<< Предыдущая

стр. 9
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

"Оттесненный"-термин обозначает лицо, получающее 1-3 выбора.
Изучение коллективов и групп показывает, что "предпочитаемых" и
"оттесненных" в них большинство. Это основная масса. "Изоли-рованный"-лицо, которое не получает ни одного выбора. В
школьных классах таких 2-3 ученика. "Отвергаемый"-тот, кого
называют при ответе на вопрос: "С кем бы ты не хотел работать,
отдыхать...?" Итак, каждый член группы, коллектива занимает то
или иное положение.
Однако оно не всегда одинаково в деловых и личных отношениях.
Например, ученик в деловых отношениях оказывается в ранге
"оттесненных", в личных - "предпочитаемый";
другой - в личных - "звезда", в деловых - "предпочитаемый". Но
может быть и совпадение статуса: "предпочитаемый" в деловых и
в личных отношениях.
121 Психологи исследовали дифференциацию в классных коллективах
и
выявили причины популярности одних учащихся и непопулярности
других. Оказалось, статус "звезды" обусловлен рядом обстоятельств. Во-первых, умением устанавливать контакты с одноклассниками. Как правило, "популярные" находят дорогу к сердцу
одноклассников. Они понимают и оценивают состояние сверстников, входят в их положение. Во-вторых, складом характера. Как
правило, эти школьники общительны, инициативны, настойчивы.
В-третьих, наиболее "популярные" обычно являются носителями
знаний: они хорошо успевают по учебным предметам, имеют много
сведений, полученных вне школы. Эти учащиеся готовы поделиться знаниями с одноклассниками. Вчетвертых, физический фактор:
приятная внешность девочки, физическая сила мальчика.
Иногда в классных коллективах "популярным" оказывается ученик с
сомнительным поведением и личностными качествами, не отвечающими высоким нормам. Это бывает в тех случаях, когда воспитательная работа и коллективные дела в запущенном состоянии.
Непопулярность (изолированность и отвергаемость) также имеет
свои причины. Установлено, что такое положение школьника вызывается следующими причинами. Во-первых, безразличием к
собственной учебе' и успеваемости товарищей. Для них учение-дело обязательное, но неинтересное. Это замечают сверстники. Во-вторых, непопулярны те, кто неинтересен в общении:
они не могут предложить что-то забавное, увлекательное, у них
для этого не хватает выдумки, инициативы. Втретьих, вялость,
бездеятельность в налаживании контактов и отношений. Такие
школьники хотели бы участвовать в общих делах, но не знают,
как включиться в них. Попытки, которые они предпринимают, не
отличаются тактичностью, скромностью. Этим они больше вредят
себе, чем помогают. В-четвертых, способствует изолированности
небрежный, неряшливый внешний вид. Нестриже-пые ногти, немытые руки и грязная одежда, в сочетании с пренебрежением к санитарным правилам, отталкивают одноклассников.
Таким образом, эмоциональное благополучие и удовлетворенность
индивида в системе межличностных отношений определяется тем,
насколько популярен он, как много членов группы претендуют на
деловые и личные контакты с ним. Но это не все. Как показывают исследования, эмоциональное благополучие зависит от взаимности выбора. Если М выбрал Н, а Н выбрал М - это взаимный
выбор. Все другие варианты не характеризуются взаимностью.
Поэтому, если Б, Д, Г выбрали А, но никто из них не получил
выбора от Л, - взаимности нет. В этом случае А, хотя и получил много выборов, но остался без взаимности. И его эмоциональное благополучие окажется хуже, ниже, чем у двух лиц, находящихся во взаимном выборе. Важным
122 феноменом в межличностных отношениях оказывается социально-психологическая рефлексия - способность индивида воспринимать
и оценивать свои взаимоотношения с другими членами группы. В
рефлексии отражается понимание собственных притязаний во взаимоотношениях, реальность положения и оценка его другими членами группы.
Исследованиями установлено, что составляющие рефлексию притязания и оценка человека другими членами группы не всегда гармонично соотносятся друг с другом. Их соотношение может быть
следующее. Первое - притязания соответствуют реальному положению, оценка со стороны и самооценка совпадают. Второе -
притязания и положение в группе не совпадают. Притязания либо
завышены, либо занижены.
