<< Предыдущая

стр. 4
(из 8 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

Можно знать единственно значениеї1 дхармыї0 и ее глубокую цель, если пони-
мать ее, как процесс, принципы которого выражаются в терминах очищения:
- базис очищения,
- объект очищения,
- очищающий агент,
- результат очищения.

ї1Базис очищения
Истинная природа нашего ума - этої1 ум сам по себеї0, аналогичный способу
существования умов всех существ. Как такового, примеси не пачкают его.
Сейчас он, однако, пропитан громадным временным обусловливанием. Такое
обусловливание не воздействует на суть ума, но порождает иллюзию и стра-
дание.
Суть ума называется "сердцевиной пробуждения". Она чиста, но, из-за
отсутствия реализации, сердцевина пробуждения и нечистоты перемешаны
вместе. Такое взаимно смешение образует базис очищения на подобие белой
материи, запачканной грязью. Поскольку ее природа - белизна, материя мо-
жет стать белой снова. Так же, природа нашего ума - это чистота, и мы
можем вновь обнаружить ее. Уголь, однако, ни в коем разе не станет бе-
лым, ведь он изначально черен. Если бы иллюзия, двойственность и страда-
ние были бы природой нашего ума, у нас не было бы ни единого шанса изба-
виться от них.

ї1Объект очищения
Объект очищения - это то, что должно быть устранено, а именно, иллю-
зорные примеси, подобные пятнам покрывающим белую материю, не являющимся
частью ее природы. Эти примеси не имеют какую-либо действительную реаль-
ность; в этом причина, почему их их можно устранить. Если бы они были
наделены существованием самим по себе, это было бы невозможно; но они
условны, имеют иллюзорную природу, и просто ошибочны. Их корень - это
двойственность "захваченного-захватывающего". Внешне, существуют явле-
ния, выхватываемые как объекты; внутренне, есть ум, как схватывающий
субъект. Такая полярность становится причиной зарождения тревожащих эмо-
ций (гнева-отвращения. желания-привязанности, слепоты, зависти, стяжа-
тельства, гордости, и тому подобного) и иллюзорных явлений, на основании
которых возникает ї1кармаї0 и страдание. Следовательно, двойственность, ос-
нование данного процесса, должна быть удалена, как самое главное.

Внешне выхватываемые объекты имеют шесть аспектов, отвечающих шести
чувствам:
- формы зрительного чувства,
- звуки чувства слуха,
- запахи чувства обоняния,
- вкус вкусового чувства,
- осязание тактильного чувства,
- мысленные объекты ментального чувства.
Субъект, внутренне схватывающий их, подразделяется на шесть сознаний:
- зрительное сознание,
- слуховое сознание,
- обонятельное сознание,
- вкусовое сознание,
- тактильное сознание,
- ментальное сознание.
В рамках иллюзии, ум функционирует таким образом: шесть объектов
чувств и шесть сознаний, схватываются как отдельные реальности. Это раз-
деление является пространством, в котором происходит игра тревожащих
эмоций.
Эти шесть объектов и сознаний не являются, тем не менее, по-настояще-
му раздельными сущностями. К примеру, воспринимая форму, хотя мы и вых-
ватываем две независимые друг от друга сущности, воспринимаемый предмет
и воспринимающий ум, - мы совершаем ошибку. В действительности, форма,
выхватываемая как предмет, есть ничто иное как манифестация аспекта "яс-
ности" ума, вместе с тем как я-субъект есть не иначе как "аспект "пусто-
ты" того же самого ума. Внутри этой механики иллюзии, оказывается, что
попадаешь в ситуацию, когда смотришь на себя как на другое. Почти как в
случае, когда гуляешь в солнечный день; наша тень, отделенная от нас,
кажется чуждой.
Внешне выхваченный объект и внутренне схватывающий субъект, который
ловит его, в действительности, ни чуть не разделены; но поскольку мы
этого не осознаем, в силу вступает двойственность с самим собой. Отсюда
возникает игра тревожащих эмоций и иллюзорных мыслей.
Значит, надлежит очиститься от такой полярности я-другое.

