<< Предыдущая

стр. 12
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

что анализаторные системы обладают высокой чувствительностью
по отношению к определенным, адекватным им стимулам и в то же
время весьма низкой чувствительностью к ^другим. Эти последние должны быть очень сильными, близкими к^болевым, чтобы
вызвать отдаленное подобие таких ощущений.
Органы чувств человека формировались в ходе длительного эволюционного процесса, где точное отражение раздражителей является жизненной необходимостью организма.
Самым убедительным опровержением идеалистической трактовки природы ощущений является практическая деятельность. На практике
убеждается человек в правильности познания. Из практики мы
точно узнаем не только о некоторых ошибках наших ощущений и
восприятии, но и об их причинах, о путях их устранения или
учета в деятельности.
Итак, методологической основой советской психологии, и в частности теории ощущений, является ленинская теория отражения.
2. ВИДЫ ОЩУЩЕНИЙ Классификация ощущений. Уже древние греки
различали -пять органов чувств и соответствующие им ощущения: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые. Современная наука значительно расширила представления о видах ощущений человека. В настоящее время насчитывается около двух десятков различных анализа-торных систем, отражающих воздействие внешней и внутренней среды на рецепторы.
Классификация ощущений производится по нескольким основаниям.
"По наличию-или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение,"˜выделяют дйстантную.^ ц-.лшиактную рецепцию. Зрение, слух, обоняние относятся к дис-тантной рецепции"." Эти виды ощущений обеспе-175 чивают ориентировку в ближайшей среде. Вкусовые, болевые,
тактильные
ощущения-контактные. Q^J^^^^-^^^'^L^6^"!0;008 Ha поверхности
тела, в мышцах и сухожилиях или внутри организма' 'различают" соответственно экстероц„пцию (зрительная, слуховая, тактильная и др.), про-приоцепиик!- ^ (ощущения с мышц, сухожилий) и интероцепцию (ощущение голода, жажды). """"""'
По времени возникновения в ходе эволюции животного мира выделяют древнюю и новую чувствительность. Так, 'дистантную рецепцию можно считать новой по сравнению с контактной," но" в структуре самих контактных анализаторов выделяют более древние и более новые функции. Болевая чувствительность является _боле^ед-ре.внеи^_чем тактильная.
Предложенные для классификации основания позволяют сгруппировать виды ощущений в системы и представить их связи и взаимозависимости.- Охарактеризуем различные виды ощущений.
Зрительные ощущения. Аппаратом зрения является глаз - орган чувств со сложным анатомическим строением. Световые волны, отражаемые предметом, преломляются, проходя через хрусталик глаза, и фокусируются на сетчатке в виде изображения. Глаз относится к дистантным рецепторам, так как зрение дает знания о предметах и явлениях, находящихся в некотором удалении от органов чувств.
Возможность отражать пространство обеспечивают парность зрительного анализатора, изменение размеров изображения на сетчатке при удалении или приближении к предмету, а также движение (сведение и разведение) осей глаз.
Сетчатая оболочка глаза состоит из нескольких десятков тысяч окончаний волокон зрительного нерва, которые приходят в состояние возбуждения под влиянием световой волны. Окончания зрительного нерва различаются по форме и функциям. Рецепторы, напоминающие по форме колбочки, приспособлены к отражению цвета. Они расположены в центре сетчатой оболочки и являются аппаратом дневного зрения. Нервные окон чания в виде палочек отражают свет. Они расположены вокруг колбочек, ближе к краю сетчатки. Это аппарат сумеречного зрения. Колбочковое зрение не нарушается при поражении палочек, и наоборот, т. е. ощущения цвета и света имеют свои анализаторные системы (рис. 9).
Из сказанного понятно, что можно выделить две большие группы зрительных ощущений: ощущения ахроматические, отражающие переход от белого к черному, через массу оттенков серого цвета, и ощущения хроматические, которые отражают цветовую гамму с многочисленными оттенками и переходами цветов.
Отражение цвета значительно обогащает познавательные возможности человека. Чтобы в этом убедиться, достаточно
176 Рис. 9. Слева - палочка - светочувствительный элемент сетчатки.
справа - колбочка - цветочувствительный элемент сетчатки.
сравнить, как рекомендует психолог С. В. Кравков, восприятие
луга,
усыпанного цветами, с его черно-белой фотографией. В цветовых
ощущениях ярко выражен и эмоциональный тон: не случайно говорят о о теплом и холодном цвете.
Эмоциональное воздействие цвета, вероятно, связано с его биологическим и психологическим смыслом. Показано, что черный цвет
сигнализирует опасность, угнетает, что выражает трудность
ориентировки в темноте. Зеленый цвет-цвет растений-успокаивает как сигнал живого, пищи. Голубой цвет связан с цветом открытого пространства. Он может успокаивать, радовать, но может
вызывать и тревожность. Красный вызывает возбуждение, чувство
тревоги (цвет крови).
\ Влияние цвета на эмоциональное состояние человека учиты--ва1от при окраске рабочих помещений. Цвет стен класса должен
соответствовать требованиям психологии и технической эстетики, должен вызывать бодрое, приподнятое настроение у школьников. Эмоциональное воздействие цвета широко используется в
искусстве: в живописи, цветном кино, почти в любом из видов
художественных изделий. Поэтому перед школой стоит задача широко использовать цвет в процессе обучения.
