стр. 1
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>


ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
Глава 1 ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ
1 ПОНЯТИЕ О ПРЕДМЕТЕ ПСИХОЛОГИИ
Любая наука как самостоятельная отрасль человеческого знания имеет свой особый предмет. Предметом науки психологии являются закономерности возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека как конкретно-исторической личности в особенности. Психология изучает внут ренний мир человека как сознательного субъекта общественного развития, который следует учитывать в процессе воспитания и обучения, при прогнозировании поведения и деятельности людей. (Сам термин психология происходит от двух греческих слов: "психе"-душа и "логос"-слово, учение.) Однако это краткое определение не дает еще полного представления о психике человека как определенной реальности. Для более полного и правильного понимания предмета психологии необходимо хотя бы в общих чертах раскрыть сущность психических явлений, выступающих в форме внутренних переживаний (ощущений, мыслей, чувств), недоступных прямому наблюдению и именуемых психикой, а также формирование знаний о них в истории развития человеческого общества.
Материалистическое и идеалистическое понимание психики. Еще в глубокой древности человек обратил внимание на то, что существуют явления вещественные (окружающая природа, люди, различные предметы) и невещественные (образы различных людей и предметов, воспоминания о них, переживания), таинственные, подчас трудно объяснимые. Не имея возможности правильно понять эти загадочные явления, раскрыть их природу и причины возникновения, люди стали считать их существующими самостоятельно, независимо от окружающего реального мира. Так возникло представление о теле и душе, о материи и психике как самостоятельных началах. Позднее возникли и оформились в принципиально противоположные, взаимоисключающие друг друга философские направления: материализм и идеализм.
Начавшаяся более двух тысяч лет тому назад борьба между материализмом и идеализмом продолжается и в наши дни.
При этом следует иметь в виду, что если появление идеализма можно объяснить низким уровнем знаний людей на ранних ступенях развития человеческого общества, то сохранение идеализма до настоящего времени порождается стремлением эксплуататорских классов использовать идеализм для обоснования и упрочения своего привилегированного положения. На протяжении всей истории человечества идеализм был и остается философией всего реакционного, отживающего.
Сущность идеалистического понимания психических явлений заключается в том, что психика рассматривается как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи. Психика,-го-ворят идеалисты,-это проявление бесплотной, нематериальной основы -"абсолютного духа", "идеи". В зависимости от исторических условий идеализм меняет свои формы, но сущность его остается той же.
В противоположность идеализму материалистическое понимание психики выражается в том, что "психика рассматривается как явление вторичное, производное от материи, а материя - как первичное, как субстрат (основа), носитель психики.
Первичность материи и вторичность психики убедительно можно доказать тем, что психика возникает только на определенном этапе развития материи. До появления на Земле живых существ, обладающих психикой, существовала неживая природа, возраст которой исчисляется миллиардами лет. Первые живые существа появились только несколько миллионов лет назад. "Естествознание,- писал В. И. Ленин,- положительно утверждает, что земля существовала в таком состоянии, когда ни человека, ни вообще какого бы то ни было живого существа на ней не было и быть не могло. Органическая материя есть явление позднейшее, плод продолжительного развития... Материя есть первичное, мысль, сознание, ощущение - продукт очень высокого развития" '.
Психика, согласно материалистическому учению, понимается как'свойство особым образом организованной материи - мозга. То, что психика действительно является продуктом деятельности мозга, особым свойством его, доказывается многочисленными экспериментами над животными и клиническими наблюдениями над людьми. Так, при определенных поражениях мозга всегда неизбежно наступают изменения психики, и притом вполне определенные: при поражении за-тылочно-теменных отделов коры левого полушария мозга нарушается ориентировка человека в пространстве, а при поражении височных отделов - восприятие (понимание) речи, музыкальных мелодий. Эти и многие другие примеры показывают, что психика неотделима от деятельности мозга.
' Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм. - Полн. собр. соч., т. 18, с. 71-72.
Естественнонаучный анализ деятельности мозга дан в трудах И. М. Сеченова и И. П. Павлова. В работе "Рефлексы головного мозга" И. М. Сеченов писал, что психическая деятельность - это рефлекторная, или отражательная, деятельность. Раскрывая рефлекторную природу психики, он писал, что реф лексы головного мозга человека включают три звена. Первое, начальное, звено-это возбуждение в органах чувств, вызываемое внешними воздействиями. Второе, центральное, звено-процессы возбуждения и торможения, протекающие в мозге. На их основе возникают психические явления (ощущения, пред ставления, чувства и т. д.). Третье, конечное, звено-внешние движения и действия человека. Все эти звенья взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга. Психика - центральное звено рефлекса.

Значение выдвинутых И. М. Сеченовым положений велико: во-пер-вых,' раскрывается причинная обусловленность психических явлений
внешними воздействиями; во-вторых, психика рассматривается как результат протекания физиологических процессов возбуждения и торможения в коре' мозга; в-третьих, психика рассматривается как регулятор внешних движений и поведения в целом.
Дальнейшее теоретическое и экспериментальное обоснование рефлекторной теории дано в трудах И. П. Павлова. Учение И. П. Пав-лова об условных рефлексах, о временных нервных связях, возникающих в коре головного мозга, раскрыло физиологический механизм психической деятельности.
