<< Предыдущая

стр. 22
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

революционных традиций, сложившихся в ходе построения социалистического общества.
Таким образом, коммунистическая идейность - это общее условие развития и воспитания волевых свойств советского человека.
Вместе стем существуют конкретные жизненные обстоятельства у.
каждого человека: большая или меньшая материальная обеспеченность, определенные взаимоотношения в семье, воспитательные
воздействия, природные задатки. Сливаясь с общими условиями в
единый поток, эти конкретные условия создают среду для формирования волевых свойств личности. Рассмотрим основные волевые
свойства личности.
Целеустремленность. Волевое свойство личности, проявляющееся в умении ставить и достигать общественно значимые цели, называется целеустремленностью. Целеустремленный человек не разменивается на мелочи, он понимает общественные потребности и интересы и в соответствии с ними ставит цели, которые отражают эти потребности и интересы. Целеустремленная личность имеет также отчетливые, ясные личные цели. При этом общественные и личные цели гармонически сочетаются, сливаются воедино. Борясь за претворение личных целей, целеустремленный человек одновременно борется за достижение целей об щественных; решая общественные задачи, осуществляет личные решения. Целеустремленный - это одержимый (в самом положительном понимании этого слов) человек. Он точно знает, за что борется, куда идет. Ясность цели - вот основное достоинство целеустремленного человека.
У некоторых людей целеустремленность принимает индивидуализированное направление. Они тоже ставят ясные цели. Однако содержание их отражает только личные потребности и интересы. Действия, развертывающиеся на основе таких целей, не имеют или имеют очень малое общественное значение.
Решительность. Волевое свойство личности, которое проявляется в быстром и продуманном выборе цели, определении способов ее достижения, называется решительностью. Решительный человек всесторонне и глубоко обдумывает цели действия и способы их достижения, понимает важность принимаемого решения, отдает себе отчет в возможных последствиях.
На первый взгляд может показаться, что решительный человек легко и свободно выбирает цель. Однако это не так. Решительный человек тоже испытывает сложную, мучительную внутреннюю борьбу, столкновение противоположных мотивов, эмоциональные переживания. Тем не менее, когда необходимо, он отбрасывает все колебания и твердо останавливается на одной цели или средстве ее реализации, которые в большей мере пригодны в данных условиях.
Решительность - свойство личности, свидетельствующее о 328 '"""""" "" "
высоком_уровне развития воли. Особенно отчетливо проявляется решительность в момент принятия цели, а также при осуществлении принятого решения. Не всем свойственна решительность высокого уровня. Мы встречаем людей, у которых явно не хватает этого качества. Они долго и мучительно думают, как поступить, сомневаются в правильности принимаемого решения, опасаются за последствия самого решения и результата его осуществления.
Раздвоенность мыслей, чувств-характерная особенность нерешительного человека. У него не хватает сил побороть противоречивые мысли и чувства, направить их в какое-то определенное русло. Все это приводит к тому, что человек упускает время, а потом, когда все-таки оказывается перед необходимостью сделать выбор, хватается за первую попавшуюся, может быть, даже за самую худшую цель. Нерешительность проявляется и в том, что человек, не продумав, не взвесив, принимает поспешное "решение. В этом случае он торопится избавиться от неприятного ему состояния напряжения, которое сопровождает выбор цели.
Настойчивость. Волевое свойство .личности, которое проявляется в способности длительное время направлять и контролировать поведение в соответствии с намеченной целью^-дазыва-ется .нас-той.ч.ив.остыо.
Человек, обладающий этим волевым свойством, постоянно держит в сознании поставленную задачу и строит свое поведение с таким расчетом, чтобы приблизить ее решение. Настойчивый человек правильно оценивает обстановку, находит в ней то, что помогает достижению цели. Он не только использует сложившиеся обстоятельства, но и сам создает их. Настойчивый человек может временно прекратить движение к цели, но делает это для того, чтобы впоследствии в более подходящих условиях продвинуться дальше. Он не останавливается перед неудачами, не поддается возникшему чувству сомнения, упрекам, а порой и противодействию других людей. Он снова и снова мобилизует свои психические и физические силы, для того чтобы попытаться вновь реализовать задуманное.
В жизни мы нередко встречаем людей, у которых настойчивость как бы застывает на низком уровне. Такие люди могут быть умными и даже талантливыми, однако управлять длительное время своим поведением в более или менее сложных условиях или при встрече с первыми трудностями они не в состоянии. Им кажется, что возникшие препятствия непреодолимы, а поэтому не стоит напрягаться, зря тратить силы. Это неумение заставить себя идти к намеченной цели приводит к тому, что принятое решение остается невыполненным, а между тем оно вполне посильно для человека и есть все объективные условия для его реализации.
Есть люди, которые на первый взгляд кажутся исключительно настойчивыми. Близкое же знакомство с ними показывает, что
329 они_просто упрямы. Упрямец признает лишь собственное
мнение,
собственные аргументы и стремится руководствоваться ими в
действиях и поступках, хотя эти аргументы могут быть ошибочными или, во всяком случае, не лучшими. Девиз упрямца очень
ярко выражен в пословице: "Вся рота идет не в ногу, только я
один в ногу". Упрямство - недостаток, от которого необходимо
освобождаться.
Выдержка. В_ыдержкои^,ил_и, самообладанием, называют воле-вое^зоист.во^личности, которое проявляется в способности сТТ„р-живать психически„^и 'фиЗМески„проявления, мешающие дос-JWKem&.Ssw."""' Человеку нередко приходится действовать в
сложных условиях, например в
обстановке, угрожающей здоровью или жизни, личной и общественной чести, достоинству и т. д. Сложные условия жизни вызывают повышенное психическое и физическое напряжение. Сдержанный человек выберет такой уровень активности, который будет
соответствовать условиям и будет оправдан обстоятельствами.
