<< Предыдущая

стр. 14
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Иллюзия неравенства сторон возникает
из-за возрастания периметров и площадей этих фигур.
Специальные наблюдения показывают, что
большинст Рис. 22. Иллюзия контраста яркостей предмета и во
людей преувеличивают вертикальные линии в фона. сравнении с горизонтальными. На этой основе 210 возникают
иллюзии переоценки. На рис. 20
высота фигуры кажется больше ее ширины, хотя в действительности они равны. При нарушении за конов перспективного изображения возникают иллюзии
восприятия величины предметов. При
рассмотрении рис. 21 кажется, что линия АС больше АВ, в то время как обе
линии равны между собой.
Существует множество иллюзий, обусловленных различием в яркости предмета и
фона восприятия. На более темном фоне
фигуры кажутся более светлыми, чем на
менее темном (рис. 22).
Как бы сложна ни была иллюзия, кажущееся восприятие можно отличить от действительного. Практическая деятельность людей,
сличение перцептивного отображения со знанием свойств предметов, углубление познавательной деятельности - все это уточняет образы восприятии.
Восприятие времени. Восприятие времени - это отражение длительности и последовательностиявлений "атт-событий. Благодаря восприятию,времени отражаются изменения, происходящие'^'окружаю-щем мире.
Физиологической основой процесса восприятия времени, как это экспериментально доказали И. П. Павлов и его последователи, являются условные рефлексы на время, которые постоянно вырабатываются у человека.
Временные промежутки определяются ритмическими процессами, происходящими в организме человека. Ритм в работе сердца, ритмическое дыхание, ритмический характер ежедневной жизни влияют на выработку рефлексов на время. Точному, непосредственному восприятию времени поддаются лишь корот кие временные интервалы. Установлено, что наиболее точной оценке временных промежутков способствуют слуховые и двигательные ощущения. При восприятии времени обнаруживается склонность преувеличивать небольшие и преуменьшать большие промежутки времени.
Восприятие длительности времени зависит от содержания деятельности человека. .Время, заполненное интересными, зна-чимыми˜де-лами, течет быстро. Если же события неинтересные, малосущественные, йреия .тянется медленно. Учащиеся не замечают, как "летит время" на уроке, когда они заняты активной умственной деятельностью. И, наоборот, урок "тянется" бесконечно, если не стимулируется активность учащихся.
На оценке времени сказывается также установка личности. Ожидание неприятных событий вызывает восприятие 'быстро гекущего времени. При ожидании приятного кажется, что желанное событие долго не наступает.
При воспоминании прошлого наблюдается иная оценка времени. Время, насыщенное в прошлом переживаниями, деятельностью, вспоминается как более продолжительное, а длительные периоды жизни, наполненные малоинтересными и однообразными событиями, вспоминаются как быстро прошедшие.
Некоторый субъективизм в оценке времени зависит, и ,от возраста человека: детям кажется, что время идет медленно, взрослые поражаются, как быстро оно летит.
Субъективизм в восприятии времени преодолевается опытом и практической деятельностью человека. Некоторые виды профессиональной деятельности вырабатывают умение очень точно оценивать промежутки времени. Так, опытный учитель без часов свободно ориентируется во времени на уроке и правильно оценивает временной промежуток в 45 минут.
211 Восприятие движения. Восприятие движения - это отражение
направления и скорости пространственного существования предметов. Оно дает возможность людям и животным ориентироваться в относительных изменениях взаимоотношений и взаиморасположения предметов окружающей среды.
Знания о перемещении предметов человек получает, ./^непосредс-твенно воспринимая движение. В какую сторону направился ребенок, с какой скоростью прошел поезд можно установить, имея опыт пространственной ориентировки.
Восприятие движения может осуществляться также на основе умозаключений. Например, о незначительных изменениях в скорости
автомобиля судят, наблюдая за изменениями в показателях спидометра. Существуют позы бега, ходьбы, ползания, прыжка, по которым на основании личного опыта делают заключения о совершаемом движении.
Впечатление движения может возникнуть при отсутствии реального движения предмета, при фиксированном взоре. На пример, если через небольшие промежутки времени показывать ряд изображений, воспроизводящих этапы движения предмета, то складывается впечатление передвижения. Это явление получило название стробоскопического эффекта. На его основе осуществляется восприятие движения при . просмотре кинофильмов. Исследования В. П. Зинченко показывают, что знания о движении предметов возникают как при фиксированном взоре, так и при прослеживании взором передвигающегося предмета.
Восприятие движения осуществляется зрительным, слуховым и ки-нестезическим анализаторами. Восприятию движения способствует осмысление изменений в окружающей среде на основе индивидуального опыта и знаний личности.
