<< Предыдущая

стр. 10
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

дальнейшей деятельности в данной области, либо упорный и настойчивый анализ причин неудачи и новые попытки выполнить задание.
Уровень притязания-оценка человеком своих возможностей в деятельности. У гармонически сформированной личности уро-135 вень притязаний соответствует фактическим возможностям выполнения
деятельности. При высоком уровне притязаний и ограниченной возможности их реализации возникает конфликт личности с коллективом или с самим собой.
Причины, порождающие несоответствие между притязаниями личности и ее возможностями, могут быть объективными и субъективными. Социалистический строй уничтожил классовые и экономические причины, преграждающие в эксплуататорском обществе возможность творческого самоутверждения личности в любом деле. Тем большее значение в условиях строительства коммунизма приобретает правильное воспитание, которое ликвидирует возможность расхождения между притязаниями личности и психическими, субъективными возможностями достижения успеха.
При правильном воспитании уровень притязания должен находиться в соответствии со способностями и трудолюбием личности. Поддерживая уверенность учащегося в возможности успеха, учитель одновременно должен объективно и требовательно оценивать результаты его деятельности, не допуская возникновения необоснованных претензий. Высокий уровень притязаний нередко помогает человеку развить свои способности, если человек сам упорно и последовательно стремится к достижению цели.
В притязаниях выявляются мечты, идеалы, оценки человеком своих способностей, намечаются перспективные линии развития личности, ее деятельности. Осуществление притязаний в деятельности, постановка новых целей-это мощный фактор развития личности.
Успех в работе зависит от целого ряда обстоятельств. Одно из них-сочетание элементов творчества со сложившимися стереотипами выполнения задания. Поиск нового в труде, "живинка в деле" характерны для творческой личности. Творчество поднимает деятельность на высшую ступень, двигает вперед производство и науку. Для самого труженика важно то, что в твор ческом труде происходит слияние физических, умственных и нравственных сил, обеспечивающих полноту самовыражения личности.
На успех выполнения деятельности влияет состояние личности. Так, любой вид деятельности вызывает утомление. Утомление - естественное понижение работоспособности вследствие расхода энергетических ресурсов организма. Усталость - переживание человеком утомления. Чувство усталости включает отношение человека к работе, привычку к физическому и умственному напряжению. Если этих привычек не выработано, то усталость может возникнуть до наступления физиологического утомления, даже в самом начале работы. Усталость после трудной, но нужной людям работы связана с бодрым эмоциональным тоном. Отдых, особенно активный, перемена вида деятельности восстанавливают силы, создают возможность продолжения деятельности-136 Объективным показателем утомления является замедление темпа
работы и
снижение ее качества. Исследование работоспособности показывает, что в первые два часа работоспособность повышается,
достигает максимального уровня, а затем наступает ее снижение. Однообразная, неинтересная работа приводит к тому, что
утомление и усталость наступают раньше, чем в тех случаях,
когда работа увлекает человека.
Учителю необходимо обращать внимание на утомление учащихся. Организация правильного режима деятельности - одна из важных
психологопедагогических задач школы. Чередование уроков, разнообразных по содержанию материала, по степени трудности,
правильная организация отдыха на переменах помогут предупредить утомление и сохранить силы учащихся до конца учебного
дня.
Мотивы и цели деятельности, творчество, утомление в процессе
деятельности тесно связаны между собой и оказывают взаимное
влияние,. Убеждения, взгляды, отношения личности к деятельности определяет характер творческих поисков, возможность
преодоления астенических переживаний ради общественных и личных целей, которые человек реализует в своем труде.
2. ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ И ПРИВЫЧКИ Знания. Знания человека о мире возникают первоначально в виде образов', ощущений.и. восприятии. Переработка чувственных данных в_ сознании приводит к образованию представлений и понятий. В этих двух формах знания сохраняются в памяти. Как бы ни были общи представления и абстрактны понятия, главное их назначение - организация и регулирование практической деятельности.
Знания не существуют ради знаний. Они могут значительно обогнать уровень существующих потребностей производства, прокладывая путь будущей практической деятельности, раскрывают возможности воздействия человека на природу и общество и в конечном счете всегда включаются в регулирование деятельности.
Присмотритесь, как тесно переплетены знания и действия. И ребенку и взрослому действия с предметами дают одновременно знания об их свойствах и о возможностях обращения с ними. Сталкиваясь с незнакомым предметом, мы стремимся прежде всего получить знания о том, как с ним действовать, как его использовать. Если вы взяли впервые в руки киносъемочную камеру, то прежде всего познакомитесь с инструкцией, в которой рассказано, как ею пользоваться. Из инструкции можно узнать о действиях, которые позволяют собрать камеру, зарядить ее. Выполненные на основе инструкции движения запечатлеваются в виде двигательных представлений. Однако для киносъемки одних представлений о движениях и их последователь-
137 ности недостаточно. Нужны теоретические знания о чувствительности
пленки, об освещенности объекта, о соотношении чувствительности с освещенностью, о фокусировке. Более того, для создания простого любительского фильма потребуются знания о принципах написания сценария, раскадровке, монтаже и т. д., которых уже нет в инструкции по обращению с 'камерой. Их приобретают из специальной литературы и используют в деятельности.
Знани^дод^ш^ма ют деятельность на более высокий уровень осоз-нан^осп^^_г[овы_шаю1^ув„ре3-ность-цеяйй„ка. в правильности
ее""вЫполнения. Деятельность .без "знании невозможна. -"Общая
характеристика умений. Непременными компонентами дея-те^и^нйС1д_шь11Я1йто1_[^з^ообра^нью^н^ умения. Об их соотношении высказываются различные мнения. Одни исследователи считают, что навыки предшествуют умениям, другие полагают, что
