<< Предыдущая

стр. 8
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

им тяжело распоряжаться, заботиться о других. Они не умеют
устанавливать контакты, по-серьезному и по-деловому об-106 щаться с подчиненными. Нередко они стесняются тех, кем руководят, а
порой и побаиваются. Иногда такой руководитель тяготится своим положением и готов уступить. руководство другому лицу.
Было проведено специальное исследование по изучению влияния типа руководства на структуру группы и внутригрупповые отношения. Из детей школьного возраста создали группы, которым было
дано одно и то же задание-изготавливать игрушки. Условия работы были одинаковы для всех. Во главе групп были поставлены
руководители разного типа: авторитарный, демократический и
попустительский. Группы работали в течение нескольких месяцев. Все это время велось наблюдение за ними: фиксировалось
количество и качество продукции, взаимоотношения детей. Оказалось, что производительность труда в группах и отношения в
них заметно отличались. Количественный итог в выполнении задания оказался выше при авторитарном руководителе, ниже при
демократическом и еще ниже при попустительском. Зна чительно
отличалась психологическая атмосфера в группах. При авторитарном руководителе дети работали лишь в присутствии его. Как
только он покидал помещение, они прекращали работу. Во взаимоотношениях детей отмечалась грубость, нетактичность, враждебность, а иногда заискивание, подхалимство.
При демократическом руководителе дети работали в отсутствие
его. Они общались, но в общении не было ни грубости, ни враждебности. Дети советовались, высказывали ценные предложения
по улучшению качества изделий. Появлялось чувство гордости за
общее дело. Кроме того, авторитарный стиль эффективнее демократического, при решении сравнительнопростых задач, в то время как при усложнении деятельности (согласованность, разделение функций и т. д.) эффективнее оказывается демокра-а-гичес-кий стиль.
1 Попустительское руководство вызывало несерьезное отношение к делу, недисциплинированность. Дети не оценивали занятие как нужное, оно им казалось игрой.
Лидерство. Наряду с понятием "руководство" ("руководитель") в советской социальной психологии в последнее время |широко пользуются понятием "лидерство" ("лидер"). Некоторые психологи отождествляют данные понятия. Большинство же разделяет, усматривая в каждом из них нечто своеобразное.
Во-первых, лидерство Bp3_HJ}KaeT_Jir>eHMyuJ,ecTBeHHo в нео-фици альной группе, при соответствующих взаимоотношениях. Руководство отражает отношение ответственности и характерно для официальных групп.
Во-вторых, лидерство преимущественно проявляется в малых группах (в микросреде), руководство-в больших общностях;
лидер замкнут в малой группе, руководитель выходит за пределы коллектива, поскольку ему необходимо поддерживать связь с вышестоящим руководителем.
107 В-третьих, лидер выдвигается стихийно, руководитель -
учреждается системой ор.ганиза.ции и -институтов. В связи с этим руководс-тво"более стабильно, чем лидерство. Последнее зависит от изменений группового настроения.
В-четвертых, авторитет лидера основан .на личном",его влиянии, авторитет руководителя-не. только на личном, влиянии, но и на санкциях, предоставленных ему предписаниями.
В-пятых, ответственность руководителя многоступенчата, более опосредована, чем лидера.

ЛИТЕРАТУРА Ковалев А. Г. Коллектив и социально-психологические
проблемы руковод ства. М., Политиздат, 1975. Коллектив и личность. М., Наука,
1975.
Макаренко А. С. Соч. М., Изд-во АПН РСФСР, 1958, т. V, VII.
Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М.,
Мысль,
1971. Социальная психология. Краткий очерк /Под ред. Г. П.
Предвечного и Ю. А. Шерковина. М., Политиздат, 1975. Петровский А. В., Шпалинский
В. В. Социальная психология коллектива. М., Просвещение, 1978. Глава 7 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИИ
1. ПОНЯТИЯ ОБЩЕНИЯ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Среди факторов,
формирующих личность, в психологии выделяют труд, общение и познание. Общение - связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, про-являтогцийея-в-еб-м-ене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.: Можно сказать,"что общение направлено на установление психического контакта между людьми;
целью его является изменение взаимоотношений между людьми, установление взаимопонимания, влияние на знания, мнения, отношения, чувства и другие проявления направленности личности;
средством - различные формы самовыражения личности. Контакты между людьми в общении есть необходимое условие существования индивида.
