<< Предыдущая

стр. 21
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

не только на процесс восприятия, но определяют и характер
представлений человека об окружающих людях, предметах, событиях. Сентиментальные натуры чувствительны и пассивны: их
чувства не вызывают активной деятельности, мир их переживаний
как бы замкнут в самом себе и не сопряжен с деятельностью.
Отмечается направленность чувств на самого себя, т. е. стремление любоваться своими переживаниями.
Страстные натуры исключительно действенны, стремительны и преданны любимому делу, они живут богатой и напряженной, эмоционально насыщенной жизнью. У них всегда есть предмет страсти.
Кипучая энергия, трата сил без остатка - их характерная особенность. Это люди больших, глубоких чувств, перерастающих в
страсти.
313 є Такова далеко не исчерпывающая
характеристика людей, в психическом облике которых эмоциональная сторона занимает особо видное место.
Но есть. .люди,.. в.. жизни и деятельности которых эмоции не имеют особого значения. Их называют холодными натурами, иногда - "людьми холодного расчета". Нельзя сказать, что эти люди совершенно бесчувственны, ничего и никогда не переживают, ничему не радуются и ничем не огорчаются. Это люди, у которых чувства, эмоциональные состояния проявляются в такой минимальной степени, что практически почти не оказывают влияния на их поведение, поступки и действия. Они. живут доводами разума. Для них типичны пониженная эмоциональная возбудимость, слабая впечатлительность и то, что называют обычно деловитостью.
Данная типология не исчерпывает и не охватывает тех нюансов и вариаций, которые накладывает эмоциональная сфера на психический облик человека. Действительно, среди окружающих нас людей далеко не всякого можно отнести к той или иной категории натур, которые были охарактеризованы выше. Но у всех можно обнаружить присущее им своеобразие эмоциональной сферы, пусть не в масштабе личности в целом, но в достаточно весомых и значимых ее особенностях. К таким особенностям могут быть отнесены добродушие (чувство симпатии по отношению к людям), альтруизм, основой которого является любовь к людям, достигающая высокой степени своего развития. Такое качество личности, как эгоизм, также эмоционально обусловлено. Ведь эгоист прежде всего любит себя и именно этим чувством руководствуется в своей жизни и деятельности. Горделивость и сопутствующее ей пренебрежительное отношение к людям также являются производными от эмоционального фактора.

литература Левитов Н. Д. О психических состояниях человека.
М., Просвещение, 1964. Лук А. Н. О чувстве юмора и остроумии. М., Искусство, 1968. Ма-каренко Ю. А. Мудрость чувства. М., Советская Россия, 1970. Симонов П. В. Теория отражения и психофизиология эмоций. М., Наука, 1971.
Шингаров Г. К. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. М., Наука, 1971.
Якобсон П. М. Психология чувств. М., Учпедгиз, 1961. Глава
17 ВОЛЯ И ВОЛЕВЫЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ

1. ПОНЯТИЕ О ВОЛЕ Определение воли. В жизни мы наблюдаем, как
человек работает, учится, отдыхает, занимается любимым делом. Мы видим, как длительное время он стремится к намеченной цели, напрягает физические и умственные силы, преодолевает массу преград;
сдерживает охватившее его чувство, отказывается от чего-то приятного во имя дела, не приносящего особой радости и удовольствия, но диктуемого необходимостью. Во всем этом проявляется воля человека.
Воля-это сознательное регулирование человеком своих действии^ ц поступков, требующих пр„одо.л„ния внутренних и внешних трудностей.
Еще И. М. Сеченов писал: "Воля не есть какой-то безличный агент, распоряжающийся только движением,- это деятельная сторона разума и морального чувства, управляющая движением во имя того или другого и часто наперекор даже чувству самосохранения" '.
С давних пор сложилось два противоположных взгляда на природу воли - материалистический и идеалистический.
Идеалисты считают волю духовной силой, не связанной ни с деятельностью мозга, ни с окружающей средой. Они утверждают, будто воля есть высший агент нашего сознания, который призван выполнять распорядительные функции. Воля никому и ничему не подчинена. Она свободна. По их мнению, человек в любом случае может поступать так, как ему заблагорассудится, не считаясь ни с чем. Он свободен в своих действиях. Иными словами, человек делает то, что хочет; как желает, так и поступает. Все зависит от его свободной воли.