Социально-психологическая рефлексия измеряется "рефлексивным
коэффициентом осознанности" по формуле
РКО ' 100%,

где R - число оправдавшихся ожиданий в выборах партнера,
/?)- число ожидавшихся выборов.
4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ, КОНФЛИКТЫ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Психологическая совместимость. Межличностные отношения выражаются в совместимости людей.
Совместимость--- оптимальное сочетание качеств людей в процессе общения, способствующих успеху выполнения совместных акций. Принято выделять четыре вида совместимости: физическую, психофизиологическую, социально-псих.алогине.скую ы. социально-идеологическую.
^^йз1Гч„ская'^овме_стим.С1С1Ь -выраж.ае.т.ся, .в гармоничном сочетании˜физических качеств двух или нескольких людей, выполняющих совместное действие (совместимость в силе, выносливости и др.). Например, при комплектовании экипажей гребных судов (байдарок, каноэ, академических лодок) подбирают спортсменов, равных по физическим данным. Другой пример: в некоторых видах спорта существует деление спортсменов на весовые категории. Это делается для того, чтобы уравнять, совместить анатомические предпосылки, на основе которых развиваются физические свойства. А они при сравнительно одинаковой массе тела могут быть различными. Это зависит от тренированности. В ходе спортивного соревнования происходит состязание не масс тела, а тех физических свойств, которых достиг спортсмен тренировкой при данном весе.
В основе психофизиологической совместимости лежат особенности анализаторских систем, а также свойства темперамен-123 та. Этот вид совместимости предполагает взаимоотношение
лю-"дей в
ходе их совместной акции, при которой чувствительность в пределах той или иной анализаторной системы оказывается решающей. В этом отношении показательна ситуация рассказа Л. Н.
Толстого "Слепой и глухой". Предпринятое двумя персонажами
рассказа нападение на чужой посев гороха окончилось безрезультатно, так как один не слышал, а другой не видел, и сигналы каждого из них не доходили до другого. Они оказались физиологически несовместимыми. Две женщины-контролера на ткацкой фабрике, выполняющие совместную работу и отличающиеся
разной остротой и цветочувствительностью зрения, являются несовместимыми. Производительность их труда будет невысокой.
Еще большее значение в пределах данного вида совместимости-имеет темперамент. Исследования и наблюдения свидетельствуют
о том, что "пригонка" темпераментов осуществляется по определенным правилам. Доказано, что в общении хорошо совмещаются
два неодинаковых темперамента (холерик и флегматик, сангвиник
и меланхолик) и плохо уживаются люди с однотипными темпераментами (два холерика). С другой стороны, в работе, требующей
подвижности нервной системы от всех ее участников, противоположные темпераменты не пригодны, по скольку не обеспечивают
одинакового ритма работы.
Социально-психологическая совместимость предполагает взаимоотношение людей с, такими личностными свойствами, которые способствуют успешному выполнению социальных ролей. В этом случае необязательно сходство характеров, способностей, но обязательна их гармония. Как свидетельствует жизненная практика,
контакты устанавливаются быстрее и оказываются прочнее у людей с чертами характера, дополняющими одна другую:
один-задиристый, решительный, другой-спокойный, рассудительный,
неторопливый. Один - более способный в усвоении знаний, другой - в приобретении двигательных навыков. Сказанное не означает, что в любых случаях совместимыми оказываются лишь люди
с противоположными чертами, с несходными способностями и другими свойствами. Совместимость возможна и при сходных темпераментах, но вероятность распада общности в этом случае большая.
Социально-идеологическая совместимость предполагает общность
идейных взглядов, сходство социальных установок и ценностей.
є Идейное родство, стремление к одним
и тем же моральным и эстетическим ценностям сближает людей. Совместимость на социально-идеологической основе можно считать более высокого уровня по сравнению с совместимостью на иных основах. Идейное сходство, совпадение социальных установок как бы перекрывает и интегрирует все другие основания. Физический, психофизиологический и социально-психологический факторы, если они
124 идут вразрез с социально-идеологическим, могут быть приглушены, и
несовместимость на основе этих параметров не будет проявляться. Это обусловлено тем, что групповое или коллективное усилие направлено на решение не частных, хотя и групповых, а
масштабных задач, стоящих перед большими общностями (партией,
классом, народом).
