<< Предыдущая

стр. 20
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

' Дзержинский Ф. Э. Дневник. Письма к родным. М., Молодая гвардия, 1958, с. 132.
298 усиленный приток крови к сердцу, легким, центральной
нервной системе
и т д Различные переживания сопровождаются своеобразными изменениями во внутренних органах, возбуждаемых через симпатический отдел вегетативной нервной системы
(рис. 25 а, б, в, г, д). Ведущую роль в эмоциях и особенно
чувствах выполняет кора больших полушарий головного мозга человека. И. П. Павлов показал "
что она регулирует протекание и выражение эмоции и чувств
держит под своим контролем все явления, происходящие в теле.
Кора оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры, управляет ими.
И П Павлов связывал происхождение сложных чувств с деятельностью коры мозга. Поддержание или разрушение систем связей изменяет субъективное отношение к действительности. Он указывал, что нервные процессы полушарий при установке и поддержке динамического стереотипа есть то, что обыкновенно называют чувствами в их двух основных категориях - положительной и отрицательной, и в их огромной градации интенсивностей. Человек испытывает легкость или трудность, удовлетворенность или
огорчение, бодрость или усталость в зависимости от поддержания ^разрушения динамических стереотипов. Отрицательно окрашенные чувства возникают, если нарушается обычное соотношение
между процессами торможения и возбуждения. Особенно острые
переживания испытываются при ломке временных нервных связей.
Благоприятные, привычные внешние условия хорошее состояние
здоровья облегчают образование временных связей и переживаются как положительные состояния.
Электрофизиологические исследования показали огромное значение
для эмоциональных состояний особых образовании нервной системы. Эмоциональный настрой и эмоциональная ориентировка в окружающей обстановке в значительной мере определяются функциями таламуса, гипоталамуса и лимбическои системы Специальные
эксперименты обнаружили там существование центров положительных и отрицательных эмоций, получивших название центров "наслаждения" и "страдания". Открытие центров "наслаждения" и
"страдания" показало громадную роль эмоции в жизни высших животных и человека.
Новейшие исследования функций ретикулярной, или сетевид-ной
формации вскрывают активизирующее влияние подкорки на^моцио-нальную жизнь человека. Известно, что возбуждение от рецепторов в зону соответствующего анализатора идет по специфическому пути. Электро.физиологические исследования обнаружили, что
есть еще и второй, неспецифическии путь-через ретикулярную
формацию. В нее из различных органов чувств поступают нервные
стимулы. После переработки сигналы посылаются в большие полушария головного мозга. Ретикулярная формация, выступая аккумулятором энергии, способна по-299
нижать и повышать активность мозга, усиливать, ослаблять и затормаживать ответы на раздражители. От состояния ретикулярной
формации в значительной мере может зависеть эмоциональный тонус человека, его эмоциональные реакции и проявления.
На протекание эмоций ri чувств человека влияет вторая сигнальная система. Переживания могут возникнуть не только при непосредственном воздействии предметов, но могут быть вызваны
словами. Рассказ о пережитом может вызвать у слушателей определенное эмоциональное состояние. Благодаря дея тельности
второй сигнальной системы эмоции и чувства становятся осознанными процессами, приобретают общественный характер, осмысливается соотношение между собственными эмоциональными реакциями и общественно значимыми чувствами. Лишь при деятельности второй сигнальной системы возможно формирование таких
сложных чувств человека, как моральные, интеллектуальные, эстетические.
Значение эмоций и чувств. Яркость и разнообразие эмоциональных отношений делают человека более интересным: Он откликается на самые разнообразные явления действительности:
его волнуют музыка и стихи, запуск спутника и новейшие:дос-ти-жения техники. Богатство собственных переживаний личности помогает ей более глубоко понять происходящее, более;тонко проникнуть в переживания людей, их отношения между собой.
Чувства и эмоции способствуют более глубокому незнанию человеком самого себя. Благодаря переживаниям человек познает свои воз"мбжнбсТй, способности, достоинства и недостатки. Переживания человека в новой обстановке нередко раскрывают что-то новое в самом себе, в людях, в мире окружающих предметов и явлений.
Эмоции и чувства придают словам, поступкам, всему поведению определенный колорит. Положительные переживания воодушевляют человека в его творческих поисках и смелых дерзаниях. Подчеркивая значение переживаний, В. И. Ленин говорил, что без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины '.