Это в свою очередь обеспечит ему успех в достижении поставленной цели.
Выдержка - свойство личности, в котором выражена и закреплена
тормозная функция воли. Примером исключительной выдержки может служить поведение героев Отечественной войны, наших космонавтов, летчиков.
Выдержку проявляет учитель, уже в который раз спокойно и терпеливо объясняющий недисциплинированному школьнику недостойность его поведения. Проявляет выдержку и школьник, отвечая
на обидное оскорбление одноклассника спокойным осуждающим
взглядом или меткой остротой.
Обычно в быту содержание понятия "выдержка" несколько суживается: мы употребляем его лишь применительно к эмоциональной
стороне психики, когда хотим подчеркнуть способность человека
сдерживать свои эмоции и связанные с ними речевые и физические реакции. Такое сужение объясняется тем, что в области регулирования переживаний это волевое свойство проявляется ярче, заметнее и потому как бы поглощает все ос тальное.
Самостоятельность. Волевое свойство личности, выраженное в умении^ по собственной 'инициативе'статвитъ цели, находить цути ее достижения и практически выполнять принятые решения, пазы-вае'рс"-самоетеятель_ностью.
Самостоятельный человек без посторонней помощи вскрывает проблемную ситуацию, исходя из нее, ставит цель. Он не ждет подсказки, указаний от других людей. Больше того, он активно отстаивает свою точку зрения, свое понимание задачи, цели и пути ее реализации. Он уверен в правильности принимаемого решения и энергично борется за его осуществление. У само стоятельного человека сильно развита критическая сторона сознания Однако это не значит, что такой человек отвергает
330 всякие предложения, советы, указания. Он учитывает их,
но
предварительно взвешивает их ценность. Свойством воли, противоположным самостоятельности, будет вн^ш.аемоа.ь.
Люди, отличающиеся__внушаемостью, не могут по собственной
иницй"аТивеначать и закончить более или менее сложное волевое
действие"; Они проявляют активность в том случае, если получают указания, распоряжения, совет. Они быстро поддаются влиянию других людей. Мысли, дела других им кажутся правильными.
Собственные же решения и дела они ставят под сомнение, не
уверены в их правильности и целесообразности. Иначе говоря, к
мыслям, делам других людей вну шаемые подходят некритически,
тогда как к своим собственным предъявляют чрезмерно повышенные требования.
Другие волевые свойства. Воля человека характеризуется и другими свойствами, такими, как смелость, отвага, мужество, стойкость, дисциплинированность. Но они в значительной мере являются индивидуальным сочетанием рассмотренных выше волевых качеств.
Если волевые свойства приобретают устойчивость, то они отражают уровень развития воли личности. У каждого человека представлены все волевые свойства личности, но развиты они неодинаково. Мы встречаемся с людьми, отличающимися решительностью. Они с исключительной настойчивостью борются за претворение своих решений в жизнь. Кажется, что их усилиям и энергии нет предела. Они прекращают стремление к цели только по ее достижении либо абсолютно убедившись в невозможности исполнить принятое решение. Так же высоко могут быть развиты самостоятельность и выдержка.
Людей с высоким уровнем развития определенных волевых свойств справедливо называют людьми сильной воли. Но нередко встречаются люди, у которых развито какое-либо одно свойство, остальные же оказываются на более или менее низком уровне. Например, решительный, но малонастойчивый человек принимает хорошо продуманные, правильные, своевременные решения, но не может довести их до конца. Или может быть человек настойчивый, но невыдержанный; решительный, но в то же время внушаемый и т. д.
Есть люди, у которых низок уровень развития всех волевых свойств. Таких людей обычно называют слабовольными.
Воля как регулятор поведения формируется в процессе жиз-^ни и деятельности. Находясь в коллективе и занимаясь трудом, учением, игрой, человек воспитывает свою волю. В каждом виде деятельности есть элементы, вызывающие интерес, повышенное положительное эмоциональное состояние. Однако в труде, учении и даже игре немало будничного, малоинтересного, эмоционально непривлекательного, но важного, необходимого. Человек, занимаясь данным видом деятельности, преодолевает субъективные и объективные трудности, усилием воли заставляет
331 себя продолжить и закончить начатое. Именно в этих особо
трудных
условиях, требующих сознательного регулирования поведения,
крепнет, закаляется воля человека. В этой связи нужно отметить следующее. Волевое проявление личности имеет общие и
специфические показатели. Например, у спортсмена, как справедливо замечает А. Ц. Пуни ', необходимо формировать волю в
целом, т. е. готовность к волевому напряжению и преодолению
трудностей в любых условиях. Одновременно необходимо развивать готовность к преодолению трудностей в данном виде спорта. Исследования показывают, что, например, боксеру, лыжнику,
прыгуну с трамплина необходимо быть смелыми. Но их смелость
не тождественна. Боксер не справится с трудностями прыгуна и
не проявит соответствующую смелость, так же как-прыгун не
проявит ее в условиях бокса.
Первостепенное значение в развитии воли и формировании волевых
свойств личности имеет повседневный регулярный труд. В труде
личность связана обязанностями с другими членами коллектива:
чтобы выполнить эти обязанности, она должна подчинить свое
поведение трудовым задачам, стоящим перед коллективом.

ЛИТЕРАТУРА Веденов А. В. Воспитание воли школьника в процессе
учебной деятель ности. М., Изд-во АПН РСФСР, 1957. Возрастные особенности воли
школьника. - Уч. зап. Рязанского госу дарственного пединститута, 1971, т. 100. Гуревич К. М. Воспитание воли в процессе производственного обучения. М., Высшая школа, 1966. Котырло В. К. Развитие волевого поведения у дошкольников. Киев, Ра-дяньска школа, 1971. Селиванов В. И. Воля и ее воспитание. М.,
Знание, 1976.