Рассматривая виды совместимости, следует иметь в виду, что они
все могут быть представлены в акте конкретного общения, хотя
такие случаи крайне редки. Практически же встречается совместимость в пределах одного или двух видов. Например, физическая и психофизиологическая; психофизиологическая и социаль-нопсихологическая; социально-психологическая, психофизиологическая и социально-идеологическая и др.
Конфликты и межличностные отношения. Конфликт-это противоречие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни (А. Г. Ковалев).
Среди многих причин, порождающих конфликт, определенное место занимает несовместимость в физическом, психофизиологическом, со-циальнопсихологическом и социально-идеологиче ском отношениях. В социалистическом обществе нет антагонистических противоречий. Поэтому нет масштабных конфликтов, порожденных социально-идеологической несовместимостью. Между тем в годы гражданской войны в нашей стране идеологические расхождения приводили к конфликтам не только чужих друг другу людей, но и родственников: родителей и детей, братьев, сестер.
Капитализм порождает социальное неравенство, что в свою очередь ведет к антагонистическим противоречиям и конфликтам. Яркую картину несовместимости в социально-идеологическом отношении нарисовал Джек Лондон в рассказе "В далеком краю". Он повествует о том, как два незадачливых золотоискателя зазимовали на Крайнем Севере в небольшом домике. Они были представителями разных сословий, у каждого были свои взгляды, идейные ценности. Совместная жизнь была мучительной. Финал оказался трагичным: они погибли в смертельной схватке.
Отсутствие социально-идеологической несовместимости в группах и коллективах нашего общества не означает, что в них нет прити-воречий и конфликтов. Они есть и возникают по разным причинам.
Противоречия в межличностных отношениях не всегда приводят к конфликтам: многие из них разрешаются мирным путем. Другие-вызывают противоборство и разрешаются в нем.
В группах, коллективах, уже сформировавшихся и устоявшихся, противоречия возникают реже, чем в общностя-х, срок существования которых невелик. Это связано с тем, что q длительно существующих общностях под влиянием отсева и взаимопознания достигается уровень совместимости, при котором противоречия не разрешаются в конфликтной ситуации. В группах
125 и коллективах, находящихся в стадии становления и развития,
противоречия нередко заканчиваются конфликтами. Причинами тому могут выступать психофизиологическая и социально-психологическая несовместимости. А конкретнее: появление в этих общностях лиц с трудными характерами - заносчивых капризных, с
преувеличенной самооценкой и притязаниями, завистников сплетников. Такие люди способны на создание атмосферы травли, подсиживания. Они совместимы только с теми, кто выполняет их
прихоти, способствует реализации их коварных замы слов
В конфликтной ситуации деловые и личные взаимоотношения оказываются настолько запутанными, что в них трудно разо браться.
Поэтому выход из создавшегося положения порой оты скивается
на путях администрирования.
В личных взаимоотношениях несовместимость редко бывает причиной
конфликтов. Скорее несовместимость исключает вза-^ имоотно-шения на личной основе. Дело в том, что личные взаимоотношения не обязательны. Поэтому, как только обозначается несовместимость и это становится очевидным,-люди расстаются и взаимоотношения прекращаются,
5. МАССОВЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ИХ РОЛЬ В
ОБЩЕНИИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
Социальная психология изучает проявление психической деятельности в условиях групп, коллективов. На первый взгляд кажется, что сознание во всех его свойствах и особенностях индивидуально. Это верно, но верно также и другое-одновре-. менное проявление одной из сторон сознания множества людей Это так называемые массовидные психические явления, к которым относятся общественное мнение, коллективное переживание, соревнование, подражание.
В. И. Ленин, разрабатывая стратегию и тактику партии коммунистов, много внимания уделял психологии масс.
Массовидные психические явления, преломляясь через ближайшую социальную среду - коллектив, группу, - оказывают влияние на личности, их общение и взаимоотношения.
Рассмотрим некоторые проявления общественной психологии больших групп и их преломление в общении.
