, что определение аутизма должно включать в себя синдром Аспергера, так как они не видят значительных качественных различий клинических черт, хода развития и нейрокогнитивных профилей между ВФА и синдромом Аспергера. Это подтверждается исследованиями мозга людей с ВФА и синдромом Аспергера. У обеих групп пациентов были обнаружены схожие аномалии коры головного мозга, что, по мнению авторов исследования, является подтверждением того, что синдром Аспергера входит в спектр аутизма (Berthier, 1994, McKelveyetal., 1995).
Что касается нейрокогнитивных профилей, то были получены противоречивые результаты. Прайор с коллегами (1996) провели эмпирическое исследование с применением методик группового анализа с целью выявления существования диагностически однородных подгрупп, типа классического аутизма или синдрома Аспергера. Они выявили 3 группы: группу аутизма, группу Аспергера, и легкую группу. Сравнения профилей симптомов показали, что группа Аспергера отличалась от других наличием навыков привлечения внимания других к тому, что их интересует, ограниченными возможностями устанавливать дружеские отношения, педантичностью речи и ограниченными интересами. Исследователи не обнаружили каких-либо различий в истории развития речи у этих групп. Они идентифицировали более высокие показатели вербальных и мыслительных способностей в группе Аспергера, по сравнению с группой аутизма и легкой группой Исследователи пришли к заключению, что, хотя и существуют различия симптомов в этих группах, но они могут быть объяснены различной степенью возможностей развития, и подтвердили тем самым спектральную концепцию аутистических нарушений.
Сравнение нейропсихологических характеристик детей с синдромом Аспергера и ВФА (Prior, Manjiviona, 1996) также свидетельствует о спектральности аутизма, и слабости подхода, при котором используются отдельные диагностические категории, дифференциация которых зависит от уровня развития интеллекта ребенка.
Другие исследования, однако, указывают на то, что синдром Аспергера и аутизм, имея некоторые сходные черты, обнаруживают различные нейропсихологические профили (Pomeroy et al, 1994): аутичные дети прекрасно справлялись с заданиями, требующими умений визуального определения пространства, но плохо выполняли задания, требующие умений пользоваться вербальными абстракциями, тогда как дети с синдромом Аспергера не проявляли таких же когнитивных слабостей и показали более высокие результаты, чем аутичные дети и дети контрольной группы в тестах на абстрактное мышление. У аутичных детей отмечалось наличие дефицитарности "организующего функционирования". (т.е. дефицитарность в выполнении когнитивных операций, контролируемых лобным отделом коры головного мозга, включая планирование и торможение), в то время, как дети с синдромом Аспергера такой дефицитарности не проявляли (Ozonoffet al., 1991; Pomeroy et al., 1994).
Интересно узнать точку зрения самих высокофункциональных аутистов о дифференциации этих двух состояний. Например, Донна Вильяме, женщина с ВФА, анализирует сходства и различия между этими двумя состояниями (Williams, 1996). У нее нет никаких сомнений в отношении того, что определенные различия между аутизмом и синдромом Аспергера действительно существуют. Кроме того, она различает не только высоко- и низкофункциональных аутичных людей, но и высоко- и низкофункциональных людей с синдромом Аспергера, и предлагает несколько характеристик, которые помогают их дифференцировать. Донна Вильяме утверждает, что невербальные низкофункциональные люди с синдромом Аспергера, у которых ошибочно, по мнению Донны Вильяме, диагностировали аутизм, в отличие от невербальных низкофункциональных людей с аутизмом, обладают прекрасной экспрессивной речью, могут начинать общение с другими, имеют меньше сенсорно-перцептуальных проблем, в то время, как люди с аутизмом такого же низкого уровня функционирования обладают очень слабой, рецептивной, речью, имеют проблемы с ощущением и восприятием своего тела, и часто не могут инициировать общение с другими. Далее автор объясняет, что, как люди с аутизмом, так и люди с синдромом Аспергера могут проявлять слабые языковые и речевые умения, но существует огромная разница между этими двумя группами: в одном случае, это может быть отсутствие социального инстинкта, несмотря на наличие социальных способностей, в другом случае, это может быть неспособность или огромные трудности в развитии или использовании социальных навыков, несмотря на наличие сильного социального инстинкта (Williams, 1996).
