<< Предыдущая

стр. 13
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

психология показала, что половое созревание не является основным содержанием тех психических явлений, которые происходят в этом возрасте. Однако нельзя не учитывать и того, что
именно в этот период мальчик начинает ощущать себя юношей и
мужчиной, а девочка-девушкой и женщиной. Этот период связан с
появлением необычных ощущений и специфического восприятия лиц
иного пола, с перестройкой отношений между мальчиками и девочками. В системе чувствительности формируются эрогенные (от
греч. Eros) зоны, в восприятии личности другого пола выделяются эрогенные признаки. В этот период особенно остро встает
вопрос о половом воспи тании личности.
Итак, в ходе жизни человека складываются определенные системы
чувствительности. Они оказывают влияние на потреб-7 Заказ 385 193
ности и устойчивость интересов, познавательную деятельность и
поведение.
Чувствительность и тип высшей нервной деятельности. Более низкие абсолютные и различительные пороги в одном виде чувствительности, более высокие - в другом, выделение ведущей афферентации, образование систем чувствительности - все это характеризует индивидуальные особенности человека, проявляющиеся в сенсорной организации личности. Но, отмечая эти особенности, нельзя думать, что сенсорная система не имеет свойств, общих для всех анализаторов данного индивида. Единство коры мозга предполагает такие особенности чувствительности, которые будут общими во всех ана-лизаторных системах. К ним принадлежат относительная скорость развития нервных процессов, длительность последействия, сила реакции (сенсорной, моторной, вегетативной). Сюда же относится яркость эмоционального тона ощущений.
В основу выделения типов И. П. Павлов положил особенности процессов возбуждения и торможения: по силе, подвижности и уравновешенности. Индивидуальная скорость возникновения ощущений, яркость и устойчивость последовательного образа, сила реакции являются производными от особенностей нервных процессов, характеризующих тип высшей нервной дея тельности. Эти параметры ощущений оказались надежными показателями типа в экспериментальных исследованиях. Так, в исследованиях школы Б. М. Теплова показано, что слабый тип (меланхолический темперамент) обладает высокими показателями по точности различения раздражителей.
Подобные факты позволяют думать, что эти свойства чувствительности связаны с типами нервной системы.

ЛИТЕРАТУРА Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм. - Поли.
собр. соч., т.
18. Ленин В. И. Философские тетради. Поли. собр. соч., т. 29.
Ананьев Б. Г. Теория ощущений. Изд-во ЛГУ, 1961. Ананьев Б.
Г., Веккер Л. М., Ломов Б. Ф., Ярмоленко А. В. Осязание в процессе познания и труда. М., Изд-во АПН РСФСР, 1959. Кравков
С. В. Очерк общей психофизиологии органов чувств. М. - Л., Изд-во АН СССР, 1946. Леонтьев А. Н. Проблема возникновения ощущения. - В кн.: Проблемы развития психики. 3-е изд. Изд-во МГУ, 1972. Ломов Б. Ф. Человек
и техника: Очерки инженерной психологии. Изд-во ЛГУ, 1963. Мили Дж., Мили М. Чувства животных и человека (пер. с
англ.). М., Мир, 1966. Глава 11 ВОСПРИЯТИЕ И НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ

1. ПОНЯТИЕ О ВОСПРИЯТИИ Общая характеристика восприятия. Знания об окружающем мире при непосредственном контакте с ним мы получаем не только через ощущения, но и через восприятия. Обе эти формы отражения представляют звенья единого процесса чувственного познания. Они неразрывно взаимосвязаны, но каждая имеет и свои отличительные особенности. Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предмета (что-то холодное прикоснулось ко мне, что-то скользкое проползло по ноге, что-то яркое блеснуло впереди), то восприятие дает целостный образ предмета или явления (светлый, просторный класс, играющий малыш).
Восприятие - это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.
Восприятие предполагает наличие разнообразных ощущений и протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме. Восприятие зависит от определенных отношений между ощущениями, взаимосвязь которых, в свою очередь, зависит от связей и отношений между качествами, свойствами, различными частями, входящими в состав предмета или явления.
Описывая Полтавский бой, А. С. Пушкин рисует грандиозную баталию: В огне, под градом раскаленным, Стеной живою отраженным,
Над падшим строем свежий строй Штыки смыкает. Тяжкой тучей Отряды конницы летучей, Браздами, саблями звуча, Сшибаясь, рубятся с плеча. Бросая груды тел на груду, Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят, Прах роют и в крови шипят. Швед, русский - колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет, Гром
пушек, топот, ржанье, стон, И смерть и ад со всех сторон.
