<< Предыдущая

стр. 2
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

процессе собственной практической деятельности, но и обобщенный опыт, накопленный человечеством. В-третьих, разной
оказывается вся анатомо-физиологическая основа, посредством
которой совершается преломление внешних воздействий через
внутренние особенности животного и человека.
Целенаправленное осознанное субъективное отражение объективного
мира, опирающееся на обобщенный опыт познания действительности человечеством, является третьей чертой, отличающей сознание человека от психики животных.
Отражение действительности присуще и животным и человеку. Однако оно обеспечивает животным лишь регуляцию поведения с целью
приспособления к окружающему миру. В биологической борьбе за
существование выживают те животные, которые, отражай изменяющиеся внешние условия, успешно к ним приспосабливаются. Проверяемое. практикой отражение мира на уровне сознания представляет собой процесс познания мира в его существенных связях
и отношениях.
Отражение мира в форме познания его существенных связей и отношений является четвертой отличительной особенностью сознания
человека от психики животных.
Овеществление продуктов человеческого труда, обобщение накапливаемого опыта в слове и сохранение его в понятиях позволяет
людям сознавать не только настоящее, но и знать свое прошлое.
Сравнивая прошлое и настоящее, человек получает возможность
раскрыть объективные причинноследственные связи. Зная причинно-следственные связи, человек может предвидеть будущее. Для
сознания человека характерно не просто опере жающее отражение, как это имеет место у животных, но и прогнозирование будущего.
21 Прогнозирующий характер человеческого сознания является пятой чертой,
отличающей его от психики животных. Специфической особенностью сознания человека является и то, что оно
проявляется в определенном отношении к объективной действительности. Человек не только познает окружающий мир, но так
или иначе относится к нему.
Отношение человека к действительности свидетельствует о том,
что он выделяет себя из окружающего мира, осознает себя как
субъекта познания, активного воздействия на объективную действительность и собственного отношения к ней. Все это выражается в самосознании человека.
Самосознание является шестой чертой, отличающей сознание человека от психики животных.
Сознание и самосознание. Самосознание-это такая форма сознания, которая проявляется в осознании человеком самого себя'. Человек осознает себя в процессе своих. взаимоотношений с окружающими людьми и в процессе собственной деятельности.
Только на основе возникновения отношения к окружающим людям, познания их особенностей становится возможным и осознание самого себя. К. Маркс писал: "....человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает отно ситься к самому себе как к человеку" '.
В процессе познания других людей, их отношения к себе, своего отношения к ним у человека складывается и определенное отношение к самому себе. Этот процесс проходит длительный и сложный путь развития. Лишь по мере того как в процессе общения обнаруживаются все новые и новые свойства людей и эти свойства формируются у данной личности, происходит их осознание, складывается самооценка. Самооценка всегда и обязательно зависит от того, как данного человека оценивают окружающие люди, коллектив, к которому он принадлежит.
Не менее важное значение имеет осознание человеком себя в процессе собственной деятельности.
Уже при изготовлении каждого орудия труда у человека появлялась все большая и большая возможность увидеть в готовом орудии не только исходный природный материал, но и результат собственной деятельности. Держа в руках каменный топор, человек видел в нем не только камень, но и плод своей деятельности:
усилия, которые он затратил, уровень своего мастерства, эффективность приемов и приспособлений, которые были использованы для успешного завершения работы. Постепенно накапливая подобные наблюдения, человек начинал осознавать свои возможности, особенности своей деятельности, свое отношение к совершаемой деятельности.
Маркс К. Капитал, т. 1.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.
23, с. 62. 22
В знании возможностей, особенностей собственной деятельности и
отношения к ней также проявляется самосознание человека.
