<< Предыдущая

стр. 18
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Монологическая речь во всех ее формах требует подготовки. Л. Ф.
Кони-крупный русский юрист и общественный деятель-рекомендовал лекторам письменно излагать выступление, для тренировки
прочитывать кому-либо, затем заучивать его. Следует особо
подчеркнуть, что монологическая речь, выступление перед
265 2 <-(-> ^+^
3 Ц Tt^

AW-l Рис. 23. Верхний ряд. Идеографические знаки индейцев:
/-вражда; 2-начало дня; 3-нет; -?-еда (по Дункеру). Нижний
ряд. Идеографические знаки египтян:
/-рука у рта: есть, говорить; 2-потолок, верх, небо, волны; 3-поднятые руки: радость; человек с посохом-старость; 4-подпрыгивающий ребенок: молодость, воспитание (по Масперо).
аудиторией не допускает чтение с листа. Мысль и ее речевое выражение у выступающего должны рождаться на глазах слушателей. Именно это и требует тщательной подготовки всякого выступления, свободного его произнесения.
Письменная речь. Письменная речь появилась позже устной. Но уже на заре развития человеческой культуры люди стали испытывать потребность закрепить на более долгий срок, передать потомкам сведения о тех или иных событиях.
Первые шаги развития письменной речи связывают с попытками передать происшедшие события в рисунке. Этот этап в развитии письма получил название идеографической речи. Психологически идеографическая речь не столько передает знания, сколько служит напоминанием о том, что можно рассказать (рис. 23).
Позднее возникло иероглифическое письмо. В иероглифах - зна-ках^ЩГ„дм„тов - сходство с предметами утрачено. Но иероглифы обозначают предметы или целые мысли. Они не связаны с устной речью, посредством которой общаются люди. Множеству предметов и явлений соответствует множество иероглифов - знаков, которые нужно запомнить для передачи мысли на письме.
Вид письма, которым мы сейчас пользуемся, наиболее позднего происхождения. Его изобретение приписывается древним финикийцам. Оно получило название алфабетического письма и тесно связано с устной речью: графемой (буквой) обозначается фонема (звук речи). Так как количество фонем в каждом языке ограничено, то небольшим количеством графем можно выразить письменно любую мысль.
Письмо вырабатывает совершенно новые психофизиологические ме-ханяамы р,еад-Слова" воспринимаются глазом, а производятся рукой, в то время как устная речь функционирует благодаря слу-хо-кинестезическим нервным связям.
266 Письменная речь не имеет никаких дополнительных средств
воздействия
на воспринимающего ее, кроме самого слова и организующих
предложение знаков препинания.
Письменная речь обращена к самому широкому кругу читателей.
Чувства и эмоции автора: его взволнованность, любовь и ненависть - должны быть переданы умелым подбором слов и поняты
читателем из контекста. Воспр.иятие письменной речи обязательно ..предполагает работу воображения, "вживание" читателя- в текст.
Через столетия доходит до нас голос Шекспира, многие десятилетия отделяют нас от произведений Пушкина и Белинского, но их
мысли волнуют людей и в наши дни. В жизни не каждому суждено
стать писателем, но, овладевая письменной речью, каждому нужно научиться излагать мысли так, чтобы они были понятны читающим.
Возможность поисков наиболее адекватной речевой формы для выражения мысли открывает перед человеком пути работы над совершенствованием как самой письменной речи, так и речи монологи-ческой. Следует помнить, как много работали выдающиеся художники слова, шлифуя произведения. Многократно писатель возвращается к написанному, вновь и вновь его переделывая, отыскивает полное соответствие слова, образа и мысли.
Письменная речь открывает перед человеком необозримые горизонты
приобщения к мировой культуре и в наших условиях является необходимым элементом воспитания каждого советского гражданина.
Внутренняя речь. Как подчеркивает само значение слова, внутренняя речь не направлена на общение с другими людьми. Внутренняя речь - разговор человека с с'амим собой. Она была выделена и описана первоначально как "голос совести". Во внутренней речи протекает мышление, .возникают намерения и планируются действия.
