стр. 1
(из 8 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Бокар Ринпоче

ЧЕНРЕЗИГ, ГОСПОДЬ ЛЮБВИ
ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ МЕДИТАЦИИ НА БОЖЕСТВЕ


ПРЕДИСЛОВИЕ

Медитация на божестве, вероятно, среди всех практик Тибетского Буд-
дизма наименее понята, причем использование в ментальном и духовном раз-
витии визуализируемых образов составляет сердцевину данной практики. В
течение более чем тысячи лет монахи, монахини и йоги-отшельники развива-
ли и совершенствовали этот уникальный стиль медитации.
В недавнее время многие тибетские мастера, находящиеся в изгнании,
активно преподавали учения в западных странах. Эти наставники весьма
щедро делились своим созерцательным знанием и опытом, что включало также
и указания по медитации на божестве. Небольшое, но растущее число людей
попробовало практиковать эти учения. Для большинства то был не легкий
путь. Многие ощущали здесь нечто, имеющее весьма большую ценность, но и
нечто весьма сложное, чтобы приблизиться к этому. Для человека, не вы-
росшего в кругу тибетской культуры, плодотворность практики медитации на
божестве требует глубокого понимания ее базовых принципов и направления.
Бокар Ринпоче в данном небольшом томе обращается непосредственно к
нуждам и заботам западных практикующих, отважившихся вступить на возвы-
шенное, однако временами, сбивающее с толку поприще медитации на божест-
ве. Он четко определяет принципы и излагает теорию данной медитации при-
бегая к минимуму технической терминологии, и потом дает наставления по
практике Ченрезига. Многие годы обучения, практики и преподавания делают
его исключительно компетентным в возможности преподносить такие учения.
Благодаря своему глубокому опыту и мудрости, сконденсированным здесь,
Бокар Ринпоче раскрывает некий мир и создет условия для установления
подлинной связи с этим миром.
И все же необходимо сказать тем, кто заитересуется и захочет далее
следовать настоящей практике, что книга не заменяет контакт с живым учи-
телем. Будда Сакьмуни использовал устные наставления как базовое средс-
тво поучения и все Буддийские медитативные линии продолжают такой обы-
чай. Сейчас по всему свету можно найти множество центров дхармы, где
имеются условия для получения квалифицированное руководство по практи-
кам, обсуждаемым в настоящей книге.
Книга, вроде этой, является результатом усилий многих людей. Мы глу-
боко признательны Бокару Ринпоче, который дал столь особые учения и
Франсуа Жакемару за то, что тот предпринял такую тяжелую задачу перевода
их с тибетского на французский язык. Большая благодарность Жене Майер за
ее любовь и поддержку на всех фазах работы над проектом. Билл Войт лю-
безно согласился прочитать начальный набросок Английского перевода. Дже-
нифер Пессерау тщательно пересмотрела всю рукопись. Многие ее предложе-
ния значительно улучшили окончательную версию. Брэд Пиерман великодушно
позволил нам использовать его офис и компьютерное оборудование. И пос-
ледняя, но не меньшая благодарность юному Патрику за терпение и понима-
ние в ходе интенсивных периодов работы.
.
СОДЕРЖАНИЕ

Введение к французскому изданию ..............

ПРИРОДА БОЖЕСТВА ................................
Абсолютный и относительный Ченрезиг ..........
Сострадание ..................................
Присутствие Ченрезига ........................
Генезис Ченрнзига ............................
Страна Блаженства и Потала ...................
Мантра "ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУНГ" ..................
ПРИНЦИПЫ НАСТОЯЩЕЙ МЕДИТАЦИИ ....................
От нечистого к чистому .......................
Инициация ....................................
Две фазы медитации в Ваджраяне ...............
Общие функции медитации Ченрезига ............
Особые функции двух фаз ......................
Характеристики фазы построения ...............
Как научиться визуализировать ................
МЕТОДЫ МЕДИТАЦИИ ................................
Подготовка ...................................
Фаза построения ..............................
Фаза завершения ..............................
Заключение ...................................
ПОВСЕДНЕВНАЯ ПРАКТИКА ...........................
Пусть явления самоосвобождаются ..............
Пусть шесть групп чувств самоосвобождаются ...
Пусть обстоятельства самоосвобождаются .......
Практика сна .................................
Практика во время еды ........................
МАСТЕРА ПРОШЛОГО ................................
Гелонгма Палмо ...............................
Сонгтсен Гампо ...............................
Кьергангпа ...................................
Гьялтсе Томе .................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ......................................
.
Введение к французскому изданию