1959. См.: Пуни А. Ц. Очерки психологии спорта. М., Физкультура и спорт,

Раздел IV ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
Глава 18.

ТЕМПЕРАМЕНТ


1. ПОНЯТИЕ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ Определение темперамента, Под_
темпераментом, следует по-нимать^пр.ир.одные-особенности, поведения, типичные,'для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные^ воздействия.
Поведение зависит не только от социальных условий, но и от особенностей природной организации личности. Темперамент как раз и обусловлен биологической организацией индивида, а потому обнаруживается довольно рано и четко у детей в игре, занятиях и общении.

Темперамент окрашивает все психические проявления индивида, он сказывается на характере протекания эмоций и мышления, волевого действия, влияет на темп и ритм речи. Вместе с тем нужно помнить, что от темперамента не зависят ни интересы, ни увлечения, ни социальные установки, ни моральная воспитанность личности.
Учение о темпераменте. Учение о темпераменте возникло еще в древности. Врачи Гиппократ, а затем Гален, наблюдая индивидуальные особенности поведения людей, сделали попытку описать и объяснить эти особенности. Родоначальником учения о темпераменте принято считать древнегреческого врача Гиппократа (V в. до н. э.). Гиппократ считал, что в теле человека имеются четыре жидкости: кровь, слизь, желтая и черная желчь. При правильном смешении этих жидкостей человек бывает здоров, при неправильном - болен. Одна из жидкостей преобладает, что и определяет темперамент человека. Названия темпераментов, данных по названию жидкостей, сохранились до наших дней. Так, холерический темперамент происходит от слова chole (желчь), сангвинический-от sanguis (кровь), флегматический - от phlegma (слизь), меланхолический - от melan chole (черная желчь).
Гиппократ считал, что темперамент в известной мере зависит от образа жизни человека и от климатических условий.
333 Так, при сидячем образе жизни скапливается флегма, а
при подвижном -
желчь, отсюда и соответствующие проявления темпераментов.
Гиппократ правильно описал типы, но не смог научно объяснить
их.
В последующее время, кроме гуморальных теорий, выдвигались химические, физические, анатомические, неврологические и чисто
психологические теории. Однако ни одна из них не дает правильного и полного объяснения природы темперамента.
Великую научную заслугу имеет И. П. Павлов, открывший свойства
высшей нервной деятельности. Он показал, что врожденное сочетание этих свойств и характеризует то, что называют темпераментом. В отличие от предшественников, Павлов взял для исследования не внешнее строение тела, как это делал немецкий психиатр К,речмер, и не строение сосудов (П. Ф. Лес-гафт), а организм как целое и выделил в нем _мозг, как такой компонент,
который, во-первых, регулирует деятельность всех органов и
тканей; во-вторых, объединяет и согласовывает деятельность
многообразных частей в системе; в-третьих, испытывает на себе
воздействие всех органов и под влиянием посылаемых ими импульсов функционально перестраивается, обеспечивая поддержание жизни в органах и тканях; в-четвертых, является в прямом
смысле слова органом связи организма с внешним миром,
2. ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - ЕСТЕСТВЕННАЯ ОСНОВА
ТЕМПЕРАМЕНТА
Методом условного рефлекса И. П. Павлов раскрыл закономерности высшей нервной деятельности и основные свойства нервных процессов - возбуждения и торможения. Основные свойства нервных процессов следующие: 1) сила, 2) уравновешенность, 3) подвижность.
Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных, клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую и длительную нагрузку, в то время как слабая при этих условиях "ломается".
Уравновешенность - это определенный баланс процессов возбуждения ^и торможения. Эти процессы могут быть уравновешены друг, с другом по силе, а могут быть неуравновешенными-"олин . из них может быть более сильным, чем другой.
˜ Подвижность-это быстрота смены одного процесса другим. Он^__обесг1еди.вает приспособление к неожиданным и резким изме-нениямоб,стоятельст'в. """"""
Своеобразная комбинация этих свойств характеризует специфические типы нервной, деятельности.
Наиболее часто встречаются четыре типа. Из них три И. П. Павлов отнес к сильным и один - к слабому типу. Сильные в свою очередь делятся на уравновешенные и неуравно-334 / илы высшей нервной деятельности Сильные Слабый
вешенные а уравновешенные-на подвижные (лабильные) и спокойные (инертные) (рис. 26).
Уравновешенные [неуравновешенныЛ /безудержный) \
Типы нервной деятельности. В результате была выделена следующая типология:
Подвижный (лабильный.) Спокойный (инертный.) Рис. 26. Классификация типов высшей нервной деятельности
1. Сильный неуравновешенный (безудержный) гип нервной деятельности характеризуется сильным процессом_.возбуждения и менее сильным тормо жением.
2. Сильный уравновешенный (процесс возбуждения балансируется с процессом торможения), подвижный.
3. Сильный уравновешенный, инертный (внешне более спокойный, "солидный")
4. Слабый характеризуется слабостью процессов возбуждения и торможения, малой подвижностью (инертностью) нервных процессов.
Исследованиями В. Д. Небылицына установлено, что слабый тип обладает высокой чувствительностью, благодаря которой он успешно может приспосабливаться к условиям жизни.
Эти типы нервной деятельности являются общими как для животных, так и для человека.
Нельзя думать, что указанные четыре типа нервной деятельности могут исчерпать все многообразие форм поведения индивида. Павлов считал, что эти типы, наиболее частые и резкие, которые действительность отчетливо выдвигает, являются основными; между ними располагаются промежуточные формы и переходные типы. Среди людей можно встретить многочисленные вариации основных типов. Павлов считал, что нужно знать эти переходные и промежуточные формы и типы нервной деятельности для того, чтобы правильно ориентироваться в человеческом поведении.
