<< Предыдущая

стр. 6
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Самоуправление личности имеет два вида: 1) оперативное, или
повседневное, и 2) перспективное, которое определяется дальними целями.
Самоуправление может различаться по типам. Первый определяется
как морально-волевой и второй - как аморально-волевой. Третий
- как абуличный, или слабый. И, наконец, четвертый - импульсивный: Существуют, конечно, и промежуточные типы.
Первые два типа характеризуются высокоразвитой саморегуляцией,
но отличаются они между собой по морали. Вторые со слабой саморегуляцией и неустойчивой моралью.
Морально-волевой тип саморегуляции - положительный тип, которому суждены и большие порывы, и великие свершения. Такой человек хозяин своих слов, он способен добиться социально и лично
значимых целей, несмотря на трудности. Его способности используются в полную силу, а благодаря их функционированию они
и развиваются. Это цельная личность в полном смысле этого
слова.
Тип аморально-волевой-это индивидуалист, преследующий всегда и
везде эгоистические цели. Он целен в своей аморальности, он
разумен в определении путей достижения намерений, но это асоциальный тип.
Человек абуличного типа характеризуется вялостью и пассивностью, безразличием ко всему. Такой человек внушаем, легко
соглашается с другими, поддается их влиянию, а на деле остается по-прежнему бездеятельным. Он не может заставить себя
работать, особенно преодолеть трудности, бороться с препятствиями, одним словом, добиваться реализации поставленной цели. В общем, это инертный человек. Такой тип возникает в результате, во-первых, слабости внутренних побуждений, вследствие чего кора не получает нужного тонуса, и слабоволия, т.
е. неспособности к усилию. Такие люди могут быть от природы
одарены, но их способности не развиваются и не используются
вследствие пассивности.
76 / В некоторых случаях апатичные типы являются следствием
сформировавшегося чувства собственной неполноценности, когда
человек думает, что он ни к чему не способен и ничего не может достичь, в жизни. Вследствие этого опускаются руки, "засыпают" способности.
\ И, наконец, существует и импульсивный тип поведения, у которого много сильных импульсов, увлечений, но который действует
необдуманно, так как у него страдает механизм сличения импульсов со сложившейся ситуацией и личными убеждениями.
Само собою понятно, что социально ценным является морально-волевой тип, обеспечивающий такое самоуправление, которое делает личность автономной (самостоятельной, инициативной) и вместе с тем наилучшим образом осваивающей высшие социальные ценности морали и культуры. "
Основные свойства личности советского человека. Личность как субъект общественного развития оценивается по качеству тех свойств, которыми она обладает. Социально-психологические свойства личности детерминированы многими обстоятельствами, специфическое сочетание которых в истории жизни личности определяет типические и индивидуальные их особенности.
Социальная ценность личности определяется адекватностью ее поведения требованиям общества, активностью, а также степенью развития ее творческих сил, от чего зависит уровень продуктивности личности в количественном и качественном отношениях. Идеальной считается личность, у которой гармонически сочетается высокая социальная адаптивность с огром ной творческой отдачей.
К типичным свойствам личности советского человека относятся:
Идейность личности. Социалистическое общество требует от людей
высокой сознательности в строительстве коммунизма. "Коммунистическая идейность, - указал Л. И. Брежнев в Отчетном докладе XXV съезду КПСС,-это сплав знаний, убеждения и практического действия" '. Сознательность формируется в результате овладения марксист-ско-ленинским учением об общественном развитии, чему уделяется огромное внимание в каждой партийной организации, в системе политического просвещения масс. Сознательность формируется также в процессе коллективистского образа жизни советского человека.
Идейность личности - один из критериев оценки работника и вообще человека как члена коллектива. Она - определяющее свойство направленности, через которую преломляются потребности и интересы личности и воспринимаемый ею мир. Идейность
' Отчет Центрального Комитета КПСС и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики. - Брежнев Л. И. Ленинским курсом. М., 1976 т 5, с. 535.
77 санкционирует только адекватное ей поведение личности.
Идейный человек принципиален, он последовательно ведет себя, у него нет расхождений между словом и делом. Идейная личность выше всего ставит общественные интересы, т. е. все то, что содействует общественному движению по пути коммунизма.
Целеустремленность. Целеустремленность - это конкретное проявление ценностной ориентации личности, основанной на потребностях и интересах, убеждениях и социальных установках индивидуума, требованиях общества, коллектива.