Современные знания о структуре и способах работы мозга как сложнейшей саморегулирующейся системе позволяют еще глубже понять материалистические основы психических явлений и роль психики как регулятора всей деятельности человека. Однако изучением физиологических механизмов работы мозга не исчерпывается изучение психики. Всегда следует помнить, что психика есть отражение мозгом окружающего мира. Поэтому она обладает собственным содержанием, т. е. тем, что отражает человек в окружающем мире.
Особенности психического отражения. Отражение присуще всей материи. Взаимодействие любых материальных тел приводит к их взаимным изменениям. Это явление можно наблюдать в области механики, во всех проявлениях электрической энергии, в оптике и т. д. То, что психика является своего рода отражением, еще раз подчеркивает ее неразрывную связь, единство с материей. Однако психическое отражение является качественно иным, ему присущ ряд особых свойств.
Чем же характеризуется психика как отражение? Психическое сознание человека рассматривается как результат отражательной деятельности мозга человека, как субъективное отражение объективного мира. Всестороннее раскрытие сущности психики как отражения дано в работах В. И. Ленина, и прежде
всего в его труде "Материализм и эмпириокритицизм". "Наши ощущения, наше сознание,-по словам В. И. Ленина,-есть лишь образ внешнего мира..." '.
Психика - это не мертвое, зеркальное отражение, а актив-ный'процесс. В. И. Ленин писал: "Отражение природы в мысли человека надо понимать не "мертво", не "абстрактно", не без движения, не без противоречий, а в вечном процессе движения, возникновения противоречий и разрешения их" 2. Ленинская теория отражения является философской основой научной психологии, так как дает правильное материалистическое понимание психики как процесса субъективного отражения действительности. Если в неживой природе отражающий воздействие_предмет пассивен и лишь подвергается тем или иным изменениям, 'то жйвые"суш,ества обладают "самостоятельной силой реагирования"3, т._ е. любое воздействие приобретает характер взаимодействия, которое даже-да. самых низких ступенях психического развития"выражается в адаптации (приспособлении) к внешним воздействиям и в той или иной избирательности от ветных реакций.
Психика - это такое отражение, при котором любое внешнее воздействие (т. е. воздействие объективной действительности) всегда преломляется через то психическое состояние, которое имеется в данный момент у конкретного живого существа. Поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при различных условиях. С этим явлением мы постоянно сталкиваемся в жизни, в частности в процессе обучения и воспитания детей. Так, все учащиеся в классе слушают одно и то же объяснение учителя, а учебный материал усваивают по-разному; ко всем школьникам предъявляются одни и те же требования, а ученики неодинаково воспринимают и выполняют их.
Преломление внешних воздействий через внутренние особенности человека зависит от многих обстоятельств: возраста, достигнутого уровня знаний, ранее сложившегося отношения к данному виду воздействия, степени активности и, самое главное, от сформировавшегося мировоззрения.
Таким образом, содержанием .пси,хи,киi "^являются образы реальных, независимо от нас и вне нас существующих предметов, явлений, событий (т. е. образы объективного мира). Но эти образы возникают _у__ка.ждогй..ч_елйвека. своеобразно, в зависимости от˜˜ето˜'Прошлого опыта, интересов, чувств, мировоззрениями тг-д-:-Ише'нно поэтому отражение субъективно. Все это
' Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 18, с. 66. 2 Ленин В. И.
Философские тетради. - Там же, т. 29, с. 177. 3 Энгельс Ф. Диалектика природы. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 20, с. 610. и дает право сказать, что психика - субъективное отражение объективного мира. ˜˜ 'Зта˜'особенность психики лежит в основе такого важного педагогического принципа, как необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей-детей в процессе их обучения и воспитания. Без учета этих особенностей нельзя знать того, как каж-ды-й ребенок отражает меры педагогического воздействия.
Психическое отражение-эта правилшо.е.,.. верное отражение. Возникающие образы являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий. Субъективность психического отражения ни в какой мере не отрицает объективную возможность правильного отражения реального мира.
Признание правильности психического отражения имеет принципиальное значение. Именно это свойство делает возможным познание человеком мира, установление в нем объективных законов и последующее их использование в теоретической и практической деятельности людей.
Правильность отражения проверяется общественно-исторической практикой человечества. "Для материалиста,- указывал В. И. Ленин,- "успех" человеческой практики доказывает соответствие наших представлений с объективной природой вещей, которые мы воспринимаем" 1. Если мы заранее можем предвидеть, когда произойдет солнечное или лунное затмение, если мы заранее можем рассчитать орбиту полета искусственного спутника Земли или грузоподъемность корабля и последующая практика подтвердит сделанные расчеты; если, изучив ребенка, мы наметим определенные меры педагогического воздействия и, применив их, получим желаемый результат, то все это означает, что мы верно познали соответствующие законы космической механики, гидродинамики, развития ребенка.
Важной особенностью психического отражения является и то, что оно носит опережа7оЩШ^"хпрпктер˜˜(˜"6п'„режаюш,е.е отражение"-П. К. ˜ Анохант" "антиципирующая реакция"- Н. А. Бернштейн).
