<< Предыдущая

стр. 23
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

отступают на задний план. "Если вы представите отдельные черты
совершенно врозь, то, конечно, вы характера человека не определите, а нужно взять систему черт и в этой системе разобраться,
какие черты выдвигаются на первый план, какие еле-еле проявляются, затираются и т. д."'.
Определить структуру, или строение, характера человека - значит выделить в характере основные компоненты, или свойства, и установить обусловленные ими специфические черты в их сложном отношении и взаимодействии. В характере как психическом складе, как целостной системе свойств, отражающих историю взаимодействия личности с условиями жизни; всегда можно выделить основные звенья системы, или динамические стереотипы, которые закрепляются внешними воздействиями и которые харак теризуют поведение человека в данных условиях жизни.
Динамика характера зависит от динамики внешней действительности, проявление тех или иных черт зависит не только от прошлого опыта, но и от требований, которые предъявляют человеку в данный момент, от ситуации, в которой он находится. Поэтому структуру характера нужно рассматривать всесторонне, анализировать поведение в различных ситуациях жизни, и не вообще, а в развитии, в зависимости от сложившихся условий жизни и воспитания.
В структуре сложившегося характера мы должны выделить прежде всего две стороны: содержание и форму 2. Они неотделимы друг от друга и составляют органическое единство.
Когда мы анализируем структуру характера той или иной личности, .содержание ее отношений к объективной действительности должно выдвигаться на первый план. Содержание характера, отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненную направленность личности, т. е. ее материальные и духовные потребности, интересы, идеалы и социальные установки. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Содержание характера проявляется в форме определенных индивидуально-своеобразных отношений, которые говорят об избирательной активности человека.
Необходимо учитывать, что в содержании характера может выдвигаться на первый план то один, то другой компонент в зависимости от уклада жизни, воспитательных воздействий и требований окружающей действительности. Так, у одного человека на первом плане стоят материальные потребности, стремление обеспечить личное благополучие, все другие мотивы отодвигаются
' Павловские среды, т. II, с. 564. 2 Выделение формы и содержания как отдельных сторон характера является несколько искусственным, оно диктуется только удобством анализа.
348
на задний план; у другого, наоборот, доминируют эстетические потребности, и он свою жизнь видит в искусстве, у третьего господствуют научные интересы, и он весь отдается поискам истины.
Та или иная направленность личности накладывает отпечаток на вс„ поведение человека, хотя оно и определяется не одним каким-нибудь стремлением, побуждением, а целостной системой отношений. Однако в этой системе всегда что-то выдвигается на первый план и доминирует, придавая своеобразие характеру данного человека.
У советского человека личные потребности, интересы органически связаны с общественными нуждами, поэтому он, реализуя собственные цели, вместе с тем заботится о развитии общественного производства, культуры и науки, которые удовлетворяют разнообразные потребности всех людей, всего общества, всестороннее развитие каждого человека в отдельности. Понятно, что подобной направленностью отличается характер человека-коллективиста.
В разных формах характера выражаются способы проявления отношений, закрепившиеся эмоционально-волевые особенности поведения, темперамента. Люди отличаются друг от друга по привычкам, манерам поведения.
Убеждения в структуре характера. В сформировавшемся и нравственно определившемся характере ведущим компонентом является система убеждений. Убежденность определяет принципиальность поведения человека, его непреклонность в борьбе, уверенность в справедливости и важности дела, которому он отдает свои силы.
Коммунистическое мировоззрение-основа личного убеждения советского человека - позволяет ему правильно ориентироваться в общественных событиях, проникаться целями социалистического общества, правильно соотносить личное и общественное, определять свое поведение.
Убежденность, свойственная советским людям, проявляется в таких чертах характера, как целеустремленность, принципиальность, оптимизм, требовательность к себе и другим. Убежденный человек способен в самые тяжелые минуты испытаний проявить максимум сил для достижения общественно значимых целей, а если нужно, то пожертвовать собой во имя общего дела.
Человек беспринципный, индивидуалист и карьерист напрягает свои силы, проявляет активность только для того, чтобы выдвинуться.
Потребности и интересы в структуре характера. В зависимости от преобладающих потребностей и интересов складывается своеобразный характер человека. Доминируют ли у человека духовные или материальные потребности и интересы - это определяет не только помыслы и чувства личности, но и направленность его дел. Один живет для того, чтобы есть, другой-ест
349 для того, чтобы жить, а жизнь рассматривает как общественно полезную
деятельность, творческую активность. Есть люди, которые становятся рабами вещей, живут для того, чтобы накапливать вещи, и
это обедняет их духовный и нравственный мир;
развиваются тупость, скупость, зависть и т. п. Преобладание
потребности в труде, общественных интересов в структуре
характера определяет общественно ценный, цельный и активный характер личности.