Основным признаком внутренней речи является ее непроиз-носи-мость, она беззвучна. Внутреннюю речь разделяют на внутреннее проговорившие и С(ТосТв?та&˜'ейфг;о'„дй"йЗИЗДйЯй. Наглядно это отношение представлено на рис. 24. В структуре внутренней и внешней речи имеются сходства и отличия. Так, собственно внутренняя речь отличается по структуре от внешней речи тем, что она свернута, в ней опускается большинство вто ростепенных членов предложения. Нередко остается-только одно подлежащее или сказуемое, являющееся для человека центром мысли, вокруг которого объединяются образы. Изменения в структуре захватывают и само слово, отражающее мысль. Например, в русском языке в слове выпадают гласные, не несущие смысловой нагрузки. Внутренняя речь, как и внешняя, существует как кинестезический, слуховой или зрительный образ. В отличие от собственно внутренней речи внутреннее проговаривание
267

совпадает по структуре с внешней речью. Внутренняя речь формируется на основе внешней. "Перевод внешней речи
во внутреннюю наблюдается у ребенка в возрасте около трех
лет, когда он начинает говорить вслух сам с собой',' планировать в речи свои действия. Постепенно проговаривание редуцируется и начинает протекать во внутренней речи.
Рис. 24. Структура внутренней речи: /-нроговаривание.
2-собственно внутренняя речь (по В. А. Бенедиктову). Переход от внутренней речи к внешней часто связан
с трудностями. Во внутренней речи мысль понятна самому человеку, но, когда он пытается выразить ее для других, оказывается, что
его не понимают, и он сам чувствует иногда, что сказал не то, что хотел. Эти трудности связаны с тем, что нужно перейти от свернутых, сжатых, понятных для себя мыслей к развернутым грамматическим и логическим формам, доступным пониманию других. Поэтому в обучении устные ответы учеников и их письменные работы имеют большое значение. Они тренируют выражение мыслей, чувств, намерений в речи.

3. РЕЧЕВЫЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ Направленность личности и стиль
речи.. В речи раскрывается направленность личности: ее интересы, потребности, убеждения. Вопервых, направленность личности определяет содержание, предмет разговоров человека. Во-вторых, к предмету своих интересов человек возвращается многократно и в мыслях и в общении. Рассказ об интересном для личности лексически богаче и'эмоционально выразительнее.
Тесная связь между мышлением и речью позволяет понять, что в речевых свойствах личности отражается целый ряд особенностей "ее мышления. Так, образному мышлению соответствует образная речь. Понятийное мышление связано с большой обобщенностью речи, с логической, а не образной доказательностью рассуждении.
Речевые свойства личности зависят от задач, на решение которых постоянно направлена мыслительная деятельность. Задача передать знания, раскрыть в речевом общении течение своего мыслительного процесса в развернутых логических формах шлифует формы выражения мышления в слове. Привычка обдумывать вопрос "про себя", т. е. мыслить во внутренней речи, нередко приводит к тому, что при желании высказать свои
268 мысли оказывается трудным установить контакт со слушателями. Мысль,
совершенно ясная для самого говорящего, не воспринимается аудиторией. В этих случаях говорят, что речь не раскрыва-ет'мысль, а "закрывает" ее.
Для характеристики культурного уровня человека существенное
значение имеет стиль речи, тесно связанный с направленностью
личности. В стиле речи отражены особенности умственной и'
трудовой деятельности человека, специфика его профессии. Самым низшим стилем речи является неорганизованный разговорный
стиль речи, в котором говорящий употребляет неточные слова и
выражения, много междометий и слов-сорняков. Культура речи
низкая. Примером такого стиля может служить речь Чубукова из
пьесы А. П. Чехова "Предложение": "Голубушка моя... Я так рад
и прочее... Вот именно и тому подобное. Давно желал. Это было
моим всегдашним желанием". Стиль этот беден словами и мыслями, изобилует жаргонными выражениями.
На основе разговорной диалогической речи возникает и гораздо
более высокий стиль, который можно назвать образно-эмоциональным. Для .этого стиля характерны чистота языка, образность выражений, точная передача мысли и слова без использования научной терминологии.
Научно-деловой стиль речи сложился в результате влияния на р
азгтлго р н ьП7˜я^ык˜пйсь м е н н о и и монологической речи.
Этот стиль речи более сух, менее богат образными выражениями.
Для него характерно включение большого количества научной
терминологии.
Во всех трех речевых стилях выражается профессиональная деятельность человека. Это сказывается в подборе слов (лексике),
характере сравнений, образов.