ї1Очищающий агент
Чтобы постирать запачканную тряпку необходимы различные вещи, такие
как вода, моющее средство и мыло. Аналогично, чтобы очистить ум, необхо-
димо средство: это -ї1 дхармаї0. Все ее стадии, все стороны, что составляют
ее, и все медитации, которым в ней учат, имеют эту уникальную очищающую
функцию. Принятие прибежища, подготовительные практики, ментальное успо-
коение (ї1ши нейї0) и высочайшее видениеї1 ї0(ї1лха тонгї0), фазы построения и за-
вершения вї1 ваджраянеї0, и наконецї1 махамудраї0 сходятся в одной и той же це-
ли.
Благодаряї1 дхармеї0, во-первых стихают тревожащие эмоции и ниболее явные
иллюзорные мысли. Далее, постепенно, пропадают менее заметные аспекты,
пока наконец последнее пятно, пелена, что закрывает знание не устраняет-
ся окончательной медитацией, "ваджрным самадхи," приводящей к предельно-
му пробуждению.

Ясно, что медитация Ченрезига является одним из этих средств очище-
ния. В частности, мыслью "я - Ченрезиг", называемой "гордостью божест-
ва," очищается уподобление обыкновенному "я". Медитируя на теле божест-
ва, его украшениях, чистой стране и так далее, очищаются от того обус-
ловливания, что производит обыкновенные явления. Мы изучим эти вопросы
позднее в разделах "Функция двух фаз" и "Три характеристики фазы постро-
ения." Там мы детально рассмотрим очищающую функцию Ченрезига.

ї1Результат очищения
Когда ум полностью очищен от двойственности субъекта-объекта, показы-
вается плод: реализация недвойственной истины ума. Его природа не отли-
чается от трех тел пробуждения - абсолютного телаї1 ї0(ї1дхармакаяї0), тела со-
вершенного опыта (ї1самбхогакаяї0) и тела эманации (ї1нирманакаяї0). Эти три те-
ла уже присутствуют в скрытом состоянии на уровне базиса очищения. На
уровне результата они актуализируются и раскрываются в своей полноте и
чистоте.
С точки зрения пробуждения, фактически, не существует разделения, ни
единого понятия о порождении, дифференциации или классификации. С отно-
сительной позиции, однако, выделяют три очевидных разновидности, три те-
ла:
ї1Дхармакаяї0 соответствует аспекту пустоты пробужденного ума, и потому
не имеет формы, цвета, запаха и так далее. Это тело, сказано, обрета-
ется ради собственного блага. Силой сострадания и благодаря пожелани-
ям будд, а также заслуге существ, изї1 дхармакаиї0 проявляются два фор-
мальных тела.
ї1Самбхогакаяї0 является существам, у которых очень чистая карма, в стра-
нах проявления отличных от наших. Там передачаї1 дхармыї0 не происходит
посредством учений, которые затрагивают речь и слушание. ї1Самбхогакая
просто проявляется, и бодхисаттвы, составляющие ее свиту учеников,
понимают все, что должно быть передано.
ї1Нирманакаяї0 - это манифестация пробуждения в сфере обыкновенного су-
ществования, имеющая целью руководить существами с нечистой ї1кармойї0. К
примеру, Будда Сакьямуни, который пришел на землю, повернул колесо
ї1дхармыї0, и тем самым позволил существам вступить на путь освобождения.

Пока два формальных тела добиваются блага существ, ум будды не совер-
шает ни единого усилия, не питает ни единого намерения, и не испытывает
ни единой трудности. Подобно сиянию солнца, здесь присутствует всецело
спонтанная активность, результат предыдущих пожеланий, мотивации и зас-
луги.
Хотя аспекты трех тел и отличаются, их суть едина. На следующем при-
мере можно понять, что эти три аспекта - по сути одно. Луна в небе - все
равно, чтої1 дхармакаяї0; ее лучи подобныї1 самбхогакаеї0; а ее отражение на по-
верхности воды - подобної1 нирманакаеї0. Хотя луна, лучи и отражение выгля-
дят различными, они являются по сути одним и тем же.
Так что, базисом очищения является ум обычного и нечистого существа,
и тем не менее, наделенного потенциалом пробуждения. Объект пробуждения
- это собрание условных примесей, причиной которых является полярность
субъкта-объекта. Агентом очищения являетсяї1 дхармаї0. Результат очищения -
это реализация недвойственного способа существования, актуализация про-
буждения.


