<< Предыдущая

стр. 9
(из 13 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

В Бернской конвенции содержатся подробные правила в отношении содержания авторских прав. Объем прав в основном определяется по закону страны, где предъявляется требование об охране. Субъекту охраны предоставляется национальный режим, то есть те же права, которые предоставляются соответствующими законами гражданам данной страны. Кроме того, автору предоставляются права, особо предусмотренные Бернской конвенцией. Осуществление прав в другой стране
267

не зависит от охраны произведения в стране его происхождения. Это относится как к объему охраны (в материально-правовом смысле), так и к порядку судебной защиты прав авторов. В отношении судебной защиты гражданину каждой страны Союза в любой другой стране Союза также обеспечен национальный режим.
Что касается прав автора, установленных в самой Бернской конвенции (без отсылки к внутреннему законодательству стран - участниц конвенции), то в ней предусматривается исключительное право автора на перевод своих литературных и художественных произведений, воспроизведение экземпляров произведения, публичное исполнение драматических и музыкальных произведений, передачу своих произведений по радио и телевидению, публичное их чтение, переделку, запись музыкальных произведений механическим способом и ряд других прав.
Ограничивая возможность свободного использования произведений (необходимость получения согласия обладателей прав, выплаты гонорара и т. д.), Бернская конвенция не отвечает в ряде случаев интересам развивающихся стран. По инициативе этих стран на Стокгольмской конференции (1967 г.) наряду с пересмотренным текстом Бернской конвенции был подписан специальный протокол для развивающихся стран. В нем предусмотрены некоторые правила, менее жесткие, чем в основном тексте Бернской конвенции. Однако в результате политики западных государств, защищающих интересы крупных издательских монополий, фирм по производству звукозаписей и других обладателей авторских прав, протокол не вступил в силу. В результате компромисса на Парижской конференции (1971 г.) в текст Бернской конвенции были включены некоторые правила, облегчающие распространение Переводной литературы в учебных и научных целях в развивающихся странах, однако менее льготные, чем в протоколе.
2. Вторым основным многосторонним международным соглашением является Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве. Она была разработана под эгидой ЮНЕСКО и подписана на конференции в Женеве в 1952 году. В конвенции участвует 81 государство, причем ее участниками является ряд государств
268

(в частности, страны Американского континента), не участвующих в Бернской конвенции. Для СССР (РФ) конвенция действует с 27 мая 1973 г.
Так же как Бернская конвенция. Всемирная конвенция исходит из принципа национального режима, но, в отличие от первой, этот принцип играет в ней большую роль, поскольку Всемирная конвенция содержит небольшое количество материально-правовых норм, отсылая к внутреннему законодательству. Тем самым Всемирная конвенция в меньшей степени затрагивает внутреннее законодательство. По своему содержанию она носит более универсальный характер, что делает возможным участие в ней стран с различным законодательством в области авторского права. Во Всемирной конвенции более широко представлены государства с различными системами авторского права, хотя большинство участников Бернской и Всемирной конвенций совпадает.
Основное правило Всемирной конвенции содержатся в ст. II (правило о национальном режиме). Эта статья предусматривает:
"I. Выпущенные в свет произведения граждан любого Договаривающегося Государства, равно как произведения, впервые выпущенные в свет на территории такого Государства, пользуются в каждом другом Договаривающемся Государстве охраной, которую такое Государство предоставляет произведениям своих граждан, впервые выпущенным в свет на его собственной территории.
2. Не выпущенные в свет произведения граждан каждого Договаривающегося Государства пользуются в каждом другом Договаривающемся Государстве охраной, которую это Государство предоставляет не выпущенным в свет произведениям своих граждан.
3. Для целей настоящей Конвенции любое Договаривающееся Государство может в порядке своего внутреннего законодательства приравнять к своим гражданам лиц, домицилированных на территории этого Государства".
Таким образом. Всемирная конвенция предусматривает охрану прав на опубликованные произведения для граждан государств, участвующих в конвенции, даже и в
269

том случае, если произведение впервые было опубликовано на территории государства, не участвующего в конвенции.
В конвенции указывается, что государства - ее участники обязаны принять все меры, необходимые для обеспечения "достаточной и эффективной охраны прав авторов и всех других обладателей авторских прав". В ней не раскрывается содержание авторских прав и не дается исчерпывающий, замкнутый перечень охраняемых произведений. В ст. I конвенции содержится лишь примерный перечень литературных, научных и художественных произведений, в который входят "произведения письменные, музыкальные, драматические и кинематографические, произведения живописи, графики, скульптуры".
Существенной особенностью Всемирной конвенции является то, что в ней специально регулируется только одно правомочие автора - право на перевод. Статья V предусматривает: "Авторское право включает исключительное право автора переводить, выпускать в свет переводы и разрешать перевод и выпуск в свет переводов произведений, охраняемых на основании настоящей Конвенции".
Практически наиболее важным является то, что обладатель авторского права в соответствии с конвенцией имеет исключительное право на перевод или переиздание своего произведения. Нельзя в другой стране издать произведение без разрешения того издательства, которое впервые издало его, и без уплаты соответствующего вознаграждения. Таким образом, например, произведение А. Кристи нельзя перевести во Франции без разрешения английского издательства, которое впервые его издало, и без уплаты соответствующего вознаграждения. Нужно заключить договор на его издание. Сказанное распространяется и на переиздания, поскольку действие авторского права уже не ограничивается территорией одного государства, а распространяется на все государства - участники конвенции.
В то же время, согласно Всемирной конвенции, ни одно государство-участник не обязано обеспечивать охрану произведению в течение срока более продолжительного, чем срок, установленный для произведения данной категории законом государства, в котором про-
270

изведение было впервые выпущено в свет, но не менее 25 лет.
Выпуску произведения в свет в конвенции посвящена специальная статья. Она сформулирована следующим образом: "Под "выпуском в свет" в смысле настоящей конвенции следует понимать воспроизведение в какой-либо материальной форме и предоставление неопределенному кругу лиц экземпляров произведения для чтения или ознакомления путем зрительного восприятия". Отсюда следует, в частности, что музыкальное произведение, согласно конвенции, будет считаться выпущенным в свет не в момент его исполнения, а в момент выхода из печати нот.
Всемирная конвенция имеет еще одну особенность. В ней предусматривается необходимость соблюдения определенных формальностей в отношении охраняемых произведений (помещение на произведениях знака авторского права, состоящего из специального символа (c), указания обладателя авторского права и года первого выпуска в свет). Эта особенность вызвана тем, что в США и в некоторых странах Американского континента требуется выполнение различных формальностей (регистрация, депонирование произведений) как обязательное условие предоставления охраны, которые заменяются для произведений, охраняемых конвенцией, помещением знака авторского права.
Всемирная конвенция не имеет обратной силы.
На дипломатической конференции (1971 г.) в Париже Всемирная конвенция была дополнена правилами, касающимися использования произведений в развивающихся странах (они аналогичны правилам, внесенным в 1971 г. в текст Бернской конвенции). В соответствии с заявлением СССР, сделанным в 1978 году, действие этих правил распространяется на использование наших произведений в развивающихся странах.
Кроме того, во Всемирную конвенцию включено правило (ст. IV bis) о воспроизведении, публичном исполнении и передаче произведений по радио.
В связи с присоединением СССР к Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве в редакции 1952 года в советское законодательство об авторском праве были внесены некоторые изменения. Прежде всего изменено правило о переводе произведения на дру-
271