В последние годы в науке наряду с понятием "общение" используется понятие "коммуникация". В научных публикациях можно встретить различное понимание отношения понятий "коммуникация" и "общение". В психологии более правильно установить следующее отношение между ними. Коммуникация-более широкое по объему понятие. Коммуникация.-связь, взаимодействие двух систем, в ходе которой от одной системы к другой передается сигнал, несущий информацию. Например, две электронновычислительные машины соединены кабелем или радиосвязью. Каждая работает по заложенной в ней программе. Если они обмениваются информацией, можно говорить, что между ними существует коммуникация. Танец пчелы, сигнализирующий другим пчелам о направлении и расстоянии до подкормки, есть также коммуникация. Пилот управляет самолетом. Возникает коммуникация "человек-машина". По приборам пилот определяет режим работы, исправность основных узлов, условия полета. На основе этих данных производится управление. Однако во всех рассмотренных примерах нет связи между людьми, влияния одной личности на другую. В силу этого в них не отражена специфика общения.
Общение - обмен информацией между людьми. Человек мо-жет'об-щаться с другими людьми не только в непосредственном контакте. Просмотр телепередачи, чтение книги, восприятие произведений искусства - это также акты общения. С. Образцов писал: "Встреча с бизоном испанской пещеры потому вызывает такое волнение, что это встреча не с животным, а с че-109 ловеком, который нарисовал бизона. Встреча через тысячелетия. И
встреча эта всегда личная. Всегда встреча двух" '. Таким образом, понятие общения более узкое по сравнению с понятием
коммуникации. В социальной психологии можно встретить иное
понимание отношения между людьми (трудовое, экономическое и
т. д. ), а коммуникацию рассматривают как частный случай общения, связанный с обменом информацией.
Подчеркивая роль общения как специфического фактора формирования психики, Б. Ф. Ломов пишет: "Когда мы изучаем образ жизни
конкретного индивида, мы не можем ограничиться анализом только того, что и как он делает, мы должны исследовать также и
то, с кем и как он общается..." 2.
Содержание общения. Общение предполагает передачу информации. Содержанием об1цеттия-&ьк:-тупают научные и житейские знания. На уроке истории учитель сообщает факты далекого прошлого нашей Родины, школьник растолковывает своему товарищу теорему Пифагора, закон Кулона. Учащиеся - красные следопыты совместно разыскивают документы, вещи героев гражданской и Отечественной войн, они вместе посещают ветеранов Октябрьской революции. То, что они находят и узнают, то взаимодействие, которое при этом возникает и осуществляется,-есть содержание общения.
В общении могут быть переданы навыки и умения. Учитель труда рассказывает и показывает, как пользоваться слесарным инструментом, как обрабатывать им металл. На уроке физкультуры учитель формирует у школьников двигательные навыки и таким образом учит их владеть своим телом.
Содержанием общения может выступать человек: его внешний вид, особенности характера, манера поведения и т. д. Мы встречаемся с друзьями, родственниками. Нам доставляет радость быть вместе, видеть друг друга, "дышать одним воздухом". В этой связи показателен эпизод из телефильма "Семнадцать мгновений весны". Штирлиц (советский разведчик) встретился с женой в небольшом кафе на территории "нейтральной" страны, кишащей гитлеровскими шпионами. Они смотрели друг на друга, не проронив ни слова, не подав вида, что знакомы, что они близкие люди. При этом ими владела сложнейшая гамма чувств, они испытывали огромное желание броситься друг к другу, многое сказать, спросить. Их взаимное восприятие, невысказанные, невыявленные мысли и чувства при данных обстоятельствах все-таки были содержанием общения.
Содержанием общения является коллективное (групповое) решение .Задачи, деятельность. Бригада монтажников собирает блочный дом. Группа конструкторов создает новый станок. Пе-' Образцов С. Эстафета искусств. Теоретические заметки. - Искусство, 1966, ј 1, с. 69.
2 Ломов Б. Ф. Общение как проблема общей психологии. В сб.: Методо логические проблемы социальной психологии. М., Наука, 1975, с. 130.
110 дагогический коллектив школы решает вопрос о состоянии успеваемости в
выпускном классе. Во всех этих случаях содержанием общения
оказывается дело, задача, их выполнение и решение.
Своеобразным содержанием общения следует признать отношения и
взаимоотношения, которые наполняют общение, придают ему своеобразный колорит, окрашенность, диктуют средства, манеру общения. От того, какие складываются взаимоотношения, зависит
вся система общения данного лица.