Для человека характерны 'различные уровни развития самосознания. Об этих уровнях можно говорить в двух взаимосвязанных
планах: в социальном и гносеологическом. Развитие самосознан
и^в_с^цшядьйом-_п.д..ане_ _в ыг)аж а ет.ся.л^.тхж^дго.-г‚рдо-на-" 4'ально ребенок начинает себя осознавать лишь как индивида, т. е. осознавать свое тело как принадлежащее, ему^выде-лять себя от 0'кру'жатотд'иУ;'Затем происходит осознание себя
как представителя определенной. .гр.уа.Пй".ЙдйГколлектива и,
наконец, осознание себя как гражданина определенного государства.
Развитие самосознания..в гносеологическом .плане проявляется во
все более полном, глубоком и разностороннем познании человеком самого себя, собственной интеллектуальной деятельности,
эмоцдонально^врл.ев.ых свойств, уровня способностей, качеств
темпетгажетгга^и" характера. " "-
Осознание себя в социальном плане тесно связано с развитием самосознания в гносеологическом плане. Более полные знания о
самом себе позволяют глубже и шире понять свою социальную
роль. С другой стороны, только на основе правильной социальной оценки возможно объективно осознать различные стороны
собственной личности.
Развитие самосознания имеет исключительно важное значение для
самовоспитания человека. Анализируя свою деятельность, отношение к себе окружающих, свое отношение к ним, человек получает возможность вносить необходимые коррективы в свое поведение, стремиться к тому, чтобы преодолеть те или иные отрицательные качества и сформировать положительные. Знание своих
особенностей позволяет человеку занимать ак тивную позицию по
отношению к самому себе, совершать действия, направленные на
преобразование собственной личности в желаемом направлении.
Благодаря самосознанию человек осознает себя как личность,
включенную в систему социальных отношений с другими людьми, в
процесс общественно значимой деятельности.
5. ПРИНЦИПЫ, СТРУКТУРА И ЗАДАЧИ СОВЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Советская психология, опирающаяся на марксистско-ленин-скую философию,
рассматривает психику, сознание как особую форму отражения объективной реальности. Задачей психологии является изучение психики в ее филогенетическом и онтогенетическом развитии на уровне человека и животных. Советская психология изучает процессы, состояния и свойства человека на разных этапах его развития, а также закономерности его формирования как активного деятеля социального прогресса,

23 Одним из основных принципов советской психологии является принцип
детерминизма. Этот принцип означает, во-первых, что все психические явления, как и психика в целом, понимаются как вторичное образование, как явления причинно обусловленные объективной действительностью, как отражение этой действительности.- Во-вторых, этот принцип означает^ что все психические
явления рассматриваются как o6^u^QJ3^HHbie деятельностью мозга. В-третьих, данный пр-индип. предполагает при изучении
психических явлений обязательное установление причин, кото-рые'/" вызвали эти явления.
В современной советской психологии сознание и деятельность
рассматриваются в единстве. Это единство сознания и деятельности также является одним из' исходных принципов нашей науки. Суть данного принципа заключается в том, что деятельность
понимается как условие возникновения, фактор формирования и
объект прилож,е.н.ия_ сознания человека. Во-вторых, деятельность понимается как форма активности сознания. Если понимание сознания как отражения подчеркивает его вторичный характер, показывает, что оно есть адекватное (т. е. вполне соответствующее действительности) отражение, то понимание сознания как деятельности свидетельствует об активном характере
сознания, указывает на то, что отражение действительности ведет не только к возникновению идеальной модели окружающего
мира, но и к возможности его преобразования. Принцип единства
сознания и деятельности означает, что сознание есть регулятор
поведениями действий, человека. Единое рассмотрение сознания
и деятельности в психологии находит свое выражение и в том,
что они всегда изучаются как присущие социально и исторически
определенной личности.
Генетический принцип, во-первых, выражается в том, что все пси-хически„;.Я6л„ния рассматриваются как постоянно коли-чест-веннб"й качественно изменяющиеся и развивающиеся. Во-вторых,
этот принцип означает, что правильная и полная характеристика
любого психического явления возможна только в том случае, если одновременно выясняются характерные его особенности в данный момент, история или причины возникновения психического
явления, возможные перспективы его последующих изменений.
