<< Предыдущая

стр. 5
(из 8 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>

-ї1 Накопление заслуги:ї0 в медитации представляют, что излучают свет. Не-
которые лучи идут "вверх" и делают подношение буддам и боддхисаттвам
десяти направлений. Также мы посылаем лучи "вниз" к обычным существам
и облегчаем их страдание. Такие визуализации, помимо прочего, позво-
ляют нам накопить заслугу и очистить свои завесы.
-ї1 Сострадание:ї0 практикующий думает о страдании существ и при посредстве
различных визуализации, которые мы рассмотрим позднее, развиввает
сострадание к существам. Кроме того, подлинная форма Ченрезига и его
ї1мантраї0 насыщают наш ум состраданием всех будд, поскольку Ченрезиг и
егої1 мантраї0 выражают такое сострадание.
-ї1 Преданность:ї0 мы адресуем подношения и молитвы к буддам и бодхисатт-
вам, что позволяет нам усилить свое доверие и преданность.
-ї1 Ментальное успокоение ї0(тибетское ї1ши нэйї0): в продолжение медитации, ум
покоится без рассеяния на всем теле божества или на какой-либо дета-
ли, ыизуализируемом слоге, или звукеї1 мантрыї0, и это позволяет нам раз-
вить ментальное спокойствие. Сверх того, те различные объекты, на ко-
торых ум может успешно медитировать, охраняют медитатора от утомления
и облегчают продвижение в медитации.
-ї1 Высочайшее видение ї0(тибетское ї1лха тхонгї0): когда тело Ченрезига ясно
выступает в уме, оно, однако, лишено действительной сущности и мате-
риальной реальности, подобно отражениею луны в воде или же образу в
зеркале. Это тело является сияющим свечением предельного Ченрезига,
который является также и предельной природой нашего ума. Осознание
пустой природы данного явления - это высочайшее видение.
-ї1 Махамудраї0: божество, значит, является видимостью-пустотой. Но оно, с
одной стороны, не является видимостью, а с другой стороны, пустотой,
один раз видимостью другой раз пустотой. Будучи видимостью, оно не
теряет своей пустоты; будучи пустым, оно не лишается своей видимости.
Это - союз видимости и пустоты, не в смысле двух вещей, расположенных
друг подле друга, но в смысле двух вещей, образующих одну и ту же не-
расчленимую реальность. Пребывать без рассеяния в таком состоянии со-
единения - это одновременность ментального успокоения и высочайшего
видения сразу, так же называетсяї1 махамудройї0 или же более точно, в
данном случае, "ї1махамудрой тела божестваї0". В начале не испытываешь
по-настоящему это состояние, но наличие некоторого представления о
нем облегчает подступ.