Основная цель советского человека находит свою реализацию в труде. Другие цели он реализует в свободное время. Каждый человек в социалистическом обществе свободен определить путь жизни, образование, работу в соответствии со своими интересами и призванием.
Общество в свою очередь оценивает человека по значительности и социальной значимости его целей. И это понятно, чем значительнее цель, тем активнее человек, тем больший вклад он вносит в общественное развитие.
Моральная воспитанность. Она характеризует личность не только со стороны отношения к делу, общественным обязанностям, но и в первую очередь к людям.
Социалистическое общество провозгласило-все для человека. Следовательно, из всех ценностей общество выше всего ценит человека. Отсюда - отношение к людям служит критерием нравственной воспитанности личности. Моральность советского человека носит действенный характер. Это не просто слова, а практическая забота о людях, внимание к их нуждам, что и составляет сущность моральной воспитанности.
Духовное богатство личности. Духовное богатство личности отражает богатство социалистического общества. Как правило, огромное значение в формировании духовно богатой личности имеет коммунистическое воспитание в школе и рабочем коллективе.
Духовное богатство личности включает: 1) разносторонность
развития духовных потребностей и интересов, которые побуждают личность к активному овладению знаниями, наукой и искусством;
2) большой объем знаний, умений, навыков. Высокообразованный, начитанный человек ориентирован в естественных и общественных науках, он умеет самостоятельно учиться, овладе вать знаниями, может многое делать;
3) развитые способности, обеспечивающие творчество в области науки и искусства, практической деятельности (производительный труд, руководство коллективом, педагогическая деятельность и т. д.).
Всесторонне и гармонически развитая личность отвечает требованиям социалистического общества и является целью коммунистического воспитания.
78 Духовно богатая личность высоко ценится людьми, коллективом, служит
образцом для подражания. Цельность личности. У личности советского человека нет раздвоенности в чувствах и помыслах, что характерно для людей общества, раздираемого классовыми противоречиями. Цельность социалистической личности определяется единством личных и общественных интересов, высокой идейной и нравственной воспитанностью, всем строем жизни коллектива, который осуждает проявление непоследовательности, двуличия и тому подобных недостатков, связанных с наличием в сознании индивида пережитков, которые сосуществуют с новыми социалистическими представлениями и понятиями о жизни в обществе.
Активность личности. Активность является интегральным свойством личности. Она выражает и идейность, и моральную воспитанность, и духовное богатство личности, в особенности ее волевую развитость. С другой стороны, растущая активность создает внутренние предпосылки для дальнейшего умственного и физического, нравственного и политического, эстетического и политехнического развития личности. Духовное богатство личности - плод ее активности в освоении культурного наследия общества.
Активность советского человека отличается прежде всего кол лективистической направленностью.
Оригинальность личности. Это то, что заметно выделяет личность из окружения и вместе с тем представляет социальную ценность. Личность может быть оригинальна в своем поведении, в решении жизненных задач и т. п. Наиболее ценна та оригинальность, которая воплощается в творческом труде. Оригинальность личности - результат своеобразия ее жизненного пути и воспитания, обеспечивающего развитие положительных задатков и способностей, характера. Оригинальность может быть плодом самовоспитания.
Указанные выше свойства у воспитанного советского человека находятся в гармоническом отношении при доминировании высокой идейной направленности и социальной целеустремленности. Однако и в социалистическом обществе имеются еще люди, у которых недостаточно развиты те или иные ведущие свойства, люди пассивные или ограниченные в своих духовных интересах.

ЛИТЕРАТУРА Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекозна-ния. М., Наука,
1977. Ануфриев Е. А. Социальная роль и активность личности.
Изд-во МГУ, 1971 Ковалев А. Г. Психология личности. 3-е изд.
М., Просвещение, 1970 Мясищев В. Н. Основные проблемы и современное состояние психологии
человека. В сб.: Психологическая наука в СССР. М., Изд-во
АПН РСФСР,
1960, т. 2. Смирнов Г. Л. С; '.ртский человек. 3-е изд. М.,
Политиздат, 1980.
Глава 5 НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

1. ПОНЯТИЕ О НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ Направленность личности - это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека. С древнейших
времен мыслители пытались определить источ-. ники активности личности, смысл жизни человека. Одни считали, что стремление к удовольствию является основным мотивом поступков индивида (учение гедонизма}. Другие находили, что исполнение долга составляет основное побуждение и смысл жизни человека (немецкий философ И. Кант). При этом долг рассматривается абстрактно, вне реальных общественных требований.