2. ВИДЫ ЧУВСТВ Чувства чрезвычайно разнообразны и многогранны
как по своему содержанию, так и по значению. Когда психологи ХГХ века пытались создать "каталог" чувств, они столкнулись с большими трудностями, так как нюансы и вариации чувств бесконечны.
Важно отметить, что новые условия личной и общественной жизни, новые обстоятельства порождают новые чувства. Новая
' См.: "Ленин В. И. Рецензия. Н. А. Рубакин. Среди книг. - Полн. собр соч., т. 25. с. 112.

300 по своему характеру и содержанию деятельность - источник новых
переживаний и формирования новых чувств. Чувства, испытанные
первым космонавтом мира Юрием Гагариным в первом
космическом полете,- это никем не пережитые до него чувства.
Изменение общественных отношений, изменение образа жизни вызывает новые
эмоциональные состояния, новый эмоциональный настрой личности, новые чувства.
По содержанию в психологии различают следующие чувства: моральные (нравственные), интеллектуальные (познавательные ,
эстетические. Моральные чувства. Моральным чувством называется эмоциональное отношение личности к поведению людей"и'своему собств^ннощ^ В сфере высших чувств моральным чувсТва"м'"при-надлежит особое место. Иногда любовь к Родине называют святым чувством, чувство дружбы - благородным, чувство долга - морально возвышенным. Их по праву называют высшими, так как они обусловливают поведение и поступки, совершаемые во имя блага людей, в интересах общества.
Моральные, или нравственные, чувства возникают и развиваются "^"процессе совмТстной деятелыго-сти людей .и испытывают влияние нравственных норм, фактически господствующих в данном .обществе. Они_Е>озникают,.прд._вдиянием поведения и поступков других людей и. своих собственных. Эти переживания - своеобразный результат оценки поступков, их соответствия или несоответствия нормам морали, которые человек считает обязательными для себя и других. Положительные оценки поступков вызывают у человека чувство удовлетворения, отрицательные - внутренний протест.
К моральным чувствам относятся чувства симпатии и антипатии, привязанности и отчужденности, уважения и презрения, признательности и неблагодарности, любви и ненависти. Среди моральных чувств особо следует выделить чувство товарищества и дружбы, патриотизма и .коллективизма,- чувство долга и совести. Эти чувства обусловлены мировоззрением-системой взглядов и убеждений человека.
Таким образом, моральные чувства порождаются системой человеческих отношений и этическими нормами, регулирующими эти отношения.
Первая, особенность моральных чувств-их социальный характер, социальная значимость. Вторая особенность-сложность it'многог-ранность их проявлений. Так, чувство патриотизма выступает в переживаниях любви к Родине и ненависти к ее врагам, в непримиримости ко всему тормозящему ее дальнейшее развитие и процветание. Как писал поэт:

...Землю, которую завоевал
301 и полуживую вынянчил, где с пулей встань, с винтовкой ложись, где каплей льешься с массами,- с такою
землею пойдешь на жизнь, на труд,
на праздник и на смерть! Патриотизм выражается в чувстве гордости за свою Родину. Это чувство проявляется и в любви к родной природе. Наконец, патриотизм выражается в тяжелых переживаниях тоски по Родине у тех, кто вынужден жить за ее пределами.
Чувство долга также многогранно в своих проявлениях. Оно выступает в переживаниях моральной ответственности, в чувстве озабоченности и беспокойства за выполнение порученного дела, вызывает переживание удовлетворенности при его успешном выполнении.
Особенность моральных чувств - их действенный, т. е. ярко выраженный, стенический характер. Они реализуются не только в помыслах "и" 'переживаниях, но и в активной деятельности, которой человек отдает все свои силы, всю энергию.
Моральные чувства являются внутренними побудителями к свершению подвигов, героических действий и поступков. Так, например, чувство воинского долга - защита своей Родины - было причиной массового героизма советских воинов в Великую Отечественную войну. Во имя защиты Родины и победы над коварным и сильным врагом они сознательно шли на верную смерть, если этого требовали обстоятельства. Гастелло и Мат росов совершили подвиг по велению своего сердца.
Высокоразвитое чувство товарищества и дружбы также побуждало и побуждает советских людей в критических ситуациях рисковать своей жизнью.
Чувство патриотизма советского человека предполагает также интернационализм - уважение к представителям любой нации или нади-олальности.
Что касается, буржуазного'патриотизма, то он прежде всего выражается в чувстве превосходства над другими народами и поэтому может перерастать в шовинизм и национализм.