Противоречия в этом вопросе будут существовать до тех пор, пока не будет более точных знаний об этом нарушении.
 

Глава 6
Дифференциальная диагностика
Синдром Аспергера может напоминать другие нарушения развития. Часто для описания детей с синдромом Аспергера употреблялись термины "шизоидное нарушение личности", "пограничные случаи шизофрении", "аутистические состояния" и др.
В нейропсихологии большое внимание уделяется синдрому Нарушений Невербальных способностей к Обучению (ННО), описанному Рурк (1989). Нейропсихологические характеристики ННО очень похожи на характеристики синдрома Аспергера. Они включают в себя: дефицитарность психомоторной координации, организации визуального восприятия пространства, тактильной перцепции, невербальных решений задач, математических вычислений, когнитивной гибкости, прагматики речи и просодии, оценки невербальных форм коммуникации, социальной перцепции, социального суждения, навыков социального взаимодействия Отмечается, что большинство людей с синдромом Аспергера отвечают критериям ННО. Однако, ННО более широкое понятие, и не все люди с ННО отвечают критериям синдрома Аспергера (Bregman, 1995).
Еще одно состояние названо Нарушением правого полушария, приводящим к нарушению способностей к обучению; его основные характеристики близки синдрому Аспергера (Denckia, 1983, Voeller, 1986). Дети с нарушением правого полушария избегают смотреть в глаза собеседнику, проявляют дефицит коммуникативных жестов, просодии, социального взаимодействия. Их речь идиосинкразитична, монотонна и/или преувеличена. Они проявляют дефицитарность в обработке невербальных, визуально-пространственных стимулов. Они часто испытывают трудности в выражении своих чувств.
Другое состояние, похожее на синдром Аспергера и ННО, - это "семантико-прагматическое нарушение" (Bishop, 1989). Д. Бишоп использует этот термин для описания детей, которые не являются аутичными, но первоначально проявляют задержку речевого развития и нарушение рецептивной речи, а после начинают говорить ясно, сложными предложениями, вместе с тем становятся более заметными семантические и прагматические нарушения речи (Bishop, 1989). Однако, представляется, что концепция семантико-прагматического нарушения часто игнорирует реальны аномалии развития ребенка, поскольку учитывается только один аспект развития.
В настоящее время не известно, являются ли синдром Аспергера, ННО, нарушение правого полушария и семантико-прагматическое нарушение отдельными самостоятельными нарушениями, или же каждое из них занимает определенное место на континууме.
Кроме того, как и любое другое состояние, определяемое только по наличию определенных моделей поведения, симптомы которого могут значительно варьироваться по степени тяжести, синдром Аспергера на континууме может граничить с нормой. В таких случаях постановка диагноза затруднительна. Тогда как типичный случай синдрома Аспергера может быть с легкостью определен опытными в этой области клиницистами, есть случаи, когда эксцентричность может быть принята за нарушение Аспергера (Wing, 1981). Так, все характерные черты синдрома Аспергера в различной степени можно обнаружить и у нормальных людей. Люди различаются своими способностями к общению, двигательными навыками. Аспергер (1979) отмечал, что способность погружаться в свой собственный внутренний мир, всепоглощенность своими особыми интересами присущи в большей или меньшей степени всем людям. В большей степени эта особенность наблюдается у ученых, художников, артистов. Однако, тогда как внутренний мир нормальных людей видоизменяется в зависимости от их социального опыта, внутренний мир людей с синдромом Аспергера отрезан от внешнего мира и не подвергается изменениям, вызванным извне (Wing, 1981).
