<< Предыдущая

стр. 7
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

когда человек не отрывается от жизни, а живет ею и ею проверяет истинность своих взглядов.
Мировоззрение необходимо для ориентации, для определения своего
места и своей роли в общественном развитии. Мировоззрение
только тогда полноценно, когда личность претворяет в жизнь
свои идеалы, руководствуясь ими в обществе, семье, труде. Вот
почему степень связи мировоззрения с поведением, является одним из важнейших показателей качеств личности. Бывает, что
человек един и в своих мыслях, и в своих делах. Но бывает и
так, что человек обнаруживает два разных лица: одно, когда он
высказывает свои взгляды, и совсем другое, когда действует
(например, проповедуя мораль, нарушает ее на каждом шагу).
При сочетании указанных положительных качеств мировоззрение
превращается в глубокие убеждения личности.
Понятие об убежденности. Убежденность - глубокая и обоснованная вера человека в принципы и идеалы, которым он следует в жизни. Убежденный человек тот, у которого идеи слились с чувством и волей, для кого невозможен поступок, противоречащий принципам. М. И. Калинин справедливо говорил, что работа, требующая подвижничества, возможна только .для людей, глубоко убежденных в правоте и красоте тех принципов, за которые они борются.
Убеждения формируются при активном отношении к действительности, при самостоятельном, вдумчивом отношении к знаниям, ответственном отношении к собственным обязанностям. Отсюда понятно, что созерцательное отношение к действительности и простое начетничество при усвоении знаний не могут сформировать действительных убеждений, за которые бы человек боролся.
Убежденный человек - это цельный и целеустремленный человек, способный отстаивать свои взгляды и свои дела, готовый на жертвы во имя исполнения долга. Именно такой человек вызывает у окружающих уважение и восхищение, именно такие люди являются двигателями общественного прогресса.
Понятие об идеале. На основе мировоззрения морально-политических взглядов складывается нравственный идеал, который служит основным мотивом и планом самовоспитания, личности. В нравственном идеале, как в фокусе, отражаются убеждения-человека, его жизненная позиция. Идеал-это образ, которым руководствуется личность в настоящем и который определяет план самовоспитания. Наличие высокого нравственного идеала означает высокий уровень развития личности, характеризует благородство ее помыслов и действенную целеустремленность. Зрелый идеал человека содержит обобщенный образ совершенной личности, являющейся образцом для других (идеал нравственности, учености, мастерства и т. п.).
Идеал отражает жизнь. Положительный идеал возникает в результате обобщения всего лучшего, что есть в действительности. Более того, идеалом может выступать образ конкретной личности, исторической или современной. Следовательно, реальное, будучи отраженным, может выступать в качестве идеального для той личности, для которой оно служит образцом поведения и деятельности. Но любой обобщенный идеал всегда содержит в себе те элементы совершенного, которые есть в действительности. Вместе с тем идеал - это тот образ, образец, который предвосхищает будущее и в какой-то мере опережает жизнь, отражая тен денции ее развития. В идеале есть всегда кусочек фантазии, т. е. переконструированной действительности, когда отбрасывается несущественное и элементы несовершенного, подчеркивается и Даже преувеличивается прекрасное, совершенное. Так создается идеал, в котором лучшее в настоящем и будущем слито.
В моральном кодексе строителя коммунизма - нравственном идеале нового человека - отражаются не только лучшие черты передового советского человека, но и завтрашний день бытия члена коммунистического общества.
Фантазия, основанная на знании объективных закономерно92
стей развития общества, создает такую идеальную картину общества и личности, которой как таковой нет в действительности
(есть только элементы, отдельные черты), но которая не только
возможна, но и обязательно^станет реальностью.
Человеку свойственно предвосхищать будущее на основе обобщения
прошлого и настоящего. Характер предвосхищения зависит не
только от уровня знаний, но и от установок личности, ее
взглядов, интересов и вкусов, общей воспитанности.
Сознание своего идеала вызывает разнообразные переживания у человека. Идеальное обычно вызывает переживание удивления, восторга и восхищения, а у деятельной личности, кроме того, и
страстное желание работать над собой, с тем чтобы приблизиться к идеалу.
Наблюдаются два типа отношения к идеалу: 1) созерцательное и 2)
деятельное. В первом случае человек ограничивается восхищением идеалом. Считая идеальное недосягаемым, он руководствуется
в жизни так называемым здравым смыслом: "живи, как живется",
"живи, как другие рядом живут". Во втором случае восхищение
идеальным порождает огромную энергию для превращения идеального в реальные черты собственного характера. Идеал выступает
как план жизни. Он реализуется в процессе активной работы над
собой. Идеал зовет идти вперед, он содержит программу работы
над собой. Вместе с тем ни один человек не считает, что он
достиг на каком-то этапе идеального совершенства.