Когда человек предъявляет к себе определенные моральные требования, то говорят о голосе его совести. Голос совести особенно дает о себе знать, если человек нарушает нормы морали, которые считают обязательными. В этих случаях он переживает неприятные состояния, а нередко и муки совести. Совесть - это эмоциональная самооценка, поступков, своеобразная функция нравственной сферы личности, выражение нравственного само-302 сознания^ человека. Люди с чистой совестью - люди высокой
нравственности, с высоко развитым чувством общественного долга и коллективизма. Моральные нормы для них являются руководством к действию, нерушимым принципом, который они реализуют в повседневной жизни и деятельности.
Интеллектуальные чувства. Переживания, возникающие в процессе умственной деятельности, называются интеллектуальными чувствами. Любопытство, любознательность, удивление, уверенность в правильности решения задачи и сомнение при неудаче, чувство нового, побуждающее к поискам более глубоких знаний,-вот примеры такого чувства.
Осуществляемая познавательная деятельность вызывает целую гамму глубоких переживаний. Нахождение существенных признаков явления и причин, его порождающих, установление закономерностей протекания этого явления всегда сопряжено с особым чувством радости открытия, иногда перерастающим в чувство глубочайшего удовлетворения. Переживание успехов познавательной деятельности побуждает к дальнейшим усилиям мысли. Неудачи при решении познавательных задач вызывают не менее острые переживания. Радости и муки научного познания-это эмоциональная характеристика познавательной деятельности.
Поиски ответа на вопрос, от решения которого многое зависит в дальнейшей жизни человека или коллектива, также порождают эмоциональное состояние. Его центральным звеяом является чувство ответственности за принимаемое решение. Убежденность, уверенность в правильности данного решения сопряжены с чувством морального удовлетворения. Подобное чувство испытывает человек и в случаях, когда он высказывает обоснованные суждения и умозаключения.
К интеллектуальным чувствам относятся и чувства юмора и иронии, в которых выступает отношение человека к познанному и оцененному им объекту. Чувство юмора испытывают к явлению или лицу, которое, с одной стороны, расценивается положительно и вызывает симпатию, а с другой - содержит такие недостатки, которые вызывают добродушный смех. Чувство юмора типично для людей добродушных, любящих жизнь и тонко чувствующих как прекрасное, так и безобидные недостатки и слабости. Настоящий писатель-юморист благожелательно говорит о своих милых по существу, но недальновидных, немного смешных или немного наивных героях.
Чувство иронии - выражение остро критического отношения к миру, людям и к самому себе. Ирония выступает в оценочных суждениях, которые беспощадно бичуют те или иные недостатки человека, промахи и ошибки, допущенные им в жизни. Ирония не щадит никого и ничего.
В иронии действительное расценивается с позиций идеального. Бел и'предметом иронии является человек, его психические
303 свойства, то иронические замечания редко проходят бесследно для
него. В зависимости от характера этих замечаний они оказывают
воспитывающее влияние на интеллектуальные, волевые и моральные свойства личности. Острая и обоснованная ирония, направленная на вскрытие недостатков и пороков общественного уклада
жизни, не только бьет по непосредственным виновникам, но одновременно формирует общественное мнение, противостоящее такому укладу жизни, при котором господствуют косность, инертность и сопротивление всему новому и прогрессивному. Разящей
иронией, переходящей в сарказм, пронизаны образы литературных
героев, созданных М. Е. Салтыковым-Щедриным (Иудушки Головле-ва, премудрого пескаря и т. д.).
К интеллектуальным чувствам относится и чувство нового - мотив
поисков нового, борьбы за новое, прогрессивное, революционное
как в сфере познания, так и практической деятельности. Чувство нового преломляется во всех областях познавательной творческой деятельности: науке и технике, культуре и искусстве.
Оно исключает ремесленническое отношение к труду, является
антиподом чувства самоуспокоенности, тупого равнодушия, порождающих инертность и пассивность.
В период создания материально-технической базы коммунистического общества источником чувства нового является советская
действительность, свободный творческий труд советских людей.
Их созидательная деятельность-основное условие развития этого
чувства, в свою очередь порождающего многогранность интересов
советских людей.
Эстетические чувства. Эстетические чувства возникают и развиваются при восприятии'и создании человеком прекрасного. Рассматривая красивый предмет, наблюдая восход соямца, воспринимая танец фигуристов, мы испытываем эстетическое чувство прекрасного. Сколько бы раз мы ни восхищались красотами природы или шедеврами искусства, нам хочется еще и еще раз насладиться ими. Прекрасное привлекает к себе, и тем в большей мере, чем глубже человек проникает в это прекрасное, полнее его понимает.