Восприятие человека человеком, В процессе общения каждый человек раскрывается как личность, как индивидуальность в совокупности возрастных, половых, конституционных, психологических особенностей, которые запечатлеваются в образах и понятиях взаимодействующих людей. В зависимости от задач совместной деятельности, обстановки общения, характерологических свойств окружающих, значимость каждой из особенностей личности может быть различной и отражаться своеобразно. В процессе коммуникативных отношений отражаются особенности внешнего облика людей, их манеры, привычки, речь, эмоциональные проявления, непосредственные реакции, действия и пр.
Сложные психические образования непрерывно перестраиваются в зависимости от изменения переживаемых состояний человека или протекающих психических процессов. Каждая новая структура, сопровождаясь мимикой, пантомимой, речевыми интонациями, экспрессией выражений, является сигнальной и информационной для другого человека. Выразительные движе
ния, отражающие радость, отчаяние, страх, гнев, робость, являются сигналами этих состояний. Эти проявления имеют не только информационное значение для окружающих людей, но выполняют и регулятивную функцию. Партнеры настраиваются на определенный психологический контакт и изменяют свое поведение, выделяя существенные признаки каждого из психических состояний среди многочисленных сопутствующих проявлений.
В исследованиях, посвященных изучению особенностей восприятия человека человеком, подчеркивается чрезвычайное значение выражений лица для распознавания эмоциональных состояний. Большим информационным содержанием обладают жесты. По ним можно судить об отношении человека к окружению, событию. Особенности жестикуляции могут раскрывать определенные качества личности, например, несобранность, суетливость, склонность к позерству и т. д. Наблюдения за походкой (ее ритмом, скоростью, изменчивостью, твердостью, эластичностью) помогут сделать выводы о психическом состоянии человека, о роде его занятий (моряк, солдат, спортсмен, балерина). Много дает восприятие особенностей речи: скорости разговора, длины фразы, конструкции предложений, использования художественных средств, жаргонных слов и выражений, расстановок ударений, оговорок, речевых ошибок и др. Стиль речи оценивается партнером и влияет на общее мнение о личности говорящего. \
Воспринимая действия, движения, поступки, деятельность человека, люди уточняют свои впечатления друг о друге и глубже проникают во внутреннее психологическое содержание, познают интересы, чувства,- привычки, убеждения, характер, способности личности.
Внешняя сторона отдельных проявлений, поступков человека может и не раскрывать всей сложности их внутреннего содержания. Поэтому процесс общения - не простое отражение психологических проявлений собеседников. Он становится процессом психологического познания человека другой личностью. Процесс общения регулирует поведение личности. Отражательная и регулятивная функции общения во многом зависят от особенностей возраста общающихся, их установок, профессиональных качеств, пола, воспитанности, интересов, участия в совместной деятельности, нравственных позиций личности.
4. НАБЛЮДЕНИЕ И НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ В зависимости от степени
целенаправленности деятельности личности, восприятие разделяют на преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное).
Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов (их яркостью, рядополож-213 ностью, необычностью), так и соответствием этих предметов
интересам
личности. Идя по улице, вы слышите шум машин, разговоры людей, видите яркие витрины, воспринимаете различные запахи и
многое другое. В непреднамеренном воспр+гятии нет заранее
поставленной цели. Отсутствует в нем и волевая "активность.
В преднамеренном восприятии человек ставит цель, прилагает определенные волевые усилия, чтобы лучше реализовать возникшее
намерение, произвольно выбирает объекты восприятия. Таким
восприятием будет, например, рассматривание схемы нового узла
электронно-вычислительной машины, слушание доклада или просмотр тематической выставки книг.
В процессе познания окружающей действительности восприятие может переходить в наблюдение.
Наблюдение и его развитие в процессе обучения. Наблюдение - целенаправленное, планомерное восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность. Оно является наиболее развитой формой преднамеренного восприятия. Наблюдение характеризуется большой активностью личности. Человек воспринимает не все из того, что бросилось в глаза, а вычленяет наиболее важное и интересное для него. Дифференцируя предметы, наблюдатель организует восприятие таким образом, чтобы эти предметы не ускользнули из поля деятельности.
Систематический характер целенаправленного восприятия позволяет проследить явление в развитии, отметить его качественные, количественные, периодические изменения. Активное мышление, включенное в наблюдение, помогает отделить главное от второстепенного, важное - от случайного, помогает более четко дифференцировать предметы. Восприятие, внимание, мыш ление и речь объединяются при наблюдении в единый процесс умственной деятельности.