Идеалистическая концепция свободы воли ложна с философской и этической точек зрения. Свобода воли, как это мыслят идеалисты, ведет к свободе действий. Но поведение личности, не считающейся с интересами членов общества, есть игнорирование, а порой и нарушение моральных и правовых норм.
Единственно правильное понимание природы воли - материалистическое, согласно которому воля, наравне с другими сторонами психики, имеет материальную основу в виде нервных мозговых процессов. Невозможно отделить волю От материи, мозга. Материалисты утверждают, что человек теснейшим обра-' Сеченов И. М. Кому и как разрабатывать психологию. - Избранные фи лософские и психологические произведения. М., Госполитиз-дат, 1947, с. 298.
315 зом связан с окружающей средой. Без надлежащих внешних условий он не
может ни поддержать, ни продолжать жизнь. Излагая материалистический взгляд на природу воли и противопоставляя его
идеалистическому, Ф. Энгельс писал: "Не в . воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности
планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей" '. И далее: "Свобода воли означает, следовательно, не что иное, как способность принимать решения со
знанием дела" 2.
Воля проявляется в регулировании познавательной и практической деятельности человека.
Материалистическое понимание природы воли предполагает: безоговорочное признание того факта, что побудительные сти-_ мулы действий и поступков лежат в окружающей материальной и социальной среде, а не в самом человеке. В. И. Ленин писал, что "цели человека порождены объективным миром и предполагают его,-находят его как данное, наличное. Но кажется' человеку, что его цели вне мира взяты, от мира независимы , ("свобода")" 3. .
Волевое регулирование поведения человека детерминировано условиями, в которых он живет и трудится. В воле проявляется сознательная активность личности, целенаправленная и планомерно действующая.
Познание и воля. Воля не является изолированным свойством психики человека. Поэтому она должна рассматриваться в связи с другими сторонами психики и в первую очередь с познанием. Как известно, познание направлено на анализ и синтез, обобщение и абстрагирование полученных из окружающей среды впечатлений, знаний. Закрепленные памятью и переработанные в мышлении, эти знания достаточно глубоко информируют о том, что окружает нас. Таким образом, воля ^содержательна. Ее содержание заключено в представлениях и понятиях, .которыми оперирует мышление, воображение. Вместе с тем воля - своеобразный пусковой и тормозной механизм. Волевое регулирование поведения - это сознательное направление умственных и физических усилий на достижение цели или сдерживание их.
Однако между мышлением как познанием и волей как сознательным регулированием поведения нет тождества. В жизни можно наблюдать людей, которые развивают бурную деятельность, проявляют завидное упорство в стремлении к цели, но сама эта цель незначительна, мелка. Больше того, огромное усилие часто тратится впустую, поскольку что-то не учитывается,
' Энгельс Ф. Анти-Дюринг. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., * т. 20, с. 116.
2 Там же. 3 Ленин В. И. Философские тетради.-Поли. собр.
соч., т. 29, с. 171.
316 не понимается. Иными словами, распоряжаться своим поведением эти люди
умеют, а вскрывать связи, отношения между явлениями, вещами,
людьми - не всегда. И те усилия, которые они затрачивают,
часто пропадают зря.
Нередко можно наблюдать и другое. Умный человек принимает совершенно правильные и необходимые решения. Они безупречны по
замыслу, но человек не в состоянии напрячься, собраться, сделать более или менее длительное усилие, распорядиться своим
поведением, чтобы выполнить решение. В этом случае проделана
большая мыслительная работа, найдены правильные пути практического выполнения задуманного. Но решения остаются невыполненными. Для осуществления их не хватает волевого усилия,
слаба волевая регуляция поведения.
Таким образом, осознать что-либо, понять-не одно и то же, что
действовать.
Воля, по словам И. М. Сеченова,- "деятельная сторона разума и
морального чувства". Наши переживания-своеобразное отражение
внешнего мира, поэтому чувства содержательны. В повседневной
жизни мы руководствуемся не только тем, что воспринимаем и
понимаем, но и теми переживаниями, которые возникают в связи
с данным содержанием. Чувства выполняют роль мотива действий,
поступков. Вместе с тем переживания могут служить сдерживающим средством поведения. Они как бы накладывают "вето" на
действия, поступки. Так, чувство совести удерживает подростка
от неблаговидного поступка. Подчеркивая активную роль чувств,
не следует забывать, что сами они должны быть подконтрольны
нашей воле. Нередко возникает необходимость действовать наперекор чувствам. Например, подростку страшно прыгать с парашютной вышки, но он подавляет чувство страха, бросается вниз,
так -как там, на земле, стоят его товарищи по классу. Быть в
их глазах трусом куда неприятней, чем пережить минутную боязнь. Человек борется с горем утраты, гневом, буйной радостью, приглушает ненависть или ревность, если они мешают
делу. Все это возможно благодаря воле. Именно здесь она выявляет одну из главных своих функций - тормозную.