Все это лишь отдельные приметы содержания общения. Конкретных
тем для общения у каждого человека много, и чем больше разнообразных тем общения, тем в более широкий круг общения он
включен, тем богаче и содержательнее его личность.
Средства общения.Содержательная сторона общения реализуется через способы, средства. Главным средством общения в человеческом обществе является язык. Однако параллельно с языком внутри речевого общения широко используются неречевые средства: облик, жесты, мимика, положение партнеров относительно друг друга, изображение. \ Внешний облик человека сознательно изменяется и в извест-цой степени создается им самим. Облик складывается из физиогномической маски, одежды, манеры держаться. Физиогномическая маска - господствующее выражение лица - формируется род влиянием часто возникающих у человека мыслей, чувств, ртношений. Значительно способствуют созданию маски прическа, косметические средства, пластические операции. Можно отме-гить злую, добрую, надменную, доброжелательную и другие ризиогномические маски. Дополняет внешний облик и одежда, которая часто является показателем классовой, сословной, про-рессиональной принадлежности. Не случайно в средневековых городах четко регламентировалась форма одежды, которую могли носить те или иные сословия^ Нарушение этого регламента строго каралось. И сейчас форма одежды обязывает к определенному типу поведения. Военная форма требует дисциплинированности. Веселость человека в траурной одежде нам кажется Истранной. В манере держаться усматривается воспитанность ' человека, его положение, самооценка, отношение к человеку, с которым он общается. Для установления контактов между людьми, для содержательной и эмоциональной стороны общения облик человека имеет большое значение: на его основе складывается первое впечатление, которое нередко определяет развитие отношений.
Внешний облик и физиогномическая маска-статичны. Динамическая сторона общения проявляется "ЕГ"ж„стах ' и мимике. Мимика - динамическое выражение лица в данный момент общения" Жест - социально ..отработанное "движ„н"и„7' передающее .психические состояния. И мимика и жесты "развиваются как общественные средства коммуникации, хотя некоторые элементы, составляющие их, врожденны. Так, в физиологических исследованиях подмечено, что при восприятии предметов, вызывающих удовольствия, зрачок расширяется. Положительное отношение к предмету проявляется в стремлении к сближению с ним, выражается в широких жестах. Вспомните образное выражение:
"Встретить с распростертыми объятиями". С другой стороны, социальная зависимость мимики и жестов подтверждается тем, что в условиях разных культур одни и те же выражения лица и жесты могут иметь диаметрально противоположное значение. Например, широко открытые глаза для японца - признак гнева, для европейца - приветливости и удивления.
К неречевым средствам общения относится обмен предметами, вещами. Передавая друг другу предметы, люди тем самым устанавливают контакты. Этот способ общения берет свое начало в далеком прошлом, когда на заре человеческого общества обмен продуктами, орудиями труда был едва ли не единственным способом общения между племенами. В наши дни этот способ приобрел особый смысл. Современный человек немыслим вне материальной деятельности, он должен осуществлять взаимодействие, используя предметы, вещи. В бригаде, работающей на сборке станка, общение осуществляется при помощи речи:
вырабатывается план, последовательность работы, распределяются обязанности каждого. Когда же начинается работа, то многие операции совершаются без речевого сопровождения: приемка - вручение деталей, инструментов. Другой пример, празднование новоселья сопровождается вручением подарков: как правило, предметов, необходимых в новой квартире. Это акт общения при помощи вещи.
В прошлом веке был широко распространен обычай преподносить букет цветов со значением. Была разработана система правил, согласно которой вид цветов, их расположение в букете имели определенный смысл. Цветы дарят и в наши дни, тем самым выражая отношение, но смысловая нагрузка построения букета утратилась.
Средством общения также является тактильно-мышечная чувствительность. Взаимоприкосновение; мускульное напряжение для движения, направленного на другое лицо, или удержание от него - вот пределы такого рода общения. Конкретными проявлениями его могут служить рукопожатие, нахождение ребенка на руках у матери, единоборство спортсменов (борцов, боксеров и др.). При помощи так-тильно-мышечной чувствительности человек познает физическую силу, некоторые особенности личности, отношения другого лица, в свою очередь проявляет некоторые собственные качества и выражает отношение к нему. Тактильно-мышечная чувствительность позволяет человеку определять меру физического воздействия на другого человека, характер и меру взаимодействия с ним. Тактильно-мышечная чувствительность - основной канал получения информации из внешнего мира и главное средство общения у людей,
112 лишенных слуха и зрения, и таким образом лишенных возможности
естественным путем овладевать звуковой речью. В последнее
время в психологических исследованиях обращено внимание
на коммуникативное значение дистанции между общающимися и на
роль в успехе общения расположения партнеров. В американской
психологии общения появилось даже название для этого направления исследований - проксемика. Выделены четыре дистанции
между общающимися: интимная, 'личная, социальная, публичная.