гой язык (ранее действовал принцип свободы перевода), продлен срок действия авторского права (с 15 лет после смерти автора до 25 лет).
Принятие в 1993 году Закона Российской Федерации об авторском праве и смежных правах открыло новые возможности для расширения международного сотрудничества России с другими государствами, прежде всего путем присоединения к Бернской конвенции. Поскольку Бернская конвенция содержит в отличие от Всемирной конвенции значительное число материально-правовых норм, она представляет собой более высокий "международный стандарт" охраны авторских прав. Российский закон 1993 года отвечает этому стандарту. В нем существенно расширен объем авторских прав. В соответствии с конвенцией сокращен по сравнению с предшествующим законодательством перечень случаев возможного использования произведений без согласия автора, срок действия прав автора установлен в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. Впервые в России детально регулируется охрана смежных прав, которая касается артистов-исполнителей, производителей фонограмм и организаторов кабельного вещания. Включение раздела о смежных правах делает возможным. участие России в Римской конвенции по смежным правам и в Женевской фонограммной конвенции.
§ 5. СОГЛАШЕНИЯ РФ С ДРУГИМИ СТРАНАМИ О ВЗАИМНОЙ ОХРАНЕ АВТОРСКИХ ПРАВ
Решение на основе полной добровольности вопросов взаимной охраны авторских прав призвано способствовать дальнейшему углублению культурного и научного сотрудничества России с другими государствами, в том числе и странами СНГ, и улучшению его организационных форм, повышению моральной и материальной заинтересованности творцов произведений науки, литературы и искусства в развитии этого сотрудничества.
В прошлые годы соглашения Советского Союза о культурном сотрудничестве с другими социалистическими странами иногда дополнялись двусторонними соглашениями по вопросам взаимной охраны авторских прав. Первым таким соглашением было соглашение
272

с Венгрией, которое было заключено 17 ноября 1967 г. Новое соглашение с Венгрией было заключено в 1978 году. У СССР имелись указанные соглашения с Болгарией (1971 и 1975гг.), ГДР (1975г.), Польшей (1974г.), Чехословакией (1975 г.) и Кубой (1985 г.), а также с Австрией (1981 г.), Швецией (1986 г.). Эти соглашения (кроме соглашения с ГДР) действуют и в настоящее время.
Рассмотрим содержание двусторонних соглашений, заключенных Советским Союзом, на примере соглашения с Польшей от 4 октября 1974 г. Заключенное межправительственное соглашение дополнялось так называемым рабочим соглашением, которое подписано авторскими организациями Советского Союза и Польши.
На ВААП (затем РАО) и его контрагента по соглашению в Польше - Общество авторов ЗАИКС возлагается проведение всей работы по взиманию вознаграждения за публичное исполнение драматических, музыкальных и иных произведений в тех случаях, когда не заключаются договоры об использовании соответствующих произведений. Кроме того, авторские организации обязательно должны участвовать в заключении договоров об использовании произведений (имеются в виду прежде всего договоры об издании соответствующих литературных и научных произведений). На авторские организации возложен и ряд других функций, осуществление которых призвано планомерно и организованно обеспечивать взаимную охрану авторских прав.
В основу соглашения между СССР и Польшей положено взаимное предоставление национального режима. Каждая договаривающаяся сторона "признает авторские права граждан и организаций другой Договаривающейся Стороны и их правопреемников" на произведения науки, литературы и искусства, независимо от места их первого опубликования, а также авторские права граждан третьих стран и их правопреемников на произведения, впервые выпущенные в свет на территории СССР или Польши, и обеспечивает "охрану этих прав на тех же основаниях и условиях, какие установлены ее законодательством в отношении собственных граждан". Это ведет к применению полъского законодательства в отношении советских произведений в Польше и, естественно, советского законодательства по целому ряду вопросов в
273

отношении охраны произведений в Советском Союзе. В данном случае в советско-польском соглашении речь идет как об охране личных прав авторов (о праве на имя и об обеспечении неприкосновенности произведений авторов), так и о предоставлении определенных имущественных прав.
Следует более подробно остановиться на договорных отношениях между Россией и другими государствами, входившими ранее в состав СССР. Взаимные интересы охраны авторского права и смежных прав делают необходимым достижение договоренности между этими государствами о том, что они будут обеспечивать выполнение на своих территориях международных обязательств, вытекающих из участия бывшего Союза ССР во Всемирной конвенции об авторском праве (в редакции 1952 г.), исходя из того, что дата вступления в силу этой конвенции для СССР (27 мая 1973 г.) является датой, с которой каждое такое государство будет считать себя связанным ее положениями.
Что же касается отношений между собой, то эти государства на основе договоренности будут применять Всемирную конвенцию как к произведениям, созданным после 27 мая 1973 г., так и к произведениям, охранявшимся по законодательству этих государств до этой даты, на тех же условиях, которые установлены национальным законодательством в отношении своих авторов.
Практическое же решение вопросов осуществления в новых условиях взаимной охраны прав авторов, проживающих на территории России и любого другого государства, входившего ранее в СССР, может быть обеспечено путем заключения соглашений между РАО и аналогичными авторско-правовыми организациями (обществами) этих государств, Такое сотрудничество может прежде всего состоять в том, что РАО и эти организации примут на себя обязательство обеспечивать в соответствии с действующим законодательством на территории их деятельности взаимный сбор, распределение и перечисление авторского вознаграждения, причитающегося авторам другой стороны, во всех случаях управления правами авторов на коллективной основе: публичное исполнение произведений, тиражирование грампластинок и магнитозаписей, использование произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства,
274

а также получение дополнительного вознаграждения за кино- и телефильмы, издание произведений (сбор вознаграждения для наследников авторов).
На значение решения вопросов охраны авторских прав и других вопросов охраны интеллектуальной собственности было обращено внимание в Уставе СНГ. В этом документе в перечень основных направлений сотрудничества вошла "правовая охрана интеллектуальной собственности".
Применение принципа взаимности в соглашениях РФ с другими странами об охране авторских прав имеет некоторые особенности. Для взаимоотношений нашей страны с иностранными государствами характерно применение принципа так называемой формальной взаимности (см. гл. 3). Однако в соглашениях об охране авторских прав обычно устанавливается, что охрана прав будет осуществляться в течение срока, предусмотренного внутренним законодательством. Но при различной продолжительности охраны авторского права по отечественному законодательству и по законодательству государств, с которыми заключены соглашения, срок охраны может быть не более продолжительным, чем срок, который установлен в России. Это правило исходит уже из принципа материальной взаимности, и его следует рассматривать как определенное изъятие из принципа формальной взаимности.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ:
1. В чем состоит территориальный характер авторских прав и прав на изобретение?
2. В каких международных соглашениях в области авторского права участвует Россия?
3. Каковы основные различия между Всемирной конвенцией и Бернской конвенцией?
4. Как решаются вопросы охраны авторского права в отношениях между Россией и другими государствами СНГ?