умения возникают раньше навыков. Причиной этих расхождений
является многозначность слова "умение".
Умением называют и самый элементарный уровень выполнения_^де-ист"в1[и,__и__^стерство_ человека в данном^ виде деятель нос-ти. О первокласснике говорят, что он умеет читать.
Взрос"льпГТоже умеет читать. Между этими "умениями" лежит
многолетний" путь упражнений, совершенствовании навыков чтения. Это, безусловно, качественно различные умения по их психологической структуре. Следует различать элементарные умения, идущие вслед^за з^ания^м]ГТ|^^^)]&.Б1.м,бпытам. действий, и умения, вь1раж1ио1цие^ту_или иную степень мастерства
в выполнении деятельности, кото])'ая˜во"зника„т˜после выработки навыков. Эле-^ мен т ар ные _у мени я-это действия,
возникшие на основе знаний в _результат_е^подг)ажанйя^д„-
‚й1-ВИЛМ .или самостоятельных проб и ошибок в_обг)а,1дении с
предметом. Умение-мастерство возникает на основе уже выработанных, навыков H'Tu^ol^oToкруга знаний.
Рассмотрим соотношение элементарных умений, навыков и мастерства на примере труда учителя. Студент педвуза имеет элементарное умение работать с доской. Умение возникло в период
обучения студента в школе и вузе, но в его выполнении студент
целенаправленно и постоянно не упражнялся. Психология, педагогика, частная методика подводят теоретическую основу под
это умение. Так, изучение в курсе психологии понятий "контраст ощущений", "отношение фигуры и фона", "распределение и
концентрация внимания" обосновывает требования, ко торые
предъявляются к записям на доске. Однако и окончив вуз, студент может не приобрести навыка писать на доске. Отсутствие
навыка приводит к тому, что учитель кидается с каждой очередной формулой на ближайшее свободное место доски, беспорядочно
стирает ранее написанные выражения, так что на доске после
урока остается каша бессвязных символов.
Умение вести запись на доске доводится до уровня навыка в первые годы работы в школе и затем становится элементом мастерства учителя, для которого характерно видение
138 всей записи до того, как она осмысленно и аккуратно выстраи
вается на
доске во время урока. Элементарное умение выполнить что-то
возникает из подражания, из
случайных знаний. Например, пятиклассники, впервые попавшие в
столярную или слесарную мастерскую умеют пилить, но у большинства из них приемы обращения с инструментами неправильны.
Первоочередная задача учителя - выработать правильные навыки
применения инструментов и в дальнейшем трудовом обучении поднимать выполнение деятельности до уровня мастерства.
Чем сложнее вид деятельности, чем совершеннее машины которыми
нужно управлять, тем меньше надежды на успех умений, складывающихся только в результате наблюдения и под-|,ражания.
Общая характеристика навыков. Деятельность будет выпол-^нена квалифицированно, если человек овладел навыками. Навык-упрочив-шийся способ выполнения действий. Навык'как компонент' деятельности человека нельзя путать с навыком у животных, являющимся формой их поведения. Навык у животных формируется как механизм их приспособления к среде пу-є ем проб и ошибок. В основе выработки навыка у человака-дежят
развернуть^ познанные
деи_ст.вия-.,,На первоначальном этапе овладения дея'етъ-ТОстьвЗ"'действия и движения, интегрируемые в навыке, выє тупа-ют несвязанными. Так, при
обучении чтению членение слов ia слоги и синтез слогов в осмысленное слово представляют
є одержание двух различных действий. Упражняясь в чтении,
икольник вырабатывает навык беглого чтения. Это значит, что
є еперь он не ставит перед собой_задачу разбить слово на час-ги
и синтезировать его. Действие превратилось в навык считывать
:лова в целом, опираясь на отдельные буквы. Лишь встреча-icb
с новым, незнакомым словом, навык уступает место отдель-1ым
действиям по анализу и синтезу слогового состава слова.
В основе л юбого^ _н авы ка лежат выработка и упрочение
усповнТ)ре^тлнкТбрн1ТхЗ˜сдя1‚2-- Протор„ние нервного пути и
его закрепление в результате постоянного повторения действий
приводят к точной локализации процессов возбуждения в определенных нервных структурах. Дифференцировочное торможение до
предела концентрирует процесс возбуждения, подавляя одни очаги и активизируя тем самым другие. Образуются системы |услов-норефлекторных связей с упроченными переходами от одной системы нервных связей к другой.
Сложившиеся нервные механизмы вызывают ряд изменений и^
процессе-&ьнто7гнетпта действия." Ви-иервых,
Р01е^ульт]т|_^ь1- заботкй навыка резко" уменьшается" время
выпрлнения_деиств_ия^._ Начинающая машинистка печатает гораздо медленнее, чем опытная. По мере совершенствования навыка
письма человек начинает писать до ста букв в минуту, в то
время как в начале 139 обучения едва успевает написать за это
же время 2 - 3 коротких слова. Во-вторых, исчезают лишние движения, уменьшается напряжение
при выполнении - действия. Первоклассник с большой силой
сжимает ручку при письме. На начальном этапе формирования
этого навыка у него отмечается значительное напряжение мышц
рук и туловища. При выработанном навыке письма излишнее
напряжение и дополнительные движения исчезают. Втретьих,
отдельные самостоятельные движения объединяются в единое
действие. Обучая детей письму, учитель отрабатывает написание отдельных элементов буквы. При беглом письме буквы пишутся быстро, одним росчерком пера.
В результате хорошо отработанных двигательных навыков повышается производительность труда, улучшается качество работы и
уменьшается утомление человека.
Выработанные двигательные навыки позволяют перестроить структуру деятельности. Происходит изменение в соотношении систем анализаторов, контролирующих выполнение действия. До
выработки навыков точность и правильность предметных действий контролируются совместной деятельностью зрительного и
двигательного анализаторов при ведущей роли зрения. Когда
двигательный навык укрепляется, потребность в зрительном
контроле за движениями значительно уменьшается. Вырабатываются ки-нестезические (ощущение движений) механизмы, самостоятельно контролирующие точность движений. Пианист-профессионал, исполняя пьесу, не смотрит на клавиатуру. Хорошая
машинистка печатает "слепым" методом.
Эти факты свидетельствуют о том, что_в_процессе выработки навыка происходит перестройка взаимодействия между анализаторами. Зрительнодвигательный контроль заменяется двигательным. Зрительный анализатор, а также сознание освобождаются для переработки других сигналов, учет которых необходим в процессе деятельности.