В буржуазной психологии некоторые ученые пытались выводить
поведение личности из биологических влечений, например сексуальных (3. Фрейд), другие - из "социальных" стремлений к господству или подчинению (А. Адлер).
Такое понимание побуждений искажает картину человеческой личности. Побуждать человека могут как материальные, так и идеальные мотивы. Ф. Энгельс указывал, что человеком могут двигать материальные интересы, помыслы и страсти, а в конечном итоге - внешние -причины, обстоятельства жизни, экономические, моральные и политические отношения.
Латинский афоризм гласит: "Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо". Этот афоризм привел К. Маркс, когда его спросили о его интересах. И действительно, личность вступает в многообразные общественные связи, отношения и осуществляет деятельность в различных областях практики: при этом личность исходит из разных побуждений или мотивов. Мотивы. - это осоз нанные побуждения к деятельности или поведению. Каждое действие и поступок человека в норме мотивированы, и он отдает себе в этом ясный отчет.
В одних случаях человек руководствуется сознанием общественного долга, в других - личными потребностями и интересами, а в третьих - поступает определенным образом на основе чувств (любви, уважения, ненависти, презрения и т. д. ). Вместе с тем у каждого взрослого человека есть нечто ведущее, что определяет основную направленность личности. Одни видят смысл жизни в производственной или научной деятельности, другие - в области искусства, а третьи - в общественной деятельности. Конечно, каждый при этом может исходить или из глубоко осознанного и прочувствованного долга - служить людям там, где он осознает наибольшую общественную пользу от своего труда, или из индивидуалистических побуждений, корысти и славы, карьеристских соображений.
80 Отсюда следует, что при анализе поведения и деятельности
следует не
только определить основные стремления, но и выяснять мораль-нопсихологические устои личности, которые определяют^ ее жизненную позицию, ее отношение к различным .сторонам действительности.
От мотивов как осознанных побуждений следует отличать так называемые влечения, когда личность действует под влиянием внутренних побуждений или внешних стимулов, которые не осознаны,
т. е. не взвешена их личная и общественная значимость, не учтены последствия действий, вытекающих из данных побуждений.
Итак, в качестве мотивов выступают различные побуждения:
осознанные потребности и интересы человека, его определенные
морально-политические установки и идеалы как компоненты мировоззрения и убеждений, чувства и помыслы.
Изучейие мотивов человека имеет важное значение для понимания моральнопсихологической сущности личности. Одни, например, добросовестно относятся к труду в силу потребности, другие - в силу сознания долга, а третьи - временно, в интересах достижения карьеристских замыслов.
Все эти характеристики представляют различные уровни социального развития личности.

2. ПОТРЕБНОСТИ Для того чтобы жить, люди должны удовлетворять
различные потребности:
в пище, одежде и многом другом. Потребность - это испытываемая
человеком необходимость в определенных условиях жизни и развития. Потребности отражают устойчивые требования внутренней среды организма или внешних условий жизни. Будучи осознанными, они
проявляются в форме мотивов по ведения.
Потребности побуждают человека к активности. Чтобы жить, люди создают и развивают общественное производство материальных и
духовных ценностей. Вместе с тем сами потребности развиваются с
ростом производства. И это понятно: только процесс удовлетворения потребностей ведет к их развитию, а удовлетворение потребностей полностью зависит от производства средств жизни и характера распределения продуктов труда, господствующего в обществе.
Только потребление воспроизводит потребность.
Таким образом, все потребности человека общественно обусловлены, их развитие определяется характером общественного производства и распределения. Даже по отношению к физиоло-˜ гическим
потребностям общество определяет форму их удовлетворения, а по
отношению к социальнодуховным - как форму, так и их содержание.
Потребности определенным образом влияют на переживания, мышление и волю человека. В связи с удовлетворением или 81 неудовлетворением потребностей, в зависимости от средств и способа их
удовлетворения человек переживает эмоции напряжения или успокоения, удовольствия или неудовольствия.
Потребности - основная побудительная сила познавательной и
практической деятельности человека. Чтобы удовлетворить свои
потребности, индивид должен изыскивать те или иные средства,
а потому решать определенные теоретические и практические задачи. Человеку только кажется, утверждал Ф. Энгельс, что его
мышление не зависит от материального производства, на самом
же деле оно в конечном итоге побуждается экономическими причинами. Мышление есть одна из сторон психической деятельности, которая обеспечивает изыскание средств. для удовлетворения потребностей.
