<< Предыдущая

стр. 11
(из 13 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

рот и тут же дает запить кипяченой водой. Горькие на вкус лекарства запивают подсла-
щенной водой.
У старших детей горчичники ставятся так же, как и у взрослых. У детей раннего
возраста, для того чтобы предотвратить возможный ожог кожи и резкое жжение, возмож-
ны «облегченные» способы постановки горчичников. К нем относятся следующие: 1) на
место, куда должен быть поставлен горчичник, накладывают бумагу типа газетной и к ней
прикладывают горчичники рабочей поверхностью; 2) горчичники ставят не рабочей по-
верхностью, а наружной поверхностью непосредственно к телу ребенка.
Банки можно ставить детям, начиная с 1,5—2 лет. Существуют специальные дет-
ские банки меньших размеров. Дети боятся огня и первых болевых ощущений, поэтому
перед процедурой ребенка нужно обязательно успокоить. До и после окончания процедур
кожу следует тщательно обработать вазелином. Длительность процедуры у детей состав-
ляет 5—10 минут.
Проведение у детей прочих лечебно-диагностических манипуляций, входящих в
обязанности палатной медицинской сестры, существенных особенностей, как правило, не
имеет.
Среди наиболее часто встречающихся заболеваний следует отметить кишечные
инфекции и заболевания органов дыхательных путей.
Кишечные инфекции.
Наиболее распространенными кишечными инфекциями в детском возрасте являют-
ся дизентерия, сальмонеллез и коли-инфекция.
Наряду с отдельными особенностями эти заболевания характеризуются целым ря-
дом общих для них симптомов.
Как правило, в той или иной степени страдает общее состояние ребенка. Дети ста-
новятся вялыми, а периодически отмечается беспокойство, снижается аппетит; в тяжелых
случаях ребенок может вообще отказаться от еды, повышается температура тела. Типич-
ным проявлением кишечных инфекций являются учащенный жидкий стул, нередко с па-
тологическими примесями (слизь, зелень, прожилки крови). В тяжелых случаях, в связи с
большой потерей жидкости, может развиться эксикоз (обезвоживание организма). При
этом у детей отмечается сухость кожи и слизистых оболочек, снижается тургор тканей,
западение большого родничка (у детей первого года жизни), снижение диуреза.
Борьба с токсикозом и эксикозом заключается в оральной регидратации (выпаива-
ние ребенка глюкосаланом, регидроном и др.) или внутривенном капельном введении
глюкозо-солевых растворов.
Важную роль в лечении желудочно-кишечных инфекций играет диетотерапия и со-
блюдение питьевого режима. Как правило, в первые часы заболевания назначается водно-
чайная диета, а затем дозированное вскармливание. Кормление проводят специальными
лечебными смесями, при этом число кормлений увеличивается, но объем вводимой пищи
снижается. Детям более старшего возраста назначается соответствующая диета, в которую
обычно вводят чай, сухари, галетное печенье, овощное пюре, каши, молочнокислые про-
дукты.
59
В обязанности палатной медицинской сестры, наряду с выполнением назначений
лечащего врача (раздача лекарств, внутрикапельное и внутримышечные и внутривенные
инъекции и пр.), входит постоянный контроль за соблюдением больным пищевого и пить-
евого режима. Ежедневно утром проводится взвешивание детей первого года жизни для
определения прибавки или потери массы тела. Данные вносятся в температурный лист ис-
тории болезни. Вычерчивается кривая динамики массы тела. Также в специальный листок
вносятся сведения о частоте рвоты, частоте и характере стула в течение суток, количестве
выпитой ребенком за сутки жидкости.
В связи с частым жидким стулом у детей, особенно раннего возраста, может воз-
никнуть раздражение, мацерация кожных покровов в области ануса, промежности, на яго-
дицах.
В обязанности палатной медсестры входит профилактика подобных осложнений,
заключающихся в туалете соответствующих областей тела, соблюдении гигиенического
режима. После каждой дефекации следует подмыть ребенка теплой водой, обработать ко-
жу детским кремом и пр.
Заболевания органов дыхания.
Острая респираторная вирусная инфекция (ОРВИ) — одно из наиболее частых за-
болеваний у детей. Может протекать в виде ринита, фарингита, трахеита и сочетания ука-
занных поражений. Заболевание передается воздушно-капельным путем, вследствие чего
чрезвычайно контагиозно (заразно). Медсестра должна применять максимальные меры
предосторожности и предотвращать распространение инфекции на других детей. Воздух в
комнате, где находится больной ОРВИ, несколько раз в течение дня проветривают, прово-
дится кварцевание палаты (на это время детей переводят в другое помещение). При уходе
и лечении больных ОРВИ большое значение имеет применение физиотерапевтических
процедур — УФО, ингаляции. По показаниям назначают горчичники, банки, проводят
орошение зева, закапывание в нос лекарственных препаратов. В первые сутки заболевания
хороший эффект дает применение интерферона.
В настоящее время при лечении ОРВИ широкое применение получили такие про-
тивовирусные препараты, как виферон, неовир и т. д. Показано обильное теплое питье.
Пневмония — острое воспаление легких — занимает одно из ведущих мест в пато-
логии детского возраста, причем чаще наблюдается ее среднетяжелое и тяжелое течение.
Отмечается нарушение общего состояния больного, выраженное в той или иной мере. Как
правило, заболевание сопровождается повышением температуры, нередко до высоких
цифр. Характерным симптомом является кашель. Нередко отмечается одышка, чаще сме-
шанного характера. В легких могут выслушиваться как сухие, так и разнокалиберные
влажные хрипы.
С целью уточнения характера процесса и его локализации проводят рентгенологи-
ческое исследование.
Больной с острой пневмонией находится в постели с приподнятым головным кон-
цом кровати, а голова слегка откинута назад, что облегчает дыхательную экскурсию лег-
ких.
Ребенку создают щадящий режим. Во время острой пневмонии детей кормят дроб-
но, чаще и маленькими порциями. Детей грудного возраста, когда ребенку трудно сосать
грудь, переводят на кормление сцеженным грудным молоком.
Для профилактики и лечения гипоксии (кислородной недостаточности) больному
назначают ингаляции увлажненного кислорода.
В комплексе мероприятий по лечению острой пневмонии входят антибактериаль-
ная терапия (антибиотики, сульфаниламиды), дезинтоксикационная (внутривенное введе-
ние лекарственных растворов), симптоматическая (жаропонижающая, десенсибилизи-
рующая, стимулирующие препараты, витамины и пр.), а также физиотерапевтические ме-
тоды лечения (УВЧ, электрофорез, ингаляции и т. д.).
60
От четкого, строго последовательного выполнения медицинской сестрой врачеб-
ных назначений во многом зависит эффективность лечения.