Личный идеал советского человека является вместе с тем и идеалом общества. Он выступает как программа развития не уединенной личности, а человека-гражданина, члена коллектива, заботящегося о других не меньше, чем о самом себе.

ЛИТЕРАТУРА Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., Мысль,
1976. Кикнадзе Д. А. Потребности. Поведение. Воспитание. М.,
Мысль, 1968. Ковалев А. Г. Психология личности. 3-е изд. М.,
Просвещение, 1970. Проблемы формирования социогенных потребностей / Под ред. Ш. Н. Чхар-тишвили, Н. И. Сардевеладзе. Тбилиси, Мецниереба, 1974. Вопросы психологии личности школьника / Под ред. Л. И. Божович,
Л. В. Благонадежиной. М., Изд-во. АПН РСФСР, 1961. Глава 6

ЛИЧНОСТЬ И КОЛЛЕКТИВ

I. ПОНЯТИЕ О ГРУППАХ И КОЛЛЕКТИВАХ Основоположники научного
коммунизма раскрыли общественную сущность человека. "Индивид, - писал К. Маркс, - есть общественное существо" '. Социальная сущность человека проявляется в его материальной и духовной жизни. Изолированный от других людей, он не мог превратиться из раба природы в ее повелителя. Лишь общественная трудовая деятельность обеспе чила людям средства существования, умножила силы в борьбе с природой. Вместе с тем социальная среда, взаимоотношения в труде явились решающим фактором становления и развития психики, появления специфически человеческого свойства - сознания.
Исторические условия жизни и общения привели к тому, что люди объединились в нации, государства, классы, партии и другие общности. Они складывались не по желанию, а в силу объективных законов. Каждая общность характеризуется теми или иными психологическими особенностями. Марксизм выделяет прежде всего специфические черты психологии различных классов, которые В. И. Ленин определяет как "большие группы людей, различающиеся... по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства" 2.
Особый интерес к классовой психологии обусловлен тем, что любая антагонистическая формация делится на противоположные классы, борьба между которыми является движущей силой исторического развития.
Человек в течение жизйи непосредственно общается с другими людьми, реализуя свою социальную сущность. Это общение происходит в группах и коллективах. Эти общности не однородны. Они могут быть классифицированы по нескольким основаниям: близости и глубине складывающихся отношений, принципу образования, отношению личности к нормам группы и др.
' Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., Госполитиз-дат, 1956, с. 590.
2 Ленин В. И. Великий почин. - Поли. собр. соч., т 39, с.
15.

94 В зависимости от близости и глубины складывающихся взаимоотношений
выделяют первичную группу. Первичная группа. Относительно устойчивое, немногочисленное по составу, связанное общими целями-объединение людей, в котором осуществляется непосредственный контакт между его членами, называется первичной группой. Все, кто входит в нее, знают друг друга лично и общаются между собой в процессе решения стоящей перед группой задачи. Размер первичной группы не может быть менее двух, но не превышает 30-40 человек.
Такие объединения, как семья, производственная бригада, экипаж самолета или космического корабля, зимовщики на полярной станции, школьный класс, можно рассматривать как первичные группы. Человек входит в несколько первичных групп одновременно. Например, школьник-участник всех классных дел, он же капитан футбольной команды, член сборной района по шахматам и др. Контакты в первичных группах не дозированы. Каждый может общаться с каждым по мере желания и необходимости. Практически же члены группы отдают предпочтение одним перед другими. Они общаются чаще, контакты носят близкий характер (на личной или деловой основе). .Это так называемый первичный круг общения, который оформляется в виде микрогруппы. Как правило, такая группа численно невелика (2-7 человек). Члены ее могут оставаться участниками первичной группы, поскольку не обрываются деловые взаимоотношения и личные контакты с другими членами группы.
По принципу и способу образования различают реальные и условные, официальные и неофициальные группы.
Реальная и условная группы. Реальная группа - фактически существующее объединение людей с реальными связями и взаимоотношениями его членов, с целями и задачами: Реальная группа может существовать кратковременно или длительно, быть численно большой или малой. Она существует и функционирует как общность.
Общность людей, составленная номинально, называется условной группой. Например, спортивные журналисты решают образовать команду из лучших футболистов мира. Они отбирают звезд первой величины и объединяют их в списке. Игроки никогда н'е соберутся вместе, и команда никогда не будет выступать на соревновании. Но она составлена и условно существует.
По такому же принципу выделяют возрастные категории детейдош-кольников, младших школьников, подростков, юношей для изучения анатомо-физиологических, психических и других закономерностей и особенностей.
