<< Предыдущая

стр. 4
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>


47 Возьмем те же данные о результатах усвоения понятий (52%
и 39%), но предположим, что в экспериментальных клас сах было
150 учащихся, а в контрольных 145. Проведя те же вычисления,
мы получим коэффициент Стъюдента равный 0,97, т. е. величина
ошибки равна только 3. Это значит, что различия в результатах
экспериментальных и контрольных классов можно считать значимыми.
При проведении психологических исследований огромное значение
имеет правильный выбор методов сбора фактического материала,
методов организации исследования, а также методов обработки
материалов исследования.
Полные, глубокие, а главное, объективные результаты могут быть
получены в психологических исследованиях, где имеется оптимальное сочетание различных методов, где реализуется комплексный подход при построении конкретной методики исследования.

ЛИТЕРАТУРА Ашмарин И. П. и др. Быстрые методы статистической обработки и планирование экспериментов. Изд-во ЛГУ,. 1971 .
Методологические и теоретические проблемы психологии /Под-ред. Е. В. Шороховой. М., Наука, 1969.
Практикум по психологии. Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1970, ч 1, 1972, ч. 2.
Практикум по общей психологии /Под ред. А. И. Щербакова. М., Просвещение, 1979.
Практические занятия по психологии /Под ред. А. В. Петровского. М., Просвещение, 1972.
Практические занятия по психологии /Под ред. А. Ц. Пуни. М., Физкультура и спорт, 1977.
Принцип развития в психологии /Под ред. Л. И. Анциферовой. М., Наука, 1978.
Глава 3 СТАНОВЛЕНИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
14 1. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ И МЕТОДОВ
ИССЛЕДОВАНИЯ Наука возникает не мгновенно. Ее становление-длительный процесс исторического развития. В современных научных знаниях синтезировано все то положительное, подтвержденное практикой, что собрано учеными за многие столетия. Некоторые сведения из истории психологии и знакомство с современными научными концепциями помогут глубже разобраться в предмете и методах общей психологии.
Развитие представлений о психике. Попытки понять и объяснить психические явления возникли в первобытном обществе. Представления первобытных людей о психике получили в науке название анимистического взгляда на мир. Анимистическое мировоззрение наделяет каждый предмет душой. Животные, явления природы имеют душу, которая выступает источником движения и развития. Сновидения, галлюцинации, смерть - все эти факты натолкнули первобытных людей на мысль о сосуществовании души как тела в теле.
Душа существует независимо от физического тела и может оказывать влияние на судьбу человека, успех или неуспех в деятельности, болезнь и здоровье. Развился сложный культовый ритуал отношений с душами умерших, воздействия на души людей и животных, общения с духом - покровителем племени
. Зарождение науки как самостоятельной области духовной жизни связано с возникновением классового общества. Психические явления стали предметом философских работ. В философии Древней Греции сложились две диаметрально противоположные, ясно выраженные точки зрения на психику: материалистическая и идеалистическая, "линия Демокрита и Платона".
Демокрит (ок. 460-ок. 370 гг. до н. э.) считал, что психика, как и вся природа, материальна. Душа состоит из атомов только более тонких, чем атомы, составляющие физические тела. Познание мира происходит через органы чувств. Тончайшие, невидимые слепки отделяются от вещей и проникают в душу, оставляя на ней свой отпечаток.
По мнению Платона (ок. 427-ок. 347 гг. до н. э.), душа не имеет ничего общего с материей. В отличие от материального мира душа идеальна. Познание-это не взаимодействие психики

49 с внешним миром, а воспоминание души о том, что она видела в идеальном
мире до того, как попала в тело человека. Объективный
мир-лишь повод, а не объект познания.
Развитие психологических знаний шло по пути уточнения предмета
психологических исследований.. Аристотель (384-322 гг. до н.
э.), величайший древнегреческий ученый, выделил растительную,
животную и разумную души. Этим разделением была подчеркнута
специфика психики человека, и психическое стало соотноситься
с внутренним миром человека: его познанием, переживаниями,
поступками.
Несмотря на то что в античной науке основным методом всех наук
было наблюдение, древнегреческие и римские философы и врачи
высказывали мысль о связи психики с мозгом, выдвинули идею,
хотя и наивно обоснованную, о зависимости психики от окружающей среды, выделили типичные и устойчи вые особенности поведения (учение о темпераментах).
