<< Предыдущая

стр. 5
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Рефлексология представляла собою механистическое направление в понимании психики. Главой рефлексологии был В. М. Бехтерев. По своим устремлениям рефлексология была материалистическим учением, но она сводила всю психическую жизнь к сумме рефлексов, что недопустимо упрощало объяснение психических явлений.
Для дальнейшего развития марксистской психологии стало необходимым идейно преодолеть рефлексологию и этим превратить сознание в объект изучения материалистической психологии.
62 В 30-е годы в советской психологии широко применялись
тесты. Их
использовали педологи для профессионального отбора, для изучения умственного развития школьников. Тесты были заимствованы из
буржуазной психологии в дореволюционный период. В результате
некритичного применения тестов работа по развитию и воспитанию
детей была подменена определением ""так называемого коэффициента одаренности школьников, на основе которого учеников направляли в разные по уровню успеваемости классы и школы. Педология
основывалась на чуждой марксизму теории о врожденности способностей.
Ликвидация педологических извращений в системе Нарком-проса,
проведенная на основе постановления ЦК ВКП(б) (1936), позволила
советской психологии утвердить важнейший принцип подхода к изучению психики - принцип развития. Психологический эксперимент
должен не только констатировать, но и выявлять потенциальные
возможности личности. Опыт преодоления рефлексологии и педоло-гии позволил сформулировать важнейший принцип формирования психики в деятельности (С. Л Рубинштейн). Психика, формируясь в
деятельности, в деятельности и проявляется. Анализ внутреннего
через внешние проявления является важнейшей задачей психологии.
Большой практический и теоретический вклад внесен психологами в период Великой Отечественной войны. Это прежде всего совместная с медиками работа по восстановлению психического здоровья раненых (Б. Г. Ананьев, А. Р. Лурия, Д. Н. Узнадзе, Л. В.
Занков, А. Н. Леонтьев и др.), по вопросам маскировки (Б. Г.
Ананьев), обучения летному делу (К. К. Платонов, Л. М. Шварц).
Большое теоретическое значение имела работа Б. М. Теплова "К
вопросу о практическом мышлении", в которой был дан анализ ума
полководцев, показано единство теоретического и практического
интеллекта человека.
Особенностью развития психологии в последние десятилетия является ее превращение в многоотраслевую науку. Наряду с такими
областями психологии, как детская и педагогическая (ее известные представители А. А. Смирнов, Г. С. Костюк А. А. Люблинская,
В. В. Давыдов), медицинской и патопсихологии (А. Р. Лурия, В.
Н. Мясищев), появляются новые отрасли психологии. Сложились такие области психологии, как психология спорта (П. А. Рудик, А.
Ц. Пуни), инженерная психология (Б. Ф. Ломов, В. П. Зинченко),
космическая психология.

ЛИТЕРАТУРА Анциферова Л. И. Материалистические идеи в зарубежной психологии М.,
Наука, 1974. Смирнов А. А. Развитие и современное состояние
психологической науки в
СССР. М., Педагогика, 1975. Ярошевский М. Г., Анциферова Л. И.
Развитие и современное состояние
зарубежной психологии. М., Педагогика, 1974. Раздел II ЛИЧНОСТЬ
И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ^ Глава 4 ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ СТРУКТУРА
1. ПОНЯТИЯ ЧЕЛОВЕК, ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И ИХ СООТНОШЕНИЕ Как в общественных науках, так и в житейской практике
широко используются понятия "человек", "личность", "индивидуальность". При этом нередко они или отождествляются, или противопоставляются. То и другое ошибочно.
Понятие о человеке. Коренным или родовым, исходным понятием является понятие человек. Человек - это прежде всего биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens. В отличие от других животных, этот вид наделен сознанием, т. е. способностью познавать сущность как внешнего мира, так и свою собственную природу, и в соответствии с этим поступать и действовать разумно. Человек как био логический вид характеризуется особой телесной организацией, существенными признаками которой являются: прямохождение, наличие рук, приспособленных к труду, высокоразвитый мозг, способный отражать мир в понятиях и преобразовывать его сообразно своим потребностям, интересам и идеалам.
