<< Предыдущая

стр. 11
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>


2. ВИДЫ ВНИМАНИЯ По активности человека в организации внимания различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепро-извольное.
Непроизвольное внимание. В психологической литературе употребляется несколько синонимов для обозначения непроизвольного внимания. В некоторых исследованиях его называют пассивным, в других-эмоциональным. Оба синонима помогают 'раскрыть особенности непроизвольного внимания. Когда говорят о пассивном внимании к объекту, то подчеркивают отсутствие усилий со стороны человека, направленных на сосредоточение на объекте. Когда непроизвольное внимание называют эмоциональным, то выделяют связь между объектом внимания и переживаниями, интересами, потребностями личности, связываемыми с этим объектом.
Итак, непроизвольное внимание - это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенности как раздражителя.
Рассмотрим некоторые качества раздражителя, которые превращают его в объект внимания.
Более сильный раздражитель на фоне действующих привлекает внимание человека.
Излагая, учебный материал, учитель может повысить, замедлить темп речи, изменить интонацию и этим вызвать непроизвольное внимание к важному отрывку материала. Монотонная, невыразительная речь неспособна внешней стороной привлечь и поддержать внимание. Выразительная речь приковывает внимание своей формой.
156 .' : Вызывает непроизвольное внимание новизна раздражителя. Машина новой марки, появившаяся на улице, свежий номер стенгазеты всегда будут замечены. С этой особенностью внимания следует считаться при использовании на уроках наглядных пособий. Если учитель принесет в класс и сразу же развесит наглядные пособия, которые ему нужны во время объяснения, то он отвлечет внимание учащихся от ответов при опросе, от общей работы класса, а к моменту объяснения пособия утратят новизну, и поэтому исчезнет дополнительный фактор привлечения внимания. По этой же причине правильнее устраивать сменные тематические выставки репродукций картин, чем иметь годами не сменяемую картинную галерею: она перестает привлекать внимание.
Вызывает внимание начало и прекращение действия раздражителя. Помня это, выгоднее иногда приостановить рассказ, сделать длительную паузу, чтобы привлечь внимание учеников, чем делать им замечания. Замечание всегда переключает внимание других на учащегося, нарушившего дисциплину, и отвлекает их от учебной работы. Иногда полезно начать говорить, не ожидая абсолютной тишины в классе. Рассказ привлечет внимание учащихся, которые еще не успели сосредоточиться на уроке.
Перечисленные особенности раздражителя ненадолго превращают его в объект внимания. Длительное сосредоточение непроизвольного внимания на предмете связано с потребностями в нем, с его значимостью для личности. Потребность в пище делает ее объектом внимания для человека, который никогда не был гурманом. Представление яств и разговоры о них всегда являются предметом мысли голодного. Удовлетворение потребности приводит к угасанию непроизвольного внимания.
Предметы, создающие в процессе познания яркий эмоциональный тон (насыщенные цвета, мелодичные звуки, приятные запахи), вызывают непроизвольное сосредоточение внимания. Еще большее значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства. Предмет, вызвавший удивление, восхищение, восторг, продолжительное время приковывает внимание. Произведения искусства воздействуют на чувства, привлекают непроизвольное внимание и вместе с возникшим познавательным интересом направляют мыслительную деятельность на глубокое осознание явлений.
Интерес как непосредственная заинтересованность чем-то проис-ходящим(судьбой героя книги, исходом спортивного состязания) и как избирательное отношение к миру обычно связан с чувствами и выступает одной из важнейших причин длительного непроизвольного внимания к предметам.
В процессе познания интересным для человека является не то, что вовсе неизвестно, и не то, о чем уже все известно. Новое
157 в известном вызывает познавательный интерес. Для поддержания
интереса, а через него и непроизвольного внимания учащихся
полезно, сообщая цели урока, подчеркивать, что нового узнают
ученики, а в заключение отметить, чему они научились.
Методические приемы, направленные на то, чтобы вызвать интерес
школьников к данному уроку и через него привлечь их внимание
и к другим предметам, различны. Так, для закрепления иностранных слов могут быть организованы игры, применены наглядные
пособия-картинки с изображением предметов, соответствующих
лексике, прослушаны стихи или песенки на иностранном языке.
Общепсихологическими принципами построения урока, на котором
непроизвольное внимание поддерживается интересом, являются
следующие: содержательность материала, изложенного^ в увлекательной форме, разнообразие форм и методов работы, увлеченность самого учителя излагаемым материалом, живость и эмоциональная насыщенность урока.
Произвольное внимание. Синонимами слов__п]юизволы1юе^ вынимание являются слова активное и волевое. Все термины подчеркивают, что в сосредоточении"'внимания на объекте инициатива принадле-жит' субъекту.
Произвольное внимание - это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте,направляемое требованиями деятельности. При произвольном внимании сосредоточение происходит не только на том, что эмоционально приятно, а в большей мере на том, что должно делать. Поэтому психологическое содержание произвольного внимания связано с постановкой цели деятельности и волевым усилием.
Включаясь в' трудовую деятельность, человек независимо от его отношения к работе имеет цель, которую необходимо, осуществить. Когда шофер ведет, машину, бухгалтер подсчитывает колонки цифр, ученый продумывает результаты эксперимента, то ни один из них не может быть несосредоточенным, если он хочет получить положительные результаты.