Инициация

Для эффективности, всякая медитацияї1 ваджраяныї0 требует инициации, ду-
ховная сила которой передается в ходе ритуала. Буз инициации, практика
фаз построения и завершения не может совершаться, или же, если и совер-
шается, будет бесполезной.
В зависимости от классов ї1тантрї0 и божеств, инициации предполагают раз-
личные аспекты внутри рамок более или менее сложных, продолжительных или
коротких ритуалов. Их принцип, не смотря на это, остается таким же.
Функционирование нашей обычной индивидуальности в Буддизме описывает-
ся различными средствами: пятью элементами, пятью агрегатами, двенад-
цатью базами восприятия и так далее. Эти разнообразные образования отме-
чены двойственностью, иллюзией и страданием. Вї1 ваджраянеї0, мы, однако,
считаем их предельную природу чистой и божественной, хоть мы и не реали-
зовали ее сейчас.
Что происходит в ходе инициации? Наставник, который наполняет ее
ї1мантрамиї0,ї1 мудрамиї0, визуализацией и медитацией, возлагает духовную силу и
благословение на элементы, агрегаты и базы восприятия. Тем самым, их бо-
жественный потециал, прежде этого замутненный неведением, пробуждается.
Этот начальный толчок и практика соответствующего божества, позволяют
нам до конца актуализировать и выразить божественную реальность нашего
ума.
Инициация Ченрезига, которая может быть передана только мастером, ко-
торый сам получил ее по неразрывной линии, состоит из трех главных ас-
пектов, включаемых в одну церемонию:
- инициация тела божества налагается на тело ученика. Это дает ученику
полномочия визуализировать себя в форме Ченрезига, а также видеть
вселенную как Страну Блаженства. Кроме того это позволяет нам медити-
ровать на союзе видимости и пустоты.
- Инициация речи божества налагается на речь ученика. Тем самым получа-
ются полномочия декламироватьї1 мантруї0 ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУНГ, а также
рассматривать все звуки какї1 мантруї0, за рамками обычного представления
о них как о приятных или неприятных. Кроме того инициация позволяет
нам медитировать на союзе звучания и пустоты.
- Инициация ума божества возлагается на ум ученика. Она дает полномочия
медитировать думая, что собственный ум является одним с умом Ченрези-
га, который открывает нас развитию любви и сострадания. Она так же
позволяет нам медитировать на союзе сострадания и пустоты.

Тибетцы проговаривают ї1мантруї0 Ченрезига не получая инициации, но они
делают это с верой и преданностью, приобретаемыми с малолетства. Все они
рассматривают Ченрезига как защищающее божество их страны. Во время
ходьбы, работая и выполняя большое количество дел, они проговаривают
ї1мантруї0, иногда не зная как визуализировать божество. Так же, если мы до-
веряем Ченрезигу, мы можем повторять егої1 мантруї0 не получая инициацию, и
мы получим некоторую пользу от этого.
Пока Ченрезига рассматривают, как что-то внешнее, инициация, на самом
деле, не обязательна. Однако, чтобы медитировать на себе в форме божест-
ва и действительно исполнять фазы построения и завершения, инициация не-
обходима.