Общественное мнение. Общественное мнение - единые по содержанию суждения о фактах социальной жизни, коллективной деятельности, деятельности отдельных личностей. Оно приобретает функцию оценки и формируется либо стихийно, либо сознательно. Стихийное мнение опирается на информацию, передаваемую "из уст в уста" (слухи). Общественное мнение, отражающее господствующую идеологию, социально-экономический '/клад общества, государства, вырастает на данных массовой ин-12F, . формации: прессы, радио, кино, телевидения, собраний, митингов и т. "д. Общественное мнение порой имеет широкие масштабы: страну,
континент, весь мир. О таких проблемах международной жизни, как война и мир, экономические вопросы, складывается определенное общественное мнение у многих миллионов людей. Но общественное мнение может охватывать и небольшой круг людей - коллектив предприятия, население района, города, села. В этом случае содержанием общественного мнения могут стать дела группы, отдельных личностей.
Общественное мнение отражается на жизни коллектива, группы, личности, на общении и межличностных отношениях. В школе, например в коллективе учителей, учащихся, создается общественное мнение о том или ином ученике. Если в нем правильно отражены факты о делах и поведении, это благотворно влияет на школьника, на психологический климат класса, в ко тором он учится. Если же мнение основывается на ложной информации и таким образом оказывается неверным, оно может глубоко ранить школьника, изменить к худшему его общение и взаимоотношения со сверстниками, учителями. Под влиянием общественного мнения порой круто меняются привязанности ученика, сфера его общения.
Коллективное переживание. Тождество эмоционального состояния людей, входящих в социальную общность, представляет собой коллективное переживание. Оно может захватить большие массы людей. Вспомним день первого полета человека в космос. Радовались не только граждане Советского Союза, но и все прогрессивное человечество.
Праздники вызывают у людей приподнятое настроение. Стихийные бедствия-печаль многих тысяч людей. Таким образом, коллективные переживания могут быть положительными и отрицательными по содержанию. Глубоко отрицательным переживанием большой силы является паника. Иногда она захватывает множество людей, дезорганизует, 'нарушает ритм жизни и работы, ломает устоявшиеся отношения.
А. С. Макаренко считал, что для здорового, дееспособного коллектива характерно чувство бодрости, задора, делового энтузиазма, но, как показывает Практика воспитательной работы, эмоциональный подъем сменяется периодами спада, а порой и периодами минорного настроения. Горе одного члена коллектива отзывается в сердцах других. Потеря товарища ложится тяжким грузом на весь коллектив.
Каково значение коллективных переживаний в жизни группы, коллектива? Как они влияют на общение и межличностные отношения? Эмоциональный настрой коллектива создает определенную атмосферу для решения коллективных задач. Там, где господствует жизнерадостный тон, где открыто и без ограничений выявляются чувства солидарности и участия, коллективиз-127 ма и товарищества, легче выполняется трудная работа, менее
утомительными становятся дела. И напротив, уныние и грусть,
чувство одиночества, изолированности деморализуют личность и
коллектив. На фоне коллективного переживания оформляются и
существуют межличностные отношения. В коллективе с преобладанием положительного эмоционального настроя, как правило, не
возникает эмоциональных конфликтов. Общение и межличностные
отношения как бы входят в русло существующего эмоционального
климата группы, коллектива. Равно и отрицательная атмосфера в
коллективе порождает условия для натянутых межличностных отношений.
Соревнование. Взаимодействие личностей, коллективов, групп, в ходе которого возникает и реализуется стремление сторон превзойти результат друг друга, составляет соревнование. По своему характеру оно социально, т. е. его содержание связано с нуждами, запросами общества. Чем содержательней основа соревнования, тем оно ценнее: повышается качество учебы, качество и количество выпускаемой продукции, спортивных результатов и т. д. В отличие от конкуренции, соревнование не имеет антагонистических тенденций. Оно не предполагает, что перевес над другой стороной будет достигнут любой ценой. Соревнование создает эмоциональную насыщенность, оно затрагивает сферу переживаний, поскольку есть противоборство, стремление каждой стороны выйти вперед, занять более высокое место.