Официальная и неофициальная группы. Официальная (формальная) группа создается на основе^ штатного_расписания, устава или других официальных документов. Например, октяб-рятская звездочка или пионерское звено в классе предусмотрены
95 Положением о Всесоюзной ордена Ленина пионерской организации имени В. И.
Ленина. Отдел снабжения на производстве, студенческая группа,
штат учителей и сотрудников школы - все это примеры официальной группы. Между членами группы устанавливаются деловые контакты, также предусмотренные документом. Они предполагают соподчинение или равенство, большую или меньшую ответственность
за выполнение задачи. Официальная группа может перестраиваться, но это совершается опять-таки на основе приказа, решения,
постановления.
Взаимоотношения в официальных группах, даже при одной и той же
инструкции, не могут быть идентичны, поскольку в контакты
вступают люди с неповторимыми чертами характера, темперамента, способностей, стиля общения. Деловые отношения дополняются личными, не предусмотренными инструкцией. Психологическая
близость (симпатии, уважение, дружба) ,и,ементи-рует официальную группу, помогает решать поставленные задачи. В пределах официальной группы и деловых контактов не исключены и отрицательные эмоциональные отношения - антипатия, неуважение,
пренебрежение, вражда. Они также влияют на деловые контакты,
вредят успеху дела.
Неофициальная ,группа возникает на основе единой направленности
психологической мотивации - симпатии, близости взглядов,
убеждений, признания авторитетности, компетентности отдельных
личностей. Такая группа не предусматривается ни штатным расписанием, ни инструкцией. Официальные документы в этом случае
не имеют силы. Так складываются группы товарищей по совместным играм, компании рыболовов, охотников и т. д. Симпатии и
привязанности цементируют группу. Если же они исчезают, то
группа непременно распадается.
По признаку отношения личности к нормам группы выделяют референтную группу.
Референтная группа. Референтная (эталонная) группа - это реально существующая или воображаемая группа, взгляды, нормы которой служат образцом для личности. Личность может входить в группу, нормы, ценности которой она признает, поддерживает и считает самыми лучшими. Тогда личность не только придерживается этих норм, но и отстаивает, защищает, а если надо, и пропагандирует их. Но может быть и так, что личность, являясь членом одной группы, считает идеалом ценности взгляды, нормы другой группы. Иначе говоря, для личности эталоном служит другой образец. Например, подросток стремится быть членом группы старших школьников или взрослых. Если же это ему не удается, то он подражает нормам поведения, бытующим у старших,
Итак, одна и та же первичная группа может рассматриваться с разных точек зрения.
Коллектив. Коллектив - это группа людей, объединенных едиными целями, подчиненными целям общества.
96 Четко и полно перечислил признаки коллектива А. С. Мака-ренко: "Коллектив
- это есть целеустремленный комплекс личностей, организованных, обладающих органами коллектива. А там, где есть организация коллектива, там есть органы коллектива, там есть организация уполномоченных лиц, доверенных коллектива, и вопрос
отношения товарища к товарищу - это не вопрос дружбы, не вопрос любви, не вопрос соседства, а это вопрос ответственной
зависимости" 1. А. С. Макаренко указал, что коллектив возможен только при условии, если он объединяет людей вокруг задач
деятельности, явно полезных для общества.
Поскольку коллектив - это группа людей, ему присущи признаки
группы. Однако коллектив имеет свойства, каких нет у группы.
Поэтому можно считать, что всякий коллектив-это группа, но не
всякая группа - коллектив. Официальная или неофициальная
группа может превратиться в коллектив, если приобретает его
признаки. При этом важнейший признак кол лектива - общественная значимость целей и задач - остается незыблемым. Если этого признака нет, то группа не может называться коллективом.
. Коллектив - основа социалистического общества. Различаясь по
содержанию деятельности, величине, структуре, он неизменно
несет в себе признаки, которые и составляют сущность социалистической общности людей.
В зависимости от цели деятельности различают профессиональные
коллективы (производственные, творческие, военные, учебные),
.^общественные рр„.ан.изац.ии... {КПСС, ВЛКСМ, профсоюзы, пионерская организация), добровольные общества (научные, научно-пропагандистские, военноспортивные), самодеятельные коллективы (художественная самодеятельность, общество коллекционеров).
В_з_ависи.мости"о.т,связей и места в^ системе других коллективов их делят на первичные и основные. Первичный коллектив - это lTepB^4xa.^rpynffa˜c'iip^3'Ha]^^ коллектива. Основной_кол-лектив_-объединение первичных коллективов. Например, студенческую группу можно"р'а"ссматривать как первичный коллектив, факультет - как основной.