Интеллект в структуре характера. Когда.говорят о характере, то прежде всего имеют в виду н„""процессы мышления, а сложившиеся качества ума. Является ли человек теоретического или практического склада ума - это не безразлично ни для деятельности, ни для поведения личности в обществе.
Обладает ли человек тонкой наблюдательностью или нет, гибким умом, который позволяет человеку быстро ориентироваться в изменяющихся условиях, или, наоборот, ему присущи косность и инертность; глубоко ли человек анализирует явления или поверхностно подходит к вопросу-все это характеризует личность с качественной стороны.
Привычки умственного труда (усидчивость, планомерность в работе, разбросанность, поверхностность), закрепляясь, также становятся характерологическими чертами личности.
Воля в структуре характера. Стержнем сформировавшегося положительного характера являются морально-волевые качества личности. Человек с сильной волей отличается определенностью намерений и поступков и большой самостоятельностью. Он решителен и настойчив в преследовании поставленных целей. Безволие человека обычно отождествляется со слабохарактерностью, Даже при богатстве знаний и разнообразности способностей слабовольный человек не может реализовать всех возможностей, которые содержатся во внешних условиях и в собственном внутреннем мире.
Вместе с развитием воли крепнет характер человека: он начинает поступать более адекватно внешним условиям и собственным жизненным установкам.
Если ребенок проявляет импульсивную активность (склонность действовать и поступать сразу под влиянием побуждения) или действует по подражанию, то взрослый волевой человек принимает решения обдуманно, соотнося импульсы со всей сложностью ситуации, в которой он находится, учитывая последствия своих действий.
Волевой характер отличается определенностью, постоянством и самостоятельностью, твердостью при осуществлении намеченной цели.
Чувства в структуре характера. Чувства - это эмоциональные отношения к различным сторонам природной и социальной жизни. Когда говорят о характере, обычно обращают внимание и на эмоциональные свойства личности. Что человек любит и что ненави-350 дит, к чему равнодушен - все это характеризует его
действительную
жизненную позицию. Чувства связаны с определенными потребностями и интересами,
представлениями и понятиями, вкусами и привычками и органически" входят в психический склад личности. Тем, как сложился
психический облик человека, отражающий образ жизни, определяется характер проявляемых им чувств. Понятно, что чувства
буржуа, например, связаны только с эгоистическими стремлениями, личным благополучием или неблагополучием, с понижением
или повышением курса акций и т.д. Напротив, чувства советского человека-коллективиста связаны с его общественными делами.
Чувства^ таким образом, являются показателем качественных-^
всобенаостейх-арактера ч&аове0гг5˜*з"а""те"мRети^"т еее-бен-"но^стей характера, сформированного социальным окружением
и сложившимися условиями жизни, человек может проявлять
страстное или холодно-рассудочное отношение к явлениям действительности, иметь высокий уровень развития моральнополити-ческих, эстетических и интеллектуальных чувств или, наоборот,
бедный спектр чувств и проявлять несдержанность, грубость,
аффективность.
Характер проявления чувства зависит от степени развития соци-альноэтических тормозов, от степени развития волевой саморегуляции человека. Один может быть по природе чрезвычайно эмоционально возбудимым, но умеет сдерживать себя, другой, наоборот, не столь сильно возбудимый, но не контролирует, распускает себя.
А.П.Чехов отвечал жене О. Л. Книппер-Чеховой: "Ты пишешь, что
завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчивый и проч., и проч. Но
я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает. В прежнее время я выделывал черт знает
что".
Темперамент в структуре характера. Природной основой характера является темперамент, выражающий тип высшей нервной деятельности. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или неуравновешенность поведения, большую подвижность или инертность, повышенный или пониженный тонус проявляемой активности, общительность или необщительность (замкнутость), легкость или трудность вхождения в новую обстановку или новую обязанность и т. п.
Темперамент влияет и на другие проявления характера, например,- на-тонус чувств, внешнюю выразительность движений, .речь; он сказывается на волевых проявлениях: в˜бдних случаях воля˜мо-ж„т" выражатьсяв' виде порывов, в других-ровно, методически; темперамент проявляется в способности выполнять работу, требующую терпения и выносливости.
Однако нужно помнить, что темперамент органически связан 351 в
характере и с другими психическими свойствами и эти свойства
могут,
с одной стороны, ослаблять те или иные проявления и маскировать их, с другой - усиливать в зависимости от требований
жизни, а также от ранее сформировавшихся социальных установок, моральных понятий и привычек человека.
Свойства характера, приобретенные привычки и навыки меняют поведение людей и проявления их темпераментов. И. П. Павлов,
очевидно, это имел в виду, когда отличал флегматиков деятельных от флегматиков ленивых. То же самое можно сказать и о
сангвиниках, из которых один может выступать как активный деятель, а другой - как пустой, суетливый болтун, ищущий развлечений. Картина поведения того и другого флегматика, того и
другого сангвиника зависит прежде всего от свойств их характера.