Совокупность отдельных проявлений боя в их взаимосвязи и взаимоотношениях создает восприятие целостной картины ожесточенного сражения.
7<- 195

Проделайте опыт, предложенный при изучении ощущений. На ладонь товарища, предварительно закрывшего глаза, положите небольшой предмет. У испытуемого возникают образы ощущения, отражающие лишь отдельные свойства предмета. Целостное опознание того же предмета через ощупывание затруднений не вызывает. Это-образ восприятия. В нем отражается система взаимосвязанных ощущений: осязательных, моторных, кожных, температурных.
Без ощущений невозможно восприятие. Однако, кроме ощущений, восприятие включает про-Рис. 14. Иллю-шлый опыт человека в виде представлений и зия. Кажущееся знаний. Воспринимаемый предмет, например но-смешение прямой, gyg вариант электронно-вычислительной машины, соотносится с различными подобными, но уже знакомыми предметами.
Процесс восприятия протекает в связи с другими психическими процессами личности: мышлением (мы осознаем то, что перед нами находится), речью (называем предмет восприятия), чувствами (определенным образом относимся к тому, что воспринимаем), волей (в той или иной степени произвольно организуем процесс восприятия).
В результате воздействия определенных предметов и явлений окружающего мира на наши органы чувств формируется предметность восприятия. Наглядный образ восприятия отно сится к определенному предмету внешнего мира. Это соотношение является основой ориентировочной функции нашего поведения и деятельности Полнота и точность восприятия зависят от общественной практики и опыта людей, накопленных знаний о признаках и свойствах предметов. В своей познавательной деятельности человек приобретает знания, уточняет их расширяет, сверяет свои знания с теми, которые известны обществу.
Практика, являясь источником знаний человека, в то же время вносит свои поправки в приобретаемые знания. Рассмотрим простой пример. Если в стакан с водой опустить палочку то на стыке двух сред возникает искаженное восприятие ее:
палочка нам кажется смещенной в другой среде (рис. 14). Простая практическая проверка снимает эту иллюзию. Возникший образ восприятия приводится в соответствие со свойствами предмета восприятия.
На уроках химии ученик приобретает знания о свойствах различных химических элементов: узнает об удельном весе каждого из них, о валентности, цвете, структуре, запахе и других свойствах. Все эти сведения об отдельных химических свойствах синтезируются в целостное знание и обусловливают целостное восприятие химического элемента в совокупности присущих ему
196 свойств. Следовательно, восприятие характеризуется целостностью. """Каждая часть, входящая в образ восприятия, приобретает значение
лишь при соотнесении ее с целым и определяется им (рис. 15).
Сам образ восприятия также зависит от особенностей составляющих его частей. Так, при восприятии нового учебного материала
школьник следит за содержанием речи учителя. Для осмысленного
целостного восприятия материала ученику важно уловить соотношение между словами, фразами. Целостное восприятие ответа
учащегося тоже возникает после того, как он выразил свои знания в речи. И объяснение учителя, и ответ ученика имеют определенное смысловое значение, которое не может быть присуще
отдельным звукам или словам, составляющим их речь.
Воспринимая предмет, мы осмысливаем его как единое целое, имеющее определенную структуру. Рассматривая рис. 15, мы воспринимаем не систему четырех отрезков прямых линий или определенную совокупность штрихов, кружков, а видим сразу же квадрат, окружность, треугольник. При разговоре по телефону некоторые звуки мы слышим нечетко, но понимаем смысл разговора. В
обычной разговорной речи не всегда произносятся все звуки
слов, некоторые из них "проглатываются". И все же случается,
что недосказанные фразы обобщаются и воспринимаются нами как
законченная мысль.
Так на основе имеющегося опыта, знаний человек объединяет отдельные элементы в процессе восприятия в целостный образ,
придает им определенную структурную оформленность.
Гештальтпсихологи объясняют целостность восприятия не свойствами объективной целостности предметов и явлений, а внутренними
свойствами "духа", его изначальными целостными структурами.
Они утверждают, что в акте восприятия совершается своеобразное формообразование, придается целостность и структурность
отражаемым предметам. Они считают целостность только субъективным качеством, возникающим в отражательной деятельности. С
точки зрения гештальтпсихологии в процессе восприятия хаотичность, беспорядочность мира преобразуется в определенные
структуры, заключается в опреде-О \
О о

Рис. 15. гЦелостность восприятия. 197 ленные формы, в результате чего предметы и выступают как целые. "Восприятие-это реконструкция мира",-утверждают геш-тальтпсихологи. Эта теория трактует восприятие как спонтан ный, т. е. сам по себе возникающий процесс, и фактически устраняет существование ощущений как перцептивного отражения отдельных качеств и свойств предметов и явлений окружающего нас объективного мира.