Члену_коллектива свойствен коллективизм - солидарность в мнениях, оценках, делах. Он проявляется как переживание, субъективная позиция личности. На этой основе формируется свойство-устойчивая характеристика "личности. Отмечая важность этого свойства, Н. К. Крупская писала: "Мы должны воспитывать коллективиста, то есть человека, умеющего личное подчинять общественному..." 2. Коллективизм предпол-асает
' Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания. - Соч. М., 1958, т. V, с. 210.
2 Крупская Н. К. Отзыв на проект программы по педагогике для пединсти тутов.-Пед. соч. в 10-ти т. М., Изд-во АПН РСФСР, т. 10, с. 678.
4 Заказ 385 97 умение подчиняться общим решениям, заботиться о
чести коллектива, о
его успехах. Буржуазные теории групп. Буржуазные теории групп
характеризуются
неоднородностью исходных позиций, но их объединяет общее-стремление подменить социально-экономические, идеологические и классовые отношения буржуазного общества профессиональными, соци-альнопсихологическими, психологическими.
Многие представители этих теорий основными единицами общества считают социальную организацию и психологическую группу. Социальная организация отвечает критериям: наличие формализованных отношений и существование иерархии власти.
Психологическая группа характеризуется такими показателями:
а) взаимозаменяемость между членами группы, б) общность взглядов, убеждений, норм, в) общность цели.
В зависимости от понимания взаимоотношений личности и группы
в буржуазной социальной психологии обозначилось два направления: структуралисты и персоналисты. Первые считают, что в системе "организация-личность", т. е. в отношении группы и ее члена, ведущее значение имеет организация, структура. Она должна
создать оптимальные условия для полного использования человеческих ресурсов. Если человек плохо работает, то причина в несовершенстве структуры группы, методов . контроля, осуществления власти в ней. При этом вначале счита-, лось, что наилучшей
структурой является формальная группа, а затем была выдвинута
идея о преимуществе неформальной организации.
Персоналисты исходят из иных установок. Главный тезис пер
соналистов: структура группы (формальной и неформальной) не
имеет никакого значения. Уровень эффективности человека зависит
от его способностей, от того, как он их оценивает и в какой
степени обладает ими.
Указанные концепции не выходят за рамки буржуазной идеологии. Они призваны найти способы укрепления капиталистической
системы организации труда, поднять производительность, обеспечить сверхприбыль. И то и другое направление в своих теоретических и практических выводах проповедует выгоду, прагматизм.
Исследования групп и коллективов советскими учеными. В нашей
стране с первых лет Советской власти начали разрабатывать теорию коллектива: исследовать его структуру, развитие отношений в
нем. Первым, кто обратился к этой проблеме, был В. М. Бехтерев.
Он считал, что коллектив в своей основе имеет общее настроение,
сосредоточение, обсуждение, решение, общую цель. При этом он не
учитывал моральное содержание цели и принципы организации коллектива. Поэтому под его определение коллектива подходили группы, далекие в идеологическом и моральном отношении от идей и
морали нашего общества.
98 Интересные, но не всегда верные мысли высказывал А. С.
За-лужный. Он
предлагал расценивать степень организованности группы по умению распределять обязанности между ее членами, дисциплинированности в выполнении возложенных обязанностей, по умению
суммировать выполненную работу. В основе классификации коллективов усматривал такие показатели, как степень организованности коллектива, время существования его. А. С. Залужный
ошибался, когда в качестве признака коллектива выделял совокупное реагирование на те или иные раздражители.
Подлинно научную теорию детских коллективов создал А. С. Мака-ренко. Правильность ее он доказал на практике, организовав
детские воспитательные коллективы-коммуны. С позиции богатейшего опыта и глубокого понимания природы коллектива А. С. Ма-каренко критиковал существовавшие теории, и в частности положения А. С. Залужного. Он отмечал, что признак совокупного
реагирования на раздражители присущ кому угодно: лягушкам,
моллюскам и другим животным.
В наши дни в связи с интенсивными исследованиями в области социальной психологии советские ученые предпринимают попытки
экспериментально проникнуть в закономерности формирования и
самоукрепления групп и коллективов, выявить поверхностные и
глубинные силы, цементирующие коллектив, уяснить складывающиеся в коллективе отношения и причины их порождающие. Работы
А. Н. Лутошкина, А. В. Петровского, П. А. Про-сецкого, Л. И.
Уманского и других психологов направлены на решение этих задач. Так, А. В. Петровский выделяет уровни, слои (страты)
жизнедеятельности и отношений в коллективах. По мнению автора, коллективу присущи признаки группы: симпатии - антипатии,
групповое давление на личность, подчинение личности мнению
группы (конформизм). Это поверхностный слой взаимоотношений.