Особые функции двух фаз

Этих различных пунктов достаточно самих по себе, чтобы сделать ясным
полезность медитации Ченрезига. Нам следует, однако, добавить к ним очи-
щающую функцию, порождаемую милостью на глубочайшем уровне. Это - духов-
ная энергия, заряжающая каждый элемент медитации.
Явления, как мы воспринимаем их, не имеют в действительности сущест-
вования сами по себе. Они производятся нашим собственным умом и искажа-
ются обусловливанием, порождаемым нашейї1 кармойї0. Это обусловливание дейс-
твует на уровне "потенциального сознания". Оно ведет нас к переживанию
манифестации, как отдельного от нас самих, твердого, реального по себе
опыта,
и причиняет много страдания. Ум, свободный от такого обусловливания, -
это чистый ум, в котором чистые феномены проявляются в отсутствии мате-
риальности, за рамками двойственности субъект-объекта, лишенные отметины
тревожащих эмоции и страдания.
Очищение, следовательно, должно действовать на уровне потенциала соз-
нания; именно там оперируют медитацииї1 ваджраяныї0. Настоящая цель фаз
построения и завершения состоит в том, чтобы истребить всю целость обус-
ловливания, производящего самсарическое существование. Условиемї1 ї0сущест-
вования в ї1самсареї0 является последовательное прохождение стадий рождения,
жизни и смерти. С безначальных времен, мы прошли через бессчетное коли-
чество существований, каждое из которых придерживалось той же картины:
рождения, жизни и смерти. Обусловливание, врезавшееся в нас из-за беско-
нечного повторения, - чрезвычайно сильно, и стремиться без конца воссоз-
давать все тот же процесс, в котором мы остаемя заключенными в тюрьме
иллюзии.
Медитация на божестве, включающая в себя две фазы, располагает, в
данной связи, тройной функцией:
- очистить нас от обусловливания, вызывающего рождение в обычной форме,
являющейся результатом кармического созревания;
- очистить нас от обусловливания, причины явлений обычной жизни, кото-
рая характеризуется схватыванием отдельной сущности и страданием;
- очистить нас от обусловливания, вызывающего обычную смерть, и актуа-
лизировать тела и мудрости пробуждения.
В рамках этого, каждый аспект медитации исполняет соответствующее оп-
ределенное очищение:
- Перед началом визуализации, представляют, что все феномены в обычной
и нечистой форме растворяются в пустоте. Этим символически изобража-
ется смерть, которая предшествовала теперешней жизни. Тем самым очи-
щается обусловливание смерти, произведенное в наших прошлых жизнях, и
мы готовимся к актуализации абсолютного тела (ї1дхармакаиї0), предельной
природы ума.
- Из пустоты, сперва появляются лотос, лунный диск и семенной слог ХРИ.
Это соответствует соединению трех элементов, что характеризует момент
зачатия в утробе: лотос представляет собой яйцо, лунный диск - спер-
матозоид, а семенной слог - сознание, приходящее изї1 бардої0 и присоеди-
няющееся к двум материальным опорам. Все феномены, уже очищенные
растворением в пустоте, теперь способны проявиться в своих чистых вы-
ражениях. В результате, мы очищаемся от обусловливания, вызванного
зачатием.
- Далее, трансформация семенного слога в божество соответствует рожде-
нию и позволяет нам очиститься от обусловливания, вызывающего его.
Таким образом, приводятся к созреванию возможности тела эманации
(ї1нирманакаиї0).
- Медитатор декламирует обращения, восхваляющие божество, и представля-
ет свет, исходящий из сердца Ченрезига, что выражает собой подношения
буддам и бодхисаттвам, визуализирует атрибуты Ченрезига, одежду, дра-
гоценности, божественный дворец, в котором он находится и страну чис-
той манифестации, окружающую дворец. Можно отнести это к характерис-
тикам нашей обычной жизни от рождения до смерти: нашей активности,
взаимоотношениям с другими, одежде, привычкам украшать, жизненной си-
туации, и окружению. Соответствующие визуализации дают нам возмож-
ность очистить все обусловливание нашей жизни и подготовиться к акту-
ализации тела совершенного опыта (ї1самбхогакаиї0).
- В конце фазы построения, чистая страна растворяется в небесном двор-
це, небесный дворец - в божестве, божество - в семенном слоге, кото-
рый в конце концов растворяется в пустоте. Это растворение символизи-
рует приход смерти и имеет тот же эффект, что и расстворение феноме-
нов в начале перед визуализацией: очищение обусловливания, происходя-
щего в момент смерти, и будущая актуализацияї1 дхармакаиї0.
Итак, тем самым завершают полное очищение и, одновременно, делают
возможным появление трех тел пробуждения. В действительности, наш ум уже
сейчас и всегда был буддой по природе, но разнообразные завесы, покрыва-
ющие его, удерживают эту пробужденную природу в латентном состоянии и не
дают ей проявиться. Когда она по-настоящему проявится, чистые страны и
тела божеств, которые являются истинным выражением этой предельной при-
роды ума, откроются сами.


Характеристики фазы построения

Теперь давайте снова вернемся к фазе построения. Чтобы быть закончен-
ной, она должна быть наделена тремя характеристиками:
- отчетливой видимостью образа,
- памятью и знанием чистого значения,
- гордостью божества.