В акте наблюдения обнаруживается чрезвычайная устойчивость произвольного внимания. Она позволяет наблюдателю в течение длительного времени производить наблюдение, а при необходимости неоднократно повторять его.
Наблюдение раскрывает внутреннюю активность личности. Оно тесно связано с особенностями ума, чувств и воли человека. Однако их соотношение в наблюдении будет различным в зависимости от целей наблюдения, от качеств самого наблюдателя. Поэтому в одних случаях в наблюдении будет по преимуществу интеллектуальная выраженность, а в других - эмоциональная или волевая устремленность.
Когда человек изучает развитие явления или отмечает изменения в объектах восприятия, то возникает необходимость в наблюдении. Такими, например, являются наблюдения за изменениями погоды, за развитием растений и животных, за химической реакцией.
Наблюдение начинается с постановки задачи. Она может 214 распадаться на ряд мелких, постепенно решаемых задач. Например,
студент
поставил перед собой основную задачу: наблюдать за особенностями психической деятельности одного из учащихся класса. Свое
намерение он реализует, планомерно и систематически решая более частные задачи: студент наблюдает за отношением ученика к
различным учебным предметам, за особенностями его самостоятельной работы, за активностью на уроках, за своеобразием его
контактов с другими учащимися и т. д.
На основе возникших задач наблюдения составляется подробный
план его проведения. Это дает возможность предусмотреть различные стороны наблюдаемого явления, избежать случайности,
стихийности восприятия.
Наблюдение предполагает предварительную подготовку наблюдателя,
наличие у него определенных знаний, умений, владение методикой работы. Так, прежде чем вести наблюдение за учеником,
студент приобретает знания об особенностях психической деятельности детей, этого возраста, овладевает программой изучения личности, беседует с классным руководителем, учителями,
директором, врачом, библиотекарем школы о классе и его учениках.
Систематический характер наблюдений дает возможность рассматривать изучаемый объект в различных условиях, отмечать изменения, происходящие в результате действия каких-либо причин.
Например, планомерное, систематическое наблюдение учащихся за
изменениями погоды позволяет постепенно отмечать и узнавать
признаки наступления осени, зимы, весны.
Наблюдения полезно сопровождать записями, сбором документальных
материалов, которые затем подвергаются тщательному анализу.
Наблюдение предполагает умение человека улавливать связи и
отношения между анализируемыми предметами, тем самым обеспечивая базу для аналитикосинтетической мыслительной деятельности.
Наблюдательность и ее воспитание в процессе педагогической деятельности. Если человек систематически упражняется в наблюдении, совершенствует культуру наблюдения, то у него развивается такое свойство личности, как наблюдательность. Наблюдательность - это умение подмечать характерные, но мало заметные особенности предметов и явлений. Она приобретается в процессе систематических занятий любимым делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности.
Взаимосвязь наблюдения и наблюдательности отражает взаимосвязь между психическими процессами и свойствами личности. Культивирование наблюдения как самостоятельной психической деятельности и как метода познания действительности является базой развития наблюдательности как свойства лич ности. Таким путем наблюдение из неустойчивого, дискретного
215 (непостоянного) проявления (как психического состояния) переходит в одно
из устойчивых, постоянных качеств личнрст^. Его проявление
становится привычным для личности. Наблюдательный человек видит больше, понимает глубже, так как улавливает мало заметные, но существенные признаки предметов, явлений, событий.
Такой человек имеет возможность делать более правильные выводы, тоньше осмысливать происходящее.
Наблюдательность, ставшая свойством личности, перестраивает
структуру и содержание психических процессов человека. Отточенная наблюдательность учителя способствует развитию его педагогического такта. Во время работы с детьми учитель улавливает такие едва заметные отклонения от обычного рабочего состояния класса или отдельных учащихся, которые дру гими присутствующими вообще не замечаются.
Высокая культура наблюдательности, развитая у А. С. Макаренко в
процессе ежедневного целенаправленного восприятия и анализа
психических состояний колонистов, позволила ему говорить, что
он "...умел с первого взгляда, по внешним признакам, по неуловимым гримасам физиономии, по голосу, по походке, еще по
каким-то мельчайшим завиткам личности, может быть, даже по
запаху, сравнительно точно предсказать, какая продукция может
получиться в каждом отдельном случае из этого сырья" '.
Наблюдательность нужна людям самых разных профессий. Она развивается в процессе постоянного, систематического совершенствования восприятия.
Развитие наблюдательности школьников - одно из необходимых условий овладения ими системой знаний и в то же время важная
самостоятельная задача воспитательной работы учителя. К. Д.