Психология как наука призвана не просто описывать различные
психические явления, но обобщать их, объяснять и раскрывать
их сущность, устанавливать определенные закономерности, на
основе которых можно было бы выяснять причины психических явлений и прогнозировать их появление в будущем.
При характеристике психологии как науки следует отметить некоторые особенности психологических знаний.
Во-первых, это знания о явлениях, которые непосредственно присущи каждому из нас. Каждый человек имеет ощущения, в его памяти постоянно сохраняются различные представления
24 каждый человек непрерывно переживает чувства и т. д. В
науке психологии
содержатся обобщенные и отвлеченные знания об этих явлениях.
/7е/?вая_особенность психодоги-ческих .знаний и заключается,
в том, что это˜обобщ„нньГ„"й отвлеченные знания о непосредственно присущих каждому из нас психических явлениях.
Во-вторых, психологические знания характеризуются несовпадением
их житейского и научного смысла. В быту люди широко используют термины и понятия психологии. Границы их четко не очерчены, разные люди в одни. и те же термины и понятия вкладывают
подчас различное содержание. Научные понятия закрепляют определенное содержание и едины по своему объему и значению. При
недостаточно глубоком овладении научными знаниями иногда возникает ложное мнение о действительном усвоении психологии, в
то время как в лучшем случае имеются лишь самые общие, не
систематизированные и отрывочные сведения об отдельных сторонах тех или других психических явлений.
Третья особенность психологических знаний - важность их для
формирования диалектико-материалистического мировоззрения,
для самопознания и самовоспитания.
Структура психологии. Психологическая наука на современном этапе развития представляет собой сложную и разветвленную систему научных дисциплин. Отдельные области психологии тесно связаны между собой.
Можно выделить следующие области психологии (в основу классификации положен объект психологического изучения).
Общая психология исследует наиболее общие закономерности психической деятельности взрослого нормального человека. Содержанием общей психологии являются также основные принципы науки, ее методы, система понятий, обобщенная и абстрагированная на основе исследований, проведенных в различных отраслях психологии.
Возрастная психология изучает закономерности психического развития человека, становление различных психических процессов и психических свойств личности. В возрастной психологии могут быть выделены такие разделы, как детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого человека, психология старости. Задачей возрастной психологии является раскрытие возрастных особенностей, установление закономерностей переходов от одного возраста к другому, нахождение сензитивных (наиболее благоприятных) периодов формирования различных психических свойств личности.
Педагогическая психология исследует психологические основы обучения и воспитания и непосредственно связана с возрастной психологией, так как психологические закономерности обучения и воспитания не могут быть раскрыты без учета возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых. С другой стороны,
25 возрастные изменения во многом определяются особенностями педагогических
воздействий. Исследования в области педагогической психологии
позволяют более правильно
определять содержание обучения и воспитания, выяснять различные требования к учебникам и учебным пособиям, находить и
обосновывать рациональные методы обучения и воспитания, которые обеспечивают управление умственной деятельностью и поведением школьников, способствуют их психическому развитию. Педагогическая психология изучает также вопросы взаимоотношений
учителя и учащихся, требования, предъяв ляемые к личности
учителя, раскрывает содержание и процесс формирования педагогических способностей. Особое место в педагогической психологии занимают вопросы, связанные с обучением в профессионально-технических училищах, обучением в высшей школе, в школе
взрослых и т. д.
Психология труда исследует психологические основы трудовой деятельности, изучает профессионально важные качества личности
применительно к той или другой специальности, различные проблемы профессиональной ориентации и профессионального отбора,
изучает вопросы научной организации труда, исследует психологические основы повышения производительности труда и отношений в трудовом коллективе.
Инженерная психология - один из разделов психологии труда, выделившийся в самостоятельную психологическую дисциплину. Инженерная психология исследует вопрос о взаимодействии человека с машиной, причем главным образом в условиях высокой степени механизации и автоматизации производства, в различных
автоматизированных системах управления. Наиболее часто здесь
изучается деятельность операторов, управляющих различными
производственными процессами.