Эти промежуточные типы могут быть следствием природных задатков или образовываться из основных типов в процессе жизнедеятельности индивида под влиянием жизненных условий.
Изменчивость свойств нервной деятельности. Тип нервной деятельности врожден и в целом вряд ли может быть" измен„н. Однако И, П. Павлов экспериментально доказал возможность изменения отдельных свойств типа нервной деятельности. Так, у безудержного типа, у которого сильный процесс возбуждения не уравновешен менее сильным процессом торможения, оказалось возможным путем тренировки добиться значительного увеличе-335 14
ния силы тормозного процесса и привести его в равновесие с процессом возбуждения. Отсюда Павлов делает вывод: у сильного возбудимого типа можно тренировкой добиться сильного торможения, достаточного для уравновешивания процесса возбуждения.
Это дало основание говорить, например, о нескольких вариантах безудержного типа. Так, возможен тип, у которого процесс возбуждения достиг крайней силы, а процесс торможения ослаблен. Или другой вариант: сильны оба процесса, но процесс возбуждения превышает обычный уровень. И, наконец, третий вариант, когда сила процессов торможения и возбуждения достигает почти одного уровня.
Павлов приводил примеры, показывающие, что первоначальная неуравновешенность с течением времени посредством медленных и повторных упражнений могла быть в значительной мере выравнена.
Павлов считал, что путем длительной посильной тренировки можно укрепить нервную систему слабого типа. Человек с выраженными свойствами слабого типа нервной деятельности впоследствии, в благоприятных условиях жизни и воспитания, может с успехом решать любые жизненные задачи.
Последующие исследования показали, что подвижность нервных процессов является наиболее измеляивымТв онтогенезе свойством нервных процессов.
3. ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И.
П. Павлов отождествлял тип нервной деятельности и темперамент. Последующие исследования показали, что тип нервной деятельности не всегда совпадает с типом темперамента. Очевидно, что на темпераменте сказываются не только свойства нервной системы, но и соматическая организация личности в целом. Тип нервной деятельности следует рассматривать в качестве задатка темперамента. Так, установлено, что при прочих равных условиях пассивно-оборонительное поведение преимуще ственно наблюдается 'у животных со слабым типом нервной системы, а агрессивное поведение - у сильных неуравновешенных особей.
В прошлом многие психологи сводили проявления темперамента к эмоциональной сфере. На самом деле темперамент проявляется не только в эмоциональных, но и в мыслительных и волевых процессах. Когда говорят о темпераменте человека, то имеют в виду не динамику изолированных психологических процессов, а весь синдром (систему) динамических особенностей целостного поведения личности.
Темперамент, таким образом, есть не что иное, как наиболее общая характеристика импульсивно-динамической стороны по-336 ведения человека, выражающая преимущественно свойства
нервной
деятельности. Рассмотрим характеристики четырех типов темперамента. Холерический
темперамент. Представители этого типа отличаются повышенной
возбудимостью, а вследствие этого и неуравновешенностью поведения. Холерик вспыльчив, агрессивен, прямолинеен в отношениях, энергичен в деятельности. Для холериков характерна цик-личность,в. работе. Они со всей страстью способны отдаваться
делу, увлечься им. В это время они готовы преодолеть и действительно преодолевают трудности и препятст вия на пути к цели. Но вот истощились силы, упала вера в свои возможности,
наступило подавленное настроение, и они ничего не делают. Такая цикличность есть одно из следствий неуравновешенности их
нервной деятельности. Павлов так объясняет это: "Когда же у
сильного человека нет такого равновесия, то он, увлекшись ка-кимнибудь делом, чересчур налегает на свои -средства и силы и
в конце концов рвется, истощается больше, чем следует, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу..." '.
Сангвинический темперамент. Представителя этого типа темперамента И. П. Павлов характеризует как горячего, очень продуктивного деятеля, но лишь тогда, когда у него есть интересное дело, т. е. постоянное - возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучным, вялым.
Для сангвиника обычна большая подвижность, легкая приспособляемость к изменяющимся условиям жизни. Он быстро находит контакт с людьми, общителен, не чувствует скованности в новой обстановке. В коллективе сангвиник весел, жизнерадостен, с охотой берется за живое дело, способен к увлечению. Однако, развивая кипучую деятельность, он может так же быстро остыть, как и быстро увлечься, если дело его перестает инте ресовать, если оно требует кропотливости и терпения, если оно имеет будничный характер.
У сангвиника эмоции легко возникают, легко сменяются. Это одно из условий того, что он быстро может освободиться от гнетущего настроения, если оно возникает, и пребывать в постоянном оптимистическом состоянии духа, если обстоятельства достаточно возбуждают его и увлекают к тому или другому делу.
Легкость, с какой у сангвиника образуются и переделываются новые временные связи, большая подвижность характеризуют гибкость ума. Сангвиник склонен к остроумию, быстро схватывает новое, легко переключает внимание. Продуктивен при динамической и разнообразной работе. Работа, требующая быстрой реакции, а вместе с тем уравновешенности, больше всего подходит ему.
Флегматический темперамент. По характеристике Павлова, Пав-ловские среды. М. - Л., Изд-во АН СССР, 1949, т. II, с. 533.