Ушинский отмечал, что учение должно упражнять способности
наблюдения.
Такое средство обучения, как наглядность, имеет огромное значение для развития наблюдательности у учащихся в учебной деятельности. Развивается наблюдательность также и в процессе
разнообразных наблюдений школьников за явлениями природы, в
юннатской работе, на занятиях кружков, во время летнего отдыха.
В процессе обучения и развития интересов школьников формируются
индивидуальные особенности наблюдательности. Одни ученики обнаруживают более тонкую и полную наблюдательность в сфере искусства, другие - при изучении математики, третьи - истории и
т. д. Проявляются различия по глубине наблюдательности. Одних
привлекают внешние особенности предметов, событий, другие
стараются проникнуть в глубину познаваемых явлений.
' Макаренко А. С. Педагогическая поэма. - Соч. М., Изд-во АПН РСФСР 1957, т. I, с. 421.
216 Развитие наблюдательности - необходимое условие всестороннего и
гармонического формирования личности. И. П. Павлов придавал
большое значение совершенствованию
наблюдательности, как качеству, необходимому исследователю,
ученому в их повседневной деятельности. По его предложению на
фасаде Института физиологии имени И. П. Павлова АН СССР в г.
Павлове (под Ленинградом) начертаны слова: "Наблюдательность,
наблюдательность и наблюдательность".
5. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ВОСПРИЯТИИ И НАБЛЮДЕНИИ Соотношение общего и индивидуального в восприятии и наблюдении. Восприятие и наблюдение человека характеризуются как общими закономерностями, так и индивидуальными особенностями. Всем людям свойственны общие проявления психики, благодаря чему происходит отражение основных закономерностей действительности. Наличие общего в отражательной психической деятельности дает возможность людям понимать друг друга, приходить к понятным для всех заключениям, объективно отражать окружающий мир.
Воспринимает и наблюдает конкретный человек. Поэтому в процессе восприятия и наблюдения каждый из нас обнаруживает свои индивидуальные особенности. ЭтЪ объясняется психическим складом личности и, как уже говорилось, апперцепцией. Индивидуальные особенности могут зависеть также от различий в строении и функционировании органов чувств. Это определяет остроту зрения, чуткость слуха, тонкость обоняния, вкуса, осязания.
Индивидуальные особенности придают восприятию каждого человека особую окраску, делают отражение индивидуально-своеобразным. Индивидуальный характер восприятии и наблюдений проявляется в их динамике, точности, глубине, степени их обобщенности и в особенностях эмоциональной окраски.
Типы восприятия и наблюдения. В человеческой практике и при психологическом изучении особенностей восприятия людей сложились знания о следующих основных типах восприятия и наблюдения: синтетическом, аналитическом, аналитико-синтети-ческом и эмоциональном.
У людей синтетического типа проявляется явная склонность к обобщенному отражению явлений и к определению основного смысла происходящего. Они не придают значения деталям и не любят вдаваться в них. Учитель этого типа восприятия весьма кратко и обобщенно характеризует учащихся: "Дисциплини рованный, исполнительный, добросовестный" или: "Разболтанный, невоспитанный", не проявляя должного внимания к анализу причин проступков. Сами поступки детей очень быстро пере-217 стают быть существенными для учителя. Прочным оказывается
его общее
мнение об ученике. ; Люди аналитического типа в меньшей мере
проявляют склонность к обобщенной
характеристике явлений действительности. Для них характерно
стремление выделить и проанализировать прежде всего детали,
частности. Они скрупулезно вникают во все обстоятельства,
подробности. Преувеличенно внимательно относясь к деталям,
такие люди нередко затрудняются понять основной смысл явлений. Учитель подобного типа восприятия, тщательно и подробно
анализируя заслуги или проступки ученика, не замечает основных черт его личности.
У людей аналитико-синтетического типа восприятия и наблюдения в
равной мере обнаруживается стремление к пониманию основного
смысла явления и фактическому его подтверждению. Такие люди
всегда соотносят анализ отдельных частей с выводами, установление фактов - с их объяснением. Этот тип в жизни встречается
чаще других. Восприятие и наблюдение людей такого склада является наиболее благоприятным для деятельности.
Встречаются, наконец, люди, для которых характерно не столько
выделение сущности явления и его частностей, сколько стремление прежде всего выразить свои переживания, вызванные этим
явлением. Восприятия и наблюдения таких людей пу-танны, неорганизованны. Это люди эмоционального типа восприятия. У них
обнаруживается повышенная эмоциональная возбудимость на самые
разнообразные раздражители. Предмет ное отражение окружающей
действительности они подменяют излишним вниманием к своим переживаниям.