Виды восприятия. Восприятие различается по видам в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора в отражательной деятельности.
Можно говорить о зрительном восприятии (рассматривание! картины, скульптуры, выставки), о слуховом восприятии (слушание рассказа, вокального или инструментального концерта), об осязательном восприятии (отражение предмета, его основных частей путем ощупывания).
Любое восприятие определено деятельностью перцептивной системы, т. е. не одного, а нескольких анализаторов. Значение их может быть неравнозначно: какой-то из анализаторов является ведущим, другие дополняют восприятие предмета или яв-'ления. Так, при слушании учителя ведущим является слуховой анализатор. Однако одновременно ученик видит учителя, следит за его работой на классной доске, пользуется дидактическим материалом, записывает выводы в тетради, рассматривает не обходимые схемы в учебнике. В этом случае при ведущей роли слухового анализатора мобилизуется деятельность зрительного, двигательного, кожного, кинестезичес-кого и других анализаторов и психическая деятельность будет по преимуществу слуховым восприятием.
Наблюдаются проявления .сложных видов восприятия, если одинаково интенсивно мобилизуются несколько различных анализаторов. Так, во время телевизионного урока или демонстрации учебных кинофильмов у школьников возникает зрительно-слуховое восприятие. При выполнении упражнений на уроках физкультуры часто возникают сложные двигательно-зрительные восприятия. Разучивание музыкальных этюдов предполагает формирование слухо-двигательных восприятии.
В сложных видах восприятия важнейшая роль принадлежит моторике. Например, при рассматривании предметов глаз совершает множество движений; при осязательном восприятии ведущим становятся движения рук.
.Восприятие различается по видам также и в зависимости от^ воспринимаемого объекта. Говорят о восприятии пространства^ времени, движений, предмета, речи, музыки, .восприятии человека человеком.
Физиологические основы восприятия. Физиолр.гиче.ской основой восп1)иятия", является-комплексная деятельность системы ан.алд-за. шров. Первичный анализ, который.-.соаерща.ется в ре-198 цептор.ах,....дополняется-. сложной аналитико-сц.нтетичес-кои дея
тельностью мозговых звеньев анализаторов. Взаимодействие системы анализаторов может быть результатом
воздействия сложного раздражителя одной модальности. Например, восприятие человеческой речи, вокального или инструментального произведения происходит вследствие воздействия комплекса слуховых сигналов, выступающих как единый сложный раздражитель слуховой модальности. В этом случае в основе восприятия лежат внутрианализаторные нервные связи.
В восприятии отражаются предметы окружающего мира в совокупности различных свойств и частей. Взаимодействие системы анализаторов может возникнуть вследствие воздействия комплекса
раздражителей различных анализаторов: зрительных, слуховых,
моторных, осязательных.
При восприятии лекции студент видит преподавателя, слышит его
речь, записывает основное содержание лекции. Комплекс действующих раздражителей вызывает возбуждение в зрительных, слуховых, двигательных рецепторах. Возникшее возбуждение передается в мозговые корковые центры. В результате образуются
сложные системы временных нервных связей, определяющие целостность восприятия. В этом случае в основе восприятия лежат
межанализаторные нервные связи, обусловливающие целостность
отражательной деятельности.
Восприятие любого нового предмета совершается на основе имеющихся у человека опыта, знаний. Поэтому в процессе восприятия
происходитоживлени.е.-.некоторых ранее выработанных вре-ме.јјы-х-,-связ.ей. Вследствие этого образуются сложные
ин-тегративные нервные процессы, в которые входит возбуждение
от действующих комплексных раздражителей и оживление временных нервных связей, выработанных в прошлом опыте.
Всякий предмет или явление воспринимается человеком в определенном соотношении частей. В некоторых случаях значимыми оказываются не столько сами составные части, сколько отношения,
в которых они находятся между собой. Так, при восприятии примеров на переместительное и сочетательное свойства сложения
значимыми оказываются не столько количественные величины слагаемых, сколько определенные зависимости между всеми компонентами действия. Песня, романс, ария воспринимаются как знакомые независимо от вокальных способностей исполнителя, если
верно сохранены гармонические отношения между звуками.
Физиологической основой рассмотренных фактов является установленный И. П. Павловым "рефлекс на отношение". Павлов экспериментально показал, что при восприятии определенных явлений
сигнальное значение имеют не столько сами раздражители,
сколько особенности отношений между ними и поэтому рефлекс
вырабатывается в большей мере на отношение между раздражителями.