Первые две дистанции свидетельствуют о том,, что общающиеся
являются близкими друзьями; социальной дистанции придерживаются люди, вступающие в официальные контакты; публичная имеет
место между чужими людьми. Изменяя расстояние, учитель может
добиваться "доТГблнительного воздействия на ученика, так как
этим изменяется характер отношений между партнерами. Не меньшее значение в Общении имеет размещение партнеров. Например,
общение между людьми, вступающими впервые в контакт, проходит
легче и успешнее, если стулья, на которых они сидят, расставлены не в ряд, а свободно вокруг небольшого столика.
Изображения-фотографии, картинки, фильм, рисунок-также являются средствами общения, но это уже не прямые средства контакта, а их распространение связано с техникой:
изобретением книгопечатания, кино, телевидения. Рассмотренные
неречевые_^^едс1ва--.ойщеыдя-_х).б11ЫЖ?, .сопровождают
речевое общение, создают его .подтекст^, который-лег-ко счи-тывается.лаже. детьми. Ма^Та˜г"оЕГорй'т"сердить1е слова, но
не сердится. "У нее нет сердиток", - замечает ребенок. Балет,
искусство мима и немое кино целиком построены на неречевом
общении. В драматической постановке игра актеров немыслима
без этих неречевых средств общения, и создание образа для актера психологически означает умение слить воедино речь и не-речевые средства коммуникации: облик, мимику и пантомиму,
жесты, дистанцию с партнерами. Достижение единства речевых и
неречевых средств коммуникации является также задачей учителя, работающего с детьми. Организуя в соответствии с педагогическими задачами свои переживания, отношения, мысли, учитель должен находить их адекватное выражение в неречевых
средствах воздействия.
Исходя из содержания и условий целесообразно рассматривать
уровни общения.
Уровни общения. Психологи выделяют три уровня общения. Первый
уровень (макроуровень). В данном случае общение рассматривается как важнейшая сторона образа жизни личности, в котором
отчетливо выделяются преобладающее содержание деятельности,
круг людей, с которым преимущественно контактирует она, сложившийся стиль общения и другие параметры. Все это обусловлено общественными отношениями, социальными условиями жизни
личности. Кроме того, рассматривая
113 этот уровень, следует учитывать, каких правил, традиции,
принятых
норм придерживается личность, общаясь с другими. Временной
интервал для такого рассмотрения общения - вся предшествующая
и будущая жизнь личности.
Второй уровень (мезауровень). Общение этого уровня предполагает
контакты на определенную тему. Причем реализация темы может
осуществляться с одним лицом и группой, может закончиться в
один сеанс или потребовать нескольких встреч, актов общения.
Как правило, у человека несколько тем, которые он реализует
последовательно или параллельно. И в том и в другом случае
партнерами по общению могут быть отдельные личности и группы.
Общение в пределах темы имеет начало, середину и окончание, т.
е. оно представляется процессом. В зависимости от темы конкретная картина общения может быть весьма своеобразной по форме, способам.
Третий уровень (микроуровень). Он предполагает акт общения, который выступает в роли своеобразной элементарной единицы. Таким актом общения можно считать "вопрос - ответ", рукопожатие, многозначительный взгляд - мимическое движение в ответ и
др. Через элементарные единицы реализуются темы, из которых
складывается вся система общения личности в определенный период ее жизни-.
2. ВИДЫ ОБЩЕНИЯ Деление общения на виды возможно по нескольким
основаниям:
контингенту участников, продолжительности, степени опосредо-ванности, законченности, желательности и др.
В зависимости от контингента участников можно выделить межличностное, лично-групповое, межгрупповое общение.