ГЛАВА 13
ПАТЕНТНОЕ ПРАВО
§ 1. Международное научно-техническое сотрудничество и зарубежное патеитование изобретений. § 2. Охрана прав иностранцев на изобретения в РФ. § 3. Патентование отечественных изобретений за границей. § 4. Лицензии на изобретения и "ноу-хау". § 5. Право на товарный знак и борьба с недобросовестной конкуренцией. § 6. Международные соглашения об охране прав на изобретения, промышленные образцы и товарные знаки
ЛИТЕРАТУРА
Перетерский И. С., Крылов С. Б. Международное частное право.- С. 152-156; Лунц Л. А. Курс международного частного права. Особенная часть.- С. 256-266; Лунц Л. А., Марышева Н. И., Садиков О. И. Международное частное право.- С. 230-240; Богуславский М. М. Патентные вопросы в международных отношениях.- М., 1962;
Богуславский М. М., Воробьева О. В., Светланов А. Г. Международная передача технологии: правовое регулирование.- М., 1985; Городцс-скш М. Л. Лицензии во внешней торговле СССР.- М., 1972;
Воробьева О. В. Экономическое и научно-техническое сотрудничество СССР с зарубежными странами: Правовая охрана и использование изобретений.- М., 1990; Боденхаузен Г. Парижские конвенции по охране промышленной собственности. Комментарий.- М., 1977;
Штумпф Г. Лицензионный договор/Пер, с нем.- М., 1988; Свя-десц Ю- И. Правовая охрана научно-технических достижений и советский экспорт.- М., 1986.
§ 1. МЕЖДУНАРОДНОЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО И ЗАРУБЕЖНОЕ ПАТЕНТОВАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЙ
Развитие международного научно-технического сотрудничества привело к заключению межправительственных соглашений об экономическом и научно-техническом сотрудничестве с Францией, ФРГ, Италией, Великобританией, Австрией, Финляндией и другими странами. На основе этих соглашений проводятся совместные разработки и исследования, создаются изобретения.
276

Развитие международного сотрудничества в области науки и техники и происходящая в мире бурная научно-техническая революция вызвали резкое увеличение числа изобретений, патентуемых в различных государствах. Ежегодно подается во всех странах около 800 тыс. заявок.
Охрана изобретений осуществляется на основе норм патентного права. В отношении изобретений территориальный характер соответствующих прав проявляется еще более ярко, чем в отношении произведений литературы и искусства. Технические достижения признаются в качестве изобретений только в результате принятия решения государственным органом (патентным ведомством), и права на изобретения возникают у какого-либо лица лишь в случае выдачи ему охранного документа (патента). Такой документ действует только на территории государства, в котором он был выдан. Поэтому для приобретения права на это изобретение в другом государстве требуются подача заявки и самостоятельная выдача патента или иного охранного документа в этом иностранном государстве. Речь идет, таким образом, не о признании субъективного права на изобретение, возникшего ранее в другом государстве, а о возникновении нового субъективного права в данном государстве.
Естественно, что признание предложения изобретением и выдача патента будут осуществляться в каждом государстве на основе норм его внутреннего законодательства. К изобретению предъявляется требование новизны, а в ряде стран - также требование полезности. Предложенное решение должно быть новым, то есть неизвестным ранее во всем мире (так называемая мировая новизна) или в данной стране (локальная новизна). Новизна устанавливается путем проведения специальной экспертизы на новизну (прежде всего по патентной и научно-технической литературе).
Форма охраны изобретения также полностью определяется внутренним законодательством.
В большинстве стран охрана осуществляется путем выдачи патента на изобретение (имеются различные виды патентов).
Обычно в случае выдачи патента исключительное право на изобретение предоставляется патентообладателю, в качестве которого чаще всего выступают круп-
277

ные фирмы. Имея патент, патентообладатель может разрешить кому-либо использовать это изобретение, использовать его сам или вообще никому его не предоставлять для использования. Без согласия патентообладателя изобретение не может быть использовано. Если кто-либо сделает это, то есть нарушит патент, то по решению суда с нарушителя можно будет взыскать убытки, связанные с нарушением патента, и наложить арест на изделие, созданное с использованием патента, например при ввозе его в страну.
Чтобы вывозимые из России товары не нарушали патентов третьих лиц, они должны обладать так называемой патентной чистотой. Это значит, что, перед тем как представить экспонат на выставку или вывезти его за границу, перед тем как передать проект или техническую документацию, нужно проверить, обладает ли изделие патентной чистотой, то есть не подпадает ли оно под действие патентов, принадлежащих третьим лицам. Это устанавливается путем проведения экспертизы на патентную чистоту. Если будет установлено, что изделие не обладает патентной чистотой, придется либо отказаться от его поставки, либо изменить соответствующие технические решения, либо купить лицензию у патентообладателя, то есть получить разрешение на использование изобретения (см. § 3).
Широкое распространение в международных отношениях получил термин "промышленная собственность". Согласно ст. 1 Парижской конвенции по охране промышленной собственности, объектами охраны промышленной собственности являются патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и указания происхождения, а также пресечение недобросовестной конкуренции.
§ 2. ОХРАНА ПРАВ ИНОСТРАНЦЕВ НА ИЗОБРЕТЕНИЯ В РФ
Отечественное законодательство предоставляет иностранцам и иностранным юридическим лицам возможность охранять в России их права на изобретения. Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г. предусматрива-
278

ет, что иностранные физические и юридические лица пользуются правами, предусмотренными этим законом, наравне с физическими и юридическими лицами РФ в силу международных договоров или на основе принципа взаимности (ст. 36).
В России право на изобретение охраняется государством и удостоверяется патентом. Патент на изобретение удостоверяет признание заявленного технического решения изобретением, авторство на изобретение, приоритет изобретения и исключительное право на использование изобретения. Патент выдается автору изобретения; физическому или юридическому лицу, которое указывается автором изобретения в качестве патентообладателя; их правопреемникам; работодателю (при наличии определенных условий). В период действия в СССР Положения об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях 1973 года существовали две формы охраны: авторское свидетельство и патент. Советские граждане, как правило, подавали заявки на получение авторского свидетельства. Выдачей авторского свидетельства признавалось авторство на изобретение, обеспечивались имущественные и другие права изобретателя. Исключительное право на изобретение принадлежало государству. Использование изобретений, защищенных авторским свидетельством, осуществлялось советскими государственными и другими организациями без специального на то разрешения.
Развитие научно-технического сотрудничества СССР с другими государствами привело к тому, что в ряде случаев создавались совместные изобретения. Под ними обычно понимаются изобретения, сделанные в соавторстве фажданами двух или более стран, или же изобретения, сделанные в международном институте либо иной международной организации. В случаях такого рода, если изобретение было сделано на территории СССР, обычно первая заявка на изобретение подавалась в Государственный комитет СССР по изобретениям и открытиям (Гос-комизобретений СССР), а затем уже в патентное ведомство страны гражданства соавтора-иностранца. Такой порядок подачи первой заявки на совместное изобретение в ведомство страны, где было сделано изобретение, предусмотрен, в частности, в заключенном странами - членами СЭВ 12 апреля 1973 г. многостороннем Соглашении о
279