Зрительный анализатор позволяет различать яркость цвета и этим
способствует вычленению предмета из фона. Черное на белом или
белое на черном очень хорошо заметно. Этот закон контраста
лежит в основе различения плоскостных черно-белых изображений. Чем слабее освещен предмет и чем дальше расположен от
зрителя; тем большим должен быть контраст для безошибочного
различения раздражителей. Закон контраста предъявляет определенные требования к схемам, плакатам, наглядным пособиям, выполненным как в ахроматическом, так и в хроматическом цветах
(цветовой контраст).
Слуховые ощущения. К дистантным ощущениям относятся также слуховые ощущения. Чувствительные окончания слухового нерва расположены во внутреннем ухе (улитка со слуховой мембраной и чувствующими волосками). Внешнее ухо (ушная раковина) собирает звуковые колебания, а механизм среднего уха передает их улитке. В основе возбуждения чувствующих окончаний улитки лежит принцип резонанса: различные по длине и толщине окончания слухового нерва приходят в движение (резонируют) при определенном числе колебаний в секунду. Колебания-движение упругих тел, передаются к уху воздушной средой (рис. 10).
177

Различают три вида слухо-вых"˜ощущений: речевые, музыкальные и шумы. В этих видах ощущений звуковой анализатор выделяет четыре_ к a_4ecrfia_^B^Kai_J^^(гром-' кий - слабый), _высоту (высокий-низкий), тембр (своеобразие голоса или музыкального инструмента), длительность (время звучаНия) и, кроме этого, темпорит-мический узор последовательновоспри-нима„м"ых˜звуков˜˜"˜
Рис. 10. Схема резонансной теории слуха: /-волокна основной
перепонки; 2-короткие волокна, воспринимающие высокие тона; 3-длинные волокна, воспринимающие низкие тона (по П. А. Рулику).
Слух к_различению звуков речи'˜""назыв.ает^Гя фонематическим. Он формируется прижизненно в зависимости от речевой среды, в которой воспитывается ребенок. Овладение иностранным языком предполагает выработку новой системы фонематического слуха. Способность к обучению иностранным языкам в значительной мере определяется развившимся фонематическим слухом. Фонематический слух заметно влияет и на безошибочность письменной речи, особенно в начальной школе.
Музыкальный слух не в меньшей мере социален, чем речевой. Возможность эстетического наслаждения музыкой заложена в том эмоциональном тоне, который связан со звуком. Хорошо известно, что отдельный звук может быть приятным или неприятным. Но между этим элементарным эмоциональным состоя нием и способностью наслаждаться музыкальными произведениями лежат века развития музыкальной культуры человечества. Музыкальный слух ребенка воспитывается и формируется, как и речевой. \
Третий вид звуковых ощущений - шумы (и шорохи) - менее ^социа-лен и значим для человека. Шумы могут вызывать определенный Эмоциональный настрой (шум дождя, вой ветра), иногда служат сигналом опасности (шипение змеи, шаги приближающегося врага). В школьной практике приходится сталкиваться с отрицательным влиянием шума: он мешает выделять в сознании полезные сигналы - слова, утомляет нервную систему. Не случайно в больших городах объявлена борьба с шумом на улицах.
Вибрационные ощущения. К слуховым ощущениям_примыкает_,._. вибрационная чувствительность. У них общая природа отражаемых физических явлений. Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. Этот вид чувствительности образно
178 называют "контактным слухом". Специальных вибрационных рецепторов у человека не обнаружено. В настоящее время считают, что вибрационное чувство является одним из самых древних видов чувствительности, а отражать вибрации внешней и внутренней среды могут все ткани организма. """'
В жизни человека вй^р?Гцй'о˜нГая'чувствительность подчинена слуховой и зрительной'. Познавательное значение вибрационной ^чувствительности возрастает в тех видах деятельности, где вибрации становятся сигналом неисправностей в работе машины. В жизни глухих и слепоглухих вибрационная чувствительность компенсирует потерю слуха. На организм здорового человека непродолжительные вибрации оказывают тонизирующее дейст-_вие, длительные и интенсивные-утомляют и способны вызвать ^болезненные явления.
Обонятельные ощущения. Обонятельные ощущения относятся к дис-тантным. Раздражителями, вызывающими обонятельные ощущения, являются микроскопические частицы веществ, которые попадают в носовую полость с воздухом, растворяются в носовой жидкости и воздействуют на рецептор. У целого ряда животных обоняние - основной дистантный рецептор: ориенти руясь по запаху, животное находит пищу или избегает опасности.
У человека обонятельные ощущения мало связаны с ориентировкой в окружающей среде. Эта функция обоняния подавлена зрением и слухом. О неразвитости и нестойкости обонятельных ощущений свидетельствует отсутствие в языке специальных слов для их обозначения, ощущения не абстрагированы от предмета, который его называет. Говорят: "запах сена", "запах гнилых яблок", "запах ландышей".
Обонятельная чувствительность тесно связана с вкусовой, помогает распознавать качество пищи. Обоняние предупреждает об опасной для организма воздушной среде, позволяет различать в ряде случаев химический состав веществ.
Вкусовые ощущения. Вкусовые ощущения - контактные, они возникают при соприкосновении органа чувств с самим предметом. Органом вкуса является язык. Выделяют четыре основных качества вкусовых раздражителей: кислое,- сладкое, горькое, соленое. Как полагают, из комбинации этих четырех ощущений, к которым присоединяются мускульные (движение языка), и воз никает гамма вкусовых ощущений.