Космическая психология - новая, теперь уже самостоятельная отрасль психологии труда. Космическая психология возникла в
связи с полетами человека в космос. Необходимость выделения
космической психологии диктуется тем, что при космическом полете создаются особые, не существующие на Земле условия не
только для физического, но и для психического состояния человека. Космическая психология занимается вопросами волевой и
моральной подготовки космонавтов, психологическим обоснованием методов обучения и тренировки. Она изучает психические
проявления в моменты максимальных нагрузок и состояния невесомости, составляет космические профессиограммы, отражающие
специфику психической деятельности космонавта на старте, в
полете, при посадке, в условиях длительной изоляции и т. д.
Военная психология занимается психологией человека в военной
обстановке, в условиях боя, высокой меры опасности, в условиях, требующих быстрых реакций, высокой меры ответственности
за принимаемые решения. Важной задачей военной психо-26 логии является психологическая разработка вопросов военного обучения и
воспитания. Психология спорта разрабатывает психологические
основы обучения и
воспитания спортсменов, изучает законы выработки спортивных
навыков и умений, исследует поведение спортсменов в условиях
соревновательной борьбы, раскрывает закономерности формирования волевых и моральных качеств, необходимых для достижения
победы в спортивных состязаниях.
Психология искусства рассматривает психологические компоненты
деятельности, направленной на создание произведений искусства, раскрывает закономерности восприятия человеком этих произведений, изучает законы возникновения и протекания различных чувств, вызванных художественными произведениями. Важной
задачей психологии искусства является разработка вопро-сов,связанных с эстетическим воспитанием и развитием музыкальных, "художественных и литературных способностей.
Социальная психология изучает психические проявления различных
социальных общностей: групп, коллективов (их настроения, общественного мнения, подражания и т. д.), характер взаимоотношений людей в группах и коллективах, положение личности в
них, проблемы лидерства и подчинения. Внимание к социальной
психологии постоянно возрастает. И это понятно: все большее
значение приобретает единая коллективная деятельность людей,
все более широкими становятся коммуникации, и поэтому, с одной стороны, все большую роль в формировании личности начинает играть коллектив, а с другой - все более необходимыми и
важными становятся такие черты личности, которые характеризуют человека как активного члена коллектива.
Юридическая психология изучает проблемы, связанные с психологическими аспектами следствия, анализа свидетельских показаний,
требований к допросу и т. д. Эта отрасль исследует также психологические особенности личности преступника, мотивы преступления, психологию заключенного, психологические основы перевоспитания преступников.
Медицинская психология занимается вопросами психотерапии, пси-хогигиены, вопросами общения врача и больного.
Патопсихология исследует различные формы нарушения нормальной
психической деятельности людей, различные нарушения нормального психического развития. Имеется несколько направлений в
этой отрасли психологии: олигофренопсихология (изучает патологические случаи психического развития, связанные с врожденными дефектами мозга); тифлопсихология (изучает психологию
людей, не имеющих зрения или слабовидящих); сурдопсихо-логия
(исследует психологические особенности, связанные с на рушением слуха).
Сравнительная психология занимает особое место среди других отраслей психологии, так как изучает психику животных. Значение
данного направления психологии заключается в том,
27 что, изучая психику животных, и особенно высших животных, удается
раскрыть предысторию сознания человека. Таковы основные области современной психологической науки. Их перечень и
характеристика свидетельствуют о том, что постоянно идет процесс появления все новых и новых направлений в психологии.
Это и понятно. Все большее значение приобретает знание возможностей человека, различных его психических особенностей в
самых разных областях человеческой деятельности.
Однако современная психология характеризуется не только появлением новых ее областей, но установлением все более полных и
тесных связей между отдельными ее частями. Этот процесс идет
как бы в двух планах. Происходит взаимное обогащение одних
отраслей за счет данных, полученных в других отраслях, и в то
же время каждая отрасль начинает приобретать все более целостный и систематизированный характер.