Чтобы диагностировать синдром Аспергера, дифференцировать его от других подобных нарушений и пограничных с нормой состояний, следует провести всесторонний анализ и оценку состояния ребенка, включающие в себя историю развития ребенка, психиатрическое обследование, анализ уровня и качества развития речи и коммуникации Диагноз должен основываться не на наличии или отсутствии каких-либо определенных характеристик, а на анализе полной истории развития и общей клинической картине. (Детальная схема оценки ребенка на синдром Аспергера, разработанная Обществом содействия семьям с детьми, страдающими аутизмом, представлена в Части II). СИНДРОМ АСПЕРГЕРА 1944: Аспергер. "аутистическая психопатия" ("аутистические нарушения личности") - дефицит в социальном взаимодействии, коммуникации, ограниченные интересы и действия; - относительно хорошо сохраненные речевые и когнитивные способности; - плохая координация движений; - проявление в более позднем возрасте. 1992 МКБ-Ю(ВОЗ), 1994 ДСС-1У(ААП): Синдром/Нарушение Аспергера. РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ СИНДРОМА АСПЕРГЕРА от 1 на 10 000 (Bregman, 1996) до 71 на 10 000 (Ehlers, Gillberg, 1993) Только мальчики (Asperger, 1944) Соотношение мальчиков и девочек 9'1 (Wing, 1981) Противоречия относительно определения синдрома Аспергера и ВФА, их разграничения ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА - Шизоидное нарушение личности - Шизофрения -ВФА - Нарушение невербальных способностей к обучению - Нарушение правого полушария - Семантико-прагматическое нарушение „ - Некоторые другие нарушения - Пограничное состояние с нормой

Словарь терминов
АБЕРРАНТНЫЙ - искаженный, отклоняющийся от нормы.
АДАПТАЦИЯ - приспособление организма, органов чувств к окружающим условиям; вообще приспособление к новым условиям.
АНОМАЛИЯ - отклонение от нормы.
АСОЦИАЛЬНЫЙ - отвергающий социальное взаимодействие или неспособный к социальному взаимодействию.
АУТОПСИЯ - вскрытие, исследование тела, органов умершего человека с целью определения причин смерти или патологических изменений, вызванных болезнью.
АУТОСТИМУЛЯЦИЯ - настойчивое стереотипное вызывание сенсорных ощущений с помощью окружающих предметов и своего тела.
АФФЕКТИВНЫЙ - относящийся к чувствам или эмоциям при отсутствии волевого контроля.
ВАКЦИНАЦИЯ - применение вакцин с целью предупреждения той или иной инфекционной болезни
ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА - часть нервной системы, регулирующая деятельность внутренних органов (пищеварения, кровообращения и т.д.), а также обмен веществ в организме.
ВЕРБАЛЬНЫЙ - словесный; обладающий устной речью, например, вербальный ребенок.
ВИРУСЫ - возбудители инфекционных заболеваний растений, животных и человека, по размерам более мелкие, чем известные в настоящее время микробы.
ВИТАЛЬНЫЙ - жизненный; имеющий отношение кжизнен-ным явлениям, связанный с сохранением жизни.
ГАЛЛЮЦИНАЦИЯ - явление обмана чувств (зрения, слуха, обоняния и т.д.) вследствие расстройства деятельности мозга.
ГЕН - материальная единица наследственности; гены линейно расположены в хромосомах к определяют подавляющее большинство признаков организма.
ГЕНЕЗ - происхождение, возникновение, процесс развития.
ГИПЕР- - в сложных словах указывает на избыток чего-либо, превышение какой-либо нормы, например, гиперсензитивность - сверхчувствительность к чему-либо.
ГИПО- - в сложных словах указывает на понижение, уменьшение чего-либо против нормы, например, гипосензитивность.
ДЕБИЛЬНОСТЬ -легкая степень врожденного слабоумия .
