<< Предыдущая

стр. 19
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

достижения объекта мечтаний,' оказываются напрасными. Это тот
случай, который принято.обозначать как "разбитые мечты".
Второй вариант нереальной мечты характеризуется тем, что <,с
самого начала человек осознает ее таковой, но все-таки от-/да-ется во власть ее. Она компенсирует жизненные неудачи, а иногда
становится главным смыслом жизни.
Реальная мечта-это начало прогноза и планирования важных
лич^ных_и_ общественных дел. Английский писатель-фантаст Герберт Уэллс назвал В. И. Ленина "кремлевским мечтателем". Действительно, Владимир Ильич мечтал о том времени, когда послереволюционная Россия будет залита электрическими огнями, когда на
ее полях будут работать десятки тысяч машин. Мечты В. И. Ленина
были исходными в составлении грандиозных планов преобразования
России. Он верил в их осуществление, поэтому приглашал знаменитого писателя посетить Советскую Россию через 10 лет.
Мечта К. Э. Циолковского о полете человека в космос не была
несбыточным фантазерством. Она имела научное обоснование, но
всетаки это была мечта, поскольку много оставалось неизвестным,
не все было изобретено для полета. Ныне люди овладевают космосом. Они реализовали мечту ученых прошлого, но значит ли это,
что покорители космоса не мечтают о дальних космических путешествиях. Конечно нет. Путешествия к ближайшим планетам, выход
за пределы Солнечной системы - вот будущее космонавтики.
Индивидуальные различия в воображении. Воображение различается у людей по нескольким признакам. Прежде всего индивидуальное своеобразие выражается в яркости образов. У одних они отчетливые, сочные, соперничающие с представлениями памяти, с
тем, что увидено когда-либо. Л. Н. Толстой отмечал эту особенность у себя. Он признавался, что путал события, факты, увиденные лица с теми, что создало его воображение. У других людей
образы бледные, расплывчатые, своеобразные образы-схемы.
Индивидуальные различия в развитости воображения могут быть
проведены по степени соотнесенности с реальностью, по жизненности, правдивости. Одним людям свойствен-но фантазировать в
области нереальных представлений, другие оперируют "земными"
фактами.
280 Индивидуальное своеобразие, далее, может быть рассмотрело с точки зрения умения подчинять воображение поставленной задаче, включать его в творческую деятельность. По этому признаку различают людей с организованной и неорганизованной фантазией. Первые при решении творческих задач используют фантастические образы, связанные с задачей и направленные на ее решение, вторые-пускают свое воображение "на самотек", оно "отходит" от задачи, протекает по механизму свободной ассоциации. Иногда такой человек, спохватившись, спрашивает: "А с чего начали?"
Индивидуальные различия также определяются областью [деятельности, в которой оно проявляется,-музыкальной, лите-Гратурной, инженерной, общественной и т. д.

3. ТВОРЧЕСТВО Творчество - психологически сложный процесс.
Оно не исчерпывается какой-либо одной стороной, но существует как син-|тез познавательной, эмоциональной и волевой сфер человеческого сознания. Творчество тесно связано со свойствами личности (характером, способностями, интересами и др.).
При всей многогранности творческого процесса особое место в нем занимает воображение. Оно как бы центр, фокус, вокруг которого, образно говоря, теснятся другие психические процессы и свойства, которые обеспечивают его функционирование. Полет фантазии в творческом процессе обеспечивается знаниями '(добытыми мышлением), подкрепляется способностями и целеустремленностью, сопровождается эмоциональным тоном. И вся эта совокупность психической активности, где воображение выполняет главную роль, может привести к большим открытиям. изобретениям, созданию разнообразных ценностей во всех видах (человеческой деятельности.
Творчество - это высший уровень познания. Оно не может | совершатьсягТг„з "предварйт„льного˜накопления знаний. Откры-| вать новое можно, только овладев всеми уже добытыми знания-| ми в данной области. Иначе человек будет ломиться в открытую дверь.
Исследования творчества свидетельствуют о том, что оно имеет общие принципы и этапы вне зависимости от вида деятельности. Вместе с тем этим не исключаются закономерности и этапы, характерные для творчества в пределах конкретного содержания.
Перечислим этапы творческого процесса, взятого в общем виде.
1-й этап. Зарождение идеи, реализация которой осуществляется в творческом акте. 2-й этап. Концентрация, "стягивание" знаний,
прямо и кос-венн.о.-.о-тносящихся к данной проблеме, добывание недостающих введений.
281 3:и_этап. Сознательная и бессознательная работа над материалом,
разложение и соединение, перебор вариантов, озарение. 4-й
этап. Пр_ове]жа_и доработка.
Рассмотрим особенности творческого процесса, а также место воображения в некоторых видах деятельности.
Научное творчество. Оно напс^вдеае--ја-оздгр-ьјае-р-а-цее. не известных явлений, их связей, отношений, на познание еще неведб-шэГх^процессов^ в природе и^‚дестве. ^а^чное_двог>чество пр^ед-полагает установление факта существования явлений, про-ц&се-ев,-агАавНое^^вскрытйе "причин, их порождающих. Оно предполагает установление логической, цепи порождающих и порождаемых явлений, фактов, событий. Поэтому важпеиш^ю^роль в научном творческом процессе играет мышление. Опираясь на воспринимаемые или представляемые факты,˜оно анализирует, соединяет, сравнивает, обобщает и т. д. и таким образом устанавливает закономерную связь. Однако ученый не всегда в состоянии установить логическую последовательность изучаемого:
в его распоряжении может не быть достаточных фактов или имеющиеся факты противоречат общепринятому логическому построению материала. В этом случае исследователь прибегает к воображению, которое восполняет пробел. Таким образом, ученый в воображении создает недостающее звено в уже доказанной цепи фактов, положений. Это звено пока' не обосновано, но оно существует. Дальнейшая творческая работа над проблемой заключается в доказательстве правомерности или ложности этого звена. Если доказано первое - воображение сыграло свою поло жительную роль, если же оно ложно, то и в этом случае созданное фантазией звено было хотя и временным, но необходимым. Ярким примером, иллюстрирующим отмеченную роль воображения в научном творчестве, является создание Д. Менделеевым периодической таблицы элементов. Не все места в таблице в момент ее создания были заполнены. Д. Менделеев предполагал с достаточной точностью основные свойства элементов, которые займут пустующие клетки. О многих других свойствах ему можно было только фантазировать (например, об устойчивости этих элементов во времени).