Психология накапливает все новые и новые факты, конкретизирующие и подтверждающие основные положения диалектического материализма. Прослеживая, как внешние условия определяют протекание различных психических процессов, как эти процессы влияют на формирование тех или иных свойств личности, психология
раскрывает причинную обусловленность психических явлений
внешними объективными воздействиями и тем самым конкретизирует одну из сложнейших форм всеобщей взаимосвязи - причинную
связь.
Изучая закономерности формирования личности при определенных
общественноисторических условиях, психология конкретизирует
важные положения исторического материализма.
Изучение познавательной деятельности человека, процессов формирования представлений и понятий служит конкретизацией ряда
положений марксистско-ленинской теории познания.
Определенное значение психология имеет и для других общественных наук (политэкономии, истории, искусствоведения), так как
во всех этих науках изучается сознательная деятельность человека, т. е. те вопросы, которыми занимается психология.
Неразрывная связь существует между психологией и естественными
науками, и в первую очередь между психологией и физиологией
высшей нервной деятельности, которая изучает материальную основу психики - деятельность мозга и нервной системы.
Особое значение имеет психология для педагогики, так как знание
закономерностей развития личности, возрастных и индивидуальных особенностей детей дает теоретическое обоснование и указывает практические пути создания наиболее эффективных методов обучения и воспитания.
Психологические знания позволяют учителю увидеть возрастные и
индивидуальные особенности детей, вовремя обнаружить зарождение у них новых, более прогрессивных навыков познава-28 тельной деятельности, новых чувств, новых черт воли и
формирующегося
характера. Психологическое изучение детей дает возможность
учителю видеть перспективу развития ребенка и позволяет правильно проектировать процесс формирования личности школьника,
находить наиболее эффективные пути и методы работы с детьми.
Психологические знания нужны учителю и для того, чтобы предъявлять определенные требования к самому себе и развивать у себя
качества личности, необходимые для успешного обучения и воспитания школьников.
Знания психологии очень важны и для самовоспитания. Научное понимание психических явлений позволяет каждому человеку правильно оценить свои сильные и слабые личностные качества, определить индивидуальные особенности своей наблюдательности,
памяти, мышления, чувств, воли, темперамента, характера и т.
д.; правильно и сознательно направлять свои усилия на развитие положительных и преодоление отрицательных свойств собственной личности.
Большую роль психология играет в формировании диалектикоматери-алистического мировоззрения, в атеистическом воспитании людей. Материалистическое понимание психических явлений освобождает человека от религиозных предрассудков и суеверий,
позволяет правильно понимать собственную душевную жизнь, находить научное объяснение таинственным, на первый взгляд,
фактам.
Поскольку психология изучает природу психических явлений, особенности познавательной, эмоциональной, волевой деятельности
и закономерности формирования психических свойств личности,
психологические знания необходимы везде, где люди вступают в
те или иные отношения, где совершается сознательная, целенаправленная деятельность человека. Особенно эти знания нужны в
практике воспитания и обучения подрастающего поколения.

ЛИТЕРАТУРА Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 20. Ленин В. И. Материализм и
эмпириокритицизм. - Полн. собр. соч., т. 18.
Ленин В. И. Философские тетради. - Там же, т. 29. Леонтьев А.
Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат, 1977. Павлов И. П. Условный рефлекс. - Полн. собр. соч. 2-е изд. М. -
Л.,
Изд-во АН СССР, 1951, т. III, кн. 2. Рубинштейн С. Л. Бытие
и сознание. М., Изд-во АН СССР, 1957. Сеченов И.
М. Рефлексы головного мозга. М., Изд-во АН СССР, 1961. Тих Н.
А. Предыстория общества. Изд-во ЛГУ, 1970. Ярошевский М. Г. История психологии. М., Мысль, 1976.
Глава 2 МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ Наука не может развиваться, если
не будет постоянно пополняться все новыми и новыми фактами. Правильное и успешное ее развитие возможно только в том случае, когда она использует для накопления фактов научно обоснованные методы. Обоснование методов предполагает раскрытие взаимосвязи между философским пониманием предмета науки и методами реализующими его в практике исследований. Иначе говоря, обоснование методов заключается в установлении связи между методологией и методикой данной науки.