Буддизм часто рассматривается как нерелигиозная традиция, и классифи-
цируется принадлежащим области метафизики или философии, или же ситается
образом жизни. Тот тип Буддизма, который называется "Тибетским", не так
легко соотнести с такой точкой зрения. Иногда с настороженностью смотрят
на его процессию божеств ("йидамов"), чистых стран, где те обитают, и на
явно мифологические истории, связанные с ними.
Сами тибетцы, однако, не видят в этих божествах чего-либо, что проти-
воречит Буддизму. Поскольку те являются частью "Ваджраяны", которой учил
Будда, а впоследствии тайно передаваемой сперва в Индии, а далее расп-
ространившейся в Тибете, и в их ортодоксальном соответствии вере тибетцы
ни разу не сомневаются. Наличие этих божеств совершенно согласуется с
первоначальным учением.
Тем не менее, действительно, божества могут пониматься на разных
уровнях по-разному. Тибетцы миряне представляют их себе как верховных
существ, пребывающих на небесах, следящих за судьбой людей, которые мо-
лятся им; тогда как для наставников дхармы, те являются разнообразными
выражениями единого пробуждения, не отделенного от нашего ума. Последняя
точка зрения несомненно и отвечает Буддизму в самом его строжайшем смыс-
ле, но нельзя отвергать и первую, в контексте искусных средств помощи
существам.
В первой главе настоящей книги, Бокар Ринпоче четко рассматривает эти
вопросы. Он описывает природу Ченрезига (Авалокитешвары на санскрите),
самого популярного божества в Тибете и одного из наиболее известных на
Западе. Чтобы, однако, следовать тому, что говорит Ринпоче, важно пони-
мать два уровня Буддийских учений: буквальный смысл и безусловный смысл
реальности.
Буквальный смысл подразумевает все, что позволяет нам подобраться к
предельной истине, правда, не показывая ее непосредственно. Этот смысло-
вой уровень принимает в расчет интеллектуальные возможности людей или же
их психический склад ума. Объяснения, образы, методы медитации, мифичес-
кие аспекты и тому подобное принадлежит данной сфере.
С другой стороны, безусловный смысл, к примеру "махамудра", прямо вы-
ражает предельную истину.
Необходимо видеть, однако, что буквальный смысл не противополагается
безусловному. Буквальный смысл является частью безусловного, приближает-
ся к нему и имеет педагогическую ценность. Можно рассматривать это в не-
котором отношении как, например, реальность - скажем, небо, и различные
описания его художником, поэтом, метеорологом, школьным учителем или
астрофизиком. Эти описания не неправильны, но частичны. Небо - реаль-
ность более необъятная, нежели любые из этих описаний, и простирается
вне их определений, но такое дело не превращает данные частичные описа-
ния в несправедливые.
Безусловный смысл и буквальный смысл не противоположны друг другу и
не исключают друг друга взаимно. Необходимо уловить едва заметную и неп-
ротиворечивую игру их взаимоотношений за тем, чтобы угадать то звено,
примыкающее между умом и божеством.
По вопросу о природе божества, на западе часто спрашивают относитель-
но функционирования медитации такой, как например медитация на Ченрези-
ге. Каким образом визуализация божества и декламация мантры воздействуют
на ум? Читатель во второй главе найдет чрезвычайно интересное изложение
по данной теме, поясняющее процесс очищения бессознательного обусловли-
вания и развития потенциала пробуждения.
Последующие главы описывают этот особый метод медитации и то, как
применять его к различным обстоятельствам повседневной жизни. По послед-
нему пункту, Бокар Ринпоче намеревался дать наставления на глубочайшем
уровне - уровне "махамудры". Читатель столкнется здесь с величайшим бо-
гатством, но также, по все видимости, и некоторой сложностью!
Большинство учений собранных в настоящей книге были даны Бокаром Рин-
поче частным образом. Такой стиль работы позволил нам подступиться к тем
многим граням этих учений, оценить которые обычные рамки публичной лек-
ции обыкновенно не допускают. Это значит, что во французском тексте мож-
но прочесть объяснения, которые нигде больше не даются.
.
ПРИРОДА БОЖЕСТВА