К научному творчеству в большей мере относятся вышеперечисленные этапы, которые выражают последовательность научного открытия, поиска. Однако в некоторых случаях эта этапность может быть нарушена, поскольку существует творчество в области теории и творчество с опорой на практику. Например, исследования в области теоретической и экспериментальной физики. В первом случае творческий процесс выражается в расчетах, во втором - в проведении опытов, экспериментов, их повторении, изменении. Но в обоих случаях цель одна-открыть новые за-, кономерности, связи.
Несколько иначе протекает изобретательская деятельность. Специфика ее прежде всего в том, что она^^опираясь^на^резуль-282 таты научного творчества, конечной целью имеет нахождение способа
применения научных данных в практической деятельности человека.
""Изобретатель создает материальную ценность (прибор, меха-^
низм, способ действия), которая впитывает в себя научные открытия и реализует их.
Психолог П. М. Якобсон процесс творческой работы изобретателя подразделяет на семь стадий: 1) период интеллектуальной готовности, 2) усмотрение проблемы, 3) зарождение идей - формулировка задачи, 4) поиск решения, 5) получение принципа изобретения, 6) превращение принципа в схемы, 7) техническое оформление
и развертывание изобретения.
Литературное, творчество. Оно в значительной мере отличается
от научного. Иногда считают, что творческий труд писателя простой и не требует особых знаний, умений. Рассуждают примерно
так: "подумал, сел и написал". Конечно, для грамотного взрослого человека написать литературное произведение на уровне школьного сочинения не так сложно. Но создать художественное произведение, отражающее типичную картину жизни настоящего и прошлого, выразить в нем свою, писательскую позицию - не так-то просто.
Творческий процесс писателя начинается с идейного замысла.
Писатель работает над идеей, смыслом произведения, затрачивая
на ,это немало времени. Большая и кропотливая работа проводится
по сбору, накоплению материала, не только того, что войдет в
произведение, но и того, который создает фон описываемых событий, позволит вжиться в изображаемую ситуацию, проникнуть в нее
чувствами и разумом.
Много работает писатель и над сюжетом произведения. Сюжет -
не точное копирование происшедшего случая, события. (Хотя может
сохраниться основная канва его.) В сюжете находит отражение типичное, а также позиция автора.
А. И. Куприн начинал свои произведения с перелистывания годичной давности газет. В отделе происшествий он выбирал факт,
который был исходным для большого произведения.
В основе пьесы "Живой труп" Л. Н. Толстого лежит жизненное
событие, хотя концовка его совсем иная: женщина и второй муж
были осуждены на выселение в Сибирь, а с первым ее мужем ничего
не произошло.
В 1887 г. видный юрист того времени А. Ф. Кони рассказал Л.
Н. Толстому о судебном процессе над уличной женщиной, осужденной за кражу 100 рублей. Сразу же после суда на этой женщине
настойчиво желал жениться молодой офицер, виновник ее падения.
Здесь не трудно усмотреть сюжет "Воскресения". Итак, жизненный факт может послужить канвой сюжета художественного
произведения. Но, как отмечал К. Федин, "факт в большинстве
случаев - лишь точка приложения сил, которую
283 мы зовем фантазией". И .действительно, сюжет произведения может
радикально отличаться от увиденного или услышанного писателем
события, происшествия. Они изменяются в зависимости от писательского, миропонимания, его философских концепций. Что и
произошло у Л. Н. Толстого в обоих приведенных выше случаях.
Главный источник писательского труда-его наблюдениями "фа-Ш-аз-йя. 'Ничто" не ускользает от зоркого взгляда писателя:
ни деталь предмета, ни, казалось бы, совершенно скрытое движение мысли и чувства человека. Писатель фиксирует это в памяти
и при необходимости включает в произведение. Он соединяет полученные в разное время и в разных обстоятельствах наблюдения
воедино, создавая неповторимую, но типичную ситуацию, оригинальный персонаж. "Свободное воображение,- писал К. Паустовс-кий,-ловит в окружающей нас жизни сотни частностей и соединяет их в стройный и мудрый рассказ. Нет ничего, чем пренебрег
бы сказочник,- будь то горлышко пивной' бутылки, капля росы
на пере, потерянном иволгой, или заржавленный уличный фонарь.
Любая мысль - самая могучая и великолепная - может быть выражена при дружеском содействии этих скромных вещей".
Важным моментом в творчестве писателя является способность
.драникать^в психику другого человека,...понимать эмо-цио-н1зльные .состояния и выражать их достоверно. Это то, что
в психологи и н аз ыв а ют_ эмп.а.тир.й, " ---.^.-...,-.-._
И. С. Тургенев так описывает высокую способность к эмпатии у Л.
Н. Толстого. "Однажды мы виделись с ним летом в деревне "и
гуляли вечером по выгону недалеко от усадьбы. Смотрим, стоит
на выгоне старая лошадь самого жалкого и измученного вида:
ноги погнулись, кости выступили от худобы, старость и работа
вовсе как-то пригнули ее: она даже травы не щипала, а только
стояла и отмахивалась хвостом от мух, которые ей досаждали.