Вкусовые ощущения, как и обонятельные, повышают аппетит человека. Вкусная, имеющая приятный запах пища аппетитна. Анализируя качество пищи, вкусовые ощущения выполняют также защитную функцию. Особенностью динамики вкусовых ощущений является их тесная связь с потребностью организма в пище. При голодании _вкусовая чувствительность повышается, при насыщении-понижается. Пища доставляет определенные 'эмоциональные переживания. Потребность современного человека в качестве пищи вовсе не походит на эту же потребность
179 дикаря или животного. Пища специально приготовляется, сдаб-ривается
приправами, в которых не нуждается ни дикарь, ни животное. На
вкусовую потребность и аппетит влияют обстановка, в которой
принимается пища, и сервировка стола.
Кожные ощущения. В _кожньц_-Ш1фо-вах имеется несколько самостоятельных анализаторных систем: тактильная (ощущение прикосновения), температурная (ощущение холода и тепла), болевая. Все виды˜'кбжной чувствительности относятся к контактной чувствительности. Тактильная чувствительность неравномерно распределена по всему телу. Наибольшее скопление тактильных рецепторов - на ладони, на кончиках пальцев и на губах.
Тактильные ощущения руки, объединяясь с мышечно-сустав-ной чувствительностью, образуют осязаны?--специфически человеческую, выработанную в труде систему познавательной деятельности руки. Благодаря осязанию рука может отражать форму, пространственное расположение предметов и в этом отношении, по меткому определению И. М. Сеченова, является чувством, параллельным зрению. Тактильные ощущения дают знания о поверхности тела, с которым произошло соприкосновение: гладкое, шероховатое, липкое, жидкое.
Если прикоснуться к поверхности тела, затем значительно надавить на него, то давление вызовет болевое ощущение. Рецепторные окончания болевой чувствительности расположены под кожей глубже, чем тактильные рецепторы. В местах сосредоточения большого количества тактильных рецепторов болевых рецепторов меньше. Тактильная чувствительность дает знания о качествах предмета. Болевые ощущения сигнализируют организму о необходимости оторваться от раздражителя и имеют ярко выраженный отрицательный эмоциональный тон. Долгое время считалось, что болевые ощущения не несут информации о раздражителе. Как показали экспериментальные исследования, в болевых ощущениях отражается интенсивность раздражителя, его качество (колющая, режущая, жгучая боль), место воздействия. Болевая чувствительность дает сигнал о вреде, наносимом организму.
Третий вид кожной чувствительности - температурные ощущения - ощущения тепла и холода. Температурная чувствительность регулирует теплообмен между организмом и окружающей средой. Распределение тепловых и холодовых рецепторов по коже неравномерно. Наиболее чувствительна к холоду спина, наименее - грудь.
Статические ощущения. Статическая, или гравитационная, чувствительность отражает положение нашего тела в пространстве. Рецепторы ее расположены в вестибулярном аппарате внутреннего уха. Резкие и частые изменения положения тела относительно плоскости земли (качание на качелях, морская качка) приводят к головокружению - "морской болезни".
180 Психофизиологические исследования последних лет показали, что
нормальная работа статического анализатора необходима, для
отражения пространства другими анализаторами, в частности
зрением. Если раздражать вестибулярный аппарат электрическим
током, то зрительно воспринимаемые линии смещаются в горизонтальном направлении. В век освоения космоса, начало которому
положили советские космонавты, приобретает практический интерес изучение статической чувствительности в состоянии невесомости. Правильно ориентируя человека при наличии земного притяжения, статическая чувствительность перестраивается во время космических полетов. Опыты показывают, что изменение работы вестибулярного аппарата в состоянии невесомости приводит к
эмоциональным сдвигам: чувство страха (от падения вниз) сменяется чувством радости и безмятежного счастья. Изменяется
форма зрительно воспринимаемых предметов: они увеличиваются,
расплываются, бледнеют. Увеличивается время выполнения двигательных заданий, возрастает количество ошибок. Однако в результате тренировок у человека развивается способность точно
отражать мир и в состоянии невесомости.
Кинестезические ощущения, ^.не.сттич-ескими ощущениями называют _ ощущения ...движения и положения отдельных частей тела. Ре-цептарыюцьест.езических ощущений расположены в мы]шцахи сухожилиях. Раздражение в этих 'рецепторах возникает под влиянием растяжения и сокращения мышц. В результате кинестезических ощущений складываются знания о силе, скорости, траектории движения частей тела.
Большое количество двигательных рецепторов расположено в пальцах рук, языке и губах, так как этими органами необходимо осуществлять точные и тонкие рабочие и речевые движения. Кинестези-ческие ощущения, идущие от речевого аппарата, И. П. Павлов называл "базальными компонентами речи", т. е. считал их лежащими в основе деятельности второй сигнальной системы. Деятельность двигательного анализатора позволяет человеку координировать и контролировать свои движения.
Понятно, что развитие кинестезических ощущений является одной из важнейших задач обучения. Уроки труда, физкультуры, рисования, черчения, чтения должны быть спланированы с учетом возможностей и перспектив развития двигательного анализатора. Не меньшее значение для овладения движениями имеет их эстетическая выразительная сторона. Для ее воспитания необходимо упражняться в танцах, художественной гимна стике, фехтовании и других видах спорта, развивающих красоту и легкость движений.