Человек вместе с тем существо общественное, и это самый существенный его признак. Общественная жизнь и труд не только совершенствовали природную организацию человека, но и подчинили ее себе. Человек-носитель сознания, которое само по себе является общественным продуктом. Лишь в обществе "и благодаря обществу человек оказывается способным не только познавать и трудиться, но и осознавать свои внутренние процессы, соотносить желания и состояния с внешними обстоятельствами жизни и действовать разумно. Самосознание является вершиной развития сознания человека как в филогенезе (истории рода), так и в онтогенезе (истории жизни индивида).
Человек многогранен, а поэтому он служит объектом изучения как естественных, так и общественных наук.
Понятие о личности. Понятие "личность" несколько уже, чем понятие "человек". Личность - категория общественно-историческая. Общественная сущность и социальные функции личности являются главными показателями в ее характеристике. Личность-64 ебъект исследования только общественных наук - истории,
философии, социологии, этики, эстетики, психологии, педагогики и т. д. Личность - деятель общественного развития, сознательный индивид,
занимающий определенное положение в обществе и выполняющий
определенную общественную роль. Роль - это социальная функция
личности; например, роли матери и отца -воспитание детей,
роль директора школы - управление коллективом учителей и организация процесса обучения учащихся.
Позиция личности-это система ее отношений. Существенными отношениями личности являются отношения к материальным условиям
жизни, к обществу и людям, к себе, к собственным обязанностям, общественным, трудовым и т. д. Эти отношения характеризуют нравственный облик личности, ее социальные установки.
Отношения различают не только по их направленности на объект,
но и по уровню их осознанности. Обычно различают отношения
малоосознанные и глубокоосознанные. Малоосознанное отношение
- это мимолетное чувство симпатии или антипатии. Глубокоосоз-нанное-это принципиальное отношение, оно определяется не требованием ситуации, а внутренними убеждениями, сложившимся
нравственным идеалом личности, сознанием долга и обязанности.
Итак, материалистическая философия и психология рассматривают
личность как социальную сущность. Личность-это тот же человек, но взятый со стороны его общественной значимости и общественной деятельности. Физиолог исследует человека как организм, социолог и психолог подходят к человеку как к личности. Вот почему нельзя согласиться с некоторыми психологами,,
которые при определении личности и ее структуры равное место
отводят и социальному и биологическому. К. Маркс писал, что
сущность личности "составляет не ее борода, не ее кровь, не
ее абстрактная физическая природа, а ее социальное ка чество"
1.
Личность-это сознательный индивид. Нельзя понять общественной
роли личности, не анализируя ее психологии: мотивов деятельности, способностей и характера, а в некоторых случаях и особенностей ее телесной организации, например типа нервной деятельности.
Понятие об индивидуальности. Индивидуальность не есть что-то над-или сверхличностное. Индивидуальность-это личность в ее своеобразии. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Обычно словом "индивидуальность" определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее непохожей на окружающих. Индивидуален
' Маркс К. К критике гегелевской философии права. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 1, с. 242.
3 Заказ 385 g5 каждый человек, но индивидуальность одних
проявляется очень ярко,
выпукло, других - малозаметно. Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной,
волевой сфере или сразу во всех сферах психической деятельности. Оригинальность интеллекта состоит в способности видеть то,
что не замечают другие, в особенности переработки информации,
т. е. в умении ставить проблемы и решать их. Своеобразие чувств
может заключаться в чрезмерном развитии одного из них (интеллектуального или морального), в большой подвижности эмоций.
Особенность воли проявляется в силе воли, удивительном мужестве
или самообладании. Оригинальность может состоять в своеобразном
сочетании свойств конкретного человека, придающем особый колорит его поведению или действиям.