Воля также побуждается потребностями. Ф. Энгельс писал по этому
поводу, что потребности проходят через человеческую голову,
т. е. осознаются, и проявляются в форме воли. Благодаря волевому усилию, настойчивости человек преодолевает трудности на
путях к цели и практически решает поставленную задачу, так
или иначе связанную с удовлетворением потребности.
Потребности человека многообразны, они находятся в определенной
связи и взаимодействии как между собой, так и с другими побуждениями в целостной системе направленности личности. Доминирующая в данное время потребность может подавлять все остальные и определять основное направление деятельности. Так,
например, человек, испытывающий голод или жажду, ни о чем
другом не может думать, как о поисках средств утоления жажды
или голода. Или человек, испытывающий нравственную потребность, может не только игнорировать голод и жажду, но и жертвовать собственной жизнью. Потребность, как видим, имеет тенденцию регулировать направленность психической деятельности
индивида, но вместе с тем она сама подвергается регуляции со
стороны более высоких побуждений, таких, как нравственно-политические убеждения, сознание общественного долга и т. д.
Характер потребностей и их регуляция зависит от целостного психического склада личности, ее воспитанности. Потребность че-ловекаколлективиста, как говорит Л. С. Макаренко, родная
сестра долга. Потребности индивидуалиста носят эгоистический
характер. Такой человек стремится как можно больше урвать от
общественного пирога, а до других ему дела нет. Отсюда корыстолюбие, жадность-типичные черты характера эгоиста.
Потребности, как уже говорилось, могут быть осознанными и тогда
они удовлетворяются адекватными им средствами, а могут выступать в виде влечений или малоосознанных побуждений, когда человек лишь ощущает, что его "влечет неведомая сила" (А. С.
Пушкин). В этом состоянии он чувствует, что ему чего-то недостает, или испытывает состояние "беспричинной" напряженности и беспокойства. При усилении влечения потребность
82 осознается, оценивается личностью и санкционируется соответствующее
действие или торможение. Широта потребностей зависит от уровня развития человека и материальных
условий его жизни. Человек сознательно регулирует свои потребности и этим отличается от животного. Регулируя потребности, он учитывает не только внешние условия, но и моральные
нормы поведения в обществе. Поэтому воспитанным человеком будет не тот, кто необуздан в своих потребностях, а тот, кто
разумно их удовлетворяет, учитывая потребности других людей и
интересы общества.
Виды потребностей. Потребности человека многообразны. Группируя их, можно выделить материальные, духовные и общественные потребности. В основу такой классификации положен принцип направленности личности на тот или иной объект. Материальные потребности лежат в основе жизнедеятельности человека (это потребности в еде, одежде, жилище). Они сформировались в процессе филогенетического, общественно-исторического развития человека и составляют его родовое свойство. Вся история борьбы человечества с природой и история классовой борьбы были в первую очередь историей борьбы за создание условий удовлетворения материальных потребностей.
При социализме, в условиях развитого общественного производства и освобожденного от эксплуатации труда, острота борьбы за удовлетворение материальных потребностей снята, так как забота о нуждах человека, о производстве средств жизни стала в центре внимания всего общества, государства. Это значительный факт в истории развития человечества.
Удовлетворение материальных потребностей всех людей освобождает их от таких пороков, как жадность, зависть, воровство, которые возникают в результате ожесточенной борьбы за хлеб насущный. "В самом человеческом желании, - писал А. С. Макаренко, - нет жадности. Если человек пришел из дым ного города в сосновый лес и дышит в нем счастливой полной грудью, никто никогда не будет обвинять его в том, что он слишком жадно потребляет кислород. Жадность начинается там, где потребность одного человека сталкивается с потребностью другого, где радость или удовлетворение нужно отнять у соседа силой, хитростью или воровством" '.
Если и встречаются еще указанные пороки у отдельных людей нашего общества, то эти пороки отнюдь не следствие борьбы человека с человеком за средства удовлетворения потребностей, а следствие влияния капиталистического окружения (через кино, радио, литературу) и пережитков прошлого в сознании и поведении людей. Уместный в старом обществе страх перед завтрашним днем не имеет оснований в нашем обществе, хотя
! ' Макаренко А. С. Книга для родителей. - Соч. М., изд-во АПН РСФСР ; 1957, т. IV, с. 334.
83 и у нас есть люди, которые видят смысл жизни в накоплении материальных
ценностей. Сам же процесс накопления может породить уродливую
потребность, когда человек живет ради вещей, когда деньги перестают быть средством, а становятся целью жизни. Такая потребность и ведет к жадности.