Соревнование есть форма взаимосвязи людей. Поэтому оно определяет" и выявляет" межличностные отношения, характер общения внутри коллектива, группы. При наличии соревнования сложившиеся межличностные отношения в коллективе не меняются по существу, но приобретают иной оттенок. Так, в коллективе, где деловые отношения сочетаются с взаимной симпатией, правильно организованное соревнование нисколько не снижает товарищеской атмосферы (хотя оно и предусматривает стремление каждой стороны превзойти другую). Напротив, общая эмоциональная атмосфера укрепляется, поскольку соревнование не мыслится без взаимопомощи, взаимовыручки для достижения общеколлективного результата.
Соревнование требует умственного," физического и эмоцио наль-ного-напряжения. Эмоциональный настрой колеблется в зависимости от хода соревнования. Так, эмоциональный накал усиливается, если возникает разрыв в результатах соревнующихся сторон. Напряжение борьбы увеличивается по мере сокращения срока, отведенного на соревновательную борьбу. В соревновательной борьбе особую важность приобретает спаян ность, сработанность, взаимопонимание отдельных членов группы, коллектива. В этом случае единое стремление, единый порыв, единая эмоция выливаются в результат, невозможный без соревновательной борьбы. Разлад, несогласованность в действиях, взаимные упреки и разнотипные эмоции не приводят к успеху.
128 Подражание. Сознательное или неосознанное копирование образца
называется подражанием. В общественной жизни оно занимает важное место. Так, школьник подражает полюбившемуся герою фильма, перенимает его манеру поведения, мимику, жесты. Распространение моды целиком основано на подражании. Одежда, прически, мебель в квартире, манеры общения - все это может явиться объектом для подражания.
Подражание как массовое социально-психологическое явление так или иначе преломляется в общении. Оно позволяет выработать идентичные приемы поведения людей, составляющих группу, коллектив. Подражание образцу осуществляется либо согласно инструкции (в официальной группе), либо по договоренности лиц, либо стихийно. Например, опыт работы произ водственной бригады и складывающиеся в ней деловые отношения становятся объектом специального изучения и распространения. Бригады, которые перенимают этот опыт, вводят его путем подражания.
Подражание манерам поведения, приемам умственной деятельности, стилю общения авторитетной личности или члену коллектива может осуществляться стихийно.
Подражание может быть полностью неосознанным или не до конца осознанным. 'Особенно заметно это в группах детей младшего возраста. Неосознанное подражание наблюдается и при речевом общении. Человек, попавший в среду с чуждыми ему речевыми особенностями, через некоторое время, не желая этого, будет произносить слова так, как слышит их.
Таким образом, подражание, наряду с другими социальнопсихоло-гическими явлениями, становится содержанием и формой общения и межличностных отношений в группе,, коллективе.

ЛИТЕРАТУРА Ковалев А. Г. Курс лекций по социальной психологии.
М., Высшая школа, 1972. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, 1976. Соковнин В. М. О природе человеческого общения. Фрунзе, Мектеб, 1974. Юрганов О. Б. Смотрись,
как в зеркало, в другого человека. Минск, Высшая школа, 1977. Якобсон П. М. Общение людей как социально-психологическая проблема. М., Знание, 1973.

5 Заказ 385 Глава 8 ПСИХОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. ПОНЯТИЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Движения, действия, деятельность.
Человек по своей природе активен. Он является творцом и созидателем независимо от того, каким видом труда занимается. Без активности, выражающейся в деятельности, невозможно раскрытие богатства духовной жизни человека: глубины ума и чувств, силы воображения и воли, способностей и черт характера.
Деятельность-категория социальная. Животным доступна лишь˜˜"жизнедеятельность, "проявляющаяся как биологическое приспособление организма к требованиям окружающей среды'. Для человека характерно сознательное выделение себя из природы, познание" „„˜закономерностей и осознанное воздействие на нее. Человек как личность ставит перед собой цели, сознает мотивы, побуждающие его к активности.
Принцип единства сознания и деятельности, сформулированный советскими психологами, обобщает ряд теоретических положений. Содержанием сознания становятся прежде всего те объекты или стороны познаваемой деятельности, которые включены в деятельность. Таким образом, содержание и структура сознания оказываются связанными с деятельностью. Активность, как важнейшая характеристика психического отражения лично сти, закладывается и реализуется в предметной деятельности и затем становится психическим качеством человека. Формируясь в деятельности, сознание в ней и проявляется. По ответу и выполнению задания учитель судит об уровне знаний школьника. Анализируя учебную деятельность школьника, учитель делает вывод о его способностях, об особенностях мышления и памяти. По делам и поступкам определяют характер отношения, чувства, волевые и другие качества личности. Предметом психологического изучения является личность в деятельности.