Итак, все компоненты психического склада человека органически
связаны и взаимодействуют друг с другом в едином, целом характере личности и очень трудно бывает отделять одно от другого. В характере каждого индивида доминируют определенные
стремления и интересы; характеризующие основную жизненную
направленность человека. Но в зависимости от конкретных задач, которые решает человек, а также в зависимости от состояния организма могут проявляться и затухать, тормозиться то
одни, то другие свойства характера. Оставаясь самим собой,
человек, однако, способен изменять тонус движений и действий
и регулировать свои чувства, сдерживать импульсы от органических потребностей и оставаться на уровне предъявляемых ему
моральных требований.
Свойства положительного характера. В зависимости от того или другого строения характера человек проявляет те или другие черты поведения. Количество этих различных черт велико. Но можно определить основные группы, или виды, черт характера. К ним относятся: а)˜^оральные˜˜(чу˜ткость,˜вн11мателъносгь, деликатность), б]__волевые (решительность, настойчивость, твердость), в) эмоци-ональные(вспыльчивость, страстность, нежность).
Более четко можно определить основные синтетические свойства положительного характера (синтетическими их называют потому, что в них выражается не одно, а многие качества личности) . Среди них выделяются следующие:
Моральная воспитанность характера. Она характеризует человека со стороны'направленно^стй и" формы поведения. Например, советский человек с положительным характером гуманен;
он не только деятелен и добр, но тактичен в обращении, он кол лективист и не только уважает коллектив, но умеет жить и работать в нем.
Полнота..характера. Она свидетельствует о разносторонности стремлений и увлечений человека, разнообразии деятельности. Такие люди отличаются внутренним богатством и активностью.
352 дельность характера. Это единство психического склада
человека, согласованность его отношений к различным сторонам | действительности, отсутствие противоречий в стремлениях и интересах, единство слова и дела. "Цельность характера,- говорил | Эрнст Тельман,-является неотъемлемым качеством прогрессивной личности".
Определенность характера. Она выражается в устойчивости поведения, которое во всех случаях соответствует сложившимся убеждениям, морально-политическим представлениям и понятиям, основной направленности, составляющей смысл жизни и деятельности личности. О таком человеке можно заранее сказать, как он будет вести себя в тех или других условиях жизни.
Сила характера.. Это энергия, с какой человек преследует поставленные перед собой цели, это способность страстно увлекаться и развивать большое напряжение сил при встрече с трудностями и препятствиями,.,это .умение преодолевать их.
Твердость характера. Она проявляется в последовательности действий и упорстве человека, в сознательном отстаивании взглядов и принятых решений.
Уравновешенность характера. Это наиболее оптимальное для деятельности и общения с людьми соотношение сдержанности и активности, выработанная ровность поведения, которая позволяет, по словам И, П. Павлова, индивиду держать себя в трудных условиях на высоте.
Указанные основные свойства характера находятся в сложном, иногда противоречивом соотношении. Так, можно наблюдать односторонность и узость характера, которые сочетаются с большой силой, или полноту характера без достаточной его определенности, когда у человека не вычленен основной интерес в жизни. В последнем случае разносторонность сочетается с поверхностностью и разбросанностью.
Полнота, цельность, определенность, сила, как и другие свойства характера,- не природный дар, а результат жизненных влияний, воспитания и самовоспитания.
Влияние среды и воспитания на особенности характера. Структура характера, образ поведения личности зависят не только от настоящих жизненных влияний, условий жизни и деятельности, но и от прошлых воздействий, от всей истории жизни, обусловливающей характер человека. Вот почему при изучении характера нужно знать не только настоящие условия жизни, но и всю сложность и многообразие ситуаций и воздействий, которые формировали личность.
В зависимости от различных ситуаций, в которых находится человек, и различных требований, которые ему предъявлялись раньше и предъявляются теперь, он может быть настойчив в одном и ненастойчив в другом. Так, наблюдения за поведением школьников показывают, что одни из них очень добросовестно
12 Заказ 385 353
учатся, имеют большие успехи, гордятся ими и совершенно индифферентно относятся к общественной работе в коллективе. Другие, активно занимаясь общественной работой, с жаром берутся за выполнение общественных поручений, проявляют большую инициативу, но индифферентно относятся к учению. Можно встретить и таких школьников, которые хорошо учатся, уделяют много внимания общественной работе, ведут себя вежливо, кор ректно в коллективе, а дома не хотят ничего делать, не помогают родителям, грубо относятся к членам семьи, негативно реагируют на их замечания. Аналогичные случаи поведения могут наблюдаться и у взрослых людей.