Речь не только общение, но и процесс взаимного воздействия людей, принимающих участие в процессе общения. Поэтому, характеризуя речевые свойства личности, важно отметить не только
те качества, которые проявляются в активном речевом воздействии, когда человек говорит, но и те, которые характеризуют
его как слушателя. Черты, характеризующие человека как слушателя, возникают как синтез особенностей его восприятия, внимания и речевой^ деятельности. Внимательный слушатель способен понять речь, обращенную к нему, и реагировать в соответствии с ее содержанием. Невнимательный слушатель плохо вникает
в содержание сообщения, отбирает из речевой информации то,
что для него представляет интерес, и не замечает того, что
объективно важно, но не значимо для него.
Морально-волевые качества личности, темперамент и речь. В речи проявляются морально-волевые качества личности. Оценивая разговор с человеком, всегда можно отметить, говорил ли он уверенно, убежденно или неуверенно. Скрыть отношение к высказываемому трудно даже искусному оратору. Робость, почтительность, наглость, уважение, как и многие другие отно-269 шения и черты характера, раскрываются в содержании и в
эмоционально-интонационной окраске высказываний человека. Важным моментом
является волевая саморегуляция речи. Выступающий
обычно не только говорит, но одновременно и слушает себя как
бы со стороны. Оратор должен уметь мысленно поставить себя на
место слушателей и соответственно с этим направлять силу своего голоса и эмоций, находить и отбирать такие слова, которые
бы наиболее убедительно для слушателей данной аудитории выражали его мысль. А. М. Горький в воспоминаниях о В. И. Ленине
отмечал "слитность, законченность и прямоту" речи Владимира
Ильича. В самой трудной обстановке, в период враждебных выпадов против партии большевиков, В. И. Ленин "говорил горячо,
но веско, спокойно".
Не меньшее влияние оказывают на речь чувства человека. Всегда
можно увидеть, увлекла ли речь самого рассказчика-, или, наоборот, он безразличен и безучастен к сообщаемому. Слушатель
сразу замечает, когда самому говорящему становится скучно.
Переживания лектора вызывают ответные переживания слушателей.
Вот почему в педагогическом процессе эмоциональная подача материала, увлеченность учителя так необходимы: они передаются
школьникам. Эмоционально-выразительная речь - одно из самых
действенных средств, способных зажечь и детей и взрослых.
Н. И. Красногорский писал: "У человека тип высшей нервной деятельности не может быть установлен без выявления особенностей
речевой деятельности" 1.
Темп речи и относительная сила голоса связаны обычно с силой.
.возбудительного процесса. Ритм речи, особенно его из-м&нения
в соответствии с требованиями обстановки (чтение в ограниченные отрезки времени), свидетельствует-о-подвижности нервных
процессов. Эмоциональность издавна принимается психологами за
показатель темперамента. Наблюдая за перечисленными качествами речи, учитель может составить мнение о типологических особенностях учащихся.

ЛИТЕРАТУРА Ананьев Б. Г. К теории внутренней речи в психологии. Психология чувственного познания. М., Изд-во АПН РСФСР, 1960. Жинкин Н. И.
Механизмы речи. М,, Изд-во АПН РСФСР, 1958. Леонтьев А. А.
Слово в речевой деятельности. М., Наука, 1965. ' Соколов А. Н. Внутренняя речь и мышление. М., Просвещение, 1968.
Степанов А. А. Отражение в речи особенностей личности. - Уч.
зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1964, т. 254. Красногорский Н. И. Высшая
нервная деятельность ребенка. М., Мед-158, с. 215. гиз, 1958
Глава 15 ВООБРАЖЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО
1. ПОНЯТИЕ О ВООБРАЖЕНИИ В сложной структуре человеческой
психики есть удивительное свойство - воображение, или фантазия. Если при помощи восприятия и мышления человек узнает о свойствах, связях и отношениях вещей, явлений, существующих реально, то в воображении отражается и то, что есть, но недоступно по каким-либо причинам, и то, что было, но свидетелем чего человек не мог быть, и то, чего нет, но что может быть. В воображении находит отражение и_то, что никогда не произойдет, никогда не сбудется. Иначе говоря, в фантазии человек выходит за пределы реального мира во времени и пространстве: он может соединять и разъ единять неразложимое и несоединимое, перемещать вещи, события, процессы из настоящего в будущее, в прошлое, из одного пространства в другое.
Воображение - это психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.
Воображение не может развернуться на пустом месте. Для того чтобы начать фантазировать, человек должен увидеть, услышать, получить впечатления и удержать их в памяти.