Любой вид деятельности связан с движениями, независимо от того, будет ли это мускульно-мышечное движение руки при письме, при выполнении трудовой операции станочником или движение речевого аппарата при произнесении слов.
Движение есть физиологическая функция живого организма. Двигательная,, или моторная, функция'у человека появляется очень рано. Первые движения наблюдаются во внутриутробный период развития, у зародыша. Новорожденный кричит и производит руками и ногами хаотические движения, у него проявляются и врожденные комплексы сложных движений; например, сосательный, хватательный рефлексы.
130 Врожденные движения младенца предметно не направлены и стереотипны.
Как показывают исследования по психологии детства, случайный
контакт раздражителя с поверхностью ладони новорожденного вызывает стереотипное хватательное движение. Это исходная бе-зусловнорефлекторная связь между ощущением и движением без
отражения специфики воздействующего предмета. Значительные
изменения в характере хватательного рефлекса происходят в
возрасте от 2,5 до 4 месяцев. Они вызваны развитием органов
чувств, прежде всего зрения и осязания, а также совершенствованием моторики и двигательных ощущений. Длительный контакт с
предметом, осуществляе мый в хватательном рефлексе, происходит под контролем зрения. Благодаря этому формируется система
зрительно-моторных связей на основе тактильного подкрепления.
Хватательный рефлекс распадается, уступая место условнореф-лекторным движениям, соответствующим особенностям предмета.
По физиологической основе все движения человека могут быть разделены ,на,.дв.е...ГБуппь1^в^>ож7ен^мые_ (?езу^ловнореф-лек-торные) и прш^етенаы.е (условнорефлекторные). Подавляющее количество движений, включая даже такой элементарный, общий с
животными акт, как передвижение в пространстве, человек приобретает в жизненном опыте, т. е. большинство его движений
являются условнорефлекторными. Лишь очень незначительное количество движений (крик, .моргание) являются врожденными.
Двигательное развитие ребенка связано с преобразованием бе-зусловнорефлекторной регуляции движений в систему условнореф-лекторных связей.
Огромны прижизненные возможности развития движений человека.
Они включены в различные виды труда обслуживают цежличностные
отношения. Упрочившиеся системы движений Начинают выражать
некоторые индивидуальные особенности Личности. Движения ходьбы образуют походку, которая отличает одного человека от другого. На изменение походки, скорости движения оказывают влияние переживания. Огромное число движений (мимика, жесты) передают чувства, мысли, отношения. Жесты и мимика выполняют
роль языка знаков. .Звуки речи, создаваемые движением гортани, напряжением голосовых связок, полостью рта, также относятся к движениям, Юбеспечивающим через звук речи информацию
о психических состояниях человека.
Двигательные способности у людей различны. Они тесно связаны с
двигательными задатками. У балерин, спортсменов, певцов, актеров двигательные способности доводятся до такой степени совершенства, что они становятся объектом эстетического восприятия.
Система движений, направленных на предмет с целью его присвре-ния˜илй˜ изменения, называется действием. В_^отдичде от дви-женид,,.которые связаны с моторной функцией организма,
к:! 131
действия изначально носят социальный характер: они зависят от
предметов, созданных предшествующими поколениями, с которыми
сталкивается человек.
Самыми простыми действиями являются предметные. Ребенок учится
есть ложкой, мыть руки мылом, вытирать их полотенцем. В самих
предметах, созданных руками человека, заложен способ действия
с ними.
Ребенок постепенно овладевает предметным миром, и соответственно с этим происходит развитие его действий. Из случайных соприкосновений с предметами постепенно развиваются целенаправленные действия. Появление действий связано с выделением
предметов из окружающей среды и их использованием в соответствии с потребностями ребенка. На первом году жизни выделение
предметов и операции с ними основываются только в чувственном
образе. С развитием речи слово начинает на правлять и регулировать действие, хотя образ и остается по-прежнему важнейшим
его компонентом.