Оценивая волевую регуляцию, необходимо всегда помнить ее направленность, которая может быть коллективистической и индивидуалистической. В первом случае содержанием воли выступают
общественно значимые побуждения, то, что отражает интересы и
потребности коллектива, общества; во втором - индивидуальные,
значимые только для данного человека.
Физиологические основы воли. Физиологические механизмы волевой активности могут быть представлены следующим образом. В теменной части коры больших полушарий расположена двигательная область. Она связана со всеми участками коры, в том числе с корковыми концами всех анализаторов. Эта связь дает возможность возбуждению, возникшему в каком-либо участ-317 ке коры, достигнуть двигательной области и вызвать в ней
аналогичный
процесс. Например, возбуждение из коркового конца зрительного
анализатора передается в двигательную область и вызывает, ее
возбуждение. Информация из анализатора, пришедшая в двигательную область, служит своеобразным пусковым сигналом двигательной реакции. Двигательная область находится под постоянным "обстрелом" информации с корковых концов анализаторов.
Получив информацию, двигательные клетки в любой момент могут
прислать приказ о движении.
Таким образом, связь двигательной области коры с другими участками мозга - предпосылка сознательных движений и действий человека. Однако такая связь не исчерпывает всего механизма волевого поведения. В данном случае представлен элементарный
путь. прохождения информации из анализатора в двигательный
участок коры мозга и возможного воплощения этой информации в
движение. Человеку же присуща способность накапливать информацию и действовать на ее основе. Больше того, он способен
обобщать полученные извне сведения, знания. Это, как известно, достигается при помощи второй сигнальной системы. Второ-сигнальные связи включаются в общую систему связей коры головного мозга и несравненно усложняют ее дея тельность. Несколько упрощая сложную мозговую мозаику постоянных и временных связей, можно признать, что второсиг-нальные связи являются как бы промежуточными звеньями между концами анализаторов и двигательной областью мозга.
На основе второсигнальных связей осуществляется вся сознательная и целесообразная регуляция человеческого поведения, происходит выбор места, времени,v характера, способа, интенсивности действия при реализации полученной информации. Раздражители второй сигнальной системы активизируют не только моторную часть поведения человека, они являются сигналом к началу многих психических процессов: мышления, воображения, памяти, регулируют внимание, вызывают чувства. При помощи речи
актуализируется и регулируется вся сознательная деятельность
человека. Второсигнальные связи играют решающую роль в тормозной функции воли, в задержке движений, действий.
Таким образом, .Второсигнальные связи изменяют направление движения информации из анализаторов в двигательную область. Эта
информация идет по очень сложному пути. Глубоко прав был И.
П. Павлов, когда писал, что произвольность движений есть результат суммарной работы всей коры головного
мозга. Воля, как регулирующая сторона сознания, имеет условно-рефлекторную
природу. На основе временной нервной связи складываются и
закрепляются самые разнообразные ассоциации и их системы, что
в свою очередь создает условия целенаправленности поведения.
Мозг непрерывно получает сведения о том, как и что выпол.318
няется в каждый данный момент. Эти данные немедленно включаются
в уже
выработанную программу действий. Если действия согласуются с
заранее намеченной программой, то никаких изменений в течение
действия не вносится. Если же поступают сведения, не соответствующие созданной в коре мозга программе, то изменяется
либо практическая деятельность, либо предварительная программа. Таким образом, этот своеобразный механизм сличения "стоит
на страже" соответствия программы и действия, развертывающегося на ее основе.
Как показывают исследования, исключительное значение в осуществлении волевой регуляции имеют лобные доли коры мозга. Именно
в них происходит сличение достигнутого в каждый данный момент
результата с предварительно составленной программой цели. Поражение лобных долей приводит к абулии (болезненному безволию).