Чем больше знаний, чем богаче опыт человека, чем разнообразнее его впечатления, тем больше возможностей для комбинации образов. /'
Воображение возникло у человека в ходе трудовой деятельности. Предвидеть результаты труда можно было, только "забе-'ж1а1з вперед" тех дел, которые совершались в данный момент. Точил ли первобытный человек камень для наконечника стрелы или топора, ломал ли палку для лука, готовил ли яму для поимки зверя-во всех этих делах присутствовал образ, мысленная картина того, что получится, произойдет в недалеком будущем в результате усилий, целенаправленных действий.
С развитием и усложнением трудовой деятельности совершенствовалось и воображение: оно рисовало картины более далекого будущего, дальние результаты. Первобытный человек был слаб в единоборстве с природой. Природа подавляла его: он не мог объяснить происходящее вокруг. Так родилось представление о существовании сил, стоящих над человеком, появилась религия. Современный же человек многое может объяснить. Он не верит в сверхъестественные силы, а знает законы природы, и не только знает, но и использует их в создании средств существования, в удовлетворении духовных потребностей. И тем не
271 менее воображение продолжает играть в его жизни огромную
роль. Нет границ
познанию, работе мысли, беспредельны и фантазия, воображение,
которое порой идет впереди мышления, пролагая ему путь.
В. И. Ленин назвал фантазию "качеством величайшей ценности",
играющим важнейшую роль не только в литературном творчестве,
но и в строгой науке, открывающей законы, объясняющей явления
природы и человеческого общества.
"Если бы человек был совершенно лишен способности мечтать,- писал Д. И. Писарев,- если бы он не мог изредка забегать вперед
и созерцать воображением своим в цельной и законченной красоте то самое творение, которое только что начинает складываться под его руками,-тогда я решительно не могу себе представить, какая побудительная причина заста вила бы человека
предпринимать и доводить до конца обширные и утомительные работы в области искусства, науки и практиче-. ской жизни" '.
Повседневная деятельность (работа, отдых, общение с другими
людьми) ставит перед человеком массу задач. Для их решения не
всегда есть необходимые знания. Воображение восполняет этот
пробел: оно комбинирует, создает новое сочетание имеющихся
сведений и таким образом, хотя и временно, но восполняет пробел в знаниях.
Объяснить природу и сущность воображения пытались многие ученые
прошлого. Когда психология выделилась в самостоятельную область знания, ее представители искали место фантазии в ряду
психических процессов, пытались определить ее соотношение с
другими сторонами психики.
В настоящее время существует несколько точек зрения как в целом
на воображение, так и на отдельные его стороны.
Идеалистическая концепция фантазии сводится к тому, что утверждается ее полная спонтанность (самопроизвольность). По мнению
идеалистов, фантазия не носит отражательного характера. Она
не связана с окружающей средой и таким образом свободна от
нее. Фантазия, по мнению идеалистов, есть результат саморазвития, она зарождается в человеке как духовная сила, как проявление его энергии, состояния духа.
Как видим, эта теория воображения не выходит из рамок общей теории идеалистического понимания природы психического.
Не приемлемым для советской психологии является сведение фантазии к другим психическим процессам или их комбинации. Высказывается мнение, будто воображение не имеет своего "лица", а
является комбинацией других психических процессов. В одних
случаях-это комбинация понимания и воли, в других - восприятия, памяти, интеллекта, в третьих - воображе-' Писарев Д. И. Промахи незрелой мысли.-Соч. М., ГИХЛ 1956 т.
3, с. 148. 272
ние - это представления в широком их рассмотрении и понимании.
Существуют гипотезы относительно механизмов воображения. Вот
некоторые из
них. Гипотеза случайных находок. Согласно этой гипотезе все
открытия были сделаны в результате случайного ^совпадения нескольких образов восприятия или случайного столкновения человека с некоторым внешним обстоятельством. Практическим выводом из нее следует: чтобы создать новое, оригинальное, нужно пассивно ждать счастливого случая.
Гипотеза рекомбинации. Главным содержанием этой точки зрения является следующее: воображение направлено на перетасовывание, перестановку ощущений, представлений, принципов, правил путем проб и ошибок.