Контроль одной чувствующей кинестезической системы понижает
степень уверенности в правильном выполнении действия, особенно в некоторых видах деятельности. Системой, дублирующей
контроль за движением во время работы, становится также
тактильная чувствительность. Практика показала, что снабжение клавиатуры линотипа (наборная строкоотливная машина)
тактильно различаемыми знаками повышает качество набора.
Особенностью образования навыков является их постепенная автоматизация. Выработанные навыки не требуют контроля сознания при их выполнении. Конечно, в первоначальный период
сознание контролирует движение, но по мере выработки навыка
происходит постепенное отключение контроля сознания. Замечено, что.на стадии хорошо отработанного навыка сознательный контроль за движением может затруднить его выполнение.
Например, человек, анализируя каждый шаг своей походки, теряет уверен ность в движениях.
140 Из сказанного нельзя делать вывод, что навыки являются
бессознательно
регулируемыми действиями. Особенность навыка-не бессознательность, а сознательный контроль действия в целом. Сознание устанавливает соответствие действия задачам деятельности.
Превращение действия в навык дает возможность высвободить
сознание для решения более сложных-задач деятельности. Отсюда становится ясным исключительное, значение навыков в
творческой деятельности: не овладев навыками элементарных
действии, нельзя создать условия для творческой деятельности. Начинающий художник, не овладевший навыками построения
перспективы, должен думать не о том, как нарисовать предметы, а о том, как изобразить их в перспективе. Школьник, не
имеющий навыка пра вильного построения предложений, вынужден думать не о содержании сочинения, а о грамматической
структуре предложений.
Таким образом, в любой деятельности овладение правильными
приемами ее использования и выработка навыков является
предпосылкой ее успешного выполнения.
В трудовых навыках прослеживаются индивидуальные особенности
личности. Несмотря на одинаковый метод обучения, интеграция
движений и действий в навыке своеобразна. Она зависит от
психических свойств индивида. У людей с различными типами
нервной деятельности устанавливается разное соотношение
познавательной, ориентировочной и исполнительской стороны
деятельности. Тип нервной деятельности позволяет одним людям развивать в процессе труда более точное выполнение
действия, другим - более быстрое. Одинаково успешное выполнение деятельности обеспечивается типичными для человека
приемами совершения действий.
Таким образом, навыки включаются в структуру личности. Виды
навыков. В любом виде трудовой деятельности, как и в учении, успешное решение задач возможно при овладении определенной суммой навыков. Различают четыре вида навыков: двигательные, мыслительные, сенсорные "навыки и навыки поведения. Двигательные навыки включены в самые
различные виды деятельности. Без выработки двигательных навыков невозможно воздействие на предмет труда, управление технологическими процессами, устная и письменная речь, передвижение в пространстве и т. д.
Не меньшее значение имеют навыки мыслительной деятельности, выступающие как обязательные компоненты умственного труда. К важнейшим из этих навыков относятся навыки чтения чертежей, зау-чивания, построения доказательств и т. д. Важное место в умственной деятельности принадлежит навыкам распределения и концентрации внимания, наблюдения.
Выработка сенсорных навыков лежит в основе развития чувствительности. И Труд;" и учение, и игра предполагают опреде-141 ленный уровень развития чувствительности. Навык слухового
восприятия
складывается для родного языка в раннем детстве на основе
подражания, расчленение же слов и их опознание в иностранном
языке при обучении в школе формируются в сознательных упражнениях.
Классический пример сенсорных навыков - обучение приему на слух
телеграмм, передаваемых азбукой Морзе. Принимая на слух короткие и длинные сигналы, радист учится читать фразы без
предварительной записи. Примером сенсорно-мыслительного навыка, вырабатываемого в школьном обучении, будет обучение разложению на множители алгебраических выражений. Упражняясь в
решении примеров, школьник развивает навык группировки на основе восприятия и воображения. Например, он начинает видеть
общие множители, которые можно вынести за скобки.
Навыки поведения имеют большое значение в формировании особенностей личности. Они складываются на основе знаний о нормах
поведения и закрепляются упражнениями. Навыки поведения лежат
в основе привычных форм поведения. Например, ребенка учат
сдерживать себя, тихо разговаривать в транспорте, . не надоедать, показывают, как надо здороваться с человеком в различных обстоятельствах жизни, в отдельных случаях упражняют в
действиях (вставать при входе в класс учителя). Путем многократного повторения у ребенка могут формироваться навыки правильного поведения.
Роль упражнения в выработке навыков. Навык формируется в упражнении. Упражнение - целен а праш^н^о^^ятя.ук^тнсг" выполняемое дeйcтви^,˜T)cУщ„c^:вл^^e^^o„ с целью_его_усовершен-стцо-йа.ния. В пpoц„cce"'-yffpaЖ'нeн^^я"˜д„ятeльнocть организуется так, чтобы было предусмотрено выполнение действий, приводящих к формированию прочных и совершенных навыков, которые могут обеспечить красивый почерк, грамотное письмо, правильную постановку рук при игре на фортепиано, говоря обобщенно, эффективный и качественный труд. Новый навык формировать легче, чем перестраи-вать^_нещ)авильно__вь[работанный. Организуя упражнения; необходимо вызвать у обучающегося положительное отношение к ним. Исследования показали, что для положительного отношения к тренировкам во время выработки некоторых двигательных навыков лучше отказаться от пооперационного обучения. Суть этого обучения заключается в том, что ученик сначала обучается только одной группе движений, необходимых в деятельности. Их выполнение доводится до совершенства, затем тренируются следующие. Лишь затем разрешается изготовление детали. Проучившись таким образом несколько месяцев и приобретя ряд навыков, человек теряет интерес к выполнению заданий, которые не приводят непосредственно к созданию продуктов труда. Это снижает интерес к обучению. В современных методиках обучения выработка на-142