Произвольное .сосредоточение ...на_ ,объе,кте._п.редполагает волевое усилие, которое и поддерживает внимание. Волевое усилие переживается как напряжение," мооилизация сил на решение поставленной цели. Оно помогает удерживать внимание на объекте, не отвлекаться, не ошибаться в действиях.
Обучение в школе предполагает формирование произвольного внимания путем организации в начальных классах посильной учебной деятельности с постановкой достижимых для учеников целей. Переживание успеха укрепляет желание сосредоточиться на следующей задаче. Чем меньше школьники по возрасту, тем чаще должны происходить смены видов деятельности на уроке. Новый вид деятельности-это фактор привлечения непроизвольного внимания, способствующий сосредоточению произвольного.
158 П^ои^звольное внимание, как свойство личности, не может
быть-сформировано независимо от самой личности. Поэтому при организации внимания педагог должен учесть ряд условий, облегчающих произвольное сосредоточение.
Сосредоточение внимания на умственной деятельности облегчается,
если в; познание ˜ 'включено практическое действие. Например,
легче удержать внимание на содержании научной книги, когда
чтение сопровождается конспектированием. На лекции и на уроке
в старших классах для этой же цели учащимся полезно вести записи. Даже такие сравнительно простые действия, как обведение
указкой границ на карте или подчеркивание отдельных положений
при чтении книги, способствуют более устойчивому выделению
объекта внимания и его длительной кон центрации.
Трудности сосредоточения произвольного внимания при отсутствии
организованных практических действий отчетливо заметны, например, в устном счете или в процессе длительного , пассивного
слушания.
I К_усл^о_ви_ям, облегчающим поддержание произвольного вни-\ мания, относятся особенности обстановки рабочего места. В по-' \мещении не должно быть отвлекающих раздражителей. Например, разговоры между учащимися во время урока затрудняют сосредоточение внимания тех, которые активно работают.
Важным условием поддержания внимания является психическое-состояние человека. Утомленному человеку очень трудно сосредоточиться. Многочисленные наблюдения и опыты доказывают, что к концу рабочего дня увеличивается количество ошибок при выполнении работы, а также субъективно переживается состояние усталости: трудно сосредоточить внимание. Эмоциональное возбуждение, вызванное причинами, посторонними для выполняемой работы (озабоченность какими-то другими мыслями, болезненное состояние и другие факторы), значительно ослабляет произвольное внимание.
Поддерживает произвольное внимание словесное напоминание самому себе о целях деятельности, при выполнении которой необходимо быть особенно внимательным.
Облегчает возникновение и поддержание произвольного внимания привычка работать сосредоточенно в различных, как благоприятных, так и неблагоприятных условиях.
Учение - это труд, и нельзя построить процесс обучения лишь на непроизвольном внимании. Именно в учении от класса к классу должно развиваться у детей умение организовать свое внимание. Решение примеров и задач, требующих длительных вычислений, письмо с соблюдением существующих орфографических правил, заучивание новых терминов, стихотворений, запоминание слов иностранного языка - все эти, как и многие другие, задания в учебной деятельности не могут быть выполнены без произвольного внимания. "Должно,- писал К. Д. Ушин-159 ский,- делать учение занимательным для ребенка, но в то
же время должно требовать от детей точного исполнения и незанимательных для них задач, не наклоняя слишком ни в ту, ни в другую сторону, давая пищу пассивному вниманию и упражняя активное, которое хотя слабо в ребенке, но может и должно развиваться и крепнуть от упражнения" '.
Послепроизвольное внимание. Третий вид внимания - послепро-извольное. Сам термин подсказывает, что этот вид внимания возникает после того, как было вызвано произвольное внимание. В пос-лепроизвольном внимании снижается волевое напряжение, необходимое при сосредоточении в произвольном внимании. Послепроизволь-ное внимание - сосредоточение на объекте в силу ТГО ценности для личности.
По своим психологическим характеристикам послепроизволь" ное внимание имеет черты, сближающие его с непроизвольным вниманием, но между ними есть и существенное отличие. Послепроизволь-ное внимание возникает на основе интереса, но это не заинтересованность, стимулированная особенностями предмета, а проявление направленности личности. При послепроизвольном внимании сама деятельность переживается как потребность, а ее результат личност-но значим.
Так, ученик может начать делать арифметический пример без всякого интереса, заставив себя сосредоточить внимание на его решении. Во время работы по той или иной причине (например, "не выходит, а я его все-таки сделаю, докажу, что могу", и т. д.) у него возникает такое отношение, когда необходимость волевого поддержания внимания исчезает, оно оста ется прикованным к предмету-ученик увлекся процессом решения задачи.
Переход к контролю деятельности на уровне послепроиз-вольного внимания в значительной степени определяется особенностями личности, привычкой трудиться, когда для человека "работа без лишнего счета, работа до жаркого пота, часы за упорным трудом" становятся счастьем жизни. Если произвольное внимание перешло в Послепроизвольное, то до наступления общей усталости не чувствуется напряжения.
Рассмотренные три вида внимания в практической деятельности человека тесно переплетены взаимными переходами и опираются один на другой. Организуя внимание учеников, учитель должен продумать не только то, как вызвать внимание к данному уроку, но и то, как формировать волевые качества личности, облегчающие управление вниманием.
Внешнее и внутреннее внимание. По тому, находится ли объект внимания во внешнем мире или им являются ощущения, мысли, переживания личности, выделяют внешненаправленное,