Подошли мы к ней, к этому несчастному мерину, и вот Толстой
стал его гладить и, между прочим, приговаривать, что тот, по
его мнению, должен чувствовать и думать. Я положительно заслушался. Он не только вошел сам, но и меня ввел в положение
этого несчастного существа. Я не выдержал и сказал:
"Послушайте, Лев Николаевич, право, вы когда-нибудь были лошадью". Вполне понятно, лошадь не мыслила, у нее не было человеческих переживаний. Между тем великий писатель силой своего воображения нарисовал картину того, что могло бы чувствовать и переживать существо, обладающее человеческой психикой
и находящееся в положении лошади. .' Каковы же основные этапы
литературного творчества? j l. Возникновение идеи, замысла
произведения. / 2. Накопление материала.
/ 3. Отработка сюжета (взаимоотношение персонажей, их по введение, дела).
284 4. Наполнение сюжета содержанием. Написание произве-де-я.
Каждый из названных этапов - это сложная, многогранная гвор-ческая деятельность.
Указанные этапы в целом представляют схему, не являющуюся жесткой для каждого писателя. Иногда писателю нет необходимости "собирать" материал для данного произведения: в его распоряжении есть знание изображаемого, жизненный опыт, яркие и точные впечатления.
Несколько иную роль в литературном творчестве по сравнению с научным..выполняет воображение. С самого начала работы [над произведением писатель опирается на него. Писатель в сравнении с ученым меньше скован точными данными, фактами. Он |может ими распоряжаться свободнее: перемещать во времени и Пространстве, переставлять местами, изменять их и т. д. Логика фактов в художественном произведении подчинена созданной фантазией художника логике сюжета и логике поведения персонажей. В художественном произведении могут быть изобра-|жеяы невероятные события. И это допустимо. Но художественный вымысел перестает быть ценным, если нарушается логика ситуации, логика образа. Читатель перестает верить писателю, а это крах последнего.
Место фантазии в литературном творчестве очень четко определил К. Федин. Обращаясь к своему корреспонденту, он писал з том, что тот переоценивает значение жизненных (фактических) познаний писателя но сравнению с его работой "сочинителя", [умаляя вымысел, что после окончания "огромной дилогии, в общей сложности в 60 печатных листов, он, К. Федин, оценивает соотношение вымысла и "факта" как 98 к 2.
Художественное творчество. Оно включает творчество художника (живописца), скульптора, чеканщика, резчика по дереву др. Каждый из названных видов характеризуется своеобразием ^пользуе-мого материала, инструмента, особенностями техники Исполнения. Так, например, художникживописец использует Плоскость-холст, бумагу, картон, дерево, инструменты-краски, кисти, карандаши. Скульптор имеет дело с объемным материалом - глиной, гипсом, камнем, деревом и разнообразными ин струментами. Но это внешняя материальная и техническая сторона художественного творчества. Есть и другая - внутренняя, психологическая.
Творческий процесс художника и скульптора, как и писателя, начинается с возникновения замысла. Вначале вынашивается идейный смысл произведения, обдумывается содержание его, общая композиция. Вполне естественно, все это вырастает не на пустом месте, но на основе жизненного опыта, уже сложившихся взглядов, оценок. Когда обозначаются идейная и содержательная стороны произведения, художник и скульптор подыскивают натуру, в большей мере выражающую смысл произведения (персо-285 нажи, позы, фон). Путем наблюдений и 'фиксаций в памяти, а также написания этюдов и лепки отдельных частей композиции или скульптурного портрета художник и скульптор отрабатывают сами образы, технику исполнения. Работа над этюдами окончательно выкристаллизовывает сюжет картины, скульптурного решения.
Собрав материал, отработав сюжет произведения, художник приступает к воплощению замысла. В акте исполнения концентрируется многогранная подготовительная работа. Но это одновременно и сложнейший творческий акт-единство действия, мысли, воли, чувства, освещенное .вдохновением.
Творчество живописца и скульптора от начала и до конца пронизано, фантазией. Особенности ее в том, что она опирается на зрительные образы, оперирует зрительными представлениями. Фантазия художника и скульптора характеризуется особой яркостью и живостью, детальностью представлений, в которых фиксируются мельчайшие подробности изображаемого (форма, цвет, освещенность).
Музыкальное творчество. В нем следует выделить творчество композитора и исполнителя. Творчество композитора предполагает создание оригинального музыкального произведения, не повторяющего существующие; исполнительство - трактовку музыкального произведения при испоТГн„нйи: ---
Композиторское творчество в определенной мере отличается от других видов не только материалом, но и самим ходом, течением творческого акта. В сознании композитора мир пред-ставлен__зву-чащим (это, конечно, не означает, что композитор лишен других видов чувствительности). Там, где обычный человек слышит шум мотора или скрип двери, журчание ручья или шелест листвы деревьев,- у композитора возникает музыкальный образ. Даже тишина для композитора "звучит" мелодией. Исходным при создании музыкального произведения является жизненнъиГ .факт, который вызывает эмоциональный настрой, в свою очередь выражающийся' в музыкальных фразах. Последние 'составляют мелодию. Таким фактом может быть жизненное явление. Например, Д. Д. Шостакович в первый год Великой Отечественной войны находился в блокадном Ленинграде. Он был свидетелем беспримерного героизма защитников города. События начала войны получили отражение в его знаменитой Седьмой симфонии. Фактом, порождающим музыкальное произведение, может быть стихотворение. Ознакомившись с ним, композитор вживается в текст, что создает определенный настрой для создания соответствующей содержанию текста музыки.
Таким образом, композиторское творчество предполагает способность улавливать во внешнем мире звуки и ритмы и переводить их в музыкальные образы, сочетать последние в сложные структуры.