В наши дни, в связи с развитием науки об управлении и кибернетики, в психологию вошли новые понятия. Все более широкое распространение получает изучение процессов в разных областях науки при помощи моделирования. Идея моделирования нашла приложение и в психологии, особенно по отношению к познавательной деятельности. Психические процессы - мышление, восприятие, воображение - нередко определяют как "динамические модели действительности". Данным термином подчер кивают тот факт, что познавательная сторона психики моделирует вне нас находящийся мир, а также создает образы вещей, процессов, которых пока нет, но которые могут быть получены человеческим трудом. Воображение как раз и призвано создавать новую модель мира вещей, конечный результат деятельности человека. С таких позиций психолог А. В. Петровский и инженер М. Беркинблит и рассматривают данный процесс. Они пишут: "Мы придумываем модели, которые позволяют свя зывать факты, в систему, делаем предположения, которые должны хотя бы на время заменить неизвестные .дйнные, а затем проверяем, насколько полученная система соответствует действительности". По мнению ученых, в ходе познания и практической деятельности человек строит систему, которая не мож.ет быть пока создана логическим мышлением, так как для этого нет достаточно доказанных и проверенных фактов, знаний. Когда же ситуация, созданная воображением, будет проверена при помощи мышления, она либо утверждается, либо отвергается. В этом случае воображение, сыграв роль заместителя недостающего звена в логическом построении, "передает полномочия мышлению".
Воображение и органические процессы. Как и все психические процессы, воображение обусловлено активностью головного мозга, его коры. В ней замыкаются связи при -восприятии и запоминании впечатлений от окружающего мира. Здесь же, в коре, происходит и перегруппировка этих связей (ассоциаций). Образование новых ассоциаций из имеющихся в памяти представ лений и есть физиологическая основа воображения. Разложение,
273 анализ прошлых знаний и объединение частей в новое сочетание
приводят к созданию образа, не оторванного от прежнего содержания, но и не копирующего его.
Исследования последних лет показали, что определенную роль в процессе воображения играют подкорковые центры, и в частности гипоталамическая система. Обнаружено, что этот подкорковый центр участвует в построении цепи последовательно сменяемых действий.
Рассматривая связь воображения с нервно-мозговыми и органическими процессами, следует отметить другую сторону - вли-ян.ае..я&разой^фантазии на эти процессы. Из повседневной жизни каждому известно, как создаваемая воображением картина опасности вызывает учащение пульса, изменение дыхания. Больше того, под влиянием созданного образа в ситуации ожидания человек может действовать не с учетом реальных обстоятельств, а в соответствии с созданной его воображением моделью. Марбе описал случай, когда охотник, ожидавший в сумерках выхода кабана из леса, прицелился и выстрелил в появившуюся девочку.
Образы фантазии вызывают соматические (телесные) изменения. Например, появление на теле пятен, иногда превращающихся в язвы. Известны факты внушения признаков некоторых болезней (студенты медицинских вузов на младших курсах находят в себе многие болезни, хотя в действительности их нет). Имеют место случаи появления реальных признаков болезни в силу существования стойкого образа их.
Исследователями установлен следующий факт. Если человек представляет движение какой-либо части собственного тела (руки, ноги, наклон туловища, вращение головой и т. д.), но не производит этого движения, то в мышцах, которые должны осуществлять его, фиксируются импульсы, аналогичные тем, которые регистрируются при реальном выполнении движения. Правда, импульсы при образе движения значительно слабее, но "рисунок" их одинаков. Это так..назыЕ.ае^мые идеомоторные акты. Ими широко пользуются спортсмены, люди" овладевшие двигательными трудовыми навыками, так как неоднократное повторение представления движения упрочи-вает механизм выполнения данного действия. Тренеры рекомендуют своим воспитанникам перед выполнением упражнения проделать его в уме, представить от начала и до конца. Как показывает практика, такое "проигрывание" улучшает выполнение упражнения.
Вышеприведенные случаи влияния воображения на органические и соматические процессы - факты нормальной мозговой деятельности. Между тем в клинической практике нередки случаи изменения воображения в связи с патологией мозговой деятельности. Наиболее показательным является галлюцинация, при которой больной "воспринимает" несуществующий объект. Этот образ настолько яркий, что человек абсолютно убежден
274 в его реальности. Больное воображение рисует чертей,
бегающих по
крыше или скатывающихся по перилам лестницы, крокодило-подоб-ных птиц и др.
На грани болезненного состояния находится человек, длительно
употребляющий алкоголь. В состоянии белой горячки ему чудятся
не менее странные существа и опасные ситуации. Временные состояния галлюцинации вызывают наркотические вещества.