Доминирование материальных ценностей в их уродливой форме бывает у духовно нищих, односторонних людей, у которых в центре
забот-личное благополучие. Человек с достаточно развитыми духовными и социальными потребностями разумно удовлетворяет материальные потребности. Такой человек видит смысл жизни в
творческом труде и получает от деятельности ощущение счастья
жизни, пользы для всех.
Духовные потребности -специфически человеческие потребности. К
ним относятся потребности в познании и эстетическом наслаждении. Потребности в познании бывают общие (в ориентировке,
познании мира как целого) и частные (страсть к познанию специфических явлений действительности). На основе потребности в
познании образуется самостоятельная потребность в научном
творчестве. В этом случае познание становится не целью, а
средством удовлетворения потребности в творчестве.
Потребность в эстетическом наслаждении занимает в жизни человека большое место. Благодаря ей человек стремится сделать свой
быт, отдых, свою жизнь красивой. Созерцание эстетических ценностей в действительности и искусстве облагораживает личность, возвышает ее. Это созерцание может перерасти в потребность художественного творчества: тогда человек не только овладевает готовыми эстетическими ценностями, но и производит
их по Законам искусства.
Общественные потребности. К ним мы относим потребность в достижении определенного статуса, общественной оценке, дружбе, товариществе и любви, в общественной деятельности и т. п.
Начиная с первобытного времени люди объединялись в группы, благодаря чему они выживали и развивались. Вот почему социальная группа, коллектив представляют для человека жизненное условие, без которого немыслимо удовлетворение многих других его потребностей и интересов. Если в классовом обществе межгрупповые отношения, как правило, имеют антагонистический характер, то при социализме, как говорил Л. И. Брежнев, "для человека коллектив, в котором он работает, - это своего рода и дом, и семья, и школа" '. Вот почему личность испытывает глубокое удовлетворение, когда находит себе оптимальное место в коллективе и получает признание своей деятельности в организации. И наоборот, человек испытывает глубокое горе, если по тем или иным причинам непризнан коллективом, а тем более-исключен из него.
' Брежнев Л. И. Речь на XVI съезде профессиональных союзов. Брежнев Л. И. Ленинским курсом. М., 1978, т. 6, с. 331.
84 Ведущей потребностью советского человека становится потребность в
труде. Потребность в труде проявляется в неодолимом тяготении
к труду как жизненно необходимой и приятной деятельности. В
таком случае человек не может не трудиться:
если он временно лишается этой возможности, то испытывает такое
же состояние напряженности и неудовлетворенности, какое он
испытывает при неудовлетворенности, например, потребности в
пище.
Труд, ставший первой потребностью жизни, доставляет личности
много радости и счастья.
В советском обществе труд стал делом чести, мерилом нравственных достоинств человека. Он является источником развития личности.
Потребность в труде в недалеком будущем станет потребностью
каждого человека. Рост техники позволит сократить рабочий
день, сделать труд более легким физически и интеллектуальным.
Люди станут бесплатно отдавать -свои силы, свой труд обществу
в соответствии со способностями и в труде будут искать смысл
жизни.
В. И. Ленин говорил: "Коммунизмом же мы называем такой порядок,
когда люди привыкают к исполнению общественных обязанностей
без особых аппаратов принуждения, когда бесплатная работа на
общую пользу становится всеобщим явлением" '.
Потребность в общении выражает социальную природу человека. Эта
потребность, как указывал Ф. Энгельс, формировалась в труде,
так как общение - необходимое условие организации общественного производства.
Потребность в общении стимулирует развитие личности. В общении
человек познает не только других, но и себя, овладевает опытом социальной жизни. Общение с людьми обогащает личность интеллектуально и эмоционально, стимулирует обмен знаниями,
опытом и мнениями. Потребность в общении порождает дружбу.
Потребность советского человека в общественной деятельности вытекает из характера жизни людей в социалистическом обществе.
При социализме общественная деятельность получает |невиданный
размах.
У всесторонне развитого человека представлены все человеческие
потребности при доминировании высоких социальных побуждений.
3. ИНТЕРЕСЫ Понятие об интересе. Интерес-это избирательное
отношение личности к объекту, в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Интересы возникают на основе по-гребностей, но не сводятся к ним. Потребность выражает не-Ленин В. И. Доклад о субботниках. - Поли. собр. соч., т. 40,
с. 34. 85 обходимость, интерес выражает личную приязнь к какой-то деятельности. Углубившийся и утвердившийся интерес может стать потребностью. Например, интерес к театру может стать настоятельной потребностью посещать спектакли или даже заняться сценической деятельностью.