Творчество исполнителя, как было отмечено, выражается в 286
трактовке музыкального произведения и исполнении его. Казалось
бы, в нотах сказано все: ритм, высота и долгота звуков, паузы
и т. д. Исполнителю остается лишь точно соблюдать все нотные
знаки. Однако подлинное творчество исполнителя заключается в
том, что музыкальное произведение, образно говоря, пропускается через горнило его музыкальной натуры и тем придает произведению неповторимый колорит. Произведение получает исполнительскую окраску, увеличивающую силу его воздействия. Ария
Бориса Годунова в исполнении Ф. И. Шаляпина отличается от той
же арии в исполнении певца-любителя, хотя оба они поют точно
в соответствии с нотами. Творчество музыканта-исполнителя-это
сложный, кропотливый труд.
Воображение в творческой деятельности учителя. Казалось бы, воспитательная деятельность учителя построена на знании фактов поведения ученика, на 'их анализе и выводах для педагогического Бездействия. Однако это не так. Педагогическая деятельность предполагает и строгое мышление, и воображение как основу .анти-ципирования (предвосхищения будущего). Предвидеть близкое и отдаленное будущее своих действий, предвидеть действия и поведение ребенка в ответ на воспитательные действия, прогнозировать и проектировать развитие учебной деятельности и личности ребенка-едва ли не важнейшая задача учителя-воспитателя. Во всем этом на процесс воображения ложится немалая нагрузка.
Сложность антиципирования в учебно-воспитательном процессе заключается в том, что слишком многое обуславливает поведение и развитие школьника. В поведении ребенка нет однозначности, т. е. одна и та же причина не обязательно вызовет одни и те же дела и поступки. Один и тот же стимул может по-разному переработаться в сознании школьника и выразиться в поведении. Это зависит от .степени понимания его, состояния в данный момент, отношения к уч-ителю, влияния сверстников и т. д. Педагог должен быть готов к тому, чтобы предвидеть комплекс причин, обуславливающих сиюминутные реакции ученика, а также его поведение в ближайшем будущем.
Отмечая -необходимость воображения в учительском труде, вместе с тем следует предупредить об одной опасности. Оценка школьника должна строиться на достоверных фактах поведения. У учителя-воспитателя не должно быть сомнения в подлинности этих фактов. Если же подлинность поведения школьника оценивается не на основе восприятия, а на основе воображения, то допускается серьезная ошибка. Выдача предполагаемого, нафан-тазированного факта за реальное поведение и действие чревато самыми неприятными и нежелательными последствиями как для учащегося, так и для учителя. Оценка школьника и его дел, каждый поступок и проступок должны быть поставлены в логически связанную цепочку. В этой части учительский труд ничем не отличается от творческого труда ученого.
.287 Выше было отмечено, что творчество - это концентрация
ума, воли,
чувств, это напряженный, всепоглощающий труд. Подлинное творчество окрыляет человека, создает веру в собственные возможности, приносит радость. Вместе с тем в продуктах творческой
деятельности выражается личность творца. В созданном остается
частица его ума, чувств, незримо присутствуют черты характера. Достаточно вспомнить некоторые музыкальные, литературные
произведения, картины, скульптуры художников и ваятелей, сооружения архитекторов, машины инженеров и рабочих. Грустные, а
порой трагические мелодии Шумана выражают меланхолическую натуру композитора. Задорные, жизнерадост ные мотивы песен и
музыка к опереттам И. О. Дунаевского - его веселый общительный характер. Стихи и поэмы С. Есенина - ли ричность и поэтическую чувственность его натуры. Скульптуры Е. В. Вучетича
характеризуют ваятеля как человека сильного, масштабного в
мыслях, размашистого в делах. И. В. Курчатов предстает перед
нами как человек необычайной энергии, с блестящими организаторскими способностями, с глубоким умом исследователя.
Вдохновение. Творчество-это не сплошной ј непрерывный процесс. В нем чередуются подъемы, застои, и спады. Психолога мУу^еле но много внимания изучению высшего кульминационного творческого состояния - вдохновения.
Вдахад^ведиеЗ^ое^оддй‚ вы.сще..г.о".цодъема. в тйор-че.ст.ве^..при котором познавательная и эмоциональная сферы слиты. в..,&лц ном порыве л направлены на решение творческой задачи; состояние, при .котором, ^ЮСхЙЙ.„ТСЯ;;етЖСР[малытый результат.
Прекрасные пушкинские стихи точно выражают сущность вдохновения: И забываю мир - ив сладкой тишине Я сладко усыплен моим
воображеньем, И пробуждается поэзия во мне: Душа стесняется лирическим волненьем, Трепещит, и звучит, и ищет,
как во сне, Излиться наконец свободным проявленьсм - И тут ко
мне идет незримый рой гостей, Знакомцы давние, плоды мечты моей. И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы легкие навстречу им бегут, И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута
- и стихи свободяо потекут.
В состоянии вдохновения человек может найти решение проблемы, над которой работал длительное время. Особый эмоциональный подъем, ясность и отчетливость мысли, отсутствие субъективного переживания напряжения - все это характерно для вдохновения.
Состояние вдохновения непродолжительно. У разных людей оно длится от нескольких часов-до-йескояъ-ких дней, но это-288 результат постоянной напряженной работы. Оно не приходит в безделии.
По словам И. Е. Репина, вдохновение-"награда за каторжный
труд". 4. ВООБРАЖЕНИЕ И ЛИЧНОСТЬ Черты личности и особенности
процесса воображения. Наблюдения за жизнью людей, за их деятельностью показывают, что развитое и ярко выраженное воображение проявляется в ряде существенных качеств человека. К таким качествам, или чертам, личности прежде всего относится одухотворенность. При одухотворенности воображение включено во всю познавательную деятельность; отношения человека к другим людям, к жизни эмоционально приподняты. Способность видеть новое и прекрасное в повседневно окружающих людях и предметах, не упускать за повторяющимися трудовыми обязанностями высоких целей, которым служит любой, даже самый скромный труд советского человека, оптимизм, умение тонко чувствовать комическое и трагическое, творческое отношение к труду, любовь к жизни, целеустремленность - все эти качества личности, самым тесным образом связанные с воображением и чувствами, определяют в целом одухотворенность как черту личности.