Эстетические чувства возникают не только при восприятии физически прекрасного. Морально прекрасное также вызывает эстетические чувства. Мы нередко восхищаемся проявлениями высокоморальной личности, живущей во имя блага окружающих. Такие люди вызывают у нас чувство глубочайшего уважения.
Страсти и увлечения. Чувства, могут быть классифицированы не только по их содержанию, но и по силе_.По силе стремления к объекту выделяются страсти и увлечения.
Страстями называются сильные, стойкие^ длительные чувства, порождающие неослабную энергию, направленную на достижение .единой цели или предмета страсти. Предметом (или объектом) страсти могут быть самые различные области зна-304 ния и деятельности человека. Объектом страсти может
быть и человек
другого пола, определенные вещи, вызывающие непреодолимое
стремление к обладанию ими. Основным признаком страстей является их действенность, единство волевых и эмоциональных моментов. Страсти всегда побуждают людей к активной деятельности, через которую страсть удовлетворяется и на основе которой
она развивается.
Наряду с действенностью и высоким волевым потенциалом, страсти
характеризуются стойкостью, длительностью времени, в течение
которого они проявляются и владеют человеком. Страсть не ско-ропреходяща.
Страсти - выражение глубоко избирательного отношения личности к
миру. Они характеризуют не только эмоциональную и волевую
стороны человека, но и его интеллектуальную сферу. Страсть
определяет направленность помыслов и стремлений человека.
Масштаб страсти, ее социальное значение могут быть различны в
такой же мере, как и ее содержание. Особое значение в жизни
человека имеет любовная страсть, которой он дорожит "во сто
крат превыше славы и наград".
Захваченность и поглощенность страстью к знаниям и открытиям
вела Седова и Амундсена во льды неизведанной Арктики, воодушевляла Мичурина, несмотря на материальные лишения, на решение проблем селекции, а Джордано Бруно привела на костер инквизиции. В любом случае оби^ее-.ддя-^тда.стеи^- захваченность
личности предметом страсти, поглощенность им.
Таким образом, жизненный путь человека существенно зависит от
страстей, которые влекут его вперед, устремляют на преодоление любых трудностей.
Страсти могут быть положительными, и .отрицательными. Страсти
личности, которая руководствуется в своей жизни и деятельности интересами общества,- положительные. Человек, безраздельно
отдаваясь любимой и целиком захватывающей его работе, увлекает за собой других. Страсти же, определяемые эгоистической
установкой личности, следует рассматривать как отрицательные,
так как во имя собственного "я" человек способен совершать
аморальные поступки, идущие вразрез с интересами общества. О
трагической судьбе художника Чарткова, для которого золото
сделалось "страстью, идеалом, страхом, наслаждением, целью",
пишет Н. В. Гоголь в повести "Портрет".
Только положительные, высокие страсти облагораживают жизнь, делая ее содержательной, интересной, красивой. Только высокие
страсти двигают человека вперед и приносят обществу неоценимые дары. Ничто великое на свете еще никогда не совершалось
без великой страсти.
Когда_челрвек сегодня страстно стремится к одному, а завтра уже
к чему-то другому, то следует говорить 'об увлечениях, а не о
страстях. Увлечение отличается от страсти не тем, что
305 человек менее активно действует, а тем, что увлечение
менее
устойчиво и органически не связано с основными жизненными установками личности. Для увлечения типично господство эмоциб-нальПоТокомпонента, нередко в ущерб интеллектуальному. Увлечения чаще всего свойственны людям, способным быстро загораться и так же быстро гаснуть, т. е. импульсивным, склонным
к аффектации.
Не каждый человек имеет предмет страсти, но любой увлекается
чемнибудь. Увлечение ярко проявляется у подростков и юношей.
Увлечение может перерасти в страсть и может сосуществовать с
имеющейся у человека страстью, временно даже конкурировать с
ней.
3. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ В жизни личности большое значение
имеют эмоциональные состояния. На определенный период времени они "окрашивают всю психическую деятельность человека и обнаруживаются в различающихся по степени интенсивности настроениях и аффективных состояниях. Эмоциональные состояния не только зависят от˜"ха'ракт„ра" протекающей психической деятельности, но и сами оказывают огромное влияние на нее. Хорошее настроение, например, активизирует познавательную и волевую деятельность человека.