Абсолютный и относительный Ченрезиг

ї1Господь с белым телом, незапятнанным недостатками,
ї1Совершенный Будда - украшение твоей головы.
ї1Ты смотришь с состраданием на всех существ,
ї1Пред тобой, Ченрезиг, я кланяюсь.

Такова знаменитая похвала наиболее популярному божеству Тибета.
Кто же на самом деле такой Ченрезиг, божество с белым телом и четырь-
мя, иногда тысячью, рук? Что это за божество, к которому тибетцы питают
особую преданность, и медитация которого сейчас также практикуется мно-
гими и на западе?
Лучезарный ли это бог, мягкий и сострадательный, который, с далекого
неба, постоянно следит за судьбой существ, как верят большинство тибет-
цев? Или это простое символическое изображение, как иногда думают на за-
паде? Или же он - это другая реальность, более глубокая и богатая?
Во-первых, нам надо понять, что Ченрезиг является как видимостью, бо-
жественной манифестацией, так и сущностью, внутренней реальностью, при-
чем одно не исключает и не противоречит другому. Видимость Ченрезига -
это символ, через который делается явной его сущность. Посредством этой
видимости мы можем подступиться к сути Ченрезига. Видимость разрежает
сущность не более, чем суть отрицает видимость. Полагать будто Ченрезиг
имеет лишь внешнее к нам существование, было бы ошибкой. Но было бы
ошибкой также и видеть его всего лишь как абстракцию. Необходимо уловить
связь между двумя аспектами божества (видимостью и сущностью), с тем
чтобы понять как его природу так и медитацию.