Рефлекторная природа волевой регуляции поведения предполагает
создание в"коре мозга очага оптимальной возбудимости. Очаг
оптимальной возбудимости - это рабочий очаг в коре. Если
школьник выполняет физическое упражнение, то, очевидно, очаг
оптимальной возбудимости располагается где-то в двигательной
области коры. Если же школьник рассматривает экспонаты выставки, то можно предположить наличие такого очага в зрительной области.
Однако очаг оптимальной возбудимости может быть вызван не только действующим в данный момент раздражителем. Он образуется и
на основе ранее полученных воздействий. Например, в газете
школьник прочитал конкурсную задачу. Сначала эта задача была,
так сказать, разовым раздражителем. Придя домой, школьник задумался, попробовал решать ее. Это уже свидетельствует о создании очага оптимальной возбудимости. Если же школьник продолжил решать задачу, при этом потратил не один день, то можно говорить о более или менее стойком очаге оптимальной возбудимости.
Следовательно, образы, мысли - носители цели действия - связаны
с очагом оптимальной возбудимости, являющимся частью физиологического механизма волевой регуляции.
Нельзя не отметить важного значения ретикулярной формации в общем механизме волевого регулирования поведения. В настоящее
время общепризнанно, что ретикулярная формация - своеобразный
фильтр, отбирающий одни импульсы, идущие к коре, и задерживающий другие, не имеющие жизненно важного значения. Ретикулярная формация как бы просеивает эти импульсы. Общепризнанно
также, что ретикулярная формация является своеобразным аккумулятором и пультом управления по энергетическому снабжению
коры.
Существующий в коре очаг оптимальной возбудимости требует постоянного повышенного энергетического снабжения. Человек может
проявить большую энергию при выполнении какого-319 либо дела, длительно стремиться к цели, поскольку ретикулярная формация
постоянно поддерживает очаг оптимальной возбудимости, обеспечивает его энергией. Но ретикулярную формацию нельзя отождествлять с деятельностью всей коры.
П. К. Анохин выдвинул понятие акцептора действия. Сущность его в том, что нервные процессы как бы опережают течение внешних событий. На основе прошлого опыта человек предвосхищает, предвидит будущие воздействия на нервную систему. На основе сигнала в мозге восстанавливается весь комплекс нервных связей, вся система ассоциаций, выработанная многократным повторением.
Положения, выдвинутые П. К. Анохиным, углубляют и расширяют наши представления о механизме волевого регулирования поведения. У человека механизм предварения реального действия развит несравненно лучше, чем у животных. У человека восстанавливается система ассоциаций на основе самого минимального и весьма отдаленного по содержанию раздражителя (слова, предмета, его свойства и т. д.).
Таким образом, сознательно управляемое поведение - результат взаимодействия многих весьма сложных мозговых физиологических процессов, а также воздействия внешней среды.
2. АНАЛИЗ СЛОЖНОГО ВОЛЕВОГО ДЕЙСТВИЯ Воля человека проявляется в действиях, поступках, выполняемых с заранее поставленной целью. Однако такие действия, как ходьба, устный счет в пределах таблицы умножения, речевое общение с близкими, родными и т. д., не являются специфическими .волевыми. Эти действия целенаправленны, но волевой момент в них незначителен.
Волевые действия характеризуются наличием цели, а также препятствий, трудностей, наличием своеобразного напряжения, переживаемого в,ходе их выполнения.
Принято различать простые и сложные волевые действия. Простые, как правило, имеют два звена - постановку цели и исполнение. В них одно звено следует за другим тотчас, без промежуточных звеньев. В сложном волевом действии отчетливо обозначены три звена - осознание цели, планирование и ис полнение.
Рассмотрим сложное волевое действие, с тем чтобы уяснить психологическую сущность воли человека.
Осознание цели. Мотивы человеческого поведения многообразны. Ими могут быть материальные потребности - голод, жажда, необходимость воздуха, одежды-и духовные-общение с другими людьми, овладение знаниями.
Зарождающаяся дотребность отражается в сознании человека в виде смутного, неясного влечения. Это обусловлено тем, что потребность недостаточно включена в систему знаний человека.
320 По мере возрастания потребности и осознания ее влечение
превращается в
желание. Желать чего-либо-это значит быть в состоянии выразить (написать, сказать кому-либо или самому себе), что именно беспокоит, какая испытывается нужда и чем можно ее удовлетворить.