Таким образом, в античной науке были уточнены знания о круге
явлений, которые изучает психология, и были заложены основы
двух различных методологических подходов к интерпретации психических явлений: материалистического и идеалистического. Метод сбора фактического материала оставался на уровне систематизации житейских наблюдений и мысленного теоретического эксперимента. И нужно удивляться не тому, как наивно иногда
представляли древнегреческие ученые механизмы психики, а тому, сколько ценного сумели они получить в своих наблюдениях.
Период средних веков не способствовал развитию психологических
знаний. В философии господствовало идеалистическое учение о
душе как независимой от тела нематериальной сущности. Религия
запрещала изучение человека. Лишь в наблюдениях некоторых философов и врачей были получены факты, несколько продвигающие
знание об отдельных психических явлениях. В эпоху Возрождения
философами был написан ряд трудов, где на основании самонаблюдения описывалась психическая жизнь человека, его поведение, делались выводы о причинной зависимости одних явлений от
других.
Разработка методологических предпосылок возникновения психологии. Начиная с XV века философами формулируются методологические предпосылки понимания психики, которые явились основой становления психологии как самостоятельной науки. Рассмотрим различные подходы к изучению психики, заложенные в трудах выдающихся философов.
Р. Декарт (1596-1650) наметил различные подходы к психике животных и человека. Согласно его взглядам животные не обладают душой, а их поведение-ответ на внешнее воздействие. Иначе говоря, психика животного строго детерминирована (определена) внешними условиями. Позже мысль Де карта о механической детерминиро-ванности, машинообразности
50 поведения животных была распространена и на человека
до-марксовскими
материалистами. Само название одной из работ французкого философа Ж. Ламетри (1709-1751) "Человек-машина" ярко демонстрирует эту тенденцию. В психологии детерминизм на уровне его
понимания в механике не мог глубоко объяснить сложную картину
зависимости в психике.
Человек, по Декарту, в отличие от животных обладает сознанием.
В процессе мышления он устанавливает наличие у себя внутренней жизни. Сознание неразрывно связано с мышлением. Не отрицая происхождение знаний из внешнего мира, Декарт считал,,
что самые общие идеи являются врожденными.
Таким образом, Декарт описал содержание фундаментальных для
современной психологии понятий рефлекса и сознания, но разорвал их. Рефлекс в его концепции связан с возможностью материалистического изучения поведения животных и исключает' сознательную психическую деятельность. Сознание рассматривается
как замкнутое в себе и доступное лишь для интроспекции (самонаблюдения) явление. Независимость явлений сознания от внешнего мира и исключительная возможность изучения их лишь в самонаблюдении остались основой понимания сознания для многих
психологов-идеалистов.
К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали: "Настоящий родоначальник английского материализма и всей современной экспериментирующей
науки-это Бэкон"'. Ф. Бэкон (1561-1626) разработал методы научного изучения мира. Материалистами была высказана идея о
неотделимости мышления от материи, которая мыслит. В английском материализме возникла идея об ассоциациях как материальном механизме психического. Идеи чувствен ного происхождения
знаний обосновывал выдающийся представитель английского сенсуализма Д. Локк (1632-1704). Сенсуализм - направление в теории познания, которое утверждает, что в разуме нет ничего,
что не прошло бы через органы чувств. Психика новорожденного,
согласно учению Д. Локка,- это "чистая доска" (tabula rasa),
на которой опыт пишет свое содержание. Механизм психической
деятельности ученый видел в ассоциациях, т. е. в связях между
отдельными представлениями и идеями. Локк полемизировал с
учением о врожденных идеях, выдвигая принцип атомистического
анализа сознания, согласно которому психические явления могут
быть доведены до первичных, далее неразложимых элементов
(ощущений), и на их основе через ассоциацию сформированы более сложные образования. Это положение разрабатывалось в психологической теории вплоть до XX века, но пришло в противоречие с полученными экспериментальными фактами: представления и
понятия - важнейшие формы сохранения опыта в сознании - оказались чрезвычайно обедненными. Абстрактные понятия, как,
' Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство. Соч. 2-е изд. т. 2,
с. 142. 51 например, честность, мужество, не связаны в сознании
с яркими и
одинаковыми для всех людей чувственными образами, однако
именно абстрактные понятия дают нам возможность глубоко познать причинноследственные связи в мире.