Противоречивость или непоследовательность поведения некоторых людей в разных жизненных ситуациях объясняется отсутствием цельности характера, частичным развитием отдельных его черт. Предположим, что школа постоянно и неуклонно предъявляла ребенку жизненно значимые требования, которые усваивались учеником и мало-помалу становились его требованиями к себе; в результате этого у учащегося сформировалось определенное отношение к своим поступкам. В других условиях такие требования не предъявлялись со всей необходимой последовательностью, а значит, у школьника не могло выработаться и определенного отношения к себе и своим поступкам.
Конечно, при достаточных условиях и эти требования могут быть усвоены и стать определенными отношениями. Подтягивая какое-либо наметившееся, но еще не развившееся и не укрепившееся отношение человека до уровня высокоразвитого, мы можем наблюдать за становлением полноты и цельности характера данного индивидуума. Структура такого характера будет уже иметь качественные отличия от ее первоначальной формы.
Характер в целом и в особенности его моральные свойства формируются в коллективе - в системе межличностных отношений. Если в семейном и школьном коллективах сложились отношения сотрудничества и взаимопомощи, чуткого и внимательного отношения к каждому, положительное как первостепенной важности отношение к общим коллективным целям, то естест венно, что в этих условиях формируется коллективизм как черта личности и характера советского школьника.
Учителя, управляя процессом формирования характера в коллективе, применяют такие средства воздействия на учеников, как общественное мнение класса, педагогическую оценку учебной, трудовой и общественной деятельности, используют методы внушения и убеждения. В системе средств и методов воспитания характера особое значение имеет организация практики поведения и деятельности, учебного и физического труда школьников. Как известно, добрый поступок школьника куда важнее его даже самых прекрасных благих пожеланий и слов, обещаний в формировании характера. Но зато и плохой поступок, если он не замечен и не осужден, может привести к тяжелым последствиям. От-354 сюда важность контроля за поведением школьника по возможности во всех
ситуациях и умелое побуждение его к высоконравственным действиям и поступкам, в процессе которых складываются и закрепляются положительные черты характера нового человека.
Как показали исследования советских психологов и педагогов
(Арет, Кочетов, Рувинский и др.), большое влияние на формирование характера оказывает самовоспитание. Однако внешнее воспитание, если оно не затрагивает желание стать лучшим и не
мобилизует внутренние силы школьника на самообразование и самовоспитание, мало значимо.
Тот, кто себя сам воспитывает, оказывается в жизни более активным и самостоятельным человеком. Побуждать школьников к самовоспитанию можно путем публичной постановки вопроса о важности, необходимости самовоспитания, путем позитивной критики
недостатков группы и отдельных ее членов с указанием путей их
устранения, примера, стимулирования поведения моральными
средствами и т. д.
Таким образом, только комплексное применение различных средств
и методов формирования характера и обеспечивает образование
типичных для социалистической действительности характеров,
отличающихся и разнообразием индивидуальных черт.
Итак, полнота и цельность, определенность характера, единство
слова и дела - не природный дар, а свойства характера, формирующиеся в различных ситуациях жизни, при условии активности
самой личности и единства требований, предъявляемых человеку.
Когда формирующиеся отношения практикуются в жизни постоянно,
они становятся привычкой, как бы второй натурой человека.
Структура характера динамична, она изменяется на протяжении
жизни человека. В связй^с развитием и ростом изменяются обстоятельства жизни и деятельности, изменяются требования, которые предъявляются личности, а это приводит к качественному
изменению структуры личности.
3. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И ТИПИЧЕСКОЕ В ХАРАКТЕРЕ Буржуазная психология с ее метафизическим подходом, отрывающая характер от жизненных условий, его формирующих, не может понять соотношения индивидуального и типического в характере человека.
Идеалисты определяют характер как проявление изначально заложенных и развертывающихся в жизни духовных сил человека. Одни из представителей идеалистической психологии пытаются втиснуть все человечество в ограниченное количество вечно существующих, по их мнению, типов характера господ и рабов. Другие психологи, отрицая какую-либо закономерность в
12* 355
формировании типических черт и типов характера, полностью отрицают возможность установить типы характеров и утверждают, что
характер индивидуально неповторим и что люди бессильны изменить стихийно сложившиеся формы поведения. Метафизики не способны понять единство общего и особенного в условиях жизни
людей, индивидуальное и типическое в характере человека, отражающее эти условия.
Типическое как отражение общего в условиях жизни и природе человека. Характег)^сть.общественно-историческое явление;
следовательно, а'е"может..быть.каких-то всеобщих характеров вне врем„н.и_.и,-.дросхран_с1ва.. Есть определенные характеры определенных исторических эпох, характеры конкретных личностей. Это не означает, что характер коренным образом изменяется от эпохи к эпохе.