правовой охране изобретений, промышленных, общеполезных образцов и товарных знаков при осуществлении экономического и научно-технического сотрудничества (см. гл. 2).
По советско-французскому Соглашению о взаимной охране и использовании прав промышленной собственности от 19 мая 1970 г. форму охраны права на изобретение в СССР (авторское свидетельство или патент), так же как и форму охраны во Франции в отношении совместных изобретений, созданных советскими и французскими гражданами в ходе научно-технического и экономического сотрудничества, советские и французские сотрудничающие организации выбирали по взаимной договоренности. Аналогичное правило содержалось в советско-австрийском Соглашении о правовой охране промышленной собственности 1981 года.
В новом законодательстве России предусмотрена охрана изобретений только в форме патента.
Какой же порядок установлен в России для подачи иностранцем заявок на получение охранного документа (патента)? Иностранные граждане и лица без гражданства (физические лица), проживающие за границей, и иностранные юридические лица либо их патентные поверенные ведут в РФ дела по получению патентов на изобретения и по поддержанию их в силе через патентных поверенных, зарегистрированных в Патентном ведомстве. При получении патента и ежегодно в течение срока его действия (20 лет) взимаются специальные патентные пошлины.
Выдача охранных документов иностранцам производится таким же образом, как и российским гражданам.
В ряде правил нашего законодательства нашел свое отражение факт участия СССР (России) в Парижской конвенции по охране промышленной собственности и в других международных соглашениях в этой области (см. § 3). Так, приоритет изобретения может устанавливаться по дате подачи первой заявки на изобретение в зарубежных странах (конвенционный приоритет), если заявка на изобретение поступила в наше Патентное ведомство в течение 12 месяцев с даты подачи первой заявки в зарубежной стране - участнице Парижской конвенции по охране промышленной собственности. При рассмотрении заявок иностранцев на получение патентов
280

применяются общие правила нашего законодательства. Каких-либо особых правил для иностранцев в этом отношении не установлено.
Объем прав иностранца, получившего патент в РФ, полностью определяется нашим правом. Так, в соответствии с правилами законодательства при выдаче патента патентообладателю предоставляется исключительное право на изобретение, и без согласия иностранца-патентообладателя никто не может использовать изобретение.
Лицо, нарушившее исключительное право патентовладельца, обязано прекратить нарушение и возместить причиненный ущерб в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Аналогичные правила установлены в РФ в отношении полезных моделей и промышленных образцов.
§ 3. ПАТЕНТОВАНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИЗОБРЕТЕНИЙ ЗА ГРАНИЦЕЙ
1. Правовая охрана (патентованно) изобретений, а также полезных моделей и образцов за границей производится прежде всего для обеспечения экономических интересов за рубежом. Одной из главных целей патентования за границей является обеспечение промышленного экспорта, то есть охрана экспорта при вывозе отечественных промышленных товаров, поставке оборудования за границу, строительстве предприятий на основе нашей документации и при техническом содействии со стороны наших организаций.
Другая цель патентования за границей - обеспечение наилучших условий продажи лицензий иностранным фирмам на право использования отечественных изобретений. Патентование с этой целью производится в тех случаях, когда изделия, в производстве которых используются изобретения, обладают высокими технико-экономическими показателями и можно предполагать спрос на лицензии со стороны иностранных фирм или когда уже имеются предложения о покупке лицензий на эти изобретения. Перспективной целью может быть и создание совместного предприятия за рубежом, в котором в качестве вклада с нашей стороны будут внесены права на изобретения и другие достижения.
281

Важное значение имеет патентование изобретений, производимое при осуществлении научно-технического сотрудничества, для охраны результатов совместных исследований и разработок. Если такие работы проводятся российской организацией совместно с какой-либо иностранной фирмой, то возникает необходимость в па-тентовании как самостоятельных изобретений, то есть сделанных каждой стороной самостоятельно, так и совместных (при этом необходимо определить круг стран, принцип распределения расходов и т. п.).
Патентование имеет и еще одну цель - защиту в случае необходимости изобретений, используемых в изделиях, выставляемых на международных выставках и ярмарках.
2. Подача за границу заявки на изобретение, созданное в России, целесообразна, как правило, после того, как это изобретение будет заявлено в России. Патентование в зарубежных странах изобретений (а также полезных моделей и промышленных образцов), созданных в России, осуществляется не ранее чем через 3 месяца после подачи заявки в наше Патентное ведомство. Оно может в необходимых случаях разрешить патентование изобретения в зарубежных странах ранее этого срока (ст. 35 Патентного закона РФ).
Оформление заявочных материалов для получения заграничного патента - сложный процесс. Патент за границей испрашивается на имя предприятия (организации) или же на имя действительного автора (авторов) изобретения, причем и в заявке, и в патенте указывается имя действительного изобретателя. Таким образом, личные права изобретателя охраняются и при патентовании за границей. Патент может быть получен и на имя правопреемника, то есть лица, которому автор передал соответствующие права.
Изобретения патентуются за границей с соблюдением требований законов той страны, в которой испрашивается охрана. Во многих государствах заявки необходимо подавать через патентного поверенного. Такими патентными поверенными являются специальные конторы, специальные фирмы. Заявки за границу подаются обычно через объединение патентных поверенных "Союзпатент", которое связано с патентными поверенными различных государств.
282

3. С государствами - бывшими субъектами СССР может быть установлен на основе многосторонних и двусторонних соглашений иной, чем с другими государствами, порядок патентования изобретений (в частности, без применения требования о подаче заявок через патентных поверенных). В этих государствах может быть подтверждено действие ранее выданных охранных документов СССР на изобретения.
С целью принятия неотложных мер по созданию межгосударственной системы правовой охраны промышленной собственности 12 марта 1993 г. было заключено Соглашение о мерах по охране промышленной собственности и создании Межгосударственного совета по вопросам охраны промышленной собственности. Согласно ст. 1 Соглашения, создается указанный выше Совет для координации совместной деятельности по созданию межгосударственной системы охраны объектов промышленной собственности, гармонизации национального законодательства в области правовой охраны этих объектов и разработке конвенции по охране промышленной собственности. Имеется в виду, что эта конвенция будет конвенцией открытого типа, в которой могут участвовать не тольк<) страны СНГ, но и другие государства. Соглашение было подписано на заседании Совета глав правительств государств - участников СНГ и также носит открытый характер.
§ 4. ЛИЦЕНЗИИ НА ИЗОБРЕТЕНИЯ И "НОУ-ХАУ"
Лицензия - это разрешение на использование изобретения, технического опыта или секретов производства ("ноу-хау"). В условиях современной научно-технической революции торговля лицензиями развивается быстрее, чем торговля готовой продукцией. Взаимовыгодная торговля лицензиями способствует развитию международного научно-технического сотрудничества.
Лицензии могут передаваться на условиях простой лицензии и на условиях исключительной лицензии. При простой лицензии продавец лицензии (лицензиар), предоставляя право на использование изобретения покупателю (лицензиату), сохраняет за собой право использования изобретения на этой же территории или же право
28Э