Индивидуальность характеризует личность конкретнее, де-галь-нее и тем самым полнее. Она является постоянным объек-гом исследования как при изучении психологии личности, так и других
направлений психологии.
В житейской практике и в науке наряду со словом "индивидуальность" используют и слово "индивид". Под индивидом следует
понимать данного конкретного человека со всеми при-. сущими ему
особенностями.
2. ОБЩЕСТВЕННАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ Личность является в одно и
то же время объектом и субъектом общественных отношений. Богатство личности зависит от многообразия ее связей с другими людьми, от активного отношения к жизни.
Личность как объект общественных отношений. Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, и прежде всего экономических, трудовых отношений, складывающихся в процессе производства и потребления материальных благ.
Личность находится также в сфере политических отношений. От того, свободна она или угнетена, имеет политические права или нет, может реально избирать и быть избранной, обсуждать вопросы общественной жизни или быть исполнительницей воли господствующего класса, зависит психология личности.
Личность находится также в сфере действия идеологических отношений. Идеология, или система идей об обществе, формирует психологию личности, ее мировоззрение, социальные установки. Овладение общественными науками помогает личности правильно ориентироваться в общественных событиях и осознать свое место и роль в общественном развитии. Общество оказывает идеологическое влияние на личность посредством школьного обучения и воспитания, радио и телевидения и других средств массовых коммуникаций.
66 На психологию личности вместе с тем влияет и психология
социальной
группы, в которую личность входит. В процессе общения люди
взаимно влияют друг на друга, вследствие чего формируется
общность во взглядах, социальных установках и других видах
отношений к обществу, труду, людям, собственным качествам.
Следовательно, отражение личностью материальных и политических условий жизни опосредовано идеологией и психологией больших и малых социальных групп, при социализме - всего общества
в целом.
Вполне понятно, что, чем шире круг общения личности, тем разнообразнее ее связи с различными сторонами жизни, тем глубже
она проникает в мир общественных отношений и тем богаче становится ее собственный духовный мир. К. Маркс и Ф. Энгельс
писали, что "действительное духовное богатство индивида всецело зависит от богатства его действительных отношений" '.
Продолжая эту мысль в "Немецкой идеологии", К. Маркс и Ф. Энгельс утверждают, что индивиды неизбежно вступают во взаимоотношения друг с другом на основе своих потребнос тей и способов их удовлетворения и что общение является фактором их
духовного, нравственно-психологического развития.
Личность как субъект общественных отношений. Личность не только объект общественных отношений, но и субъект, т. е. является деятелем общественного развития. Вступая в отношения с людьми, личности творят историю, но творят ее не по произволу, а по необходимости, под воздействием объективных общественных закономерностей. Однако историческая необходимость не исключает ни самобытности личности, ни ее ответственности за свое поведение перед обществом.
"Идея детерминизма, - писал В. И. Ленин, - устанавливая необходимость человеческих поступков, отвергая вздорную побасенку о свободе воли, нимало не уничтожает ни разума, ни совести человека, ни оценки его действий. Совсем напротив, только при детерми-нистическом взгляде и возможна строгая и правильная оценка, а не сваливание чего угодно на свободную волю. Равным образом и идея исторической необходимости ничуть не подрывает роли личности в истории: история вся слагается именно из действий личностей, представляющих из себя несомненно деятелей" 2.
Личность-существо сознательное, она может выбирать тот или иной образ жизни: смиряться с положением угнетаемого или бороться против несправедливости, отдавать все силы обществу или жить личными интересами. Это зависит не только от общественного положения человека, но и от уровня осознания им объективных закономерностей общественного развития.
' Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. 2-е изд., т. 3, с. 36. 2 Ленин В. И. Что такое "друзья народа" и как они воюют против социалдемократов.- Полн. собр. соч., т. 1, с. 159.