ДЕГЕНЕРАЦИЯ - ухудшение биологических и психических признаков организма, вырождение.
ДЕПРЕССИЯ-угнетенное, подавленное психическое состояние.
ДЕФИЦИТАРНОСТЬ - недостаточность.
ДИЗИГОТНЫЕ (ДВУЯЙЦЕВЫЕ) БЛИЗНЕЦЫ происходят в результате оплодотворения 2-х яйцевых клеток, при этом оба плода развиваются совершенно самостоятельно и имеют отдельные плаценты и все другие элементы плодного яйца.
ДИСБАКТЕРИОЗ - отсутствие микрофлоры кишечника, обусловленное различными заболеваниями, а также длительным применением антибиотиков.
ДИСФУНКЦИЯ - нарушение или аномалия функционирования.
ИДИОСИНКРАЗИЯ - зд. отклонение от установленных норм, странность.
ИМБЕЦИЛЬНОСТЬ - средняя степень слабоумия.
ИММУНИЗАЦИЯ - искусственное создание иммунитета (т.е. невосприимчивости) к какому-либо инфекционному заболеванию путем введения в организм либо убитых или ослабленных возбудителей инфекционных заболеваний или ослабленных микробных ядов (активный иммунитет), либо введением в организм кровяной сыворотки вакцинированных животных или переболевших людей и животных (пассивный иммунитет).
ИНСТИНКТ - совокупность врожденных актов поведения, свойственных данному виду животных организмов; ИНСТИНКТИВНЫЙ - непроизвольный, обусловленный инстинктом, бессознательный.
ИНФАНТИЛЬНЫЕ СПАЗМЫ (СУДОРОГИ) - младенческие судороги, сгибательные спазмы.
ИНФЕКЦИЯ - заражение, проникновение в организм болезнетворных микроорганизмов.
КОГНИТИВНЫЙ - относящийся к познанию, интеллектуальной сфере.
КОММУНИКАЦИЯ - общение в любой форме.
КОМПЕНСАТОРНЬЙ - восполняющий, возмещающий.
КОНКОРДАНТНОСТЬ - соотношение, соответствие.
КОНТИНУУМ - единое целое, характеризующееся набором определенных элементов, расположенных в прогрессии от минимального до максимального, при которой каждый из последующих отличается от предыдущего в минимальной степени.
СЕНСОРНЫЕ СТИМУЛЫ - предметы или явления окружающей действительности, воздействующие на органы чувств.
ЛИМБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА - группа взаимосвязанных структурных отделов мозга, отвечающих за проявление эмоций и мотивации поведения.
МАКРО- - в сложных словах указывает на значительную величину чего-либо в противоположность микро-.
МАКРОЦЕФАЛИЯ - шарообразное увеличение размеров черепа в результате внутриутробной гидроцефалии.
МЕТАБОЛИЗМ - обмен веществ в организме.
МЕТАФОРИЧЕСКИЙ ЯЗЫК - иносказательный язык, употребление слов и выражений в переносном значении, основанном на сходстве, сравнении, аналогии.
МИКРО- - в сложных словах указывает на малые размеры чего-либо в противоположность макро-.
МОНОЗИГОТНЫЕ (ОДНОЯЙЦЕВЫЕ) БЛИЗНЕЦЫ происходят из одного оплодотворенного яйца.
МУТАЦИЯ - внезапно возникающие новые наследственные признаки, обусловленные изменениями клеточных (в основном - ядерных) структур.
МУТИЗМ - полное отсутствие целенаправленной речевой коммуникации при возможности случайного произнесения отдельных слов или фраз.
НЕВЕРБАЛЬНЫЙ - необладающий речью.
НЕВРОПАТОЛОГИЯ - наука о нервных болезнях.
НЕЙРОИНФЕКЦИЯ - инфекция, поражающая нервную систему.
НЕЙРОТРАНСМИТТЕР - химическое вещество между клетками мозга, передающее импульсы от одного нерва к другому.