Рис. 5. Роль анализа ошибок при выработке навыков (данные М.
Н. Шардакова).
выков связывается с изготовлением несложных деталей. В общественно полезной трудовой деятельности навык совершенствуется и развивается.
В создании положительного отношения к выработанному на-.выку важен успех. Успешное выполнение задания, сопровождающееся положительной оценкой, вызывает желание совершенствовать навык.
Психологические исследования показали исключительную роль оценки в выработке навыков. В экспериментальной группе, где оценивался результат каждого упражнения, навык вырабатывался более успешно, чем в контрольной группе, где оценки не проводились (рис. 5).

Навык нельзя выработать в один прием. Необходима более или ме-нее'длительная тренировка, распределенная во времени, чтобы навык достиг желаемого уровня совершенства.
Взаимодействие навыков. Когда человек овладевает каким-нибудь видом деятельности, .то.. у него обычно вырабатывается система навыков, причем. .аойь! е-.навыки накладываются на ранее сложившиеся, которые оказывают положительное или отрицательное, влияние на формирование нового, навыка.
Положительное влияние ранее выработанных навыков на овладение новыми называется-ае-р-еносом. Перенос отмечается во всех видах навыков. Давно подмечено, что человек, научившись писать левой рукой, без длительных упражнений может .писать и правой. Эта особенность моторных навыков используется при обучении хирургов, когда студента учат выполнять операцию одной левой рукой, и он научается успешно выполнять действия обеими руками. Так же можно научить рисовать симметричные фигуры одновременно двумя руками. Упражнения в различении силы звука улучшают способность к различению оттенков серого цвета. Усвоить второй иностранный язык легче, если сложились навыки работы над одним языком. В школьном
143 е р

д е Н Ч У б il(u, Ч/% Ч ^ (у„

Рис. 6. Интерференция при выработке навыка письма стандартным чертежным шрифтом. Верхний ряд - стандартное написание, нижний - неточное начертание букв учащимися как результат интерференции навыков обычного письма и начертания букв стандартным чертежным шрифтом (данные Б. Ф. Ломова).

обучении постоянно можно наблюдать перенос навыка решения задач из математики в физику, химию и наоборот. Навык анализа литературного текста переносится на другие учебные тексты.
Отрицательное влияние выработанных навыков на овладение новыми или отрицательное влияние формируемых навыков' на уже имеющиеся навыки называется интерференцией. Интерференция-такое же всеобщее явление при выработке навыков, как и перенос.
Исследования Б. Ф. Ломова'показали, что при обучении чертежному шрифту учащиеся заменяли некоторые буквы этого шрифта печатными и письменными. В этих фактах проявляется интерференция навыков чтения и письма обычного шрифта на навык начертания букв стандартным чертежным шрифтом (рис. 6).
Интересна интерференция в сенсомоторном навыке чтения чисел на русском и немецком языках. Одно и то же число, например 32, читается, а очевидно, и воспринимается различно. По-русски это тридцать два (30+2), по-немецки-zweiund-dreiBig (2+30). При обучении счету на немецком языке можно наблюдать у школьников неправильное считывание чисел по-русски на уроках математики. Вместо 32 они считывают 23, переставляя цифры в числе.
Навык беглого чтения мешает учителю русского языка видеть ошибки в словах. Усвоенный навык решения задач одного типа первоначально тормозит решение задач другого типа.
Явление интерференции навыков связано с иррадиацией возбуждения по коре мозга, а ее исчезновение - с выработкой точного и стойкого дифференцировочного торможения в нервной системе.
Зная, что при выработке новых навыков происходит их перенос или интерференция, преподаватель использует перенос, чтобы облегчить выработку приемов действий, и предупреждает интерференцию, точно отграничивая один способ действия от другого. Учителя часто говорят школьникам: "А теперь решите

' См.: Ломов Б. Ф. Формирование графических знаний и навыков у уча щихся. М., Изд-во АПН РСФСР, 1959.
144 самостоятельно следующую задачу. Она решается так же,
как только что разобранная". Так учащиеся упражняются в сознательном переносе навыка. Предупреждая интерференцию, учитель, например, обращает внимание школьников на то, что данную задачу нельзя решить стандартно.
Общая характеристика привычек. По механизму образования с навыками тесно связаны привычки. Привычка-потребность совершать действия. Например, ребенок овладел некоторыми гигиеническими навыками: он умеет мыть руки, чистить зубы. Однако этого мало. Важно, чтобы у ребенка выработалась привычка всегда мыть руки перед едой, перед сном, после прогулки. Привычка побуждает человека поступать определенным образом. Вот почему привычки имеют исключительное значение в воспитании положительных качеств личности. А. С. Макаренко отмечал, что необходимо воспитывать правильные привычки поведения. Когда выработана привычка, мы поступаем так потому, что иначе не можем, потому, что так привыкли. Макаренко замечает, что воспитать привычки поведения гораздо труднее, чем воспитывать сознание того, как нужно себя вести.
Если навык, как правило, формируется путем сознательных упражнений, то привычка может образоваться и без особых усилий со стороны человека. Строгий распорядок дня, пример окружающих, многократное повторение одних и тех же действий приводят к тому, что незаметно для самого себя у человека появляются положительные или отрицательные привычки.
Навык позволяет мастерски совершать действие, но он не стимулирует выполнение самого действия. Привычки же, в отличие от навыков, требуют осуществления действий. Поэтому в поведении они или полезны, или вредны. Вот 'почему привычки входят в моральный фонд личности.
Привычки возникают у ребенка в процессе оперирования с предметами, в результате расширения круга общения с людьми. Важно, чтобы у ребенка сразу закреплялись полезные привычки, оказывающие положительное влияние на личность. Древнеиндийская пословица гласит: "Посеешь поступок-пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу".
Среди привычек, связанных с трудовой деятельностью, необходимо отметить полезную привычку заполнять свое время плодотворным трудом и разумным отдыхом. Эту мысль настойчиво подчеркивал К. Д. Ушинский: "Более всего необходимо, чтобы для воспитанника сделалось невозможным то лакейское препровождение времени, когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове, потому что в эти минуты портится голова, сердце и нравственность" '.

' Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. Собр. соч. М.-Л., Изд-во АПН РСФСР, 1948, т. 2, с.
359.

145 Таким образом, навыки и привычки представляют собой
фундамент поведения 'личности. На основе навыков и привычек формируются черты характера, профессиональная умелость. Хорошо отработанные навыки и полезные привычки дают возможность человеку быстрее овладеть новым учебным материалом, новыми видами профессиональной деятельности.

3. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Различают три генетически
сменяющих друг друга и сосуществующих на протяжении всего жизненного пути вида деятельности: игру, учение и труд. Они различаются по конечным результатам. {продукту дея-тельности^, по организации, по особенностям мотивации.
Основным видом деятельности человека является труд. Ко-нед-ныи г>езул"ьтат" труда-создание .общественно значимого продукта. Это может быть урожай, выращенный колхозником, сталь, выплавленная сталеваром, научное открытие ученого, урок, проведенный учителем.
Игря....не создает общественно значимого, .продукта. В игре начинается формирование человека как субъекта деятельности, и в этом ее. огромное" недрдх.одя.ш.„е-значение. Обуч^жие_авля-ется непосредственной под_готовкой.._дичн_о.с.Тй".к."1рулу, развивает ее"умст1ен1То˜"фи˜зйчес'кй7 эстетически и лишь на конечном этапе освоения профессии связано с созданием материальных и культурных ценностей. Труд__^_г1гюцесс создания., деловеком материальных _и_духовных ценностей"ойг[е_ства. _ --8--пс"д^иц^ор;о]у развитии ребенка игра выступает прежде всего как средство овладения миром взрослых. В ней на достигнутом ребенком уровне психического развития происходит освоение объективного мира взрослых. Игровая ситуация включает в себя замещения (вместо людей-кукла), упрощения (обыгры вается, например, внешняя сторона приема гостей). В игре, таким образом, огрубление "имитируется действительность, что позволяет ребенку впервые самому стать субъектом деятельности.
'Игра организуется свободно, нерегламентированно. Никто не может обязать' ребенка играть с 10 до 11 часов в настольные игры, а после 11 - в дочки-матери. Игру ребенка можно организовать, но он сам должен предложенное принять. Это не значит, что у ребенка не должно быть строгого режима дня. Сон, еда, прогулки, время игр и занятий должны быть строго определены. Но содержание игры, включенность в нее ребенка, прекращение игры трудно регламентировать. Ребенок сам переходит от одной игры к другой.
Учение и труд протекают в обязательных для человека орга низационных формах. В точно установленное время начинается работа, и в" течение ее в соответствии с планом и заданной продуктивностью изготовляются продукты труда. В учении на-146 блюдается та же самая картина. Занятия начинаются в соответствии
с расписанием, и на протяжении всего урока учащийся занимается именно этим предметом.
Различные формы _орган^изации_^идов деятельности "связаны и сразл_йчнои._ их_ мотивацией. Мотивом игры является удоволь ствие^которое ребенок испытывает от самого процесса игры.
Основным мотивом учения и труда является чувство долга, чувство ответственности. Эти высшие чувства являются не менее сильным стимулом деятельности, чем интерес. Однако и в учении и в труде следует вызвать у человека интерес к самому процессу деятельности или к ее результатам. Не менее важно создавать привычку трудиться.
Разнообразные виды деятельности дополняют друг друга, взаи-мосуществуют, взаимопроникают. В детском саду дошкольник не только играет, но и учится считать, рисовать. Школьник после окончания занятий с удовольствием играет.
Игровые моменты успешно вносятся и в организацию урока. Урок с элементами игровых ситуаций увлекает школьников. Игрой является воображаемое путешествие по карте нашей страны или карте земного шара на уроках географии, в ходе которого учащиеся на основе воображения рассказывают, что они "видят". Школьники охотно берут на себя игровые роли на уроках иностранного языка: учителя, гида, продавца-и на основе роли активно овладевают языком. Рабочий не только трудится, но и учится (в вечерней школе, в техникуме, в высшем учебном заведении или занимается самообразованием). Он может играть в шахматы и участвовать в других спортивных ; развлекательных играх.
Хотя виды деятельности не_ существуют изолированно, в разные периоды жизни'˜ч'ело˜в„˜ка˜о'ни имеют неодинаковое значение. Для одного периода-, .жизни^ ведущей деятельностью является игра, для другого - учение, а для третьего -труд. Таким' об-ра-*зом, можно говорить о видах деятельности, которые являются ведущими в тот или иной период развития личности. До поступления ребенка в школу ведущий вид деятельности - игра. Ведущий вид деятельности школьника - учение, взрослого - труд.
Игра. Анализируя игру как вид деятельности, следует прежде всего выяснить ее природу. В буржуазной психологической литературе широко распространены биологизаторские теории игры, согласно которым игра ребенка освобождает врожденную биологическую потребность в активности, одинаково присущую как животным, так и человеку. Развитие игры ребенка пытаются связать с соответствующими этапами развития человеческого общества. Интерес к игре в песочек, копание ям - этапы хлебопашества, игры с животными - скотоводства и т. д.
Научный анализ игровой деятельности показывает, что игра есть отражение ребенком мира взрослых, путь познания ок-ру-жз.^ОШ^СО-^ШЖлХбедительный факт, разбивающий несостоятель-147 ность биологизаторской теории игры, приводит К. К. Платонов.
Ученым-этнографом на одном из островов Тихого океана было обнаружено племя, которое жило изолированно от других. Дети этого племени не знали игры в куклы. Когда ученый познакомил их с этой игрой, то вначале ею заинтересовались и мальчики и девочки. Затем интерес к игре исчез у девочек, а мальчики продолжали придумывать новые игры с куклами. Объяснялось все просто. Женщины этого племени заботились о добывании и приготовлении пищи. Мужчины же заботились о детях.
В первых играх ребенка отчетливо выступает руководящая роль взрослых. Взрослые "обыгрывают" игрушку. Подражая им, ребенок начинает играть самостоятельно. Затем инициатива организации игры переходит к ребенку. Но и на этом этапе руководящая роль взрослых остается.
С развитием ребенка игра изменяется. В первые два года жизни ребенок овладевает движениями и действиями с окружающими предметами, что приводит к возникновению функциональных игр. В функциональной игре перед ребенком раскрываются неизвестные для него свойства предметов и способы действия с ними. Так, впервые открыв и закрыв дверь ключом, ребенок начинает многократно повторять это действие, пытаясь при всяком удобном случае повернуть ключ. Это реальное действие переносится в игровую ситуацию. Играя, дети делают в воздухе движение, напоминающее поворот ключа, и сопровождают его характерным звуком: "трик-трак".
Более сложными являются конструктивные -игры. В них ребенок что-то создает: строит дом, печет пирожки. В конструктивных играх дети осмысливают назначение предметов и их взаимодействие.
Функциональные и конструктивные игры относятся к разряду манипулятивных, в них ребенок осваивает окружающий предметный мир, воссоздает его в доступных для него формах. Отношения между людьми осмысливаются в сюжетных играх. Ребенок играет в "дочки-матери", в "магазин", беря на себя определенную роль. Сюжетно-ролевые игры возникают в 3- 4 года. До этого возраста дети играют рядом, но не вместе. Сюжетно-ролевые игры предполагают коллективные отношения. Конечно, включение ребенка в коллективные игры зависит от условий воспитания. Дети, воспитывающиеся дома, включаются в коллективные игры с большим трудом, чем дети, посещающие детский сад. В коллективных сюжетных играх, которые к 6- 7 годам становятся более длительными, дети следят за замыслом игры, за поведением товарищей. Сюжетно-ролевые игры учат детей жить в коллективе. Постепенно в игры вводятся правила, накладывающие ограничения на поведение партнеров.
Коллективная сюжетно-ролевая игра расширяет круг общения ребенка. Он привыкает подчиняться правилам, требованиям, которые к нему предъявляются в игре: он то капитан косми-148 ческого корабля, то его пассажир, то восторженный зритель,
наблюдающий за полетом. Эти игры воспитывают чувство коллективизма и ответственности, уважение к товарищам по игре, приучают соблюдать правила и вырабатывают умение подчиняться им.
Игры по правилам широко представлены в жизни школьников и взрослых. В спортивных состязаниях, в решении кроссвордов и других играх, требующих умственного напряжения, человек переключается на другой вид деятельности, совершенствует свои умственные и физические силы, получает эмоциональную разрядку.
Являясь основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста, игра не исключает и других видов деятельности. С 3- 4 лет ребенок знакомится с трудом по самообслуживанию. Он должен умываться, одеваться, убирать игрушки. В 5-6 лет трудовыми обязанностями ребенка становится уход за комнатными растениями, помощь старшим в уборке комнаты и т. д. В детском саду дети охотно дежурят в столовой, в живом уголке, в игровой комнате.