На развитие психологии и понимание механизмов психики оказала
влияние философия Г. Лейбница (1646-1716). Он ввел в психологию, наряду с понятием "сознание", понятие бессознательного.
Работы Лейбница по дифференциальному исчислению повлияли на
его представления о механизмах психического. Лейбниц допускал; что существуют бесконечно малые перцепции (восприятия),
которые возникают бессознательно. Сознание возникает тогда,
когда наше "я" воспринимает те представле ния, которые до
этого протекали бессознательно.
Разделяя учение Декарта о врожденных идеях, Лейбниц учел критику Локком этого учения. Позиция Лейбница в этом вопросе изложена в следующем образном сравнении: "В самом деле, если бы
душа походила на такую "чистую доску", то и истины заключались .бы в нас так, как фигура Геркулеса заключается в глыбе
мрамора, когда она способна безразлично принять форму данной
фигуры или какой-нибудь иной. Но если бы в этой глыбе имелись
прожилки, которые бы намечали фигуру Геркулеса предпочтительно перед другими фигурами, то она была бы более определенной
к этому, и Геркулес был некоторым образом как бы врожден ей,
хотя потребовался бы труд, чтобы открыть эти прожилки и чтобы
отполировать их, удалив все то, что мешает им выступить наружу" '.
Широкое развитие идеи Декарта и Локка нашли во французском материализме XVIII века и в работах английских философов Д.
Гартли (1705-1757) и Д. Пристли (1733-1804), которые исследовали ассоциативные механизмы познания как реальные процессы
деятельности мозга.
Французские философы и естествоиспытатели Д. Дидро (1713-1784),
Я. Гольбах (1723-1789), К. Гельвеций (1715- 1771) и Э. Кон-дильяк (1715-1780) разработали впервые идею о социальной де-терминированности психики человека. Развитие психических качеств под влиянием социальной среды является важнейшим положением научной психологии. Однако связь индивида с обществом
была раскрыта впервые основоположниками марксизма.
Создание научной материалистической диалектики К. Марксом и Ф.
Энгельсом обобщило передовые идеи, высказанные философамима-териалистами. Таким образом, к началу XIX века были разработаны методологические предпосылки для возникновения психологии как науки. Идеалистическая методология понимала сознание
как замкнутую в себе сущность. Единственным
' Лейбниц Г. Новые опыты о человеческом разуме. М. - Л., 1936,
с. 49 52
адекватным для его изучения методом являлась интроспекция. Марксистская методология рассматривала сознание как свойство мозга, свойство материи, а содержание сознания как отражение в сознании реальной жизни людей. Для изучения психического приемлемы все те методы, которые используют естественные науки.
Возникновение психологии как самостоятельной науки. Разработка методологических основ еще недостаточна для возникновения науки как самостоятельной области знаний. Для этого необходимо, во-первых, развитие ряда смежных с этой наукой областей знаний, на которые может опираться вновь возникающая наука, а во-вторых, разработка вариантов экспериментального метода, который позволит собирать научно-достоверные факты, отделять круг фактических данных, подлежащих анализу |в данной науке, от круга близких к нему явлений. | Первый трактат под названием "Психология" появился в |1590 г., т. е. за 300 лет до выделения психологии в самостоятельную науку.
Рассмотрим отрасли науки, развитие которых подготовило Епочву для возникновения психологии. { К концу XVIII-началу XIX века изменяется взгляд на | душевнобольных. До этого времени душевнобольной считался |либо "божьим человеком", либо одержимым дьяволом. И при |том и при другом взгляде больного не лечили. Идея о том, что |психическое расстройство-болезнь, что ее нужно лечить, что |она имеет свои причины, позволила начать сбор большого числа | фактов о психических расстройствах. Начинают сравниваться норма и патология в психике. | Психика как свойство мозга не могла быть глубоко изучена |до того, как сложились физиологические и анатомические зна-|ния о ее субстрате.
Развитие анатомии и физиологии привело в начале XIX века к открытию чувствующих и двигательных нервов и формулировке на основе анатомо-физиологических данных понятия о |рефлекторной дуге.