В повседневной деятельности учителю необходимо учитывать индивидуальные особенности восприятия учащихся. В процессе обучения и воспитания встает чрезвычайно важная задача - формировать у школьников умение наиболее объективно отражать окружающий мир.

ЛИТЕРАТУРА Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. М.,
Изд-во АПН РСФСР, 1960. Артамонов И. Д. Иллюзии зрения. М., Наука, 1969. Бодалев
А. А. Восприятие человека человеком. Изд-во ЛГУ, 1965. Веккер Л. М. Восприятие и основы его моделирования. Изд-во ЛГУ, 1964. Волков Н. Н. Восприятие предмета и рисунка. М., Изд-во АПН РСФСР, 1950.
Запорожец А. В., Венгер Л. А., Зинченко В. П., Рузская А. Г. Восприятие и действие. М., Просвещение, 1967.
Рубинштейн С. Л. Проблемы психологии восприятия. - В сб.: Исследования по психологии восприятия. М., Изд-во АН СССР, 1948.
Сеченов И. М. Впечатления и действительность. - В кн.: Избранные философские и психологические произведения. М., Госполитиз-дат, 1947.
Шеварев П. А. Исследования в области восприятии. - В кн.: Психологическая наука в СССР. М., Изд-во АПН РСФСР, 1959, т. 1.
Глава 12 ПАМЯТЬ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И МНЕМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАМЯТИ Память в системе психических процессов и
свойств личности. Память является основой психической жизни
личности. Без со-храТгеття-е-дедов -_воздейст bob а в ш их_. "р_аздр а ж итедеи. " каж'Дб„ ощущение и восприятие переживалось бы как впервые возникшее. "Человек перестая-- ^ыоривнтироуаться в" "окружающей среде. Мышление предполагает оперирование понятийным аппаратом и представлениями. Создание образов в воображении не возможно без запаса представлений, преобразуя которые можно создать нечто новое. Для того чтобы оперировать представлениями и понятиями, необходимо хранить их в памяти. Целостность человеческого "я", осознание себя как личности с определенным отношением к миру, с устойчивыми интересами, моти вам", потребностями невозможно без памяти. Клинические наблюдения показьПППсгг," чттуетелтгвстг без памяти" перестает быть личностью; он автомат, действующий под влиянием примитивных потребностей и сиюминутных внешних стимулов.
Богатство памяти личности, ее опыта высоко оценил В. И. Ленин. Он подчеркнул связь памяти со становлением сознательной личности, с коммунистической убежденностью: "Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество" '.
Оценивая память как основу психической жизни, нельзя ошибочно представлять ее как пассивную предпосылку психической деятельности. Память-ряд сложных психических про-це^сов^__активно овла-бевая_^ото^ым'и˜чело&ек-ут1равяяе-т.Р.иоб-ретением и сохранением" в сознании' "полезноУинформации, ее воспроизведением "в 'нужньТй˜м'омеВТ: 'Можно дать следующее определение памяти.
Память - запоминание, сохранение и воспроизведение обстоятельств жизни и деятельности личности.
По материалу, который запоминается, сохраняется и воспроизводится," выделятот-об^аэна^г^^^ьная, слуховая, двигательная и др.), словеснологическую и эмоциональную память (память на чувства). '""˜""---- ------˜
По времени, протекающему между запоминанием и воспроизведением, выделяют долговременную и кратковременную память. ˜""˜---"- -.-..-..-.-,-,-...,.._..,
Ленин В. И. Задачи союзов молодежи. Поли. собр. соч., т.
41, с. 305. 219
Материальные основы памяти. На протяжении всей истории научных поисков психологов материальные основы памяти^-мыс-лились в виде следа. Самая первая гипотеза рассматривала след как механический отпечаток. Ученые исходили из аналогии между оттиском печати на воске и сохранением следа в мозгу. Возникнув в Древней Греции, эта теория просуществовала вплоть до конца XIX века. Когда во второй половине XIX века начались интенсивные постмортальные исследования мозга, было даже сенсационное сообщение о том, что в мозгу одного египтолога нашли отпечатки иероглифа в нервных клетках. В нашем столетии теория механических отпечатков отвергается всеми. Она не подтверждается'никакими фактам"и и противоречит одному 'из главных свойств психического - идеальности образа.
Многие столетия разрабатывалась ассоциативная теория меха-низм^! ^[амяти'." Ассоциация-связь между какими-то явлениями. Ребенку говорят: "Дай руку, протяни руку, покажи руку и т. д.". Между рукой как образом части тела и словом "рука" устанавливается связь, ассоциация. Один образ, слово начинает вызывать в памяти другой (руку, ее движение).