З* 67 Роль и значение каждой отдельной личности в общественной жизни возрастали в связи с развитием общественных отношений. По мере ускорения общественного развития ширилась борьба масс за человеческие права. Эта борьба не просто увлекала личность, но и формировала ее, активизировала ее общественную деятельность. Раскрепощение человека от пут феодализма было революционным шагом в развитии личности, повышало ее роль в обществе; освобождение от капиталистического рабства явилось новой и самой величайшей революцией, открывшей необъятные просторы для развития личности и превращения ее в подлинного деятеля общественного развития.
Личность в социалистическом обществе. Между общественным развитием и развитием личности существует органическая и непосредственная связь, взаимообусловленность. Но только в социалистическом обществе эта связь приобретает все более и более гармонический характер. Общество работает на каждую личность, ибо в центре его забот стоит личность, удовлетворение ее материальных и духовных потребностей; в свою очередь каждая личность работает на общество и работает с тем большей энергией и инициативой, чем полнее удовлетворяются ее духовные, социальные и материальные запросы.
Развитие личности при социализме и коммунизме тесно связано с развитием коллективных начал жизни. Только в коллективе, писал К. Маркс, возможна подлинная свобода личности, ее социальная защищенность и только в коллективе возможно всестороннее развитие, расцвет всех ее способностей и дарований '. Вполне понятно, что в коммунистическом обществе, как ни в каком другом, возникает органическое единство личности и общества, личных и общественных интересов. Отсюда потребность жить и работать в коллективе и коллективизм станут первейшими жизненными проявлениями человека.
Проблема личности в современной буржуазной психологии. Личность стоит в центре внимания современной социологии, психологии, педагогики и этики. Возросший интерес к личности определяется как политическими, так и производственными целями. Знание личности-предпосылка эффективного управления ее деятельностью.
Наука о личности затрагивает политические интересы общества. Естественно поэтому, что создаваемые теории носят характер идеалистический или материалистический в зависимости от сознательной или бессознательной идеологической ориентации их авторов.
В буржуазной психологии бытуют самые разнообразные, нередко противостоящие и противоборствующие концепции личности. Среди них особенно выделяются такие, как биологическая, биосоциальная и социальная.
См: Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. 2-е изд., т. 3, с. 75.
68 Особенно ярко и четко биологизм выступает в трактовке
личности 3.
Фрейдом. Согласно его учению, личность есть замкнутая в себе
биологическая индивидуальность, постоянно находящаяся в обществе и испытывающая на себе его влияние, но вместе с тем
противостоящая ему. Все поведение личности обусловлено биологическими влечениями или инстинктами, и в первую очередь сексуальным влечением. Из влечений Фрейд выводит и неизбежность
войн, будто бы отвечающих природе человека с его инстинктами
смерти и разрушения. Концепция Фрейда является концепцией сугубо биологического индивидуализма личности. Эта концепция
служит реакции.
Представители биосоциальной концепции (а их большинство) разрывают личность как бы на две половины и считают, что психические процессы человека ичеют биологическую природу, в то время
как направленность личности определяется социальными явлениями. Такое понимание является ошибочным, так как уже элементарный процесс ощущения осложнен социально детерминированными
вкусами и установками человека, зависит от степени развития
сенсорики, достигаемой только в труде.
Широко распространена в буржуазной психологии социальная концепция личности (Дюркгейм). В США особенно разрабатывается
так называемая теория социализации. Согласно этой теории, человек, рождаясь биологической особью, становится личностью
благодаря воздействию социальных ."условий жизни. Решающее
значение при этом отводится общению, психологическому взаимопониманию, в то время как экономические и политические отношения людей и их влияние на личность не учитываются. Представители этой концепции большее внимание уделяют исследованию
явлений конформизма, или влиянию социальной группы на личность. Буржуазные психологи, исследуя поведение человека в
группе, объявляют всеобщей закономерностью сознательное или
неосознанное стремление личности приспособиться к требованиям
группы, иными словами, к буржуазным порядкам. При этом конформизм считают универсальным механизмом приспособления личности к общественным порядкам.