L В конце XVIII века и в первые два десятилетия XIX века [широкую популярность завоевала френология, созданная Галем (1752-1822). Анатом по специальности, Галь выдвинул идею |о том, что способности заданы структурой мозга и зависят от количества клеток, находящихся в данной структуре. Он считал, |что по очертаниям черепа можно судить о развитии мозга, а [следовательно, и способностях человека. Ни одна из конкретных |идей френологии не выдержала проверки. Но широкое распространение френологии привлекло внимание физиологов к изучению роли мозга в психической деятельности. 1 Работы Флуранса (1794- 1867), Клода Бернара (1813- 1878), а позже Фритче и Гитцига позволили значительно уточнить знания о функциях мозга. Фритче и Гитциг открыли чувствую-53 щие и двигательные зоны в коре мозга. Брока (1824-1880)
открыл
моторные центры речи. Вернике (1848-1905) открыл чувствующие
центры речи. Таким образом, на протяжении XIX века мозг из
непонятной и мало дифференцированной массы, "седалища души",
превращался в орган, регулирующий психическую деятельность.
В XIX веке параллельно с исследованием мозга широко развилось
изучение закономерностей функционирования органов чувств.
Несмотря на то что методологической основой этих исследований
был физиологический идеализм ' - учение о специфической энергии органов чувств, в науке был собран обширный круг фактов
об анатомическом строении и принципах функционирования зрения, слуха, обоняния, вкуса и других форм чувствительности.
Вопрос о возникновении знаний о внешнем мире начал разрабатываться научно.
В XIX веке был научно решен и важнейший для естествознания вопрос о происхождении человека. Обосновав происхождение видов
животных путем естественного отбора, Ч. Дарвин (1809-1882)
доказал естественное возникновение человека из животного мира. Человек был включен в единую систему развития органического мира. Психическая жизнь выступала как результат эволюции. Параллельно с Дарвиным эту мысль высказал и развил Г.
Спенсер (1820-1903).
Так, во второй половине XIX века в медицине, физиологии и биологии - науках, на основе которых могла сформироваться научная психология,- был накоплен большой запас знаний о природе
человека как биологического индивида.
Развитие естественнонаучных взглядов в общей биологии и физиологии стимулировало поиски экспериментальных методов изучения
психики. Становлению эксперимента в психологии способствовала
и практика. Например при проведении наблюдений в астрономии и
физике возник вопрос о том, насколько точно считывают различные исследователи показания приборов. Было обнаружено, что
разные наблюдатели фиксировали время прохождения звезды через
линию телескопа с разницей до одной секунды. Это значительная
ошибка для астрономических расчетов. Возникла настоятельная
потребность оценить индивидуальные возможности наблюдателей.
Исследование скорости зрительно-моторных реакций в разных условиях явилось несколько позже основным направлением психологического лабораторного эксперимента.
В 1834 г. вышла книга Э. Вебера (1795-1878) "Об осязании". Он
провел экспериментальное исследование кожной чувствительности
и подошел к установлению одной из центральных закономерностей
ощущений - порогу различения. Несколько
сенсор' См. содержание и критику этого учения в главе "Ощу-щеш ная организация личности". 54
позже Г. Фехнер (1801-1887), обобщая исследования Вебера, дал
им математическую интерпретацию. Хотя по своим методологическим принципам Фехнер был идеалистом, его работа объективно
показывала зависимость ощущений от силы физического стимула,
воздействующего на организм. Экспериментальные методы и математический аппарат обработки данных многие десятилетия использовались психологами в исследовании ощущении.
Г. Гельмгольц (1821-1894) измерил скорость проведения нервного
импульса в нервной системе. Это открытие показало, что нервные процессы, а следовательно, и связанные с ними психические
явления развернуты во времени и в пространстве мозга. Г.
Гельмгольц глубоко изучил механизмы работы зрения и слуха.
Его работы, как и труды ряда других физиологов, значительно
продвинули знания о психофизиологии органов чувств человека.
Возникла задача изучения связи органов чувств с работой мозга, т. е. встал на повестку дня вопрос о психофизиологических
механизмах чувственного познания.