предоставления лицензии на таких же условиях другим лицам. По договору исключительной лицензии лицензиар предоставляет лицензиату исключительное право на использование изобретения или иного научно-техниче-бкого достижения ("ноу-хау") в пределах, оговоренных в соглашении, и уже не может предоставлять аналогичные права по условиям лицензий другим лицам. Кроме покупателя лицензии, никто не может использовать изобретение на данной территории. В отечественной практике лицензионные соглашения заключаются, как правило, на длительные сроки (5-10 лет). В течение всего срока действия соглашения сторонам приходится выполнять не только условия договора, присущие обычным сделкам купли-продажи товаров, но также и специфические условия, которые создают основу для постоянного научно-технического сотрудничества между лицензиаром и лицензиатом.
Лицензионный договор на использование изобретения, в отношении которого выдан в России патент, подлежит регистрации в Патентном ведомстве и без регистрации считается недействительным.
§ 5. ПРАВО НА ТОВАРНЫЙ ЗНАК И БОРЬБА С НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИЕЙ
1. Товарный знак и знак обслуживания - это условные обозначения, способные отличит!" товары и услуги одних лиц от однородных товаров и услуг других лиц. Обычно это оригинальное художественное изображение, которое помещается на изделиях. Оно призвано служить целям рекламы изделий. Поэтому товарные знаки имеют большое значение в международной торговле. Хороший товарный знак способствует реализации товара и свидетельствует об определенном качестве изделия.
В России право на товарный знак возникает вследствие его регистрации. Если товарный знак будет зарегистрирован в РФ, то его владелец получит право исключительного пользования знаком.
Никто не может использовать охраняемый в РФ то- J варный знак без разрешения его владельца. Нарушением ;
прав владельца товарного знака признаются несанкцио-,
284

нированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью товара, обозначенного этим знаком или обозначением, сходным с ним до степени смешения в отношении однородных товаров (ст. 4 Закона о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров от 23 сентября 1992 г.).
Иностранные юридические и физические лица пользуются правами, предусмотренными законом РФ 1992 года, в силу международных договоров РФ или на основе принципа взаимности. Заявки на регистрацию товарных знаков подаются иностранными заявителями, так же как и заявки на изобретения, через патентных поверенных, если международным соглашением, участником которого является РФ, не предусмотрен иной порядок (см. ниже). Закон о товарных знаках предусматривает, что товарный знак, зарегистрированный в РФ, должен обязательно использоваться. В случае неиспользования товарного знака в течение 5 лет действие регистрации может быть прекращено. При решении вопроса о прекращении действия регистрации принимаются, в частности, во внимание действия иностранного владельца товарного знака, направленные на осуществление его права на товарный знак в РФ (например, публикация товарного знака в газетах, журналах и рекламных материалах, демонстрация экспонатов, обозначенных товарными знаками, на выставках и ярмарках, проводимых в РФ, и т. п.). Иными словами, действия такого рода рассматриваются как действия по использованию знака.
Споры о регистрации товарных знаков решаются в административном порядке Патентным ведомством. Так, американская фирма "Philip Morris Inc." (США), будучи обладателем прав в СССР на товарный знак Benson and Hedges, потребовала аннулирования в СССР регистрации английской фирмой тождественного знака на идентичные товары. Госкомизобретений СССР аннулировал свидетельство английской фирмы.
2. Защита прав иностранных фирм на товарные знаки в России обеспечивается в соответствии с положениями действующего законодательства. В соответствии с Законом о товарных знаках нарушением прав владельца товарного знака признаются несанкционированное изго-
285

товление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначения, сходного с ним до степени смешения, в отношении однородных товаров (п. 2).
Необходимо обратить внимание на то, что владелец товарного знака в России может запретить другой фирме ввозить товар в Россию, обозначенный таким знаком или сходным с ним. В случаях незаконного использования владелец знака может потребовать 1) прекращения нарушения, 2) взыскания причиненных нарушением убытков, 3) удаления с товара или его упаковки незаконно используемого знака, 4) уничтожения изображений знака, 5) принятия иных мер.
С охраной товарных знаков иностранцев тесно связано пресечение недобросовестной конкуренции.
Основные положения, касающиеся недобросовестной конкуренции, содержатся в Законе России о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках от 22 января 1991 г. Согласно ст. 10 Закона, в частности, не допускается:
а) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
б) введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;
в) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом в процессе его рекламной деятельности производимых и реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;'
г) самовольное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внешнего оформления товара другого хозяйствующего субъекта.
Основы гражданского законодательства 1991 года также устанавливают запрет недобросовестной конкуренции.
Положения российского законодательства о недобросовестной конкуренции воспроизводят ст. 10 бис Парижской конвенции по охране промышленной собст-
286

венности, участником которой является Россия (см. ниже).
Приведем пример из судебной практики, связанной с борьбой с недобросовестной конку ренцией. В конце 1992 года московский магазин "Люкс" продал 20 тыс. джинсов китайского производства с товарными знаками и другими атрибутами джинсов известной американской фирмы "Леви Страусе". В рекламе по телевидению было сообщено, что продаются джинсы последней модели производства этой фирмы. По искам потребителей к магазину "Люкс" районный суд Москвы в начале 1993 года принял решение о расторжении договора купли-продажи, возмещении убытков и компенсации за моральный ущерб, нанесенный продажей фальсифицированного товара. В сумму, взысканную с магазина в пользу каждого покупателя, вошла стоимость настоящих джинсов "Леви Страусе" в пересчете на рубли в компенсация за моральный ущерб.
Страны СНГ осуществляют сотрудничество в выявлении и пресечении недобросовестной конкуренции хозяйствующих субъектов (ст. 2 Соглашения о согласовании антимонопольной политики от 12 марта 1993 г.).
3. Для того чтобы обеспечить за рубежом охрану товарных знаков на российские экспортные товары, такие знаки необходимо зарегистрировать в соответствующих государствах. Для экспортных товаров часто применяются специально создаваемые знаки, приобретающие большую популярность (знаки для часов, спичек, крабов и т. д.). Хороший товарный знак способствует продвижению отечественных товаров на внешнем рынке. Отсутствие же охраны на товарный знак может затруднить реализацию товара. Предприятия, продукция которых экспортируется за границу, регистрируют свои товарные знаки за рубежом.
§ 6. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ ОБ ОХРАНЕ ПРАВ НА ИЗОБРЕТЕНИЯ, ПРОМЫШЛЕННЫЕ ОБРАЗЦЫ И ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ
1. Основным международным соглашением, регулирующим вопросы охраны прав на изобретения и товарные знаки, является Парижская конвенция по охране промышленной собственности (см. гл. 2). Главная цель конвенции состоит в создании более льготных условий для патентования изобретений, промышленных образцов,
287