Исследование ассоциативных законов памяти проводилось 'долгие годы, прежде чем был найден в механизмах мозга материальный эквивалент этой связи, открытый И. П. Павловым,- условнорефлектор-ная связь. Временная нервная связь является материальным механизмом ассоциаций. Носителем следов, определяющих память, выступают динамические нервные связи.
С этой точки зрения память является системой организованных ассоциаций, возникающих между воздействовавшими раздражителями или между ними и различными психическими образами и состояниями, сохраненными в опыте. Психологами было выделено несколько видов ассоциаций: по смежности во времени, по смежности в пространстве, по сходству, по контрасту. Ассоциации выступают как механизм запоминания, так и воспроизведения. Приведем несколько примеров ассоциаций.
"В прошлом году я после празднования 1 Мая ездил в -Москву",- вспомнил кто-то в Первомай этого года. Запомнен этот факт по смежности во времени праздника и поездки, воспроизведен по смежности во времени Первомая прошлого и этого года. "Ваше имя и отчество, Александр Иванович, я легко за помню. У нас в школе математику преподавал Александр Иванович". Это запоминание на основе ассоциации и в дальнейшем воспроизведении по сходству в результате дифференциации лиц и отождествления их имен и отчеств.
Ассоциативные механизмы несомненно.имеют место в памяти. Используя их, можно организовать запоминание и воспроизведение, но эти механизмы не исчерпывают все явления памяти. Еще в меньшей степени может претендовать на всеобъемлющую психологическую теорию ассоциативная психология, которая была ведущей в XIX веке. Как показали исследования, сами
220 ассоциации включаются как элементы в более сложные дина-
^ические^]ст])уктуры. В последние десятилетия возникло учение
о следах памяти на биохимическом
и биофизическом уровне. Высказана гипотеза, что удержание материала в кратковременной памяти существует благодаря циркуляции электрических потенциалов, возникших в "результате-возбуждения группы нейронов. Долговременная связана с изменением структур рибонуклеиновых кислот. Для перевода следа из
кратковременной памяти в долговременную необходим период до
30 мин. Если в течение 30 мин после воздействия раздражителя
животное (опыты проводятся на животных) подвергается сильному
электрическому, химическому воздействию или охлаждению организма, то след в долговременной памяти не образуется. Чем
ближе по времени травми рующий раздражитель к воздействию того стимула, который запоминается, тем большее число повторений необходимо для перевода образа из кратковременной памяти
в долговременную.
Рассмотренные современные представления о физиологических, биохимических и биофизических основах памяти не исключают, а
взаимно дополняют одно другое. Согласованной теории следов
памяти еще. нет. Ее создание - задача будущего.
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССОВ ПАМЯТИ И ИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ Запоминание. Процесс запоминания протекает в трех фор мах: запечатление,
непроизвольное запоминание, произвольное запоминание. Запечатление - прочное и точное сохранение в кратковременной и долговременной памяти событий в результате однократного предъявления материала на несколько секунд. Путем запечатления в кратковременной памяти возникают эйдетические образы. Феномен эйде-тизма заключается в следующем: после взгляда на картинку испытуемый может дать такие ответы" о ее деталях, которые возможны лишь в том случае, если образ виденного сохраняется в сознании целиком. Эйдетизм в кратковременной памяти особенно часто встречается у детей. Эйдетические образы отличаются от последовательного образа тем, что в них сохраняется цвет и устойчивая форма, присущие самому предмету.
В долговременной памяти запечатление происходит, когда мы сталкиваемся с событиями, производящими сильное эмоциональное впечатление. У многих в памяти сохраняются в подробностях сцены поворотных для судьбы личности горестных и радостных событий. В работе человека запечатление не играет большой роли. Однако при высоком уровне развития одного из видов памяти запечатление может быть включено в деятельность. Художник Н. Ге по памяти точно нарисовал комнату на
221 картине, изображающей Петра I и царевича Алексея. Он видел
ее лишь один
раз. Можно сказать, что запечатление отражает эмоционально
потрясающие, жизненно важные события.
Непроизвольное запоминание-сохранение в памяти событий
e_J)e3JjiMTare_ux_ многократного^ повторения. Непроизвольное
запоминание отражает постоянно действующие, повторяющиеся события. Так, с года ребенок запоминает слова родного языка,
находясь в определенной языковой среде. Несколько раз встречаясь с учениками в школе, преподаватель запоминает некоторых
из них, хотя и не ведет с ними занятий.