Опережающий характер психического отражения является результатом накопления и закрепления Гбпыта. И менйо˜"в-процессе многократного отражения определенных ситуаций постепенно складывается модель будущей реакции. Как только живое существо попадает в аналогичное положение, первые же воздействия вызывают всю систему ответной реакции.
Итак, психическое отражение - это активный, многоактный процесс, выходе которого внешние'воздействия преломляются через внутренние, особенности того, кт6˜˜оТргГжТ„т˜' и поэтому 'психи-ка яв.ляется^субъективным"отраж„"н'йем объ„кти"в"й'5ТоГ'мйра.
' Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм. - Полн. собр. соч., т. 18, с. 142.
Психика-это правильное, верное отражение мира, проверяемое и подтверждаемое общественно-исторической практикой. Психическое отражение носит опережающий характер.
Все эти особенности психического отражения приводят к тому, что психика выступает в качестве регулятора поведения живых организмов.
Перечисленные особенности психического отражения в той или иной мере присущи всем живым существам, высший же уровень развития психики-сознание характерно только для человека. Для того чтобы понять, как возникло сознание человека, каковы его основные особенности, следует рассмотреть развитие психики в процессе эволюции животных.

2. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ ЖИВОТНЫХ Возникновение психического отражения. Психика является продуктом длительного и сложного процесса развития органической природы. Простейшие микроорганизмы не обладают психикой. Для них характерна более элементарная форма отражения-раздражимость. В. И. Ленин называл раздражимость фундаментальным свойством всего живого, являющимся преддверием возникновения психики.
Раздражимость - это свойство живых организмов реагировать изменением своего состояния или движения на внешнее воздействие.
Внешне раздражимость проявляется в двух формах: притягивание, приближение, вызываемые положительными воздействиями, и отталкивание, избегание при отрицательных воздействиях. Сила и характер ответных реакций зависят не только от силы и особенностей внешнего воздействия, но и от внутреннего состояния живого существа. Так, сытая амеба не реагирует на пищу.
Для собственно психического отражения характерной является реакция живого _существа не только на непосредственно биологически значимые раздражители, но и на такие раздражители, которые, выполняют функцию сигнала, как бы предупреждают о биологически значимом воздействии. Например, насекомые, ориентируясь на звук, запах, цвет, находят пищу или избегают опасности. Сами по себе звуки, запахи или цвета предметов не являются опасными для насекомых и не могут удовлетворить их потребности в пище, но они являются сигналами, предупреждающими о возможности удовлетворения биологической потребности.
Развитие нервной системы. Появление психической формы отражения как свойства особой материи связано с возникновением простейшей нервной системы. Такая нервная система впервые появляется у кишечнополостных животных (гидра, медуза, актиния). Эта нервная система представляет собою
отдельные нервные клетки с отростками, переплетающимися 'между собой, и называется сетевидной или диффузной. При такой нервной-системе наблюдаются недифференцированные реакции всего организма на различные раздражители. Здесь еще нет какого-либо управляющего центра.
Управляющий центр появляется на следующем этапе развития нервной системы - ганглиозной (узловой или цепочечной) нервной системы. У червей нервные узлы (ганглии) расположены в каждом сегменте тела. Все узлы соединены между собой, и организм действует как единое целое. При этом головной узел устроен значительно сложнее, чем все остальные, и реагирует более дифференцированно на внешние раздражители.
Нервная система, характерная для насекомых, представляет собой дальнейшее развитие и усложнение ганглиозной нервной системы. Здесь уже отчетливо выделяются брюшной, грудной и головной участки. Заметно усложняется головной узел, регулирующий движение конечностей, крыльев и других органов. У высших насекомых (пчелы, муравьи) имеются обонятельные, вкусовые, осязательные, зрительные ощущения.
Психическое отражение, характерное для насекомых, называют сенсорной стадией развития психики. На этой стадии отражаются отдельные свойства предметов при их непосредственном воздействии на живое существо, но нет еще отражения предмета в целом. Именно поэтому, реагируя на вибрацию паутины, паук устремляется к запутавшейся в ней мухе, но если посадить паука и муху в стакан, то паук убегает от мухи. Отражается только отдельное свойство - вибрация паутины от движений мухи, но нет отражения мухи как предмета.
У позвоночных животных появляется новый тип нервной системы-центральная, для которой характерно выделение спинного и головного мозга. Развитие центральной нервной системы выражается в постепенной кортикализации, т. е. увеличении объема и роли коры головного мозга. Во-вторых, совершается иерархизация, т. е. все большее подчинение нижележащих отделов нервной системы вышележащим. В-третьих, происходит усиление целостной деятельности коры головного мозга в единстве со все более точной дифференциацией функций отдельных ее участков.
Развитие центральной нервной системы у различных животных происходит неодинаково и неравномерно. Оно обусловлено образом жизни вида, особенностями среды обитания. Например, у рыб наиболее существенную роль играет обоняние, и в соответствии с этим у них особенно развиты доли мозга, ведающие этой чувствительностью. Для птиц решающее значение имеет зрение, и зрительная область коры получила у них наибольшее развитие. У обезьян и человека ведущую роль играют зрительные ощущения. Зрительная область коры у них развита значительно лучше, чем, например, обонятельная.