В первичной группе, первичном коллективе каждый человек общается с каждым. В ходе такого парного общения реализуются как
личные, так и групповые цели и задачи. Если общение строится
на содержании, касающемся только данных лиц, то они сами выбирают средства, которые в большей мере отражают позицию каждого из них. Если же участники общения являются представителями групп, коллективов, то они не полностью свободны в способах контактирования. Осведомленность общностей о содержании общения или присутствие третьего лица в момент общения
двух лиц меняет картину коммуникации. В этом .случае выбор
средств ограничен, поскольку контактирующие личности должны
заботиться о престиже представляемых ими общностей.
Ли-ч-но-fpynnoBoe общение-это тот случаи, ...при котором одна
сторона, один "участник-личность, другая-группа, ^коллектив.
Личногрупповое общение наиболее отчетливо проявляется между
руководителем и группой, коллективом. При
114 этом необходимо иметь в виду, что руководитель общается с
отдельной
личностью, как представителем группы, носителем группового
мнения, содержания, а также с группой в целом, как, например,
командир воинского подразделения в момент подачи команды и
исполнения ее подчиненными.
Межгрупповое общение предполагает _контакт двух общностей. '1
а ковы командные соревнования в спорте (баскетбол, фут-бол,
?[оккей). Цели и_задади._общения групп, коллективов могут
совпадать, _.но.._мог.ут и не совпадать. Если цели совпадают,
то происходит сложение сил и общение носит "мирный" характер.
Если цели не совпадают и при этом они исключают друг друга,
то возникает конфликтная ситуация и общение приобретает вид
конфронтации, противоборства. Межгрупповое - не безликое
аморфное общение. Оно иногда выражается в личных взаи модейс-твиях. При этом каждая личность является носителем коллективного содержания, отстаивает его, руководствуется им. В соответствии с этим, личность выбирает средства общения, которые
наилучшим образом выражают коллективную позицию.
Непосредственное и опосредованное общение. Когда употребляют термин "непосредственное", то имеют в виду общение "лиц^)м_"к_.лицу", общение, при котором каждый его участник воспринимает другого и осуществляет контакт, используя все имеющиеся в его распоряжении средства. В непосредственном общении существует больше каналов для обратной связи, и соответственно каждый из общающихся получает через них информацию о степени принятия содержания другой стороной, реакции на него.
Опосредованное__общение -"это"_к^ошуун^ик.адия^__в__котог1ую вклиниваются промежутс)чньге"""звенья. в виде. третьего лица, _механизма, вещи. Опоср^дован.ность, может быть минимальной и значительной. "Если, например, два человека разговаривают по видеотелефону, то можно считать опосредованность минимальной: они видят, слышат друг друга, но не могут прикоснуться друг к другу. В том случае, когда один другому посылает письмо или через вторых и третьих лиц передает информацию, - опосредованность значительная.

Рассматривая непосредственное и опосредованное общение, следует иметь в виду, что непосредственное взаимовосприятие партнеров не является^ главным показателем непосредственного общения. Восприятие друг друга дает определ"„нную информацию каждому о каждом, но это не есть содержательное взаимодействие. Как только между контактирующими_происходит обмен даже незначительной ин-формацй„Т-^это общение.
'Кратковременное и длительное общение. Время, в течение которого происходит общение, оказывает влияние на характер его. Оно является своеобразным катализатором содержания и способов общения. Кратковременное общение (в пределах одной темы и отрезка времени в несколько часов) с незнакомым чело-11 5
веком отличается от акта общения со знакомым. Если оно ноет деловой характер, то с незнакомым лицом общение развертывается в двух планах. С одной стороны, оно направлено на решение стоящей задачи, с другой - на познание этого лица. Познать человека в деталях за короткий срок, конечно, не удается, но попытка постичь основные личностные и характерологические качества постоянно существует. В кратковременном общении со знакомыми, друзьями, с людьми ранее встречавшимися задача на постижение их личности отходит на второй план в сравнении с задачами, которые предстоит решать совместно.
Длительное взаимодействие в пределах одной или нескольких тем, прерывистре.или непрерывное, предполагает не только решение стоящих задач, но и самовыявление каждой из сторон и таким образом познание друг друга. Длительное общение-путь к взаимопонима-нию;' но оно же и путь к пресыщению. Как показывает практика, длительный срок общения создает предпосылку либо для возникновения и укрепления положительных деловых и дружеских взаимоотношений, и следовательно психологической совместимости, либо для конфронтации, противопоставления, т. е. психологической несовместимости. Сказанное не означает, что кратковременное общение не может породить конфликтную ситуацию. В пределах кратковременного общения люди могут "почувствовать" и проявить тяготение друг к другу, равно и проявить неприязнь.