Желание - это существующее идеально содержание потребности. Желание может оказаться мотивом к действию. Например, в знойный
летний день, находясь под палящими лучами солнца, человек испытывает жажду: сухость во рту, физическую слабость. В то же
время в сознании возникают определенные образы, мысли о тени,
об источнике воды. В данном случае человек отдает себе отчет
в том, что его беспокоит, какую он испытывает нужду и чем эта
нужда может быть удовлетворена. А нуждается он в снижении
внешней температуры, в пополнении организма влагой.
Желать -т- еще не значит действовать. Хотя в желании отражено
содержание потребности, в нем нет действенности, активного
элемента. Желать человек может многого, но это не значит, что
он действует или будет действовать во всех направлениях. Таким образом, ^жед.аи.ь.. чего-либо - это прежде всего знать,
._ад;а. побуждает к "действию. ^
Однако нельзя ставить знак равенства между желанием и знанием
вообще. Не всякое знание превращается в желание, но всякое
желание-это знание. Прежде чем желание превращается в непосредственный мотив поведения, а затем в цель, оно оценивается
человеком. В ходе оценки мы приводим дово ды "за" и "против".
Мы как бы оглядываемся назад, еще раз осознаем, что же побуждает нас поставить данную цель, каковы наши желания. Мы взвешиваем условия, помогающие и мешающие осуществлению цели, в
воображении забегаем вперед и мысленно предвосхищаем результат осуществления решения.
Иначе говоря, совершается_.нап.ряженная умственная работа по
отбору и обоснованию желаний.
Например, школьник-подросток узнает, что товарищ занимается в
фотокружке. У школьника возникает аналогичное желание - тоже
научиться фотографировать. Это желание он мотивирует так:
"Витя учится, и я буду". Мальчик рассуждает:
"Научусь, поеду в деревню к бабушке. Там сфотографирую дом, корову, в лес пойду, снимки птиц сделаю". Но тут же возникает
мысль: "Фотоаппарата нет. Ладно, папу попрошу купить. А если
не купит? Буду собирать и сдавать макулатуру. Накоплю денег и
куплю фотоаппарат".
В этом примере отчетливо проявляются некоторые мотивы, которые
школьник выдвигает в защиту цели деятельности,- научиться фотографировать.
Нередко сталкиваются несовместимые мотивы. Столкновение противостоящих, несовпадающих побуждений, между которыми предстоит
сделать выбор, называют борьбой мотивов.
11 Заказ 385 321 У того же подростка после посещения спектакля, поставленного школьным драмколлективом, появляется желание заниматься в драмкружке. Обстоятельства складываются таким образом, что он должен выбирать: фото или драмкружок. У школьника возникает внутреннее затруднение. Развертывается борьба мотивов. Он испытывает напряжение. Борьба мотивов и связанное с ней напряжение особенно обостряются в тех случаях, когда приходится выбирать между доводами разума и чувством, между мотивами личного порядка и мотивами, связанными с общественными потребностями и интересами. Особенно остро протекает борьба мотивов и принятие решений в конфликтных ситуациях, возникающих на переломных этапах жизни человека.
Такие ситуации изучал В. С. Мерлин у людей, ослепших в результате ранения во время Великой Отечественной войны. Было установлено, что те, кто не имел осознанных идейных убеждений, долго и мучительно искали выход из создавшегося положения. Они метались: то по примеру товарищей решали идти в музыкальную школу, то в ученики ОТК на военный завод, то жить в семье у родственников. У больных с осознанным и активным убеждением конфликтная ситуация протекала совсем иначе. Им тоже было трудно, но принимали они решение не по частному, конкретному действию, а определяли свой жизненный путь, руководствуясь центральным мотивом: работать, учиться, приобретать специальность. Однажды решив, они не изменяли под влиянием случайных обстоятельств и разных мотивов свое решение.
Таким образом, борьба мотивов, с одной стороны, служит показателем способности человека устанавливать связи, понимать, выбирать желания, обусловленные высшими мотивами, и превращать их в цель. С другой стороны, борьба мотивов показывает способности человека напрягаться, прилагать усилия, способности нести ответственность за последствия, связанные с достижением или недос-тижением поставленной цели, т. е. проявлять волю. В борьбе мотивов в большой мере проявляется воля человека, но это не исключительный показатель ее. В ходе борьбы мотивов оформляется цель деятельности, что окончательно выражается в принятии решения.