Личность как носитель характера является членом общества и связана с ним различными отношениями. Являясь членом общества, а в классовом обществе-членом класса, личность находится в определенных экономических, политическйх7˜культур-ных условиях, общих как для нее, так и для многих других людей - членов этого общества, класса. Эти условия формируют общие типические черты характера. Типическое в характере людей и конкретного человека отражает существенное в социальной жизни эпохи, класса.
Такое понимание типического позволяет понять существенное, закономерно формирующееся (а не побочное и случайное) и, кроме того, перспективное, развивающееся - то, что будет характерно для завтрашнего дня.
Следовательно, о типическом в характере можно, говорить как о существенных чертах, общих для известной группы людей. Эти существенные черты отражают общие условия жизни и проявляются в большей или меньшей мере у каждого представителя данной группы людей. Таким образом, типическое характеризует в одно и. то же время и данную, конкретную индивидуальность, и других людей, с которыми" данная индивидуальность разделяет общие экономические, тголититаские и культурные условия жизни.
Так, люди одной нации в известной мере разделяют сложившиеся на протяжении поколений национальные условия жизни, испытывают на себе специфические особенности национального быта, развиваются под влиянием сложившейся национальной культуры, языка. Поэтому люди одной нации по образу жизни, по привычкам, нравам и характеру отличаются от людей другой нации.
Однако с изменением условий жизни нации (например, с изменением условий жизни наций в результате Великой Октябрьской социалистической революции и последующего социалистического строительства) постепенно изменяются и типические черты национального характера.
Буржуазная нация неоднородна по своему классовому соста356
в у, как неоднородны и условия жизни людей, составляющих ее. В
буржуазном обществе условия и образ жизни пролетариата и буржуа диаметрально противоположны, а вместе с тем различны и
характеры представителей этих классов. Таким образом, необходимо говорить не только о национальных, но и о классовых типических чертах характера, отражающих условия жизни и борьбы
людей одного класса.
,, В социалистическом обществе, где нет эксплуатации, где классовые различия между рабочими и крестьянами стираются, условия жизни и быта людей имеют много общего, а потому нужно говорить об общих, типических чертах характера советского человека, отражающих типические обстоятельства жизни в социалистическом обществе.
Наряду с общим в экономических, политических и культурных условиях жизни необходимо учитывать общее и в самой деятельности,
которая накладывает отпечаток на поведение человека. И, наконец, есть нечто общее в природной организации человека, например типическое в высшей нервной деятельности людей. Это тоже не может не сказаться на типическом в характере человека.
Индивидуальное в характере человека. Наряду с общими условиями, имеются и своеобразно индивидуальные'условия"! жизни и'˜воспйтании каждого отдельного человека. Сами общие условия проявляются в каждом конкретном случае в своеобразно индивидуальных формах. Существуют различия в быте семьи, интересах различных семей, важное значение имеют профессионально-трудовые различия. Все это не может не отражаться на характере человека. Индивидуальные различия в быту и воспитании, различия всяких воздействий, иногда случайных впечатлений проявляются в индивидуально-своеобразных склонностях и интересах, потребностях и вкусах, чувствах, складе ума и в целом - в характере человека.
Различия в быту, а тем самым и различия в потребностях, вкусах определяют индивидуальные особенности у людей одного и того же общества, одной и той же прослойки населения.
Нужно иметь в виду, что как общее и особенное в жизни лю-де.й"..так и типическое и индивидуальноев"характере личности не рядоположены, а составляют органическое" единство.
Итак, в характере конкретного человека можно выделить общечеловеческие, национальные, классовые и индивидуально-своеобразные черты, которые взаимопроникают друг в друга, составляя цельный психический склад личности, образ поведения человека.
Типическое и типы характера. Совокупность отличительных существенных, типических черт обра^ет˜гот?'^"арактер_а^'_]тотор.ый отражает типи^чны^условйя жйз'нй˜людей˜Бот почему Ф.Энгельс требовал от р„ал'йс'тйч"„ской литературы верности передачи типичных характеров в типичных обстоятельствах.
357 Каждая социальная эпоха выдвигает на арену общественной
деятельности
'определенный "типический характер. Феодализм, например, выдвигает тип характера рыцаря, торговца, крестьянина; капитализм-типические характеры буржуа и рабочего; социалистическое
общество - новый тип характера - характер советского человека. Каждый из типов характера изменяется в связи с историческим развитием общественных отношений. Например, тип характера
рабочего-бунтаря, видящего в машинах своего главного врага и
потому ломающего их, превратился в тип рабочегореволюционера,
ясно видящего цели своей борьбы. Наконец, сформировался и
развивается совершенно новый тип характера - характер советского человека.