В действительности влияние группы, коллектива на личность может
иметь различный характер. Это зависит как от особенностей
личности, ее идейных позиций, характера, так и особенностей
воздействия. Взаимоотношения коллектива и личности в условиях
товарищеского сотрудничества и взаимопомощи являются принципиальными, а действие члена коллектива в интересах группы -
действием коллективиста по убеждению. Такое действие не имеет
никакого отношения к конформному поведению. Другой социально-психологической концепцией служит так называемая теория
научения. Согласно ей, жизнь личности, ее отношения - результат научения, усвоения суммы знаний (Э. Торндайк и др.). Обучение в школе и учение, безусловно, имеют огромное жизненное
значение, в том числе и для формиро-69 вания личности. Однако все развитие личности нельзя
свести к влиянию
обучения. Решающее влияние на ее формирование оказывает сама
жизнь, труд, человеческие взаимоотношения.
Весьма популярна в зарубежной психологии теория ролей. Она исходит из того, что каждый человек в жизни играет какую-то
роль, одному ему предназначенную. В зависимости от исполняемой роли определяется характер поведения личности, ее отношений с другими людьми.
Безусловно, исследование роли личности важно как для психологической теории, так и для понимания социальной практики. Однако в буржуазной психологии роль рассматривается только в системе психологических отношений, без учета материальных, политических и идеологических отношений, определяющих как позиции
личности, так и ее место в общественной жизни. Внеклассовый
подход к пониманию социальной роли личности - характерное
-явление для всех последователей теории ролей.
Как видим, каждая из этих теорий объясняет социальное поведение
человека, исходя из замкнутых в себе свойств личности или
среды. При этом совсем не учитываются объективные общественные условия жизни человека, детерминирующие его поведение.
Эти теории, по существу, игнорируют действительные закономерности развития общества, социальных групп и личностей.
Советская психология личности опирается на учение исторического
материализма. Классики марксизма-ленинизма раскрыли социальную природу личности, дали правильное толкование взаимоотношений общества и личности, закономерностей ее формирования.
Для разработки теории личности большое значение имели труды
русского психолога А. Ф. Лазурского, который впервые в отечественной психологии поставил проблему отношений и довольно
четко показал зависимость системы отношений от социальных условий жизни. Марксистско-ленинскую концепцию отношений успешно разрабатывал В. Н. Мясищев.
3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ Как всякая организация, психическая жизнь имеет определенное строение. Отвлекаясь от индивидуальных особенностей психического склада, можно установить типическую структуру личности.
Основные компоненты личности. Первый компонент структуры ха-рактеризует'направленность личности, или избирательное отношение человек^__к_деиствительности. Направленность включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок. При этом одни из компонентов направленности доминируют и .имеют ведущее знл_ чение, в то время, как другие выполняют опорную роль. Домини-70 рующая направленность определяет всю психическую деятельности
личностйТТак, например, доминирование познавательной потребности приводит к соответствующему волевому и эмоциональному
настрою, что в свою очередь активизирует интеллектуальную деятельность. Одновременно естественные потребности несколько
притормаживаются, повседневные заботы отодвигаются на задний
план. Личность начинает обосновывать целесообразность своего
увлечения, придавать ему особую общественную и личную значимость.
Второй компонент определяет возможности личности и вклю-чает˜ту
систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг 'с˜дру-гомГ'Как правило, одни из способностей доминируют, другие им
подчиняются. Так, например, у А. С. Пушкина доминировало поэтическое дарование, хотя он проявил себя и как историк, и как
талантливый рисовальщик. То же самое можно сказать и о М. Ю.
Лермонтове. У Ф. И. Шаляпина основная способность - сценическая. Она подчинила себе изобразительные способности и заставила их служить сцене. Подчиненная способность усиливает основную, ведущую способность.