регистрации товарных знаков фирмами, организациями и гражданами одних государств в других.
Конвенция была подписана на конференции, состоявшейся в Париже 20 марта 1883 г. В дальнейшем она пересматривалась и дополнялась на конференциях 1900, 1911, 1925, 1934 годов, а в послевоенный период в Лиссабоне (1958 г.) и Стокгольме (1967 г.). Участники конвенции образуют Международный союз по охране промышленной собственности (Парижский союз). В нем участвуют 105 государств, в частности Россия, Украина, Беларусь и др.
Для различных стран-участниц конвенция действует в разных редакциях в зависимости от того, какая из них ратифицирована соответствующей страной. Советский Союз присоединился к Парижской конвенции во всех ее редакциях с 1 июля 1965 г., а ее стокгольмский текст был ратифицирован СССР 19 сентября 1968 г.
Парижская конвенция не предусматривает создания международного патента, который, будучи выдан в одной стране - участнице конвенции, действовал бы во всех других странах. В любой другой стране Международного союза изобретение может свободно использоваться без выплаты вознаграждения, если оно там не запатентовано. Точно так же конвенция не ставит своей задачей создание международного товарного знака.
Одним из основных принципов Парижской конвенции является принцип национального режима. Конвенция предусматривает предоставление гражданам и фирмам любой страны - ее участницы такой же охраны промышленной собственности, какая предоставляется или будет предоставляться в будущем своим гражданам законодательством данного государства (ст. 2).
Практически наиболее важным правилом Парижской конвенции является правило о конвенционном приоритете. Введение правила о приоритете в конвенцию объясняется следующим: патент получает тот, кто первым подал заявку на изобретение. Первенство в подаче заявки обеспечивает новизну изобретения, которая является необходимым условием выдачи патента. При патентовании изобретения за границей вопрос о новизне осложняется тем, что изобретение, уже запатентованное в одном государстве, не является "новым" и, следовательно, непатентоспособно в другой стране. Запатен-
288

товать же изобретение одновременно в ряде государств - задача очень сложная. Положение облегчается для заявителей из стран - участниц конвенции. Лицо, подавшее заявку на изобретение в одном из государств-участников, в течение годичного срока со дня подачи первой заявки пользуется для подачи заявки в других государствах-участниках правом приоритета (ст. 4). Публикация о таком изобретении, подача заявки на него третьим лицом в течение этого срока - эти и подобные им обстоятельства не помешают выдаче патента, поскольку приоритет и новизна будут определяться в другой стране не на день фактической подачи заявки в другой стране, а на момент подачи первой заявки.
Конвенционный приоритет предоставляется также при патентовании промышленных образцов (в течение б месяцев), регистрации товарных знаков (для них установлен приоритетный срок 6 месяцев).
В Парижской конвенции имеются лишь отдельные материально-правовые нормы по вопросам охраны изобретений (об обязательном осуществлении изобретений, о возможном использовании запатентованных устройств на кораблях и иных транспортных средствах).
Таким образом, цель этого соглашения - создание благоприятных условий для патентования изобретений иностранцами.
ВОИС подготовил проект соглашения об унификации основных положений патентного законодательства.
2. В условиях развития патентования изобретений правила Парижской конвенции во многом стали недостаточными, особенно для стран, которые производят зарубежное патентование в широких масштабах. Более половины общего количества заявок на изобретения, подаваемых во всех странах мира, дублируется, поскольку заявки подаются на одни и те же изобретения, но в разные страны. Возникла потребность в углублении международного сотрудничества в этой области. В результате большой подготовительной работы 19 июня 1970 г. в Вашингтоне было заключено другое многостороннее соглашение - Договор о патентной кооперации (РСТ). В 1973 году договор вступил в силу. В нем участвуют 50 государств. СССР ратифицировал договор в 1977 году. Договор действует для России, Украины.
Договор о патентной кооперации предусматривает

10 Зак. № 239
289


возможность составления и подачи так называемой международной заявки. По такой заявке проводится поиск по выявлению предшествующего уровня техники, что имеет существенное значение для получения патентов. В дальнейшем такой поиск может быть проведен в одном из "международных поисковых органов". Одним из этих органов является Патентное ведомство РФ. Такой орган проводит документальный поиск по материалам заявок, облегчающий затем проведение экспертизы в национальных ведомствах стран, куда подается заявка для патентования.
По желанию заявителя поисковый орган может не ограничиться проведением такого поиска, а осуществить и международную предварительную экспертизу. Данные экспертизы сообщаются национальным ведомствам тех стран, где заявитель хочет обеспечить охрану. Если выводы экспертов не будут противоречить требованиям национального законодательства, национальные ведомства вынесут решение о выдаче патента.
Таким образом, хотя, так же как Парижская конвенция, Договор о патентной кооперации не вводит единого международного патента, он содержит в себе определенные элементы, дальнейшее развитие которых может привести к созданию такого патента. Реализация этого договора уменьшает затраты труда и средств при проведении зарубежного патентования, делает его более оперативным.
Унификация законодательств об изобретениях, а тем самым и создание единого патента предусмотрены отдельными региональными соглашениями. Так, создание "европейского патента" предусмотрено Конвенцией о выдаче европейских патентов, подписанной на конференции в Мюнхене в 1973 году, а создание единого патента для стран Общего рынка - конвенцией 1975 года. В Мюнхене (ФРГ) функционирует Европейское патентное ведомство.
3. Регистрация товарных знаков за рубежом осуществляется на основании как национального законодательства, так и положений международных соглашений. В отношении товарных знаков Парижская конвенция опирается на те же принципы, что и в отношении прав на изобретение (национальный режим, правило о конвенционном приоритете). Наряду с этим Парижская
290

конвенция устанавливает определенные требования, которые должны предъявляться к товарным знакам при их регистрации в странах-участницах (в отношении изобретений конвенция каких-либо требований не содержит, отсылая по всем вопросам такого рода к национальному законодательству).
Ряд стран - участниц Парижской конвенции подписали в 1891 году Мадридскую конвенцию о международной регистрации фабричных и товарных знаков. Ее участниками является 31 государство. СССР - участник с 1976 года. В соответствии с конвенцией в Международное бюро в Женеве подается заявка на товарный знак, и потом этот знак получает охрану во всех странах - участницах конвенции. Таким путем обеспечивается охрана товарного знака во всех странах-участницах без регистрации его в каждой из этих стран. Конвенция действует для России, Украины.
12 июня 1973 г. в Вене было подписано новое международное соглашение по вопросам товарных знаков - Договор о регистрации товарных знаков.
Ряд новых вопросов в области охраны промышленной собственности возник в связи с созданием в России и других странах СНГ совместных предприятий (см. гл. 5). Основанием возникновения прав на промышленную собственность у совместных предприятий является передача таких прав предприятию его участниками, которая может осуществляться как при его создании в качестве вклада, так и в процессе деятельности предприятия путем покупки лицензий, а также путем создания изобретений его сотрудниками. В соответствии с законодательством в счет вкладов в уставный фонд совместного предприятия могут быть внесены имущественные права (в том числе на использование изобретений и "ноу-хау").
Права на промышленную собственность, принадлежащую совместным предприятиям, охраняются в соответствии с законодательством в форме патентов. Порядок передачи прав на промышленную собственность совместному предприятию его участниками и совместным предприятием своим участникам, а также порядок коммерческого использования этих прав и защиты их за границей определяются учредительными документами. Так, в частности, в договоре о создании совместно-

Ю*
291


го предприятия может быть предусмотрено, что для обозначения продукции, выпускаемой предприятием, может быть использован знак одного из участников или же совместный товарный знак.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ:
1. Какие права предоставляются иностранцам на изобретение в РФ?
2. Что необходимо осуществить для обеспечения прав на отечественные изобретения за рубежом?
3. В чем сущность конвенционного приоритета?
4. Каково содержание лицензионных соглашений?
5. Как охраняются в РФ товарные знаки иностранных фирм?
6. Какие вопросы промышленной собственности возникают при создании совместных предприятий?