Речевые кинестезии формируются в преддошкольном и дошкольном периодах развития человека, но перед преподавателем всегда стоит задача - исправлять ошибочные речевые ки-181 нестезии учащихся при произнесении слова. Формирование правильного
моторного образа слова. повышает речевую культуру, улучшает
грамотность письменной речи. Обучение иностранному языку требует выработки таких речевых кинестезии, которые не характерны для родного языка. С самого начала задача педагога - следить за правильным п^гоизношением фонем, формировать звуки
речи, соответствующие изучаемому иностранному языку.
Органические ощущения. Большое количество рецепторных окончаний расположено на внутренних органах. Ощущения, возникающие от них, образуют органическое чувство (самочувствие) человека. Выделяют и отдельные органические ощущения, как, например, чувство голода, жажды, болевые ощущения.
Принцип работы этих анализаторов может быть рассмотрен на динамике чувства голода. Точная локализация рецепторов, возбуждение которых передается как ощущение голода, до сих -пор окончательно не определена. Одни физиологи считают, что они расположены в желудке, другие связывают их с анализаторами, контролирующими состав крови. Действительно, умень шение питательных веществ в крови вызывает чувство голода. Вероятнее всего, что в возникновении чувства голода играют роль и те, и другие рецепторы. Насыщение приводит к исчезновению ощущений голода, через определенное время после приема пищи они вновь возникают.
Возникновение органических ощущений сопровождается яркими переживаниями отрицательных эмоций, а снятие ощущений связано с положительным эмоциональным тоном.
Изучение анализаторных систем человека и животных в современной науке далеко не исчерпано. Нервная система обла.-дает огромными приспособительными механизмами. Это наглядно продемонстрировала нормальная работа анализаторных систем человека во время полетов в космос.
Общее знакомство с основными видами ощущений позволяет сделать вывод, что в ощущениях с достаточной полнотой отражаются основные формы движения материи. Ощущения обеспечивают организму адекватную ориентировку в окружающей среде.
Познал бы человек глубже мир, если бы у него было больше органов чувств? Исходя из того, что количество органов у человека ограничено, а разнообразие явлений в окружающем мире безгранично, философы-идеалисты делали вывод об ограниченности познавательных возможностей человека. Материалисты, отвергая этот тезис, подчеркивали, что имеющихся органов чувств вполне достаточно для исчерпывающего познания мира. Познание идет вглубь, познавательная сила человека состоит в том, что к деятельности его органов чувств прибавляется деятельность мышления, которое безгранично раздвигает рамки познавательных возможностей. Последнее положение
182 \
отчетливо подтверждается при сравнении чувствительности человека и животных. Например, собака может более тонко, чем человек, дифференцировать запахи и звуки, но человек знает о них
гораздо больше и глубже.
3. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОЩУЩЕНИЙ Характеристика ощущения как образа.
В психологии термин "ощущение" относят как к процессу, так и к его результату. Ощущение как образ обладает рядом характерных особенностей, которые отличают его от других чувственных образов (восприятии, представлений). Процесс возникновения ощущений подчиняется определенным закономерностям. Рассмотрим осо бенности ощущений как образа. Для более глубокого понимания особенностей образа ощущения будем сравнивать его с образом восприятия. "
Анализатор филогенетически приспособлен к отражению отдельных специфических форм движения материи, и данная анализаторная система не дает знаний о других формах движения. Эта особенность ощущений получила название мономодально-сти. Она отличает" образ ощущения от восприятия. Последнее по своей природе полимодально, т. е. возникает в результате совместной работы нескольких анали-заторных систем..В_^од_аль;
ности ощущения .выступает его способность отражать в едином ; общее-то, что вообще присуще свету, звуку, запаху и т. д. ' Итак, в данном анализаторе .возможно возникновение только ! одного вида ощущений. Зрительный анализатор не способен к непосредственному отражению звуковых или температурных свойств предметов.
Учитывая мономодальность ощущений, инженеры разрабатывают способы компенсации дефектов органов чувств. Например, для замены зрительного анализатора конструируются приборы, преобразующие форму, цвет и освещенность предмета в звуковые сигналы. Прибор перекодирует световые явления в звуковые, приспосабливая их к тому виду ощущений, который сохранен у человека. Овладев кодом, по которому построен перевод зрительных раздражителей в звуковые, слепой научается читать книгу, написанную для зрячих.
Как между самими предметами и явлениями в окружающем мире, так и между их свойствами существуют качественные различия (цвет отличается от звука, красный цвет-от зеленого и т. д.). Характеризуя ощущения, В. И. Ленин писал:
"Самым первым и самым первоначальным является ощущение, а в нем неизбежно и качество" '. Таким образом, отражение в ощущениях качества является важной характеристикой образа. Каждый анализатор отражает большой диапазон качеств.
Ленин В. И. Философские тетради.-Полн. собр. соч., т. 29, с.
301. 183
Образ восприятия отражает предметную определенность мира. Качества, данные в образе-ощущении, входят как составная часть в предметную характеристику восприятия.
Ощущения, наряду с качеством, отражают количественную сторону воздействующего раздражителя, степень выраженности этого качества, которая получила название интенсивности. Количественная и качественная характеристика раздражителя тесно связаны между собой. Различие ощущений по интенсивности безгранично увеличивает число свойств раздражителя.
Образ восприятия не обладает интенсивностью. Хотя в жизни и говорят о ярких впечатлениях, они во многом зависят от интенсивности и качества ощущений.
Ощущениям присуща локализованность. Это значит, что любой образ ощущений содержит элементы пространственного расположения раздражителя. Цвет, свет, звук соотносятся с источником. Тактильные, болевые, температурные ощущения - с той частью тела, которая вызывает данные ощущения.