Очевидно, нахаг"ал<тер^е_с^от^ношения_способностей сказывается
структура направленности. В свою очередь дифференцирование
способнбстейГ˜вл*ияет" на'˜'в'збйрат„льность отношения личности к действительности.
jj)ct ь и м]ком]гйн‚ш:гш-д-с1рук1ур е. ли.чйасти-.явл яет с я
характер, или стиль поведения_челдвека в социальной среде.
Характер - сЖГжнюеГ синтетическое образование^ где" в единстве проявляются содержание и форма" духовной жизни человека..
Хотя характер и не выражает личности в целом, однако представляет сложную систему ее сво]1ств^^нап^авл_енн
и эмощ10]1ал_ьных__качеств, .типологических особенностей, про-яв-л яющи^я_^_.хемпер.а^м е нте.
В"'системе характера также можно 'выделить ведущие свойства". К
ним относятся в первую очередь ,мо‚ал_ьные. (чуткость 'или
черствость в отношениях к людям, ответственность по отношению
к общественным обязанностям, скромность), во вторую очередь-волевые качества (решительность, настойчивость, мужество
и самообладание), которые обеспечивают определенный стиль поведения и способ решения практических задач. Вот почему можно
сказать, что морально-волевые качества составляют действительную основу характера.
Четвертым компонентом, надстраивающимся над всеми ос-та^ьТ1ьГм"и,˜буд„т˜сйсгел<а управления, которую обычно обоз-начают__понятием "я". "Я" -.о.бр.азйвание..-самошзн.ания личности, оно осуществляет ,сам[о]).е.гу.ляци.ю-:.,.усиление или
ослабление дея тельности, _са[^оконхроль-.-_и.-.
ксфрг.кцйк>...- .Аейстяии__.11_п,оступков, предвосхищение и
планирование жизни_и._деятельнрсти. Так как самоуправление'
йме„т"^ТрЪм[но'„' "значение в нормальной целе-71 направленной разумной жизни и деятельности личности, мы его
рассмотрим
в специально отведенном параграфе. Структура личности будет неполной, если исключить из нее психические
процессы и состояния. Психические процессы, свойства и состояния в структуре личности. Психические процессы-динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Прежде всего следует отметить, что психические процессы обеспечивают связь личности с действительностью. Через них формируются свойства личности. Образовавшиеся свойства в свою очередь влияют на течение_.пррцес-са. Так, в процессе ощущений формируются конкретные сенсорные свойства и целостная сенсорная организация личности, которая определяет в дальнейшем количественно-качественную характеристику ощущений. В процессе решения теоретических и практических задач формируется волевая организация личности, определяющая и то, как принимаются решения, и то, как они реализуются в жизни.
Образовавшаяся направленность личности ведет к избирательности восприятия и эмоциональных реакций, связанных с ним. Вот почему человек видит в действительности то, что хочет видеть, в зависимости от потребностей, интересов и установок. Хотя отражение - объективный процесс, оно осложнено субъективными свойствами личности.
На основе психических процессов образуются психические свойства, их определенная система, которая регулирует протекание психических процессов.
Психические свойства личности - это устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень психической деятельности и поведения, типичный для индивида.
Характер протекания психических процессов, как и проявления свойств, зависит от состояния психической активности личности. Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. По определению С. Л. Рубинштейна, состояние является эффектом психической деятельности и фоном, на котором деятельность протекает. Действительно, отражение какого-либо события - сложное явление. Оно включает в себя множество различных процессов: ощущение и восприятие, воспроизведение, мышление, эмоции и т. д. Вовлеченные в деятельность "силы" настраивают активность личности на определенный лад.
Однако не столько объем, сколько содержание отражаемого имеет решающее значение в настройке тонуса психической активности. Осознание общественной и личной значимости воздей-'ствйя или замысла вызывает соответствующие эмоции, которые, в зависимости от их характера, понижают или повышают уро-72 вень общей активности личности. Установившийся уровень
психической
деятельности по инерции продолжает некоторое время сохраняться. Вся последующая психическая активность протекает в соответствии с возникшим состоянием.