ГЛАВА 14
СЕМЕЙНОЕ ПРАВО
§ 1. Коллизионные вопросы в области семейного права. § 2. Заключение брака. § 3. Расторжение брака. § 4. Правоотношения между супругами. § 5. Правоотношения между родителями и детьми. § 6. Усыновление. § 7. Опека и попечительство
ЛИТЕРАТУРА
Перетерский И. С., КрЛлов С. Б. Международное частное право.- С. 157-172; Лунц Л. А. Курс международного частного права. Особенная часть.- С. 441-485; Лунц Л. А., Марышева Н. И., Садиков О. Н. Международное частное право.- С. 247-260; Международное частое право / Под ред. Г. К. Матвеева.- Киев, 1985.- С. 115-151; Пергамент А. И. Некоторые коллизионные вопросы семейного права в СССР // Вопросы международного частного права.- М., 1976.- С. 167-188; Орлова Н. В. Брак и семья в международном частном праве.- М., 1966; Матвеев Г. К. Вопросы советского коллизионного семенного права // Правоведение.- 1972.- № 2.- С. 99-105; Ки-силь В. И; Пастухов В. П. Правовой статус иностранцев в СССР.- С. 119; Городецкая И. К. Международная защита прав и интересов детей.- М., 1973.
§ 1. КОЛЛИЗИОННЫЕ ВОПРОСЫ В ОБЛАСТИ СЕМЕЙНОГО ПРАВА
Материально-правовые нормы семейного права различных государств имеют большое разнообразие, что порождает на практике возникновение коллизий при решении различных вопросов правоотношений с иностранным элементом. Наряду с особенностями экономического строя существенное влияние на регулирование семейных отношений оказывают национальные, бытовые, религиозные особенности и традиции. Говоря об этом, необходимо прежде всего отметить особенности нашего
293

законодательства в этой области. Согласно Конституции РФ, мужчины и женщины имеют равные права и свободы.
Для семейных отношений характерно полное равноправие супругов в решении всех вопросов семейной жизни, в том числе и в отношении воспитания детей. Нормы нашего семейного права направлены на всемерную охрану интересов матери и ребенка. В семейных отношениях осуществляется равноправие граждан независимо от их национальности, расы и отношения к религии.
Для семейного права ряда государств характерно главенство мужа; во многих странах до сих пор сохраняется неравноправное положение мужа и жены в семье. Гражданские кодексы этих государств установили так называемый брачный договор, который заключается до брака и закрепляет прежде всего права мужа на имущество жены.
Законодательство большинства государств исходит из единобрачия (моногамия). Однако до сих пор в отдельных странах Азии и Африки признается многоженство (полигамия), сохраняются архаические обычаи уплаты выкупа за невесту, установлен крайне низкий возраст для вступления женщины в брак. Все это свидетельствует о дискриминации женщины в семейном праве. Законодательству и практике ряда стран известны расовые ограничения; не допускаются браки между людьми разной расы или разного вероисповедания.
Из этих отдельных примеров видно, что при различиях в семейном законодательстве в тех случаях, когда в брак вступают граждане разных государств, решение коллизионного вопроса приобретает определенное значение. В государствах Запада коллизионные нормы семейного права отличаются большим разнообразием. Брачная правоспособность, то есть само право вступать в брак, отсутствие препятствий для вступления в брак - все это определяется в ряде государств личным законом каждого из супругов. В случае расторжения брака между супругами различного гражданства в ряде стран применяется законодательство страны гражданства мужа.
Брак, заключенный в одном государстве в соответствии с законом места его заключения, может быть не
294

признан в другом государстве, что порождает так называемые "хромающие браки".
Имущественные отношения супругов определяются в ряде государств личным законом мужа.
Во многих государствах решается ряд коллизионных вопросов. Согласно § 31 Закона о международном частном праве Венгрии, материально-правовые условия действительности брака регулируются "общим личным законом" лиц, вступающих в брак. Если личные законы этих лиц разные, то брак является действительным лишь в случае, когда условия действительности "существуют согласно законам обеих сторон".
В Венгрии к форме брака применяется право места заключения брака. В КНР при вступлении в брак гражданина КНР с иностранцем применяется закон места заключения брака, а при расторжении брака - закон места нахождения суда, принявшего дело к рассмотрению (ст. 147 Общих положений гражданского права 1986 г.). Основным принципом при решении вопросов расторжения брака является по законам Венгрии и бывшей Югославии, как правило, закон гражданства супругов.
В отношении защиты прав детей для России действует Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.
§ 2. ЗАКЛЮЧЕНИЕ БРАКА
1. Заключение в РФ браков российских граждан с иностранцами. В современных условиях международного сотрудничества наблюдается увеличение числа браков российских граждан с иностранцами. Заключение таких браков, в свою очередь, влечет за собой увеличение числа случаев разного гражданства детей и их родителей.
В РФ регистрируются браки как между отечественными гражданами и иностранцами, так и между иностранцами, в том числе и между гражданами различных государств. Наше законодательство не устанавливает запрета для вступления российских граждан в брак с иностранцами или необходимости получения разрешения на такой брак.
Браки наших граждан с иностранными гражданами, а также браки иностранных граждан между собой заклю-
295

чаются в РФ по российскому законодательству (ст. 161 Кодекса о браке и семье). Иными словами, в этой области применяется коллизионный принцип "места заключения брака". Брак заключается в форме, предусмотренной нашим законодательством, то есть регистрируется в бюро записи актов гражданского состояния (загсе) в соответствии с установленными для такой регистрации правилами. Заключение в РФ брака по религиозному обряду не порождает юридических последствий, хотя бы отечественный закон и признавал такие браки.
Согласие на вступление в брак в РФ должно быть сделано лично лицами, вступающими в брак. В ряде стран (Испании, Перу и др.) допускается выдача доверенности представителю на заключение брака. Наш закон не допускает такого представительства.
Материальные условия вступления в брак иностранцев также определяются не по их национальному закону, а по нашему закону. Так, по российскому закону для вступления в брак требуются наличие взаимного согласия, достижение брачного возраста и т. д.
Кодекс о браке и семье устанавливает, что браки не могут быть заключены между лицами, если хотя бы одно из них уже состоит в другом браке, поэтому гражданин страны, которому его национальный закон разрешает многоженство, не может вступить в брак в РФ, если он состоит в другом браке, заключенном вне пределов РФ.
Иностранец не вправе требовать регистрации брака, несмотря на to что закон страны его гражданства допускает многоженство. В некоторых мусульманских странах (Турции, Ираке) полигамия не допускается.
При вступлении в брак иностранцев, так же как и при вступлении в брак наших граждан, проверяется, нет ли препятствий к заключению брака, и прежде всего не состоят ли такие лица в другом браке. Обязанность сообщать о препятствиях к вступлению в брак лежит на лицах, вступающих в брак.
Одним из доказательств того, что лицо, вступающее в брак, когда речь идет о гражданине РФ, не состоит в другом браке, является отсутствие в его паспорте штампа о регистрации брака. При регистрации браков иностранцев, в документах которых нет сведений о семейном положении, они должны по требованию учреж-
296