Эмоциональное состояние может зависеть от выполняемой деятельности, совершенного поступка, от самочувствия, прослушанного романса, прочитанного стихотворения и т. д.
В эмоциональных состояниях раскрываются как типичные для человека особенности поведения, так и случайные, не характерные для него психические проявления. В типичных для человека эмоциональных состояниях выражаются индивидуально-типологические особенности личности. Так, например, меланхолики склонны к длительным минорным настроениям, сангвиников отличает жизнерадостное, бодрое эмоциональное состояние. Случайные эмоциональные состояния не отражают существенных особенностей личности, а вызваны стечением обстоятельств, особенностями сложившейся ситуации. Выраженное аффективное состояние, например, при определенных условиях может проявиться у самого уравновешенного человека.
Все эмоциональные состояния носят преходящий характер. Но типичные состояния встречаются у человека довольно часто и сопровождаются характерными для личности проявлениями.
Все эмоциональные состояния, как бы субъективны они ни были, детерминированы, причинно обусловлены, хотя человек не всегда ясно осознает причину своего состояния.
Настроение. Настроение-это более или менее длительное и устойчивое эмоциональное состояние, окрашивающее все другие переживания и деятельность человека. Настроения отличают-306 ся разной степенью продолжительности, выраженности,
осознан-ндста.
Поэтому говорят о преходящем и устойчивом настроении. Примером преходящего (кратковременного) настроения может быть
эмоциональное состояние поручика Пирогова (героя повести Гоголя "Невский проспект"), пытавшегося ухаживать за женой одного немцаремесленника и выброшенного за это на улицу. "Одна
мысль о таком ужасном оскорблении приводила его в бешенство... Он летел домой, чтобы, одевшись, оттуда идти прямо к
генералу, описать ему самыми разительными красками буйство
немецких ремесленников...
Но все это как-то странно кончилось: по дороге он зашел в кондитерскую, съел два слоеных пирожка, прочитал кое-что из "Северной пчелы" и вышел уже не в столь гневном расположении...
К девяти часам он успокоился... и... отправился на вечер к
одному правителю конторской коллегии, где было очень приятное
собрание чиновников и офицеров. Там с удовольствием провел
вечер и так отличился в мазурке, что привел в восторг не
только дам, но даже и кавалеров".
Длительное настроение может окрашивать поведение человека в течение нескольких дней и даже недель. Известны случаи, когда
складывается настолько устойчивое настроение, что, перерастая
в свойство личности, оно становится характерным, отличительным для человека.
Современники вспоминают Александра Дюма (отца) как человека неугасимого веселья, с лицом, постоянно озаренным улыбкой. Его
необыкновенная подвижность, оптимизм, предприимчивость,
страстная деятельность удивляли так же, как его работоспособность.
Настроение всегда имеет причину. Ею могут быть окружающая природа, события, люди, выполняемая деятельность, состояние здоровья. Однако не всегда эти причины осознаются. Недаром говорят о безотчетной грусти, беспричинном веселье. Настроения
разных людей, вызванные одной и той же причиной, могут быть
неодинаковы, даже противоположны ("Мне грустно от того, что
весело тебе").
Характерно, что настроение накладывает отпечаток на поведение,
окрашивает деятельность человека, стимулирует или подавляет
активность личности. Если человек находится в хорошем бодром
настроении, то даже значительные трудности воспринимаются им
как преодолимые, выполняемая работа кажется интересной, люди-отзывчивыми и приятными. Если же настроение подавленное,
то та же работа кажется скучной и неинтересной, те же люди -
раздражающими и плохо воспитанными, любая трудность - непреодолимой.
У разных людей настроение по-разному Выражается в поведении.
Особенности волевой регуляции определяют характер владения и
управления своим настроением". Мрачное настроение неприятно
не только для самого человека, но и для окружающих.
307 Можно научиться управлять настроением, но для этого необходимо
следить за ним и правильно его оценивать. В педагогической
деятельности то или иное настроение создается самим
учебным процессом, отношениями, складывающимися между учителем и учениками, той манерой, в которой учитель ведет уроки.
Неприятно видеть на уроке учителя, разговаривающего с учеником в раздраженноповышенном тоне.
Человек - хозяин своего настроения. В управлении настроением
сказывается развитие личности.