? Контрольные вопросы
1. В чем заключается уход за кожей ребенка ?
2. Опишите технику забора мочи на анализ у детей первого года жизни.
3. Каковы особенности постановки горчичников у детей раннего возраста ?
4. Назовите показатели, подлежащие учету медицинской сестрой у ребенка с кишечной
инфекцией.
5. Опишите меры по профилактике распространения острой респираторно-вирусной
инфекции.
6. Каковы особенности ухода за ребенком, больным пневмонией?

Уход за больными с поражением уха, горла, носа
В отоларингологической практике существует ряд процедур, выполняемых палат-
ной медицинской сестрой. В данном разделе будет дана методика их выполнения.
Вливание капель в нос производят пипеткой. Детям закапывают 3—4 капли в каж-
дую половинку носа, взрослым - 6—7 капель, а масляные лекарственные растворы до 15—
20 капель. Перед закапыванием следует очистить нос. Процедура производится в сидячем
положении с запрокинутой головой или лежа на спине, не подкладывая подушку под го-
лову. Пальцем приподнимают кончик носа больного и, стараясь не касаться крыльев носа,
медленно выпускают капли. После этого больной наклоняет голову в сторону той полови-
ны носа, в которую производилось закапывание.
Через 1—2 минуты таким же образом вливают капли во вторую половину носа.
Вливание капель в ухо также производится пипеткой.