Две фазы медитации в Ваджраяне:
построение и завершение

Медитацииї1 ваджраяныї0 подразделяются на две фазы: фазу построения и фа-
зу завершения.
ї1Фаза построенияї0 принадлежит к первой части медитации, в течение кото-
рой мысленно созидается видимость божества.
ї1Фаза завершенияї0 относится к концу медитации, в ходе которого види-
мость исчезает в пустоту. И тогда мы пребываем в природе ума, то есть
отсутствии мысли и переживании радости одновременно.
Когда на поверхности океана образуются волны, они могут показаться
чем-то отличным от океана. Однако, когда волна опускается, она уходит
обратно в океан, ее собственную природу. Таким же образом и фазы постро-
ения и завершения не раздельны по сути. Как на примере с волной и океа-
ном, они имеют одну и ту же природу. Фаза построения соответствует вол-
не, которая набирает силу; фаза завершения - волне, которая падает об-
ратно в океан. В обоих случаях, всегда один и тот же ум медитирует; там
нет двух отдельных реальностей. Если не вполне понятно такое отношение,
иначе пожалуй фазу построения можно сравнить с возведением дома, а фазу
завершения с его разрушением.
Для начинающих, обе фазы имеют, и это верно, отличительные стороны.
Мы сперва выполняем фазу построения, в продолжение которой визуализируем
божество и повторяемї1 мантруї0. В конце этой фазы, мы делаем фазу заверше-
ния, растворяем все явления в пустоте.
На более продвинутом уровне, однако, эти две фазы не различаются. Фа-
за построения начинает с пустоты ума, из которой созидается образ. Напи-
мер, в уме можно вызвать образ города Парижа. Тогда видны строения, ко-
торые вы знаете, улицы, известные вам, и так далее. Все это возникает
отчетливо. Хотя эта манифестация и появляется, она, тем не менее, пуста,
лишена какой-либо материальной реальности или самостоятельно сущности.
Пустота - это фаза завершения. Обе фазы присутствуют одновременно. Визу-
ализируемые видения пусты и хотя они и пусты, тем не менее проявляются.
Таков союз манифестации и пустоты.
Когда мы визуализируем Ченрезига, мы четко видим его лицо, руки, дра-
гоценности и разнообразные цвета; это - фаза построения. В то же самое
время, Ченрезиг не имеет материального существования; это - фаза завер-
шения. Так же и звуки являются одновременно звучанием и пустотой; мысли
суть одновременно сознание и пустота.
Каждая мысль, которая возникает в уме на самом деле содержит в себе
две фазы построения и завершения.
Такова природа двух фаз. Теперь мы рассмотрим то, как "функционирует"
медитация Ченрезига; как она поддерживает наш духовный прогресс в целом,
то особое, что дают две фазы, и характеристики фазы построения.


Общие функции медитации Ченрезига

Медитация Ченрезига - это не просто фрагментї1 дхармыї0; она охватывает
собой все аспекты духовного пути. Она закончена сама по себе и позволяет
нам развить все качества обязательные для пути, шесть совершенствї1 (пара-
ї1мит) махаяныї0:
- Мотивация, вдохновляющая нас медитировать, чтобы стать способными
быть полезными существам. Это - ї1парамита щедростиї0.
- Когда выполняют визуализацию и декламациюї1 мантрыї0, удаляются от обыч-
ной деятельности тела речи и ума. Обычное поведение, обычная речь и
обычное мышление оставляются позади. Это -ї1 парамита этикиї0.
- В ходе медитации, приемлют неудобство, которое тело и ум иногда испы-
тывают. Это -ї1 парамита терпенияї0.
- Верное усилие нарастает тогда подчиняешься упорству. Это -ї1 парамита
ї1усердияї0.
- Когда тело божества, чистая страна, украшения и слогиї1 мантрыї0 узнаются
как ясность ума, сияющее проявление самого ума. Это - ї1парамитаї0 ї1транс-
ї1цендентальной мудростиї0.

Функцию медитации Ченрезига можно рассмотреть более досконально. Для
этого используются две перспективы:
- Медитация позволяет развить аспекты такие разнообразные, как устране-
ние иллюзорных мыслей, накопление заслуги, сострадание, преданность,
ментальное спокойствие, высочайшее видение, иї1 махамудраї0.
- Она так же дает возможность очистить свое обусловливание на глубочай-
шем уровне.

Давайте изучим пункты, причисляемые к первой возможности:
-ї1 Устранение иллюзорных мыслейї0: во-первых, визуализация цветов, одежд и
атрибутов Ченрезига способствует устранению обыкновенных иллюзорных
мыслей. Во-вторых, визуализация себя в форме Ченрезига уничтожает
конструкции иллюзорного "я".

<< Предыдущая

стр. 4
(из 8 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>