Формирование интереса не всегда начинается с осознания потребностей, призвания или общественного долга. Интерес может появиться стихийно и неосознанно вследствие эмоциональной привлекательности объекта, а уже потом осознается его жизненное значение, которое может определяться многими причинами:
потребностями, общественными требованиями, способностями. Эмоциональная привлекательность объекта тоже имеет свои глубокие, вначале, может быть, неосознанные источники, корни как в свойствах объекта, так и в свойствах субъекта. Почему объект привлекает внимание, доставляет радость, наслаждение? Потому что .по своим свойствам отвечает в какой-то мере психическому настрою и потребностям личности. Вот почему один и тот же объект не может у всех людей вызвать одни и те же переживания. Правда, одни объекты отвечают общечеловеческой природе людей, другие-возрастным особенностям, третьи-социально-групповым и четвертые - индивидуальному складу, специфическим склонностям, взглядам и вкусам личности. У всех детей, например, яркий солнечный объект, звуковой ритм, мелодия вызывают наслаждение.
Различия в отношениях к объекту зависят от богатства или бедности личного опыта, образованности и воспитанности, своеобразия духовного склада личности, отражающего историю ее жизни и деятельности.
Отношения субъекта не только направляются, но и воспитываются другими людьми. Например, коллективное мнение о качествах объекта и его жизненном значении, отношение к данному объекту авторитетных людей - все это влияет на отношение к нему личности. В период расцвета авиации молодежь стремилась в авиацию, в век космонавтики массовым стал интерес к космическим полетам.
Таким образом, интересы индивида, хотя и зависят от особенностей объекта и психических качеств самого индивида (его культуры, воспитанности, способностей и характера), в конечном итоге формируются другими людьми, коллективом, обществом, общественной психологией. Следовательно, интересы людей имеют общественно-историческое происхождение. Они зависят от уровня развития производства и духовной культуры общества, развития социальных отношений и т. д.
На каждой исторической ступени развития общества наряду с общечеловеческими выступают классовые интересы. Под влиянием всего -строя жизни буржуазного общества у "золотой" молодежи, например, на первый план выдвигаются денежные и сексуальные интересы.
86 В социалистическом обществе передовая молодежь испытывает интерес к
созидательному труду, к творчеству в области науки, искусства, практики (техническое творчество). Интерес проявляется в
положительных эмоциях, таких, например, как радость и удовлетворенность от работы, в возможности легко сосредоточивать
внимание на объекте интереса и, наконец, в повышенной работоспособности человека.
Интересы имеют существенное значение в жизни и деятельности человека. Полноту и счастье жизни человек испытывает тогда,
когда у него есть интересы. Интересы побуждают к деятельности, активизируют личность. И. П. Павлов рассматривал интерес
как то, что активизирует состояние коры головного мозга. Работа, отвечающая интересам, осуществляется легко и продуктивно. <"
В педагогической практике особенно важно учитывать значение интересов для развития личности и формирования знаний. К. Д-
Ушинский справедливо писал, что учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике
охоту к овладению знаниями. Вместе с тем он указывал, что
нельзя все учение свести к интересу. Учение требует и черновой работы, значительного волевого усилия.
Виды интересов. Интересы людей чрезвычайно разнообразны, как разнообразна человеческая деятельность. Интересы различают по их содержанию, или направленности. В этом плане можно выделить материальные, общественные и духовные интересы.
Материальный интерес может проявляться в стремлении к жилищным удобствам, гастрономическим изделиям, к одежде и т. п. Материальные интересы часто носят уродливые формы стяжательства, стремления к роскоши, накоплению имущества во имя имущества.
Духовные интересы характеризуют высокий уровень развития личности. Это прежде всего познавательные интересы (в широком смысле слова) к математике, физике, химии, биологии, философии, психологии и т. п. К ним также относятся интересы к литературе и разным видам искусства (музыке, живописи, театру).
Общественные интересы включают интерес к общественной работе, к организационной деятельности. Есть немало людей (в том числе и учащихся), которые любят общественную работу и отдают ей свои силы. Их радости и огорчения прежде всего связаны с успехами или неуспехами в общественных делах.
Различают непосредственный и опосредованный интересы. Непосредственный интерес - это интерес к -самому процессу деятельности: процессу познания, овладения знаниями, процессу труда, творчества Опосредованный интерес-это интерес к результатам деятельности: например, к приобретению профессии, определенному служебному и общественному положению, ученому званию или, наконец, к материальным результатам труда.