Исследования советских психологов показали зависимость ' непроизвольного запоминания от целей деятельности и ее со-держаГ-ни^ГГакТТ опытах 77: И: Заяч˜енко школьникам предлагали решать задачи. Перед ними не ставилось цели что-либо запомнить.
В первой серии опытов задачи решались по данным условиям, во
второй - условия задачи учащиеся придумывали по заданным числам, в третьей - и числа и условия задачи '- придумывали самостоятельно. Затем учащихся попросили воспроизвести числа,
входящие в условия задачи. Оказалось\что лучше всего запомнены числа, которые учащиеся придумали сами.
Ведущей формой запоминания у человека является произволь-ное'."˜˜Оно" возникло "в трудовой деятельности, в общении
"'людей и связано с необходимостью сохранить знания, навыки,
необходимые для трудовой деятельности. В обучении, когда объем з_апоминаемого материала большой, или при необходимости
удержать большой объем информации в соответствии с целью деятельности человек прибегает к заучиванию.
Заучивание - запоминание с целью сохранить в памяти тот или
иной материал. Заучивание представляет специально орга-низо-ванн^ую.- ..мйемическую_де"ггельность, направленную наТохра-нение._.в-сев#ааи.и.,_трго^_дтс1." связано" с целя-мий˜˜щта1фениями личности.
'""'"Так, ученик заучивает слова иностранного языка не столько
в силу их повторяемости, сколько повторяет их для того, чтобы
сохранить в памяти. Учитель, начиная работать с классом, ставит цель запомнить учеников. В обучении заучивание является
одним из непременных условий усвоения знаний.
Рассмотрим виды и закономерности заучивания. Поскольку чаще
всего заучиваются 'языковые" тексты, а не зрительные и слуховые образы, мы будем говорить о закономерностях заучивания
текстов.
По отнощению^..к_.л.сходному тексту различают заучивание дословное, близкое_к_ гексп/.и 'смысловое. Дословное заучивание
предполагает точное воспроизведение всего текста в тех словах
и предложениях, как он написан. Определения, цифровой материал, термины в точных науках, художественные отрывки, значимые
высказывания, стихотворения, образные выражения в гуманитарных науках-все это заучивается дословно.
222 Заучивание, близкое к тексту,__дод^х^йет..^амену
и_ггропуск
слови^Д^дя&жен"й-прј--воспройзведении, но оно^пр„дполагает
удержат1ие._в_йамягМ"'^^П7Сй7-^тлу1<Ген^ словарного фошЭаГн
синтаксиса заучиваем'0'го'Ге'кст^" є Смысловое" за-учйБ'ан1Т„-'
Пр'„дПолагает_ сохг)анение в "памяти., осноан-йгТ^ол^стЖ'текстаи^вя^^^ ними ...Аргуме нт а ци я, лекси-ка' и1^^а^атика'_^^к^т^создаются .пди.^вх>с,дрййавед,ении.
Эти^^К^Д^-^^411"3!!^^ последовательно сменяющимр-Гдруг^друг.а-этапами в о.владеншГНовым
предмеТОТИГТГоДновременно возрастными этапами развития запоминания. Действительно, ученик в первых классах, как "и человек, приступающий к изучению нового для него предмета или иностранного языка, должен много заучивать наизусть либо близко к тексту. Без этого не разовьется речь, обучающийся не сможет овладеть языком нового для него предмета. Чем больше запомнил ученик дословно и близко к тексту, тем больше он получает возможности запомнить по смыслу. Предшествующие знания позволят ему воспроизвести адекватно мысль своими словами. Несомненно, что дословное запоминание остается необычайно важным на любом этапе развития личности. В дискуссии нужно дословно воспроизвести мысль оппонента. Цели и задачи деятельности, приказы должны быть запомнены дословно.
По характеру ^связей в запоминаемом штерцале выделяют запоминание механическое и смысловое. Механйцейкие-сйязи отража-ют^]гросгрансгвенн^е"˜птатас^Я|^-'-"р^ последовательность запоминаемых объектов. Смысловые-отражают закономерные связи. Нередко при оценк„˜'с!Тбсо"б"ОВ"˜запоминания эти виды противопоставляются. Высоко оценивается смысловое запоминание, которое не требует большого числа повторений, и умаляется роль механического, которое приравнивается к зуб режке. Действительно, механическое запоминание основано на многократном повторении матерй-Гла^^о^онб^явля„тся необходимым условием существованиясмысл овб-гы-зяшжиданля.