Более глубокий слой - признаки собственно коллектива: принятие личностью ценностных ориентации и руководство ими в делах, поступках, самоопределение личности в коллективе, т. е.
избирательное отношение к воздействиям, в том числе и к влиянию собственной группы. В этом случае личность оценивает все
воздействия с точки зрения содержания общественно ценной деятельности коллектива. Третий слой -
глубинный, в котором заложены отношения ответственной зависимости между членами коллектива. Благодаря этим отношениям
обеспечивается единство мотивации, слияние воедино усилий и
направление их на решение общей задачи, противостояние внешним влияниям, угрожающим расколу коллектива, обеспечивается
связь с другими коллективами.
Методы изучения групп, коллективов. Основным методом изучения групп, коллективов является наблюдение. Оно'позволяет выяснить содержательную сторону жизни общностей, их структуру, уровень развития и др. В социальной психологии различают включенное и невключенное наблюдение. Первое предпола-4* 99 гает вхождение наблюдателя, исследователя в состав
общности на правах ее члена. В этом случае он как бы изнутри изучает группу, коллектив. Он не только исследует, но и сам участвует во всех делах. Невключенное наблюдение - изучение общности со стороны, без непосредственного участия в ее жизни. Учитель в силу специфики его труда и своеобразия положения по отношению к детскому коллективу (классу, пионерскому отряду, комсомольской группе) оказывается в позиции как включенного, так и невключенного наблюдателя. В одних случаях он становится членом^группы, коллектива, в других-остается за пределами детской общности. Например, при организации экскурсии, турпохода, будучи классным руководителем или инструктором по туризму, он занимает равноправное положение в коллективе и осуществляет наблюдение соответствующее этому положению. При посещении дружинного сбора, комсомольского собрания школы он может остаться лишь наблюдателемисследователем.
Для изучения некоторых сторон жизни группы, коллектива используется естественный эксперимент. Он проводится в обычных для испытуемых условиях, содержание эксперимента соответствует деятельности данной общности. Например, в классном коллективе практикуется диспут как форма внеклассной воспитательной работы. Но диспут может быть экспериментальным, если он решает исследовательские задачи и проводится, исходя из этих задач. Поездка за город также может оказаться экспериментальной, если в ходе нее решаются некоторые исследо вательские задачи.
Плодотворным при изучении групп, коллективов является опрос, выявление мнений членов группы, коллектива о разнообразных сторонах жизни данной общности. Например, в классе производится опрос о содержании и формах внеклассной работы, выявляется мнение школьников о состоянии учебы и т. д. Опрос имеет несколько разновидностей. Наиболее часто используется интервью и анкета. Интервью предполагает получение сведений от лица при непосредственном общении; анкета - ответ на вопросы, зафиксированные письменно, что создает условие для ознакомления со всей анкетой и продумывания ответа* на каждый вопрос. В интервью и анкету могут быть включены открытые и закрытые вопросы. Для закрытых вопросов в анкету включаются варианты ответов. Например: "Хорошо ли работает ваш пионерский отряд?" Варианты ответов: "Да"; "Нет";
"Не знаю". Для открытых вопросов предполагается развернутый ответ. Например: "Что тебя привлекает в работе пионерского отряда?"
2. УРОВНИ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА Коллектив как наиболее развитая
общность людей не возни_ каетузазу...
Он формируется под .влиянием внешних и внутренних сил_ Рассматривая вопрос формирования коллектива, нуж-100 но иметь в виду, что он^вырастает из группы. Следовательно,
на ранних
этапах он имеет признаки этой "общности и лишь в развитии
приобретает свойства коллектива. А. С. Макаренко, изучая стадии развития коллектива, пришел к выводу о том, что на первой
стадии группа людей объединяется требованиями руководителя.
Каждый член группы признает эти требования, выполняет их, и
таким образом происходит объединение, осуществляются и утверждаются связи между индивидами. На второй стадии требования к личности предъявляет группа. Это групповое требование
также принимается личностью к исполнению. На третьей стадии
личность предъявляет требования сама к себе, исходя из ценностных ориентации, установок, целей коллектива.
Указанная стадиальность в основе своей имеет требования к личности, входящей в коллектив. Именно это основание и послужило
А. С. Макаренко критерием для выделения этапов.
Советские психологи исследуют процесс формирования коллектива,
расширяя состав критериев.
Установлено, что низшим уровнем объединения людей является
конгломерат (используется также другой" термин-диффузная
группа), неорганизованное, в силу обстоятельств, случайное
скопление людей. Например, отдыхающие на пляже, покупатели в
магазине, люди на трамвайной остановке и другие случаи. Характерной особенностью данной общности является то, что объединяет людей место и время. Примером конгломерата может служить также только что сформированный первый школьный класс,
группа ПТУ.