Состояние детерминировано внешними или внутренними условиями,
однако его динамика и характер зависят от свойств личности.
Например, у человека инертного типа нервной деятельности достояние оказывается более устойчивым по сравнению с состоянием
подвижного типа. Известно, что критическое замечание, сделанное в адрес одних людей, мобилизует их силы, в то время как
такое же замечание в адрес других приводит к понижению тонуса
активности, возникновению депрессивного состояния. Чувствительность к оценке, отношение к ней зависят от таких свойств
характера, как тщеславие, самолюбие, уверенность в себе, от
волевых качеств, эмоциональной реактивности и т. д.
Итак, -структура психической жизни личности сложна, много г
ранна__и___дидамнч на. Все _ее компоненты взаимосвязаны и
взаимообусловлены˜С"развитием личности происходят и изменения
в ее структуре. Вместе с тем структура каждой личности относительно устойчива. Она содержит типические для индивида системы свойств,, характеризующие его как человека, от которого
можно ожидать в тех или иных ситуациях жизни вполне определенных поступков и действий. Таким образом, каждый человек
есть единство устойчивого и изменчивого, и только такая организация позволяет человеку быть самим собой, проявлять гибкость и вести образ жизни, адекватный условиям.
4. ЛИЧНОСТЬ КАК САМОУПРАВЛЯЕМАЯ СИСТЕМА Академик И. П. Павлов
писал, что человек-это система сама себя
регулирующая, поправляющая и даже совершенствующая. Такое понимание человека противопоставлено механическому представлению
о
личности как игрушке в руках внешних сил. Азбучной истиной
стало положение о детерминированности психики личности
социальными условиями жизни. Вместе с тем классики марксизма-ленинизма подчеркивали мысль об активности личности. Личность - продукт обстоятельств, но обстоятельства создаются
людьми. Следовательно, личность как социальное существо является деятелем общественного развития.
Активность личности упорядочена и целесообразна. Это достигается тонким управлением как познавательной, так и практической
деятельности. Именно при согласовании знаний и опыта личность
действует наиболее целесообразно. Вот почему так важно раскрыть психологический механизм самостоятельной активности личности.
Все в личности упорядочено, системно, целесообразно согласовано
как в статике, так и динамике. Все это обеспечивается
73 благодаря собственному самоуправлению. В. И. Ленин писал, что идея детерминизма не снимает ни ответственности самого человека за собственные поступки, ни совести, которая регулирует социальное поведение личности.
Человек не автоматически переключается с одного дела на другое, а сознательно, при учете социальной ситуации, оценки значимости импульсов, учете последствий действий и т. п. Он может выбирать, и в этом состоит его свобода воли.
Высшая саморегуляция осуществляется специальной системой, обозначаемой как "я". Эта система - образование самосознания. В процессе жизни и воспитания "я" формируется как центр самосознания. У маленького ребенка нет представления о собственном "я", а потому он находится во власти внешних и внутренних сил условий жизни. По мере образования "я" он начинает выделять себя из предметного мира и человеческого окружения и, более того, в отдельных случаях противостоять их воздействиям. По мере дальнейшего развития система саморегуляции укрепляется и человек становится хозяином своих сил. В зависимости от воспитания и образа жизни ребенка и взрослого определяется качество "я", его возможности в саморегуляции собственных сил и средств. Так, встречаются лица, которые думают: "я все могу", "я многое могу", "я ничего не могу", "я кое-что могу". Представление о собственном "я", определяет уровень притязаний и соответствующую меру активности личности и меру развития способностей. Вот почему в гипнозе, внушая те или иные возможности "я", мы наблюдаем реальное, хотя и временное, изменение способности совершать те или другие виды деятельности. Более того, внушая мужчине или женщине противоположный им пол, наблюдается соответствующее коренное изменение поведения.