Временное состояние одухотворенности, вызванное особыми обстоятельствами, можно наблюдать у многих людей. Такое скоропреходящее состояние не дает оснований считать человека одухотворенной натурой. Под одухотворенностью как чертой личности следует понимать ее (личности) общую позицию, которая позволяет человеку подняться выше будничных забот и жить полнокровной, целеустремленной и внутренне содержательной жизнью в обычных повседневных условиях.
Чертой, противоположной одухотворенности, является прозаичность. Прозаичность натуры_Е.ыражается в отсутствии возвышенной, .мечты и высоких гражданских идеалов, в прикованности интересов и потребностей к повседневным мелочам жизни. У такого человека вся жизнь идет в плоскости обыденных забот. Если у него и наблюдается проявление одухотворенности, то это только вспышки, которые лишь подчеркивают типичную для него прозаичность. \
Одухотворенность - одно из важнейших и це11нейших_качеств лич-ностипедаТоТа. Учтгтеля",' который рассказывает учащимся давно известный" ему материал, всегда подстерегает опасность соскользнуть во время урока в плоскость обыденного, прозаического переживания фактов. В этом одна из причин серых, сухих, неинтересных уроков. И учитель, и ученики видят во взаимном общении лишь скучную обязанность. Этого не должно быть. Лишь тот урок захватывает учащихся, на котором учитель вместе с учениками как бы впервые открывает неизвестное им, но давно известное ему как нечто новое и для него самого.
10 Заказ 385 289 Учителю важно уметь видеть знакомые факты
каждый раз по-новому. Одухотворенность в работе учителя достигается не деланным воодушевлением.. Она. есть результат, с одной стороны, б^...более _ глубокого познания предмета, а с другой-не менее вдумчивого изу-чения"интеллектуальных запросов учеников.
Одухотворенность как черта личности может своеобразно проявиться в романтическом складе человека или его поэтической натуре.
Романтик-это__пдежде-всего оптимист, который см&ло смотрит в будущее и идет навстречу ему. Во имя будущего он согласен тт внутренне готов переносить трудности, лишения и опасности. Он смело берется за дело ради радостной жизни людей.
Следует отметить, что в условиях социалистического общества романтический уклад и мечтательность не устраняют'реалистическо-го подхода человека к объективной действительности, так как этот последний не исключает ни романтического отношения к ней, ни мечтательности. Примеров такого романтизма, органически связанного с решением грандиозных, но реальных задач, много. Стоит лишь упомянуть о строителях Комсомольска-на-Амуре, целинниках, о людях, строивших Братскую и Красноярскую ГЭС, о тех, кто осваивал Арктику, и, наконец, космонавтах.
Важно отметить, что романтики - не обязательно люди юношеского, комсомольского возраста. Романтиками бывают и те, кто по своему паспортному возрасту считается зрелым человеком.
Романтик-натура деятельная, волевая. Это человек, у которого идеи воплощаются в жизнь через непосредственное участие в больших и малых делах. В эти дела романтики вкладывают все свои силы и неослабную энергию. Психологически для романтизма прежде всего .свойственна прямая связь воображения с волевой сферой, с мужественным и стойким характером,. с высокои"ид.ейностью "намерений и поступков.
Поэтическая натура характеризуется едннство.м высоких чувств и воображения. Эхо проявляется в особо чутком и глубоком художественном восприятии произведений искусства, природы и жизни во всех ее многообразных проявлениях. При наличии склонности и способностей к творческой деятельности из поэтической натуры развивается тип художника - творца эстетических ценностей.
И романтизм, и поэтичность.-очень денные для педагога качества личности. Романтика научного поиска в преподавании учебной дисциплины, романтика дел, которые намечает учитель вместе с учащимися,- немаловажный воспитательный фактор. Поэтическая натура учителя, находящая свое выражение в его работе, помогает и школьникам полнее воспринимать художественное произведение, ярче и лучше представлять явления жизни, благодаря чему лучше понимать их содержание.
290 С мечтой как особым видом воображения связана такая
черта
личности,"как мечтательность. В отличие от грез, мечта не
.отрывается от действительности, однако мечтательность не
считают положительной чертой личности. Отрицательное отношение К мечтательности следует объяснить особенностью проявления той черты в условиях классового общества, где у большинства го членов мечта не включалась в практическую деятельность, I сами мечтания становились основным содержанием
психической еятельности человека. Понятно, что такая пассивная мечта, ^ечта для мечты, т. е. замкнутая в самой себе система представ-яений и мыслей, слабо связанная с реальной
жизнью, не может быть расценена как положительное качество. О
таких бесплодных мечтателях пишет Н. А. Некрасов:
Суждены вам благие порывы, Но свершить ничего не дано...
Мечтательность становится положительным качеством личности,
если она включена в деятельность, является одним из побудителей ее и связана с волевыми качествами человека. В работе учителя мечтательность следует оценивать положительно. Не случайно А. С. Ма-каренко высоко ценил способность педагога мечтать вместе с детьми, увлекать их своей мечтой, помогать детскому коллективу увидеть "завтрашнюю радость". А это трудно для человека, у которого не сформирована мечтательность как свойство личности.