Детям закапывают 5—6 капель, взрослым 6—8 капель.
Если у больного имеется гноетечение, то перед закапыванием
необходимо очистить наружный слуховой проход от гноя,
иначе лекарственное вещество не проникнет к барабанной
перепонке.
Капли в ухо обязательно закапывают подогретыми до
температуры тела. После закапывания пальцем несколько раз
нажимают на козелок, что улучшает проникновение капель в
барабанную полость.
Очистка наружного слухового прохода от гноя может
проводиться как сухим, так и влажным способом. При сухой
очистке на специальный ушной зонд наматывают кисточку из
ваты. После введения в наружный слуховой проход ушной воронки оттягивают ушную
раковину кзади и кверху, с помощью ваты вытирают гной или слизь в слуховом проходе,
и процедура повторяется до тех пор, пока не будет удален весь гной.
Процедура может проводиться и влажным способом. В этом случае производится
промывание наружного слухового прохода дезинфицирующим раствором (борная кисло-
та, фурацилин), После промывания голову пациента наклоняют в сторону больного уха
для того, чтобы вытекли остатки жидкости. Затем стенку наружного слухового похода
протирают ватой, намотанной на зонд и смоченной борным спиртом.
Очистку полости носа чаще производят с помощью ваты, намотанной на специ-
альный зонд с нарезками. Под контролем удаляют слизь или гной из входа в нос и носо-
вых ходов. Для хорошей очистки носа вату приходится менять несколько раз. Если в но-
совых ходах имеются корки, то для их удаления вату следует смочить раствором соды или
каким-либо растительным маслом.
61
При проведении очистки носа влажным способом предварительно в полость носа
распыляют какой -либо щелочной раствор.
Полоскание полости рта и глотки производят различными дезинфицирующими
веществами или теплыми растворами трав. Наиболее часто пользуются растворами фура-
цилина (1: 5000), раствором перманганата калия (бледно-розового цвета), 2%-м раствором
борной кислоты или поваренной солью (1—2 чайных ложки на стакан теплой кипяченной
воды).
Промывание лакун и небных миндалин является одним из наиболее эффективных
методов консервативного лечения больных хроническим тонзиллитом. Для промывания
лакун чаще всего используют шприц для вливаний в гортань. Наконечник шприца вводят
в устье лакуны, после чего под давлением поршня раствор попадает в глубину лакун. Вы-
текающую изо рта жидкость больной сплевывает в тазик. Промывание производят еже-
дневно или через день слабо дезинфицирующими растворами борной кислоты, перманга-
ната калия, 1%-м раствором йодинола или растворами различных антибиотиков.
Серная пробка в наружном слуховом проходе образуется вследствие усиленной
секреции серных желез.
Клинически это может проявиться в виде некоторого снижения остроты слуха, бо-
ли в ушах, головной боли.
Удаление серной пробки производят путем ее вымывания теплой водой. Перед
проведением процедуры следует убедиться, что у больного нет перфорации барабанной
перепонки. В случае перфорации следует осторожно удалить серную пробку с помощью
изогнутого крючка.
Промывание проводят водой, имеющей температуру 37°С. Для промывания уха
применяют шприцы емкостью 100—200 мл. Струю воды направляют толчками вдоль зад-
ней стенки наружного слухового прохода. При этом ушную раковину оттягивают кзади и
кверху. На наконечник шприца надевают короткую (3—4 см) косо срезанную трубку.
Струя жидкости стекает в почкообразный тазик, который больной плотно прижимает к
шее. После промывания наружный слуховой проход обязательно осушают ватой, навер-
нутой на зонд.
Смазывание слизистой оболочки глотки производят больным с различными фор-
мами хронического фарингита. Для этого используется гортанный зонд с ватой, смочен-
ной персиковым, оливковым или каким-либо другим растительным маслом. После отдав-
ливания языка шпателем движениями сверху вниз и обратно смазывают заднюю стенку
глотки. Во избежание рвоты смазывание задней стенки глотки следует производить на-
тощак.
Смазывание слизистой оболочки носа различными лекарственными средствами
производят с помощью ватной кисточки, намотанной на прямой зонд с нарезками. Для
этого разволокненный кусочек ваты помещают на подушку указательного пальца левой
руки, кладут на нее конец зонда, который вращают правой рукой по ходу часовой стрелки.
Снимают ватку с кончика зонда, удерживая ее марлевой салфеткой, вращая зонд против
хода часовой стрелки.
Специфика ухода за детьми с заболеваниями уха, горла и носа включает в себя учет
особенностей детского организма и, в первую очередь, психологический фактор. Ребенок
должен быть окружен заботой и теплом. Желательно создание максимально щадящего
режима. Следует убедить ребенка в необходимости предстоящей операции, вселить в него
уверенность в выздоровлении.
Палатная медицинская сестра должна строго следить за тем, чтобы утром, в день
операции, ребенок не завтракал и тайком не съел конфету, печенье, яблоко и т. д., по-
скольку во время операции это может привести к рвоте и попаданию пищи в дыхательные
пути. Эти же моменты также важны и в процессе послеоперационного ухода за детьми.

? Контрольные вопросы
62
1. Какие способы очистки наружного слухового прохода вы знаете ?
2. Как производится промывание лакун небных миндалин?
3 Опишите технику удаления серной пробки из наружного слухового прохода.
4. Каковы особенности ухода за детьми в ЛОР-отделении?