Принять решение-это значит отграничить одно желание от других и таким образом создать идеальный образ цели. Принимаемое решение обычно оформляется в короткой фразе: "Буду делать так", "Решено: делаем это", "Останавливаемся на таком решении" и т. д.
После принятия решения, как правило, ослабевает напряжение, сопровождающее борьбу мотивов. Человек испытывает полное облегчение, если принятое решение соответствует его желаниям, помыслам. Больше того, в этом случае он переживает чувство удовольствия, радости. Но облегчение наступает и тогда, когда принимаемое решение не полностью согласуется с жела-322 ниями и чаяниями человека, когда нет полного согласия с
содержанием
цели. В этом случае сам факт решения снижает напряжение. Планирование. В сложном волевом действии за принятием решения следует планирование путей достижения поставленной задачи. Правда, иногда способы реализации решения в общих чертах намечаются одновременно с оформлением цели и как бы вырастают из нее. Но и при этих обстоятельствах детальная их разработка совершается непосредственно перед практической деятельностью.
При выборе средств, как и при выборе самой цели, возможны трудности,; переживаемые в виде напряжения. С одной стороны, трудности возникают из-за того, "что некоторые пути и средства достижения цели представляются простыми, но не соответствующими моральным нормам, наносят ущерб другим людям. С другой стороны, иные пути могут быть трудными, требовать огромных затрат энергии, но не противоречат этическим нормам, не затрагивают чести и совести человека. Иначе говоря, внутреннее напряжение создается потому, что складывается конфликтная ситуация: человек понимает возможность легкого пути достижения цели и невозможность его принятия: Когда эта конфликтная ситуация разрешается, напряжение спадает.
Советский человек не может руководствоваться принципом буржуазной морали - "цель оправдывает средства". Он выберет такие пути движения к цели, которые согласуются с принципами морального кодекса строителя коммунизма. Для него неприемлем лозунг буржуа - "для достижения цели все средства хороши". Советский человек найдет морально оправданные пути движения к цели, хотя это не всегда достигается без внутренней борьбы.
Исполнение. Как только намечены пути и средства, человек приступает к" практическому осуществлению принятого решения. Он строит свое поведение таким образом, чтобы имеющийся в сознании замысел воплотился в вещи, предмете, движении (спортивном упражнении), трудовом, умственном навыке, поступке. Поведение человека подчинено поставленной задаче и заранее спланированным способам, действия. Однако человек не только действует,, он.. контролирует и корректирует свои действия. В каждый момент он сличает получаемый результат с идеальным образом цели (или ее части), который был создан заранее. Достигаемый таким образом частичный результат ставится в ряд с уже достигнутым и "накладывается" на идеальный образ. Рассмотрим это на примере.
Ученик поставил перед собой цель научиться плавать. Для этого он'должен овладеть комплексом согласованных движений конечностями. Учитель рассказывает, а может быть, и показывает школьнику, какие движения он должен усвоить и выполнять, чтобы добиться успеха.
II* 323
Вначале школьник усваивает движения, у него создается образ их.
Затем он начинает овладевать движениями. Путем повторений
подгоняет практическое выполнение под имеющийся идеальный
шаблон, образец. Тренировка и состоит в том, чтобы как можно
точнее наложить практическую часть на образец.
Успех зависит от ряда обстоятельств: от того, насколько четко и
определенно создан мысленный образ движений, как школьник
умеет контролировать выполняемые действия и соотносить их с
образцом, как он умеет напрягаться и преодолевать препятствия
объективного и субъективного порядка.
Практическое осуществление намеченной цели сопряжено с преодолением препятствий. Их могут создавать предметы, материальные
процессы, люди, время, пространство. Вместе с тем могут возникать препятствия личного порядка, такие, как усталость, болезнь, недостаток знаний, навыков. Внешние и внутренние препятствия, отражаясь в сознании, порождают напряжение. Конфликтная ситуация (в реальной действительности или в субъективном состоянии человека) разрешается либо последовательным
движением к цели, а следовательно, поддержанием волевого усилия, либо отказом от практической деятельности, отказом от
волевого усилия, а в конечном счете - от цели. Отказ от практической деятельности не всегда является показателем безволия
личности. Если человек прекращает стремление к цели из-за нежелания, неспособности справиться с возникшим напря жением
или приостанавливает практическую деятельность без достаточно
веских причин - это показатель слабости воли. Если же у человека имеются серьезные основания к тому, чтобы прекратить
стремление к цели, характеризовать его безвольным нельзя.