Аффективное состояние и аффект. Аффективное состояние выражается в постепенно нарастающем эмоциональном напряжении. Аффективное состояние является динамическим и ярко выраженным. Если настроение характеризуется сравнительно стабильным уровнем протекания, то аффективному состоянию свойственно нарастание интенсивности. Аффективное состояние всегда имеет какое-то завершение. Оно может закончиться удовлетворением, например, когда нежелательное событие или ожидаемый неприятный разговор завершился неожиданно благополучно. При определенных обстоятельствах сильное напряжение трансформируется в энергию для выполнения какой-либо деятельности.
При чрезвычайной конфликтной ситуации аффективное состояние нередко разрешается в сильной вспышке-аффекте. Аффект-это кратковременная, бурно протекающая, чрезвычайно .интенсивная ^нацио-нальная реакция. Для аффекта характерна чрезвычайная сила проявления, он захватывает чело века целиком. Огромная сила и яркость аффекта соединяются с кратковременностью его протекания. Это бурная взрывная реакция, быстро себя изживающая. Нередко в состоянии аффекта изменяются обычные установки личности. Многое из происходящего воспринимается необычно, в совершенно ином освещении, происходит ломка привычного поведения. В состоянии аффекта суживается объем сознания: оно направлено на ограниченный круг воспринимаемых предметов и представлений, связанных с переживанием.
Физиологической особенностью аффекта является освобождение подкорковых центров от сдерживающего и регулирующего влияния коры. "Господство" подкорки обнаруживается в яркости внешних проявлений переживаемого аффекта. Трудно скрыть бурное переживание гнева, отчаяния, радости, безысходного горя.
Находящийся в состоянии аффекта человек нередко плохо сознает, что он делает. Он не может сдержать себя, не предвидит результатов своей реакции, оказывается настолько поглощен своим состоянием, что плохо оценивает характер и значение содеянного.
К аффектам склонны люди с неуравновешенными процессами возбуждения и торможения. Однако чаще всеп, <ффекты
308 проявляются у людей невоспитанных, развязных, истеричных, не
привыкших контролировать свои чувства. Встречаются даже настолько капризные и эмоционально распущенные люди, что на самый незначительный повод отвечают аффективной вспышкой.
Очень трудно проявить волевую регуляцию во время протекания аффекта. Однако возможно предотвратить возникновение аффекта,
не доводя свое состояние до бурной вспышки. Мобилизация волевых усилий, изменение обстановки, сознательный перевод эмоциональной энергии на другую деятельность способствуют предотвращению аффекта.
Нравственно воспитанные люди, имеющие стойкие привычки культурного поведения в обществе, умеют тормозить нежелательные аффекты.
Существуют аффекты, которые носят положительный характер. Их
вызывают радостные события личной жизни или обстоятельства
большого общественного значения. Такими аффектами являются,
например, бурное выражение восторга в связи с подвигом советских космонавтов, победой наших спортсменов в трудном международном состязании и т. д. Подобные аффективные состояния
следует считать нормальным явлением, а сильное и искреннее их
выражение-даже необходимым и полезным для полноценного психического и физического развития человека. Медицинские наблюдения показывают, что постоянное сдерживание и торможение положительных аффектов вредно для развития личности.
В результате волевого самовоспитания личности можно научиться
управлять аффективным состоянием. А. С. Макаренко говорил о
целесообразности произвольного управления аффективным состоянием в педагогических целях. Он указывал, что в зависимости
от складывающейся обстановки, от методов систематического
воздействия на личность, от результативности эмоционального
воздействия на нее необходимо либо приглушить рвущуюся наружу
эмоциональную реакцию воспитателя, либо дать ей возможность
проявиться, иногда даже сознательно усиливая ее.
Стресс. Стресс-это такое эмоциональное состояние, которое вызывается неожиданной и напряженной .обстановкой. Стрессовыми состояниями будут действия в условиях риска, необходимость самостоятельно принимать быстрое решение, мгновенные реакции при опасности, поведение в условиях неожиданно меняющейся обстановки.
В стрессовом состоянии может с трудом осуществляться целенаправленная деятельность, переключение и распределение внимания, может наступить даже общее торможение или полная дезорганизация деятельности. При этом навыки и привычки остаются без изменения и могут заменить собой осознанные действия. При стрессе возможны ошибки восприятия (определение численности неожиданно появившегося противника), памяти
309 (забывание хорошо известного), неадекватные реакции на
неожиданные
раздражители и т. д. Однако у ряда людей незначительный
стресс может вызвать прилив сил,
активизацию деятельности, особую ясность и четкость мысли,
стенические эмоции.