"Я" как система саморегуляции начинает формироваться в детстве под влиянием оценок взрослых и осознания своих возможностей. Сформировавшись определенным образом, она может сохраняться на протяжении всей жизни, и ее изменение требует нередко сильных или слабых, но продолжительных воздействий, особенно со стороны авторитетных лиц.
Следует, конечно, допустить, что человек, осознавая свои силы в процессе деятельности, в последующем сам может коррегиро-вать оценку себя, может ее изменять. Самооценка у взрослого может изменяться и под влиянием оценки окружающих людей.
Можно допустить, что личность может преодолеть так называемый комплекс неполноценности или, по крайней мере, его замаскировать. Способность к самоуправлению меняется с возрастом и в связи с патологическими изменениями личности. Самый высокий уровень самоуправления достигается в зрелом возрасте, где знания уже апробированы жизнью, сама личность достигла наивысшего уровня развития всех сил и способностей и испытана во всех отношениях. Само собою разумеется, что и в
74 этот возрастной период самоуправление у отдельных индивидов может
находиться на различных уровнях. Личность как самоуправляемая
система осуществляет:
1) вызов, задержку процессов (действий, поступков), 2) переключение психической деятельности, 3) ее ускорение или замедление, 4) усиление или ослабление активности, 5) согласование побуждений, 6) контроль за течением деятельности путем сличения
намеченной программы
с осуществляемыми действиями, 7) координацию действий. Для
решения этих задач формируются следующие основные механизмы
"я": 1)
контроля; 2) согласования; 3) санкционирования; 4) усиления.
Контроль осуществляется произвольным вниманием, он направлен
не' только
на внешний, но и на внутренний мир. Благодаря произвольному
вниманию восприятие становится более полным и точным, движения и в целом действие осуществляется по задуманному плану,
мыслительные процессы не теряют целенаправленности и логичности и т. д.
Благодаря самоконтролю вся психическая активность оказывается
соответствующей определенной программе деятельности.
Чрезвычайно важной функцией "я" является согласование. Как известно, в сознание поступает масса импульсов к действию как
из внешнего мира (впечатления, социальные требования), так и
из внутренней среды организма и личности (потребности, интересы и другие духовные побуждения). Все надо оценить, согласовать между собой, соотнести побуждения с основными установками личности. Процесс согласования, как говорил И. П. Павлов, есть соотношение побуждений с действительностью и моральными нормами. Очевидно, что согласование представляет
функцию мышления.
Согласование завершается санкционирбванием, т. е. утверждением
намерения и определением плана действия. Санкции могут быть
различными в зависимости от воспитанности личности, они могут
побуждаться корыстными интересами или высокими моральными
принципами. Санкции, как видим, характеризуют не только направленность, но нередко и личность в целом.
Многие психологи, в особенности А. Ф. Лазурский и М. Я. Басов,
придавали исключительное значение волевому усилию. И действительно, любая психическая деятельность, будь то восприятие
или мышление, требует усилия и тем большего, чем сложнее деятельность. Усилие растет пропорционально росту трудностей и
препятствий на пути к цели. Оно особо необходимо и при внутренней слабости, например при утомлении, эмоциональной угнетенности и т. д.
Следовательно, усилие представляет важнейшее и специфическое
проявление волевой саморегуляции личности.
75 Итак, "я", стоящее в центре самосознания, в актах самоуправления
использует различные психические процессы, основными из них
являются воля и мышление, иными словами, познание и внутреннее и внешнее действие. Само собой понятно, что "я", входя.в
структуру личности, имеет и собственную структуру, которая
включает: 1) представления о том, каково "я" есть, и каково
"я" должно быть в идеале, 2) совесть, имеющую тенденцию у морально воспитанного человека привести в соответ ствие реальное поведение к идеальному. Так, например, когда имеет место
разрыв реального и идеального, то личность переживает "угрызения совести" и стремится поправить поведение;
когда имеет место соответствие, то переживается состояние "спокойной совести" иди "чистой совести", что способствует закреплению положительного поведения.

<< Предыдущая

стр. 5
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>