' Ушинский К. Д. Родное слово. - Собр. соч. М., Изд-во АПН РСФСР, 1949, т. 6, с. 294.

160 | или перцептивное, и внутреннее внимание. Различение
перцеп-| тивного и внутреннего внимания важно в управлении вниманием | и позволяет понять некоторые особенности личности. Внешне-I направленное внимание включено в перцептивную деятельность | человека и регулирование предметной деятельности. Иссле-| дователь-ское отношение к миру не может быть сформировано | без развития перцептивного внимания. | Внутреннее внимание связано с осознанием личностью своей | деятельности, своего внутреннего мира, с самосознанием. Оно | не имеет места в животном мире, где нет осознания своей пси-| хической жизни. Внешнее и внутреннее внимание тормозят друг [друга; трудно быть одновременно сосредоточенным на внешних |и внутренних явлениях. Нередко человек, задумываясь, закры-| вает глаза. В состоянии задумчивости, обращен-ности к прош-| лому, психическим переживаниям у человека исчезает направ-j ленность взгляда, оси глаз расходятся, и восприятие окружаю-| щего мира оказывается как бы в тумане. | Объектами внутреннего внимания являются чувства, воспо-| ^линания, мысли. Поддерживанию внутреннего внимания способ-| ствуют редуцированные внешние действия: шевеление губами, | проговаривание отдельных слов, жестикуляция, непроизвольное [рисование и др. Внутреннее внимание способствует моделиро-| ванию будущего действия и его последствий, является необхо-| димым условием развития сознания и самосознания. Умение | думать и обдуманно действовать невозможно без развития внут-| реннего внимания. Привычка оценивать события прошедшего | дня, еще раз мысленно обращать внимание на свое поведение
в различных обстоятельствах чрезвычайно важна для станов-|ле-ния личности.
Коллективное, групповое, индивидуальное внимание. Человек работает и учится в коллективе. Поэтому его внимание зависит от взаимодействия с другими людьми.
В зависимости от форм учебной деятельности, организуемых педагогом, можно выделить коллективное, групповое и индиви-| дуальное внимание.
Анализ деятельности по организации внимания в различных условиях обучения показал, что учителю постоянно приходится организовывать переход -от одной формы проявления внимания в классе к другой.
Коллективное внимание - сосредоточение всех учеников на одном предмете.
В качестве такого предмета чаще всего выступает, рассказ учителя и ответы учеников. Фактически не бывает стопроцентного внимания класса в течение длительного времени, но для существования коллективного внимания не страшны отвлечения отдельных учеников. Наличие целенаправленного коллектива класса помогает сосредоточиться и тем, кто не привык к усилиям по организации внимания.
6 Заказ 385 161

.-. Групповое внимание - сосредоточение внимания группами в условиях работы в коллективе.
"Групповое внимание приходится организовывать при проведении лабораторных работ, взаимопроверке, обсуждении каких-либо фактов в группах. Для учеников и учителя это самая сложная форма организации внимания. Группы отвлекают друг друга в работе. Для организации внимания необходимо четкое планирование выполнения заданий по этапам, переход на отдельных этапах к коллективному вниманию.
Индивидуальное внимание - сосредоточение внимания на своем задании. Оно возникает при самостоятельном чтении, решении задач, выполнении контрольных работ. Для учителя представляет трудность переход от индивидуального внимания к коллективному, так как не все ученики справляются одновременно с заданием и у многих внимание в начале коллективной работы не переключается. В этом случае следует дать небольшое дополнительное задание учащимся, закончившим свою работу раньше других. Учащимся, не выполнившим задания, посоветовать закончить его позже.

3. СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ Внимание характеризуется следующими
свойствами: объемом, распределением, концентрацией, устойчивостью и переключением.
Объем внимания. Объем внимания измеряется тем количеством объектов,
которое может быть охвачено вниманием в весьма ограниченный отрезок времени. Для определения объема внимания экспонируют (показывают) группу объектов (цифры, не связанные между собой буквы; отдельные предметы) в промежуток времени, равный 1/10 сек. Этого времени достаточно для того, чтобы возникло отчетливое зрительное восприятие. Однако опыты показывают, что этого времени совершенно недостаточно для того, чтобы-сознательно отразить все предметы, попавшие в поле зрения. Испытуемый в условиях такого опыта называет лишь некоторые предметы, а об остальных говорит, что они были, но он не успел обратить на них внимание. Для отражения предметов, попадающих в поле зрения, необходимо более длительное время.
У взрослого человека объем внимания равен 4-6 объектам, не связанным между собой. Если включить буквы в смысловое целое (слово), то количество отражаемых отдельных букв значительно возрастет. Однако в этих условиях слово воспринимается как единый объект, и испытуемый не замечает перестановки, пропуска или неправильного написания отдельных букв в слове.
Можно увеличить объем внимания, объединяя предметы в группы, и этим уменьшить количество объектов, воспринимаемых как отдельные единицы. Для первоклассника каждая буква -
162 отдельный объект. Развитие навыков чтения приводит к тому,
что слово,
а позже и предложение воспринимаются в целом, как единый
смысловой объект.
Увеличение объема внимания путем группировки предметов не должно идти в ущерб его распределению. Правильное сочетание группировки с распределением внимания между отдельными элементами
целого тесно связано с развитием познавательных процессов:
восприятия (отношение части и целого), мышления (отношение
общего и единичного).
Распределение внимания. Распределение внимания выражается в том, что при любой деятельности человек может удерживать в центре внимания одновременно несколько объектов. Попробуйте читать наизусть стихотворение и одновременно на бумаге решать примеры на сложение и вычитание чисел в пределах двух десятков. Вы почувствуете, как один вид деятельности тормозит другой. Обычно в процессе деятельности внимание сосредоточивается на каком-то одном объекте. Физиологически это объясняется существованием только одного очага оптимальной возбудимости в коре головного мозга. Но реальные \ условия деятельности всегда требуют постоянного распределения внимания.
Умение распределять внимание воспитывается. Общеизвестно, что, объясняя урок, начинающий учитель не видит каждого учащегося в классе, иногда сам допускает ошибки в рассказе и не замечает их, пропускает ошибки в ответах учеников. Это связано с тем, что неопытный учитель не умеет распределить и организовать свое внимание. Единственным объектом для него является материал, который он рассказывает. Бросая во время объяснения взгляд на учеников, он не видит нарушений дисциплины. С опытом и содержание учебного материала, и его изложение начинают в меньшей мере сковывать внимание учителя. Благодаря этому возникает возможность распределять внимание между объяснением материала и наблюдением за поведением школьников. Вследствие значительной автоматизации одного из видов деятельности уменьшается сила оптимального очага возбуждения в коре головного мозга и соответственно ослабевает отрицательная индукция этого очага на другие участки коры мозга.
Способность ....рждрйделаанэ-&нйман"е-˜&&ейизъшает.ся в деятельности и постепенно^ становится существедцой-.-иертой личности.
Концентрация внимания. Ценным качеством внимания является степень сосредоточения его на объекте-концентрация, или интенсивность, внимания. Концентрация внимания выражается в том, что внимание поглощено одним объектом. Показателем интенсивности является "помехоустойчивость", невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями.
б* 163 Концентрация тесно связана с объемом внимания и распределением. Чем меньше объектов внимания, чем меньше видов деятельности, между которыми необходимо распределять внимание, тем больше возможность сильной концентрации. Наибольшей силы концентрация достигает, когда внимание направлено на один объект или на один вид деятельности.
Состояние глубокой концентрации внимания - необходимая предпосылка точного, успешного выполнения деятельности.
Однако концентрация внимания на одном объекте может дать положительный результат только в сочетании с достаточным объемом и распределением внимания между нужными объектами. Ученик, решая цифровой алгебраический пример, сконцентрировал внимание на вычислениях и перестал обращать внимание на знаки. Пример, конечно, не был решен.
Рассмотренные свойства внимания тесно связаны между собой. Результативность внимания зависит не только от наличия отдельных свойств, но и от правильного сочетания их при выполнении определенной деятельности.
Физиологическую основу интенсивности внимания можно видеть в одновременной индукции, вызываемой оптимальным очагом возбуждения. Возникшее в результате индукции торможение способствует концентрации возбуждения в ограниченных участках коры головного мозга.

Устойчивость внимания. Устойчивость внимания проявляется в длительности сосредоточения его на объекте. Это свойство внимания зависит от целого ряда причин: от силы нервных процессов, от характера деятельности, от отношения к делу, от сложившихся привычек.