9 С появлением центральной нервной системы появляется и новая 'форма
психического отражения - перцептивная стадия развития психики. На этой стадии для животных доступно одновременное отражение нескольких раздражителеи˜ТГ1юГ'синте-зиров_Я_ние_в__об-раз предмета. Благодаря этому"сбздается предметное отраже-ние"'
Формы поведения животных. Различают три основные формы поведения животных: инстинкт, навык и интеллектуальную форму поведения.
Инстинкт. Инстинкт-это врожденная видовая форма поведения. Каждый вид животных имеет присущий только ему набор инстинктов. Конечно, за время жизни особи происходит некоторое совершенствование инстинктов (не случайно поэтому во главе стаи обычно стоит опытный взрослый самец, прошедший длительный жизненный путь), но в основном они остаются неизменными на протяжении всей жизни.
Инстинкт-это.,щдбдонная форма поведения, она оказывается ЖД.есоойразной. при яеизменности условий жизни животного. Если же условия меняются, то этого животное не замечает. Оно продолжает действовать по заложенной в генном аппарате программе. Например, действия пчелы, тщательно заделывающей воском каждую соту с медом, кажутся весьма целесообразными. Провели такой эксперимент: прокололи соты с противоположной стороны, и мед вытек. Пчелы так же тщательно заливали их воском.
Птицы улетают на зимовку в южные географические районы, где обычно для них бывают благоприятные условия. Однако некоторые зимы в этих районах оказываются суровыми, многие тысячи птиц гибнут, но не перелетают в более южные области.
Земляная оса, церцелис, поймав добычу, приносит ее к норке и, прежде чем затащить добычу, осматривает помещение. В одном из опытов в этот момент добычу отодвинули. Оса выползла, нашла добычу, подтянула ее к выходу и опять отправилась осматривать жилье. Опыт повторяли десятки раз, и в каждом случае оса шаблонно повторяла всю цепь действий, т. е. выползала, под тягивала добычу и осматривала норку. Инстинктивная форма поведения оказывается целесообразной лишь при сохранении обычных условий и теряет всякую целесообразность при изменении их.
Инстинкт - жестко организованная форма поведения животных. Бобры строят плотины строго определенным образом. Каждый вид муравьев возводит свой вид муравейника. Каждый вид птиц вьет гнезда по-своему, причем это проявляется и у птиц, выведенных в инкубаторе. Последние, помещенные в искусственную обстановку, строили гнездо по шаблону, присущему Данному виду птиц.
Шаблонность инстинктов проявляется и в том, что они вызываются строго определенными раздражителями. Эксперименталь-10 но было установлено, что сосательные движения щенка начинаются только
тогда, когда он прикасается к теплой шерсти. На теплую резиновую грелку подобная реакция отсутствует, когда же подносили
к щенку нагретый кусок меха, он начинал искать сосок и производить сосательные движения.
Инстинкты - биологически полезная форма поведения, но она обеспечивает приспособление животных, сохранение вида только по
отношению "к постоянным и, как правило, основным условиям существования. Более полное и точное приспособление к условиям
жизни "обеспечивают навыки.
Навык. Навыки в отличие от инстинктов - индивидуально приобре-тенная/форма поведения животных. Навыки вырабатываются у животных как в естественных условиях жизни, так и в процессе их дрессировки человеком.
Навыки формируются у животных методом проб и ошибок. Многок-ратноеповторение -какого-нибудь действия и получение положительного подкрепления при достижении результата приводят к постепенному формированию соответствующей реакции.
В эксперименте перед курицей была поставлена П-образная сетка, а за сеткой насыпано зерно. Курица совершила многократные попытки через сетку попасть к зерну. Таких проб было совершено много десятков, пока случайно курица не обогнула сетку и не достигла зерна. В повторных экспериментах количество ошибочных проб постепенно сокращалось, и у данной курицы вырабатывалась новая форма поведения.
Навык - изменяющаяся форма поведения животных, поэтому без соответствующего подкрепления он постепенно исчезает. Так, в аквариум, разделенный стеклянной перегородкой, в одну секцию была помещена щука, а в другую - маленькие рыбки. Щука сотни раз пыталась схватить рыбок, но ударялась о стекло. Прошло время и у щуки выработался навык: она перестала бросаться на рыбок. Этот навык сохранился и после того, как убрали стеклянную перегородку. Однако скоро навык исчез, и щука начала вести себя обычным образом.
Кроме того, изменение навыка проявляется в переносе. У обезьян был выработан навык открывать защелку ящика, где лежал банан, правой передней лапой. Эту лапу прибинтовали к туловищу, обезьяна открыла защелку левой передней лапой. Прибинтовали и ее. Обезьяна стала открывать защелку задней лапой. Когда и это оказалось невозможным - в ход пошли зубы. Перенос навыков в основном характерен для высокоорганизованных животных.
Возможность образования навыков зависит от общего уровня развития животного и от степени соответствия вырабатываемого навыка имеющимся инстинктивным формам поведения. Опытные дрессировщики всегда учитывают это. Очень умело его использовал В. А. Дуров.