Таким образом, во второй половине XIX века в физиологии и психофизике был собран значительный фактический материал,
полученный методом эксперимента. Сложились предпосылки для того, чтобы синтезировать в единую науку имеющиеся методологические установки в понимании психики, фактический материал и
экспериментальный метод. Одна из первых попыток в этом направлении была предпринята В. Вундтом (1832-1920). В 1879 г. в
Лейпциге он организовал лабораторию экспериментальной психологии, в которой были подвергнуты исследованию ощущения и
восприятия, скорость реакции, позже ассоциации и чувства. Началось систематическое добывание психологических фактов экспериментальным методом. Однако интерпретация этого материала
была идеалистической. Интроспекция входила как необходимое
условие экспериментального исследования. В эксперименте с помощью внешнего стимула у испытуемого вызывалось определенное
психическое явление. Источником .психологических знаний был
самоотчет испытуемого о его переживаниях. Поэтому испытуемыми
выступали сами психологи-люди, подготовленные к самонаблюдению. В этом было заложено изначально противоречие между попыткой применить объективный метод изучения и идеалистической
интерпретацией фактов. Дети, животные, психические больные
оставались вне сферы изучения, так как не могли вести самонаблюдения.
Кризис психологии. Отмеченное противоречие между стремлением ввести в психологию объективный метод эксперимента и идеалистическим пониманием психики привел к кризису в психологии, который выявился уже к началу XX века. Интроспекция приводила к тому, что в объяснении экспериментальных данных появилось столько психологии, сколько было исследователей. Вместо поиска связи сознания с внешним миром произо-55 шел полный отрыв сознания от действительности. Мир из
реальности
превращался в комплекс ощущений, психическое - в единственную
реальность для индивида. На смену научному анализу психики
приходил солипсизм 'субъективный идеализм, доведенный до
крайности).
Несмотря на идеалистическое истолкование данных, обогащение
психологии фактами продолжалось. Их экспериментально собирали
прежде всего в области психофизиологии органов чувств и при
измерении двигательных реакций.
Усложнение машинного производства, развитие транспорта, совершенствование системы управления - все это стало предъявлять
повышенные требования к психическим качествам работника. Учет
психологического фактора становился все более необходимым в
различных профессиях. Капиталистические производственные отношения стимулировали поиск методов управления поведением людей в соответствии с целями империалистических монополий. В
этих социальных условиях в начале XX века складываются современные направления буржуазной психологии.
2 СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БУРЖУАЗНОЙ ПСИХОЛОГИИ Бихевиоризм. Предпосылками возникновения бихевиоризма (от англ. behaviour - поведение) явились разработка метода условных рефлексов в физиологии, развитие зоопсихологии как экспериментальной ветви психологии.
В 1913 г. вышла книга американского психолога Д. Уотсона (1878-1958), в которой психология рассматривалась как наука о поведении. Исследователь отвергал интроспективный метод как субъективный, полученные с его помощью данные, считал Д. Уотсон, очевидны только для самого наблюдателя. Бихевиоризм прямо указал на несостоятельность идеалистической концепции сознания. Психология по мнению бихевиористов, должна отказаться от изучения сознания, его содержания и функции. Наука должна изучать только то, что доступно для объективного наблюдения и очевидно для всех, т. е. поведение. Изменился предмет исследования (вместо сознания-поведение), и возник новый научный язык. Такие термины, как сознание, ощущение, восприятие, воля и т. п., отвергались как не имеющие научного содержания. Основными научными понятиями стали стимул-раздражитель из внешней среды, реакция-ответ организма на раздражение и связь - ассоциация (коннексия) между стимулом и реакцией. Цель психологического исследования - изучение принципов поведения, направленного на приспособление к среде.
На возникновение бихевиоризма большое влияние оказали труды американского исследователя Э. Торндайка (1874-^' 1949). Хотя он не был бихевиористом, некоторые основные прин-56 ципы поведения, открытые им, стали впоследствии непреложными законами
бихевиоризма. Основные исследования Э. Торндайка были проведены на животных, которые
помещались в так называемый "проблемный ящик". Выйти из него
и получить корм животное могло лишь в том случае, если нажимало на определенную планку. Наблюдая за поведением животного
в "проблемном ящике", Э. Торндайк пришел к выводу, что животное случайно добивается успеха, действуя по методу проб и
ошибок. Научение, т. е. выработка приспособительных реакций,
происходит в результате неоднократного повторения (закон упражнения). Если после реакции обстоятельства складываются
благоприятно для организма, реакция закрепляется, устанавливается прочная связь между стимулом и реакцией (закон эффекта).
Законы упражнения и эффекта впоследствии были развиты и дополнены. Открытые закономерности бихевиористы механически перенесли на
человека. Отливде человека от животных они видели только в
более сложном характере его реакций. Внутренняя психическая
жизнь сводилась к набору реакций в их скрытой, неявной форме.