При восприятии, в отличие от ощущения, локализованность в пространстве превращается в предметную соотнесенность образа восприятия и объекта.
В ощущении взрослого слиты в единое целое знания и переживания. Отсюда - еще одна особенность образа ощущений-его эмоциональный тон. В механизмах мозга природа дублирует сигнал, давая ему не только познавательную, но и эмоциональную нагрузку. Это значительно увеличивает значимость раздражителя для организма.
Образ восприятия, имеющий гораздо более сложную предметную структуру, вызывает предметные чувства.
Таковы характеристики ощущения в их сравнении с восприятием.
Рассмотрим основные закономерности ощущений. К ним относятся
пороги чувствительности, адаптация, взаимодействие, контраст и синестезия. Пороги чувствительности. Не.всякая сила раздражителя
.способна вызвать ощущения. Прикосновения пушинки к телу нельзя почувствовать. При действии очень сильного раздражителя может наступить момент, когда перестают возникать ощущения. Звуки с частотой выше 20 тысяч герц мы не слышим. Сверхсильный раздражитель вместо ощущения данного вида вызывает боль. Следовательно, ощущения возникают при воздействии раздражителя определеггной-тгнтенс-тгвности. Психологическую характеристику "зависимости "между интенсивностью ощущения и силой раздражителей выражает понятие порога ощущений, или порога чувствительности.
В психофизиологии различают два вида порогов: порог абсолютной чувствительности и порог чувствительности к различению.
Та наименьшая сила раздражителя, при которой впервые 184 ---
возникает едва заметное ощущение, называется нижним абсо
лютным'пор"отом чувствительности. Та наибольшая сила раздражителя, при которой еще существует ощущение данного вида, называется верхним абсолютным порогом чувствительности.
Пороги ограничивают зону чувствительности анализатора к данному
виду раздражителей. Например, из всех электромагнитных колебаний глаз способен отражать волны длиной от 390 (фиолетовый
цвет) до 780 (красный цвет) миллимикрон;
колебания, различаемые ухом как звук, занимают область от 20 до
20 тысяч герц. В настоящее время подробно изучена характеристика верхнего и нижнего порогов всех видов чувствительности.
Действие на нервную систему раздражителей, которые не достигают пороговой величины, не остается бесследным. Эти раздражители изменяют пороги чувствительности и могут подсознательно корректировать движения и действия.
Для измерения порогов абсолютной чувствительности созданы приборы со шкалами непрерывного изменения силы раздражителя
(сгилгула). Начав воздействие на орган чувств с под-порогового стимула, экспериментатор постепенно увеличивает силу раздражителя до тех пор, пока испытуемый не скажет, что у него
возникло ощущение. В соответствии с показателями испытуемого
регистрируется физическая сила раздражителя. Измерение производится несколько раз. Затем условия опыта изменяются: сила
раздражителя, вызывающего ощущение, уменьшается до тех пор,
пока испытуемый не скажет, что ощущение исчезло. Сделав несколько таких измерений, экспериментатор высчитывает среднее
арифметическое всех значений, которое и считается пороговой
силой раздражителя.
Кроме силы, раздражитель характеризуется длительностью воздействия, т. е. тем отрезком времени, в течение которого он действует на орган чувств. Известно, что существует зависимость
между силой раздражителя и длительностью его воздействия, необходимой для достижения пороговой величины. Чем слабее раздражитель, тем больше времени необходимо для того, чтобы он
вызвал ощущение. При длительном воздействии (больше секунды)
возникновение ощущений начинает зависеть лишь от силы раздражителя.
Между чувствительностью (порогом) и силой раздражителя существует обратная зависимость: чем большая сила нужна для возникновения ощущения, тем ниже у человека чувствительность. Пороги чувствительности индивидуальны для каждого человека. Эту
психологическую закономерность ощущений должен предусматривать учитель, особенно в начальных классах. Иногда встречаются дети с пониженной слуховой и зрительной чувствительностью.
.Чтобы они отчетливо видели и слышали, нужно создать условия
для наилучшего различения речи учителя и записей на доске.
Пороги абсолютной чувствительности не остаются неизмен185 ными
на протяжении жизни человека: чувствительность у детей
развивается, достигая к юношескому возрасту высшего уровня.
Кроме порогов абсолютной чувствительности, ощущения характеризуются
также порогами чувствительности к различению. Та наименьшая
прибавка к силе действующего раздражителя, 'при которЫГ'воз-никает едва заметное различение в силе или качестве ощущений,
называется порогом чувствительности к различению.
В жизни мы постоянно замечаем изменение освещенности, увеличение или уменьшение силы звука. Это проявление порога различения. Попросите двух-трех человек разделить пополам линию длиной около метра. Окажется, что каждый из испытуемых нанесет
свою среднюю точку. Измерьте миллиметровой линейкой, кто разделил более точно,- у этого испытуемого и будет лучшая чувствительность к различению.
Экспериментальное исследование чувствительности к различению
позволило сформулировать следующий закон, справедливый для
раздражителей средней силы, т. е. не приближающихся к нижнему
или верхнему порогам абсолютной чувствительности:
отношение прибавочной силы раздражителя к основной есть величина постоянная для данного вида чувствительности. Так, в ощущении давления (тактильная чувствительность) эта прибавка
равна 1/30 веса первоначального раздражителя. Это значит, что
к 100 г нужно прибавить 3,4 г, чтобы почувствовать изменение
в давлении, а к 1 кг - 34 г. Для слуховых ощущений эта константа равна 1/10, для зрительных-1/100.