11 Существует теснейшая связь между навыками и инстинктами, которая
выражается в том, что наиболее успешно вырабатываются навыки,
соответствующие инстинктам. С другой стороны - навыки влияют
на инстинкты, подчас тормозят их проявление. Хорошо дрессированная собака берет пищу только из рук хозяина. Здесь навык
подавляет один из сильнейших инстинктов - пищевой. Специально
обученные собаки с привязанными минами бросались под танки. В
этом случае навык подавил не менее сильный инстинкт самосохранения-.
В процессе эволюционного развития навыки, соответствующие условиям жизни многих поколений животных, постепенно закрепляются
и превращаются в наследуемые формы поведения. Именно в этом и
проявляется естественный отбор, обеспечивающий приспособление
животных к существующим условиям их жизни.
Интеллектуальная форма поведения. Интеллектуальное поведение - это высший тип поведения животных. Оно наблюдается у высших обезьян и дельфинов.
Интеллектуальное поведение обеспечивает наиболее полное и точное приспособление животных к изменяющимся условиям окружающей среды. На основе многочисленных опытов И. П. Павлов пришел к выводу, что обезьянам доступно изменение сформировавшихся навыков, объединение их в новые комбинации в соответствие с изменением внешней обстановки. Обезьяны, как писал И. П. Павлов, осуществляют "ассоциации ассоциаций". Этим животным доступно целостное отражение отдельных предметов, а также связей между ними, данных непосредственно во. внешних признаках.
Установление связей подтверждается многочисленными опытами, которые проводились различными исследователями с обезьянами. Высоко подвешивалась приманка, и обезьяна могла ее достать только палкой, которую нужно было составить из нескольких отрезков. Задача осложнялась тем, что у разных отрезков палки один из концов имел форму квадрата, треугольника или круга, а с другого конца было соответствующей формы углубление. Палку можно было составить лишь правильно подобрав отрезки. После многочисленных проб и ошибок обезьяна справлялась с этой задачей и составленной палкой сбивала приманку. В другом эксперименте перед клеткой обезьяны ставилась кружка, в которой находился мандарин. В ручку кружки была продета лента. Концы ленты располагались так, что обезьяна не могла дотянуться до них лапой. Это можно было сделать с помощью палки, которая лежала перед клеткой. Но и до этой палки обезьяна тоже не могла дотянуться лапой. Это можно было сделать, используя короткую палочку, лежащую в клетке. Совершив много безрезультатных попыток непосредственно достать кружку с мандарином, схватить концы ленты, достать большую палку, обезьяна в конце концов совершила всю цепь необходимых действий:
12 маленькой палочкой придвинула большую палку, с помощью этой
палки, после
очень большого количества проб и ошибок, за оба конца ленты
(вначале обезьяна все время брала только один конец ленты,
тянула за него, лента свободно выходила из ручки, а кружка
оставалась на месте) подтянула к себе кружку и взяла мандарин.
Первый из этих опытов свидетельствует о том, что для интеллектуальной формы поведения характерно установление связи между
различными формами предметов,\а второй - о возможности устанавливать пространственные связи в наглядной ситуации.
Следует отметить еще одну важную особенность интеллектуального
поведения высших животных, способность решать так "называемые
"двухфазные задачи". Суть этих задач заключается в том, что
первая часть действий животного непосредственно не ведет к
достижению желаемого результата, а только подготавливает необходимые условия. Это проиллюстрировано в только что приведенных примерах. Составление палки из отдельных отрезков прямо не направлено на овладение приманкой, а лишь подготавливает условия для этого. Когда во втором эксперименте обезьяна
берет короткую палочку, чтобы достать длинную, это тоже лишь
подготовка к решению основной задачи. Особенно отчетливо подготовительный этап заметен в следующем опыте. В длинную трубку была помещена конфета, достать которую лапой нельзя. Рядом
лежала широкая щепка, довольно быстро обезьяна попробовала
использовать ее, но щепка не проходила в трубку. Тогда обезьяна принялась обкусывать, обламывать ее. Только после этого
конфету удалось вытолкнуть из трубки. В возможности совершать
подготовительные действия зарождается прообраз изготовления
орудий труда, что характерно только для человека.
При решении обезьянами "двухфазных задач" внешне кажется, что
они тоже изготавливают орудия труда. Однако у животных не
происходит закрепления функций орудия за палками и щепками,
которыми они пользовались для решения задач. Одной из причин
этого является то, что изготовление орудий труда человеком
отделено по времени от использования этих орудий, т. е. первая, подготовительная, фаза становится автономной и независимой от фазы использования. У животных эти фазы следуют одна
непосредственно за другой.
Итак, интеллектуальная форма поведения характеризуется те-м,
что она обеспечивает достаточно точное приспособление животных к изменяющимся условиям; при ней оказывается возможным не
только отражение отдельных предметов, но и внешних связей
между ними; эта форма поведения может включать в себя подготовительный этап, обеспечивающий успешное решение основной
задачи.