Типический характер эпохи, класса не может исчерпать все разнообразие существующих характеров людей. Поэтому наряду с наиболее общим типом характера - представителем общества, класса
- необходимо изучить и типы характеров конкретных групп людей, более или менее разделяющих общие условия жизни и деятельности. Например, наряду с общим типическим характером советского человека, необходимо установить конкретные типы характера: и характер советского рабочего, и характер колхозника, и даже характер старшего школьника, студента и т. п. Подобный подход приближает исследователя к конкретной индивидуальности, что имеет огромное педагогическое значение. Таким
образом, хотя тип характера - более сложное образование, чем
типическая черта, он определяется на основе учета существенных, родственных для некоторой группы людей типических черт.
Тип характера - относительно устойчивое образование, но он
вместе с тем и пластичен. Под. влиянием обстоятельств жизни,
воспитания, требований общества и требований человека к самому себе тип характера развивается и изменяется. Исследование
типов характера должно привести к построению определенной их
классификации, к какой-то закономерной связи в их образовании
и проявлении. Без такой классификации описание отдельных типов характера может быть случайным и не иметь существенного
теоретического и практического значения.
В психологии неоднократно пытались классифицировать характеры.
Так, одна из классификаций определяет типы характера по преобладанию рассудка, воли, эмоций. Действительно, в жизни можно встретить людей рассудочных, которые ко всему подходят с
рациональной меркой, эмоциональных, поступающих под влиянием
порыва, переживаний, волевых, активных, целеустремленно деятельных. Некоторые психологи, видя ограниченность этой классификации, ввели еще промежуточные типы, на пример рассудочно-волевой, но это не спасает положения.
Наиболее распространена классификация, в основу которой взята
направленность личности на внутренний или внешний мир. С этой
точки зрения были выделены два типа: интравертирован-358 ный (внутренне сосредоточенный, замкнутый, мыслитель) и
экст-равертированный (открытый человек, активный, чрезвычайно общительный) . Эти типы также отражают реальность, но, как и первые, односторонне.
Наконец, существует деление на типы и по степени самостоятельности личности.' Выделяют конформный и самостоятельный типы. Люди первого типа легко соглашаются с чужим мнением, подчиняются власти других, имеют тенденцию выполнять все предписания без критики, не способны адаптироваться в состоянии стресса. Второй тип отличается стойкостью личных убеждений и самостоятельностью суждений и решений. Представители этого типа активны и не теряются в трудных обстоятельствах, склонны навязывать свою волю и мнение другим, легко могут мобилизовать свои силы и в стрессовых ситуациях. Это деление подкреплено экспериментальными данными.
Все указанные классификации односторонни, в них не учитываются моральные свойства личности.
Правильное решение вопроса об индивидуальном и типическом в характере имеет огромное педагогическое значение. Школа должна воспитывать не вообще индивидуальность, она должна воспитывать типичный характер советского человека.
Воспитать определенный тип характера учащихся советская школа сможет лишь тогда, когда она будет создавать соответствующие типические обстоятельства жизни детей в коллективе, когда все учителя и родители будут предъявлять к ним единые требования. Воспитывая тип характера нового человека, советская школа не игнорирует, а учитывает индивидуальные особенности каждого школьника, и не только учитывает, но и опирается на эти особенности, направляя их развитие в нужное русло. Со ветская школа стремится к тому, чтобы, воспитывая существенные типические черты характера, сформировать разносторонне развитую индивидуальность, с присущими ей специфическими научными и производственными интересами, своеобразными наклонностями и вкусами, а не какой-то манекен, изготовленный по шаблону. Отсюда вытекает и методика обучения и воспитания в советской школе, которая строится на учете общего и индиви дуального в психологическом облике развивающегося ребенка.
Учет особенностей характера в учебно-воспитательной работе. Диалектика обучения и воспитания школьников состоит в единстве сочетания общих требований с индивидуальным подходом. А.С.Мака-ренко писал, что наша задача состоит в формировании боевого типа характера коллективиста. Вместе с тем он учил принимать в расчет индивидуальные особенности воспитанников и применять к ним индивидуальный подход. При этом, писал он, нельзя абсолютизировать ни коллективное воздействие, ни индивидуальный подход. В одних обстоятельствах хорошо действует коллективное влияние, а в других - индивидуальное воздействие.
359 Учителю прежде всего приходится учитывать отношение
различных
школьников к учению, труду, общественной деятельности, отношения к учителям и сверстникам, моральные и волевые свойства
их характера, особенно такие, как доброта, отзывчивость, ответственность, требовательность к себе, активность, настойчивость, решительность, как и противоположные им свойства и качества. Это необходимо для проектирования характера и выбора
средств и методов воспитания или перевоспитания школьника.
Индивидуальный подход ни в какой мере не должен нарушать общих
требований. Например, нельзя ни завышать, ни занижать оценку,
но вполне оправданно провести дополнительное занятие с отстающим, с тем чтобы он мог публично получить в классе положительную оценку и тем самым испытать радость успеха, радость
признания, что может служить началом изменения отношения к
учению.