Действия могут быть направлены не только на предмет, но и на
окружающих людей. Тогда они становятся актом поведения: поступком, если они соответствуют установившимся в обществе нормам поведения, или проступком, если противоречат им. Классовые нормы морали определяют разноречивую оценку поступка
представителями различных общественных классов. Только в условиях социалистического общества складываются единые требования и оценка поведения всех членов общества.
В психологии различают физические (внешние, моторные) действия
с.предметами и умственные (внутренние, психические) действия
с психическими реальностями. 'Исследования советских психологов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Н.
Ф. Талызиной показали, что умственные действия формируются
вначале как внешние, предметные и постепенно переносятся во
внутренний план. Перевод внешнего -действия во внутренний
план называется интериоризацией. Рассмотрим это на примере.
Ребенок учится считать. Вначале он считает палочки, прикладывая
их друг к другу. Затем наступает время, когда палочки становятся ненужными, так как счет превращается в умственное действие, отвлеченное от самих предметов и внешнего действия с
ними. Объектом оперирования становятся символы: слова и числа. Формирование разнообразных умственных действий обеспечивает умственную деятельность на достигнутом человеком уровне
опыта.
Овладение умственной деятельностью приводит к тому, что, прежде
чем приступить к внешней деятельности, направленной на достижение желаемой цели, человек планирует действие в уме, оперируя образами и речевыми символами. Внешняя деятельность направляется и контролируется умственной деятель-132 ностью. Реализация умственного действия, вовне^. в виде
действий . с предметами называется экстериоризацией. Внешняя деятельность
контролируется внутренним планом действия.
Человек сравнивает производимое действие с запланированным,
существующим в виде образов и мыслей. "Умственный план реаль-ного"действия и регулирование на его основе дви-," жений и
действий названы акцептором, действия. Данный механизм позволяет сравнивать реальный результат с желаемым и вносить коррективы, направленные на достижение окончательной цели. П. К.
Анохин, разработавший понятие акцептора^ действия, определяет
его как аппарат контроля результатов действия и сличения их с
поставленной целью '.
По степени осознанности целей ("зачем я это делаю") и последс-твий' ("к чему это может привести") действия делятся на -им-
пульсивные и волевые. Импульсивные действия характеризуются
малой степенью осознанности целей и возможных последствий.
Возникший в сознании образ или слово, команда сраз^ же вызывает действие. Импульсивные действия часто встречаются у
младших школьников и подростков-это обычные случаи незлостно-го, случайного нарушения дисциплины.
Волевые действия .предполагают продуманность целей и возможных
'последствий.
Совокупность^действий, объединенных общей целью и выполняющих
определенную общественную функцию, составляет деятельность.
Психологическая характеристика деятельности. В основе деятельности лежит система движений и предметных действий, интегрированная в единый комплекс, необходимый для труда в данной области общественного производства. Деятельность людей является объектом изучения не только психологии, но и ряда других наук: философии, политэкономии, социологии, истории, различных производственных технологий. Для психологии ка тегория деятельности, как уже отмечалось, имеет более широкое и фундаментальное значение: жизненный путь личности тесно переплетен с деятельностью. В ней формируются профессионально-личностные особенности человека.
Формирующая роль деятельности раскрывается при сравнении психики людей, занятых в различных областях труда. В развитии психологической науки выделились отрасли, которые изучают психологическую специфику деятельности в данном виде труда (психология космическая, спортивная, педагогическая и т. д.). Описан круг черт личности, которым отвечает данная деятельность и которые она формирует. Устойчивые качества личности позволяют по отдельным проявлениям в поведении, а иногда и по внешнему облику определить профессию
См.: Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., Медицина, 1968, с. 250. 133 человека. Подтянутость,
внимание к отношениям людей, постановка
голоса, продуманность слов, воздействующих на человека, умение объяснить просто сложный вопрос, убежденность и многие
другие личностные качества становятся типичными для поведения
учителя.
Знания, чувства, отношения личности регулируют движения и де
йс˜тТзия',"^аг1р^^ятат˜71^ттетге^ 1теЛ(5м˜'ЗТГа'1татг˜яа˜ра з
- личных^ уровнях отражения р„гул"иругот"'ж^т„льнбсть. Например, на уровне ощущений и'восприятии дозируются мускульная
сила, гемп и ритм движений; решение мыслительной задачи направляется образами и понятиями, зависит от опыта человека.