Чувствительность к различению, как отмечает Б. Г. Ананьев, является источником сложного мыслительного процесса - сравнения. В развитии различительной чувствительности исключительная роль принадлежит слову. Слово выделяет и закрепляет едва
заметные различия в ощущениях, обращает внимание человека на
качественно-количественную характеристику свойств отражаемого
объекта и приводит к развитию наблюдательности. Поэтому совершенствование различительной чувствительности у детей неразрывно связано с развитием речи в процессе обучения.
Адаптация. __Адаптация - приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителнУГ проявляющееся в понижении или повышении порогов. В жизни явление адаптации хорошо известно каждому. В первую минуту, когда человек входит в реку, вода кажется ему холодной. Затем ощущение холода исчезает, вода кажется достаточно теплой. Подобное наблюдается во всех видах чувствительности, кроме болевой.
Степень адаптации различных анализаторных систем неодинакова: высокая адаптируемость отмечается в обонятельных ощущениях, тактильных (мы не замечаем давления одежды на тело), световых, значительно меньшая-в слуховых, холодовых. С незначительной адаптацией мы встречаемся в болевых ощу-186 щениях. Боль сигнализирует о разрушении органа, и понятно,
что
адаптация к боли может привести к гибели организма. В зрительном анализаторе различают темповую и световую адаптацию.
Течение темновой адаптации исследовано подробно. Попадая в
затемненную комнату, человек вначале ничего не видит, через
3-5 минут начинает хорошо различать свет, проникающий туда.
Пребывание в абсолютной темноте повышает чувствительность к
свету за 40 минут примерно в 200 тысяч раз. На повышение
чувствительности влияют различные причины: происходят изменения в рецепторе, увеличивается отверстие зрачка, усиливается
работа палочкового аппарата, но в основном чувствительность
увеличивается за счет условнорефлекторной работы центральных
механизмов анализатора. Если темновая адаптация связана с повышением чувствительности, то световая адаптация связана с
понижением световой чувствительности.
Взаимодействие ощущений. Взаимодействие ощущении - это изменение чувствительности одной анализаторной системы под влиянием деятельности другой анализаторной системы. Изменение чувствительности объясняется корковыми связями между анализаторами, в значительной степени законом одновременной индукции.

Общая закономерность взаимодействия ощущений такова: слабые раздражители в одной анализаторной'с иСт'„ме & повышают чувствительность g
фуг"о^'Зй.ЕГ5ЭТвг7Г.:г.?*й?*'"ь^- ' noHuweaw. Например, слабые ^ вкусовые ощущения (кислое) повышают зрительную чувствительность, взаимное влияние отмечается между звуковыми и зрительными ощущениями (рис. 11). Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений называется сенсибилизацией.
Поддерживая в классе температурный режим, чистоту воздуха, организуя дисциплину, преподаватель должен 0 20 W 60 80 помнить не только о гигиени-Время 8 минутах ческой и педагогической СТОрО-р^ ц Влияние шума на изменение Й'е ЭТИХ мероприятий, НО И О зрительной чувствительности гом влиянии, которое все эти (по С. В. Кравкову).
187 мероприятия оказывают на уровень
Рис. 12. Одновременный контраст. Одна и та жечувствительности учащихся. фигура на белом фоне кажется темнее, а на черном Контраст ощущений. Контраст-изменение -светлее. интенсивности и качества ощущений под влиянием
предшествующего или сопутствующего раздражителя. При одновременном действии двух
раздражителей возникает одновременный
контраст. Такой контраст хорошо прослеживается в зрительных ощущениях. Одна и та
же фигура на черном фоне кажется светлее,
на белом - темнее (рис. 12). Зеленый предмет на красном фоне кажется более насыщенным. .__
Рис. 13. Если внимательно смотреть на Широко известно явление изображенную фигуру в течение 30-40 сек, а затемпоследовательно-го контраста. После холодного перевести взгляд на гтотолок, то можно увидетьслабый тепловой раздражитель кажется горячим. последовательный образ.Ощущение кислого повышает чувствительность к
IS" сладкому. Подробно изучены явления последовательного
контраста, или последовательного образа, в
зрении. Если фиксировать глазом в течение
20-40 секунд светлое пятно, а затем закрыть глаза или перевести взгляд на слабо
освещенную поверхность, то через несколько
секунд можно заметить достаточно четкое
темное пятно. Это и будет последовательный
зрительный образ (рис. 13). Может быть _ и
цветовой последовательный образ. Он имеет
цвет, дополнительный к тому, который воздействовал на глаз (например, красный -
при воздействий голубовато-зеленого).
Физиологический механизм возникновения последовательного образа связан с явлениями по следействия раздражителя на
нервную систему. Прекращение действия
раздражителя не вызывает мгновенного прекращения
процесса раздражения в рецепторе и возбуждения в корковых частях анализатора. По закону последовательной индукции в возбужденных нейронах возникает затем процесс торможения. До восстановления исходного состояния чувствительности нервных тканей происходит несколько фаз индукционной смены возбуждения и торможения. При достаточной культуре наблюдения можно заметить смену положительной и отрицательной фаз последовательного образа.