На стадии, конгломерата нет ни общей цели, ни руководства, а
следовательно и организации, ни содержательного 'общения, ус
тойчивых взаимоотношений. Эта общность свободно возникает и
распадается безболезненно для каждого индивида. Развитие общности от конгломерата идет в направлении кооперации.
Кооперация - это объединение, в котором налажены содержательные
контакты, установле^на-взаимОзавйсимость. Главными признаками
кооперации являются следующие: сосредоточенность людей одновременно в одном месте, наличие четкой организации (каждый
знает свои"функции 1'^ьТпол'ня„т'их)",˜'направл„нность усилий
на решение задачи, стоящей перед объединением. Коопе-йрация
предполагает своббдно"„˜деловбе.'ббЩ„ние'ее членов. Призером
кооперации может служить школьный класс или группа |ПТУ,
сформированные в начале учебного года как диффузные |группы и
просуществовавшие 1-2 месяца. В этом случае учащие-|ся познакомились друг с другом, наладили деловые и личные |контакты,
выбрали или назначили руководящие органы, наметили некоторые
групповые дела.
1 Развитие кооперации приводит к. .становлению .ладдекшва. 1Шк6льный класс или группа ПТУ продвигаются в развитии, ког-|да групповые цели и дела. выносятся,за пределы .данного объ-|еди-ненйя, соотносятся по ._содеджадшй.с"целями^и^задачами боль-101 шого коллектива (школы, училища), насыщаются идеями нашего
общ"„ства." Развитие кооперации и переход к коллективу школьного класса или группы ПТУ предполагает возникновение и упрочение чувства коллективизма, солидарности и сплоченности, что проявляется в единстве оценочных суждений, ценностных ориентации, заботе о чести, достоинстве, авторитете коллектива. Следует отметить, что коллектив не застывшая, неподвижная общность. Он - живой социальный организм: в нем меняется со держание деятельности, перестраивается структура, положение конкретных личностей, изменяются отношения между ними. Высшим уровнем развития коллектива в настоящее время является коллектив коммунистического труда. Развитие социализма несет в себе элементы коммунистического общества, проявляющиеся не только в сфере материального производства, но и в сфере отношений. Производительность труда обусловлена не только развитием техники и организацией производства, но и взаимоотношениями людей. В коллективе коммунистического труда деловые и личные взаимоотношения органически соединены. В нем бригада, звено, группа работают совместно, по единому наряду. Господствуют отношения взаимопомощи и поддержки. Возникающие противоречия разрешаются без противоборства, без конфликтов. Общение и взаимоотношения на деловой и личной основе протекают как между добрыми друзьями. Коллективный отдых, развлечения, взаимопомощь в беде - все это характерно для коллектива коммунистического труда. И нет сомнения, что в недалеком будущем стиль жизни-таких коллективов будет господствующим во всех трудовых объединениях нашего общества.
По данным социально-психологических исследований (Л. И. Уманский и др.) на стадии кооперации и перехода ее к коллективу могут быть отклонения. Формируется корпорация - замкнутая в себе общность. Цели корпорации не выносятся за ее пределы. По содержанию они могут быть близкими или тождественными с целями общества, но могут резко расходиться с ними. В таких общностях есть признаки коллектива, кроме главного-связь и согласованность целей с общественными. Примером может служить объединение подростков с антисоциальной направленностью, религиозные секты и др.

3. ЛИЧНОСТЬ И КОЛЛЕКТИВ Личность в коллективе
связана с другими личностями и вместе с ними выражает направленность данной общности. Через коллектив личность соотносится с другими коллективами и обществом в целом. Поскольку коллектив-частица общества, он неизбежно несет в себе его политические, эстетические, нравственные и другие идеи. Личность разделяет эти идеи, руководствуется ими в делах и поведении.
В ходе взаимодействия с материальным миром и общения с

102 є людьми личность не только
приобретает индивидуальный опыт, на основе которого формируются индивидуальные черты, свойства, но и присваивает общественный опыт, который становится важнейшей составной
частью ее духовного богатства. Идейная, нравственная общность ближайшей и более широкой социальной среды создает условия для развития и формирования цельной гармоничной личности.
Взаимоотношения личности и коллектива многообразны. Можно выделить два основных аспекта: влияние коллектива на личность и влияние личности на коллектив.
Влияние коллектива на личность. Буржуазные психологи и социологи утверждают, будто коллектив нивелирует личность, подгоняет ее под единый образец, шаблон. Это утверждение есть не что иное, как попытка выгородить пресловутую концепцию свободы личности при капитализме.