199 Исследование особенностей афферентного аппарата условного
рефлекса и
физиологии активности (П. К. Анохин, Н. А. Берн-штейн} показывает, что в результате ориентировочно-исследовательской
настройки формируются перцептивные образы, которые, становясь
акцепторами (ожидаемыми результатами) действий, обусловливают
обратную афферентацию и регулируют протекание исполнительной
деятельности.
Важную функцию в процессе восприятия человека выполняет вторая
сигнальная система. Она же определяет содержание человеческого восприятия. Благодаря речевому мышлению восприятие человека отличается от восприятия животных. Мышление включается в
акт восприятия, речью обозначается предмет восприятия. Вторая
сигнальная система делает воспринимаемый предмет словесным
сигналом, определяет понимание первосиг-нальных раздражителей, придает восприятию человека произвольный характер, связывает восприятие с активностью личности.
В психологии известны опыты по восприятию одного и того же
портрета человека двумя равноценными группами испытуемых. Одной группе говорилось, что перед ними портрет преступника.
Другой, что это активный руководитель передового начинания.
Требовалось дополнить восприятие возможными чертами личности.
Это задание каждой из групп испытуемых выполнялось как осмысление воспринимаемого портрета в активно заданной речевой позиции. Испытуемые одной из групп находили в воспринимаемом
портрете зримые черты преступной личности. В характеристиках
этого же портрета другой группы приводи лись яркие черты
прогрессивного деятеля.
Таким образом, физиологической основой восприятия является ус-ловнорефлекторная деятельность внутрианализаторного и межана-лизаторного комплекса нервных связей, обусловливающих целостность и предметность отражаемых явлений. Вторая "сигнальная
система способствует осознанности и осмысленности отражаемых
предметов, и регулирует процесс формирования образов человеческого восприятия.
Восприятие и действие. Современные психофизиологические исследования показывают, что в акте восприятия начинается управление действием. Сенсомоторные процессы осведомляют об особенностях воздействующих предметов.
Во всех видах восприятия моторный компонент способствует вычленению объекта из окружающего фона. Так, зрительное восприятие связано со зрительно-моторной координацией, слуховое восприятие начинается с фиксации раздражителя путем обращения слухового анализатора к источнику звука, а осязание определяется слаженностью тактильно-моторных анализа торов.
И. М. Сеченов отмечал, что сенсорный и двигательный аппараты в процессе приобретения опыта соединяются в единую отражательную систему.
200 Советские исследователи показали огромную роль моторных
компонентов в
зрительном восприятии. Глаз в процессе зрения совершает своеобразные движения поиска объекта. При рассматривании различных предметов можно зафиксировать многочисленные и очень
сложные движения. Исследования показали, что характер движений зависит от степени осведомленности, сложности, значимости
рассматриваемого предмета для личности.
Изучение объективных закономерностей самого процесса зрительной
деятельности, приводящей к формированию зрительного образа,
обнаружило различные уровни перцептивного действия. На начальной стадии формирования перцептивного образа отмечено
развернутое взаимодействие ориентировочно-исследовательских,
познавательных и исполнительных действий. Хорошо известны записи движений глаз при рассматривании предмета;
например, запись движений глаза наблюдателя, рассматривающего
головку "Нефертити. На высоких стадиях развития восприятия
взаимоотношение основных компонентов действий происходит неявно, а преобразование зрительного образа совершается в соответствии с поставленной задачей. Это является основой протекания образного мышления.
Генетический подход к изучению роли моторных компонентов в
восприятии убедительно показывает, что восприятие можно развивать. Системой перцептивных действий, составляющих восприятие, можно овладеть только в процессе целенаправленной практической деятельности.
2. СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ Избирательность восприятия. Предметы
и явления действуют на человека в таком многообразии, что он не может все их воспринимать и на них реагировать одновременно. Из огромного числа воздействий лишь некоторые мы выделяем с большой отчетливостью и осознанностью. Эта особенность характеризует избирательность восприятия. В избирательности раскрывается активность процесса восприятия как проявление отражательной деятельности личности.
Избирательность восприятия зависит от интересов, установок, потребностей личности. Восприятие спектакля будет различным в зависимости от различных установок личности: смотреть и слушать спектакль или смотреть и слушать какого-либо знаменитого артиста в одной из ролей этого спектакля. Отношение человека к воспринимаемому определяет организацию и протекание процесса восприятия.
Или другой пример. Для решения возникшего вопроса нужны Анна или Петр. Вы заглядываете в одну, другую, третью комнаты и говорите, что там никого нет, хотя в каждом помещении находятся другие люди. В восприятии фиксируется невозможность удовлетворить возникшую потребность.