Свойством, противоположным устойчивости, является отвлечение, которое выражается в колебаниях внимания. Проследить колебания внимания можно при восприятии двойственных изображений. Если в течение нескольких минут смотреть на рисунок, то можно заметить, что меньший квадрат либо выдвинут-находится перед большим, либо "проваливается" - большой квадрат выдвигается на первый план (рис. 7). Взаимное рас положение квадратов меняется скачком. Этот опыт моделирует колебания внимания.
Частые колебания внимания в небольшие промежутки времени (1-5 сек) не оказывают заметного влияния на его устойчивость при выполнении сложной и интересной деятельности. Но, как показывают наблюдения, через 15-20 мин колебания внимания приводят к непроизвольному отвлечению внимания от объекта.
Зная это свойство внимания, учителя предусматривают см.ену различных видов деятельности учащихся на уроке через 10- 15 мин, перемежая их слуховое и зрительное восприятие (объяснение учителя, ответ ученика) практическими действиями (запись или зарисовка в тетради, проведение опыта). При не-164 Рис. 7. Колебания внимания при восприятии двойственных изображений. обходимости длительно излагать материал (школьная
лекция) полезно в рассказ вставлять эпизоды, которые разрядят обстановку напряженного произвольного внимания.
Устойчивость ьнимания физиологически связана с продолжительной концентрацией возбуждения в одной группе нервных клеток. Способность нервных клеток продолжительное время выдерживать -процесс возбуждения является показателем силы нервных процессов. Поэтому в устойчивости внимания при прочих равных условиях проявляется общий тип нервной деятельности человека.
Переключение внимания. Переключение внимания-это намеренный перенос, вяимания с одного объекта на другой. Осознанность отличает переключение от отвлечения внимания. Отвлекаясь, человек меняет объект внимания непроизвольно; переключая внимание, он ставит цель заняться чем-то или отдохнуть. Выдвигая в процессе деятельности новые задачи, мы переносим внимание с одного объекта на другой или с одной его стороны на другую.
Физиологическая картина переключения-торможение существовавшего оптимального очага возбудимости и формирование нового. Это позволяет сделать вывод, что переключение внимания зависит от подвижности нервных процессов - от быстроты смены возбуждения и торможения. Инертность нервных процессов затрудняет переключение внимания. Следовательно, в пере-ключаемости внимания проявляются типологические особенности человека, прежде всего подвижность и сила нервных процессов.
Переключение внимания зависит от характера объектов. Школьники писали контрольную работу по математике. В начале следующего урока им трудно переключиться от только что проделанной работы. В сознании всплывают новые варианты решения задач и примеров, возникает раздумье над тем, что сделано. Всегда трудно переключать внимание от сильного раздражителя на более слабый.
Большое значение имеет привычка переключать внимание. В некоторых классах звонок и появление учителя вызывают полное переключение внимания учащихся на урок. Но бывает и так, что учитель приучил школьников длительное время не сосредоточиваться на уроке, поэтому переключение от дел, которыми школьники занимались на перемене, происходит медленно. Нужно так организовать процесс обучения, чтобы с самого начала урока школьники получили задание, которое переключит их внимание на занятия.
Значительно облегчает перенос интерес к предмету и осо165 знание его значения для человека. Внимание быстрее и легче
переключается от менее важного для личности объекта деятельности к лично более значимому.
4. ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ КАК СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ Состояние внимательности. Обстоятельства, в которых находится человек, могут вызвать состояние внимательности или рассеянности. Состояние обостренной внимательности возникает у человека, попадающего в новую, необычную для него обстановку; оно вызывается напряженным ожиданием существенных для личности событий, выполнением ответственных поручений. Для него характерны обострение чувствительности, ясность мысли,;; эмоциональный подъем, увеличение скорости психических реакций, вызванное волевой мобилизацией сил, собранностью и готовностью к действию. Основу состояния внимательности составляет в этом случае произвольное внимание.
Состояние внимательности может возникнуть при напряжении потребности или повышенном интересе к предмету в данный момент. В таком случае в основе внимательности лежит непроизвольное внимание.
Рассеянность-состояние внимания, при котором человек не может сосредоточиться на каком-либо объекте. Усталость после напряженного рабочего дня, озабоченность своими мыслями, выполнение малоинтересного дела - все эти, как и некоторые другие причины, могут вызвать состояние рассеянности. В этом состоянии человек может проявлять несвойственную ему как личности невнимательность.