Коллектив - ячейка социалистического общества; коллективизм-духовная сила, цементирующая его. Коллектив не может нивелировать личность, напротив, он заинтересован во всестороннем развитии ее, так как от полноты и богатства каждой личности, каждого члена коллектива делается полнокровней жизнь коллектива. Вместе с тем нельзя отрицать того факта, что коллектив оказывает определенное воздействие на личность, входящую в него, равно и личность не может не оказывать влияния на коллектив. По отношению к личности коллектив выполняет ряд функций: во-первых, приобщает ее к идейным, моральным, эстетическим и иным ценностям. Эту функцию он выполняет постольку, поскольку является открытой социальной системой и свои цели, задачи привносит из общества. (Он может вырабаты вать их и внутри и соотносить с общественными.) Если рассматривать личность в соотношении с коллективом, то она также представляется системой, открытой по отношению к данной общности. Личность приемлет идейные, моральные и иные ценности коллектива, который в свою очередь извлекает их из общества. Таким образом, в коллективе оформляется идейный и мор-аль-но-эсте-тический облик личности.
Во-вторых, влияние коллектива на личность сказывается в воспитательной и корректирующей функции. На первый взгляд кажется, будто сам человек, и только он "кузнец" собственного характера, только от него зависит, будет ли он настойчивым, смелым, отзывчивым, веселым, добрым и т. д. Безусловно, человек должен формировать себя, и тем более у него должно быть желание быть лучше, ценнее для общества. Но при всем этом коллектив могучая сила. В своем арсенале он содержит такие средства воспитания, которых нет у личности. Коллективное мнение, убеждение, разъяснение, критика, соревнование - вот далеко не полный перечень мер, находящихся в распоряжении коллектива. Особо важное значение приобретает коллектив в перевоспитании индивида. Он раньше замечает отклонения в пове-103 дении и психическом складе, чем сама личность. И это не
удивительно,
поскольку коллектив несет ответственность за поступки и дела
входящих в него личностей.
В социалистическом обществе труд носит не только общественный,
но и коллективный характер. Каждый человек - член трудовой
бригады. Он ответствен за качество той части коллективного
продукта, которую он производит. Поэтому общность вправе
спросить с человека выполнение его трудовых обязанностей.
Проблема конформизма. Конформизм - подчинение мнения личности групповому во избежание конфликта.
Изучать конформизм начали американские исследователи. Психолог Эш провел следующий эксперимент. Группе студентов из 8 человек было предложено сравнить длину линии с тремя неравными ей отрезками. Каждый испытуемый громко объявлял свою оценку. Вся группа, за исключением одного, предварительно встретилась с экспериментатором и они договорились, что будут давать заведомо неверные оценки о соотношении линий. Реально их ошибки были значительными (от 1 до 4 см). Тот, кто не был посвящен в своеобразный заговор, сталкивался с противоречащим его реальному опыту мнением большинства. Положение складывалось напряженное: с одной стороны, мнение всех, с другой - реальное восприятие и собственное мнение члена группы. В зависимости от свойств личности реакция непосвященных была разной: одни продолжали отстаивать свое мнение, ос-но-.ванное на восприятии, и игнорировать мнение остальных, другие-выражали согласие с мнением большинства (либо безого вороч-но, либо соглашались внешне, но в действительности оставались при своем мнении).
На основе данного и других аналогичных экспериментов был сделан вывод о том, что существуют два варианта отношения личности к групповому мнению: либо несогласие, отвергание, ляб о полное, лриляхие-.есо. Иначе говоря, человек может быть либо конформистом, либо нонконформистом. Никаких других у личности нет.
Советские психологи провели собственное исследование конформизма как социально-психологического явления. При этом были взяты группы, составленные из людей незнакомых друг другу, а также группы, имеющие статус коллектива. Исследования подтвердили существование конформизма. При этом оказалось, что в группах, составленных лишь для эксперимента и, таким образом, не являющихся коллективами, действительно наблюдались конформисты и неконфор-мисты. В коллективе вырисо вывается,мна.а..кар.т.и"а, Члены коллектива при тех же условиях эксперимента по-иному относятся к предлагаемому заданию. .Если содержание имеет важное значение, если в нем отражаются коллективные ценности, то-личность отстаивает свое суждение, несмотря на противодействие извне или большинства членов данного коллектива. В этом случае она идет на конфликт (если он
104 действительно возможен в данной ситуации) с коллективом.
Такая
позиция личности в коллективе получила наименование самоопределения личности, нравственной устойчивости ее. Именно этим
отличается позиция личности в диффузной группе и в-группе,
имеющей статус коллектива. Поэтому буржуазные ученые ошибаются, когда заявляют, что в наших коллективах сильно развит
конформизм. Они забывают или не хотят понять коллективизм как
силу, цементирующую данную общность, и самоопределение личности как выражение позиции и ценностей коллектива.