87 Наиболее благоприятным для активной и продуктивной деятельности
личности является правильное соотношение непосредственного и
опосредованного интересов. Если человек любит труд, сам процесс труда, заботится о его результатах, то он проявляет энтузиазм, творческое отношение к деятельности и добивается успешного завершения труда. При таком сочетании интересов личность чувствует себя наиболее удовлетворенной.
По уровню действенности различают пассивные и активные интересы. Пассивные интересы - это созерцательные интересы, при которых человек ограничивается восприятием интересующего объекта: например, любит слушать оперу, испытывает наслаждение при восприятии картин, но не проявляет активности, чтобы глубоко познать объект, овладеть им и заняться творчеством в интересующей области. Активные интересы - это интересы действенные, когда человек не ограничивается созерцанием, а действует, овладевая объектом интереса. Активный интерес-один из побудителей развития личности, формирования знаний и навыков, способностей и характера.
Интересы различают также и по объему. Такое различие не определяет видов интереса, а скорее характеризует структуру интересов личности. Могут быть люди с широкими, разносторонними и глубокими интересами и люди с широкими, но поверхностными интересами. Многие ученые и писатели отличались разносторонними интересами (М. В. Ломоносов, Д. И. Менделеев, А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой и др.). Встречаются и такие люди, которые проявляют любознательность ко всему, но скользят по поверхности явлений, глубоко не проникая в их сущность, не увлекаясь серьезно и постоянно чем-либо одним. Наконец, есть люди с глубокими, но очень узкими интересами. Узость интересов в известной мере может ограничивать развитие личности.
Наиболее положительным является такой тип человека, у которого на фоне широких, многосторонних интересов есть центральный, основной интерес, определяющий смысл жизни и основное направление в деятельности. К. Маркс, например, был человеком широких интересов, но основным интересом его жизни оставалась борьба за освобождение пролетариата. Этой цели он и подчинял свою теоретическую и революционную практическую работу.
4. МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ИДЕАЛЫ ЛИЧНОСТИ Понятие о мировоззрении.
Под мировоззрением понимают систему взглядов на природу, общество и человеческое мышление. Мировоззрение в узком смысле слова - это система взглядов на общественную жизнь, т. е. морально-политические принципы, отражающие общественное бытие людей.
Следует различать мировоззрение класса (или общества в целом) и мировоззрение отдельной личности, принадлежащей к
88 этому классу. Мировоззрение^класса выражается в идеологии, или
систематизированном, обобщенном общественном сознании. Мировоззрение личности составл?гет-ядгю^!енаправленности, ее отношений к различным сторонам общественной жизни. Общественное
сознание класса и сознание личности совпадают в своей сущности, но могут различаться по объему, глубине и степени действенности.
Мировоззрение личности отражает не только личное бытие, но и
бытие целого класса, отражает также и психологию этого класса
(социальной группы, нации, общества в целом). Мировоззрение
личности формируется под влиянием определенной идеологии. Чем
более развито общество, тем значительнее роль идеологии в
формировании сознания масс. Поэтому, рассматривая мировоззрение личности, невозможно не учитывать идеологического влияния
на формирование взглядов отдельного человека.
Мировоззрение личности прежде всего отражает общественное бытие. Это отражение совершается в процессе жизни, в реальных
отношениях людей, в их деятельности.
Отражение общественного бытия совершается опосредованно, когда
в процессе обучения и воспитания люди овладевают общественными идеями, выработанными определенным классом. Этот путь формирования сознания личности не менее важен. Прогрессивные общественные идеи могут опережать общественное бытие и вести
человека вперед в его борьбе за перестройку бытия. Кроме того, только при наличии опосредованного отражения бытия может
правильно совершенствоваться и непосредственное его отражение. Без сознательного усвоения передовых общественных идей
личность будет "блуждать в потемках". Она не сможет глубоко
понять общественные события своего времени, разобраться в
них?
Мировоззрение личности, как правило, обусловлено классовой принадлежностью. Так, мировоззрение буржуа и мировоззрение пролетария диаметрально противоположны, хотя тот и другой относятся к одной и той же общественной формации. "Буржуазия имеет со всеми другими нациями земли больше родственного, чем с
рабочими, живущими у нее под боком. Рабочие говорят на другом
диалекте, имеют другие идеи и представления, другие нравы и
нравственные принципы, другую религию и политику, чем буржуазия. Это два совершенно различных народа, которые так же отличаются друг от друга, как если бы они принадлежали к различным расам..." '.