337 флегматик-спокойный, уравновешенный, всегда ровный;
настойчивый и упорный труженик жизни. Уравновешенность и некоторая инертность нервных процессов позволяют флегматику легко оставаться спокойным в любых условиях. При наличии сильного торможения, уравновешивающего процесс возбуждения ему нетрудно сдерживать свои импульсы, порывы, строго сле довать выработанному распорядку жизни, системе в работе, не отвлекаться по незначительным поводам. Флегматик может выполнять дело, требующее ровной затраты сил, длительного и методического напряжения (усидчивости, устойчивого внимания и терпения). "Понятно,-говорил Павлов,-что вся ровность жизни, вся нормальная система поведения основана на том, что у меня существует уравновешенность в моей работе и отдыхе, в раздражительном и тормозном процессах" '.
Флегматик солиден, он не тратит напрасно сил: рассчитав их, он доводит дело до конца. Он ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать.
Недостатком флегматика является его инертность, малоподвижность. Ему нужно время для раскачки, для сосредоточения внимания, для переключения его на другой объект и т. п. Инертность сказывается и на косности его стереотипов, трудности их перестройки, что приводит к излишней фиксированноеT характера, недостаточной его гибкости. Однако это качество - инертность-имеет и положительное значение: оно обеспечивает не торопливость, основательность и в целом постоянство, определенность характера. Флегматики особенно подходят к работе, требующей методичности, хладнокровия и длительной работоспособности.
Меланхолический темперамент. Представители этого типа отличаются высокой эмоциональной чувствительностью, а вследствие этого и повышенной ранимостью. Меланхолики несколько замкнуты, особенно если встречаются с новыми людьми, нерешительны в трудных обстоятельствах, испытывают сильный страх в опасных ситуациях.
Слабость процессов возбуждения и торможения при их неуравновешенности (преобладает торможение) приводит к тому, что всякое сильное воздействие затормаживает деятельность меланхолика, и у него возникает запредельное торможение. Спе-цифТГчнсГ действует на меланхолика и слабое раздражение, субъективно оно переживается им как сильное воздействие, а потому меланхолик склонен отдаваться переживанию по незначительному поводу. Это рассматривалось психологами как способность меланхолика к сильному переживанию.
В привычной обстановке, и в особенности в хорошем, дружеском коллективе, меланхолик может быть довольно контакт-Павловские грс т. II, 338
ным человеком, успешно вести порученное дело, проявлять настойчивость и преодолевать трудности.
Представители четырех основных типов темперамента по-разному
могут вести себя в одинаковой ситуации. Четыре друга с ярко
выраженными чертами темперамента опоздали в театр. Как они
ведут себя в этой ситуации?
Холерик вступил в спор с билетером, пытаясь проникнуть в партер
на свое место. Он уверяет, что часы в театре спешат, что он
никому не помешает, пытается оттеснить билетера и проскочить
на свое место.
Сангвиник сразу понял, что в партер не пустят, но на верхние
ярусы пройти проще, и побежал вверх по лестнице.
Флегматик, увидя, что в зал не пускают, подумал: "Первая картина всегда неинтересна. Схожу пока в буфет и подожду антракта".
Меланхолик сказал: "Мне всегда не везет. В кои веки раз выбрался в театр, и то неудачно". И уехал домой. (По материалам Л.
Н. Давыдовой.)
Итак, темперамент сказывается на характере активности (в работоспособности, коммуникативности или социальном контакте),
легкости приспособления к изменяющимся условиям.
Темперамент и состояние личности. Однако нужно помнить, что картина поведения человека зависит не только от особенностей типа, но и от состояния нервной системы, в свою очередь зависящих от непосредственно складывающихся жизненных обстоятельств и воздействий. Иногда можно наблюдать, что спокойный, ровный флегматик при известных обстоятельствах проявляет эмоциональный взрыв и ведет себя как холерик, а этот последний, опять-таки в определенных условиях, проявляет себя как меланхолик: переживает чувство подавленности, неуверенности и т. п. Подобные наблюдения привели некоторых психологов к выводам, что имеются смешанные темпераменты. Такое мнение недостаточно обоснованно. Правильнее говорить о промежуточных типах.
Хотя картины поведения у одного и того же человека могут быть различны в зависимости от состояний, необходимо при их анализе также учитывать типологические особенности человека, так как и возникающие состояния оказываются характерными для определенных типов нервной системы. Так, для холерика типично состояние подъема или аффективности, для флегматика - спокойной сдержанности, для меланхолика - неуверенности и т. п. Следовательно, это состояние является признаком типологических особенностей человека. В тех же случаях, когда человек реагирует на воздействия нетипично, необходимо посмотреть на характер самого воздействия и тогда выяснится, что и эта нетипичная реакция окажется типичной.
Так, например, холерик каждый раз раздражается вспышками гнева, как только ему делают резкое замечание, особенно
339 если оно задевает его самолюбие. Флегматик, наоборот,
спокойно
принимает единичное замечание; если же оно (или даже шутка в
его адрес) повторяется несколько раз, через день, два, три
дня, то наступает момент, когда это воздействие вызывает
вспышку гнева, по силе равную вспышке холерика.
Можно полагать, что холерик отличается быстрой непосредственной
разрядкой энергии, в то время как флегматик аккумулирует, накапливает ее и разрядка происходит тогда, когда "накопившийся" процесс возбуждения начинает преодолевать сильное торможение.
То же самое можно сказать и о состоянии подавленности и неуверенности. У холерика оно возникает вследствие сильного переутомления, после длительной и напряженной деятельности, в то
время как у меланхолика это же состояние возникает при кратковременном напряжении или в условиях коренного изменения
обстоятельств жизни или общения.
Все это необходимо знать и учитывать для того, чтобы разобраться в особенностях темперамента человека.
Темперамент и деятельность. В одних случаях деятельность требует сильных и быстрых реакций, в других-плавных и медленных действий. Каждый род деятельности имеет свой темп и динамику, и человек, включаясь в ту или иную деятельность, неизбежно развивает у себя требуемые ею качества. В начале деятельности естественные особенности личности способствуют успеху деятельности или тормозят ее, но потом при длительном занятии данным видом деятельности эти особенности адаптируются, их проявления становятся адекватными требованиям деятельности.