Возникает вопрос: всегда ли мотив однозначно связан с внешним
действием? Как показывают исследования В. С. Селиванова, между ними могут быть не только соответствия, но и противоречия.
Автор различает четыре основных типа, волевых поступков:
1. Положительные нравственные мотивы реализуются в таких же делах, поступках.
2. Отрицательные в нравственном отношении мотивы (безнравственные) порождают и безнравс-^венные поступки.
3. Человек исходит из положительных мотивов, но по различным
причинам (неумение уважать других людей и их взгляды и т. д.)
совершает без нравственнью действия.
4. Отрицательные мотивы ради отрицательных целей маскируются
внешне положительными действиями.
Волевое усилие. Волевой акт. совегццается при большем или меньшем напряжении. Это так называемое волевое усилие. Оно характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целенаправленного действия или удержание от него. Например,
324

одному школьнику не требуется большой энергии для того, чтобы приступить к выполнению домашних заданий по математике и закончить их, другому - необходимо потрудиться, "попотеть", чтобы справиться с заданием. И в первом и во втором случае усилие необходимо, но интенсивность его будет различной. Разная степень волевого усилия может проявиться и у одной личности, поскольку не ко всем делам она одинаково подготовлена и расположена.
Волевое усилие пронизывает все звенья волевого акта: осознание цели, принятие'решения, выбор" способов и практическое выполнение решения. Но возникает оно в связи с затруднениями. Препятствия, отражаясь в сознании, порождают состояние напряженности, освободиться от которого можно, либо отказавшись от преодоления трудностей, следовательно, от цели, либо путем волевого усилия преодолеть их в практической деятель ности. Трудности не всегда вызывают адекватную напряженность и волевое усилие. Иногда препятствие, объективно незначительное, порождает большое напряжение и требует значительного волевого усилия. Например, ребенок робеет пойти к знакомым за необходимой вещью. Само по себе действие сравнительно простое. Оно вполне доступно, но требует значительного усилия, чтобы преодолеть психологический барьер стеснительности и переживания, связанный с предстоящей встречей, разговором, с возможным отказом и т. д. В данном случае субъективное переживание трудностей не соответствует реальным фактическим преградам.
Как показывают психологические исследования, интенсивность волевого усилия, его стойкость зависят от ряда обстоятельств. Прежде всего следует указать на мировоззрение, идейную направленность личности и общественную значимость задач, решаемых ею. Связь этих элементов с волевым усилием прямая. Важным фактором является моральная устойчивость личности. Так, у ответственного человека можно наблюдать высокую степень волевого напряжения и максимальную отдачу сил и энергии в стремлении к цели. Безответственный человек в большинстве случаев не способен к напряжению.
Следует далее указать и на такой фактор, как установка по отношению к деятельности и ее результату. Установка на "как-нибудь" не создает волевого усилия. Установка на "максимальное качество" вызывает напряжение.
Волевое усилие, как было отмечено, зарождается и возрастает по мере возникновения и нарастания трудностей, напряжений. Однако иногда человеку трудно начать действие. Он бьется в тисках сомнения. В этих случаях полезно использовать какой-нибудь сигнал. Так, спортсмен вступает в соревновательную борьбу по собственному отсчету до трех, поднимает руку, отдает самоприказ.
Сознательное ^ег.улир.ов.ание_^ поддержание волевого усилия
325
осуществляется при помощи речи - внешней и внутренней. Человек
сам себе дает советы, приказания, поощряет, одобряет себя и
т. д. Такие фразы, как "смелее", "не робей", "не падай духом", "еще немного", знакомы каждому. Ведь их произносит человек, обращаясь к самому себе в самые трудные минуты, в минуты наивысшего волевого напряжения.
Таким образом, анализ сложного волевого действия показывает,
что первые два звена подготовительные. Они программируют
третье звено, практическую часть. В формировании программ
участвуют многие психические процессы, однако решающее значение имеет мышление. Исполнительная часть волевого действия
связана с умениями и навыками, организаторскими способностями. При встрече с трудностями активную роль берет на себя
снова мышление. Преодоление трудностей - это прежде всего
разрешение проблемы - каким путем теперь идти. В процессе исполнения проявляется волевое усилие, особенно необходимое для
преодоления усталости или внешних препятствий.