НЕОЛОГИЗМ - новое слово, языковое новшество (оборот речи, грамматическая особенность), появляющееся в языке.
НОЗОЛОГИЯ - раздел медицины, рассматривающий классификацию болезней.
ОЛИГОФРЕНИЯ - врожденное слабоумие.
ОНТОГЕНЕЗ - Индивидуальное развитие живого существа, охватывающее все изменения, претерпеваемые организмом от
стадии оплодотворения яйца до окончания индивидуальной жизни.
ОФТАЛЬМОЛОГИЯ - наука о глазных болезнях и их лечении ПАТОГЕНЕЗ - раздел патологии, изучающий механизмы возникновения и развития болезни.
ПАТОЛОГИЯ - раздел медицины, изучающий болезненные процессы в организме.
ПЕРВАЗИВНЫЙ -общий, всепроникающий, ПЕРЦЕНТИЛЬ - единица на 100-балльной шкале. ПЕРЦЕПЦИЯ - восприятие, непосредственное отражение действительности органами чувств.
ПРОЛИФЕРАЦИЯ - размножение, рост. ПСИХОПАТИЯ - душевное расстройство, ненормальность психики.
РЕМИССИЯ - временное ослабление проявлений болезни РЕЦЕПТОРЫ - концевые образования чувствительных нервных волокон животного организма, способные воспринимать раздражения из внешней или из внутренней среды.
РИТУАЛ ИСТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ - приверженность к совершению определенных ритуальных действий, сопровождающих какое-либо действие и составляющих его внешнее оформление.
РОДОВАЯ ТРАВМА - повреждения ребенка, связанные с родами, а также расстройства, возникающие в случаях кислородного голодания плода и нарушения плацентарно-маточного и плодного кровообращения.
СЕНЗИТИВНОСТЬ - чувствительность.
СЕНСОРНЫЙ - относящийся к органам чувств.
СИМБИОЗ - совместное нераздельное существование.
СИМБИОТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ - связь по типу симбиоза, не предполагающая содержательного общения и эмоционального взаимодействия.
СИМПТОМ - характерные проявления или признаки болезненных состояний.
СИНДРОМ - совокупность симптомов, характеризующая определенное нарушение или заболевание.
СТЕРЕОТИПИИ - устойчивые формы однообразных действий.
СТЕРЕОТИПНЫЙ - повторяющийся без изменений. ТАКТИЛЬНЫЙ - относящийся к ощущениям прикосновения и давления.
ТИК - непроизвольное повторяющееся нервное подергивание (сокращение) мышц лица, шеи, головы.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ - выносимость, терпимость к чему-либо
ФЕРМЕНТЫ - органические вещества белковой природы, содержащиеся в животных и растительных организмах, направляющие, регулирующие и многократно ускоряющие биохимические процессы в них; играют важнейшую роль в обмене веществ.
ХРОМОСОМЫ - структурные элементы ядер клеток, играющие основную роль в наследственной передаче признаков и свойств организмов
ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ - мозговой
ЭНЦЕФАЛИТ - воспаление головного мозга
ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ - относящийся к изучению причин возникновения и закономерностей распространения болезней.
ЭПИЛЕПСИЯ - хроническое прогрессирующее полиэтиологическое заболевание головного мозга, проявляющееся повторными судорожными или бессудорожными припадками либо пароксизмальными психопатологическими расстройствами
ЭТИОЛОГИЯ - учение о причинах и условиях возникновения болезней.
ЭХОЛАЛИЯ - непроизвольное повторение звуков, слогов, слов, чужой речи ОТСТАВЛЕННАЯ ЭХОЛАЛИЯ - повторение слов или фраз через какой-то период времени НЕМЕДЛЕННАЯ ЭХОЛАЛИЯ - повторение слов или фраз сразу же после того, как они были произнесены

 



<< Предыдущая

стр. 4
(из 4 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