Уход за больными с поражениями глаз
В данном разделе рассмотрены основные манипуляции, выполняемые палатной
медицинской сестрой, работающей в глазном отделении.
Осмотр глаза начинают с осмотра век и глазного яблока. Для осмотра конъюнкти-
вы нижнего века необходимо оттянуть нижнее веко книзу указательным или большим
пальцем так, чтобы увидеть нижнюю переходящую складку. Для осмотра конъюнктивы
верхнего века больному предлагают смотреть вниз. Большим и указательным пальцами
правой руки захватывают ресничный край века, оттягивают его вниз и кпереди от глазно-
го яблока. Большим пальцем левой руки медицинская сестра фиксирует середину века у
края хряща, При этом верхнее веко выворачивают на пальце, как на шарнире. Конъюнкти-
ву глазного яблока видно, если раздвинуть веки пальцами, при различном направлении
взора больного: вверх, вниз, направо, налево. Исследование должно производиться при
хорошем дневном освещении или искусственном освещении.
Осмотр слезного мешка производится при жалобах больного на слезотечение, на-
личие слизистого или гнойного отделяемого в конъюнктивальном мешке. Сестра оттяги-
вает больному нижнее веко пальцем левой руки так, чтобы была видна нижняя слезная
точка. Большим пальцем правой руки надавливают на область слезного мешка между гла-
зами и спинкой носа. Появление из слезных точек мутно-гнойной жидкости сви-
детельствует о воспалении слезного мешка.
Осмотр глаз у беспокойных детей требует специального приема. Мать садится на-
против медицинской сестры, держит тело и руки ребенка. Медсестра укладывает голову
ребенка между своими коленями и фиксирует ее. Руки сестры остаются свободными для
проведения осмотра.
Инородное тело конъюнктивы удаляют ватным стерильным тампоном после ос-
мотра конъюнктивы глазного яблока и век при обязательном выворачивании. После уда-
ления инородного тела в глаз закапывают 30%-й раствор сульфацила-натрия (альбуцида).
Для удаления инородного тела роговой оболочки необходима предварительная ане-
стезия 0,5%-м раствором дикаина. Веки больного раздвигают большим и указательным
пальцами левой руки.
При поверхностном расположении инородного тела его удаляют влажной ватой,
туго намотанной на стеклянную или тонкую деревянную палочку (материал должен быть
стерильным).
Если инородное тело находится в поверхностных слоях роговицы, его удаляют
специальной стерильной иглой для удаления инородных тел. Конец иглы подводят под
инородное тело, приподнимают его и выталкивают вперед. После удаления инородного
тела в глаз закапывают 30%-й раствор сульфацила натрия и закладывают мазь из антибио-
тиков или сульфаниламидов. При отсутствии гнойного отделяемого можно наложить лег-
кую повязку на 2—3 часа.
Глазные повязки накладывают при повреждении век и глазного яблока, после опе-
раций, для обеспечения покоя глазу. Противопоказано наложение повязки при остром
воспалительном заболевании конъюнктивы. Повязка должна быть плотной, но у больного
не должно быть чувства давления на глаз или стягивания под ухом.
При наложении повязки на глаз вначале на закрытые веки помещают ватно-
марлевую подушку. Конец бинта медсестра придерживает левой рукой у мочки уха на
стороне больного глаза. Ватно-марлевую повязку фиксируют бинтом вокруг лба так, что-
бы голова его шла в сторону здорового глаза. Затем бинт проводят под ухом со стороны
больного глаза кверху, через глаз, покрывают подушку, главным образом с носовой сторо-
63
ны, затем по затылку и опять под мочку уха. Таких оборотов нужно сделать 4—5, после-
дующий тур бинта проводят вокруг лба и заканчивают повязку сбоку на противополож-
ной стороне от больного глаза.
Перевязочный материал изготавливают только из гигроскопической ваты. Для за-
щиты глаз применяют ватно-марлевые подушки (4—5 см) в виде квадратов или круглые,
4—5 см в диаметре. У оперированных больных применяют занавески. Их готовят из кус-
ков марли или бинтов шириной 9 см и длиной 14—16 см и складывают вдвое. Занавески
приклеивают на лбу больного лейкопластырем. Рыхлые ватные шарики употребляют для
туалета век при закапывании капель и закладывании мази. Ватные шарики, предваритель-
но стерилизованные в автоклаве, заливают раствором оксициана ртути 1 : 6000 или 2%-м
раствором борной кислоты и кипятят 40—60 мин. В этом же растворе шарики сохраняют-
ся.
Согревающий компресс на глаза накладывается следующим образом. Марлевую
салфетку смачивают теплой кипяченой водой или изотоническим раствором натрия хло-
рида, отжимают и накладывают на закрытые веки; сверху кладут компрессную бумагу или
тонкую клеенку (их величина должна быть больше, чем влажная салфетка), затем слой
ваты, потом бинтовую повязку.
Холод назначают после глазной травмы (контузии) и в послеоперационном перио-

<< Предыдущая

стр. 11
(из 13 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>