Индивидуальный подход требует тонкого педагогического такта,
умения в одних случаях затронуть чувство совести, чувство
собственного достоинства, а в других мягкой иронией - чувство
стыда.

ЛИТЕРАТУРА Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека, т. 1. Характер. Изд-во ЛГУ, 1958. Крутецкий В. А. Проблема характера в
советской психологии. В сб.: Психологическая наука в СССР.
М., Изд-во АПН РСФСР, 1960. Левитов Н. Д. Психология характера. 3-е изд. М., Просвещение, 1969.
Глава 20 СПОСОБНОСТИ

1. ПОНЯТИЕ О СПОСОБНОСТЯХ Определение способностей. Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладении деятельностью, так и к высоким показателям труда.
При прочих равных условиях (уровень подготовленности, знания, навыки, умения, затраченное время, умственные и физические усилия) способный человек получает максимальные результаты по сравнению с менее способными людьми.
В.ысокие достижения способного человека являются результатом соответствия комплекса его нервно-психических свойств требованием, деятельности.
Всякая деятельность сложна и многогранна. Она предъявляет различные требования к психическим и физическим силам человека. Если наличная система свойств личности отвечает этим требованиям, то человек способен успешно и на высоком уровне осуществлять деятельность. Если такого соответствия нет, то у индивида обнаруживается неспособность к данному виду деятельности.
Вот почему способность нельзя свести к одному какому-либо свойству (хорошее цветоразличение, чувство пропорции, музыкальный слух и т. п.). Она всегда синтез свойств человеческой личности. "-
Таким образом, способность можно определить как синтез свойств человеческой личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие достижения в ней.
Структура способностей. Каждая способность имеет свою структуру; где можно различить опорные и ведущие свойства. Например, опорным свойством способности к изобразительной деятельности будет высокая природная чувствительность зрительного анализатора, развивающаяся в процессе деятельности: чувство линии, пропорции, формы, светотени, колорита, ритма.
К опорным свойствам относятся также сенсомоторные качества руки художника и, наконец, высокоразвитая образная память.
К ведущим свойствам относятся свойства художественного творческого воображения. Благодаря им улавливается существенное и характерное в явлениях жизни, производится обобщение и типизация, создается оригинальная композиция. В качестве необходимого фона этой способности выступает определенная
361 эмоциональная настроенность и эмоциональное отношение к вос
принимаемому и изображаемому явлению. Уровни способностей.
Структура способностей зависит от развития. личности. Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.
Нельзя, конечно, метафизически рассматривать эти уровни. Во-первых, следует иметь в виду, что всякая репродуктивная Хе-ят"ельность включает элементы творчества, а творческая деятельность включает и репродуктивную, б.ез которой она вообще немыслима. Во-вторых, указанные уровни развития способностей не есть нечто данное и неизменное, застывшее. В процессе овладения знаниями и умениями, в процессе деятельности человек "переходит" с одного уровня на другой, соответственно изменяется и структура его способности. Как известно, даже очень одаренные люди начинали с подражания, а затем, только по мере приобретения опыта, проявляли творчество.
Самый высокий уровень развития и проявления способностей обозначают терминами талант и гений. Талантливые и гениальные люди достигают в практике, искусстве, науке новых результатов, имеющих большое общественное значение. Гениальный человек создает нечто оригинальное, открывающее новые пути в области научных исследований, производства, искусства, литературы. Талантливый человек также творит, вносит свое, но в пределах уже определившихся идей, направлений, способов исследования.
Наиболее благоприятные условия для формирования талантливости и гениальности возникают при всестороннем развитии личности. Например, Леонардо да Винчи, Гете, Ломоносов являются образцами многосторонности развития и гениальности в творческой деятельности.
Виды способностей. Кроме уровней, следует выделять виды способностей по их направленности, или специализации. В этом плане в психологии обычно различают общие и специальные способности.
Под общими способностями понимается такая система индивидуаль-новолевых свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Общие способности есть следствие как богатого природного дарования, так и всестороннего развития личности.
Под специальными способностями, .понимают такую ..систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной, сценической и т. п.
362 К специальным способностям 'следует отнести и способности к
практической деятельности, а именно: конструктивно-технические, организаторские, педагогические и другие способности.
В буржуазной психологии укоренилось ошибочное мнение, что эти
основные виды способностей противоположны и даже взаимно исключают друг друга. Практические способности рассматриваются
даже как некий низший вид способностей, в то же время умственные способности расцениваются как высшие. В этом - проявление пренебрежительнобарского отношения к практике, к труду,
характерное для представителей эксплуататорского класса.
Реальная действительность показывает иное. Во-первых, специальные способности органически связаны с общими, или
умственнБГйй, способностями. Чем выше развиты общие способности, тем больше создается внутренних условий для развития
специальных способностей. В свою очередь развитие специальных
способностей, при известных условиях, положительно влияет на
развитие интеллекта.