201

Рис. 16 а, б, в. Предмет и фон восприятия. Контур предметов
в восприятии. Некоторые работы И. М. Сеченова, исследования Б. М. Теплова, Б. Г. Ананьева показали, что первоначальной и общей возможностью восприятии является выделение контура предмета. И лишь после того, как удается выделить контур изображения из фона, начинается различение формы, пропорций, отдельных. деталей предмета. Выделение предмета из общего фона составляет необходимое условие от четливого восприятия.
Предмет и фон в восприятии. При проведении фронтального опроса учитель поочередно вызывает для ответа нескольких учеников. В каждый момент наиболее отчетливо в восприятии учителя и учащихся выступает ответ одного из опрашиваемых. Содержание и форма ответа, поведение вызванного ученика являются предметом восприятия. Деятельность остальных учащихся (их реакции, поднятие рук и т. д.) перестает быть предметом восприятия и становится фоном восприятия. Следующий вызванный ученик, ранее входивший в фон восприятия, становится предметом восприятия. В центре восприятия класса оказываются его знания, умение их передать.
Предмет и фон восприятия динамичны. То, что было предметом восприятия, может за ненадобностью или по завершении работы слиться с фоном. Что-то из фона на какое-то время может стать предметом восприятия. Динамичность соотношения предмета и фона объясняется переключением внимания с одного объекта на другой, что обусловлено перемещением очага оптимальной возбудимости по коре больших полушарий головного мозга.
Особенности психологической закономерности - выделение предмета из фона восприятия и динамичность взаимоотноше-202

ний - хорошо видны в так называемых двойственных изображениях (рис. 16 а, б, в).
В зависимости от выделяемого контура предмета восприятие будет разным. Если в кубик связать грани 1, 2, 3, то будут восприниматься шесть кубиков. Объединение граней 3, 4, 5 определит восприятие семи кубиков (рис. 16, а).
Лестница Шредера (рис. 16, б) - пример тройственного изображения. Если смотреть от левого нижнего угла вверх по диагонали, видна лестница. Если начинать рассматривать это изображений от правого верхнего угла вниз по диагонали, то создается восприятие нависающего карниза. Если пробежать глазами по диагонали слева
направо и обратно, то возникает восприятие серой полоски бумаги, сложенной гармошкой.
Рассматривая двойственное изображение женщины, можно воспринять ее и как молодую, со вздернутым носиком, и как пожилую (рис. 16, в).
Особенности соотношения предмета и фона учитываются при выборе формы, окраски, буквенного шрифта для указателей уличных переходов, транспортных знаков. Стрелочники, рабочие-путейцы, рабочие-дорожники, производя работы на линии, поверх одежды надевают специальные оранжевые жилеты. В природе редко встречается оранжевый цвет, поэтому человек в оранжевой одежде отчетливо выделяется на фоне земли, снега, асфальта.
Контрастность, необычность предметов позволяет быстро выделить их из фона. Делая выводы, учитель подчеркивает их значение выразительной интонацией. В учебниках наиболее важные места подчеркиваются или печатаются особым шрифтом. Оценки, выставленные красными чернилами, заметнее на фоне вычислений ученика. Разговоры отдельных учащихся моментально обнаруживаются при общей тишине в классе и плохо слышны, если на уроке стоит гул. Выделению предмета из ряда однородных предметов, составляющих фон, помогают цветные мелки, отдельное, предварительное рассматривание какой-то части сложной картины, чертежа (рис. 17), схемы.
Обведение контуров воспринимаемого предмета также организует восприятие. Наглядное пособие, в котором предмет четко расчленен и отдельные его части подчеркнуты, способствует наилучшему восприятию.
Для выделения предмета из фона имеют значение и те за203

дачи, которые ставит перед собой человек. Только при правильно и четко поставленных задачах восприятие учащихся будет соответствовать целям урока.
Рис. 17. Значение выделения контура предмета для восприятия. Легче выделить предмет восприятия из фона, если предвари тельно"ознакомиться с предметом. Чтобы учащиеся могли самостоятельно разобраться в особенностях композиции конкретного литературного произведения, на-/ пример рассказа А. Н. Толстого "Русский характер", полезно перед этим ознакомить их с различными приемами композиции
Чтобы студент смог сделать психологический анализ методов которыми пользовался учитель для привлечения и поддержани внимания учащихся на уроке, важны предварительные знадия психологических особенностей внимания и приемов его воспитания. При организации учебного процесса на уроке могут встретиться также случаи, когда специальное выделение объекта из фона мешает продуктивной деятельности учащихся. Например, при выполнении школьниками самостоятельных лабораторных и контрольных работ излишними являются громкие замечания учителя, относящиеся лишь к отдельным ученикам.