ї1Отчетливая видимость
Кармическое обусловлдивание - это источник, из которого создается мир
в том виде, как мы воспринимаем его, внешний мир, а также наше собствен-
ное тело. Эти творения подобны творениям сна, но у нас имеется твердое и
реальное восприятие их существования. Отчетливость видимости, то есть
ясность визуализации, направленна на то, чтобы выключить нас из участия
в этой разновидности иллюзорного порождения и удалить наше тяготение к
такой реальности. Хотя мы уже и обсудили данную функцию при рассмотрении
очищения потенциала сознания, давайте взглянем на нее еще раз с точки
зрения фазы построения.
Мир представляется нам как громадное многообразие манифестаций: все-
ленная, внешнее окружение, наша жизненная ситуация, тело, одежда, драго-
ценности, что мы носим, разнообразные цвета и так далее. Визуализация
берет в расчет это многообразие и предлагает такое же многообразие бо-
жественных проявлений:
- вселенная и внешнее окружение заменяются визуализацией Страны Бла-
женства, где все явления прекрасны, чисты и насыщены радостью;
- наша жизненная ситуация вытесняется визуализацией "драгоценного двор-
ца" божества;
- все существа и мы сами принимаем форму Ченрезига;
- одежда и украшения становятся драгоценностями и шелком на Ченрезиге;
- обычные цвета преобразуются в цвета божества и в частности в цвета
тела, украшений и одежды.

Таким образом, божественные явления замещают обычные явления и нейт-
рализуют нашу фиксацию к их реальности.
Новички, однако, часто испытывают трудность в том, чтобы получить яс-
ность видимости и самое сложное получить целиком образ всего божества.
Поэтому можно сперва визуализировать отдельные аспекты: только лицо, за-
тем каждую из рук или четки, лотос, драгоценность и так далее. Такой
подход дается несколько легче.
Начинающие также могут испытывать сложность в том, чтобы видеть, что
Ченрезиг, которого они визуализируют, и их собственный ум - одно. В
действительности, визуализация существует только в нашем уме, а значит,
нет субъекта, который наблюдает или же наблюдаемого объекта. Наши при-
вычные тенденции склоняют нас, даже в данном случае, к тому, чтобы удер-
живать дуальность субъект-объекта. И только благодаря большому опыту ме-
дитации и верному пониманию природы ума визуализация перестает быть ок-
рашенной ошибочными понятиями о субъекте и объекте. Временно, начинающий
медитатор может рассматривать визуализацию просто как объект, за которым
ум наблюдает, и пытаться сделать ее более четкой и устойчивой, давая
возможность уму успокоится.

ї1Знание чистого значения
Ясность визуализации не должна превращаться в восприятие божественно-
го объекта, как могущего на самом деле существовать материально, пусть
даже на плане более прекрасном и высоком, чем наш. Божество - это види-
мость и вместе с тем отсутствие присущей ей реальности, вроде образа в
зеркале или отражения луны в воде. Визуализируемое божество не обладает
той же природой, что иї1 тханкаї0 или статуя. Его природа лишена материаль-
ного существования и при этом наделена качествами пробужденного ума. Она
- не материальная и не косная.
Схватывание материальной реальности в божестве уничтожается вспомина-
нием чистого значения. Здесь имеется в виду знание того, что всякий ви-
зуализируемый аспект выражает качества пробуждения в виде символической
связи. Поэтому, каждая деталь Ченрезига имеет значение:
- белый цвет его тела: Ченрезиг абсолютно чист, свободен от какого-либо
недостатка;
- одно лицо: суть всех феноменов - одного и того же вкуса;
- четыре руки: "четыре неизмеримых" (неизмеримая любовь, неизмеримое
сострадание, неизмеримая радость и неизмеримая безмятежность);
- две скрещенные ноги вї1 ваджрнойї0 позе: Ченрезиг не пребывает ни в край-
ностях ї1нирваныї0 для себя, ни вї1 самсареї0; он соединяет сострадание и
пустоту;
- драгоценность, которую он держит в сложенных у сердца руках: Ченрезиг
совершает действия на благо всех существ и удовлетворяет их нужды;
- четки, которые он держит в правой руке: он вытягивает всех существ в
направлении освобождения;
- лотос в левой руке: Ченрезиг имеет сострадание ко все существам, и
помимо этого, - сродни тому, как лотос вырастает из тины, но его цве-
ток не запачкан, так и Ченрезиг действует в этом мире, оставаясь не-
запятнанным тревожащими эмоциями и несовершенствами;
- диск луны за спиной: в Ченрезиге любовь и сострадание достигли своей
полноты;
- шкура оленя через его плечо: легендарная доброта оленя символизирует
ум пробуждения, помыслы которого всецело обращены на благо существ;
- разнообразные драгоценности: богатство качеств пробужденного ума Чен-
резига;
- пятицветные шелка: пять мудростей.