13 3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Биологические предпосылки возникновения сознания человека. По многим анатомическим и физиологическим признакам имеется значительное сходство между человеком и обезьяной. Это объясняется тем, что человек и обезьяна имели общего предка. Человекообразная обезьяна и человек произошли от древней ископаемой обезь-яны-дриопитека (древесная обезьяна).
Физическое формирование человека происходило на протяжении длительного времени и охватывает период примерно около одного миллиона лет.
Данные археологии позволяют последовательно проследить процесс формирования физического строения человека. Древнейшим предком человека является питекантроп - обезьяночеловек, в строении тела которого сочетались признаки обезьяны и человека. По сравнению с обезьяной питекантроп обладал мозгом с большим весом-800-900 г, в то время как наибольший вес мозга обезьяны 600 г. Питекантропы имели иное строение конечностей, что было обусловлено переходом к прямохождению и началом изготовления орудий труда. Общими с обезьяной были такие признаки, как покатый лоб, массивная нижняя челюсть, далеко выступающие надглазные дуги, не вертикальное, а значительно наклоненное вперед положение тела.
К этой же группе обезьяночеловека относятся - синантроп (китайский человек, поскольку останки были найдены в Китае) и гей-дельбергский человек, (останки найдены близ города Гей-дельбер-га). Есть данные, которые свидетельствуют о том, что синантроп пользовался огнем и изготовлял более разнообразные и более совершенные орудия труда. Вес мозга синантропа дости гал 1000-1200 г.
Следующую ступень физического развития человека характеризует неандерталец (останки были найдены в XIX веке в Гер-Питекантроп. :. 2. Неандерталец. 14



мании в долине Неандерталь). Неандертальцы жили 300- 100 тысяч лет назад. Для неандертальца характерным было массивное телосложение, рост 160-170 см, не вполне выпрямленное положение тела, отсутствие подбородочного выступа, покатый, хотя и в меньшей степени, чем у питекантропа, лоб, резко выступающие надглазные дуги.
Рис. 3. Кроманьонец. Более высокую ступень физического развития человека, имеющего строение, характерное для современного типа людей, представляет кроманьо нец. Свое название он получил от местности во Франции - Кро-Маньон, где впервые в 1886 г. были найдены его останки.
Кроманьонец имел прямую походку, четкий подбородочный выступ, высокий прямой лоб, обычные для современного человека надбровные дуги. Многие антропологи считают физическое строение тела кроманьонца в основном соответствующим строению тела современного человека. Кроманьонцы появились примерно 25 тысяч лет назад. Важнейшими биологическими предпосылками превращения обезьяны в человека были вертикальное положение теяа" обезьян и стадный об-раз/их жизни.
Вертикальное положение тела оказалось существенной предпосылкой возникновения человека, так как приводило к расширению кругозора обезьяны и к дифференциации передних и задних конечностей.
Расширение кругозора, возможность видеть дальше, давало больше информации мозгу и тем самым способствовало его более интенсивному развитию. Освобождение передних конечностей от выполнения только функции опоры и передвижения создавало возможность использовать их для захвата предметов, манипулирования ими. Манипуляция предметами в свою очередь приводила к формированию мелких, скоординированных движений, что совершенствовало как сами передние конечности, так и те центры мозга, которые управляли подобными движениями. Рассматривание предмета с различных сторон, восприятие таких его свойств, как вес, форма, характер поверхности, степень твердости, формировали различные органы чувств и соответствующие им участки мозга.
Расширение кругозора, дифференциация функций передних и задних конечностей и совершающееся в единстве с этим развитие мозга способствовали появлению принципиально новых пот-15 ребностей. Кроме пищевой, оборонительной, половой и других, 'имеющих
чисто биологический характер, зарождается потребность в ори-ентировочнопоисковой деятельности, которая имеет не только
биологический смысл. Эта потребность знаменует собой зарождение познавательного отношения к действительности, которое
характерно для человека.
Стадный образ жизни обезьян предполагал совместную жизнедеятельность, в процессе которой дифференцировались обязанности
между отдельными представителями стада. Такая специализация
отдельных особей наблюдается и у современных животных, ведущих стадный образ жизни. Совместная деятельность при дифференциации обязанностей порождала необходимость об щения. Необходимость общения формировала систему сигналов, послужившую
основой для зарождения членораздельной человеческой речи. Зарождение и развитие речи приводило к совершенствованию голосового аппарата, к усложнению и развитию сложнейшей речевой
системы мозга, которую И. П. Павлов назвал второй сигнальной
системой, к усложнению и качественному изменению характера
общения.
Вертикальное положение тела обезьян и стадный образ их жизни -
это чисто биологические предпосылки возникновения человека,
но их реализация непосредственно подводит к возникновению социально-исторических условий появления человека.
Роль труда в происхождении и развитии сознания человека. Биологические предпосылки создавали лишь возможность для появления сознания человека. Решающим условием, благодаря которому возникло сознание человека, явился труд. "...Труд, - пишет Ф. Эн-гельс,-создал самого человека" '.
Трудовая деятельность предполагает изготовление орудий труда. Именно изготовление орудий труда и является показателем появления человека.