Сложные волевые действия чаще всего развертываются в больших
отрезках времени. Однако нередки случаи, когда приходится совершать поступки, предельно ограниченные временем. Тогда четкость звеньев волевого действия стирается. Они как бы слиты
воедино.
Осознание цели, принятие решения, нахождение способов достижения цели совершаются на фоне практической деятельности. На
первый взгляд кажется, будто вся умственная работа идет параллельно физической. Но это не так. В осознанном волевом
действии образ, мысль хотя бы на мгновение предшествуют исполнительской части. Двигательные органы осуществляют то, что
отразилось в сознании и ассоциативным путем передалось в двигательную область коры мозга. Далее движение (особенно привычное) может совершаться уже без повышенного контроля сознания. В сознании образуются новые связи, рождается новое содержание, которое в свою очередь передается в двигательные
органы. И так до полной реализации программы (цели).
Действия, выполняемые в короткие промежутки времени, обостряют
психическую деятельность человека, усиливают мускульное'нап-ряжение, повышают общий тонус работы организма. Волевое регулирование в этих случаях играет решающую роль.
Выше было проанализировано сложное волевое действие, которое
задумывается и осуществляется самим человеком с самого начала
до завершения. Однако в повседневной жизни человек совершает
дела, инициаторами которых бывают другие люди. Например, военнослужащие выполняют приказы, включающие цели и способы их
достижения. Учитель на уроках дает задание школьникам, он же
указывает пути и последовательность выполнения его. Рабочий
на заводе придерживается инструкции по технике безопасности,
в которой перечислено, что
326 можно, а чего нельзя делать около агрегата или станка.
Во всех этих
случаях регламентируются цели, способы их достижения, либо то
и другое. У человека, находящегося в таком положении, самостоятельного полного волевого акта нет. Однако это не означает, что он превращается в безвольный автомат, в безропотного
исполнителя. В правильно организованном коллективе нашего общества инициатива личности, ее творческие возможности никогда
не подавляются и в рамках задания остается место для волевого
поведения.
Выполняя приказ, предложение, рекомендации, человек не лишается
внутреннего напряжения, а следовательно, и волевого .усилия.
Советский солдат, идущий в атаку на врага во время Великой
Отечественной войны, летчик, вступивший в бой с самолетом
противника, рабочий, выполняющий плановое задание, или школьник, овладевающий сложным учебным материалом,- каждый "из них
по-своему проявляет волю, хотя и выполняет чьи-то задания. В
этом случае волевое усилие перемещается из одного этапа в
другой, концентрируется в той части действия, где личность в
большей мере проявляет самостоятельность. При выполнении приказа, задания возникают внутренние трудности (нежелание, отрицательные эмоции и др.), которые также подлежат волевому
регулированию.
Кроме того, человек несет ответственность за выполнение задания. Ему предстоит отчитаться в качестве, своевременности выполнения работы и других показателях. Это тоже создает напряжение, порождает волевое усилие.
3. ВОЛЕВЫЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ Идейная основа волевых свойств
личности. С детского возраста человек выполняет действия и совершает поступки: в той пяи иной мерере-гулируемые. волей. Жизненная практика закрепляет регулирование действий в виде волевых свойств личности. Эти свойства, наряду с другими личностными особенностями, образуют стиль поведения человека. Но отдельный человек не изолирован от других людей. Он член общества, представитель класса, имеющего свою идеологию, мораль, обычаи и традиции. В практической деятельности личность руководствуется индиви дуальными потребностями, интересами, а также идеями, моральными нормами, традициями людей, в среде которых живет.
Идеология, выраженная в мировоззрении, мораль и традиции, господствующие в обществе,-это-широкая основа, на которой вырастают конкретные,_Д‚Йст-вия-.д._д.оступки человека.
(гбв„тские люди живут идеями коммунизма, которые порождают огромную общенародную цель-построение в нашей стране бесклассового общества. Этой цели подчинены труд, учение, взаимоотношения людей. Советский человек вкладывает в дело построения коммунизма умственные и физические силы, весь
327 свой талант. Волевые свойства советского человека формируются на
основе коммунистической идейности и нравственности, на основе

<< Предыдущая

стр. 21
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>