В визуализации, ясность видимости образа, соединенная с пониманием
этого символизма, позволяет нам избавиться от материального восприятия
божества. Это не означает, что необходимо непереставая проговаривать в
уме данный список символических значений, но знать и приспосабливать их.

ї1Гордость божества
Существа относятся к своей индивидуальности с сильной привязанностью.
Идея о "я" говорит о том, что эта реальность глубоко засела в нас.
Представление "я", "я - это тот, или этот" становится чем-то вроде гор-
дости на наиболее существенном уровне.
В медитации, мы подменяем эту обычную гордость "гордостью божества";
подстегиваем убеждение, что "я - это Ченрезиг".
Обычная гордость - это основание, на котором развиваются тревожащие
эмоции, иллюзорные мысли и вытекающие отсюда страдания. Гордость божест-
ва помогает нам остановить эти порождения. Когда "я - Ченрезиг," я боль-
ше не заодно с обычными желаниями, отвращениями и проектами. Нечистые
явления, с которыми мы обычно отождествляем себя, замещаются чистыми яв-
лениями, то есть телом Ченрезига, его чистой страной манифестации, его
ї1мантройї0 и так далее.
Можно подумать, что такой перескок отождествления (с нашей обычной
индивидуальности - на другую - индивидуальность божества) - не настолько
значительное изменение. Но разница, однако, очень велика. В первом слу-
чае, присутствуют тревожащие эмоции и страдание, а во втором случае, -
нет.
Каждый из трех аспектов фазы построения исполняет точную функцию:
- ясность видимости образа уничтожает выработку обычных, то есть, иллю-
зорных явлений;
- знание чистого значение уничтожает хватание за материальное существо-
вание в чистой зоне видимости божества и его страны манифестации; -
гордость божества уничтожает уподобление обычному "я".

Эти три пункта очень важны, но развитие третьего более важно, чем
развитие первых двух. На глубоком уровне, гордость божества позволяет
нам воспринимать тело Ченрезига как выражение ясности собственного ума и
как сияющее свечение его пустой природы. Субъект и объект, пустота и ви-
димость становятся нерасторжимыми, и медитатор покоится в таком созерца-
нии. Это состояние, разумеется, нельзя достичь быстро. В начале, доста-
точно просто думать: "Я - Ченрезиг."


Как научиться визуализировать

Когда начинают практиковать фазу построения, часто сталкиваются с
трудностью сформировать цельный образ божества. Наши усилия раскалывают-
ся: когда визуализируют лицо, руки становятся нечеткими; руки, в свою
очередь, заслоняют лицо; а ноги оттирают руки. Следует, тем не менее,
удерживать ум расслабленным и не бороться с собой. Если практиковать та-
ким образом, наша способность визуализировать постепенно улучшится.
Не следует подходить к визуализации в жесткой и чересчур структуриро-
ванной манере. Избегайте рассматривать визуализацию Ченрезига как возве-
дение стены дома, когда каждый кирпич прочно крепится к предыдущему, а
двери и окна вставляются материально в отведенные для них места. Хорошим
методом будет следующий:
В начале медитации, просто развиваете мысль, что "я - Ченрезиг" и
погружаетесь в нее. Когда возникают другие мысли, заставляя нас вернуть-
ся к погружению в нашу обычную личность, тогда используют поддержку ви-
зуализации, с целью опять получить идею о том, что я - это божество. К
примеру, думают "я - Ченрезиг, поэтому, мое тело белого цвета" и перено-
сят свое внимание на белизну тела. Это позволяет стабилизировать ум на
некоторое время. Когда нас отвлекают другие мысли от белого цвета, тогда
мы вспоминаем принадлежности, которые мы держим в руках, и так далее.
Когда устойчивое внимание больше невозможно удерживать на одной из час-
тей визуализации, переходят к другой: рукам, ногам, лицу, и так далее.
Подобным же образом и наш ум привыкает к некоторой устойчивости, без

<< Предыдущая

стр. 5
(из 8 стр.)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Следующая >>