Законченное и незаконченное (прерванное) общение. .Показателем з.акончеш1ос1и,Х)бш^яи^-х^ау.жит исчерпанность содер-ж˜Яни"я' темы, совместного действия. Законченным можно считать такое общение, которое идентично оценивается его участниками. При этом оценка фиксирует не субъективную значимость результата общений (удовлетворенность, безразличие, неудовлетворенность), а факт законченности, исчерпанности. Но, вполне естественно, у контактирующих возникает определенное отноше ние к ходу и результату общения.
В ходе незаконченного общения содержание темы или совместного действия оказывается не доведенным до конца, до результата, который преследовала каждая из сторон. Незаконченность общения может быть обусловлена объективными и субъективными причинами. Объективные или внешние причины-разъединение людей в пространстве, запрет, исчезновение средств общения и др. Субъективные - взаимное или одностороннее не желание продолжать общение, понимание необходимости прекращения его и др.
Социальная ситуация общения. Общение всегда социально. Оно совершается между людьми и в присутствии людей. Даже тогда, когда два человека общаются без третьего лица, они общаются как носители социального опыта, как представители групп, коллективов, классов, народов. Степень социальности общения может быть различной. Она определяется количеством
116 людей, участвующих или посвященных в цели, содержание, результаты
общения. В одних случаях контакты оказываются в поле внимания
десятков и сотен миллионов людей. Таковы встречи глав правительств, сессия ООН, форум миролюбивых сил и др. Социальная
ситуация общения в данном случае широкая. Встреча завуча с
учеником или его родителями может остаться известной только
им, и тогда социальная ситуация общения оказывается узкой.
Степень социальности общения _обусловливает_все ,его компо-нентьГ^Тодержани„^средства," 1вйды. Личность, вступающая в
общение, испытывает на себе "груз социальности". Психологи
установили, если содержание, результаты, средства и формы общения известны или могут быть известны другим людям, то оно
протекает иначе в сравнении с общением, о котором знают только контактирующие лица. Равно неодинаково совершается общение
и в том случае, когда контактируют люди в присутствии других
и наедине. Например, в школьных классах некоторые учащиеся
выполняют роль шутов. Они иногда небезуспешно веселят класс
во время уроков, на перемене. Эта роль ими играется в присутствии одноклассников, поскольку последние поддерживают
улыбкой, смехом. Однако стоит ученику остаться наедине с
классным руководителем, лишиться поддержки товарищей и манера
общения его резко меняется. Налет шутливости исчезает, хотя
классный руководитель не намерен строго разговаривать с учеником.
На социальную ситуацию общения по-разному реагируют люди в зависимости от их личностных свойств, от практики общения. Психологи установили, что темперамент обусловливает манеру (динамику) общени.а,...,что^выражается в общительности
_(.не.общ.цте.дьнпс.ти) ка^<__сво^1ств^хар^тера_^юд^ "общительные в любой ситуации находят адекватную'манеру общения.
Они быстро ориентируются в обстановке, находят тему и манеру,
способы контактирования. Люди необщительные чувствуют себя
скованно, особенно в непривычной для них ситуации. Если же
социальная ситуация общения оказывается широкой, если контакты данной личности оказываются в поле внимания большой массы
людей, то для людей необщительных она может быть подавляющей,
а иногда и дезорганизующей. Человек в этом случае говорит,
делает не то, что заранее намечено с учетом требований ситуации.
С другой стороны, социальная ситуация общения служит условием и
фактором развития и формирования общительности как свойства
личности. Последовательно включаясь в узкую, а затем в широкую ситуацию общения, человек приобретает навык, который,
постепенно превращаясь в привычку, становится достоянием личности.
Массовая коммуникация. Развитие техники привело к появлению различных средств передачи информации на значитель-117 ные расстояния, к одновременному восприятию ее большими
массами
людей. На этой основе сложилась массовая коммуникация как
особый вид общения.
Информация, .передаваемая, такими каналами, как радио, телевидение, пресса, и "впитываемая" людьми, характеризуется односторонностью, т. е. она идет лишь в одном направлении,
из^центра^ жретевящегоуеег-- -
"Информация "от воспринимающего в момент радиотелепередачи,
чтения статьи и т. д. таких каналов не имеет. Однако с задержкой во времени информация может пойти в обратном направлении в виде писем, телефонных разговоров.