Явление синестезии. Кинестезия - возбуждение возникшими ощущениями одной модальности ощущений другой модальности. Особенностью ощущений, как уже отмечалось, является мономодальность образа. Однако взаимодействие ощущений, происходящее в центральных ядрах анализатора, приводит к тому, что у человека под давлением, например, звуков могут возникнуть цветовые ощущения, цвет может вызвать ощущение холода. Такое взаимовлияние получило название синестезии. Синестезию можно рассматривать как частный случай взаимодействия ощущений, который выражается не в изменении уровня ч^всТвгггельносТй', ˜а в том, что усиливается воздействие ощущений да_нной модалБнтасхи-терез -вовозбуждение ощущений других модальностей. Синестезия усиливает чувственный тон ощущений. Явление синестезии распростр^тптется -на "Все модальности. Это выражается в устойчивых словосочетаниях: бархатный голос, темный звук, холодный цвет и т. д. Проявления синестезии индивидуальны. Есть люди с очень яркой способностью к синестезии и люди, у которых она почти не наблюдается.
Советский инженер К. Л. Леонтьев использовал явление синесте-зии для создания аппарата, превращающего звуковые сигналы в цветовые. Этот аппарат позволяет в соответствии со звуковой симфонией разворачивать на экране цветовую гамму, которая дополняет и углубляет эмоциональное воздействие музыки.
Рассмотренные закономерности раскрывают высокую динамичность ощущений, их зависимость от силы раздражителя, от функционального состояния анализаторной системы, вызванного началом или прекращением действия раздражителя, а также результатом одновременного воздействия нескольких раздражителей на один анализатор или смежные анализаторы. Можно сказать, что закономерности ощущений определяют условия, при которых стимул (раздражение) достигает сознания. Биологически важные стимулы воздействуют на мозг при сниженных порогах и повышенной чувствительности, стимулы, потерявшие биологическую значимость,- при более высоких порогах.
Несмотря на большое количество исследований в области закономерностей ощущений, еще до сих пор окончательно не выяснено, при каких условиях нужный раздражитель воздействовал бы на организм при наименьшем пороге чувствительности, т. е. был бы наиболее благоприятным для вычленения.
189 4. СЕНСОРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ Понятие сенсорной организации. Одну из существенных черт индивидуальности составляет сенсорная организация личности. Под сенсорной организацией понимается характерный для индивида уровень развития отдельных систем чувствительности и способ их объединения в комплексы.
В животном мире преимущественный уровень развития чувствительности какой-либо одной модальности является родовым признаком. Все представители одного вида (например, орлы) обладают хорошим зрением, а другого (например, собаки) - обонянием. Особенностью сенсорной организации человека является то, что она складывается прижизненно. Исследования психологов показывают: сенсорное развитие - результат дли тельного жизненного пути личности. Отсюда следует: чувстви тельность-потенциальное свойство человека. Реализация его зависит от обстоятельств жизни и тех усилий, которые приложит человек к их развитию. Рассмотрим некоторые факты, подтверждающие это положение.
Б. Г. Ананьев пишет, что между детьми не обнаруживается значительных различий в уровне чувствительности одного и того же анализатора. У взрослых эти различия выражены уже отчетливо. Наблюдения показали повышенную чувствительность к цвету у сталеваров, определяющих ход технологического процесса во время плавки по яркости и насыщенности цвета металла. Рабочие, связанные с окраской ткани, различают 30-40 оттенков черного цвета, тогда как обычно человек способен различить 2-3 оттенка. У врачей-терапевтов хорошо развито различение шумов. Таким образом, деятельность способствует развитию значимых для данной профессии видов чувствительности. Экспериментальные исследования показали возможность увеличить чувствительность к различению в десятки раз.
Формирование социально значимой личности может протекать на крайне ограниченной сенсорной основе, даже при потере двух ведущих дистантных рецепций - зрения и слуха. Тактильная, вибрационная и. обонятельная чувствительности становятся в этих условиях ведущими в развитии личности. Пример слепоглухонемой О. И. Ско-роходовой - крупного ученогопсихолога - убедительное свидетельство того, каких высот творческой активности может достигнуть индивид, опираясь в своем развитии на "неведущие" у других людей модальности '.
Личность и ведущая чувствительность. Рассмотренные факты позволяют сделать вывод, что более низкие пороги чувствительности в одной модальности и более высокие - в другой, выделение ведущей модальности (вида чувствительности) характе-' См.: Скороходова О. И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. М., Педагогика, 1972.
190 ризуют индивидуальные особенности человека. Они формируются
в
деятельности и, в свою очередь, определяют ее успешное выполнение. Новорожденные имеют примерно одинаковый уровень чувствительности. Отсюда понятна та роль, которую играет в развитии чувствительности жизненный путь личности. Однако было бы
упрощением думать, что развитие ядра корковых зон анализатора
не лимитирует индивидуально уровни чувствительности.
Анатомо-физиологические предпосылки развития уровней чувствительности связывают сенсорную организацию личности с задатками специальных способностей, таких, как способность к музыке,
живописи и др. Известно, что есть люди, обладающие с детства
абсолютным музыкальным слухом. Экспериментально показано, что
абсолютная звукочастотная различительная чувствительность может быть воспитана в результате специально организованных упражнений. Соотнося оба эти факта, можно понять те задачи, которые возникают перед школой.
С одной стороны, для всестороннего развития личности необходимо
целенаправленное воспитание различных систем чувствительности
каждого ученика. Этому способствуют многие предметы, важнейшее место среди которых занимают пение, рисование, труд, физкультура. Через развитие органов чувств происходит приобщение
человека к эстетическим ценностям, развиваются дремлющие эстетические потребности личности. "Лишь благодаря предметно
развернутому богатству человеческого существа,- писал К.