Апперцепция. Содержание и характер протекания восприятия зависят от установок отдельных людей, различия в их опыте, интересах, общей направленности личности. Известно, что восприятие рисунка, мелодии, кинокартины у разных людей отличается своеобразием. Бывают случаи, когда человек воспринимает не то, что есть, а то, что ему хочется.
Зависимость содержания и направленности восприятия от опыта человека, его интересов, отношения к жизни, установок, богатства знаний называется апперцепцией. Апперцепция - одно из важнейших свойств восприятия. Воспринимает не сам по себе глаз, не изолированное ухо слышит звук, не обособленный язык различает вкусовые качества. Все виды восприятия осуществляются конкретным, живым человеком. В восприятии всегда проявляются особенности действующего, познающего, человека, обнаруживаются его желания, интересы, чувства и определенное отношение к предмету восприятия.
В одном из воспоминаний актера Ю. М. Юрьева (Записки. М., 1941, т. 1, с. 178) ярко обнаруживается влияние прошлого опыта зрителей на восприятие игры известного итальянского трагика Эр-несто Росси, толковавшего очень своеобразно роль короля Лира: "Публика насторожилась и ждет появления ко роля, и короля величественного, спокойного, гордо шествующего
204 к своему трону... И вдруг, совершенно неожиданно для
всех под звуки
фанфар выходит... выбегает Лир, постукивая на ходу широким
мечом, как посохом, и в каком-то нервном возбуждении, порывисто посылая по сторонам воздушные поцелуи, быстрыми, но неверными шагами поднимается по ступеням трона. И перед нами
старец, весь поросший сединой, развевающейся в беспорядке.
Всех ошеломил такой выход. Он явился полной неожиданностью и
никак не вязался с образом, ранее сложившимся".
Апперцепция придает активный характер восприятию личности.
Воспринимая предметы, человек выражает определенное отношение
к ним. Например, отношение студентов к восприятию методических знаний различно до и после прохождения практики в школе.
Во время практики резко повышается активность, заинтересованность студентов в изучении различных средств наглядности,
глубже осмысливается необходимость знания различных приемов и
методов ведения урока.
Восприятие протекает успешнее и полнее только при соответствующей апперцепции.. В педагогическом процессе учителю важно
учитывать опыт и знания ученика, направленность его интересов, наличие или отсутствие установок на восприятие. Формирование системы знаний, обогащение опыта, воспитание интересов,
убеждений, потребностей, навыков и привычек мо рального поведения будут способствовать более содержательному восприятию
действительности.
Осмысленность и обобщенность восприятия. Восприятие - это не только чувственный образ, но и осознание выделенного объекта. Человек воспринимает предметы, имеющие для него определенное значение. Благодаря осмысливанию сущности и назначения предметов становятся возможными целенаправленное их использование, практическая деятельность с ними. Осмысленность восприятия достигается пониманием сущности предметов, т. е. мыслительной деятельностью человека в процессе восприятия.
Воспринимая предмет, мы можем точно назвать его или сказать, что он нам напоминает. Так, при восприятии новых предметов человек стремится не только понять, что перед ним находится, но и относит предмет восприятия к определенной группе известных ему предметов.
Отражение любого единичного случая как особого проявления общего представляет собой обобщенность восприятия. Определенная степень обобщенности есть в каждом акте восприятия.
Всякое явление в процессе восприятия мы понимаем, осмысливаем с точки зрения уже имеющихся знаний, накопленного опыта. Это дает возможность включить новое знание в систему ранее сформированных Например, знание основных свойств растений семейства сложноцветных дает учащемуся возможность
205

простую или махровую, крупную или карликовую астры отнести в момент восприятия к одному из этих семейств.
-J Рис. 18 Что нарисовано?
Степень обобщенности восприятия "зависит-от 'особенностей имеющихся у человека понятий, т. е. от уровня и ооъем'Я знаний. Например, воспринимаемый ярко-коасный цветок осознается или как астра, или как представитель семейства сложноцветных. Нарисованная на доске или сделанная из картона геометрическая фигура осмысливается как призма или как частный случай геометрического призматического тела.
^Восприятие может сопровождаться словом. То, что мы воспринимаем, может быть названо (вслух, про себя): "Это-модель двухступенчатой ракеты", "Это - схема последовательного включения приборов в электрическую цепь". Называние предмета повышает степень обобщенности восприятия. Осмысленность и обобщенность хорошо обнаруживаются при восприя тии незавершенных рисунков (рис. 18).