2. ВИДЫ И ПРИЕМЫ ВООБРАЖЕНИЯ Различают два вида воображения -
воссоздающее и творческое. Воссоздающее воображение развертывается на основе воспринятой
здакоаой. системы, словесной, числовой, графической, 'нотной
и.,др. Воссоздавая, человек наполняет знаковую систему имеющимися в его распоряжении знаниями. Ярким примером может служить чтение художественной литературы, чертежа детали, агрегата, плана сооружения.
Качество воссоздания того, что заложено в знаковой системе, зависит от ряда причин. Во-первых, от исходной информации, на
основе которой развертывается воссоздание. Например, при чтении художественного произведения портрет персонажей, дела и
их поступки, обстоятельства, в которых они действуют, представлены в воображении читателя выпукло, ярко, зримо, в зависимости от языковых средств. Образный язык с использованием
сравнений, - метафор дает простор для воссоздания, поскольку
оживляет широкий круг знаний и личный опыт читателя. И напротив, изображение людей, ситуаций штампами, уже надоевшими
оборотами, маловыразительными и неточными словами не способствует яркости и точности воссоздания. Во-вторых, воссоздание
знаковой информации зависит or суммы и качества знаний человека. Обширность знаний, сочетающаяся с их точ ностью, богатство жизненного опыта позволяют человеку извлекать из памяти нужную информацию и видеть за знаками то, что вложил в
них автор. В этом отношении показателен факт чтения топографической карты или плана военной операции. Воинский командир,
имеющий солидные знания военного дела, знакомый со всеми родами войск, знающий все виды оружия и их применение, будет
выгодно отличаться от штатского человека, не имеющего знаний
военного дела. Первый за картой или планом увидит значительно
больше, чем второй. Втретьих, качество воссоздающего воображения зависит от наличия установки. Исследованиями в области
психологии спорта выявлено, что во" время соревнования, когда
спортсмен напряжен до предела, образы памяти и воображения
крайне неточны, расплывчаты, не имеют четких контуров. Сильные эмоциональные состояния отрицательной и положительной
направленности мешают их
275 воссозданию, и тогда человек не в состоянии собраться с
мыслями,
сосредоточиться, ясно и отчетливо воссоздать содержание. заключенное в тексте, графических знаках. Определенное значение
в деле воссоздания имеет установка, ожидание. У водителя автомобиля, подготовленного рассказами очевидцев к рейсу по
опасной дороге, при воссоздании соответствующего предупреждающего дорожного знака деятельность протекает иначе, нежели у
водителя, не имеющего подобной установки.
Содержание воссоздающего воображения на основе знаковой системы
оказывается вторичным по отношению к образам, созданным их
автором и закрепленным в знаках. Мы читаем повесть и воссоздаем описываемые в ней факты, персонажей, ситуации. Эта умственная работа вторична в сопоставлении с той, которая проделана писателем. Вполне естественно, нельзя игнорировать творческое начало у читателя: в ходе воссоздания в определенной
мере он сам творит, но это творчество не идет в сравнение с
работой автора произведения.
Воссоздающее воображение имеет большое значение при усвоении
учебного материала. Немыслимо изучать географию, не опираясь
на воссоздающее воображение. История оказывается безликой
схемой, если в процесс учения не включено воссоздание. При
этом используются знания, накопленные в предшествующей жизни.
Школьник при изучении истории пользуется небогатым запасом
знаний и жизненного опыта, поэтому для него бывает затруднительно, а порой и невозможно воссоздать историческую ситуацию
в образах прошлого. Он подчас опирается на представления современности и переносит их в прошлое. А это ошибка, искажение
исторической перспективы, нарушение логики истории. Задача
педагогического процесса - накапливать у учащихся яркие образы в ходе изучения истории, географии и других учебных предметов, с тем чтобы, опираясь на них, они могли воссоздавать
соответствующие действительности кар тины, ситуации, события.
Творческое воображение-.создание нового, оригинального образа,
идеи. Б данном случае слово "новый" имеет двоякое значение:
"различают объективно и субъективно новое. Объективно новое -
образы, идеи, не существующие в данный момент ни в материализованном, ни в идеальном виде. Это новое не повторяет уже существующее, оно оригинально. .Субъективно новое-новое для
данного человека. Оно может повторять существующее, но об
этом 'человек не знает. Он открывает это для себя как оригинальное, неповторимое и считает его неизвестным для других.