Применительно к психологии это положение означает, что философское понимание психики определяет основные требования к методам исследования, к их построению, организации и анализу результатов. Так, идеалистическое понимание психики приводило к тому, что основным методом психологии призна вался метод самонаблюдения. И это понятно. Если психика рассматривалась как нечто существующее самостоятельно, как какое-то самостоятельное начало, то никаких иных путей для изучения психических явлений принципиально и быть не могло.
Диалектико-материалистическое понимание психики как .особого свойства мозга, заключающегося в отражении реальной действительности, стало основой для создания объективных методов изучения психики и определило принципы построения психологических исследований.
1. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИИ Объективность изучения психических явлений. Этот принцип прежде
всего означает, что при изучении психических явлений всегда следует стремиться к установлению материальных причин их возникновения. В силу этого данный принцип требует, чтобы любые психические явления рассматривались в единстве с теми внеи1нимТг˜тф"-вд-!+ам'и и -внутренними условиями, в которых они возникают и проявляются. Построение психологических исследований в соответствии с принципом объективности означает практическую реализацию одного из основных принципов советской психологии - принципа детерминизма - причинной обусловленности психических явлений.
Принцип объективности требует также изучать человека в процессе его деятельности, так как о психических особенностях человека можно судить только по его реальным поступкам.
30 Исходя из этого принципа, необходимо изучать психические
явления как в
наиболее типичных, так и нетипичных для данного человека условиях. Только в таком случае можно всесторонне охарактеризовать человека и не упустить ничего существенного. Всестороннему анализу должны быть подвергнуты все полученные факты, в
том числе противоречащие друг другу. Противоречивые факты
должны привлечь особенно пристальное внимание, их ни в коем
случае нельзя просто отбросить, а обязательно следует либо
найти им объяснение, либо провести дополнительное изучение.
Принцип объективности также требует, чтобы используемые в исследовании методы и позиция самого исследователя не влияли на
получаемые результаты. Принцип объективности должен сохраняться и при обработке собранного материала. Здесь этот принцип должен выражаться в том, чтобы любые выводы делались
только на основе фактических данных. Последнее не означает,
что нельзя выдвигать те или иные гипотезы, а обязывает лишь
доказывать правильность выдвигаемых предположений фактическим
материалом.
Убедительным доказательством соблюдения принципа объективности
является получение одинаковых результатов не только при повторном проведении исследования, но и при использовании разных
методов разными исследователями.
Изучение психических явлений в их развитии. Важным принципом построения психологических исследований является изучение психических явлений в их развитии.
Объективный мир находится в постоянном движении и изменении и поэтому отражение его не может быть застывшим, неподвижным. Постоянное изменение психики как отражения изменяющейся действительности требует изучения психических явлений в их развитии.
Если непрерывно изменяются, развиваются психические явления, то это обязательно должно быть предусмотрено и при построении любого исследования, направленного на их всестороннее изучение.
Изучение психических явлений в развитии требует, чтобы выявлялись не только те психические качества человека, которые уже сложились, но и те новые особенности психики, которые только зарождаются. Последнее имеет особенно большое значение при психологическом изучении личности школьника. Здесь внимание должно быть направлено не только на те особенности психики ребенка, которые уже четко определились, но прежде всего на те психические качества, в которых намечается перспектива дальнейшего развития. Если учитель не будет смотреть вперед и предвидеть будущее развитие каждого учащегося, то станет невозможным целенаправленное построение всей учебновоспитательной работы. Этот принцип в равной мере справедлив и при психологическом исследовании взрослых
31 Аналитико-синтетическое изучение личности. В психическом облике каждого человека есть что-то общее, характерное для всех людей данной эпохи. Одновременно с этим люди, живущие в государствах с различными социальными системами, имеют специфические черты, отражающие общественные отношения, существующие в данном обществе. Так, мы специально говорим об особом облике советского человека, сложившемся в условиях развитого социализма. В то же время каждый человек представляет собою неповторимую индивидуальность.