є 'Изготовление орудий труда характеризуется тем, что действия
человека непосредственно не направлены на удовлетворение той
или иной биологической потребности. Длительное время обкалывая каменное рубило, человек совершал действия, которые прямо не удовлетворяли его потребности в пище или в защите от
диких животных. Такие действия могли совершаться только в
том случае, если человек, приступая к ним, мог заранее предвидеть результат своего труда и видеть в изготовляемом рубиле то средство, с помощью которого он будет более успешно
удовлетворять свои естественные потребности. Иначе говоря,
здесь мотивом деятельности оказывается не непосредственная
потребность, а заранее предполагаемый результат труда. Этот
предполагаемый результат труда и выступает в качестве цели,
которой подчинена совершаемая деятельность.
' Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 20, с. 486.
16 Таким образом, именно в процессе изготовления орудий труда
неизбежно
начинает складываться целенаправленная деятельность, присущая
человеку. Изготовление орудий труда приводило к тому, что люди
вступали в новые,
качественно иные отношения друг с другом. Это происходило потому, что отношения между людьми стали определяться
отношением к орудиям труда. В период первобытнообщинного
строя, пока существовала общественная
собственность на орудия и средства производства, они определяли или, во всяком случае, влияли на отношения людей с точки
зрения их личного участия в создании этих орудий, уровня мастерства по их'изготовлению и т. д. С момента же появления
частной собственности на орудия и средства производства отношение к ним стало определять классовую структуру об щества, а
в конечном счете все другие отношения, в которые так или иначе вступали люди. Ликвидация частной собственности в условиях
социалистического общества привела к коренной перестройке
всей системы отношений между членами этого общества.
С момента изготовления орудий труда иные отношения между людьми
стали складываться и потому, что в орудиях труда накапливается "овеществленный" опыт человечества. Каждое новое поколение
людей получает готовые орудия труда и опыт по их изготовлению. Поэтому отношения между людьми разных поколений оказываются не сводимыми к наследованию только биологических признаков. Люди наследуют и социальноисторический опыт, накапливаемый и сохраняемый прежде всего в орудиях и средствах производства материальных благ.
Начало изготовления орудий труда знаменует собой начало новых
отношений человека к окружающей природе. Эти отношения опосредуются теми орудиями труда, которыми владеет человек. В зависимости от уровня развития орудий труда различным становится воздействие человека на природу, возможности ее изменения
и приспособления к нуждам человека.
Изменяя окружающую природу, человек изменяет и свою собственную
природу. "Труд, - писал К. Маркс, - есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в
котором человек своей собственной деятельностью опосредству-ет, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и
природой. Веществу природы он сам противостоит как сила природы. Для того, чтобы присвоить вещество природы в форме,
пригодной для его собственной жизни, он приводит в движение
принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову
и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю
природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу" '
Маркс К. Капитал, т. 1. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е
изд., т 23, с. 188. 17
В процессе трудовой деятельности совершенствовались и развивались функции руки человека. Для руки оказалось доступным не только совершать хватательные движения, удерживать предмет, но рука стала и органом познания. Именно в процессе труда развивался двигательный аппарат руки и она становилась органом осязания, позволяющим определять различные свойства объектов. Все это позволило Ф. Энгельсу назвать руку человека и органом труда и продуктом труда.
В процессе трудовой деятельности развивалась речь человека. Целенаправленный характер .человеческой деятельности, необходимость общения в. процессе труда, согласования своих действий, необходимость обмена и передачи опыта, накапливаемого в процессе труда, всеэто^с одной стороны... создавало условия для развития речи,а_с,..дру год-приводило к. тому, что только бла-года-ря"'развитию речи оказывалось возможным развитие и совер шенс-твование салшш.-у.еловека. "Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь, - писал Ф. Энгельс, - явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который, при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит его по величине и совершенству" *.
Важнейшим следствием трудовой деятельности людей, в равной мере и условием развития этой деятельности, явилось возникновение человеческого общества. "Наверное, протекли сотни тысяч лет, - в истории Земли имеющие не большее значение, чем секунда в жизни человека, - отмечает Ф. Энгельс, - прежде чем из стада лазящих по деревьям обезьян возникло человеческое общество. Но все же оно, наконец, появилось. И в чем же опять мы находим характерный признак человеческого общества, отличающий его от стада обезьян? В труде" 2. Общение далеких предков человека внутри стада, имевшее инстинктивно-биологический характер, сменилось общением людей, в основе которого лежит их трудовая деятельность.
Итак, появление человека, возникновение и развитие его сознания обусловлено возникновением трудовой деятельности, появлением на этой основе иной системы отношений, образованием человеческого общества, оказывающим непосредственное воздей ствие на развитие психики, сознания человека.

4. СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА Общественно-историческая природа сознания. В процессе трудовой деятельности людей развиваются производительные силы общества и изменяются производственные отношения, а это приводит и к изменению сознания людей. На определенном этапе
' Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 20, с. 490. 2 Там же, с. 490-491.
18 исторического развития общественные отношения приобретают
классовый
характер. Классовым становится и сознание людей. В истории
человеческого общества происходила смена общественных формаций,
изменялась классовая структура общества, соответствующие изменения происходили и в сознании людей. Классовым сохранится
сознание людей до тех пор, пока будут существовать общественные классы.