Посильные поручения по хозяйству формируют и укрепляют трудовые навыки и прививают ребенку положительные черты характера: ответственное отношение к делу, заботу о товарищах.
В жизнь дошкольника включаются и элементы учения. Они связаны с дидактическими играми, развивающими познавательные способности детей. Например, лото "Животные" - игра, которая учит ребенка классифицировать предметы, изображенные на карточке. В детских садах проводятся занятия по родной речи (обогащение словарного запаса), по счету. В настоящее время в старших группах организованы занятия, подготавливающие детей к школе. Имеется положительный опыт обучения дошкольников в детских учреждениях музыке, рисованию, иностранному языку.
Все перечисленные виды деятельности: игра, элементы труда и учения - готовят ребенка к школе.
Учение. Учение-это процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями, необходимыми в конечном счете для выполнения трудовой деятельности, для воспитания гражданской зрелости. В учебной деятельности участвуют непременно два лица: учитель и учащийся. Но это не просто передача знаний от одного к другому. Это прежде всего процесс активного овладения знаниями, умениями и навыками под руководством учителя. Учение должно быть развивающим. Сообщая учащимся знания, преподаватель учит их мыслить и наблюдать, выражать понятое в речи. Ученик овладевает не только знаниями, но и способом самостоятельно мыслить, добывать знания. .Хопо-шо .организованное обучение носит воспитывающий характер? В процессе обучения формируется личность ученика: ее направленность, волевые черты характера, способность и т. д.
149- Поступление в школу - ответственный момент в жизни ребенка. Начало учения изменяет его положение в семье. У него появляется множество новых обязанностей: вовремя прийти в школу, выполнить домашнее задание, помочь товарищу.
Таким образом, с первого дня поступления в школу отношения ребенка с окружающими регулируются принципом обязательности. Расширяется круг обязанностей. Хорошо учиться - это долг не только перед родителями, но и перед классом, перед школой, перед всей страной, перед самим собой. Для ребенка положение ученика - новый социальный статус личности.
В процессе школьного обучения формируются и изменяются мотивы учения: от случайных, связанных с личной заинтересованностью, у младшего школьника, к общественным, вытекающим из чувства долга,-у старшеклассников. В первые годы школьного обучения нередко мотивом является не долг или интерес к знаниям, а стремление получить хорошую отметку, обрадовать родителей. В средней школе развивается дифферен цированный интерес к предметам. В связи с этим возникает любознательность к проблемам науки, появляется мотив приобретения знаний, удовлетворяющих познавательные интересы подростка. Формирование чувства долга, совести как высших регуляторов поведения включает в сферу мотивов учения высшие моральные чувства.
За время обучения в школе ребенок проходит длительный путь развития. В начальных классах он овладевает основами грамоты, доступными ему естественнонаучными и историческими знаниями, а также элементарными формами труда (обработка бумаги, ткани). Начальная школа подготавливает ученика к обучению в старших классах.
Экспериментальное обучение показало, что дети в начальной школе способны усваивать не только простые арифметические действия, но и сложные математические зависимости. Они усваивают родной язык так прочно, в таком объеме и на таком уровне теоретического обобщения, что это значительно облегчает его дальнейшее изучение в средней школе. Поэтому вопросы рациональной организации педагогического процесса нахо дятся в центре внимания советских психологов, работающих в области педагогической психологии.
Учебная деятельность в средней школе требует от учащегося большей ответственности и сознательного отношения к учению. Прежде всего, в связи с предметным преподаванием ослабевает контроль учителя за деятельностью ученика. Повышаются требования к качеству умственной деятельности. От школьника требуется не столько запоминание, близкое к тексту, сколько понимание, пере-осмысливание изучаемого материала. Математика, физика, история и другие предметы формируют систему понятий, знаний, закладывают основы мировоззрения.
150 Предметы политехнического цикла лежат в основе практической
подготовки к трудовой деятельности. На уроках по этим предметам вырабатывают трудовые умения и навыки, что увеличивает долю участия школьника в общественно полезном труде.
В старших классах средней школы формируются материалистическое мировоззрение и убеждения, с которыми связываются мотивы учебной и трудовой деятельности.
Труд. Труд-деятельность^, .надавленная на создание общественно полезного.. ...upJoAyj^ra, удовлетворяющего мате]нЩль-ны„ "или духовные nwpeeftocTu^wQvu˜^˜TyyTwB'm "деятельности раскрываются, по словам Маркса, "человеческие сущностные силы". Участвуя в создании продуктов труда, человек вступает в существующую систему производственных отношений, у него формируются отношение к трудовой деятельности, мотивы труда.
Полное раскрытие способностей и качеств личности в труде возможно лишь в обществе, свободном от эксплуатации. Труд по принуждению (физическому, юридическому, экономическому), характерный для рабовладельческого, феодального и капиталистического способов производства, глушил естественную для человека потребность трудиться. Свобода труда от эксплуатации, механизация трудоемких процессов, стирание грани между умственным и физическим трудом создают в советском обществе самые благоприятные условия для проявления, в полной мере потребности человека в творческом труде.
В прямой зависимости от существующих производственных отношений находятся мотивы, побуждающие человека к достижению высоких показателей в трудовой деятельности. В обществе, основанном на эксплуатации трудящихся, эти мотивы связаны преимущественно со стремлением к личному благополучию. Мотивы труда советских людей включают не только личную заинтересованность, но и общественные стимулы. Труд на благо Родины, осознание того, что в нашем обществе благополучие самого труженика зависит от роста общественного богатства увеличивают значимость роли общественных мотивов в деятельности.
В труде раскрываются и формируются способности человека, его характер, личность в целом. Производство ставит перед тружеником огромное количество проблемных ситуаций, задач, которые могут быть решены лишь при творческом подходе к делу. Таким образом, производство стимулирует познавательную активность личности, заставляет работающего совершенствовать знания, умения, навыки. Решение задач, возникающих в современном промышленном и сельскохозяйственном производстве, часто требует широкой обще-технической подготовки.
Изучение условий, влияющих на производительность труда, показало, что в процессе производства для человека нет безразличных факторов. Окраска помещений, организация рабочего места, режим напряжения и пауз в работе, отношения с това-151 рищами по работе - все это имеет прямое отношение к
произ водительности труда, создает общий настрой на работу и облегчает или затрудняет проявление трудовых усилий.
Деятельность педагога (по объекту, целям и средствам) отлична от других видов труда. Обычное для трудовой деятельности отношение субъект - объект выступает в обучении отношением субъект - субъект. В педагогическом труде сталкиваются два вида деятельности: обучение-деятельность педагога по организации процесса передачи знаний и контролю за их усвоением и учение - деятельность обучающегося, связанная с активным восприятием знаний, их переработкой и усвоением.
В условиях технического прогресса, достигнутого нашей страной, значительно изменились особенности труда учителя и требования к его знаниям, умениям и навыкам. Широкое распространение средств массовой коммуникации (печатное слово, радио, кино, телевидение) привело к тому, что школьники получают большое количество информации по всем отраслям знаний вне школы. Учитель теперь не является тем единственным источником информации, каким он был до недавнего времени. Возникли более высокие требования к его труду. В его задачи все больше входят психолого-педагогические цели: формирование личности и познавательной активности школьников. Быстрое пополнение фактического материала во всех областях науки заставляет учителя все время заниматься самообразованием. Творческий подход к учебной и воспитательной деятельности стал необходимым условием успешного обучения подрастающего поколения.