Холерику, например, очень трудно вначале совершать деятельность, требующую плавных движений, замедленного и спокойного темпа, так как его природные особенности противоположны требующимся качествам. Холерик будет проявлять нетерпение, резкость движений, порывистость. Однако по мере учета ошибок, осознания своих недостатков у него будут развиваться и укрепляться новые темп и динамика психических процессов, и тем самым, следовательно, темперамент будет подчиняться требованиям деятельности.
Темперамент сказывается и на учебной деятельности школьника, что следует принимать во внимание учителю. Так, флегматики, вызванные отвечать, замедленно реагируют на вопрос и может создаться впечатление, что они не знают урока или прослушали вопрос. Нужно быть очень терпеливым и не торопить флегматика с ответом. И наоборот, поспешность сангвиника или порывистость холерика могут вести к необдуманности ответа, что также нужно учитывать. Особенно нужно быть внимательным и чутким к меланхолику, очень чувствительному, а потому и легко ранимому человеку. По отношению к меланхолику неуместны ни шутка, ни ирония. 340
Вместе с тем учитель должен тактично, но постоянно, постепенно усложняя определенные испытания и практику ответов, добиваться совершенствования недостаточно развитых свойств темперамента и затормаживать отрицательные его проявления.
Проявление темперамента в детском возрасте. Наиболее простое, естественное проявление темперамента мы можем наблюдать в детском возрасте. Чем старше ребенок, тем более усложняются его взаимоотношения с миром и, следовательно, тем более он испытывает воздействия этого мира. Изменяющиеся особенности темперамента как бы маскируются.
Трудность выделения темперамента на более высоком уровне развития объясняется еще и тем, что свойства темперамента органически сплетаются с качествами характера и проявляются внутри новых форм отношений. Поэтому часто проявления темперамента выдаются за черты характера (что вполне естественно) и, наоборот, черты характера - за проявление особенностей темперамента.
Проведенные исследования подтверждают, что типы нервной деятельности и темпераменты могут быть обнаружены очень рано. Так, Е. П. Ересь, исследуя темпераменты школьников третьих классов (возраст 9-10 лет), находит среди них все выраженные типы темперамента.
Таким образом, проявление темперамента в "чистом" виде обнаруживается в ранние детские годы, когда он представляет собой основную форму реакции личности. В ходе жизни происходят качественные преобразования структуры личности. В результате развития одни черты темперамента ослабляются, другие усиливаются, что может привести к некоторому изменению поведения в целом. Весь этот сложный процесс развития качественных преобразований в конечном итоге зависит от образа жизни личности, воспитания и деятельности.
Обстоятельства жизни влияют на функциональные особенности деятельности нервной системы как материальную основу специфических проявлений темперамента. Так, одни условия способствуют развитию силы и быстроты протекания психических процессов, впечатлительности и эмоциональной возбудимости;
другие, наоборот, действуют тормозящим образом, подавляют активность и способствуют развитию медленного психического темпа:
4. ВЗАИМОСВЯЗЬ ТЕМПЕРАМЕНТА И ДРУГИХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ Характеристика личности с импульсивно-динамической стороны имеет существенное значенй„^для понимания поведения. То, насколько-человек проявляет энергию и неутомимость, способность страстно увлекаться, уравновешенность в поведении, гибкость и динамичность в отношениях, легкость контакта с
341 окружающими, говорит о качественных особенностях личности и
ее
возможностях, которые определенным образом сказываются на
трудовой деятельности, общественной активности и поведении
индивида.
Темперамент и отношения. Следует сказать, что _ картина поведения человека, в. рамках. темперамента может определяться отношениями человека, который временно маскируют или видоизменяют естественные, или, точнее, характерные, для данного темперамента проявления. Так, например, сила реакции, степень подвижности и уравновешенности зависят от характера отношений человека к задаче или к другому лицу, предъявляющему требования, зависят от интересов, потребностей и ориентации личности.
При положительном отношении к делу ускоряются темп и ритм работы, человек трудится с большей энергией, долго не утомляется. И наоборот, при отрицательном отношении наблюдается замедленный темп работы, быстро наступает ощущение утомления, тонус деятельности падает. Особенно ярко обнаруживается зависимость динамики и тонуса эмоциональной жизни от отношений личности к различным событиям жизни.
Следовательно, при анализе поведения человека необходимо учитывать не только временные состояния, но и устойчивые отношения, характер личности в целом. Только при прочих равных условиях можно оценить силу или слабость, уравновешенность или подвижность сравниваемых людей.
Темперамент и культура поведения. Проявление темперамента зависит от общей культуры человека. Так, есть люди, которые не только не хотят сдерживать себя, а, наоборот, нарочито подчеркнуто проявляют свое эмоциональное состояние, вспышки гнева, радости, отчаяния и т. д. Более того, некоторые взвинчивают себя, выставляя напоказ свой сильный или слабый темперамент, чтобы вызвать страх или сочувствие у окружающих. Такие люди нередко все оправдывают своим темпераментом, своими "нервами", мотивируя этим собственную несдержанность, грубость, бестактность или даже хулиганство. Это некультурные, невоспитанные люди.
Культура состоит в том, что человек строит свое поведение в соответствии с принятой в обществе моралью. Личность должна считаться с другими людьми, их состоянием, бережно относиться к окружающим, всемерно избегать таких воздействий, которые., могут травмировать их. Для этого нужно быть сдержанным.
Возбужденный холерик берет себя в руки и не позволяет грубых выпадов против окружающих. Он отвлекает свое внимание на другой объект или удаляется из раздражающей ситуации. Меланхолик может заставить себя не поддаваться ни страху, ни панике.