Связи первой сигнальной системы, которые определяют имеющиеся у нас представления, оживляются при назывании. Незавершенность рисунка восполняется нашим опытом, знаниями. В восприятие включается понимание, осмысливание.
Таким образом, уже в акте восприятия всякий предмет приобретает определенное обобщенное значение, выступает в определенном отношении к другим предметам. Обобщенность является высшим проявлением осознанности человеческого восприятия. В акте восприятия обнаруживается единство чувственных и логических элементов, проявляется взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности личности.
Константность восприятия. Под константностью понимается относительное постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предметов при изменении расстояния, ракурса, освещенности. Висящая на стене картина воспринимается нами одинаковой по величине при нашем передвижении по комнате. Стоящий на окне аквариум с рыбками воспринимается нами одинаковым по величине, по форме на расстоянии в 50 см и в 10 м, смотрим ли мы на него прямо, сбоку или сверху. Хотя изображение на сетчатке глаза при изменении угла зрения будет различным (в виде трапеции, прямоугольника или парал-206 лелограмма), воспринимать аквариум для рыб мы будем в
виде прямого
параллелепипеда. Воспринимаемые нами форма и величина предмета остаются постоянными в соответствии с объективной формой и
величиной самих предметов.
Как известно, устройство нашего глаза напоминает оптический
прибор, в котором хрусталик является двояковыпуклой линзой.
Роль экрана, на который проецируется изображение, выполняет
сетчатка глаза. Если воспринимаемый предмет несколько удалить, то отображение его на сетчатке глаза уменьшается. Так
происходит при зеркальном отображении. Особенность человеческого восприятия выражается в том, что при восприятии передвигающегося предмета отображаемый образ сохраняет одну и ту же,
свойственную предмету величину. Это объясняется константностью восприятия. Константность восприятия величины имеет
свои пределы. При большой удаленности предметов это свойство
нарушается. Если вы стоите на мосту и смотрите на убегающие
вдаль машины и удаляющихся людей, то воспринимаемые образы
будут изменяться по величине.
Константность восприятия обнаруживается также при зрительном
восприятии формы и цвета предметов. На уроке ботаники, например, ученики рассматривают демонстрационный материал, со своих мест наблюдают за проводимыми опытами. Каждый воспринимает
один и тот же предмет под своим углом зрения. Однако образ
предмета сохраняет постоянную форму.
Классная доска воспринимается черной, потолок-белым, а обложка
тетради - синей и при ярком солнечном освещении, и при тусклом свете пасмурного утра, и вечером при электрическом освещении. Относительная неизменяемость видимого цвета сохраняется лишь при определенных условиях. При очень ярком цветном
освещении константность цвета нарушается. Предметы приобретают цвет освещения. Вы видите, как меня ется цвет костюма,
краски лица актера в зависимости от сменяющих друг друга ярко-красного, фиолетового, зеленого и другого освещения. И
трудно установить истинный цвет одежды, пока не загорятся белые светильники.
Константность восприятия объясняется опытом, приобретенным в
процессе индивидуального развития личности, и имеет огромное
практическое значение. Если бы восприятие не было константным, то при каждом шаге, повороте, движении, изменении освещения мы сталкивались бы с новыми предметами, переставали бы
узнавать то, что было известно ранее.
3. ВИДЫ ВОСПРИЯТИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОБЪЕКТА ОТРАЖЕНИЯ Виды
восприятия могут быть выделены не только по ведущему анализатору, но и в зависимости от объекта, который отражается в восприятии. 207
Все предметы и явления окружающего мира существуют в пространстве и во времени. Пространство и время - основные формы существования материи. "...Бытие вне времени,-замечал Ф. Эн-гельс,-есть такая же величайшая бессмыслица, как бытие вне
пространства" 1.
Объективно существующие пространственно-временные отношения
между предметами и явлениями отражаются восприятием.
В процессе восприятия пространства различают восприятие величины, формы, объемности и удаленности предметов.
Восприятие величины и формы предметов. При восприятии величины и формы предметов большое значение имеет изображение их на сетчатке глаза. Крупным предметам соответствует большее изображение, мелким - меньшее. Особенность строения человеческого глаза такова, что изображение предмета, находящегося на далеком расстоянии, будет меньшим, чем изображение равного ему предмета, расположенного близко от нас.