литература Баллон А. От действия к мысли. М.,
Иностранная литература, 1956. Кабанова-Меллер Е. Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников. М., Изд-во АПН РСФСР, 1962.
Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Поли-тиздат, 1975. Ломов Б. Ф. Категории общения и деятельности в психологии. - Вопр. философии, 1979, ј 8, с. 34-47.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М., Уч-педгиз, 1946. Экспериментально-психологические исследования в авиации и космонавтике. М., Наука, 1978, гл. 1.
Глава 9 ВНИМАНИЕ И ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ



1. ПОНЯТИЕ О ВНИМАНИИ Определение внимания. Среди психических явлений внимание занимает особое место: оно не самостоятельный психический процесс и не относится к свойствам личности. В то же время внимание всегда включено в практическую деятельность и в познавательные процессы, посредством него выражаются интересы, направленность личности. Внимание выступает в жизни как сторона психической деятельности и является необходимым условием успешного приобретения знаний, качества и продуктивности трудовой деятельности, самовыражения личности.
Можно дать следующее определение внимания. Внимание -сосре-
доточение сознания на определенном объекте, обеспечивающее его особо ясное отражение. Способность произвольно направлять и сосредоточивать внимание выражает активность человека. Произвольное внимание, как особенность его психической жизни, сложилось в процессе трудовой деятельности. Это отмечал К. Маркс: "...в течение всего времени труда необходима целесообразная воля, выражающаяся во внимании, и притом необходима тем более, чем меньше труд увлекает рабочего своим содержанием и способом исполнения..." '.
Для возникновения внимания необходимо выделить объект, сосредоточиться на нем и отвлечься от посторонних раздражителей. Предметом внимания может выступить внешний мир, на который направлен акт познания, сама психическая деятельность: мысли, переживания, анализ действия, поступка.
Внимание не может быть беспредметно. Организуя его, учитель прежде всего должен указать, на чем в данный момент нужно сосредоточиться школьникам, и умело переключить внимание с одного предмета на другой. "Послушайте доказательство теоремы... А теперь обратите внимание на чертеж..." - такие замечания вызывают внимание к тем сторонам учебного материала, которые являются наиболее сложными и в данный момент наиболее значимыми. Полезно во время опроса поставить задачу: на какую сторону ответа ученика следует обратить внимание классу. Это может быть доказательность мысли, правильность речи, ее выразительность, полнота знаний - словом то, что учитель считает нужным выделить для особо ясного

Маркс К. Капитал, т. 1.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 23,
с. 189.