Культура поведения определяется не только знанием морали, 342
принципов и норм поведения, но и моральной воспитанностью в целом, в частности наличием устойчивых привычек и манер поведения. Люди могут быть разных темпераментов, но высокая культура определяет ровность их поведения и деликатность, достоинство их личности. Кроме моральных качеств, огромное значение в
регуляции поведения, в частности темперамента, имеет воля.
Темперамент и воля. долевая активность,- формирующаяся на основе того или другого" Триггера мента, отражает его особенности. Так, на основе флегматического темперамента скорее может сформироваться методическая, интеллектуальная форма воли; на основе холерического-эмоциональнопорывистая воля. С другой стороны, образующиеся волевые качества характера, в свою очередь, позволяют овладеть свойствами темперамента и регулировать его проявление в процессе деятельности.
Твердая воля позволяет человеку сдерживать и даже "снимать" импульсивность, овладевать своими эмоциями.
Этот процесс взаимообусловленности в развитии воли и темперамента не всегда протекает плавно, ровно. Укоренившиеся отрицательные свойства темперамента задерживают образование волевых качеств характера. Наблюдаются срывы. Нередко импульсивность побеждает разумную волю, особенно в критические моменты жизни. Однако крепнущая воля позволяет личности постепенно овладевать свойствами темперамента и даже в соответствующих обстоятельствах подчинять их. Внутреннее овладение динамикой психических процессов считается завершенным, когда новый психический ритм стал привычным. В конечном итоге природная динамика сливается с волевым ритмом поведения. ^-

литература Ковалев А. Г. Психология личности. 3-е изд. М.,
Просвещение, 1970, гл. X. Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. М., Просвещение, 1964. Небылицын В. Д. Основные свойства нервной системы человека. М., Просвещение, 1966.
Глава 19 ХАРАКТЕР

1. ПОНЯТИЕ О ХАРАКТЕРЕ Сущность характера. Характер - это
своеобразие склада психической деятельности, проявляющегося в особенностях социального поведения личности и в первую очередь в отношениях к людям, делу, к самой себе.
В повседневной жизни человека обычно характеризуют как эгоиста или как коллективиста, доброго или скупого, деликатного или грубого, решительного или нерешительного, настойчивого, внушаемого или самостоятельного, мужественного или паникера, скромного или хвастливого, горячего или холодного и т. п. Из сказанного видно, что характер - интегральное (еди ное, целостное) образование, включающее самые разнообразные свойства психического склада личности. Однако решающее и определяющее значение в характере имеют морально-волевые свойства. От них зависят особенности социального поведения и деятельности личности.
Характер формируется, как правило, постепенно в процессе познания и практической деятельности.
От круга впечатлений и разнообразия деятельности зависят полнота и сила характера. Там, где жизнь личности ограничена узкими рамками (не выходит за пределы дома), изолирована от основного направления общественного движения, там, естественно, формируется ограниченный, косный характер. "Если обстоятельства,- писали К. Маркс и Ф. Энгельс,- в которых живет этот индивид, делают для него возможным лишь одностороннее развитие одного какого-либо свойства за счет всех остальных, если они дают ему материал и время для развития одного только этого свойства, то этот индивид и не может пойти дальше одностороннего, уродливого развития" '. Наоборот, там, где люди получают богатые впечатления, активно решают об щественные задачи, живут полнокровной жизнью, их мышление носит такой же характер универсальности, как и всякое другое проявление жизни.
Характер конкретного человека отражает как те общественно-исторические условия, в которых он живет, так и направленность воспитания, поскольку и первое и второе условия детерминируют определенные черты характера личности.
В буржуазном обществе человек с детских лет воспринимает или психологию бизнесмена, или лакея, или психологию рабо-Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. - Соч., 2-е изд.,
т. 3, с. 253.
чего, мелкого служащего, фермера. В социалистическом обществе в отношениях товарищеского.сотрудничества и взаимопомощи у советского человека формируются иные свойства: коллективизм, чуткость и внимательность, целеустремленность и настойчивость.
В характере каждого человека надо видеть единство устойчивых и динамических свойств. Основа, главный стержень характера складывается постепенно, укрепляется в процессе жизни и становится типичной для данного человека, а конкретные про-| явления характера могут видоизменяться в зависимости от си-| туации, в которой находится человек, под влиянием людей, с которыми он общается. Оставаясь самим собой, человек может проявлять то большую, то меньшую откровенность или замкну тость, решительность или нерешительность, твердость или мягкость.
Заметные изменения в поведении человека обусловливаются и временными состояниями психики. Жизнерадостный человек может стать мрачным и ворчливым, спокойный - аффективным и т. д. Некоторые сдвиги в характере наблюдаются и при старении организма.
Природное и приобретенное в характере. Хотя характер не врожден, особенности природной организации человека, и в первую очередь нервной деятельности, сказываются как на проявлениях характера, так и на процессе формирования его отдельных черт. Уравновешенность или неуравновешенность, сила или слабость, подвижность или инертность нервных процессов - все это окрашивает в определенный тон реакции человека, его поведение и деятельность. Например, два человека могут иметь одинаковые убеждения, но один - горячий, порывистый и страстный, другой - спокойный, рассудительный.
Кроме типа нервной системы/"на характер влияют и другие особенности организма: сердечно-сосудистой, пищеварительной и эндокринной систем. Точно установлено, что всякого рода расстройства в деятельности этих систем резко сказываются на характере человека.
В свою очередь образующиеся черты характера влияют на проявление природных свойств личности. Характер может маскировать одни из врожденных проявлений, усиливать другие, тормозить третьи за счет образования и упрочения новых рефлекторных связей и т. п.