Мировоззрение служит высшим регулятором поведения и действий
личности. Импульс к действию, возникший под влиянием внутренних условий или внешних обстоятельств, соотносится с мораль-нополитическими взглядами человека и соответственно
' Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство. - Соч. 2-е изд., т
2. с. 356. 89
санкционируется или затормаживается им. Твердость мировоззрения придает определенность и стойкость личности.
Мировоззрение не только определяет общую направленность личности, ее целеустремленность, придавая стойкость и твердость характеру, - оно сказывается на всем облике человека, на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей.
В социалистическом обществе умами владеет марксистско-ленинс-кое мировоззрение. Однако и здесь можно подчас наблюдать противоречивость мировоззрения у отдельных людей, когда элементы коммунистического мировоззрения уживаются, а иногда и сталкиваются с пережитками буржуазной идеологии. Причины этого следует искать как в недостатках воспитания, так и в воздействиях современной буржуазной идеологии, проникающей через радио, кино, литературу и т. п.
Кроме этих причин, непоследовательность мировоззрения, ошибки во взглядах могут определяться характером познания, когда человек за отдельными, частными фактами не видит общей тенденции (как говорят, за деревьями не видит леса). Образом жизни также определяются взгляды:-v тунеядца складывается своя философия, оправдывающая ничегонеделание.
Чтобы понять своеобразие личности, необходимо проанализировать качественные особенности ее мировоззрения.
Качества мировоззрения. Качественная характеристика мировоззрения личности определяется следующими признаками:
1) научностью, 2) систематичностью и цельностью, 3) логической последовательностью и доказательностью, 4) степенью обобщенности и конкретности, 5) связями с деятельностью и поведением.
Научность мировоззрения характеризует личность со стороны богатства и глубины знаний. В противоположность житейскому мировоззрению или взглядам на действительность с позиций так называемого здравого смысла, научное мировоззрение позволяет поступать со знанием дела, видеть далекие перспективы, последствия действий и поведения. Только научное мировоззрение освобождает личность от суеверий, от страха и неуверенности перед силами природы и общества.
Научность мировоззрения является признаком глубокого осознания тех принципов, которыми личность руководствуется в жизни. Это качество свидетельствует о том, что человек не только воспринял идеи, но и глубоко продумал и внутренне, для себя, обосновал их, опираясь на жизненные факты, а тем самым и утвердил их как истинные. Только человек с таким мировоззрением способен бороться за свои взгляды: отстаивать их и твердо следовать им в поведении и деятельности.
В противоположность этому глубоко осознанному мировоззрению, начетчик, механически воспринимавший идеи из книг, не может отстаивать взгляды, так как не имеет подлинной убежденности в их истинности, не уверен в их правоте.
90 Мировоззрение систематично и цельно тогда, когда личность выработала
определенные взгляды по основным вопросам общественного бытия, жизни и деятельности когда взгляды по отдельным вопросам
согласуются между собой^и составляют единую систему мнений и
методологических подходов^-^^^
Систематичность и цельность мировоззрения позволяют говорить о
вполне определенной и сложившейся личности. Человек, обладающий таким мировоззрением, занимает твердую жизненную позицию,
идет уверенно по определенному пути к намеченной цели.
Наоборот, личность, у которой мировоззрение внутренне противоречиво, часто проявляет непоследовательность в оценках событий, в поведении.
Мировоззрение, как система взглядов, всегда обобщенно. Благодаря обобщенности личность может разобраться в различных конкретных событиях жизни, предвидеть далекие последствия этих
событий. Человек, у которого взгляды слишком конкретны, привязаны к определенным явлениям, может не понять тенденций общественного развития, вследствие чего в его мировоззрении
проявляется консервативность.
Признавая важность обобщенности мировоззрения, необходимо учитывать степень соотношения отвлеченного и конкретного во
взглядах. Обобщение всегда ведет к отвлечению. Иногда отвлечение приводит к тому, что человек за общими, абстрактными
идеями не увидит конкретной жизни и не сможет оценить ее в
соответствии с принципами. Есть люди, которые много говорят,
выдвигая всякого рода планы, и в то же время оказываются совершенно беспомощными в практической жизни.
Необходима определенная мера отвлеченного и конкретного в системе взглядов личности. Нужная мера образуется лишь тогда,

<< Предыдущая

стр. 6
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>