Эти виды запоминания неразрывно между собою связ.а.ны в каждом акте заучивания. Роль механического запоминания в обогащений сознания и его связь со смысловым можно проиллюстрировать следующими примерами.
Прежде всего, родной язык усваивается путем многократных повторений. Никакой смысловой связи между предметом и словом, его обозначающим, нет, за исключением нескольких слов во всем словарном запасе языка (например, слово "кукушка" передает звуки голоса птицы). Поэтому все термины в науке, слова иностранного языка, факты выучиваются путем многократного повторения. Понятые смысловые элементы должны быть заучены механически. Так, поняв, что треугольники могут быть классифицированы в зависимости от равенства или неравенства их сторон, легко запомнить, что есть треугольники равносто-223 ронние, разносторонние, а вот термин "равнобедренные"
следует заучить,
если он до этого не встречался. Смысловое, запоминание предполагает глубокое понимание материала, -
широкЖ:"^_а па с знаний, .по предмету, а на более высоких
ступенях обучения и ориентировку в методологии. Приступая к
изучению немецкого языка, нужно на основе механической памяти
заучить, что слова das Pferd, das Tier, das Last значат соответственно "лошадь", "животное", "тяжесть". Теперь столкнувшись со сложным словом das Lastpferd, можно догадаться, что
оно обозначает ломовую лошадь, a das Lasttier обозначает вьючное животное, и слова легко запомнить по смыслу.
Нередко студенты на экзаменах дают такое определение: "Ощущение-это такое восприятие..."-или говорят в определении ощущений
вместо отдельных свойств о частях предмета. Встречаясь с такими определениями, можно сказать, что студент не выучил и к
тому же не понял определения из-за недостаточной методической
подготовки. Четко выученное определение углубляет понимание.
Если понять, что ощущение и восприятие определяются через общее родовое понятие отражения, то можно догадаться, что они
соподчинены данному родовому понятию и не могут определяться
одно через другое. Заучивание создает основу для понимания,
понимание облегчает заучивание.
Рассмотрим некоторые закономерности запоминания. 1. Зависимость
запоминания от цели, которую поставил человек. Данная
закономерность хорошо известна учащимся из практики. Учебный
предмет, который они учат для того, чтобы только сдать, забывается сразу же после экзамена. Экспериментально зависимость
запоминания от цели была доказана многократно. В двух классах
начальной школы учитель читает один и тот же рассказ. В одном
классе он говорит, что спросит его содержание на следующем
уроке, в другом, что спросит через неделю. Проверка проводится через месяц. Всегда в классе, где была поставлена цель запомнить рассказ надолго, он воспроизводится в несколько раз
лучше.
В игре организовывался ряд действий. Одни действия оставались
незавершенными, другие завершались. Затем проводился опрос,
что помнят испытуемые из игры. Оказалось, что незавершенные
действия запоминаются лучше, чем завершенные. Очевидно, неосуществленная цель является подсознательно тем событием, которое запоминается преимущественно по сравнению с действием
завершенным.
Цель^брдее значимая эмоционально или практически, способствует
более прочному запоминанию. В одной группе дети замучивали
слова, в другой заучивание этих слов было включено в игру в
"магазин". Во второй группе слова запоминались лучше:
в игре абстрактная цель запомнить превращалась в жизненно важную. 224
2...Лависимость запоминания от средства предъявления (репрезентации) материала.
Основным средством передачи знаний является язык: речь учителя,
письменный текст учебника. В настоящее время в школе все
большее распространение находит не только традиционная наглядность (дидактические картинки), но и современные средства
массовой коммуникации, используемые в целях обучения (кино,
телевидение, радио). В связи с этим резко возросла доля образов в передаче знаний.
Исследования показывают, что образный, материал не дает преимуществ при непосредственном воспроизведении, но дольше удерживается в долговременной памяти. Отстроченное воспроизведение
свидетельствует, что учебная телепередача или фильм позволяют
лучше воссоздать материал по сравнению с уроком учителя или
самостоятельным изучением этой темы по учебнику и дополнительным источникам. Возникающие, при воспроизведе нии образы"
позволяют в речи воссоздать большее число смысловых единиц
(стимулируют смысловую репродукцию).
Психологически оправданно насыщение урока образным содержани-ем,'однако неоправданно большое число образных элементов^мо-жет отрицательно сказываться на запоминании. Школьникам полезно при'заучивании не только повторять, проговаривая,
текст, но и вызывать в сознании образы, воспринятые на уроке.
3." З-адисимость запоминания ,_от_ логической структуры материала. 'Логиы„с.кая организация материала является непременным
залогом успеха

<< Предыдущая

стр. 14
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>