Существование в личности каждого человека общего, особенного и индивидуального делает необходимым руководствоваться аналитико-синтетическим принципом при построении исследований. В процессе изучения личности важно выяснить, какими общими, особенными и какими индивидуальными качествами она обладает, в каком соотношении находятся эти качества.
При различных условиях, в разнообразных видах деятельности, в отношениях к разным людям раскрываются различные психические особенности человека. И в то же время, несмотря на все многообразие реальной жизни, каждый человек остается самим собой, сохраняет индивидуальные психические качества в таком виде, как они присущи только ему. Данное обстоятельство также делает необходимым аналитико-синтетическое изучение личности. Аналитическоеизу-чение человека позволяет познать элементы психики в различных условиях жизни и деятельности личности, а синтетическое - дает возможность выявить взаимосвязь всех отдельных психических проявлений и найти то устойчивое, что характеризует человека в целом.
Аналитико-синтетический принцип необходимо соблюдать и потому, что глубокое и всестороннее исследование личности предполагает изучение как отдельных сторон познавательных, эмоциональных, волевых процессов, отдельных свойств личности, так и изучение взаимосвязи, взаимообусловленности всех этих компонентов в едином психическом облике человека. Необходимость единства этих двух направлений диктуется тем, что, с одной стороны, нельзя понять и правильно оценить психические особенности личности в целом, не изучив отдельных ее проявлений, а с другой - нельзя разобраться в отдельных особенностях личности, не соотнося их друг с другом, не раскрывая их взаимозависимости и единства.
Итак, основными принципами построения психологических исследований являются принцип объективности, принцип изучения психических явлений в их развитии и принцип аналитико-синтетического изучения личности.
Методы организации исследования. Построить исследование так, чтобы оно отвечало всем рассмотренным принципам, помогает его правильная организация.
Для организации исследования обычно используют лонгитюдный и сравнительный методы.
32 Лонгитюдный метод характеризуется^тем, что на протяжении
длительного
времен"И˜п"оследовательно изучаются одни .и те же и'спы-туе"мые.ГГг)и˜этом могут применяться самые разные методы
"сбора (фактического материала, но они направлены на один и
тот же объект исследования. При таком построении исследования
удается наиболее полно выполнить принцип изучения психических
явлений в их развитии.
Известны исследования, в которых изучение особенностей личности
продолжалось -десятилетия. Так, в одном из них изучение одних
и тех же испытуемых длилось около тридцати лет, начиная с
возраста в 21 месяц и закончилось, когда испытуемым было уже
30 лет.
При сравнительном методе параллельно и одновременно изучаются
различные объекты исследования, хотя при этом выделяется единый предмет и'0'бщаЯ задача исследования
Если в процессе исследования сравниваются особенности психики
испытуе.м.ых"^а,зди]^ьюго возраста, т. е. находящихся . на
разных этапах онтогенеза^ то говор^˜о˜˜ср"аб^"г7г'йьнб-он-го-генетическом построении исследования.'
Так обычно строят исследования, когда стоит задача сравнить
особенности психического развития дошкольников и младших
школьников, младших школьников и подростков и т. д.
Объектом сравнения может быть одно и то же явление у здоровых и
психически больных испытуемых, в этом случаеиже-ет место
сравнительнопатологический путь построения ис-, следования.
"Если сбор фактов ведется об испытуемых, находящихся в разных социальных или педагогических условиях, то говорят о сравни-тельносоциальном, сравнительно-педагогическом построении исследования и т. д.- " - .....
Сравнительно-педагогический путь построения исследования широко используется для изучения особенностей психического развития школьников, например, обучающихся по экспериментальным и неэкспериментальным программам, обучающихся в условиях различных педагогических воздействий. Сравнительно-онтогенетический метод широко применяется для изучения воз растных особенностей учащихся.

<< Предыдущая

стр. 2
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>