Типы внимания. При характеристике личности принято выделять внимательных, невнимательных и рассеянных. Внимательность определяется соотношением в деятельности видов внимания. Преобладание произвольного и послепроизвольного внимания характерно для волевого, целеустремленного человека, который ясно осознает, что и зачем ему нужно. В этом случае недостатки в отдельных качествах внимания (медленное переключение, слабое распределение) компенсируются.
Огромную ценность в обществе приобретает внимательность как черта характера, выражающая отношение к людям. Внимание к нуждам и интересам, переживаниям и здоровью сотрудников должно быть обязательной чертой каждого руководителя. Это требование в полной мере относится к учителю, для которого жизнь детей и их развитие представляют постоянный объект внимания. Внимательность составляет основу чуткости и такта в подходе как к детям, так и к взрослым.
Невнимательность выражается в неумении сосредоточиться на предмете, в поверхностности суждений, в неспособности проникнуть во внутренний мир другого. Причины неИни-166 мательности лежат в недостатках произвольного внимания,
знаний об
окружающем мире, "в отсутствии чуткости, заинтересованности в
судьбах людей.
Как внимательность, так и невнимательность могут у человека
проявляться избирательно. Внимательный в одной области жизни
может быть совершенно невнимательным в другой.
Внимательность или невнимательность, связанная с неумением произвольно регулировать свое внутреннее внимание, отражается в
мыслительной деятельности: первая-в доказательности, последовательности, непротиворечивости рассуждении;
вторая-в эмоциональной отвлекаемости мысли, в неспособности
последовательно и до конца довести рассуждение. Понятно, что
внимание является не причиной, а одним из условий, определяющих логический ход мысли и ее результаты.
Преобладание непроизвольного внимания свидетельствует о том,
что внимание человека находится во власти внешних обстоятельств, волевая регулировка минимальна. Такой тип вни-, мания
личности может быть охарактеризован как рассеянный, отличительным признаком которого является "легкость в мыс-\ лях необыкновенная", порхание от одного внешнего объекта к \другому. Причиной рассеянности может быть и глубокая концентрация
на одном предмете. В этом случае человек, недостаточно распределяя внимание, перестает замечать происходящее вокруг. По
внешней картине поведения кажется, что этот человек рассеянный, но эта рассеянность мнимая: она следствие концентрации
внимания н,а одном объекте, ставшем'средоточе-нием всех сил
личности.
Типы внимания дают самую общую характеристику его в структуре
личности. Существует более тесная связь внимания с разными
проявлениями личности.
Внимание в структуре личности. Для более глубокой характеристики внимательности следует проанализировать ее связь с деятельностью и направленностью личности, которые определяют содержа-тельномотивационную сторону внимания, и. соотношение в структуре внимательности свойств внимания.
В трудовой и учебной деятельности выделяется устойчивый круг объектов, на которые чаще и направляется произвольное внимание человека. Эти объекты, выделяемые в связи с содержанием деятельности, а также целями, выражающимися в речевой форме, начинают постепенно занимать все больше и больше места в сознании. Возникает привычка обращать внимание на этот круг предметов и на определенную деятельность.
Знания позволяют подмечать такие детали в предметах или мыслях, мимо которых проходит неспециалист. Так, профессионализация внимания педагога сказывается в том, что он начинает замечать недостатки в поведении окружающих не только в школе, но и вне ее, не может спокойно пройти мимо нарушений норм поведения. Занятия техническим конструированием
167 приучают рабочего, инженера присматриваться ко всякой новой
машине.
Исследование становится для ученого предметом его неотступного думания, а следовательно, и внимания.
Мировоззрение, убежденность, идеалы человека оказывают значительное влияние на то, какие предметы вызывают сосредоточение
его сознания. С направленностью личности связано умение поставить в центр внимания главное, растущее, новое в жизни.
Внимательность как черта личности проявляется в своеобразном
синтезе свойств внимания. Формирует определенные свойства
внимания активная деятельность человека. Например, педагогическая деятельность вырабатывает устойчивое, хорошо распределяемое и быстро переключаемое внимание. Труд ученого требует
концентрируемого и устойчивого, но менее гибкого внимания.
Поэтому свойства внимания, связанные с типологическими особенностями нервной деятельности, перестраиваются в результате
выполнения профессионально-ролевых требований.
Включенное в познавательную деятельность внимание сочетается в
чертах характера с индивидуальными особенностями умственной
деятельности. В таких чертах характера, как наблюдательность,
любознательность, синтезируются на основе своеобразия умственной деятельности и эмоциональное отношение человека, и
особенности его внимания. В страстности как эмоциональной
черте личности синтез внимания с познавательной деятельностью
происходит на основе чувств.