Содержанием массовой коммуникации является господствующее мировоззрение, идеологические установки, оценка социальных явлений, показ культурных ценностей, развлечений. Содержание готовится, отбирается специально созданными для этого организациями (информационными центрами, комитетами и т. д.). Содержание массовой коммуникации, а также ее средства служат тем
классам и группам общества, кто владеет ими и кто занимает
господствующее положение. В капиталистическом обществе средства массовой коммуникации используются для идеологической обработки широких масс, для пропаганды угодных буржуазии идей,
взглядов, оценок.
Под влиянием массовой коммуникации происходят сдвиги в сознании
людей и в их поведении. При этом выявляется следующее обстоятельство: непрерывный поток информации как выражение ее количества в определенный момент вызывает качественный сдвиг в
сознании людей.
Содержание массовой коммуникации должно затрагивать ум и чувство, поэтому оно должно быть доходчивым, опираться на какой-то средний уровень осведомленности реципиента. Поток информации через различные каналы должен заинтересовывать и
эмоционально затрагивать. Поэтому наличие нового содержания в
нем - обязательный элемент.
3. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

В ГРУППАХ И КОЛЛЕКТИВАХ В группах, коллективах существуют отношения и взаимоотношения. Отношение - это позиция личности ко
всему, что ее окружает, и к самой себе. Человек так или иначе относится к вещам, событиям социальной жизни, людям. Что-то ему нравится, а что-то нет, одни события, факты его волнуют, а другие оставляют равнодушным. Чувства, интересы, внимание - вот те психические процессы, которые выражают отношение человека, его позицию. В социальных общностях (группах, коллективах) у составляющих их людей представлены не отношения, а вза имоотношения.
118 Взаимоотношение-взаимная позиция одной личности к другой,
позиция
личности по отношению к общности. Взаимоотношение-отношение,
идущее от людей к людям, "навстречу друг
другу". При этом если в отношении не обязательно поступление
к человеку обратного сигнала, то при взаимоотношении постоянно осуществляется "обратная связь". Взаимоотношение у контактирующих сторон не всегда имеет одну и ту же модальность
(один и тот же тон). У Петра Ивановича могут быть добрые, хорошие отношения к Николаю Константиновичу, а у последнего к
Петру Ивановичу - противоположные.
Между общением, с одной стороны, и отношением - взаимоотношением - с другой, существует определенная соотнесенность. Общение- это видимая, наблюдаемая, выявляющаяся вовне связь людей. Отношение и взаимоотношение-стороны общения. Они могут
быть явными, но могут быть и скрытыми, не показанными. Взаимоотношение реализуется в общении и через общение. В то же
время взаимоотношение накладывает печать на общение, оно служит своеобразным содержанием последнего. Вспомним гоголевских
Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича. У них были добрые теплые взаимоотношения, которые выражались в разнообразных, соответствующих им формах общения. Но вот взаимоотношения нарушились, стали враждебными - изменилось и общение.
Принято различать деловые и личные взаимоотношения. Де-ловуе
создаются в ходе выполнения служебных обязанностей, регламентированных инструкцией,уставом, постановлением. При формировании группы определяются функции ее членов. Например, открывается школа-интернат. Штатным расписанием предусмотрены директор, завуч, учителя, воспитатели, завхоз и т. д. Документом же определены обязанности каждого из них. Лицу, занявшему
ту или иную должность, надлежит выполнять определенную работу, а также устанавливать вытекающие из служебных обязанностей деловые контакты.
Психологическими исследованиями установлено несколько видов деловой зависимости. 1. Деловые отношения равенства. В этом
случае два или несколько" членов группы, коллектива имеют
одинаковые права и обязанности выполняют одинаковые функции.
Примером могут служить студенты в учебной группе, два монтажника в бригаде строителей и др. 2. Деловые отношения подчинения. В них одно лицо согласно документу занимает положение,
обязывающее его. намечать для другого объект приложения усилий, способы выполнения, осуществлять контроль, принимать исполнение. Другое лидр признает и^_йы'полняет предписания документа, хотя они исходят не из документа, а от лица с возложенными на него полномочиями. Реальные деловые взаимоотношения всегда богаче положений, закрепленных в ин струкциях",
уставах, приказах. Это связано с тем, что относятся друг к
другу люди, наделенные индивидуальными качествами.