Творческое вообра>"ение протекает как анализ (разложение) и
синтез (соединение) накопленных человеком знаний. При этом
элементы, "кирпичики", из которых строится образ, занимают
иное положение, иное место по сравнению с тем, какое они занимали ранее. В новом сочетании элементов и возникает новый
276 образ. Результат творческого воображения может быть материализован,
т. е. на его основе трудом человека создается вещь, предмет,
но образ может остаться на уровне идеального содержания, поскольку его реализовать в практике невозможно.
Приемы творческого воображения. Принято различать несколько приемов создания творческих образов... Н^щболее.,пррсть1м.. является агглютинация (в переводе с греческого - склеивание). Этот "при емТостоит в том, что берутся части двух или несколь-. ких предметов, процессов и соединяются, "склеиваются" так, что получается образ нового предмета. Этим приемом создавались мифические образы у древних народов (кентавр: туловище быка, шея и голова - верхняя часть человеческого тела; русалка:
туловище и голова женщины, хвост-рыбы). Так комбинируются некоторые механизмы, машины в настоящее время.
Агглютинация широкого распространения не имеет: при ее помощи довольно редко удается создать образ, который затем воплощается в реальную вещь. Однако он часто используется, когда дело ограничивается фантазией, когда нет надобности воплощать образ в реальный предмет.
Приемом создания творческих образов является аналогия. Ее сущность, состоит в том, что строится образ, в чем-то похожий на^реально .существующую вещь, живой организм, действие. На принципе аналогии возникла специальная область знания и инженерного дела - бионика. Известно, что бионика выделяет некоторые свойства живых организмов как биологических моделей и предлагает их для создания механизмов. Так были созданы многие ныне действующие приборы разного назначения (локатор - аналог с органами ориентации летучей мыши, электронный глаз-"отпрыск" глаза леопардовой лягушки).
Аналогия может быть близкой^.. непос]зед^твенткж^_рт^^ ной, ^тупенчато'й7˜Например, внешний вид современного самолета"" очень ""напоми н ает парящую птицу. Это близкая аналогия. Вертолет-отдаленная аналогия с птицей.
Творческие образы создаются при помощи акцентирования и преувеличения (прец.м.ен^шения). Первое сводится к тому, что в создаваемом образе какая-либо часть, деталь выделяется, особо подчеркивается. Так художник рисует карикатуру, дружеский шарж. Он находит в лице, фигуре, конечностях человека неповторимые, присущие только ему особенности и усиливает их, выпячивает, заостряет. Карикатура, шарж несут в себе сходство с оригиналом, в то же время это сходство относительно. Писатель-юморист изображает действующее лицо, ситуацию, заострив, выпятив то, что подлежит осмеянию, что должно вызвать чувство юмора.
Прием преувеличения (преуменьшения) несколько отличен от акцентирования. Если акцентирование - подчеркивание части объекта, заострение, обнажение ее, то^преувеличение (преуменьшение) распространяется на весь объект, на всю ситуацию.
277 Например, сказки для детей "Гулливер у лилипутов",
"Гулливер у
великанов", "Белоснежка и семь гномов". Этот прием широко использован в народных сказках, былинах, когда герой изображается могучего сложения, со сверхчеловеческой силой, что позволяет ему вести борьбу с целым вражеским войском.
Наиболее сложный прием творческого воображения - типизация^ Художники, писатели, скульпторы в большей мере опираются именно
на нее. Чтобы произведение было жизненно правдивым, автор
должен в персонаже, ситуации выразить не единичное лицо или
событие, а типичное, много раз повторяю щееся, наиболее распространенное. Тдпиз^зция - сложный процесс разложения и соединения, в результате˜чеТо˜вык'ристалли-зовывается зримый"об-раз (человека, его дела, 'взаимоотношений с другими людьми).
По этому поводу А. М. Горький писал:
"Как строятся типы в литературе? Они строятся, конечно, не
портретно, не берут отдельно какого-нибудь человека, а берут
тридцать - пятьдесят человек одной линии, одного ряда, одного
настроения и из них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамле-та, Отелло и т. д. Все это - обобщенные типы". Типизация как
прием воображения близко примыкает к мышлению, и практически
бывает трудно расчленить их в акте создания типического образа.