ЛИТЕРАТУРА Ананьев Б. Г. Воспитание внимания школьников. 2-е
изд. М., Изд-во АПН РСФСР, 1946. Добрынин Н. Ф. Произвольное и непроизвольное
внимание. - Уч. зап МГПИ. М., 1958, т. 81. Пчелина А. М. Внимание учащихся на уроке
с использованием телевиде ния. - Уч. зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1969, т. 401. Страхов И. В. Воспитание внимания школьников. М., Учпедгиз, 1958.
Экспериментальные исследования внимания. - Уч. зап. МГПИ им.
В. И. Ленина. М., 1970, т. 381.

Раздел III ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ



Глава 10 ОЩУЩЕНИЯ И СЕНСОРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

1. ПОНЯТИЕ ОБ ОЩУЩЕНИИ Ощущение в системе психических процессов. Ощущение - важнейшее проявление общебиологического свойства живой материи -чувстви- тельности. Оно является первичной формой психической связи организма со средой. В ощущении интегрированы (неразрывно связаны) познавательные, эмоциональные и регуляторные стороны психического.
Изучение развития познавательной деятельности в эволюции животного мира (в филогенезе) и у ребенка (в онтогенезе) показывает, что ощущение является первичной формой ориентировки организма в окружающем мире. Низкоорганизованные животные отражают только отдельные, имеющие непосредственное значение для их жизнедеятельности свойства предметов и явлений. То же у новорожденного. В первые недели жизни он реагирует лишь на отдельные свойства предметов. Эти факты говорят о том, что ощущение является исходной формой развития познавательной деятельности. Жизненное значение ощущений заключается также в том, что они всегда эмоционально окрашены. Экспериментально доказан факт различного психофизиологического действия цвета на человека: зеленый успокаивает, красный возбуждает. Из двух одинаковых по весу ящиков, окрашенных в белый и черный цвета, первый кажется легче. второй - тяжелее. Особые ощущения, идущие от внутренних органов, определяют самочувствие человека, его эмоциональный тонус.
Не случайно в языке слова "чувствительность" (имеется в виду характеристика познавательной функции ощущений) и "чувство" (переживание) имеют одинаковые корни.
Органические ощущения соотнесены с объектами внешнего мира, рождают желания, служат источником волевого импульса. Движения и действия, направленные на достижение цели, регулируются ощущениями, которые необходимы для построения
169 действия. Таким образом, ощущения обеспечивают жизнедеятельность
человека. Чувственное и логическое познание. Сложен и диалектичен процесс познания человеком объективного мира. Характеризуя его, В И. Ленин писал: "От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности" '..
Ощущения, восприятия и возникающие на их основе образы представления относятся к той ступени познания, которую В. И. Ленин назвал "живым созерцанием". Это ступень чувственного отражения действительности, когда знания о мире непосредственно связаны с воздействием предметов на органы чувств. В деятельности, практике жизни человек получает первые чувственные знания об окружающих предметах, их свойствах, о собственном теле. Физиологически эти знания обеспечиваются деятельностью первой сигнальной системы. Поэтому чувственные формы отражения общи для человека и животных.
Отмечая, что ощущения, восприятия и представления есть как у животных, так и у человека, следует особо подчеркнуть, что эти формы чувственного отражения у них не тождественны. Труд и речь в процессе антропогенеза (происхождения человека) сформировали специфические человеческие ощущения, восприятия и представления. Они отличаются от подобных образов у животных по содержанию (человек отражает социальные условия жизни общества, предметы, созданные в процессе труда, и через них природу, на которую он активно воздействует); по физиологическим механизмам (ощущения, восприятия и представления человека возникают при взаимодействии образа и слова в очеловеченной первой сигнальной системе); по роли в процессе познания (у ряда животных это высшая форма ориентировки, у человека-начальная ступень познания).
Вторая ступень познания-абстрактно-теоретическое мышление-характерна только для человека. Мышление базируется на чувственном познании, опирается на образы, но оперирует не образами, а понятиями, содержание которых сложилось в результате трудовой деятельности и в культуре многих поколений людей. Отвлекаясь от частного, что дано в чувственном познании, мышление позволяет глубже отразить мир, раскрыть сущность вещей и явлений.
Возникая в практической деятельности, познание постоянно проверяется практикой. Практика является критерием (мерилом, основанием), по которому мы считаем тот или иной образ или понятие истинными (соответствующими тому, что есть в объективной действительности) или ложными (ошибочно отражающими мир).
Ленин В. И. философские тетради. - Поля. собр. соч., т. 29, с.
152- 153. 170 Определение ощущений. Проделайте небольшой опыт:
попросите товарища закрыть глаза и коснитесь его ладони незнакомым предметом, а потом спросите, что он может сказать о предмете. Если испытуемый не узнает, что это такое, то он ответит: "Что-то твердое, гладкое, холодное" или "Мягкое, теплое шероховатое". В этих словах выражаются те ощущения, которые испытывает человек.
Ощущения возникают как образы, отражающие отдельные свойства
предметов. Знания об отдельных свойствах предметов возникают
при деятельности любого органа чувств. Например, когда предмет экспонируется (показывается) 1/100 сек, человек может сказать, что он видел свет или пятно определенного цвета, но не сможет точно сказать, какой это предмет. Слушая речь на не знакомом языке, человек улавливает отдельные свойства звука (высоту, громкость, тембр), хотя не воспринимает содержания речи.
Ощущение - отражение отдельных свойств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств.
"Иначе, как через ощущения,-писал В. И. Ленин,-мы ни о каких формах вещества и ни о каких формах движения ничего узнать не можем..." '. В этой сжатой формулировке В. И. Ленин
глубоко вскрыл роль ощущений в познавательной деятельности.
Ощущения не являются единственной формой отражения мида-Более
высокие формы чувственного отражения (восприятие, представление) не могут быть сведены к сумме или комбинации ощущений. Каждая из форм отражения имеет качественное своеобразие, но без ощущений как первоначальной формы отражения невозможно существование какой бы то ни было познавательной деятельности.
Без ощущений невозможна психическая активность человека. В настоящее время в связи с задачей освоения космоса и дна Мирового океана проводится много опытов, выявляющих влияние сенсорной изоляции (полного или частичного отсутствия раздражителей) на психику и организм человека. Опыты показали, что меньше чем через сутки при полной сенсорной изоляции наблюдаются нарушения сознания: появляются галлюцинации, возникают навязчивые идеи. Таким образом, постоянное,.."превраи^ение энергии внешнего раздражителя в факт сознания", осуществляемое в ощущениях, является необходимым условием нормаль.ной_..работы психики.
Физиологические основы ощущений. Ощущение может возникнуть лишь при воздействии предмета на орган чувств.
Орган чувств - анатомо-физиологический аппарат, расположенный на периферии тела или во внутренних органах и спв-' Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм. - Полн. собр. соч., т. 18, с. 320.
171 Анализатор