Например, мышление рассматривалось как процесс, играющий
вспомогательную роль во взаимодействии с -окружающей физической средой. Последовательность мыслительных актов неявно
(имплицитно) содержит в себе систему инструментальных действий, утверждают бихевиористы. Это цепь реакций, в которой
каждая предыдущая реакция становится стимулом для последующей.
Любой организм рассматривался как нейтрально-пассивный с врожденными элементарными эмоциональными реакциями (страх, гнев).
Единственным началом, целиком определяющим активность организма, формирующим его поведение, является влияние среды,
стимуляции извне.
Бихевиористы правильно определили зависимость поведения от воздействий среды. Но их концепция была механистической. Они не
учитывали обусловленности ответной реакции не только стимулом, но и внутренними условиями.
Подход к изучению психики животных как модели поведения человека был правомерен, но при этом игнорировалось качественное
различие психики животных и человека. Закономерности низшей
биологической формы движения материи переносились на высшую -
социальную. Историческая сущность психики человека выхолащивалась.
Обобщенность научной терминологии, предложенной бихе-виориста-ми, обеспечивала возможность однозначной трактовки поведения
по схеме: стимул - реакция. Простота схемы позволяла легко
дать количественное описание явления и применить математические методы для обработки результатов. Однако такой подход одновременно и обеднял психологические исследова-57 ния, так как исключал качественную характеристику психической жизни.
Гештальтизм. Гештальтпсихология (от нем. Gestalt - образ, конфигурация) зародилась в Германии в начале XX века. В основу этого направления легли работы М. Вертгеймера (1880- 1944), В. Ке-лера (1887-1967), К. Коффки (1886-1941). Во многих отношениях эта школа была протестом против бихевиоризма и существовавших ранее психологических направлений. Гештальтпсихология критиковала бихевиоризм за исследование изолированных сегментов поведения. Поведение, согласно гештальтпсихологии,- нечто большее, чем/ связка рефлексов. Оно целостно. И целостный подход к психике противопоставлялся гештальтистами атомизму всех других направлений. Качество целостного образования, будь /о структура сознания, ситуации, образ восприятия, несводимо/к сумме эле мен-тов, составляющих целое, и не может быть выведено из них. Наоборот, целое определяет качественные особенности элементов.
Сторонниками гештальтпсихологии были проведены многочисленные исследования в области восприятия. Было показано, что восприятие качественно отличается от ощущений и не сводится к их сумме. Было раскрыто значение отношений фигуры и фона в акте восприятия и подчеркнута роль контура в становлении образа. Недостатком экспериментальных исследований гештальтпсихологии явилась махист-ская идея о вещах как комплексах ощущений. Они отрицали роль объективной действительности в возникновении образа, но тем самым отрицалось и реальное содержание восприятия, его связь с внешним миром.
Гештальтпсихологи резко противопоставляли свою трактовку интеллекта позиции бихевиоризма, считая, что объяснение интеллекта по стимульнореактивной схеме означает его низведение до слепых практических действий.
Объектом исследования интеллекта Келер избрал шимпанзе. Их помещали в ситуацию, аналогичную той, в которой находились торн-дайковские кошки. Например, за клеткой помещали банан, в клетке находилась палка. Обезьяна после нескольких безуспешных попыток достать банан прекращала хаотичные движения, как бы задумывалась, затем брала палку и с ее помощью доставала плод.
Келер считал, что животное решало задачу через мгновенную перестройку ситуации, в результате чего элементы ситуации оказывались в новых взаимосвязях, приобретали новое значение (палка начинала выступать как средство достижения цели). Это явление было названо инсайтом (инсайт-схватывание, понимание, "ага-решение") и противопоставлялось методу проб и ошибок. Келер подчеркнул, что "инсайтное поведение" тесно связано со зрительным восприятием, во многом определяется "оптическим пониманием ситуации". Хотя содержание термина "инсайт" было недостаточно разработано, оно позволило под-58 черкнуть творческий характер мышления, т. е. ту его важнейшую сторону,
которая не была отражена в психологии бихевиоризма. Оценивая
вклад гештальтизма в развитии психологии, отметим следующее.
Гештальтисты поставили под сомнение принцип ассоциации в психологии. Они подчеркнули качественное своеобразие сложных
психологических образований и описали их более глубоко. Однако синтетическое в их концепции преобладает над аналитическим. Разорвав анализ и синтез, они оторвали простое от сложного. Некоторые ученые впоследствии пришли даже к отрицанию
ощущений как явления.