Наполеон писал об одном из своих маршалов: "Ней имел умственные
озарения только среди ядер, в громе сражения;
там его глазомер (coup d'oeil), его хладнокровие и энергия были
несравненны, но он не умел так же хорошо приготовлять свои
операции в тиши кабинета, изучая карту" '.
Нельзя заранее определить, вызовет ли данная ситуация стрессовое состояние человека. Поведение в стрессовой обстановке во
многом зависит от личностных особенностей человека:
от умения быстро оценивать обстановку, от навыков мгновенной
ориентировки в неожиданных обстоятельствах, от волевой собранности, решительности, целесообразности действия и развития выдержки, от имеющегося опыта поведения в аналогичной ситуации.
Фрустрация. Крайняя неудовлетворенность, блокада стремления, вызывающая стойкое отрицательное эмоциональное переживание, может стать основой фрустрации, т. е. дезорганизации сознания и деятельности.
Не всякое неудовлетворение желания, мотива, цели вызывает фрустрацию. Человек часто испытывает неудовлетворенность. Например, опоздал на лекцию, 'не успел утром позавтракать, не достал билета в кино, получил выговор. Однако эти случаи не всегда дезорганизуют наше сознание и деятельность. Фрустрация проявляется только тогда, когда степень неудовлетворения выше того, что человек может вынести.
Фрустрация возникает в условиях отрицательной социальной оценки и самооценки личности, когда оказываются затронутыми глубокие личностнозначимые отношения. В большей мере. фрустрации подвержены эмоциональные натуры, люди с повышенной возбудимостью, отсутствием развитых тормозных, уравновешивающих реакций, не закаленные в "битвах жизни", плохо подготовленные к невзгодам, трудностям, с недостаточно развитыми волевыми чертами характера. У избалованных детей, например, при ограничениях часто проявляется фрустрация.
В состоянии фрустрации человек испытывает особо сильное нерв-нопсихическое потрясение. Оно раскрывается как крайняя досада, озлобленность, подавленность, полное безразличие к окружению, неограниченное самобичевание. Типичное проявление фрустрации наблюдается у Катерины Ивановны после гибели мужа (в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание").
' Теплое Б. М. Ум полководца. - В кн.: Проблемы индивидуальных раз личий. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961, с. 268.
310 Особенности протекания фрустрации зависят от возможной разрядки
возникшего напряжения. Фрустрация может ослабевать, исчезать
или усиливаться. Если чрезмерное напряжение не может завершиться разрядкой, то фрустрация наступает в других неадекватных условиях. Так, раздражительность, досада, озлобление могут разрядиться на совершенно невинных людях, друзьях, товарищах, членах семьи.
Как показывают наблюдения, агрессивные реакции ослабевают, если
сразу после фрустрации создаются условия для выполнения како-гонибудь увлекательного, интересного дела. В воспитательной
работе это главный метод борьбы с агрессивными реакциями.
4. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ Формирующаяся в процессе жизни система чувств и типичные эмоциональные состояния составляют эмоциональную сторону личности. Среди всего многообразия индивидуальных эмоциональных проявлений следует различать: эмоциональные особенности и эмоциональные свойства личности.
Эмоциональные особенности и тип нервной деятельности. К эмоциональным особенностям относятся эмоциональная возбудимость, эмоциональная импульсивность и аффекливность, эмоциональная устойчивость, сила, темп и ритм. эмоциональных реакций, эмоциональный тонус.
Эмоциональные особенности обусловлены типом нервной деятельности. Именно они в первую очередь выступают в поведении и замечаются без особого труда. Если в отношениях и чувствах людей разобраться нелегко, то эмоциональные особенности проявляются в поведении более или менее непосредственно и поэтому относительно легко фиксируются. Например, легко заметить, насколько человек эмоционально возбудим или какое настроение у него господствует. Посредством наблюдения удается уловить силу, темп и ритм эмоциональных реакций. По мере формирования навыков культурного поведения, сдержанности и других волевых свойств личности эмоциональные особенности начинают проявляться все менее и менее непосредственно.
Степень выраженности эмоциональных особенностей весьма вариа-тивна и колеблется от легкой эмоциональной возбудимости у одних до эмоциональной инертности у других, от ярко выраженной импульсивности и аффективности до четко выраженной -сдержанности. Сила, темп и ритм эмоциональных реакций также варьируются и индивидуальны у каждого человека.