К коренным изменениям в сознании людей привела Великая Октябрьская социалистическая революция, в результате которой
было создано общество без антагонистических классов. Развитие
и формирование сознания советских людей и определяется теми
общественными отношениями, которые существуют в условиях развитого социалистического общества.
Первым направлением, по которому совершается историческое развитие сознания человека, является постоянное изменение его
классовой направленности.
Вторым направлением исторического развития сознания человека
является постоянное изменение его содержания в результате вс„
более глубокого и полного познания объективного мира. Активно
воздействуя на окружающую природу, создавая собственную историю, люди познают закономерности природы и общества, познают
закономерности собственного сознания.
В результате познания природы и общества сознание людей не
только обогащается все большим количеством знаний, но и приобретает новые качественные особенности: сознание начинает
'носить все более и более обобщенный и абстрактный характер.
Обобщенный и абстрактный характер сознания является следствием проникновения в сущность явлений, установления общих законов, отражающих целостную картину окружающего мира.
Развитие обобщенности и абстрактности^^ан1|я_^йдветея третьим
направлением, характеризующим историческое развитие сознания
человека."" ---"- ˜...
. Сознд,ние_.^_п^юдукт общественно-исторического развития человечества, и поэтому продеес-развити-я-тозтгай^йя^каждый акт
его проявления определяются всем ходом развития человеческого
общества и теми реальными социальными условиями, которые существуют в каждый данный исторический период.
Различия психики животных и сознания человека. Рассматривая в первом параграфе настоящей главы особенности психического отражения, мы давали характеристику психики в целом, не выделяя особенности, присущие высшему этапу ее развития - сознанию человека. Отражение действительности на уровне сознания характеризуется всеми теми особенностями, которые имеет психическое отражение. Однако каждая из этих особенностей на уровне сознания обладает качествами, присущими только сознанию человека. Кроме того, для сознания характерен и ряд специфических свойств, которые не наблюдаются в психике животных.
19 Сознание, как и психика в целом, является процессом отражения, однако
этот процесс на уровне сознания совершается значительно сложнее и одновременно протекает в трех взаимосвязанных направлениях.
Прежде всего, отражение окружающего мира различно на разных
этапах исторического развития. Характер этого отражения всегда зависит от существующих социально-экономических условий.
Иначе говоря, сознание_человека изменяется, как уже отмечалось, ^историческом плане. 'О таком изменении, конечно, не
приходится говорить применительно к психике животных.
Процесс отражения окружающего мира не остается неизменным и на
протяжении жизни каждого человека, т. е. сознание изменяется
в.-онтогенетическом плане. Особенности отражения в этом случае оказываются обусловленными возрастом и приобретенным опытом. На первый взгляд кажется, что подобные изменения происходят и в психике животных, где тоже имеет ме сто изменение
отражения на протяжении жизни животного. Но это лишь чисто
внешнее сходство. Изменение психики животных оказывается
обусловленным лишь опытом данной особи, человек же может
присвоить общественно-исторический опыт всего человечества.
Различным оказывается отражение и на разных этапах каждого данного акта познания, в процессе перехода от незнания к знанию,
от неполных, неглубоких знаний к всесторонним существенным,
от чувственного познания к логическому, абстрактному. В этом
случае изменение отражения протекает в гностическом плане. У
животных вообще не существует познавательного отношения к
действительности.
Единство исторического, онтогенетического и гностического в отражении человеком окружающего мира является первой чертой,
отличающей сознание человека от психики животных.
Сознание человека является активным отражением объективной
действительности, но уровень и характер этой активности качественно иные. Психическое отражение обеспечивает животным
приспособление к внешним условиям, животные лишь более или
менее полно могут использовать то, что дает природа. "Сознание человека, - писал В. И. Ленин, - не только отражает объективный мир, но и творит его" '.
Активное преобразование действительности доступно человеку потому, что он познает объективные законы ее и в соответствии с
ними определяет цели своей деятельности. "Человек не только
изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель,
которая как закон определяет способ и характер его действий и
которой он должен подчинять свою волю" 2.
' Ленин В. И. Философские тетради. - Поли. собр. соч., т. 29, с. 194. 2 Маркс К. Капитал, т. 1.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23, с. 189.
20 Активность человеческого сознания, характеризуемая творческим
преобразованием действительности и целенаправленностью, является второй чертой, отличающей сознание человека от психики
животных.
Как для психики животных, так и для сознания человека характерным является то, что внешние воздействия преломляются через
ранее сложившиеся внутренние особенности. И в том и в другом
случае имеет место субъективное отражение объективного мира.
Но субъективность отражения принципиально разная. Во-первых,
о субъективности отражения на уровне психики животных можно
говорить условно, понимая под субъективностью лишь то, что
отражение действительности каждым животным несколько различно. Человек же выступает как субъект познания, поскольку его
познание носит сознательно целенаправленный характер и он
осознает то, что отражает. Во-вторых, различным оказывается
опыт, через который преломляются внешние воздействия у животных и у человека. Опыт животных складывается на основе только
его жизнедеятельности и носит конкретно-ситуативный характер.
Опыт человека включает не только то, что он приобретает в

стр. 1
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>