Гештальтпсихология привлекла внимание к вопросам восприятия и
продуктивному творческому мышлению. Исследование творческого
мышления становится одной из основных задач психологии.
Психоанализ. Возникновение этого направления связано с именем австрийского психиатра 3. Фрейда (1856-1939). Формирование фрейдизма как концепции относится к началу XX века. Широкое распространение психоанализ получил после первой мировой войны, в 20-е годы. В настоящее время в капиталистических странах различные направления психоанализа распространены достаточно широко, хотя психоаналитики не входят в Международную организацию психологов.
В структуре личности Фрейд обратил внимание на бессознательное и превратил его в объект исследования. Он отметил, что больные не могут объяснить мотивы своих поступков: они неосознанны. Действительная причина заболевания может быть выявлена при изучении сновидений, оговорок, непроизвольных движений. Истолковать истинные мотивы поведения и сделать их осознанными для человека, в том числе и для психически больного в целях его лечения, задача психоанализа - метода, разработанного Фрейдом для исследования бессознательного.
Все развитие личности Фрейд выводил из двух врожденных инстинктов: продолжения ' рода (степень выраженности полового влечения-либидо) и сохранения жизни (страх смерти). На их стихийные и неконтролируемые проявления общество накладывает табу (запрет). В результате этого они вытесняются в сферу бессознательного и сублимируются (замещаются) раз решенной обществом деятельностью. Все творчество фрейдисты выводили из подавленной и замещенной сексуальности. Критикуя модель личности, разработанную Фрейдом, прогрессивные зарубежные психологи метко характеризуют ее сущность, утверждая, что для фрейдистов человек представляется полем битвы, темным подвалом, в котором старая дева и сексуально помешанная обезьяна сошлись в смертельной схватке. Полный отрыв личности от социальных условий ее формирования, выдвижение на первый план бессознательного, биологического - в этом сущность фрейдистских теорий.
59 Фрейдизм - одно из наиболее реакционных направлений в
психологии
личности. Принижая роль социального фактора в психике, оно
оправдывает опустошенность правящих классов буржуазного общества. Хотя психоанализ привлек внимани^ к энергетической,
мотивационной стороне психики и поста/вил проблему бессознательного и его отношения к сознанию, пс/ста-новка и решение
этой проблемы были мистифицированы ri, за исключением отдельных наблюдений и методических приемов, их теоретические построения не выдерживают критики.
3. РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И СОВЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ \
Научная психология. Оригинальное направление психологических научных исследований .сложилось в России в середине XIX века. Отцом русской психологии и физиологии по праву считают И. М. Се-ченова (1829-1905). Научная концепция И. М. Сеченова выросла на основе солидной материалистической традиции русской философии, берущей начало от трудов великого М. В. Ломоносова (1711-1765). Плеяда самоотверженных борцов с самодержавием, глубоких философов, блестящих публицистов, к которой относятся А. Н. Радищев (1749- 1800), В. Г. Белинский (1811-1840), А. И. Герцен (1812- 1879), революционеры-демократы Н. Г. Чернышевский (1828- 1889), А. Н. Добролюбов (1836-1861) заложили основы материалистического понимания психического. В отличие от западноевропейских-философов они рассматривали психические проявления человека не только как биологическое, но и как социальное явление. Идейная основа психологической теории И. М. Сеченова связана с философией русских революционеров-демократов, и сам он конкретизировал материализм в области психологии. Увлекательно написанные труды И. М. Сеченова превратились в источник формирования общественного сознания передовой русской интеллигенции.
И. М. Сеченов был учеником московской школы физиологов, принявших и развивавших учение Дарвина. Они выдвинули идею единства среды и организма, согласно которой организм - не замкнутая в себе сущность. Он может существовать, лишь за счет установления связей, с окружающим миром. Показать место психического в этом взаимодействии, раскрыть его механизмы - вот задача, которую поставил перед психологией И. М. Сеченов. Становление передовой психологической мысли в России проходило в острой борьбе с идеализмом. Ряд работ Сеченова. полемически направлен против идеалистических взглядов К. Д- Кавелина (1818-1885). Идеалистическая психология поддерживалась царской властью и продолжала оставаться официально господствующей в русской науке вплоть до Октябрьской революции.