дения, регистрирующего брак, представить справку, выданную компетентными органами стран, гражданами которых они являются, о том, что они в браке не состоят. На практике такие справки обычно выдаются посольствами или консульствами соответствующей страны в РФ.
Неизвестные нашему праву запреты к вступлению в брак, установленные законодательством страны гражданства иностранца, не могут привести к отказу в регистрации брака в РФ (расовые или религиозные ограничения, отсутствие согласия родителей на вступление в брак и т. п.; например, ст. 31 алжирского Семейного кодекса 1984 г. запрещает мусульманке выходить замуж за немусульманина). Это относится и к запретам или ограничениям, установленным законодательством другой страны для браков с иностранцем. Практически наиболее часто встречается не полный запрет для вступления в брак с иностранцем, а ограниченный: устанавливается необходимость получения специального разрешения компетентного органа страны гражданства для вступления в брак с иностранцем (в конце 80-х годов ограничения такого рода были установлены более чем в 50 государствах мира). Так, разрешение на вступление в брак с иностранцем требуется для всех граждан или отдельных категорий (например, направленных на учебу за границу) по законодательству Венгрии, Индии, Ирака, Италии, Норвегии, Румынии, Польши, Швеции и других стран.
При регистрации браков наших граждан с иностранцами в ряде случаев учитывается законодательство страны гражданства иностранца, что позволяет уменьшить возможность непризнания брака, заключенного по нашим законам, в стране гражданства иностранца. Можно привести такой пример: если, согласно законодательству какой-либо страны, ее гражданин не может вступить в брак с иностранцем без разрешения, то при отсутствии такого разрешения брак может быть признан в этой стране недействительным. В подобных случаях наш орган загса в соответствии с действующими правилами обязан разъяснить вступающим в брак соответствующие правила национального закона и выяснить, имеется ли у иностранца соответствующее разрешение на вступление в брак. Если такого разрешения нет, то по согласованию с лицами, вступающими в брак, назначается время регистрации брака с таким расчетом, чтобы иностранец
297

мог в течение этого срока получить разрешение. В случае, когда в течение назначенного срока соответствующее разрешение не будет получено и лица, вступающие в брак, несмотря на это, будут настаивать на регистрации брака, орган загса произведет соответствующую регистрацию и без указанного документа. Такой брак будет действительным по нашему закону, однако он может быть признан недействительным по национальному закону супруга-иностранца, что может привести к существенному ущемлению интересов нашего гражданина при его нахождении в стране супруга-иностранца.
Процедура разъяснения в случаях такого рода имеет существенное значение, поскольку наш гражданин, вступающий в брак с иностранцем, должен знать заранее, что не исключено, что он не будет пользоваться в государстве гражданства другого супруга, а также в третьей стране ни личными, ни имущественными правами супруга и будет ощущать ряд других отрицательных последствий, вызванных возможным непризнанием действительности брака за рубежом.
В договорах о правовой помощи, заключенных в 80-х годах с Болгарией, Вьетнамом, Венгрией, Чехо-Сло-вакией, Финляндией, предусматривается, что форма заключения брака определяется законодательством той страны, на территории которой заключается брак.
В отношении материальных условий заключения брака специальные правила имеются в договорах о правовой помощи с Вьетнамом и Чехо-Словакией. Так, согласно ст. 23 договора СССР с Вьетнамом, этот вопрос решается для каждого из будущих супругов по закону государства, гражданином которого он является. Кроме того, в отношении препятствий к' заключению брака должны быть соблюдены и требования законодательства государства, на территории -которого заключается брак.
Согласно многосторонней Конвенции о правовой помощи стран СНГ от 22 января 1993 г., условия заключения брака определяются для каждого из будущих супругов законодательством государства, гражданином которого он является, а для лиц без гражданства - законодательством государства, являющегося их постоянным местом жительства. Кроме того, в отношении препятствий к заключению брака должны быть соблюдены требо-
298

вания законодательства государства, на территории которого заключается брак.
Согласно ст. 6 Закона о гражданстве РФ от 28 ноября 1991 г., заключение или расторжение брака гражданином РФ с лицом, не принадлежащим к гражданству РФ, не влечет за собой изменения 1ражданства.
Изменение гражданства одним из супругов не влечет изменения гражданства другого супруга.
2. Консульские браки. Наше законодательство допускает заключение на территории РФ так называемых консульских браков, то есть браков, регистрируемых в иностранных дипломатических или консульских представительствах.
Браки между иностранными гражданами, заключенные в РФ в посольствах или консульствах иностранных государств, признаются на условиях взаимности действительными в РФ, если лица в момент вступления в брак являлись гражданами государства, назначившего посла или консула (ст. 161 Кодекса законов о браке и семье РСФСР). Из этого следует, что такой брак будет признан нашими органами власти действительным при условии: а) наличия взаимности, то есть если в соответствующем иностранном государстве допускается регистрация брака в российском посольстве или консульстве; б) когда оба лица, вступающие в брак, являются гражданами страны, назначившей дипломатического или консульского представителя.
Консульские конвенции, заключенные с другими странами, допускают регистрацию консулом браков граждан своей страны. В большинстве таких консульских конвенций (с Болгарией, Румынией, ФРГ, Чехо-Словакией, Швецией и др.) предусматривается, что консул имеет право регистрировать браки согласно законодательству представляемого им государства при условии, что оба лица являются гражданами представляемого государства. Лишь в отдельных соглашениях это правило сформулировано несколько иным образом (например, согласно консульской конвенции с КНР, консул имеет право регистрировать браки "в соответствии с законодательством представляемого государства и если это не противоречит законодательству государства пребывания"). В консульских конвенциях с Кубой и Финляндией указывается, что консул регистрирует браки в тех случаях,
299

когда он управомочен на это представляемым государством и при условии соблюдения законодательства страны пребывания.
В консульских конвенциях предусматривается уведомление местных органов о произведенной в консульстве регистрации брака, если это требуется по местным законам.
Согласно консульской конвенции с США, консулы могут регистрировать заключение и расторжение браков, когда оба лица, вступившие в брак или расторгающие его, являются гражданами представляемого государства, а также принимать заявления, касающиеся семейных отношений гражданина представляемого государства, если это не запрещается законодательством государства пребывания (п. 7 ст. 7).
3. Заключение браков российских граждан с иностранцами за границей. Граждане Российской Федерации могут вступать в брак с иностранцами как в РФ, так и за границей. Такие браки могут заключаться с соблюдением формы брака, установленной законом места его совершения, то есть в соответствии с законодательством того государства, в котором заключается брак. Будут ли такие браки, заключенные, например, в муниципалитете, мэрии или ином органе иностранного государства или же по религиозному обряду, если заключение брака в такой форме возможно в данном государстве, впоследствии признаны в России? Наше законодательство о браке и семье отвечает на этот вопрос утвердительно.
Статья 162 Кодекса о браке и семье предусматривает, что, когда браки советских граждан с иностранными гражданами заключены вне пределов СССР с соблюдением формы брака, установленной законом места его совершения, эти браки признаются действительными в РСФСР, если к признанию нет препятствий, вытекающих из ст. 15, 16 и 43 кодекса.
Иными словами, такой брак признается в РФ, если при его заключении не были нарушены материальные условия, необходимые для вступления в брак по российским законам. Это правило понимается в РФ следующим образом: материальные условия действительности брака для лица, состоящего в нашем гражданстве, должны всегда определяться по нашему праву, независимо от места совершения брака. Что же касается иностранца,
300

<< Предыдущая

стр. 9
(из 13 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>