Индивидуальные особенности эмоциональных реакций проявляются при сопоставлении эмоциональной возбудимости и устойчивости. Типичные случаи их соотношения следующие:
311 а) большая эмоциональная возбудимость сочетается с большой
эмоциональной устойчивостью; б) большая эмоциональная воз'бу-димость сочетается, со слабой эмоциональной устойчивостью;
в) слабая эмоциональная возбудимость сопряжена с большой .эмоциональной устойчивостью; г) слабая эмоциональная возбудимость сопряжена со слабой эмоциональной устойчивостью.
Эмоциональные особенности личности в совокупности образуют
эмоционально-аффективную сферу, в которой выражается динамическая сторона эмоциональных процессов. Эта динамическая сторона
эмоциональных процессов проявляется в характере их протекания в
том или ином внешнем, доступном глазу "колорите", который выступает в виде непроизвольных выразительных движений: мимики,
пантомимики, жестикуляции и интонационно-выразительных средств
речи.
Наблюдения показывают, что состояния радости выражаются в
разных формах. Одни люди выразительно смеются, другие улыбаются, у третьих - сияющее лицо, четвертые выглядят внутренне
удовлетворенными. Присмотритесь к людям, находящимся в радостном настроении, и вы увидите, что каждый из них по-разному выражает его в жестах, да и речь у каждого звучит по-своему.
Динамика эмоциональных процессов, ее внешние проявления, выразительные движения в частности, не исчерпывают индивидуальных
проявлений эмоциональной сферы личности. Они в концентрированной форме выступают в эмоциональных свойствах личности.
Эмоциональные свойства личности. К эмоциональным свойствам лично.сти,__относ?[тся_ й/г(?чаглцг^л&но^^р7?тад^шзос'гь, a также те эмоциональные качества и их совокупность., которые накладывают свой отпечаток на многие проявления, личности , и даже на весь ее психический облик.""
Отзывчивость-одно из особенно важных, социально'значимых эмоциональных _качеств человека. Отзывчив тот, кто откликается на радость и горе других людей, как на свое собственное. Отзывчивость предполагает понимание переживаний другого человека, так как сочувствовать другому можно, только понимая его переживания. В социалистическом обществе отзывчивость как проявление взаимоотношений определена нормами социалистической морали.
Качество, противоположное отзывчивости,- черствость. Черствый человек .глух и безразличен к людям. Он живет только своей собственной жизнью, тем самым духовно обедняя и себя. Высшая степень проявления черствости - бесчеловечность и жестокость.
Впечатлительность представляет собой своеобразное проявление личности. Недостаточно иметь тонкий слух, чтобы получить глубокое" "впечатление от "Лунной сонаты" Л. Бетховена или Первого концерта для фортепиано с оркестром П. И. Чайковско-312 го. Чтобы получить впечатление от музыкального произведения, помимо
тонкого слуха, необходимо обладать соответствующим опытом
слушания музыки, любить музыку, иметь достаточно высокий уровень общего культурного развития и стремление познать мир музыкальных звуков, через который композитор стре-мится отразить свое отношение к жизни и свои переживания. Впечатлительность - эмоциональное качество, обусловленное всем
складом личности, и прежде всего ее познавательным от-йошени-ем к предметному миру и окружающим людям, ее интеллектуальным
развитием. Развитие впечатлительности зависит от гого, насколько формирующийся субъект вдумчиво относится ко всему происходящему вокруг и насколько эмоционально реагирует на окружающее.
Под воздействием воспитания и в процессе жизни складываются
взаимосвязанные и взаимозависимые черты и свойства, образующие единую сложную систему, психический облик человека.
Среди составляющих и профилирующих сторон психического облика
не последнее место занимают эмоциональные свойства, которые
могут быть представлены настолько определенно, что дают основание говорить о них как о ведущих.
Если эмоциональные черты личности положить в основу характеристики людей, то по этому признаку выделяются натуры эмоциональные, сентиментальные, страстные и, наконец, холодные.
˜˜Э^1оТГиональные натуры возбудимы, очень легко "воспламеняются" под действием раздражителей. Для них типична порывистость, импульсивность, часто переходящая в аффект. Переживаемое захватывает их, причем они не столько размышляют и рассуждают о содержании объекта, сколько анализируют свои переживания. Впечатлительность-не менее характерное качество эмоциональных натур. "'"Сентиментальные натуры характеризуются
склонностью к
созе.рдатйдьности. Мир отражается как бы через призму переживаний и эмоциональных состояний, которые накладывают отпечаток

<< Предыдущая

стр. 20
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>