Воображение является существенной составной частью творческого
процесса, проявляющегося в различных сферах человеческой деятельности. Тот или иной прием создания' творческих образов
используется в зависимости от цели, стоящей перед человеком,
от материала, содержания фантазии, от богатства знаний. Например, в инженерном деле, видимо, большее значение приобретает аналогия, в изобразительной деятельности - акцентирование,
типизация, в литературном труде-типизация.
Непреднамеренное и преднамеренное воображение. В психологии принято выделять ^едредн-амеренное и преднамеренное воображение (непроизвольное и произвольное). Первое из, них характеризуется неучастием или крайне незначительным включением в процесс создания образов целеполагания и волевого .усщщя. Крайним, случаем такого воображения считается сновидение.
С физиологической точки зрения сновидения обусловлены неравномерным торможением различных участков коры и подкорки: одни из них находятся в состоянии глубокого торможения, другие - в полу-заторможенном, третьи - в бодрствующем состоянии. Неравномерность, а также подвижность (перемещение возбуждения и торможения), не подчиненные управляющим сигналам коры, приводят к случайному сочетанию возбужденных участков (клеток) и случайному содержанию сновидений.
Спящий человек не регулирует сознательно психическую деятельность, поэтому нет и целеполагания, произвольного" управления познавательной и эмоциональной деятельностью;
278 В бодрствующем состоянии у человека можно отметить несколько видов
непреднамеренной фантазии. В пределах воссоздающего воображения следует назвать тот случай, когда воссоздание знаковой
системы не требует постановки цели и усилия воли. Так, при
чтении художественного произведения мы не прилагаем усилия
для оживления картины, "стоящей" за текстом; она рисуется по
мере чтения. Другое дело, если произведение малохудожествен-ное. В этом случае читателю приходится напрягаться, ставить
цель "увидеть" за словами содержание. Аналогичное положение
возникает при восприятии других знаковых систем.
Непреднамеренным видом воображения являются грезы. Грезит человек в состоянии расслабленности, в состоянии перехода от бодрости ко сну. В этом случае хотя и есть какая-то общая нить
наплывающих образов, но ассоциируются, связываются они, не
считаясь с реальностью. Результат такого воображения остается
на уровне идеального, психического. Его реализация в /поведении невозможна. У некоторых людей грезы играют гипер трофиро-ванную роль: они являются заместителями реальности, человек
живет в созданном им мире, и это доставляет ему удовольствие.
Преднамеренное воображение. Для него характерно наличие задачи на создание образа и волевое усилие при осуществлении этой задачи. Преднамеренным может быть как воссоздающее, так и творческое воображение. Представим себе человека, недостаточно владеющего нотной грамотой. У него есть ноты, и он желает усвоить полюбившуюся песню. Попытка воссоздать на инструменте или голосом заключенный в нотах мотив проходит с большими затруднениями. Человек прилагает немало усилий, энергии, чтобы ноты "зазвучали" мелодией. Проделываемая работа и есть преднамеренное воссоздающее воображение.
Волевое напряжение при создании творческих образов не менее сильно, чем при воссоздании. Вспомним ребенка, который, желая избежать порицания или наказания за проступок, начинает "сочинять". Он мучительно фантазирует, пытаясь найти реабилитирующее его и приемлемое для взрослых объяснение. Он порой искренне верит в созданную его воображением ситуацию, которая должна заменить подлинную, но неприятную для него.
Мечта. Особое место в структуре воображения занимает мечта-образ желаемого будущего. Мечтает человек о том, что привлекает, что доставляет радость, что удовлетворяет самые сокровенные желания и потребности. О неприятном, безрадостном человек не мечтает. В мечте может быть выражен смысл всей жизни. Она может .быть. реальной и.. нереальной. В первом случае человек достаточно отчетливо представляет содержание мечты и пути ее достижения. Во втором - есть содержание, но нет путей ее реализации, и они не могут быть найдены при
279 данных обстоятельствах. В мечте заложено активное начало, она
является в определенном смысле движущей силой дел и поступков
человека, поскольку последние реализуют ее.
Нереальную мечту можно рассматривать в двух вариантах. Первый: человек верит в содержание, и ему кажется, что мечта
(^сбудется. Он не знает, как и когда это произойдет, но искренне ^верит в достижимость мечты. В этом случае он переоценивает,
/свои объективные возможности. Усилия, которые прилагаются для

<< Предыдущая

стр. 18
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>