Регулировка происходит одновременно на разных уровнях. Решая
задачу, ученик мобилизует умственную деятельность, мыс-ли-гельные процессы, но, производя арифметические вычисления,
он подписывает результаты один под другим, управляя процессом
выполнения действия на уровне восприятия.
Возрастающие требования к быстроте и точности реакций человека
в условиях современного производства заставляют инженеров
вместе с психологами искать новые конструктивные решения
пультов управления технологическим процессом. Это необходимо
для того, чтобы человек, поддерживая заданный режим работы
системы, мог использовать, с одной стороны, различные уровни
психической регулировки, а с другой - различные системы анализаторов, способные осуществлять контроль и саморегуляцию
производимых действий в соответствии с объективными требованиями деятельности. В отличие от автоматических систем, психическая регуляция связана с субъективным отражением и переживанием условий деятельности, в которую включен человек.
Человек в деятельности выступает как личность, движимая определенными мотивами и преследующая намеченные'цели. В' качестве
л<огй0ов'1йогут˜выступить потребности, мысли, чувства и другие" психические образования. Для, ..о.с.у.ществления деятельности недостаточно, внутренних побуждений. Необходимо
Иметь объект деятелышсхи -и.-.с.ош-йоси.ть побуждения с целями, которые желает достигнуть личность в результате деятельности.
В мотнвационно-целевой сфере с особой ясностью выступает социальная и классовая обусловленность деятельности. В капиталистическом обществе человека побуждает к деятельности' либо
нужда (невозможность физического существования без работы),
либо нажива (стремление к личному обогащению, удовлетворению
личных потребностей). Принципиально иную основу имеют мотивы
деятельности советских людей, которые трудятся не ради личного обогащения, а для построения коммунистического общества.
На первый план в мотивации деятельности выступает общественная ценность результатов труда. Конечно, советские люди, наряду с моральной, имеют и материальную заинтересованность в
труде.
134 Поведение человека определяется не врожденными стремлениями, а
побуждениями, возникающими под влиянием жизненных условий.
Основой понимания поведения в советской психологии является
марксистсколенинское учение о потребностях. Наряду с органическими потребностями у человека появляются потребности, порождаемые общественно-историческими условиями жизни. Под влиянием изменений окружающего мира изменяются и потребности.
Потребность сама по себе еще не является мотивом целенаправленного сознательного действия. Для возникновения предметной де-ятельностинеобходимо соотнести потребность с предметом, кото-рым'можно удовлетворить потребность. Осознанная потребность
становится мотивом поведения.
Для поведения человека характерна динамичность^ с измене ние-мосГсТОятеттьетв-могут "изТйенйться и мотивы поведения и
средства, необходимые для достижения цели. Общественно значимый мотив оказывает в конечном счете решающее "влияние на результат деятельности.
Одна из задач советской школы - воспитание у учащихся коммунистических мотивов и целей деятельности. В процессе обучения
через внеклассную, пионерскую и комсомольскую работу школа
воспитывает у учащихся отношение к учению как долгу, стремление к общественно полезному труду как источнику общественного
богатства.
В формировании отнощен.ия,..че.довека^кдеятельности, в становлении мотивационно-целевой сферы исключительное значение и м
еет успех -. яда ^н.е.исае^^.л&ш&пь^й&т^ровен.ь-. .^притяза-ния личности и уровень достижений.
Успех или неудача влияют на последующую деятельность, преломляясь через особенности личности. В одних случаях успех, поднимая человека в собственных глазах, мобилизует силы на достижение новых целей в работе, а в других - может вызвать самоуспокоение.
Можно выделить несколько типичных реакций на неуспех. Не решив
предложенной задачи, человек может или выбирать более простые
с целью удержать успех, или игнорировать неуспех и выбирать
все более сложные задачи, или выяснить причины неуспеха при
решении задач, овладеть приемами выполнения более простых видов деятельности, а в дальнейшем переходить к более сложным
задачам. Неудача в деле, к которому человек относится положительно, обманутые надежды на его успешное выполнение вызывают
подавленное состояние. В зависимости от сложившихся черт личности неприятные переживания могут вызвать либо отказ от

<< Предыдущая

стр. 9
(из 25 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>