153 восприятия. Если-такая задача поставлена, то во время
опроса будет меньше невнимательных учеников. Не менее важное значение имеет
выделение объекта внимания в процессе воспитательной работы. Следует привлекать внимание школьников к хорошим и отрицательным поступкам, к красоте и безвкусице, с тем чтобы создать запас впечатлений, выработать положительное отношение к соблюдению норм поведения, сформировать эстетические вкусы.
Физиологические основы внимания. Физиологический механизм внимания сложен. В настоящее время он рассматривается как фильтр, расположенный на разных уровнях нервной системы и отсеивающий мало значимые сигналы. Внимание связывается с ретикулярной формацией-анатомически и функционально об'отобл'еннои˜нерв-ной˜тканью,. расположенной в стволе мозга и в подкорковых .областях. Она отсеивает, тормозит одни импульсы и усиливает другие, пропускаяих в кору головного мт)ЗТ1а˜ВлаТодаря этому совершается отбор стимулов, достигаю щих зону ясного сознания.
Механизм внимания связан с рефлекторной деятельностью мозга. И. П. Павлов выделил у животных безусловный ориентировочный рефлекс, который он назвал рефлексом "что такое?". Биологическое значение его состоит в том, что животное выделяет в окружающей среде новый раздражитель и реагирует соответственно с его значением. В ориентировочном рефлексе, который является врожденным и у людей, ясно прослеживается зависимость внимания от внешних раздражителей. Однако этот рефлекс не может объяснить всей сложности произвольного внимания человека, которое развилось в процессе трудовой деятельности и опирается на более сложные механизмы.
Понять физиологическую картину динамики внимания помогает открытое И. П. Павловым явление, которое получило название оптимального очага возбуждения. На мозг в каждый момент действует ˜ряд--раздражителей (слуховых, зрительных, кожнь1х˜и др.)"." Под их влиянием в коре больших полушарий возникает множество различных по силе очагов возбуждения. Как показали исследования, оптимальный очаг возбуждения обладает средней интенсивностью, но он является наиболее устойчивым в данных условиях жизнедеятельности организма. По закону отрицательной взаимной индукции оптимальный очаг возбуждения тормозит другие участки коры.
Оптимальный очаг возбуждения динамичен. Изменение природы раздражителя или длительное его действие на одни и те же _участ-ки коры головного мозга приводит к перемещению очага возбуждения в другие участки мозга по закону последовательной'индукции. "'""
" "ТГ педагогической практике учителя и воспитателе зная за кономерности возникновения очага оптимальной возбудимости, могут организовать благоприятные условия для его образования.

154 Учитель говорит: "Дети, сядьте прямо, положите руки на
парту, смотрите на меня". Такие указания по организации позы особенно важны в начальных классах, где школьники еще плохо умеют управлять своим вниманием. Ограничение движений, направленность взора на говорящего, отсутствие в классе посторонних раздражителей - все это способствует возникновению в мозгу оптимального очага возбуждения, необходимого для продуктивного внимания.
Изучая физиологическую деятельность мозга, А. А. Ухтомский создал учение о доминанте. Доминанта, или господствующий очаг возбуждения, отличается от подвижного оптимального очага возбуждения повышенной'устойчивостью. Она не только тормозит вновь возникающие 6чаТй˜вюзбуждения, но и способна усилттвать^я^за их сч„т, переключать на себя процессы возбуждения, возникающие в других нервнЯх центрах.
Наличие^^доминирующего очага возбуждения в коре головного мозга позволяет понять такую степень сосредоточения на каком-либо предмете или явлении, когда посторонние раздра-i жители не в силах вызвать отвлечение внимания, они остаются \незамеченными. Сильная концентрация внимания у человека \связана со страстной любовью к делу, с глубокой заинтересованностью предметом.
Ни оптимальный очаг возбуждения, ни доминанта не вскрывают до конца механизмы внимания человека, особенно его произвольный характер. 13-..-о.тли.чие_,дт животных, люди управляют сво-им_вниманием. Поэтому в динамике внимания исключительное значение имеет умение поставить цель. Постановка и постоянное уточнение целей деятельности вызывает, поддерживает и переключает внимание. Механизмом возникновения опти мального или доминирующего очага возбуждения в этих случаях будет взаимодействие первой и второй сигнальной систем, осуществляемое путем элективной (избирательной) иррадиации возбуждения из речевой (второй) сигнальной системы в первую. В свою очередь первосигнальные раздражители, отражаясь в речи, способствуют уточнению цели и усилению очага оптимальной возбудимости.
Большое значение в,.возникновении и организации_внимания имеет выработка динамических стереотипов под влиянием по-стоянТ-ГбТо" режима работы. Постоянный режим значительно облегчает возникновение оптимального очага возбуждения и обеспечивает успех в деятельности. Следует подчеркнуть, что нельзя допускать невнимательного выполнения работы. Сложившийся динамический стереотип невнимания трудно изменить.
Внимание выражается внешне в специфической позе, особой мимике, которую легко можно наблюдать и по которой можно судить, насколько.внимателен человек. Поза внимания характеризуется торможением лишних для деятельности движений, направленностью органов чувств и всего корпуса на объект.
155 Мимика погруженности в мир своих мыслей характерна разведением
осей глаз (говорят: "у человека отсутствующий взор"), расслабленностью тела.
Накапливая опыт работы с детьми, педагог должен научиться по мимике и позе определять начало отвлечения внимания и направлять его, не ожидая полного отключения школьника от хода урока.
Оценивая роль внимания в психической деятельности, следует вспомнить слова великого русского педагога К. Д. Ушин-ского о том, что внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что входит в душу человека из внешнего мира.
Высказанная более ста лет назад, мысль К. Д. Ушинского о роли внимания в формировании содержания сознания постоянно подтверждается практикой обучения и психолого-дидактическими исследованиями наших дней. Так, в экспериментальных работах показано, что при отсутствии слухового внимания изменяется порог слуховой чувствительности. По сравнению с нормальным он повышается в несколько десятков раз, а чувст вительность к звуку соответственно понижается.

<< Предыдущая

стр. 10
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>