Чертой характера человека, возникающей из особенностей его воображения, является фантазерство. Для фантазера характерно возникающее незаметно для него самого искажение фактов, он выдает желаемое за действительное, строит воздушные замки, сам веря в их существование. Литературным типом фантазера является барон Мюнхгаузен, который привлекает читателя своеобразным полетом добродушного воображения. В фантазерстве проявляется возможность легко и свободно оперировать образами при отсутствии достаточной зрелости и критичности ума.
Возникновение фантазерства может быть связано с динамичностью представлений памяти. Они изменяются, взаимодействуя друг с другом. Часто человек не замечает того, что воспроизводит неточно, а иногда и искаженно. Передавая виденные и зафиксированные в памяти события или характеристики предмета, он вносит что-то от себя, несколько приукрашивая и видоизменяя воспринятое и пережитое. Важно подчеркнуть, что в этих случаях у человека нет цели что-то творчески переработать.
Привнесение от себя происходит нередко в отношении того материала, который был воспринят мельком, как говорят, на ходу. Такого рода дополнения могут иметь место в случаях ясно выраженного личностного отношения человека к объекту восприятия.
10* 291
Воображение и другие проявления личности. Воображение является непременным условием становления тех черт личности, которые выражают отношение к самому себе и другим людям. В языке школьников есть очень меткое слово - "вообра-жала", определяющее человека, который ведет себя не в соответствии со своими заслугами и положением. Самооценка складывается, как известно, под влиянием оценки других людей. Но то, как. поведет себя человек в новом коллективе, в новых жизненных усло виях, .зависит от воображения. Оно программирует в соответствии со сложившейся самооценкой человека в новых условиях.
Чуткость в отношении к людям, такт в подходе к ним невозможны без воображения. Чтобы быть чутким, нужно на основе знаний о жизни и характере человека вообразить (представить себе) его душевное состояние в данный момент.
є Сочувств-и-е... (способность представить, понять и сопережить
настроения и чувства другого человека) - черта
личн.о.стх^тес-но связанная с развитием воображения. Существует заметная разница между теми, кто может понять и посочувствовать без сопереживания, и теми, кто представляет и на
основе созданного воображением образа сопереживает и сочувствует. В первом случае мы имеем дело с рациональным сочувствием, во вто ром-с.эмоциональным.
В силе и яркости образов воображения проявляются типологические особенности высшей нервной деятельности человека. Воображение-один из показателей, по которому И. П. Павлов относил людей к художественному или мыслительному типу. Художник имеет дело преимущественно с образами (зрительными, слуховыми, двигательными и др.). Это говорит о большой роли в его деятельности первой сигнальной системы, образного отражения мира. Первосигнальные образы ученого более обобщены и строятся на другом материале.
А. Н. Толстой отмечал, что писателю нужно видеть до галлюцинаций то, о чем он пишет, т. е. иметь яркое и эмоциональное воображение. Но одновременно он подчеркивал: "Для нас образное мышление-только часть художественного мышления. Если я буду мыслить только образами, то есть представлениями предметов, то все бесчисленное количество их, все, что окружает меня, превратится в бессмысленный хаос".

ЛИТЕРАТУРА Арнаудов М. Психология литературного творчества.
М., Прогресс, 1970. Беркинблит М., Петровский А. Фантазия и реальность. М., Политиз-дат, 1968.
Дудецкий А. Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. Смо ленск, 1974.
Натадзе Р. Г. Воображение как фактор поведения. Тбилиси,
1972. Пономарев Я. А. Психология творчества. М., Наука, 1976.
Глава 16 ЭМОЦИИ, ЧУВСТВА И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ
1. ПОНЯТИЕ ОБ ЭМОЦИЯХ И ЧУВСТВАХ Определение эмоций и чувств.
Когда вы наблюдаете восход солнца, читаете книгу, слушаете музыку, ищете ответ на возникший вопрос или мечтаете о будущем, то, наряду с разными формами познавательной деятельности, вы проявляете свое отношение к окружающему миру. Читаемая книга, выполняемая работа могут вас радовать или огорчать, вызывать удовольствие или разочарование. Радость, грусть, боязнь, страх, восторг, досада-это разнообразные чувства и эмоции. Они-одно из проявлений отражательной психической деятельности человека. "Воздействия/внешнего мира на человека запечатлеваются в его голове, отражаются в ней в виде чувств, мыслей, побуждений, проявлений воли..."-отмечает Ф. Энгельс*.
Если в восприятии, ощущениях, мышлении и представлениях отражаются многообразные предметы и явления, их различные качества и свойства, всевозможные связи и зависимости, то "в._ эмоциях _и_дуйствах, человек проявляет_свое отношение .к^содержанию"доз-дада е м о г о.
ч^^вст-бз-и-эмоции зависят от особенностей отражаемых предметов. Между человеком и окружающим миром складываются "объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций.
В эмоциях и чувствах проявляется также удовлетворенность или неудовлетворенность человека своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью.
Эмоции и чувства - э'то..хвоеобразиае.....личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе.
Чувства и эмоции не существуют вне познания н деятельности человека. Они возникают в процессе деятельности и влияют ˜на'ее протекание.
Источника_ми_.эмоцпй и чувств служат объективно существующие предметы и явления, выполняемая деятельность, изменения, проис-ходя.щие в нашей психике н организме. В разное время значимость одних и тех же предметов бывает неодинакова. Стакан воды, выпитый для утоления жажды, приносит удовольствие. Если же заставить пить воду человека, не испытывающего жажды, то может возникнуть переживание неудовольствия, раздраже-' Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой фи-лосо фии.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 21, с. 290.
293 ния. Приятно послушать музыку, но если концерт затягивается слишком долго, то притупляются переживания и наступает утомление. - Своеобразие эмоций и чувств определяется потребностями, мотивами, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли, характера. С изменением какого-либо из этих компонентов меняется отношение к предмету потребности. В этом проявляется личностное отношение человека к действительности.