Сперва, кто такой Ченрезиг по ї1сутиї0?
Ченрезиг - это способ бытия ума, который является союзом пустоты и
сострадания. С точки зрения безусловного смысла Ченрезиг - это предель-
ная природа ума. Другими словами, можно сказать, что Ченрезиг - этої1 бод-
ї1хичиттаї0 в ее двух аспектах:
- Абсолютнаяї1 бодхичиттаї0 соответствует пустоте,
- Относительнаяї1 бодхичиттаї0 соотносится с состраданием.
Когда описывается природа ума, наиболее часто употребляют термины
пустоты и ясности, нежели пустоты и сострадания, как мы только что сде-
лали. На деле, ясность и сострадание - одно и то же; они обозначают ди-
намическое выражение ума. Для описания этих двух неразрывно соединенных
аспектов употребляется много синонимов:
- пустота и сострадание,
- знание и средства,
- абсолютный аспект и относительный аспект,
- способ бытия и способ проявления, и так далее.
Какие бы слова мы ни применяли для него, Ченрезиг возникает из одной
и той же реальности. Он - пробужденная природа ума каждого существа, лю-
бовь и сострадание, искони присутствующие вї1 дхармакаеї0.
Ченрезиг внутри нас, потому что любовь и сострадание не являются ка-
чествами, добавляемыми к уму. Эти качества являются частью пробужденного
состояния, даже если, в данное время, для нас это состояние существует
только потенциально.
Различные степени любви и сострадания, которые мы наблюдаем у разных
существ, сообразуются с большей или меньшей актуализацией этого потенци-
ала, и с более или менее сильным влиянием Ченрезига в нас. Но нельзя
сказать, что какое-либо существо полностью лишено любви и сострадания,
поскольку этим бы отрицалась в таком существе пробужденная природа, об-
щая всем существам. Просто, шоры, закрывающие ум, временно могут быть
настолько толстыми, что сокрытые свойства никак не могут выразиться.
Фундаментальное неправильное функционирование нашего ума принимает
форму разделения на я и другое. Мы ошибочно хватаемся за "я", на которое
пересаживается привязанность, и в тоже самое время мыслим "другое", что
становится базисом неприязни. Такая двойственность не дает проявиться
свободному и спонтанному выражению любви и сострадания, удерживает их в
потенциальном состоянии. Результатом становится то, что, вместо пожела-
ния счастья существам, мы желаем счастья себе. Вместо стремления к уст-
ранению их страдания, мы стремимся к устранению собственного страдания.
Вместо радости счастью других, мы рады своему счастью. Вместо того, что-
бы равностно видеть существ, мы вовлекаемся в игры, отдавая кому-то
предпочтения и становясь на чью-то сторону. Так что, "наш" Ченрезиг ос-
тается сокрытым.
Фраза о том, что Ченрезиг является предельной природой ума не отрица-
ет манифестации его формы. Сущность выражает себя через видимость. Чен-
резиг существует на уровне буквального смысла, когда проявляется в форме
божества, в которой он обычно известен. Он - видимое выражение, которое
принимают все будды с целью помочь нам активизировать любовь и сострада-
ние, находящиеся в данный момент в нас лишь потенциально, и раскрыть в
нас самих предельного Ченрезига. Даже его имя выражает его природу; каж-
дый слог, что составляет его тибетское написание имеет смысл:
- ї1ченї0 значит глаз;
- ї1реї0 дает представление о непрерывности;
- ї1зигї0 означает взгляд.
Получаетсяї1 Ченрезигї0 - тот, кто "неотрывно смотрит на всех существ
взором сострадания."
Отношение Ченрезига, как потенциала сострадания в нашем уме, к Ченре-
зигу, проявляющемуся в качестве божественной формы, - вот настоящее ос-
нование этой практики:
- С одной стороны, Ченрезиг, как проявленное божество, олицетворяет и
передает силу милости и сострадания ума всех будд;
- С другой стороны, наш ум наделен возможностью любви и сострадания;
- В-третьих, неизбежная взаимосвязь, соединяющая все, заставляет с не-
обходимостью действовать первый фактор на второй и раскрывать его.
Без возможности, присутствующей в нашем уме, божество оставалось бы
внешним, прекрасным и сияющим, но неэффективным видением. Без божества
наш потенциал остается незадействованным. Так происходит с точки зрения
пути. Однако, с точки зрения предельного пробуждения, вне понятий о
внешнем и внутреннем и вне всякой двойственности, - больше не существует
разницы между божеством и нашим собственным умом, самим буддой.
Когда мы делаем медитацию Ченрезига, то если видим, что любовь и
сострадание растут в уме, - это знак плодотворности практики. Относи-
тельный Ченрезиг является тогда опорой развития абсолютного Ченрезига,
который всегда остается в нас. Понимание того, что Ченрезиг в действи-
тельности не отделен от нас и что он неотъемлем от нашего ума, позволяет
нам глубоко проникнуть в практику.
Нам необходим относительный Ченрезиг, чтобы реализовать предельного
Ченрезига. Медитация на форме и атрибутах божества и декламация его
ї1мантрыї0 приводит нас к реализации сострадания, присутствующего в нашем
собственном уме, таком же пустом. Сила милосердий, передаваемая относи-
тельным Ченрезигом, направляет нас к абсолютной природе собственного
ума, динамикой которого является любовь и сострадание.


Сострадание

Ченрезиг и сострадание являются, как мы только что увидели, одной и

стр. 1
(из 8 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>