Во-вторых, известно немало личностей с очень высоким уровнем
самых различных способностей: научных, литературных, математических и художественных. Это также свидетельствует об ошибочности концепции, противопоставляющей способности.
В-третьих, практические способности не могут развиваться и ак-туализироваться в творческой деятельности без высокого уровня
интеллектуального развития. Так, конструктивно-технические
способности человека часто тесно связаны с большим научным
дарованием: одаренный изобретатель нередко вносит новшество
не только в производство, но и в науку. У одаренного ученого
могут проявляться и недюжинные конструкторские способности
(Жуковский, Циолковский, Эдисон, Фарадей и многие другие).
Таким образом, каждая деятельность предъявляет определенные
требования и к общим, и к специальным способностям. Вот почему нельзя узкопрофессионально развивать личность, ее способности. Только всестороннее развитие личности поможет выявить
и сформировать общие и специальные способности в их единстве.
Это не означает, что человек не должен специализироваться в
той области, к которой он проявляет склонности и наибольшие
способности.
Следовательно, хотя указанная классификация и имеет реальное
основание, при анализе конкретного вида способностей необходимо учитывать общие и специальные компоненты в каждом отдельном случае.
2. КОНЦЕПЦИИ СПОСОБНОСТЕЙ Теория наследственности способностей. В психологии сложились три концепции способностей. Одна из них утверждает, что способности - биологически детерминированные свойства лич-363 ности, их проявление и развитие всецело зависят от

унаследованного фонда.
Таких взглядов придерживаются не только некоторые профессиональные буржуазные психологи, но и представители различных
областей науки и искусства (математики, писатели, художники).
Первые пытаются обосновать свои взгляды данными конкретных
исследований. Так, например, Гальтон в XIX веке пытался обосновать наследственность таланта, анализируя биографические
данные выдающихся деятелей. Продолжая линию Гальтона в XX веке. Коте определял степень одаренности по количеству места,
отведенного в энциклопедических словарях известным людям.
Гальтон и Коте пришли к выводу, что талант наследуется, что
богатой наследственностью обладают исключительно представители привилегированных сословий.
Следует сказать, что применявшаяся ими методика исследования не
выдерживает научной критики, а выводы являются классово тенденциозными. В свое время В. Г. Белинский справедливо писал,
что природа действует слепо и не разбирает сословий. Если история сохранила меньше выдающихся имен из народа, то только
потому, что истинный талант и даже гений умирал с голоду,
обессиленный отчаянной борьбой с условиями жизни, непризнанный и поруганный.
В новейшее время приверженцы концепции о наследственной предопределенности способностей стремятся подкрепить свои взгляды
изучением однояйцевых близнецов. Особенно интенсивно велись
исследования в фашистской Германии. На основании немногочисленных случаев совпадения поведения и интеллектуальных качеств близнецов была сделана попытка установить закон о полной наследственной предопределенности способностей. Идентичность наследственности дает идентичность способностей, утверждали идеологи фашизма. Но, во-первых, исследованные данные являются недостаточными для такого утверждения, во-вторых, этим данным противоречат другие, когда было зарегистрировано различие в поведении и в способностях однояйцевых
близнецов.
Жизнь опровергает взгляды о наследственной предопределенности
способностей. Кроме того, объективный анализ биографий выдающихся людей говорит о другом: в подавляющем большинстве случаев выдающиеся люди вышли из семей, не проявлявших особых
дарований, с другой стороны, дети, внуки и правнуки знаменитых людей выдающихся дарований не проявляли. Исключение составляют несколько семей музыкантов и ученых,
Теория наследственной предопределенности способностей широко
используется в капиталистических странах для дискриминации
трудящихся. Так, например, западногерманский теоретик Г.
Вальтер в работе "Социальные различия в школьном продвижении
способных детей" (1959) пишет, что способности меньше всего
зависят от среды и воспитания, они всецело обусловлены предрасположением, т. е. наследственностью. При этом утвержда-364 ется, что дети господствующего класса наделены высшим
потенциалом
способностей, дети же низших слоев общества, в частности рабочего класса, не обладают им. Манипулируя цифрами, Г. Вальтер пытается доказать, что из среды предпринимателей, высших
слоев интеллигенции в вуз могут попасть до 94,6%, из низших
слоев-только 13,6% учащихся. Остальные неспособны, а потому и
не поступают в высшие учебные заведения. Более того, он находит, что 59% детей из низших слоев общества не могут достигнуть даже уровня элементарной школы, а если и достигнут, то с
трудом. Эту заведомо ложную теорию опровергает сама жизнь,
практика. Достаточно сослаться хотя бы на систему народного

<< Предыдущая

стр. 23
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>