Мир чувств и эмоций очень сложен и многообразен. Тонкость его организации и многогранность выражения нередко не осознаются самим человеком. Сложность психического анализа испытываемых чувств объясняется также тем, что отношение к предметам и явлениям зависит от той познавательной деятельности или волевой активности, которую проявляет личность. Всем известно, как трудно бывает рассказать о своих чувствах, выразить переживания в речи. Подбираемые слова кажутся недостаточно яркими и неверно отражающими различные эмоциональные состояния и их оттенки.
Основные функции чувств и эмоций..Наши чувства выполняют две функции: сигнальную и регулирующую.
Сигнальная функция чувств выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изме-He'Hn^'MH" в, окружаю щей среде или в организме человека.
Регулирующая функция чувств выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути преграды или мешяюх-драхе-канию деятельности, блокируют .ее.
Регулятивные механизмы эмоций могут снимать избыток эмоционального возбуждения или способствовать его нарастанию. Так, например, тоска, отчаяние, горе глубоко потрясают все существо человека: они не только причиняют психическую боль, но вызывают и органические изменения, которые могут приобрести характер болезненных расстройств. Сохранять такое психическое состояние крайне опасно, в то же время снять его посредством какой-либо целенаправленной деятельности человек часто бывает бессилен. В неменьшей степени были бы опасны для человека и бурные потрясения радости, ликования, восторга, если бы они не разряжались в форме мышечных движений, смеха, возгласов. Иногда эмоции, достигшие крайнего напряжения, трансформируются в "безобидные" процессы, такие, как секреция слезной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры. Плач обычно продолжается не более 15 минут. Этого времени бывает вполне достаточно, чтобы разрядить избыточное напряжение. Вслед за этим человек испытывает некоторое расслабление, легкую оглушенность, что в целом воспринимается как облегчение.
Исследования психофизиологии эмоций (П. В. Симонов) показывают, что в ряде случаев знания, информированность личности,
294 снимают эмоции, изменяют эмоциональный настрой и поведение личности. Эмоции и чувства человека сопровождаются выразительными движениями:
мимическими (движения мышц лица), пантомимическими (движения
мышц тела, жесты). У искренне радующегося человека округляются и блестят глаза, губы расплываются в улыбку, руки распахиваются для объятий. Выразительные движения представляют экспрессивную сторону эмоций и чувств и осуществляют сигнальную
функцию. Они дополняют переживания, делают их более яркими и
легко доступными восприятию других людей.
Голосовая и мимическая сигнализация настраивают на определенный
стиль общения с собеседником, создают атмосферу взаимных,
контактов. Речевые интонации, голосовые реакции, мимические
проявления-тончайший инструмент общения. Наша улыбка, например, может быть сдержанной, натянутой, искусственной, печальной, сардонической, искренней и т. д.
В далеком прошлом у животных - предков человека,- указывал Дарвин, выразительные движения были целесообразными проявлениями, помогали выстоять в жестокой борьбе за существование. В
процессе исторического развития человечества изменялись формы
взаимоотношений людей с внешним миром, утра-гили свое прежнее
значение и выразительные движения, сопутствующие эмоциям и
чувствам. У современного человека выразительные движения выполняют новое назначение-они являются одной из форм общения.
По ним мы узнаем о переживаемых чувствах. Нередко учитель
пользуется выразительными движениями, чтобы привлечь внимание
учеников, подбодрить их или выразить им свое неудовольствие,
определенным образом повлиять на учащихся.
Психика человека настолько сложна, что не всегда по выразительным движениям можно определенно судить о переживаниях. Уже у
подростка наблюдается несоответствие между эмоциями и формами
их выражения. Чем старше человек и тоньше, богаче его переживания, тем более сложны и своеобразны формы их выражения. Накапливая жизненный опыт, человек очень искусно научается управлять своими переживаниями и проявлениями. Нередко приподнятой веселостью маскируется смущение, растерянность, а за
видимым спокойствием скрывается неудовольствие, сдерживаемые
переживания.
В искусстве актеров передача переживаний в выразительных движениях лица и тела достигает предельной виртуозности. В воспоминаниях часто говорят о Ф. И. Шаляпине как о великом мастере
мимики и жестов, который, пользуясь ими, создавал яркие сцены. Совершая первую поездку за границу и не зная английского
языка, вспоминал В. Римский-Корсаков, Федор Иванович однажды
обратился к аЯгличанам - соседям по столику в ресторане-с небольшим спичем, подражая интонациям анг-295 лииского языка. Конечно, этот спич не имел ни малейшего
смысла и
содержания. Однако это так походило на английский язык, а импозантная фигура Шаляпина в цилиндре производила такое солидное впечатление, что англичане поняли его и, едва не приняв
за соотечественника, чокнулись с ним и ответили, судя по выражению их лиц, столь же любезным тостом, который для Федора
Ивановича остался так же непонятным, как и его соб-. ственная
"английская" речь.
Взаимоотношения чувств и эмоций. Эмоции и чувства тесно ^взаи-мосвязаны. Чувства формируются и' р аз1иваются"на˜ .основ е .Ж01"^ ˜ ˜----- -'; Эмоции возникают при удовлетворении или неудовлетворении /органических потребностей в еде, жилище, одежде, половых потребностей, потребностей во сне. Они возникают и при непосредственных реакциях человека на предметы и явления окружающего мира, а также в процессе ощущений как их эмоциональный тон. Различные запахи, шумы, скрипы, вызывая те или иные ощущения, сопровождаются эмоциональным тоном и раскрывают единство сенсорной и эмоциональной организации личности.