Наблюдения за деятельностью слепорожденных людей, прозревших после удачной операции, свидетельствуют, что правильность восприятия величины и формы предметов зависит не только от зрения. Прозревшие люди не сразу научаются лишь с помощью зрительного восприятия определять величину и форму предметов. Вначале они затрудняются отличить шар от круга, четырехугольный предмет от треугольника, не могут определить расстояние до предмета. Часто прозревшие люди пытаются безуспешно схватить отдаленные предметы, пока ощупью не добираются до них. Лишь после определенной практики в комплексном сочетании зрения, ощупывания предметов и двигательных реакций прозревшие приобретают свободную ориентировку в пространстве.
Восприятие величины и формы предметов осуществляется, следовательно, при сложном сочетании зрительных, осязательных и мус-кульно-двигательных ощущений.
Восприятие объемности и удаленности предметов. При восприятии объемности или глубины предметов основную роль играет бинокулярное зрение (зрительное восприятие двумя глазами).
Монокулярное зрение (смотрение одним глазом) определяет правильную оценку расстояния в очень ограниченных пределах. Если смотреть одним глазом на нитку, натянутую на некотором расстоянии от нас, то трудно определить точно, впереди или позади нее падает бросаемый сверху маленький шарик. Если же смотреть двумя глазами, нам нетрудно будет правильно воспринять это же явление.
При бинокулярном зрении изображение предмета падает на диспа-ратные, т. е. на не вполне соответствующие точки сет-' Энгельс Ф. Анти-Дюринг. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд т. 20, с. 51.

208 чатки правого и левого глаза. Эти точки располагаются
на несколько
неодинаковом расстоянии от центральных ямок сетчатки (в одном
глазу-справа от центральной ямки, в другом-слева от нее).
Когда изображение падает на идентичные, т. е. вполне совпадающие точки сетчатки, оно воспринимается как плоское. Если
диспарантность изображения предмета слишком велика, то изображение начинает двоиться. Так, если смотреть на вертикально
висящий в нескольких метрах шнур и в то же время держать перед глазами карандаш, то увидим два карандаша. Переведя взор
на карандаш, мы получаем восприятие двоящегося шнура.
Если же диспарантность не превышает определенной величины, возникает восприятие глубины.
Для восприятия глубины немалое значение имеют мускуль-но-двига-тельные ощущения, возникающие при сокращении и расслаблении
глазных мышц. Медленное приближение пальца к носу вызывает
заметные проприоцептивные ощущения как результат напряжения
мышц глаза. Эти ощущения идут от мышц, сближающих (явление
конвергенции} и разводящих (явление дивергенции} оси глаз, и
от мышцы, изменяющей кривизну хрусталика (явление аккомодации).
При одновременном видении двумя глазами соответствующие возбуждения от правого и левого глаза интегрируются (объединяются)
в мозговой части зрительного анализатора. Возникает впечатление объемности воспринимаемого предмета.
При удаленности предметов большое значение в восприятии пространства имеет взаиморасположение светотеней, которое зависит
от расположения предметов. Человек подмечает эти особенности
и научается, пользуясь светотенями, правильно определять положение предметов в пространстве.
В восприятии пространства, в частности в оценке расстояния, играют роль обонятельные и слуховые ощущения. По возникшему запаху можно, например, определить, что где-то недалеко находится столовая, по звуку шагов - распознать, далеко ли от вас
идет человек.
Иллюзии восприятия пространственных свойств предмета. Иногда восприятие предметов бывает ошибочным. Ошибки (иллюзии) обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. В большей мере известны зрительные иллюзии. Так, в белом платье женщина кажется полнее, чем в темной одежде. Ткань в горизонтальную полоску полнит фигуру, а в вертикальную-удлиняет. Зеркальная стена расширяет помещение, создает иллюзию простора.
Иллюзии имеют самые различные причины: выработанные жизненной практикой приемы зрительного восприятия, особенности зрительного анализатора, изменение условий восприятия, образное предвосхищение увиденного, различные дефекты зрения.
. 209 Окружающая обстанов ка, влияя на восприятие
А предмета, может стать источником зрительной Рис. 19. Иллюзия неравенства сторон. иллюзии. Она вызвана психологическим
...
закод.ом.,",'""кантраста отношении
предмета и фона<
Восприяти„"ч'ас'ти фигуры определяется
Рис. 20. Иллюзия переоценки вертикального целостностью всей
фигуры. При восприятии изображения в сравнении с горизонтальным, одинаковых составных
частей в различных фигурах выступает
иллюзия уподобления.
На рис. 19 все стороны, составляющие
треугольник, квадрат и пятиугольник,
равны
Рис. 21. Иллюзия восприятия величины предметов. между собой.

<< Предыдущая

стр. 13
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>