60 Оценивая научный вклад И. М. Сеченова, следует прежде
всего
подчеркнуть, что он распространил принцип рефлексов на деятельность головного мозга и этим превратил рефлекс из частного механизма нервной деятельности в основной принцип работы
нервной системы. Тем самым психическое рассматривалось как
явление, детерминированное внешними условиями. Оно органически включено в нервную деятельность как центральное звено рефлекса.
Развитие психологических идей Сеченова продолжалось в психиатрических клиниках, где создавались лаборатории по исследованию психики, имеющие четко выраженную материалистическую направленность. Одной из первых психологических лабораторий была
лаборатория, основанная В. М. Бехтеревым (1857-1927) в Казани. Колоссальная научная работа этого ученого привела в предреволюционные годы к созданию системы психологии, построенной
на объективных методах изучения психики. В. М. Бехтерев положил в основу своей концепции учение о сочетательных рефлексах, которые по своей сути близки к условным рефлексам, открытым И. П. Павловым (1849- 1936). Пытаясь построить объективную психологию, В. М. Бехтерев свел в последние годы своей
жизни, уже после Великой Октябрьской революции, все разнообразие психических проявлений к сочетательным рефлексам.
Начало научного творчества И. П. Павлова относится к дореволюционному периоду. Он поставил перед собой задачу изучить высшую нервную деятельность объективным путем. Не отрицая роли
сознания, он специально сосредоточил усилия возглавляемой им
школы на изучении высшей нервной деятельности и этим проложил
путь для понимания физиологических основ высшей нервной деятельности.
Великой заслугой И. П. Павлова был анализ слова как специфического раздражителя нервной системы человека. Переход к изучению второй сигнальной системы открыл возможность широко исследовать высшую нервную деятельность человека методом условных рефлексов и перекинуть мост от физиологии к психологии.
Для развития научной психологии много дали труды физиологов се-ченовского направления: Н. Е. Введенского (1852- 1922), Л. Л.
Ухтомского (1875-1942), И. Р. Тарханова (1846- 1905), вра-чейклиницистов Г. И. Оршанского (1851-1935), С. С. Корсакова
(1854-1900), психологов Н. Н. Ланге (1858- 1921), Л. Ф. Ла-зурского (1874-1917), А. А. Токарского (1859- 1901).
В своих работах они выявляли закономерности работы мозга, собирали факты об особенности психических проявлений человека в
норме и патологии. Этим создавалась фактическая и методическая база для разработки психологии на материалистических основах.
61 Формирование методологических основ советской психологии.
Богатство диалектического материализма было в полной мере открыто для психологии лишь после Великой Октябрьской социалистической революции. В чем заключался принципиально новый подход к сознанию в учении основоположников научной философии К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина? ^-
Маркс и Энгельс показали, что сознание человека - продукт общественного развития. Причиной возникновения сознания является трудовая деятельность, появившаяся в ходе естественно-биологического развития как особое средство приспособления к среде стада высокоорганизованных обезьян.
Коллективный характер труда породил важный фактор развития сознания - человеческую речь. Необходимость сохранять в процессе труда его конечную цель в идеальной форме, возможность использовать речь для закрепления и повторения этих целей привели к развитию сознания. Сознание - это прежде всего осознанное бытие. Таким образом, в философии классиков марксизма убедительно доказывается, что сознание - не замкнутая в себе сущность, а высшая форма отражения окружающей деятельности.
Развивая учение К. Маркса и Ф. Энгельса, В. И. Ленин создал теорию отражения. Он показал, что способность отражения лежит в основе материи, и психическое отражение - закономерный, высший этап развития способности отражать мир.
Задачей советских ученых была разработка последовательно научной, материалистической психологии на основе диалектического материализма. Овладение марксистской методологией и перестройка на ее основе накопленного в психологии материала проходила в борьбе с различными немарксистскими концепциями. Одним из первых перешли на позиции марксизма П. П. Блонский (1884-1941), М. Я. Басов (1892-1931), Л. С. Выготский (1896-1934), К. Н. Корнилов (1879-1953).
Психологи-марксисты прежде всего выступили против открытого идеализма Г. И. Челпанова (1862-1936), который, ориентируясь на политическую ситуацию, пытался соединить марксизм со своей нео-кантианской позицией в психологии. В жарких дискуссиях была показана несостоятельность эклектической позиции Челпанова. В борьбу против идеализма включались и рефлексологи.

<< Предыдущая

стр. 4
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>