119 Личные взаимоотношения возникают на основе психологических
мотивов:
симпатии, общности взглядов, интересов, комплементарности
(дополнения друг друга), неприязни и др. В личных взаимоотношениях документы не имеют силы. Приказами, распоряжениями
личных взаимоотношений установить нельзя. Необходимым условием возникновения данных взаимоотношений является постижение
друг друга. Именно в ходе познания устанавливаются взаимоотношения, а по мере их укрепления члены группы узнают друг
.друга. Взаимоотношения могут прекратиться, как только исчезают психологические мотивы, породившие их. Система личных
взаимоотношений выражается в таких категориях, как дружба,
товарищество, любовь, ненависть, отчужденность.
В процессе общения намечается несколько вариантов соотношения
деловых и личных взаимоотношений.
1.. Совпадение положительной направленности. В группе, не имеющей деловых противоречий между членами, добрые личные контакты способствуют успешному выполнению стоящей задачи. Под влиянием положительных личных взаимоотношений деловые становятся
менее официальными. Но различия между ними сохраняются.
2. Натянутые деловые отношения и недоброжелательные личные. Это
предконфликтная или' конфликтная ситуация. Она может возникнуть в отношениях равенства или подчинения. Причины осложнения отношений могут быть различные, но выход из конфликтной
ситуации не должен быть за счет нарушения деловой активности
членов группы, коллектива, снижения качества и уменьшения количества выпускаемой продукции.
3. Нейтральные деловые и такие же личные. Под нейтральными следует понимать такие отношения, при которых обе стороны придерживаются инструкции, не выходя за ее пределы. Это так называемые строго официальные отношения. Личные при этом нивелируются. Они не проявляются, т. к. для этого нет почвы.
Межличностные отношения определяют положение человека в группе,
коллективе. От того, как они складываются, зависит эмоциональное благополучие, удовлетворенность или неудовлетворенность человека пребыванием в данной общности. От них зависит
сплоченность группы, коллектива, способность решать поставленные задачи.
Методы изучения общения и межличностных отношении,^ Общение и межличностные. ,отношения в группах и коллективах изучаются наблюдением, экспериментом, беседой, анкетным опросом, социометри-ей. Применение того или иного метода диктуется конкретной задачей, а также условиями, в которых осуществляется изучение. Виды наблюдения, эксперимента и опроса, которые были кратко изложены в предыдущей главе, вполне приемлемы при изучении общения и межличностных отношений в группах и коллективах.
120 В настоящее время широкое распространение получила со-циометлиле.ск.ая.. методика. Она используется для изучения
"oi6- щ„1^ия_и_^лежлич,н.о-с.тных. отношений..-в ..уже
-сдождвщихся груп пах и коллективах. Эта методика предполага-ет,".выб.ор партнера для˜с'овм"естных акций (на деловой и
личной основе) путем отвеТа˜71а˜вопрос типа: "С кем бы ты желал... (работать в одной бригаде, провести отпуск, отправиться в опасное путешествие и т; д.)?" или "Кого бы ты пригласил... (на день рождения, на встречу Нового года и др.)?" Такого рода вопросы называют критериями выбора. Процедура проведения опроса несложна. Каждый член группы, коллектива должен назвать фамилии тех, кого он выбирает, записать на листочке бумаги или сообщить экспериментатору устно. На основе
ответов составляются матрицы, которые дают наглядное представление о положении, занимаемом каждым лицом в межличностных
отношениях; популярность-непопулярность, взаимность отношений
и общения, состав микрогрупп, существующих в данной первичной
'группе. Указанная методика при небольшой затрате времени
позволяет получить своеобразную канву изучаемой общности. Эта
канва, каркас, в дальнейшей работе должна быть детализирована, 'наполнена содержанием при помощи других методов и методик.
В социальной психологии приняты специальные термины, обозначающие положение личности в межличностных отношениях.
"Звезда" - член группы, получающий наибольшее количество выборов. Например, в школьном классе из 35-50 учащихся некоторые
учащиеся получают по 8-10 выборов. Такое количество одноклассников выбирает их для совместных акций. Этот ученик популярен. Как правило, "звезд" в группе немного-"Предпочитаемый" - член группы, коллектива, получающий половину
или чуть меньше количества выборов, отданных популярному. В
классе такой ученик получает 4-7 выборов.

<< Предыдущая

стр. 8
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>