/^ Афферентные нервы

Эфферентные нервы

Рецептор Мозговой конец анализатора Рис. 8. Общая схема
строения анализатора.
циализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды. Главной частью каждого органа чувств являются окончания чувствующего нерва, которые называются рецепторами. Такие органы чувств, как глаз, ухо, объединяют десятки рецепторных окончаний. Воздействие
раздражителя на рецептор приводит к возникновению нервного импульса, который по чувствующему (афферентному} нерву передается в определенные участки коры больших полушарий головного мозга. Ответная реакция передается по эфферентному (двигательному) нерву.

Преобразование энергии внешнего воздействия в нервный импульс, его проведение в мозг, формирование ощущения и ответного действия - все это развернуто во времени. .Отрезок времени от нанесения раздражения до возникновения ответной реакции называется латентным (скрытым) периодом. Он неодинаков для разных ощущений. Так, латентный период тактильных ощущений 130 миллисекунд, болевых-370.
Рецептор, проводящие нервы и участки в коре головного мозга, представляющие собой единую морфологическую и функциональную структуру, И. П. Павлов назвал анализатором (рис. 8). Для возникновения ощущения необходима сохранность всех частей анализатора. Человек может ослепнуть или оглохнуть при полной сохранности органов чувств, если в коре мозга произойдет нарушение работы нервных клеток анализатора.
Центральная часть анализатора (его корковая зона) состоит из ядра и рассеянных по коре нервных клеток, которые называются периферическими элементами. Благодаря деятельности коркового ядра анализатора осуществляется наиболее точное различение качеств раздражителя (например, оттенков цвета и светлоты в зрительном анализаторе). Рассеянные элементы корковой части анализатора участвуют в установлении связи и взаимодействия между анализаторами различных органов чувств. Вся кора мозга представляет собой гигантский анализатор, отдельные части которого специализированы на отражении определенных свойств предметов.
Чувствительность, т. е. способность иметь ощущения, в элементарном проявлении врожденна и является безусловнорефлек-торной. Ребенок, только что появившись на свет, уже реагирует на зрительные, звуковые и некоторые другие раздражители. Но все богатство человеческих ощущений есть результат развития и воспитания. Физиологические механизмы высокой чувст-172 вительности к звукам родного языка, к бесконечной гамме
цветовых и
музыкальных тонов формируются и развиваются при жизни, путем
образования новых нервных связей. Таким образом, деятельность
анализатора является условнорефлекторной.
Современное представление о рефлексе как кольцевом механизме
раскрывает чрезвычайную сложность нервных процессов, приводящих к возникновению ощущений. Раздражитель вызывает в анализаторе, пришедшем в состояние возбуждения, услов-норефлектор-ную перестройку чувствительности, приспособление ее к действующему сигналу. Это приспособление достигается рядом настроечных рефлексов, устанавливающих определенный уровень чувствительности организма к воздействиям.
Ощущение всегда связано с ответной реакцией: либо с движением,
либо с перестройкой вегетативных процессов. Двигательные импульсы, которые осуществляют ответную реакцию, в свою очередь
вызывают поток чувствующих нервных импульсов, сигнализирующих
об эффекте приспособительной реакции. В анализатор поступает
новый ряд настроечных импульсов. Описанное явление получило в
физиологии название обратной афферентации.
, Следует особо подчеркнуть роль слова в функционировании ана-лизаторных механизмов и развитии ощущений. Слово облегчает
дифференцировку (различение) раздражителей. Ребенка учат отличать цвета, звуки, запахи, вкусовые качества, обозначая их
словом. В речи происходит осознание человеком своих ощущений.
Осознанность отлича'ет человеческие ощущения от ощущений животных.
Рассмотренные механизмы нервной деятельности позволяют понять,
как возникает ощущение. Каждому известно, что ощущение всегда
соотносится с предметом. Цвет, запах и другие свойства предметов человек ощущает как качества, присущие предмету, находящемуся вне нас.
В ощущениях происходит и пространственное отражение мира, механизм которого формируется прижизненно. Как показывают исследования, он связан с активным передвижением человека в пространстве и развивается в опыте. Если ребенок ползун-кового
возраста протягивает руки к луне, пытаясь ее достать, то малыш 3-4 лет уже не предпринимает таких попыток.
Итак, физиологический механизм ощущений может быть охарактеризован как механизм условнорефл„ктор"н6й""деятельности анализаторов, возникающий на базе ограниченного числа безусловных
рефлексов. В п„рвосигнальные механизмы ощущений человека
включена деятельность второй сигнальной системы.
Ощущения в свете ленинской теории отражения. Критика идеалистического понимания ощущений. Проблема познавательной деятельности на протяжении многих столетий была и остается сейчас ареной ожесточенной борьбы материализма и идеализма. Опираясь на огромный багаж естественнонаучных и философских знаний, накопленных в науке к началу XX века,
173 В. И. Ленин углубил материалистическую гносеологию (теорию
познания),
создав теорию отражения. Ленинская теория отражения является
методологической основой
психологии, раскрывающей природу ощущений с позиций диалектического материализма.
Противоречие между материализмом и идеализмом в подходе к познанию заключается в диаметрально противоположном ответе на
вопрос о том, как относятся наши знания о мире к самому миру.
Материалисты в соответствии с научными данными утверждают,
что наши знания о мире являются "слепками", "копиями", "отражением" предметов, существующих независимо от сознания. Идеалисты рассматривают ощущения как "знаки", "символы" предметов
и явлений и пытаются на этой основе доказать, что о самом мире мы ничего не знаем. Иначе говоря, в борьбе материалистического и идеалистического взглядов в области теории ощущений
решается вопрос: являются ли наши ощущения субъективным отражением объективно существующих свойств материи или ощущения
являются знаками, символами, не передающими действительных
качеств предметов? Выступая против махизма (одного из направлений идеалистической философии), В. И. Ленин раскрыл материалистический взгляд на ощущение, которое "есть действительно
непосредственная связь сознания с внешним миром, есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания" '. В работе "Материализм и эмпириокритицизм" В. И. Ленин писал, что
"вне нас существуют вещи. Наши восприятия и представления -
образы их. Проверка этих образов, отделение истинных от ложных дается практикой" 2.
Буржуазные ученые, пытаясь доказать тезис о том, что в ощущениях не отражаются свойства предметов, прибегают к фальсификации научных фактов в физиологии и психологии. В начале XIX
века немецкий физиолог И. Мюллер изучил известное многим явление. Когда человек прикасается кончиком языка к пластинкам
карманной батарейки, возникает ощущение кислого. Если наносить электрические раздражения на глаз, из глаза сыплются
"искры" (явление фосфена), если раздражать электрическим током ухо, возникает ощущение шума. Тот же самый эффект получается в зрительном и слуховом анализаторах от сильного механического раздражителя (удара). Объясняя эти факты, И. Мюллер
сформулировал закон специфической энергии органов чувств,
согласно которому каждый орган чувств реагирует на любое
раздражение заключенной в этом органе энергией. Ощущение,
сделал вывод Мюллер, не отражает свойства предметов, раздражителей, а является результатом высвобождения энергии, присущей данному органу чувств, и зависит.
Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 18, с. 46. 2 Там же, с.
109-110. 174 будто бы только от нее. Концепция Мюллера получила
название
"физиологического идеализма". Она целиком совпадает с основным тезисом философского идеализма о том, что ощущения не
связывают организм с внешним миром, а являются стеной, отделяющей живой организм от окружающей среды.
Факт, исследованный Мюллером, широко известен в физиологии, однако выводы, предложенные им, никак не вытекают из данного
факта. Электрический и механический раздражители всегда вызывают в глазу лишь свечение. Отражая воздействие света, зрительный анализатор способен отразить десятки тысяч световых и
цветовых оттенков. Световое ощущение может возникнуть при силе света, равной одному фотону, а электрический и механический раздражители должны достигнуть огромной по сравнению с
ним силы, чтобы вызвать самое элементарное, не локализованное
в пространстве световое ощущение.
Следовательно, из данного факта можно сделать вывод лишь о том,

<< Предыдущая

стр. 11
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>