Эмоции присущи как человеку, так и животным. Однако, как мы отличаем деятельность первой сигнальной системы у человека от первосигнальной организации у животных, так же необходимо различать эмоции человека и эмоции животных. На эмоции человека наложили свой отпечаток социальный образ его жизни, особенности выполняемой им деятельности, вследствие чего изменились характер эмоций и формы их выражения. Человек не набрасывается на питье, еду, одежду, как только возникает в этом необходимость, а удовлетворяет свои потребности, учитывая культурные нормы поведения.
Если для существования животных достаточно удовлетворение одних лишь органических побуждений, то человек нередко не только подчиняет, но сознательно ущемляет органические потребности ради более высоких, специфически человеческих, духовных, идейных потребностей.
Кроме того, эмоции возникают как эмоциональный настрой в общении. Вступающий в разговор человек эмоционально настраивается на собеседника. Мягкость, резкость, внимательность, бесцеремонность дополняют содержательную сторону коммуникативных отношений в зависимости от особенностей личностей и становятся эмоциональной характеристикой складывающихся контактов (доброжелательная, располагающая или угнетающая атмосфера общения).
Проявляясь как непосредственные реакции на предметы окружающей обстановки, эмоции связаны с первоначальными впечатлениями. Вид неубранной комнаты рождает непр'йяТНу'ю "эмоциональную реакцию, в то время как опрятная обстановка, со вкусом подобранная мебель действует располагающе. Первое впечатление от знакомства с новым человеком носит чисто эмо-296 циональный характер, является непосредственной реакцией
на какие-то
внешние проявления его особенностей. Неосознанная реакция на
изменения в поведении собеседника или окружающей обстановки
также представляет определенную эмоцию.
Через отношение человека к другим людям у него формируется отношение к самому себе как к человеку и как к личности. Инди-видуальноличностные отношения изначально формируются в общении с другими людьми. Отношения человека к другим людям, к
выполняемой деятельности, к предметному миру, удовлетворение
потребностей, возникших в процессе истории человечества,
сформировали его чувства.
Такая особая форма отношения к миру, как чувства,присуща только
человеку. Ему знакомы радость труда, чувства патриотизма и
коллективизма, чувство нового, чувства стыда и совести;
любознательности, сомнения и многие другие, которые называют
высшими чувствами.
Качественное своеобразие отношений человека к окружающему миру
проявляется в самых разнообразных чувствах. Индивидуальность
человека раскрывается в личностном отношении его к предметам
и явлениям окружающей действительности.
Основные качества эмоций и чувств. Протекание чувств характеризуется динамикой, фазовостью. Прежде всего это выступает в напряжении и˜ сменяющем его разрешении. Напряжение может нарастать в зависимости от изменений во внешних обстоятельствах. Ожидание каких-либо событий, в которых человеку" придется действовать решительно и самостоятельно, способствует быстрому нарастанию напряжения. В зависимости от содержания деятельности и обстоятельств, при которых она совершается, от индивидуальных особенностей личности напряжение может переживаться как активное состояние, тонизирующее деятельность, а может выступать в скованности действий, мыслей, поступков человека.
"Вслед за напряжением наступает разрешение, переживаемое человеком как облегчение, умиротворение или полная обесси-ленность.
Любые качественно разнообразные чувства и эмоции (любовь, гнев, боязнь, жалость, ласка, ненависть и др.) могут рассматриваться как положительные, отрицательные \\ш&"-неоп--ределенные (ориентировочные). Если потребность удовлетворяется или есть надежда на ее удовлетворение, то возникают положительные эмоциональные переживания. Если что-либо препятствует удовлетворению потребностей или осознается невозможность ее удовлетворения, то складывается отрицательное эмоциональное отношение к препятствующим факторам.
Неопределенное (ориентировочное) эмоциональное переживание возникает в новой, незнакомой ситуации, при отсутствии опыта в отношениях с новым окружающим миром или при знакомстве с предметами деятельности. Это состояние не является
297

'длительным, устойчивым. Оно снимается при изменении ситуации. При устойчивости объектов воздействия и при снятии ориентировочных реакций неопределенное состояние переходит в положительную или отрицательную эмоцию или чувство.
Рис. 25. Кривые дыхания при различных эмоциональных состояниях: а) радости-17 вдыхании в минуту; б) пассивной грусти-9 вдыхании в минуту; в) активной грусти-20 вдыхании в минуту; г) страха-64 вдыхания в минуту; д) гнева-40 вдыхании в минуту (по Дюма).
Необходимо выделить еще одно специфическое свойство эмоций ,и чувств - их полярность. Полярность-это двойственное (1ТлТ7 амбивалентное) эмоциональное отношение, единство противоречивых чут^ств (радость-грусть, любовь - ненависть, обаяние - отвращение). Двойственность чувств объясняется тем, что жизненные ситуации обычно бывают сложны и связи человека с ними не исчерпываются каким-либо одним элементарным отношением. Если возни кают обстоятельства конфликтного характера, то в острых переживаниях переплетаются двойственные чувства. Находясь в Седлецкой тюрьме-Ф. Э. Дзержинский писал своей сестре: "...Я чувствую себя счастливым в страдании и хочу этим счастьем поделиться с тобой... Я думаю о тебе и вместе с тобой люблю твоих детей и мучаюсь за них..." '.
Физиологические основы чувств и эмоций. Специальные исследования показывают, что эмоциональные переживания обусловлены. йерв-ным. возбуждением подкорковых центров и физиологическими .процессами, происходящими в вегетативной нервной системе. В свою очередь подкорка оказывает положительное влияние на кору больших полушарий, выступая в качестве источника их силы. Эмоциональные процессы вызывают целый ряд изменений в организме человека: в органах дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой деятельности. При эмоциональных состояниях меняется пульс, кровяное давление, расширяются зрачки, наблюдается реакция потоотделения, побледне-ние и покраснение,

<< Предыдущая

стр. 19
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>