Следовательно, с естественнонаучной точки зрения характер есть сплав черт типа нервной деятельности и жизненных впечатлений, закрепляющихся в виде определенных временных нервных связей в коре головногУмозТа." __-- -..
Все, на первый взгляд кажущееся в поведении человека беспричинным, спонтанным, независимым от данных конкретных условий, может быть понято как проявление когда-то образовавшихся и закрепившихся и переработанных жизненных впечатлений или опыта.
345 Характер является следствием отражения всей сложности
жизненных
тогияний, формируется в процессе активного взаимодействия личности и среды. Поэтому нельзя говорить о фатальной предопределенности характера. Человек, познавший законы внешнего мира и
собственной личности, может изменять обстоятельства жизни и
свое собственное поведение. Он способен преодолеть неблагоприятные отрицательные влияния среды и стать в первые ряды борцов
прогрессивного общественного движения.
Выразительные признаки характера. Характер находит свое выражение не только в поступках и действиях, но и в речи, мимике и пантомимике. Как известно, речь каждого человека имеет свои специфические особенности не только по содержанию, но и по форме. Так, одни люди говорят громко, другие тихо, одни быстро, другие медленно. Одни отличаются многословием, другие замкнутостью. Речь может быть императивной или вкрадчивозаискивающей; эмоционально-экспрессивной, сопровождаемой жестами, и сухой, спокойной; звонкой или глухой и т. п. Все эти речевые особенности выражают определенные свойства характера и темперамента. Вот почему при наличии соответствующих знаний и опыта человек может диагностировать характер, прислушиваясь к речи изучаемого человека, к тому, что и как он говорит.
Характер накладывает печать на внешний облик личности. Известно, что морщины на лице - не только результат возраста, но и следствие привычных движений лицевых мышц. Одни люди постоянно улыбаются, другие хмурятся, на лице одного изображается удивление, другого - презрение. Сама улыбка может быть разной в харак-терологическом отношении: один улыбается глазами, другой - всем лицом. Великий знаток человеческих характеров Л. Н. Толстой писал: "Есть люди, у которых одни глаза смеются,- это люди хитрые и эгоисты. Есть люди, у которых рот смеется без глаз,- это люди слабые, нерешительные, и оба эти смеха неприятны". Толстой различал улыбку самодовольную, сладкую, счастливую, светлую, холодную, насмешли вую, глупую, кроткую и т. п. Соответственно улыбке или иной мимике формируется типическая маска, которая и выражает характер данного лица. Типичная для человека мимика проявляется рефлекторно, когда личность оказывается в тех или иных обстоятельствах жизни.
Говорят, что глаза человека - это зеркало души. И действительно, глаза выражают некоторые особенности характера и темдедамен-та. Толстой различал, например, хитрые глаза, лучистые, светлый взгляд, грустный, холодный, безжизненный. Выражение глаз, взгляд метко характеризуют морально-волевые или эмоциональные особенности личности героев произведений Толстого.
Характер отражается и в типической позе. Так, высокомер346
ные люди наклоняют корпус назад, выпячивая грудь и отбрасывая
голову. Люди скромные пытаются -быть незаметными, сутулятся,
голову наклоняют вниз, втягивают в слегка приподнятые плечи.
Типичный подхалим наклоняет весь торс вперед, взгляд при этом
устремлен на собеседника, на лице широкая, подобострастная
улыбка, а в уголках глаз таится еле заметный хитрый смех.
Как человек ходит, размашисто или мелкими шажками, как стоит, в
каком положении находятся его руки, также характеризует человека.
Определение характера по внешности-дело, конечно, сложное, необходимо учитывать, что некоторые люди пытаются замаскировать
внутреннее содержание характера внешней игрой. Например, под
подобострастием иногда скрываются хитрость и предательство.
Однако, как бы искусно ни играл человек ту или иную роль, он
время от времени снимает маску и обнажает истинное "лицо. Это
бывает особенно часто в конфликтных, эк стремальных обстоятельствах. Чтобы изучить характер, необходимы длительные наблюдения в различных ситуациях жизни, сопоставление слов и дел
человека.
Значение характера. Характер, отражая жизнь, в свою очередь влияет на образ жизни. Человек-е-таердым-"- решительным характером может преодолеть любые препятствия и добиться осуществления поставленной цели, использовав все возможности иррационально организовав свою жизнь, свой труд. Человек с таким характером - огромная общественная ценность, так как он способен активно решать задачи, которые ставятся обществом.
Характер имеет большое значение не только для самой личности, но и для общества. Жизнь и работа коллектива, особенно настроение каждого человека, определяются качествами характеров индивидов. Случается так, что один человек с трудным характером мешает жить всему производственному коллективу. Из-за такого человека в коллективе возникают нередко конф ликтные отношения, склоки, которые отражаются на работе и жизнеощущениях всех людей. То же самое можно наблюдать и в семье. И наоборот, люди с полноценным, жизнерадостным характером устанавливают хорошие, товарищеские отношения с окружающими и успешно сотрудничают на производстве и в быту, чутко относятся друг к другу, создают оптимальные условия для работы и отдыха каждого человека.

2. СТРУКТУРА ХАРАКТЕРА Характер как целостная система
свойств. Характер - это целостное
образованйе^"сдст.ема_С8ойс.тв_дичности, находящихся в определенных - от.но.шендях друг к другу.
И. П. Павлов, подвергая резкой "критике психологов-геш-таль-тистов, говорил, что никто не сомневается в целостности
харак-347 тера, но никто не мешает эту систему разложить. Он указывает, что в
целостной системе отдельные части имеют различное значение: одни выдвигаются на первый план, другие замаскировываются, третьи

<< Предыдущая

стр. 22
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>