Маркс,- развивается, а частью и впервые порождается, богатство субъективной человеческой чувственности: музыкальное ухо,
чувствующий красоту формы глаз,- короче говоря, такие чувства, которые способны к человеческим наслаждениям и которые
утверждают себя как человеческие сущностные силы" *. Наблюдения давно позволили философам сделать вывод, что животные видят и слышат, но только человек испытывает потребность видеть
и слышать.
С другой стороны, перед школой возникает задача отбирать детей
с выраженными задатками. С такими детьми необходима более
глубокая работа, направленная на приобщение их к творческой
деятельности через школьные кружки, а в дальнейшем-через
специальные художественные школы, спортивные общества и т. д.
В трудовой деятельности человека большое значение имеет выделение ведущей афферентации в системе дистантных рецепторов:
зрительного, слухового, обонятельного, а также контанкт-ных:
осязания и вкуса. Высокое развитие чувствительности необходимо в любом труде. Так, высокое развитие кинестезической и
тактильной чувствительности значительно облегчает физиче-' Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., Госполитиз-дат, 1956, с. 593.
ский труд, делая движения более точными, рассчитанными и менее напряженными. Эта же чувствительность является основой творческой деятельности в массе других профессий.
Формирование системы чувствительности. Условия трудовой деятельности приводят к тому, что у человека складывается система чувствительности с выделением ведущего анализатора.
В системе дистантной рецепции человека ведущим рецептором обычно выступает зрение. Его преимущественное развитие тормозит проявление высоких уровней чувствительности в других дистантных рецепторах. Однако необычные условия жизни могут перестроить соотношение в дистантной системе чувствительности. Интересный факт приводит П. Вершигора в книге "Люди с чистой совестью". Несколько партизан присоединились к отряду Ковпака на Западной Украине. Среди них были люди, которые, скрываясь от фашистов, прожили на оккупированной территории более двух лет, прячась в стогах сена. Они выходили только ночью. Оказалось, что у них было очень сильно развито обоняние и они легко ориентировались на местности по запаху.
Система дистантных рецепторов не существует изолированно от других систем чувствительности. Она обслуживает организм и направлена на взаимодействие с другими системами чувствительности. Особенно ясно взаимодействие дистантной и кон-танктной рецепции прослеживается в пространственной ориентации.
На большом экспериментальном материале, собранном американским психологом Г. Виткиным, показано, что ориентация тела в пространстве может осуществляться либо на основе статической (гравитационной) чувствительности - с позиции, которую занимает наше тело относительно Земли, либо на основе зрения - по расположению окружающих предметов относительно друг друга и оси зрения.
Это прижизненно складывающийся тип сенсорной ориентации в пространстве. Его возникновение зависит от характера воспитания. Дети, которых стимулировали к самостоятельности в раннем детстве, ориентируются в пространстве на основе гравитационного чувства. Дети, которых лишали активности, чересчур опекали, ориентируются зрительно. Следует подчеркнуть, что различные типы пространственной ориентации оказывают влияние на чувственное познание в целом. Испытуемые, опирающиеся на гравитационную чувствительность, значительно лучше справляются с заданиями на выделение фигуры из фона, на выделение из контекста существенных элементов, но эти различия в сенсорной организации не влияют на общее умственное развитие, на решение математических задач, понимание словесных текстов.
Собранные факты показывают не только зависимость развития некоторых сторон интеллекта от сенсорной организации личности, но и влияние этого фактора на поведения. Индивид
192 с ориентацией на гравитационное поле показывает большую независимость от
окружающего, меньшую внушаемость. Важной системой в сенсорной
ориентации личности является комплекс
кинестезических анализаторов. М. М. Кольцова выдвинула идею
единства и взаимосвязи всех проявлений двигательного анализатора, начиная от простых моторных компонентов и кончая кинес-тезией речи. В период становления речи ограничение движений
приводит к прекращению лепета и повторения слогов. Ритм речи
согласуется с ритмом телесных движений, которые совершает ребенок. Экспериментально показано:
если ребенок начал выкрикивать слоги в ритме 15 в минуту, а
прыжки у него получаются в ритме 40 в минуту, то и ритм выкрикивания слогов ускоряется до 40 в минуту. И наоборот, если
прыжки оказались в более медленном ритме, чем произнесение
слогов, то последние соответственно замедляются.
Результаты, полученные М. М. Кольцовой, совпадают с теми экспе-риментальными/данными, которые показывают связь ритма, темпа
и громкости речи с темпераментом. Таким образом, в сенсорной
организации личности ритм анализаторных систем синхронизируется с особенностями типа нервной системы на основе жизненного опыта. Складывается сенсомоторное единство личности, определяющее отдельные стороны ее поведения.
Органические ощущения во взаимодействии с кинестезией и дис-тантной рецепцией образуют еще один жизненно важный для личности комплекс чувствительности. Основу этой системы составляют органические ощущения и ощущения схемы тела (соразмерности его частей). Ощущения здоровья, силы создают у человека
бодрость, уверенность в себе, стимулируют активную деятельность. Болезненные ощущения, связанные с понижением тонуса
жизнедеятельности, могут породить апатию, безразличие, озлобленность. Сочетание болезненных ощущений с мнительностью создают ипохондрические натуры, помыслы которых направлены на
анализ своего здоровья.
В подростковом возрасте формируются половые ощущения. Советская

<< Предыдущая

стр. 12
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>