Влияние личности на коллектив. Мера влияния личности на коллектив выражается в категориях авторитета, руководства, лидерства.
Авторитет - общественное признание, личности, оценка коллективом соответствия субъективных качеств человека объектив-ным,тре-бованиям. деятельности.
Авторитетность прежде всего зависит от личных качеств человека. Обширные знания, богатый жизненный опыт, выработанные умения и навыки - все это выделяет человека среди других. К мнению такого человека прислушиваются, к нему обращаются за советом, помощью. Авторитетного человека отличает бескорыстное стремление идти навстречу людям, и это создает ему признательность людей. Таким образом, авторитет в своей основе имеет личные ево-йст&а. Вместе с тем к нему причастны и окру жающие люди, группа, коллектив. Они поддерживают и укрепляют, а порой и свергают авторитет. Чем больше людей видят ценность человека, его личных качеств, чем в большем количестве серьезных дел он проявил себя, тем выше и глубже авторитет, тем шире его признание, тем большее влияние оказывает он на окружающих.
Однако бывают дутые, фальшивые авторитеты. В этом случае человеку приписывают больше заслуг, нежели он в самом деле их имеет. У такого лица мнение о своих знаниях, умениях, навыках оказывается завышенным. Ложный авторитет может создаваться и поддерживаться хитрым человеком, умеющим пользоваться знаниями, способностями других людей. Но рано или Г поздно это ^раскрывается и ложный авторитет рушится. Иногда ложный авторитет личности создается и поддерживается другими в их корыстных целях.
В со.циалистическом обществе авторитетен тот, кто отдает сердце и ум честному труду, кто общее дело и заботу о нем ставит выше личного благополучия, кто смел, принципиален. Этого человека по достоинству ценят окружающие и прежде всего коллектив, членом которого он является.
Авторитетная личность не обязательно является руководителем. Она может быть и часто бывает рядовым членом коллектива, но и в своей рядовой роли оказывает большое влияние на жизнь, сплоченность данной общности.
Руководство. Коллектив как единица, как общность людей 105
сохраняет свою целостность не только в силу существования общей
цели,
но и благодаря наличию руководства, обеспечивающего согласованность действий. В этом качестве выражается влияние личности на коллектив.
Выбираемый или назначаемый руководитель выполняет ряд функций:
а) выдвигает, формулирует цели, способствует внедрению их в
сознание каждого члена коллектива; б) распределяет задания и
согласовывает деятельность членов коллектива;
в) стимулирует деятельность, для чего в его распоряжении есть
материальные и моральные средства: премия, награждение ценными подарками, предоставление отпуска, благодарность, многотиражная и стенная газеты; г) контролирует ход и исход коллективного дела; д) осуществляет воспитательные функции;
е) устанавливает и поддерживает связь с другими коллективами, а
также с руководителями более высокого ранга.
Исследованиями установлены типы руководителей. Типология основывается на психологическом складе личности, на способности и
умении управлять коллективной деятельностью. Выделено три типа.
Первый тип - авторитарный. Руководитель такого типа преимущественно использует методы администрирования. Он, как правило,
резок, не желает прислушиваться к мнению других, принимает
решения единолично. Авторитарный руководитель считает, что
подчиненные должны выполнять его распоряжения и приказы точно
и в срок. Авторитарность в руководстве - это не проявление
какой-либо изолированной черты личности, а сочетание, сплав
характера, воли, темперамента.
Второй тип-демократический. Для этого типа характерно вынесение
важных проблем и решений на обсуждение коллектива, учет мнений. Руководителя демократического типа отличает большая гибкость, находчивость в решении задач. Он лишь в крайних случаях прибегает к административным мерам воздействия на подчиненных. В личности такого руководителя преобладают черты,
способствующие установлению контактов с подчиненными, вдумчивого проникновения в их состояние. При демократическом стиле
некоторые функции руководителя передаются другим членам коллектива и таким образом намечается тенденция к самоуправлению. В коллективах с демократическим руководством работа продолжается в том же ритме, с тем же результатом как в присутствии, так и в отсутствии руководителя.
Третий тип -попустительский. Руководитель такого типа пускает
дело на самотек7˜0н˜кга7гсг"заботится об организации коллектива, о его делах. Подчиненные не чувствуют -руководства.
Создается впечатление, будто каждый делает, что желает, не
считаясь ни с общей задачей, ни с тем, что делают другие. Как
показывают наблюдения, руководители такого типа нерешительны,

<< Предыдущая

стр. 7
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>